Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 1


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 07 - 1 - 2024

(часть - 1 из 4)

 

 

 

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Президентом РФ подписан закон о «налоговой донастройке 2024»

Глава комитета ГосДумы прокомментировал донастройку налоговой системы

Президентом РФ подписаны «финансовые» законы…

… о внесении изменений в фед/бюджет на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг.

… о направлении доходов, полученных в связи с прогрессивной шкалой НДФЛ, в фед/бюджет

… о ежегодной семейной выплате гражданам РФ, имеющим двух и более детей

… о порядке определения миним/пред/срока владения зем/участками

ГосДума приняла в 3м чтении проект о поправках в НК РФ в части реализации налоговой политики

ГосДума приняла в 3м чтении законопроект о легализации майнинга криптовалюты

Эксперты анализируют отмену ВС РФ решения суда о национализации предприятия

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

ГосДума завершила шестую весеннюю сессию

В ГосДуму внесены законопроекты…

… о совершенствовании механизма взимания курортного сбора

… об упразднении режима зон территориального развития

… об отмене предоставления резидентам зон терр/развития инвест/нал/кредита

… о налоговом агентировании НДС операций по реализации медных полуфабрикатов

… о  двойн/налогообложении граждан РФ, имеющих иные гражданства

… о продлении ед/пониж/тарифов страх/взносов экипажам судов

… об отмене транспортного налога в новых регионах

… об ограничении использования ненормированного рабочего дня

… об освобождении от НДФЛ доходов, полученных от возмещения при несостоятельности застройщиков

… об актуализации положений НК РФ в части гос/регистрации программ для ЭВМ

… о расширении возможностей применения ПСН на деятельность банк/платеж/агента

ГосДума приняла в 1м чтении законопроект о применении инвест/нал/вычета участниками ДИТ

ГосДума предлагает снизить нал/нагрузку на нефтяные компании

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

ВС РФ принял определение о восстановлении НДС в деле о банкротстве

 


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Президентом РФ подписан закон о «налоговой донастройке 2024»

12 июля Президент РФ подписал Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в ч. I и II            НК РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (законопроект № 639663-8).

Как неоднократно упоминалось, главная цель поправок – обеспечить справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы.

Согласно положениям подписанного закона, изменения внесены в следующие элементы налоговой системы:

  1. Расширение преференций для отраслей IT и радиоэлектроники:
  • пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 5% для ИТ – организаций до 2030 года;
  • возможность применения для IT-компаний льгот при реорганизации в форме выделения;
  • расширение для организаций радиоэлектронной промышленности перечня доходов, которые учитываются для применения пониженных тарифов страховых взносов.
  1. Возможность применения к расходам на права пользования российскими программами для ЭВМ повышенного коэффициента 2.

Это позволит уменьшать компаниям сумму налога прибыль.

  1. Предоставление налоговых стимулов для малых технологических компаний:
  • предоставление регионам права в 2025–2030 годах вводить пониженные ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет;
  • снятие ограничения по видам НИОКР, по расходам на которые применяется повышающий коэффициент.
  1. Уточнение формулировок закона, в соответствии с которыми от НДС освобождаются плательщики УСН с доходами до 60 млн рублей, в том числе при реализации подакцизной продукции, как это действует и сейчас.
  1. Кроме того, плательщики УСН с доходом до 60 млн освобождаются от исполнения обязанности налогоплательщика НДС без дополнительного направления в налоговый орган соответствующего уведомления. Теперь налогоплательщики освобождаются от НДС автоматически.
  1. Преобразование «курортного сбора» в «туристический налог»:
  • местный налог, муниципалитеты самостоятельно будут определять необходимость его введения и размеры ставок;
  • ставка налога будет расти постепенно, начиная с 1% от стоимости проживания в 2025 году и прибавляя по 1 процентному пункту в год до 2029 года (с 2029 и далее- не выше 5%);
  • налог будет уплачиваться в бюджет по месту нахождения гостиниц: так муниципалитеты получат дополнительный источник финансирования развития муниципалитета;
  • налог не будет исчисляться со стоимости услуги по проживанию некоторых категорий граждан, в том числе участников специальной военной операции. Муниципалитеты могут расширять перечень категорий.
  1. Усовершенствование порядка уплаты акциза на фармсубстанцию спирта и дополнение новыми мерами, направленными на недопущение роста цен на лекарства:
  • акциз на фармсубстанцию спирта этилового предлагается принимать к вычету при производстве определенных соответствующими перечнями лекарственных средств и лекарственных препаратов, а также указанной продукции с объемной долей содержания этилового спирта ниже 20% (не содержащей спирт) и медицинских изделий;
  • для компаний, использующих менее 500 тыс. литров в год фармсубстанции, вычет будет предоставляться независимо от включения в перечень произведенной продукции и без необходимости предоставлять документы, подтверждающие целевое использование фармсубстанции;
  • введение единого подхода по возможности покупать с нулевой ставкой акциза только денатурированный спирт в целях его использования для производства парфюмерной продукции, продукции бытовой химии, полиграфических красок, гелей, кремов на гелиевой основе.
  1. Индексация ставок акцизов на подакцизные товары на прогнозный уровень инфляции 4%.
  1. Определение размеров коэффициента для расчета налогового вычета при использовании винограда для производства винодельческой продукции.
  1. Уточнения в части налога на доходы физических лиц (НДФЛ):
  • выравнивание налоговых условий для операций с цифровыми финансовыми активами с операциями с ценными бумагами – ставки по НДФЛ устанавливаются не выше 15%;
  • увеличение до 18 тыс. рублей налогового вычета за сдачу нормативов ГТО;
  • установление единого размера фиксированного НДФЛ для владельцев пяти и более КИК в сумме 25 млн. рублей.
  1. Корректировка по результатам дополнительного анализа рентных налогов, проведённого совместно с бизнесом, параметров НДПИ на добычу угля и руды, используемой при производстве минеральных удобрений, а также уточнение параметров акциза на газ, применяемого при производстве аммиака.
  1. Повышение в три раза налога на процессинговые центры букмекеров.
  1. Изменения в части уплаты государственных пошлин:
  • установление госпошлины и уточнение действующих размеров за юридически значимые действия, совершаемые Росреестром;
  • индексация размеров госпошлины за юридически значимые действия, связанные с проведением аттестации, а также совершаемые антимонопольными органами.

Большинство поправок вступит в силу с 1 января 2025 года.

