Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 2


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 07 - 2 - 2024

(часть - 2 из 4)

 

 

 

 

НОРМАТИВНО, ОФИЦИАЛЬНО, ВАЖНО

Президент РФ утвердил поручения по итогам совещания с Правительством по туризму

ЦБ принял решение повысить ключевую ставку до 18,00% годовых

ФНС обновила позицию по «дроблению бизнеса»

Разработан новый справочник для налогового мониторинга

Первичные документы по форме могут быть любыми, но с обязательными реквизитами

ЦБ РФ расширил перечень признаков мошеннических операций

Форма уведомления о выборе нал/органа для постановки на учет в пределах МО обновлена

Минфин разъяснил, когда нельзя зачесть налог на прибыль, уплаченный в ин/государстве

ФНС разъяснила порядок исчисления земельного налога

ФНС разъяснила статус вал/резидентства при создании компании присоединением

 

НДС: ОФИЦИАЛЬНО

Спортивные мероприятия не облагаются НДС

Бонусы покупателям не облагаются НДС

 

НДФЛ: ОФИЦИАЛЬНО

Матвыгода от имущественных прав не облагается НДФЛ

Вычет по НДФЛ можно получить по негосударственной пенсии

Доходы садоводов-активистов облагаются НДФЛ и страховыми взносами

Погашение кредита работодателем за работника облагается НДФЛ

При разделе наследства НДФЛ подлежит уплате

ФНС назвала условия, при которых путевка в лагерь на ребенка сотрудника не облагается НДФЛ

 

ПРОЕКТЫ И ИДЕИ

Минэк предложил реформировать институт акционерных соглашений

Минфин анонсировал создание отдельного федерального проекта по развитию финрынка

Центробанк пока не планирует публиковать прогноз по курсу рубля

Центробанк разрабатывает меры воздействия на инвестблогеров

Минэк предложил три варианта вычета из налога на прибыль

Патентные пошлины в ближайшее время могут быть увеличены

Правительство планирует пошаговую индексацию утильсбора на машины и автобусы

ФНС подключится к выявлению незаконного общепита и пищ/предприятий

Служба финанс/уполномоченного выступает за разработку спец/главы в ГПК РФ

ТПП РФ считает, что инвест/законодательство нуждается в обновлении

Министр юстиции представил концепт/подходы к новому регулированию нотариата

«Сбер» поддержал инициативу по созданию регулируемого рынка криптовалют

Совет Федерации призывает запретить микрофинансовые организации

 

 

НОРМАТИВНО, ОФИЦИАЛЬНО, ВАЖНО

Президент РФ утвердил поручения по итогам совещания с Правительством по туризму

22 июля Владимир Путин по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 4 июня, утвердил перечень поручений.

Так, Президент поручил органам исполнительной власти произвести следующее:

  1. Представить предложения о дополнительных мерах поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, продукция которых пострадала в результате воздействия заморозков в мае 2024 г.;
  2. Обеспечить финансирование расходов на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, в том числе с использованием электронных сертификатов, предусмотрев своевременное перечисление денежных средств на счета, открытые в целях использования указанных сертификатов;
  3. С учетом ранее данного поручения в целях подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса дополнительно проработать механизм участия указанных организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по соответствующим направлениям подготовки и специальностям, в федеральном проекте «Профессионалитет»;
  4. Обеспечить формирование и развитие автомобильных туристских маршрутов, определив в качестве приоритетных маршруты, в состав которых входят автомобильные дороги М-4 «Дон», М-8 «Холмогоры», М-11 «Нева», М-12 «Восток» или их участки, и обратив внимание на необходимость приведения в нормативное состояние автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, связывающих указанные трассы с объектами туристского показа;
  5. Обеспечить в текущем году выделение из федерального бюджета бюджетных ассигнований на создание (модернизацию) инфраструктуры, необходимой для развития туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных вблизи автомобильных туристских маршрутов;
  6. Провести отбор инвестиционных проектов, при реализации которых субъектам РФ в 2025 – 2027 годах будут предоставлены субсидии на создание модульных некапитальных средств размещения, определив в качестве приоритетных проекты, предусматривающие строительство объектов вблизи приоритетных автомобильных туристских маршрутов;
  7. Провести в текущем году отбор субъектов РФ для предоставления в 2025 – 2027 годах из федерального бюджета единой субсидии бюджетам этих субъектов РФ в целях достижения показателя, установленного государственной программой РФ «Развитие туризма»;
  8. При формировании правил списания двух третей задолженности субъектов РФ по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, и правил предоставления бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов предусмотреть возможность направления части средств субъектов РФ на проекты по развитию туристической инфраструктуры автомобильных туристских маршрутов;
  9. По развитию малого и среднего предпринимательства» организовать работу по комплексной поддержке и сопровождению инвестиционных проектов, включая проекты в сферах автомобильного туризма и гостиничных услуг, посредством обеспечения возможности размещения органами государственной власти через личные кабинеты на цифровой платформе МСП.РФ сведений о потребности в создании инфраструктуры автомобильных туристских маршрутов в рамках реализации инвестиционных проектов с указанием мер поддержки конкретных проектов;
  10. При участии операторов связи принять меры, направленные на обеспечение покрытия автомобильных дорог, входящих в состав автомобильных туристских маршрутов, устойчивой мобильной связью и интернет-связью;
  11. Обеспечить с 1 июля 2025 г. возможность заселения граждан РФ в гостиницы при предъявлении водительского удостоверения;
  12. Рассмотреть вопрос о поддержке производства отечественных транспортных средств, включая автодома, мобильных торговых объектов, оборудования и продукции, предназначенных для автомобильного туризма, а также об увеличении спроса на них.