Глава комитета ГосДумы прокомментировал донастройку налоговой системы

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в интервью “Ъ” рассказал о том, для чего нужна эта «донастройка», и том, куда пойдут появляющиеся дополнительные бюджетные доходы.

В интервью изданию, Андрей Макаров отметил следующее:

  • Налоговой системе страны в этом году 26 лет — с момента принятия Общей части НК она стала одной из лучших налоговых систем в мире. За это время пройден путь, который в других странах проходили даже не десятилетиями, а веками. И то, что мы сейчас обсуждаем,— первые с тех пор системные изменения налоговой системы.

Обсуждаются они не последние недели или месяцы — это работа, которая велась очень много лет. Налоговая система — это не только налоговое законодательство. Это система взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, основанная на степени готовности одних решать поставленные государством задачи и понимании других о том, что налоги надо платить.

В Конституции записано, что каждый должен платить установленные законом налоги и сборы, но вспомните 1990-е годы: считалось, что налоги платят только трусы и дураки. В 1998 году верхняя ставка НДФЛ сильно превышала предлагаемую сейчас, но 98,6% налогоплательщиков платили по нижней ставке в 12%. Так происходило в том числе потому, что у налоговых органов не было нынешних возможностей администрирования, а у людей не было понимания, что платить налоги — это норма жизни. Когда платишь налоги — получаешь право требовать от государства.

Не помню, кто сказал, что право платить налоги делает человека гражданином. Обществу нужно было пройти этот путь, увидеть, что государство может эффективно расходовать собранные средства на развитие страны.

Это не вопрос предложений политических партий. Налоговое законодательство своевременно фиксирует новые уровни взаимоотношений по мере появляющихся возможностей налоговых органов и по мере формирования культуры уплаты налогов».

  • Неслучайно были сформулированы три главных принципа изменения налоговой системы, которые были изложены и в рекомендациях Государственной думы: справедливость, стабильность и сбалансированность.
  • Справедливость налогообложения — не ставки, а то, как государство распоряжается деньгами, которые оно собирает.
  • Вы отдаете деньги государству и изначально считаете это несправедливым, поскольку у вас забирают их в силу закона. Если забирают много, считаете это большой несправедливостью, если мало — просто несправедливостью. Примиряет с этой несправедливостью то, что вы видите, что эти деньги пошли на дороги, здравоохранение, образование и иные функции, которые государство выполняет в соответствии с Конституцией. То есть вы оцениваете, как государство тратит те деньги, которые вы ему отдаете, и справедливость изъятия по тем услугам, которые вам оказывает государство. Это основа, на которой выстраивалась работа при обсуждении изменений налоговой системы — мы хотели прийти к консенсусу в интересах и бюджета, и граждан. При этом, конечно же, приоритетом должны оставаться интересы граждан.
  • Если говорить о целях налоговых изменений — их несколько. В том числе получение дополнительных доходов для обеспечения финансирования нынешних приоритетов и новых мер поддержки. Но при этом необходимо было сбалансировать изменения так, чтобы бизнес, заплатив налоги, мог дальше развиваться. Почему понадобились одновременно поправки в Бюджетный кодекс и в бюджет? Люди должны видеть, на что идет налог: доходы, которые государство получит за счет изменений, направляются на социальную поддержку и национальные цели, которые были обозначены в послании президента Федеральному собранию. И это отражается в законе о бюджете, то есть это публично контролируемый процесс.

Тогда возникает еще одна задача: у всех уровней власти должны быть источники доходов, которые позволяют решать огромное количество задач, которые стоят перед каждым из них, в том числе задачи поддержки людей и бизнеса. У нас огромная страна и регионы с самыми разными возможностями, а про муниципалитеты вообще говорить сложно — у большинства из них нет источников доходов, чтобы решать насущные проблемы людей, не говоря уже о поддержке бизнеса.

  • Бюджет и налоги — это сообщающиеся сосуды, при этом налоги — один из инструментов достижения наццелей. Президент поставил задачу выровнять бюджетную обеспеченность регионов, поскольку граждане имеют равные права на качественное здравоохранение, образование независимо от того, в каком регионе они живут. Это достигается путем перераспределения в рамках бюджетного законодательства. Сейчас мы докручиваем этот механизм: повышаемые ставки забираются на федеральный уровень и перераспределяются менее обеспеченным регионам через трансферты. Если просто линейно повысить ставки, то дополнительные доходы получат Москва, Питер, крупные регионы, а бедные регионы ничего не получат.
  • Есть еще один принцип: «Не навреди». Например, при определении ставки налога для самозанятых проводилось большое обследование фокус-группы из 8 тыс. человек, которые не платили налоги. Одним из вопросов было: «Какой налог вы готовы платить?» Налоговая служба смогла создать механизм для самозанятых, чтобы нажатием нескольких кнопок на телефоне можно было зарегистрироваться и платить небольшой налог — и сейчас более 10 млн самозанятых, которые до этого в основном не платили налоги. Это показатель доверия. Когда мы в рекомендациях написали, что самозанятых нельзя трогать, поскольку режим обещали не менять в течение десяти лет, правительство с этим согласилось — изменений в этой части нет.
  • Когда мы говорим о налоговой нагрузке, о льготах, надо определять приоритеты. Президент их обозначил — поддержка семей с детьми, в первую очередь многодетных.
  • Среди других изменений — введение туристического налога. И на парламентских слушаниях, и на Экспертном совете мэры говорили об одном: муниципалитетам нужны самостоятельные источники доходов. Проанализировав мировой опыт, ошибки и недостатки курортного сбора, мы предложили правительству с окончанием эксперимента в конце этого года внести положения о туристическом налоге. Этого не было в первом чтении, поскольку вопрос долго прорабатывался. Естественно, многие губернаторы заявили: «Отличная идея, полностью поддерживаем, только давайте, чтобы он был не местный, а региональный — нам деньги, мы лучше знаем, как ими пользоваться». Но идея была в появлении самостоятельного доходного источника у местных бюджетов, поскольку местные органы сами формируют свои бюджеты и устанавливают налоги и сборы, но только если это предусмотрено Налоговым кодексом.

Сейчас вопрос в том, что местным бюджетам нужны свои источники доходов. И туристический налог дает самостоятельный источник для местной власти — муниципалитеты будут вправе вводить его по своему усмотрению, а доходы будут зачисляться в местные бюджеты. Местные власти вправе определять льготы и устанавливать разные ставки в зависимости от сезона и категорий средства размещения.

Недостаток действующего сейчас курортного сбора в том, что на деньги, поступавшие от него, можно построить, например, лавочку или дорожку, по которой можно гулять — если же рядом зловонная канализация, из-за которой сидеть на этой лавочке или гулять по дорожке невозможно, то на ее ремонт направить эти средства нельзя, поскольку это нецелевые расходы. Эта проблема сейчас устраняется.

К тому же курортный сбор, который составляет до 100 руб., платится с каждого проживающего, а туристический налог будет платиться с номера, то есть люди в итоге в непремиальном сегменте будут платить меньше.

В поправках устанавливается, что ставка составляет до 1% в 2025 году с постепенным ростом до 5% к 2029 году, при этом 100 руб.— минимальная ставка. При этом в проекте есть категории туристов, при расчете которых за проживание не будет исчислен налог, и муниципалитет может дополнить установленный перечень по своему усмотрению. При стоимости номера 10 тыс. руб. в сутки, а это не самый плохой номер, 100 руб. — это 1%, а есть номера, которые стоят как крыло самолета. Это тоже о справедливости: если кто-то живет в люксе или президентском сьюте (а таких номеров немало), то он заплатит больше, поскольку есть такие возможности.

  • Малый бизнес просил установить для них плавный переход с УСН на общую систему налогообложения. Например, «Опора России» предлагала не применять НДС при доходах до 60 млн руб., что и было поддержано — изменения УСН не коснутся 97% малого бизнеса. Когда законопроект уже был внесен в Госдуму, «Опора России» обратила внимание на то, что, исходя из первоначальной редакции, даже те, кто не платит НДС, могли попасть в ситуацию, когда вести учет и сдавать отчетность нужно было «с первого рубля». Мы отработали это с правительством, и теперь в поправках меняется всего одно слово — никто и не заметит, но снимется огромная нагрузка и справедливость восстановлена.
  • Налоговый вычет — это господдержка, и необходимо определять приоритеты. Сейчас это национальные цели. Бизнес считает, что многие вопросы, влияющие на налоговую нагрузку, решаются текущим законодательством. Вот, например, должны ли льготы, которые даются тем или иным отраслям в целях их стимулирования, быть постоянными? Несколько лет назад в бюджет был введен раздел «Налоговые расходы», в котором перечислены льготы и их стоимость. Мы договорились проанализировать эффективность этих льгот и на основании этого решать — продлевать или нет. А у нас многие считают, что прекращение льготы — это удар по бизнесу.
  • Средства, которые государство получает от изменений налоговой системы, направляются на социальную поддержку и реализацию национальных целей. Фундаментально эти средства защищены от возможных колебаний и изменений. Да, новые меры поддержки потребуют дополнительных средств, но тогда будем донастраивать. Неслучайно были одновременно внесены поправки в бюджет — часть предложенных президентом мер соцподдержки начнет действовать не с 2025 года, а уже сейчас.
  • Строго говоря, то количество поправок, которое сейчас есть в НК, затрудняет работу с ним и для налогоплательщиков, и для налоговых органов, а главное, снижает реализацию принципа НК как закона прямого действия — например, когда мы вынуждены отдавать решение каких-то важных вопросов на уровень постановления правительства. На самом деле, в рамках стабильно действующей в нормальных условиях системы это, наверное, неправильно, поскольку все должно регулироваться законом, но это вынужденные меры. Эта задача не вычеркнута, а просто перенесена. Но она обязательно будет решена — либо нами, либо теми, кто придет нам на смену.

Президентом РФ подписаны «финансовые» законы…

… о внесении изменений в фед/бюджет на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг.

12 июля Президент РФ подписал Федеральный закон от 12.07.2024 № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (законопроект № 639656-8).

Согласно содержанию подписанного закона, закон предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год  и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее - Закон № 540-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2024 год (показатели на плановый период 2025 и 2026 годов не изменяются), которые в основном связаны с реализацией Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 29 февраля 2024 года (далее - Послание)  и отдельных поручений Президента РФ.

Изменения, касающиеся планового периода 2025 и 2026 годов, будут учтены при подготовке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» в установленном порядке.

Кроме того, законопроект предусматривает уточнение распределения отдельных субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ без изменения общего объема межбюджетных трансфертов, в том числе на плановый период 2025 и 2026 годов.

… о направлении доходов, полученных в связи с прогрессивной шкалой НДФЛ, в фед/бюджет

12 июля Президентом РФ подписан Федеральный закон от 13.07.2024 № 177-ФЗ «О внесении изменений в БК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (законопроект № 639660-8).

Согласно положениям закона, законом предусмотрено направление всех дополнительных доходов, возникших в связи с введением прогрессивной шкалы налоговой ставки (свыше 13 %), в доход федерального бюджета. В связи с этим выделены новые виды доходов (в том числе - в рамках инвестиционных доходов) с указанием нормативов распределения.

Повышение ставок по налогу на добычу полезных ископаемых на калийные соли, железную руду, апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды приведет к росту поступлений в федеральный и региональный бюджеты. В настоящее время норматив распределения по указанным видам налога на добычу полезных ископаемых составляет 83 % в федеральный бюджет и 17 % в бюджеты субъектов РФ. В целях компенсации возможных выпадающих доходов регионов по налогу на прибыль организаций норматив зачислений в федеральный и бюджеты субъектов РФ предлагается оставить без изменений.

Также, законом объединяется прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период с предварительными итогами социально-экономического развития РФ за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития РФ за текущий финансовый год.

Вводимые новации направлены на совершенствование бюджетных правоотношений, в которых конкретные граждане (физические лица) не участвуют. Закон создает условия для повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг. 

… о ежегодной семейной выплате гражданам РФ, имеющим двух и более детей

13 июля Президентом РФ подписан Федеральный закон от 13.07.2024 № 179-ФЗ «О ежегодной семейной выплате гражданам РФ, имеющим двух и более детей» (законопроект № 638814-8).

Согласно закону, устанавливается право граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, на получение ежегодной выплаты работающим родителям, имеющим двух и более детей (далее - ежегодная выплата), являющихся гражданами РФ и проживающих на территории РФ.

Законом предусматривается, что ежегодная выплата выплачивается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя на год, предшествующий году обращения за указанной выплатой.

Ежегодная выплата осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования РФ каждому из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) детей в возрасте до 18 лет или возрасте до 23 лет при условии их обучения в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам) при отсутствии у заявителя задолженности по уплате алиментов.

Размер ежегодной выплаты определяется в виде разницы между суммой уплаченного налога на доходы физических лиц за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, и суммой налога на доходы физических лиц, рассчитанного с того же дохода по ставке 6 % в полном объеме.