Полный перечень поручений размещён на официальном сайте Президента России.

ЦБ принял решение повысить ключевую ставку до 18,00% годовых

26 июля Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку на 200 б.п., до 18,00% годовых. Инфляция ускорилась и складывается существенно выше апрельского прогноза Банка России. Рост внутреннего спроса продолжает значительно опережать возможности расширения предложения товаров и услуг. Для того чтобы инфляция вновь начала снижаться, требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики, а для возвращения инфляции к цели — существенно более жесткие денежно-кредитные условия, чем предполагалось ранее.

Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Прогноз Банка России существенно пересмотрен, в том числе по инфляции на 2024 год повышен до 6,5–7,0%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0–4,5% в 2025 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Как отметила Эльвира Набиуллина по итогам заседания, – «Если потребуется, мы не исключаем и дополнительного повышения ключевой ставки. Это отражено в обновленном прогнозе, где траектория ставки существенно повышена на ближайшие три года».

ФНС обновила позицию по «дроблению бизнеса»

ФНС РФ опубликовала письмо от 16.07.2024 №БВ-4-7/8051@, в котором ведомство отразило свою позицию по «дроблению бизнеса».

В письме, в частности, приведены следующие тезисы:

  • ведение единой хозяйственной деятельности через организации, применяющие специальные налоговые режимы, создание новых юр.лиц при расширении бизнеса с единственной целью получения налоговых преимуществ от применения специального налогового режима является недопустимым.
  • искусственное выделение из единого бизнеса части (сегмента) с последующей ее передачей подконтрольному лицу, применяющему специальный налоговый режим, не может быть признано обоснованным;
  • дроблением бизнеса признается предпринимательская деятельность с участием лиц, взаимозависимость которых оказала влияние на результаты их деятельности. При этом с учетом п. 1 и 7 ст. 105.1 НК РФ лица могут быть признаны взаимозависимыми по основаниям, прямо не предусмотренным НК РФ;
  • действия налогоплательщика, применяющего общую систему налогообложения, по занижению размера своих доходов путем их перераспределения на взаимозависимых лиц, находящихся на специальных налоговых режимах, свидетельствуют о применении таким налогоплательщиком схемы «дробления бизнеса»;
  • если налогоплательщик и взаимозависимое лицо осуществляют виды деятельности, которые являются частью единого производственного процесса, направленного на достижение общего экономического результата, искусственно разделенного в целях получения налоговой выгоды, существуют основания для признания такой выгоды необоснованной;
  • ведение предпринимательской деятельности с участием членов одной семьи само по себе не свидетельствует о «дроблении бизнеса». Между тем формальное вовлечение членов семьи в хозяйственную деятельность с целью получения налоговой экономии без осуществления ими реальных предпринимательских функций является неправомерным;
  • при рассмотрении вопроса о консолидации доходов членов семьи, полученных от предпринимательской деятельности, значение имеет реальное участие каждого из лиц в такой предпринимательской деятельности, принятие самостоятельных управленческих решений, распоряжение своими трудовыми, административными и финансовыми ресурсами;
  • ведение обществом хозяйственной деятельности совместно со своим учредителем и (или) руководителем, имеющим статус индивидуального предпринимателя, может свидетельствовать о «дроблении бизнеса», если такие отношения направлены исключительно на минимизацию налоговых обязательств общества;
  • налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Если установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком при организации структуры бизнеса, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды, в признании обоснованности ее получения может быть отказано;

Как отмечает ведомство, предпринимательская деятельность конкретного налогоплательщика может быть квалифицирована налоговыми органами как осуществляемая с применением схемы «дробления бизнеса» только в результате исследования всех фактических обстоятельств ведения деятельности таким налогоплательщиком и его взаимозависимыми лицами на основании доказательств, в совокупности свидетельствующих о намерении лица получить необоснованную налоговую экономию.

Разработан новый справочник для налогового мониторинга

Как сообщает ФНС России на своём официальном сайте, был утвержден порядок ведения «справочника рисков для целей налогового мониторинга». В будущем он войдет в состав Цифрового Налогового кодекса.

Справочник содержит классификацию рисков, связанных с исчислением налогов, сборов, страховых взносов в рамках налогового мониторинга. Он будет наполняться поэтапно, в том числе будут использоваться практики выявления нарушений налогового законодательства.

Справочник рисков дополняет цифровую модель Кодекса, которая уже состоит из ранее принятых справочника контролей, справочника регистров и справочника статей Налогового Кодекса РФ, касающихся налогового мониторинга. Справочники предназначены для использования в АИС «Налог-3» и в информационных системах налогоплательщиков, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Цифровой Налоговый кодекс разработан для внедрения единого инструмента контроля автоматической проверки полноты и корректности данных налоговой отчетности. Внедрение Цифрового Налогового кодекса еще больше упростит проведение налогового мониторинга для налогоплательщиков и позволит им предотвращать возможные риски при исчислении налогов на своей стороне.