Закон вступает в силу с 1 января 2026 года.

… о порядке определения миним/пред/срока владения зем/участками

22 июля Президент РФ подписал Федеральный закон от 22.07.2024 № 193-ФЗ «О внесении изменения в ст. 217.1 ч. II НК РФ» (законопроект № 584777-8).

Напомним, что ст. 217.1 НК РФ предусмотрено, что доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества.

При этом действующим законодательством не предусмотрен порядок исчисления минимального предельного срока владения земельных участков, образованных для целей изъятия для государственных или муниципальных нужд.

В целях уточнения условий, при которых правообладатель земельного участка, образованного в связи с его изъятием для государственных и муниципальных нужд, освобождается от уплаты налога законом предусматривается, что в срок нахождения в собственности налогоплательщика такого земельного участка, включается срок нахождения в собственности налогоплательщика исходного земельного участка, из которого был образован указанный земельный участок.

ГосДума приняла в 3м чтении проект о поправках в НК РФ в части реализации налоговой политики

23 июля ГосДума приняла в третьем чтении законопроект № 577665-8 «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики).

Напомним, что законопроектом предусматривается возможность вместо ИНН или персональных данных указывать номер записи единого федерального информационного регистра сведений о населении.

Скорректированы положения НК РФ, устанавливающие порядок постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе (в том числе свидетельство о постановке на учет заменяется выпиской из ЕГРН).

Законопроектом предлагается сокращение "пороговых" требований к участникам налогового мониторинга.

Уточняются виды доходов, облагаемые НДФЛ (в том числе корректируется порядок налогообложения доходов в виде процентов), и дополняются расходы, по которым можно заявить налоговый вычет.

Значительные изменения вносятся в порядок уплаты налога на прибыль, предусматривающие в том числе меры, направленные на поддержку российских компаний.

Уточнения коснутся также, в частности, порядка взимания имущественных налогов, страховых взносов и применения специальных налоговых режимов.

Кроме того, существенные изменения касаются положений НК РФ в части размеров уплаты государственной пошлины.

ГосДума приняла в 3м чтении законопроект о легализации майнинга криптовалюты

30 июля ГосДума приняла в третьем чтении законопроект законопроект № 237585-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части регулирования цифровой валюты).

Напомним, что законопроектом предусматривается легализация майнинга криптовалюты.

Требования к деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, в том числе участников майнинг-пула, будут устанавливаться Правительством РФ по согласованию с Банком России, а контроль (надзор) за соблюдением установленных требований будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Введение предлагаемого законопроектом регулирования деятельности по майнингу, а также установление отдельных требований к такой деятельности позволит легально осуществлять указанную деятельность, декларировать полученный доход, а также обеспечивать исчисление и уплату в бюджеты всех уровней соответствующих налоговых платежей.

Кроме того, это позволит нивелировать правовые риски, связанные с данной деятельностью.

Законопроектом предусматривается, что цифровая валюта, полученная в результате майнинга, подлежит реализации без использования российской информационной инфраструктуры. При этом законопроектом предполагается установить правило о нераспространении на случаи такой реализации правил законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Кроме того, устанавливается запрет на рекламу или предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровой валюты.

При этом сделки с цифровой валютой, одной из сторон которых выступают лица, осуществляющие майнинговую деятельность, могут проводиться с использованием российской информационной инфраструктуры через уполномоченную организацию в рамках экспериментального правового режима.

Принятие законопроекта позволит сформировать правоприменительную практику, которая в том числе будет способствовать обеспечению дальнейшего комплексного регулирования вопросов, связанных с выпуском и оборотом цифровых валют.

Эксперты анализируют отмену ВС РФ решения суда о национализации предприятия

25 июня судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение о передаче в доход государства завода электрических соединителей «Исеть», который принадлежал бывшему депутату Госдумы Малику Гайсину, контрольный пакет акций предприятия был передан во владение «Ростеху», что следует из официального сайта ВС РФ.

Несмотря на то, что в открытых источниках текст определения ВС РФ отсутствует, экспертами мотивы суда в настоящий момент исследованы, и мотивам суда дана экспертная оценка.

В частности, Романом Бевзенко проанализированы аргументы, изложенные в определении ВС РФ:

  1. Закон обратной силы не имеет:

Статья 235 ГК, которая позволяет изымать в госсобственность имущество у чиновников, нарушающих правила декларации, не имеет обратной силы, она применяется только с 1 января 2013 года и не распространяется на те отношения, которые возникли до ее вступления в силу.

  1. Исковая давность применяется к искам об изъятии имущества у подозреваемых в коррупционных нарушениях:

Вывод судов, согласившихся с прокурорами в том, что они предъявляют иски в защиту нематериальных благ, ошибочен. Иск был подан об изъятии имущества в доход государства, это имущественный иск. Он подчинен обычным правилам об исковой давности.

  1. Депутаты - это не государственные служащие:

Депутаты не являются государственными служащими, на них не распространяются нормы закона о госслужбе. В отношении депутатов есть собственные ограничения, надо применять эти нормы. В момент, когда М. Гайсин был депутатом (1996-2000) тех ограничений для депутатов, о которых говорит прокуратура, не было.

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

ГосДума завершила шестую весеннюю сессию

Шестая весенняя сессия Государственной Думы завершила свою работу. Депутаты ушли на каникулы до 3 сентября 2024 г.

Итоги сессии подвел Председатель ГД Вячеслав Володин, который сообщил, что в эту сессию был принят 331 закон, из них 215 — прямого действия, 92 — социально значимые. Седьмая сессия продлится с 3 сентября по 29 декабря 2024 г.

Снова к пленарным заседаниям Дума вернётся 16 сентября.

В ГосДуму внесены законопроекты…

… о совершенствовании механизма взимания курортного сбора

4 июля Законодательным Собранием Санкт-Петербурга внесён в ГосДуму законопроект № 663643-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект разработан в целях установления возможности перечисления денежных средств в счет исполнения обязанности плательщика по уплате платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор) иным лицом, снижения нагрузки на операторов курортного сбора при перечислении им курортного сбора, а также в целях расширения перечня лиц, имеющих право на освобождение от уплаты курортного сбора.

Законопроектом предлагается установить по аналогии с положениями ст. 45 НК РФ возможность перечисления денежных средств в счет исполнения обязанности плательщика по уплате курортного сбора иным лицом.

Также, законопроектом предлагается предусмотреть положение, в соответствии с которым при перечислении курортного сбора плательщиками курортного сбора комиссионное вознаграждение кредитными организациями не взимается.