Первичные документы по форме могут быть любыми, но с обязательными реквизитами

Об этом сообщает Минфин в своём письме от 05.06.2024 № 03-03-06/1/51798.

В письме указано, что для целей главы 25 НК РФ требования к документальному оформлению расходов установлены в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В соответствии со ст. 9 Закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, к ним относятся следующие:

  • наименование документа;
  • дата составления;
  • наименование компании;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и денежного измерения;
  • наименование должности ответственного лица;
  • ФИО и подпись ответственного лица.

При этом НК РФ не установлены конкретные виды документов, которые могут использоваться налогоплательщиком в качестве первичных учетных документов для подтверждения фактов хозяйственной жизни.

ЦБ РФ расширил перечень признаков мошеннических операций

Регулятор вдвое расширил перечень признаков мошеннических операций, которыми должны руководствоваться банки для предотвращения таких переводов, — теперь их шесть, говорится на официальном сайте Центробанка.

Приказ Банка России от 27.06.2024 № ОД-1027 с обновленными критериями вступит в силу 25 июля.

В тот же день начнет действовать закон о новых механизмах противодействия подозрительным операциям с использованием этих признаков.

Согласно содержанию приложения к приказу, признаки мошеннических операций изложены следующим образом:

  1. Совпадение информации о получателе средств с информацией о получателе средств по переводам денежных средств без добровольного согласия клиента, а именно без согласия клиента или с согласия клиента, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием, полученной из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, формирование и ведение которой осуществляются Банком России;
  2. Совпадение информации о параметрах устройств, с использованием которых осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению в целях осуществления перевода денежных средств, с информацией о параметрах устройств, с использованием которых был осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению в целях осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, полученной из базы данных;
  3. Несоответствие характера, и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни) осуществления операции; место осуществления операции; устройство, с использованием которого осуществляется операция, и параметры его использования; сумма  осуществления операции; периодичность (частота) осуществления операций; получатель средств) операциям, обычно совершаемым клиентом оператора по переводу денежных средств (осуществляемой клиентом деятельности);
  4. Совпадение информации о получателе средств с информацией о получателе средств (в том числе его электронном средстве платежа), ранее включенном во внутренние перечни (при наличии) оператора по переводу денежных средств в качестве получателя средств по переводам денежных средств без добровольного согласия клиента;
  5. Совпадение информации о получателе средств с информацией о получателе средств (в том числе его электронном средстве платежа), совершившем противоправные действия, связанные с осуществлением перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, в связи с чем в отношении такого получателя средств возбуждено уголовное дело (подтвержденное документально);
  6. Наличие информации:
  • о выявленной в рамках реализации мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, в том числе информации, полученной от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, оператора платформы цифрового рубля, участников платформы цифрового рубля, а также операторов услуг платежной инфраструктуры;
  • о несоответствии характера совершаемых клиентом телефонных переговоров с использованием абонентского номера подвижной радиотелефонной связи при осуществлении операций либо перед их осуществлением телефонным переговорам, обычно совершаемым клиентом, а также о нетипичности получаемых сообщений, в том числе в мессенджерах и (или) по электронной почте, от оператора связи, владельцев мессенджеров, владельцев сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) иных юридических лиц.

Форма уведомления о выборе нал/органа для постановки на учет в пределах МО обновлена

Внесены изменения в форму уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет российской организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, говорится на официальном сайте ФНС РФ.

В новой форме исключены лишние поля для определения условий выбора налогового органа и избыточные сведения об обособленном подразделении.

Приказ ФНС России от 15.04.2024 года № ЕД-7-14/306@ зарегистрирован Минюстом России и вступает в силу с 1 января 2025 года.

Минфин разъяснил, когда нельзя зачесть налог на прибыль, уплаченный в ин/государстве

Свою позицию ведомство изложило в письме от 11.06.2024 № 03-03-06/2/53863.

Из содержания письма следует, что сумма налога, уплаченного налогоплательщиком на территории иностранного государства, засчитывается при уплате этой организацией налога на прибыль организаций, исчисленного за налоговый период, в котором при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций были учтены соответствующие доходы, полученные на территории иностранного государства. Зачет иностранного налога в иные налоговые периоды положениями главы 25 НК РФ не предусмотрен.

Следовательно, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток и в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база по налогу на прибыль организаций признается равной нулю, то возможность зачета сумм уплаченного на территории иностранного государства налога в ином отчетном (налоговом) периоде не предусмотрена.

ФНС разъяснила порядок исчисления земельного налога

Свою позицию ведомство изложило в своём письме от 01.07.2024 № БС-2-21/9680@. Из указанного письма следует, что сумма налога исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (в настоящее время - органы Росреестра, Севреестра, Госкомрегистра), а также иных сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами (абз. I п. 2 ст. 396 НК РФ).

П. 4 ст. 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать имеющиеся у них сведения о зарегистрированном недвижимом имуществе (правах и зарегистрированных сделках в отношении недвижимого имущества), и об их владельцах в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных ст. 396 Налогового НК РФ.

При этом налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Налоговая база по налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применения с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 391 НК РФ.