Кроме того, по мнению авторов законопроекта, в целях усиления социальной защиты гражданских лиц, обеспечивающих выполнение задач в ходе СВО на территории Украины, ДНР и ЛНР, представляется целесообразным и справедливым освободить их от уплаты курортного сбора посредством внесения соответствующего изменения в федеральное законодательство.

… об упразднении режима зон территориального развития

4 июля Правительством РФ внесён в ГосДуму законопроект № 664273-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект разработан в целях упразднения режима зон территориального развития.

Как отмечается инициатор законопроекта, изменениями, внесенными в БК РФ Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений в БК РФ и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в БК РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», упразднен инвестиционный фонд РФ, средства которого могли являться источником предоставления мер государственной поддержки резидентам зон территориального развития. Иные источники финансирования мер государственной поддержки резидентов зон территориального развития не предусмотрены.

На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ отсутствуют законопроекты с аналогичным содержанием.

… об отмене предоставления резидентам зон терр/развития инвест/нал/кредита

4 июля Правительством РФ внесён в ГосДуму законопроект № 664237-8 «О внесении изменений в ч. I НК РФ».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроектом предусматривается признание утратившими силу отдельных положений ч. I НК РФ, предусматривающих предоставление резидентам зон территориального развития инвестиционного налогового кредита.

… о налоговом агентировании НДС операций по реализации медных полуфабрикатов

8 июля депутаты ГосДумы от фракции «ЛДПР» А.К. Луговой, С.Д. Леонов и К.М. Панеш внесли в ГосДуму законопроект № 666139-8 «О внесении изменений в ст. 161 ч. II НК РФ».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект является развитием положений, включенных в ст. 161 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», с учетом практики их применения.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ возложил обязанность по исчислению и уплате НДС по операциям реализации отдельных товаров, в частности лома и отходов черных и цветных металлов, на покупателей - налоговых агентов.

Указанные механизм хорошо зарекомендовал себя, поскольку он позволяет исключить недобросовестные действия по уклонению от уплаты НДС со стороны продавца данных товаров, а также исключить риски оспаривания налоговыми органами вычета «входного» НДС у покупателя.

Указанный механизм налогового агентирования предлагается распространить также и на операции реализации продуктов переработки медного лома и отходов (далее - медные полуфабрикаты), поскольку многочисленные обращения от представителей бизнес-сообщества свидетельствуют о том, что на практике сохраняются риски недобросовестных действий по уклонению от уплаты НДС при реализации таких полуфабрикатов. Указанные риски возникают в связи с тем, что продавцами медных полуфабрикатов, как правило, выступают не их производители, а лица, которые заказывают их производство на давальческой основе. При этом зачастую для таких лиц основной целью совершения сделки является неуплата налога.

Такая ситуация приводит к предъявлению налоговыми органами претензий к заводам, приобретающим у указанных лиц медные полуфабрикаты для производства кабельно-проводниковой продукции, о непроявлении этими заводами должной осмотрительности и о неправомерном применении ими налоговых вычетов в части НДС, предъявленного недобросовестными продавцами медных полуфабрикатов.

Перенос обязанности по исчислению и уплате НДС по операциям реализации медных полуфабрикатов на покупателей - производителей кабельной-проводниковой продукции создаст условия для устранения экономической заинтересованности недобросовестных налогоплательщиков- продавцов медных полуфабрикатов в применении схем уклонения от уплаты НДС. Это, в свою очередь, позволит исключить риски налоговых споров между производителями кабельной-проводниковой продукции и налоговыми органами.

Для целей реализации предлагаемого механизма законопроектом предусмотрено формирование двух перечней:

  • перечня производителей кабельно-проводниковой продукции - для того, чтобы исключить возложение обязанностей налогового агента на покупателей медных полуфабрикатов - перепродавцов;
  • перечня производителей медных полуфабрикатов - для того, чтобы исключить из налогового агентирования прямые покупки у производителей медных полуфабрикатов.

Полномочия по определению указанных перечней предлагается возложить на Минпромторг России совместно с ФНС России, а порядка их определения на Правительство Российской Федерации.

Таким образом, как указывают авторы, проект федерального закона позволит в значительной мере обелить отрасль переработки медного лома и повысить эффективность взимания НДС по операциям реализации медных полуфабрикатов.

… о  двойн/налогообложении граждан РФ, имеющих иные гражданства

11 июля депутатами партии «СРЗП» М.Г. Делягиным, Н.В. Новичковым и Ю.И. Григорьевым внесён в ГосДуму законопроект № 669780-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ».

Как следует из содержания пояснительной записки, поправки в ч. II НК РФ носят корреспондирующий характер с законопроектом о внесении поправок в Федеральный закон «О гражданстве РФ», по которому натурализованные граждане РФ обязаны подать заявление о выходе из гражданства другого государства, за исключением Белоруссии, Абхазии и Южной Осетии в течение 6 месяцев со дня приобретения гражданства РФ либо вступления в силу данного закона; если они это не сделают, они должны будут быть лишены российского гражданства.

Поправки в ч. II НК РФ предусматривают удвоенную налоговую ставку при взимании налога на доход, транспортные средства и имущество физических лиц - граждан РФ по рождению, не вышедших из гражданства иных государств, кроме Белоруссии, Абхазии и Южной Осетии.

Таким образом, планируется минимизировать число граждан, обладающих устойчивой политико-правовой связью с иностранными государствами, что будет способствовать упрочению легитимной власти в России.

Кроме того, удвоение ставки налогообложения для граждан РФ, не желающих выйти из гражданства недружественного государства, будет способствовать увеличению доходной части бюджета РФ.

Комментарий от «НФП»: Следует отметить, что законопроект законопроект № 669780-8 прямо противоречит положениям п.2 ст.3 НК РФ: «…Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала».

Именно поэтому мы считаем, что или законопроект должен быть отвергнут ГосДумой или, как вариант, в ст.3 НК РФ должны быть сделаны соответствующие поправки.

… о продлении ед/пониж/тарифов страх/взносов экипажам судов

18 июля Правительством РФ внесён в ГосДуму законопроект № 675885-8 «О внесении изменения в ст. 427 ч. II НК РФ» (в части продления единых пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат членам экипажей судов).

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект разработан в целях продления срока применения пониженных тарифов страховых взносов к выплатам и вознаграждениям членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа в морских портах Российской Федерации), за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна в размере 0,0 процентов доли единого пониженного тарифа до 2037 года, что позволит создать благоприятные условия для развития транспортного флота и гражданского судостроения РФ.