С учетом изложенного для исчисления налога необходимо представление в налоговые органы из уполномоченных органов сведений о земельном участке - объекте налогообложения и его кадастровой стоимости.

Кроме того, в ФНС разъяснили, для каких владельцев участков увеличат земельный налог, соответствующая информация изложена на официальном сайте ведомства.

Так, для объектов капитального строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей, предельные значения налоговых ставок повышаются с 2 до 2,5 %. Их конкретные значения устанавливаются законами субъектов РФ по налогу на имущество организаций и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов (законами городов федерального значения) – по налогу на имущество физических лиц.

Для земельных участков кадастровой стоимостью более 300 млн рублей предельное значение ставок по земельному налогу увеличивается с 0,3 до 1,5 %.

Это касается земельных участков:

  • занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса;
  • приобретенных для жилищного строительства;
  • не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ.

Кроме того, Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ внесены изменения в абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. Так, из сферы действия предельного значения пониженной ставки по земельному налогу 0,3 % исключены земельные участки, приобретенные для индивидуального жилищного строительства и используемые в предпринимательской деятельности. Это не зависит от наличия на них жилищного фонда или объектов инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса. Например, в случае выявления использования такого участка с жилым домом в коммерческой деятельности для размещения объектов бытового обслуживания населения, розничной торговли, платных гостевых домов и т.п. предельное значение налоговой ставки составляет 1,5 % как для «прочих» земельных участков.

ФНС разъяснила статус вал/резидентства при создании компании присоединением

Соответствующая позиция ведомства по вопросу определения статуса валютного резидентства при создании компании присоединением отражена в письме № ШЮ-4-17/6615@ от 14.06.2024.

Как следует из указанного письма, на международную компанию, зарегистрированную в порядке инкорпорации, распространяются все требования Закона N 173-ФЗ, в том числе о необходимости уведомления налоговых органов о своих зарубежных счетах (вкладах) и предоставлению по ним отчетов, а также о совершении валютных операций.

Отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, и отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

Расширен перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по операциям репо

Соответствующий перечень дополнен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2024 № 1019 «О внесении изменения в постановление Правительства РФ от 8 июля 2020 г. № 1004», согласно которому уточнён перечень ценных бумаг, которые можно покупать и продавать на организованных торгах по договорам репо.

В него включены клиринговые сертификаты участия, выданные Национальным клиринговым центром.

Постановление вступит в силу с 1 января 2025 года.

 

 

НДС: официально

Спортивные мероприятия не облагаются НДС

Соответствующей позиции придерживается Минфин в своём письме от 13.06.2024 № 03-07-11/54274.

Согласно содержанию письма, от налогообложения НДС освобождены услуги, оказанные населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Таким образом, услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, которые соответствуют понятиям, установленным Федеральным законом N 329-ФЗ, освобождаются от налогообложения НДС.

Бонусы покупателям не облагаются НДС

Об этом сообщает Минфин в своём письме от 01.04.2024 № 03-07-11/29002. Как следует из письма, денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются.

Также необходимо учитывать, что в случае если договор поставки товаров или бонусное соглашение содержит элементы других договоров, предусматривающих оказание каких-либо услуг покупателем, за которые покупателю выплачиваются денежные средства, то налогообложение налогом на добавленную стоимость этих услуг у покупателя производится в общеустановленном порядке.

При этом квалификация деятельности, осуществляемой покупателем, в качестве услуг, оказываемых продавцу или производителю товаров, должна проводиться в каждом конкретном случае с учетом оценки всех условий заключенных договоров (соглашений) в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации, что не относится к компетенции Департамента.

 

НДФЛ: официально

Матвыгода от имущественных прав не облагается НДФЛ

Такой вывод содержится в письме Минфина от 03.06.2024 № 03-12-12/1/50962.

Согласно содержанию данного письма, доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг), цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

При этом определение материальной выгоды при приобретении налогоплательщиком имущественных прав ст. 212 НК РФ не предусмотрено.

Вычет по НДФЛ можно получить по негосударственной пенсии

Данной позиции придерживается Минфин в своём письме от 23.04.2024 № 03-04-05/38105. Так, согласно содержанию письма, налогоплательщик, получающий выплаты по пенсионному обеспечению, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1.1 ст. 224 НК РФ, при соблюдении установленных условий имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Доходы садоводов-активистов облагаются НДФЛ и страховыми взносами

Такой позиции придерживается Минфин в своём письме от 29.03.2024 № 03-11-11/28516.

Как следует из текста данного письма, сами физические лица, в том числе члены СНТ, являющиеся работниками или исполнителями работ (услуг) по гражданско-правовым договорам, не являются плательщиками страховых взносов.

Плательщиком страховых взносов с сумм выплат и иных вознаграждений, полученных физическими лицами в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров, является организация, в данном случае СНТ, производящая им данные выплаты и вознаграждения, независимо от источника таких выплат.

В этой связи освобождение от уплаты страховых взносов сумм выплат в пользу физических лиц, в том числе членов СНТ, являющихся работниками или исполнителями работ (услуг) в СНТ, получающими страховые пенсии, не поддерживается.

Погашение кредита работодателем за работника облагается НДФЛ

Соответствующая позиция Минфина изложена в письме от 03.07.2024 № 03-04-05/61879.