Как отмечает инициатор законопроекта, продление действующего уровня обязательных отчислений пенсионного и иных видов страхования в отношении членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, соответствует целям социально-экономической политики РФ и будет способствовать созданию более благоприятных финансово-экономических условий хозяйствования для российских судоходных компаний, регистрирующих суда в Российском международном реестре судов, что, в свою очередь, позволит стимулировать российских судовладельцев к размещению заказов на постройку нового флота на российских судоверфях и обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности судов под отечественным флагом, а также повысить мотивацию специалистов плавсостава для работы на российских судах.

… об отмене транспортного налога в новых регионах

23 июля инициативной группой депутатов от фракции «КПРФ» внесён в ГосДуму законопроект № 679383-8 «О внесении изменения в НК РФ в части отмены транспортного налога в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Херсонской области и Запорожской области».

Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан и вносится в целях отмены транспортного налога для граждан с их одного транспортного средства, зарегистрированного в новых субъектах РФ, вошедших в состав РФ: Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонская области.

Как отмечает инициатор законопроекта, одним из аргументов введения транспортного налога в своё время было решение проблемы по мобилизации денежных средств для финансирования развития дорожной инфраструктуры страны. В настоящее время для финансирования этих расходов законодательно решен вопрос по пополнению дорожного фонда за счет другого источника - отчислений в дорожный фонд в размере 9 рублей от стоимости каждого проданного литра топлива.

С учетом изложенного, в случае принятия данного Федерального закона, предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 года и на плановый период 2025 и 2026 годов» о выделении необходимых средств адекватных суммам транспортного налога, отменяемого в целях государственной поддержки жителей указанных субъектов РФ.

… об ограничении использования ненормированного рабочего дня

29 июля инициативной группой депутатов от фракции «ЛДПР», а также сенатором РФ Е.В. Афанасьевой внесён в ГосДуму законопроект № 683073-8 «О внесении изменений в ст. 101 и 119 ТК РФ в части ограничения использования ненормированного рабочего дня».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект разработан в целях защиты законных прав и интересов работников на отдых и на установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени путем ограничения права работодателя на применение режима ненормированного рабочего дня.

«Необходимость» и «эпизодичность» привлечения к выполнению трудовых функций за пределами установленной для работников продолжительности рабочего времени являются оценочными категориями, приблизительные ориентиры по которым ни законодательно, ни судами не установлены. В качестве компенсации за работу с ненормированным рабочим днем статья 119 ТК РФ предусматривает предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может быть менее трех календарных дней.

При этом законодательно не устанавливается никакой связи между фактически отработанным временем за пределами рабочего дня и продолжительностью предоставляемого за это работнику дополнительного отпуска. Трехдневный отпуск может получить как работник, ни разу не привлекавшийся к работе после окончания своего рабочего времени, так и тот, который значительно «переработал».

Часто трудовые споры между работником и работодателем возникают не из-за ненормированного рабочего дня, а по причине отсутствия учета фактически отработанного времени. Это означает, что работники фактически начинают жить на работе за три дополнительных выходных дня в году, то есть за минимальную гарантию, которую большинство работодателей не стремятся увеличивать, хотя они таким правом наделены.

Отсутствие законодательно установленного ограничения продолжительности ненормированного рабочего дня, необходимости учета отработанного работником времени за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня (смены), связи между фактически отработанным за пределами рабочего дня временем и продолжительностью предоставляемого за это работнику дополнительного отпуска приводит к тому, что работодатели часто злоупотребляют применением ненормированного рабочего дня, заменяют данным понятием сверхурочную работу, устанавливают такой режим работы большинству работников в организациях как государственной (муниципальной), так и частной форм собственности. При этом работники, работающие в режиме ненормированного рабочего дня, как правило, не привлекаются к сверхурочным работам.

Необходимость принятия в период пандемии многими компаниями мер по экономии средств привела к тому, что сотрудники стали работать более продолжительное время, получая ту же заработную плату. В период пандемии существенно изменился и сам характер работы многих людей, дистанционная работа стала нормой во многих отраслях промышленности, нередко стирая грань между домом и работой.

С целью исключения возможности злоупотребления работодателями своим правом на применение режима ненормированного рабочего дня в ущерб законным правам и интересам работников законопроектом предлагается внести изменения в статьи 101 и 119 ТК РФ, предусматривающие:

- установление предельного количества часов переработки в режиме ненормированного рабочего дня (не выше 120 часов в год);

- необходимость точного учета времени, фактически отработанного каждым работником за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня (смены);

- установление продолжительности предоставляемого дополнительного отпуска в зависимости от времени, фактически отработанного за пределами рабочего дня.

… об освобождении от НДФЛ доходов, полученных от возмещения при несостоятельности застройщиков

30 июля депутатами от фракции «ЛДПР» Я.Е. Ниловым и В.А. Кошелевым внесён в ГосДуму законопроект № 684416-8 «О внесении изменения в ст. 2 Федерального закона «О внесении изменения в ст. 217 ч. II НК РФ».

Как следует из содержания пояснительной записки, Федеральный закон от 29 мая 2023 года № 201-ФЗ «О внесении изменения в ст. 2 Федерального закона «О внесении изменения в ст. 217 ч. II НК РФ» (проект № 210913-8) предусматривает освобождение от обложения НДФЛ доходов, полученных налогоплательщиком по одному из оснований:

  • либо в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
  • либо в качестве меры по защите прав граждан - участников долевого строительства в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Данный Федеральный закон направлен на восстановление социальной справедливости в отношении пострадавших граждан, инвестировавших собственные денежные средства в строительство многоквартирных домов и получивших возмещение в соответствии с законами субъектов РФ по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков.

Поскольку указанный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, его действие не будет распространено на пострадавших граждан, инвестировавших свои денежные средства в строительство многоквартирных домов и получивших доходы в виде возмещения в соответствии с законами субъектов РФ в 2020 и 2021 годах.

Инициатор законопроекта отмечает, что именно в соответствии с их обращениями и в целях их защиты был разработан проект № 210913-8. Однако, их доходы, полученные в виде возмещения, должны облагаться НДФЛ на общих основаниях, что является огромной несправедливостью.