Согласно тексту письма, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Таким образом, при возникновении у физического лица подлежащего налогообложению дохода исчисление и уплата налога производятся в общем порядке, установленном главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

При разделе наследства НДФЛ подлежит уплате

Соответствующее разъяснение дано Минфином в письме от 28.03.2024 № 03-04-05/27765.

Согласно содержанию указанного письма, если доходы в денежной или натуральной форме получены налогоплательщиком в порядке наследования, предусмотренном ГК РФ, то такие доходы освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 18 ст. 217 НК РФ.

Вместе с тем положениями ст. 217 НК РФ освобождение от налогообложения сумм денежной компенсации, полученной при разделе наследства, не предусмотрено.

ФНС назвала условия, при которых путевка в лагерь на ребенка сотрудника не облагается НДФЛ

Позиция ведомства изложена в письме № БС-4-11/6151@ от 03.06.2024.

Как следует из текста данного письма, в соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ освобождается от обложения НДФЛ стоимость санаторно-курортных путевок, предоставляемых организацией лицам, указанным в п. 9 ст. 217 НК РФ, однократно в отношении каждой категории лиц, в частности, работнику и каждому члену его семьи.

Поскольку согласно представленным выпискам из протокола заседания комиссии и протокола заседания комиссии филиала ОАО по распределению путевок в детский оздоровительный лагерь путевки выделены непосредственно работнику для несовершеннолетних детей, то получателем дохода в натуральной форме в виде оплаты за налогоплательщика организацией-работодателем стоимости путевок в детский оздоровительный лагерь является работник организации.

С учетом положений п. 9 ст. 217 НК РФ освобождается от обложения НДФЛ стоимость путевок в оздоровительный детский лагерь, предоставленных организацией работнику однократно в отношении каждого несовершеннолетнего ребенка.

 

ПРОЕКТЫ И ИДЕИ

Минэк предложил реформировать институт акционерных соглашений

Минэк подготовил несколько законопроектов, которые создают новое регулирование в области корпоративных договоров, т. е. акционерных соглашений, передают «Ведомости». В частности, предлагается реформировать механизм определения неустойки, подлежащей к выплате из-за нарушения условий, ввести новый институт волезамещающего решения суда по исходу голосования совета директоров, а также специальные инструменты отчуждения акций, в том числе в пользу третьих лиц.

Изменения предлагается внести в законы об АО и ООО, а также в часть I ГК РФ.

Законопроект предполагает повышение роли корпоративного договора. Он заключается между участниками ООО или АО и может, например, определять, как они будут голосовать на собрании участников, управлять компанией, приобретать или отчуждать доли по установленной цене. В случае если стороны нарушают условия этого договора, они должны выплатить неустойку. При этом сейчас участники могут занизить ее размер, что существенно подрывает доверие к данному институту, говорится в пояснительной записке.

Минэк предлагает ограничить возможность уменьшения неустойки. В частности, если один из участников докажет, что другая сторона нарушила условия договора и обогатилась за счет этого, т. е. получила необоснованную выгоду, то нарушителю придется выплатить неустойку в повышенном размере.

Минфин анонсировал создание отдельного федерального проекта по развитию финрынка

Минфин сейчас разрабатывает комплекс мер, которые поспособствуют достижению этой амбициозной задачи и будут отражены в новом федеральном проекте по развитию финрынка. Об этом в интервью «Известиям» заявил замглавы Минфина Иван Чебесков.

Он также сообщил о том, как за счет налогового стимулирования работодателей будут вовлекать в софинансирование долгосрочных сбережений граждан и о других инициативах по донастройке программы долгосрочных сбережений. Кроме того, замминистра финансов рассказал, как будет регулироваться и платить налоги отрасль майнинга.

Центробанк пока не планирует публиковать прогноз по курсу рубля

Как передаёт «ТАСС», Центробанк пока не планирует публиковать прогноз по курсу рубля, сообщил журналистам зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин в кулуарах Финансового конгресса Банка России.

В частности, в обновленном июльском макропрогнозе его не будет, отметил он.

«Решение на этот счет не принято. Так скажем, в июльском прогнозе курса рубля точно не будет», - сказал Заботкин.

Ранее в Банке России сообщали, что рассматривают возможность публикации прогноза по курсу рубля, подчеркивая, что он не будет представлять точные переменные.

Центробанк разрабатывает меры воздействия на инвестблогеров

Центробанк изучает введение мер реального воздействия в отношении финансовых блогеров, рассказал зампред ЦБ Филипп Габуния журналистам в кулуарах Финансового конгресса, передают «Ведомости».

«Вопрос того, как у нас подается информации для инвесторов, как у нас комментируются события на рынке, как оно потом что вызывает, это, действительно, находится в фокусе нашего внимания», – сообщил зампред.

По его словам, эта тема требует осмысления и принятия мер, которые были бы не декларативными, а реальными. Центробанк сейчас разрабатывает такие меры, резюмировал Габуния.

Также в ЦБ прокомментировали случаи, когда блогеры, аффилированные с той или иной инвесткомпанией, рекламируют ее продукты. По словам Габунии, Банк России реагирует только тогда, когда возможно реально доказать, что фигурант предпринимал действия, имея определенную информацию и манипулируя ей.

«Если аффилированный или нет [блогер] начинает говорить неправду, ситуация требует разбирательства», – констатировал он.

Минэк предложил три варианта вычета из налога на прибыль

Минэк пересмотрел концепцию федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) – механизма, который позволяет сбалансировать рост налога на прибыль для компаний с 20 до 25%. Ведомство предложило предоставлять его широкому кругу участников вне зависимости от того, насколько цель их капвложений соответствует задачам государства, сообщают «Ведомости».

Минэк предлагает три ветки сценариев – по отраслям и масштабу ФИНВ. Варианты были представлены на совещании в ведомстве 9 июля с представителями бизнеса и деловых объединений. «Ведомости» ознакомились с материалами с совещания.

  1. Вычет смогут получить только обрабатывающие производства. Сумма инвестиций этого сектора в следующем году прогнозируется в объеме 1,96 трлн руб., следует из материалов Минэка. Размер ФИНВ в этом случае мог бы составить 15, 10 или 5% от вложений – в зависимости от того, сколько средств готов будет выделить Минфин. Цена для бюджета по каждой из ставок соответственно составит 300 млрд, 200 млрд и 100 млрд руб.
  2. Обрабатывающие производства (за исключением производства кокса и нефтепродуктов), гостиницы и общепит, научные исследования и разработки. Сумма инвестиций в этих отраслях прогнозируется в 1,76 трлн руб. По этом варианту Минэк предлагает немного другой диапазон ставок: 17, 11 и 5,5%. Стоимость каждой из них для бюджета аналогична первому сценарию.
  3. Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, кондиционирование воздуха, гостиницы и общепит, деятельность профессиональная, научная и техническая. Прогнозный объем инвестиций – 3,29 трлн руб. Ставки – 9, 6 и 3%. Цена для бюджета та же самая.

Патентные пошлины в ближайшее время могут быть увеличены

Пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними могут увеличиться на 10-15%, говорится на официальном сайте Роспатента. Последний раз пошлины за действия с интеллектуальной собственностью существенно пересматривались в 2017 году.

В настоящий момент идёт публичное обсуждение поправок в Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 года № 941, которым утверждено «Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с результатами интеллектуальной деятельности (РИД) и средствами индивидуализации». Среди них изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, региональные бренды (географическое указание и наименование места происхождения товара).

Основными изменениями являются отмена льготы по уплате пошлин за обращение в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) в электронной форме (скидка 30%), а также увеличение пошлин за действия с объектами интеллектуальной собственности в диапазоне от 10 до 15%.

Так, сумма пошлин за регистрацию товарного знака увеличивается с текущих 31 тыс. рублей до 35 тыс. рублей (что составляет порядка +13%). Аналогичные платежи за регистрацию изобретения также возрастают на 13% – с 24,7 тыс. рублей (с учетом поддержания патента в силе по пятый год действия включительно) до 28 тыс. рублей.

Льгота 30% за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними действовала с 2017 года и была временной мерой, стимулирующей к использованию электронной формы подачи заявлений. Сейчас этот показатель превышает 80%. Аналогичные льготы предоставлялись ранее в отношении государственных пошлин по регистрации программного обеспечения, установленных НКРФ. Они были отменены еще с 1 января 2023 года.

Правительство планирует пошаговую индексацию утильсбора на машины и автобусы

Правительство планирует установить пошаговую ежегодную индексацию утилизационного сбора на автомобили, автобусы и отдельные позиции спецтехники на период до 2030 года, передаёт «РБК». Планы по изменению расчетов подтвердили в Минпромторге.

По словам источников РБК, индексация утилизационного сбора предусмотрена только на те виды техники, производство которых освоено на территориях России и Белоруссии. «Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не окажет влияния на ее стоимость благодаря мерам государственной поддержки», — цитирует документ один из источников.

Изменения к 2030 году планируется ввести для новых автомобилей следующего типа:

  • транспортные средства с электродвигателями, в том числе транспортные средства, оснащенные гибридными силовыми установками последовательного типа — расчетный коэффициент увеличивается с 1,63 в 2024 году до 58,62 к 2030 году;
  • транспортные средства с рабочим объемом двигателя 1–2 тыс. куб. см — коэффициент увеличится с 27,81 до 58,62; 3–3,5 тыс. куб. см — с 89,73 до 189,17; для машин свыше 3,5 тыс. куб. см — с 114,26 до 240,89;
  • грузовики массой 12–20 т — коэффициент увеличится с 9,57 до 16,96; седельные тягачи массой 12–20 т — рост с 16,39 до 29,03;
  • автобусы с электродвигателями — коэффициент увеличится с 17 до 30,2;
  • полуприцепы — с 7,4 до 15,6.

ФНС подключится к выявлению незаконного общепита и пищ/предприятий

ФНС РФ подключатся к выявлению незаконного общепита и пищевых предприятий, передают «Известия».

ФНС будет уведомлять Роспотребнадзор о начале работы таких компаний, передавая регулятору адрес, по которому новая организация или ИП зарегистрировали кассовый аппарат и пробили первый чек. Минфин уже направил в правительство такие поправки в законодательство, узнали «Известия».

Сейчас компании обязаны самостоятельно уведомлять службу о начале своей работы, но многие это правило нарушают: так было, в частности, в июньской истории с ботулотоксином — тогда у двух предприятий готовой еды не было разрешения Роспотребнадзора на работу.