В целях восстановления социальной справедливости в отношении указанных граждан законопроектом предлагается внести изменение в ст. 2 Федерального закона от 29 мая 2023 года № 201-ФЗ «О внесении изменения в ст. 2 Федерального закона «О внесении изменения в ст. 217 ч. II НК РФ», предусматривающее, что положения п. 71 ст. 217 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении доходов, полученных налогоплательщиками в качестве меры по защите прав граждан - участников долевого строительства в соответствии с законодательством субъектов РФ с 1 января 2020 года.

… об актуализации положений НК РФ в части гос/регистрации программ для ЭВМ

31 июля Правительством РФ внесён в ГосДуму законопроект № 686132-8 «О внесении изменений в ст. 333.30 и 333.35 ч. II НК РФ.

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект разработан в целях оптимизации нормативно-правового регулирования в сфере разрешительной деятельности, в том числе в части систематизации действующих в РФ разрешительных режимов, упрощения порядка предоставления лицензий, аккредитаций, аттестаций и иных разрешительных документов, отмены требований, предъявляемых к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, обращающимся за получением разрешительных документов, и введения в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом рискориентированного подхода и соответствующего уровня развития в соответствующих сферах.

Законопроект направлен на актуализацию положений НК РФ в части изменения перечня совершаемых Роспатентом действий по государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также размеров государственной пошлины за их совершение.

Государственная регистрация программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем согласно ст. 1262, 1334 и 1452 ГК РФ является добровольной. Уплата пошлин не является условием возникновения и реализации имущественных прав и не является барьером для деятельности правообладателей.

В рамках законопроекта размеры государственной пошлины за совершение действий по государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы увеличиваются с учетом уровня накопленной с 2014 по 2023 год инфляции, а также устанавливаются одинаковые размеры государственных пошлин для организаций и физических лиц.

В пересчете с поправкой на инфляцию средний размер пошлины за регистрацию программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральной микросхемы для физических лиц должен составлять 5 375,6 руб., для юридических лиц - 8 063,4 рублей.

Отказ от дифференцированного подхода к установлению размеров пошлин направлен на упрощение их исчисления в тех случаях, когда правообладателями одной программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральной микросхемы являются несколько физических и юридических лиц одновременно.

В настоящее время согласно п. 2 ст. 333.30 НК РФ если за совершением действия обращаются организации и физические лица, размер доли государственной пошлины, уплачиваемой каждым плательщиком, определяется пропорционально количеству плательщиков на основании п. 2 ст. 333.18 НК РФ исходя из установленных размеров для организаций и физических лиц.

Таким образом, чтобы рассчитать общий размер пошлины, нужно отдельно считать размеры пошлины, уплачиваемой физическими и юридическими лицами соответственно, поделив размер, установленный для соответствующей категории заявителей, на общее количество правообладателей и умножив на количество правообладателей, относящихся к физическим/юридическим лицам соответственно, после чего просуммировать получившиеся величины, уплачиваемые указанными категориями лиц.

Данная система приводит к ошибкам при уплате пошлин заявителями и увеличению сроков предоставления услуги.

Вместе с тем, расходы бюджета для обеспечения регистрации Роспатентом программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем на имя физических и юридических лиц не различаются. Перечень административных процедур одинаков. При этом физические лица в настоящее время составляют не более 18% от общего числа заявителей.

… о расширении возможностей применения ПСН на деятельность банк/платеж/агента

31 июля депутатами М.А. Топилиным, А.З. Фарраховым, О.В. Морозовым, А.Г. Коготиной, С.А. Наумовым и Н.В. Школкиной от фракций «Единая Россия» и «ЛДПР» внесён в ГосДуму законопроект № 685824-8 «О внесении изменений в ст. 346.43 ч. II НК РФ».

Как следует из текста пояснительной записки, законопроект подготовлен в целях повышения доступности финансовых услуг для населения, проживающего в сельской местности, на отдаленных и малонаселенных территориях, а также стимулирования развития малого предпринимательства на указанных территориях в области финансовых услуг путем расширения видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (далее - ПСН) на деятельность банковского платежного агента (далее - БПА).

Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие исключение в части возможности применения патентной системы налогообложения для осуществляемой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», деятельности БПА, связанной с операциями с использованием платежных карт, в том числе по приему (выдаче) наличных денежных средств.

При этом патентную систему налогообложения при осуществлении, деятельности БПА смогут использовать юридические лица и индивидуальные предприниматели в сфере розничной торговли, оказывающие услуги населению по принятию наличных денежных средств и их внесению на его банковский счет, а также по выдаче физическому лицу наличных денежных средств с его банковского счета, при осуществлении ими розничной торговли на объектах стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений.

Таким образом, как отмечает инициатор, принятие законопроекта позволит повысить доступность финансовых услуг для населения, проживающего в малых и сельских населенных пунктах на отдаленных и малонаселенных территориях, а также расширит возможности предпринимателей по получению дополнительного дохода за счет расширения перечня оказываемых услуг населению.

ГосДума приняла в 1м чтении законопроект о применении инвест/нал/вычета участниками ДИТ

4 июля ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 598922-8 «О внесении изменений в ст. 278.2 и 286.1 ч. II НК РФ (в части расширения перечня оснований применения инвестиционного налогового вычета).

Напомним, что согласно содержанию пояснительной записки, законопроектом предлагается предоставить право на применение инвестиционного налогового вычета для организаций при осуществлении ими венчурных и прямых инвестиций в инновационные проекты и инновационную деятельность посредством участия в договорах инвестиционного товарищества (далее - ДИТ).

Законопроектом предусмотрены следующие требования к указанным договорам для целей получения инвестиционного налогового вычета:

  • договоры должны быть заключены сроком не менее пяти лет, без права досрочного прекращения, уступки прав или выдела доли по договору (абз. 4 п. 12 ст. 286.1 НК РФ в редакции Законопроекта);
  • информация о договоре должна быть включена в региональный реестр инвестиционных товариществ для осуществления прямых и венчурных инвестиций, порядок формирования и ведения которого устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов РФ (подп. 10 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Законопроекта);
  • в рамках договора должны осуществляться венчурные и прямые инвестиции в инновационные проекты и инновационную деятельность, реализуемые малыми технологическими компаниями. При этом, категории (виды) указанных инновационных проектов и инновационной деятельности, иные требования к договору устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (подп. 10 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Законопроекта).

В рамках контроля за целевым направлением средств инвестиций, в связи с осуществлением которых было получено право на налоговый вычет, законопроект предусматривает, что ДИТ исключается из регионального реестра инвестиционных товариществ в случае, если инвестиции в инновационные проекты и(или) инновационную деятельность не осуществлены или осуществлены не в полном объеме в малые технологические компании (абз.2 подп. 10 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Законопроекта).