В пресс-службе Минфина отметили, что эта мера позволит предотвратить нарушения, которые связаны с началом деятельности организаций. Так, Роспотребнадзор может получить сведения о наименовании компании, ИНН, месте и времени расчета, ФИО кассира, названии товара и многом другом.

Согласно действующим правилам, самостоятельно уведомлять надзорную службу о старте работы обязаны заведения общепита, розничная торговля, пищевые производства. Регулятор заносит эти сведения в одноименный реестр.

Служба финанс/уполномоченного выступает за разработку спец/главы в ГПК РФ

Служба финансового уполномоченного подготовила концепцию внесения изменений в Закон о финансовом уполномоченном в ГПК РФ. Предложения Службы должны решить ряд проблем, из-за которых не в полной мере достигнуты те цели, которые ставились перед институтом финансового уполномоченного, о чём сообщил финансовый уполномоченный Денис Новак, выступая на сессии «Правовое регулирование, практика и перспективы внесудебного урегулирования финансовых споров», организованной Службой финансового уполномоченного в рамках ХII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ).

«Служба, как работающий институт восстановления прав потребителей на финансовом рынке, уже заняла свое место. Логично, если в ГПК РФ появится отдельная специальная глава, которая учитывает особенности рассмотрения таких споров финансовыми уполномоченными в досудебном порядке», – отметил Денис Новак.

Он указал, что сейчас, «когда потребитель или финансовая организация не согласны с решением финансового уполномоченного, они вправе обратиться в суд, но порядок рассмотрения таких споров является несимметричным».

Денис Новак подчеркнул, что такое нововведение «существенно сократит количество необоснованных пересмотров решений финуполномоченных в судах при сохранении права сторон на судебную защиту».

ТПП РФ считает, что инвест/законодательство нуждается в обновлении

О необходимости актуализации инвестиционного законодательства рассказал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.

«Механизм предоставления мер поддержки инвесторам действительно нуждается в доработке с точки зрения систематизации и структурирования мер поддержки, с тем чтобы в распоряжении инвестора была дорожная карта действий без пересечений и дублирования на региональном и федеральном уровнях», — сообщил вице-президент ТПП РФ.

Как отмечает Дмитрий Курочкин, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, который бы закреплял основополагающие принципы инвестиционной деятельности. Из-за этого инвестиционное законодательство представляет собой гигантский массив разноуровневых документов, а многие понятия, такие как, например, «венчурные инвестиции» и «венчурный инвестор», по-прежнему нуждаются в едином определении.

«Безусловно, бизнесу нужна предсказуемость в области регулирования, помощь в управлении рисками, поддержка в развитии инвестиционных проектов, единообразие в подходах и отношении к инвестору», — уверен он.

В числе уже действующих инициатив правительства по стимулированию инвестиционной активности в регионах Дмитрий Курочкин особо выделил три:

  • внедрение с 2021 года в субъектах РФ «Регионального инвестиционного стандарта» — системы поддержки новых инвестиционных проектов с формированием однородной и понятной среды для инвесторов с учетом лучших региональных практик. Система ТПП активно участвует в этой работе на всех этапах и обеспечивает объективную оценку внедрения и подтверждения внедрения Стандарта в регионах;
  • инвестиционный налоговый вычет, позволяющий налогоплательщикам уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций (авансовый платеж) на сумму расходов, связанных с приобретением или модернизацией объектов основных средств;
  • промышленная ипотека, которая полноценно заработала в текущем году и позволяет предпринимателям развивать свое дело даже в условиях ограниченного бюджета.

Министр юстиции представил концепт/подходы к новому регулированию нотариата

26 июля Министр юстиции РФ Константин Чуйченко выступил на заседании Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ, обозначил ключевые проблемы в сфере нотариата на сегодняшний день и рассказал о ходе работы над законопроектом о нотариате и нотариальной деятельности в РФ, говорится на официальном сайте Министерства юстиции.

В своем выступлении Министр юстиции отметил, что, независимо от исторического периода и правовой системы, нотариат всегда был институтом, производным от государства, специально созданным им для исполнения публично-правовых функций.

При этом на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой фактические возможности государства в сфере профильного нормотворчества, формирования нотариального сообщества и контроля за нотариусами минимальны. Большая часть контрольных полномочий делегирована организациям коллективного самоуправления нотариусов. Это привело к ряду негативных последствий.

Константин Чуйченко обратил внимание, что положение дел, которое демонстрирует сегодня институт нотариата, несовместимо с его публично-правовым значением и ролью в российском правопорядке.

«Мы не ставим под сомнение высокий профессионализм нотариусов. Основная проблема заключается в организации нотариальной деятельности», – подчеркнул Министр юстиции.

Константин Чуйченко сообщил, что Минюстом России подготовлен базовый текст нового законопроекта о нотариате и нотариальной деятельности, и представил ряд его основных положений.

Так, предлагается расширить полномочия субъектов РФ и обеспечить их более широкое участие в решении ряда вопросов в сфере нотариата.

Кроме того, исключается совместная компетенция Минюста России и Федеральной нотариальной палаты на принятие нормативных правовых актов. Кодекс профессиональной этики нотариусов предлагается утверждать приказом Минюста России в форме нормативного правового акта.