Кроме того, в случае несоблюдения требований к критериям и условиям ДИТ, расторжения или прекращения ДИТ до истечения 5 лет с момента заключения, исключения ДИТ из регионального реестра инвестиционных товариществ сумма налога, не уплаченная налогоплательщиком в связи с предоставлением инвестиционного налогового вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой пени (абз. 4 п. 12 ст. 286.1 НК РФ в редакции Законопроекта).

Также в законопроект включены положения, предусматривающие невозможность повторного учета суммы вклада по договорам инвестиционного товарищества, по которым налогоплательщиком был получен инвестиционный налоговый вычет, в качестве расходов, учитываемых при определении налоговой базы участниками договоров инвестиционных товариществ (абз. 4 п. 10 ст. 278.1, абз. 6 п. 7 ст. 286.1 НК РФ в редакции законопроекта).

По мнению инициатора законопроекта, принятие законопроекта обеспечит получение организациями налоговых стимулов для осуществления венчурных инвестиций, будет способствовать созданию региональных венчурных фондов, увеличению притока таких инвестиций в малые технологические компании, реализующие инновационные проекты и осуществляющие инновационную деятельность, необходимые для обеспечения технологического суверенитета РФ и поддержки инновационной деятельности, позволит уменьшить размер прямых государственных субсидий и компенсаций, направляемых на реализацию инновационных проектов и инновационной деятельности.

ГосДума предлагает снизить нал/нагрузку на нефтяные компании

Уровень налоговой нагрузки на нефтяные компании нужно снизить там, где это возможно, заявил в новом выпуске программы «Законный вопрос» зампред Комитета Госдумы по энергетике, депутат фракции «Единая Россия» Юрий Станкевич, передаёт «ДумаТВ».

По его словам, полученная экономия от снижения налогов может быть направлена на развитие и инвестиции, отдачу от которых государство получит через 5-10 лет.

«Одни только прямые налоги в виде НДПИ, акцизов, налога на финансовый результат от нефтяной и газовой отраслей составляют до трети всех доходов, которые формируют федеральный бюджет. При этом сегодня мы обоснованно слышим от представителей компаний, что уровень налоговой нагрузки в нефтяной отрасли чрезвычайно высокий, доходит до 80% от финансового результата. С другой стороны, мы понимаем, что сегодня Россия находится в тройке лидеров по объёму добычи нефти — мы занимаем 10% мирового рынка и задача как минимум в этой тройке удержаться», - отметил парламентарий.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

ВС РФ принял определение о восстановлении НДС в деле о банкротстве

Верховный Суд РФ рассмотрел неоднозначный спор, касающийся восстановления НДС в деле о банкротстве, и включении налоговой задолженности в реестровую задолженность, либо текущую задолженность.

Позиция суда отражена в определении от 13.06.2024 № 305-ЭС20-4777 (4), принятом в рамках дела № А40-323/2019.

Фабула дела: конкурсный управляющий должника обратился с заявлением о разрешении возникших между ним и уполномоченным органом разногласий по вопросу порядка и очередности уплаты обязательных платежей при продаже и сдаче в аренду залогового имущества (объектов недвижимости).

Верховный Суд РФ, рассмотрев кассационную жалобу, пришёл к следующим выводам:

  • по своей экономико-правовой природе НДС является налогом на потребление товаров (работ, услуг), системно взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий;
  • признание НДС в качестве налога, перелагаемого на потребителей, означает, что хозяйствующим субъектам, приобретающим товары (работы, услуги) для использования при совершении облагаемых операций, должна быть предоставлена возможность вычесть из НДС, исчисленного при совершении собственных облагаемых операций и предъявленного к уплате покупателям, суммы так называемого «входящего» налога – суммы НДС, предъявленные контрагентами самому налогоплательщику при приобретении у них товаров (работ, услуг) (п. 31 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 за 2019 год, утвержденного Президиумом ВС РФ от 17.07.2019);
  • поскольку реализация имущества на торгах осуществляется после введения процедуры банкротства, имеются формальные предпосылки для отнесения сумм восстановленного НДС к текущей задолженности несостоятельного лица.
  • как и налог на прибыль, НДС является тем налогом, который образуется в связи с участием налогоплательщика в гражданском обороте и совершением хозяйственных операций, в отличие от имущественных налогов, взимаемых с налогоплательщика ввиду обладания им определенным имуществом.

Во-вторых, равно как и при образовании налога на прибыль, сумма НДС, ранее принятого к вычету, восстанавливается в результате реализации всего массива имущества, которое составляет конкурсную массу. При этом реализация имущества неразрывно связана с предшествующей хозяйственной деятельностью, приведшей к отрицательным финансовым результатам, служит продолжением и итогом такой деятельности.

В-третьих, реализация имущества осуществляется для кредиторов и в интересах кредиторов, а значительная сумма восстановленного вычета, как и налог на прибыль, может существенно влиять на реальный доступ кредиторов к участию в распределении вырученных средств.

Получаемый налогоплательщиком вычет по НДС является формой имущественного предоставления со стороны государства. Соответственно, если налоговый период, в рамках которого предоставлен вычет (финансирование), окончился до возбуждения дела о банкротстве, то требование уполномоченного органа должно квалифицироваться в качестве реестрового. При этом законодательство о банкротстве не дифференцирует кредиторов в зависимости от выражения воли на вступление в отношения с должником.

Необходимо также учитывать, что налоговые и сходные с ними иные публичные обязательства организаций не существуют сами по себе, они являются прямым следствием деятельности юридического лица в экономической сфере и обусловлены ею: их возникновению, как правило, предшествует вступление лица в гражданские правоотношения, то есть налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны, а потому в процедурах банкротства они следуют судьбе таких обязательств, в том числе охватываются тем же уровнем защиты.

Поскольку конкурсные кредиторы в силу произведенного исполнения принимали участие в формировании конкурсной массы должника, при этом ввиду банкротства должника обязательства перед ними должны исполняться на основе принципов очередности и пропорциональности, то и возникшие вследствие исполненных гражданско-правовых сделок налоговые обязательства должны подчиняться аналогичному режиму удовлетворения.

Таким образом, для цели отнесения налоговой задолженности по восстановленному НДС к реестровой или текущей следует руководствоваться периодом, в который совершена операция, ставшая основанием для формирования налоговой базы для осуществления вычета;

  • в связи с изложенным, выводы судов о текущем характере всей суммы восстановленного НДС ошибочны.

 

 


В избранное