Также законопроектом, который должен прийти на смену Основам законодательства о нотариате, предусмотрено сохранение только внебюджетного нотариата. Это позволит уйти от государственно-частной системы нотариата, которая утратила свою актуальность.

Министр юстиции обратил особое внимание на необходимость корректировки нотариальных тарифов.

«Предельные тарифы по всем видам нотариальных действий должно устанавливать государство. Это распространенный подход в мировой практике», – сказал Константин Чуйченко.

Предусматривается, что предельные размеры тарифов, а также федеральные льготы, будут устанавливаться Минюстом России. Конкретные размеры тарифов и дополнительные региональные льготы будут устанавливаться исполнительными органами субъектов РФ.

Кроме того, повышаются требования к лицам, претендующим на занятие нотариальной деятельностью, а также меняется система допуска в профессию, в том числе порядок проведения конкурсов. Законопроектом предусмотрено создание единых государственных квалификационных комиссий.

В их состав предлагается включить представителей территориального органа юстиции, нотариальной палаты, исполнительной и законодательной власти региона. Комиссии также будут рассматривать дисциплинарные производства.

Также законопроектом устанавливаются новые правила, связанные с приостановлением и прекращением деятельности нотариуса. По безусловным основаниям вводится административная процедура, например, в случае вступления в силу приговора суда за совершение преступления. По другим основаниям вопрос будет решаться судом. С требованием в суд смогут обратиться не только нотариальные палаты, но и органы юстиции и прокуратуры.

Проект федерального закона также уточняет порядок замещения должностей нотариусов помощниками и устанавливает новые правила контроля за нотариусами и нотариальной деятельностью.

Вводится единая проверка профессиональной деятельности и правил нотариального делопроизводства отдельно создаваемыми комиссиями из представителей органов юстиции и нотариата.

«Государство, создавая этот институт и доверяя ему совершать нотариальные действия от своего имени, несет ответственность перед гражданами за качество этих услуг. И поэтому вправе контролировать, кто в этой профессии находится, как он работает и по каким правилам», – резюмировал Министр юстиции.

Работа над текстом законопроекта будет продолжена с профильным Комитетом Совета Федерации, научным и профессиональным сообществом до его представления в Правительство РФ.

«Сбер» поддержал инициативу по созданию регулируемого рынка криптовалют

Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на зампреда Сбербанка Анатолия Попова.

Создание в России регулируемого рынка криптовалют — это движение в правильном направлении, которое позволит упорядочить оборот цифровых валют, в том числе связанный с легализацией майнинга, заявил он.

«Кроме того, инициатива создаст основу для потенциального использования цифровых валют во внешнеэкономической деятельности, что расширит возможности для международных расчетов», — добавил Попов.

По его словам, «"Сбер" уже направил в ЦБ пожелания к параметрам экспериментального правового режима и продолжит участвовать в его проработке».

Совет Федерации призывает запретить микрофинансовые организации

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила Центробанку запретить деятельность всех микрофинансовых организаций (МФО) на территории России. С таким предложением она выступила в ходе заседания совета по развитию финансового рынка при верхней палате, передаёт «ТАСС».

«Я не могу видеть уже по телевизору вот эти страшные трагедии людей, которые берут кредиты в микрофинансовых организациях, квартиры отдают, деньги большие. Вы сказали, Эльвира Сахипзадовна [Набиуллина], что нужно дополнительное регулирование. А нельзя их вообще закрыть?» - предложила Матвиенко. «Но невозможно, что они [микрофинансовые организации] с людьми творят, как они обманывают и как люди попадают в реальную кабалу, но все как бы по закону. Давайте подумаем, а нельзя ли их закрыть?» - сказала спикер Совфеда.

В свою очередь глава Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что в настоящее время под видом официальных микрофинансовых организаций действуют нелегальные кредиторы, которые могут использовать неправомерные методы взыскания задолженности с граждан.

Центробанк озвучил предложения по развитию безнал/оплаты в регионах

Банк России предлагает разработать региональные программы стимулирования предпринимателей, принимающих оплату картами и с использованием СБП, чтобы повысить уровень приема безналичных платежей в регионах, передают «Ведомости».

Эта и ряд других инициатив содержатся в презентации регулятора по развитию безналичной оплаты, имеющемуся в распоряжении издания. Мероприятия по повышению финансовой доступности и развитию безналичных расчетов проводятся Банком России на постоянной основе на всей территории страны, сообщил изданию представитель Банка России.

Еще одна идея – на уровне нормативных актов включить обязательность приема безналичной оплаты для всех организаций или проектов, получающих бюджетное финансирование. Также ЦБ предлагает перевести субсидии и компенсации, выплачиваемые из бюджета, на механизм электронного сертификата, который активируется только при условии безналичной оплаты. Электронный сертификат – это инструмент, который предоставляет возможность самостоятельно приобретать отдельные виды товаров, работ и услуг за счет средств бюджетов при наличии оснований на получение мер государственной поддержки в натуральной форме.

Для развития безналичной оплаты в регионах среди инициатив есть и запуск на базе карты «Мир» таких проектов, как карта жителя региона/города, транспортная карта, карта студента, карта школьника, карта туриста и др.

 

 


В избранное