← Февраль 2016 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
||
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
27
|
28
|
|
29
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Официальные доклады конференции:
Стоимость участия 42 000 руб. (предварительная оплата по Счету):
Справки и регистрация по телефону/факсу: (343) 350-12-12, 350-11-62 Подписка на журнал «Налоги и финансовое право» - 2016 год
Один налоговый полицейский спрашивает у другого: Налоговые анекдоты
1. Налоговая новость недели1.1. Приняты первые в 2016 г. «налоговые» законы, вносящие поправки в НК РФ Из-под действия правил "тонкой капитализации" исключены кредиты, полученные от независимых с заемщиком банков Федеральный закон от 15.02.2016 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности" Уточнено понятие "контролируемая задолженность" в целях учета процентов по долговым обязательствам при определении базы по налогу на прибыль российских организаций. В частности, в указанное понятие включены долговые обязательства между взаимозависимыми лицами. Определены случаи, когда непогашенная задолженность не признается контролируемой. Так, при определенных условиях не считается контролируемой непогашенная задолженность российских организаций перед независимыми банками, даже если она обеспечена гарантией или поручительством иностранного взаимозависимого лица. Суд наделен правом признавать контролируемой непогашенную задолженность по долговым обязательствам, не указанным в НК РФ, если установлено, что конечной целью выплат по ним являются выплаты иностранным организациям, взаимозависимым с налогоплательщиком. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие. Также напоминаем, что внесены изменения в НК РФ в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний Федеральный закон от 15.02.2016 г. N 32-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" Поправки посвящены контролируемым иностранным компаниям. Так, уточнен порядок расчета прибыли компании. Это величина, определенная одним из следующих способов: по данным финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом организации за финансовый год; по правилам, действующим для российских юрлиц. Предусмотрен пересчет в рубли прибыли (убытка) компании с применением среднего курса иностранной валюты. Исключено повторное налогообложение дивидендов, полученных из прибыли компании, которая уже подлежала налогообложению в рамках соответствующего режима. Прописан порядок налогообложения доходов от операций по реализации ценных бумаг, приобретенных непосредственно у контролируемой иностранной компании, а также ценных бумаг, полученных при ее ликвидации. С 1 до 3 месяцев увеличен срок уведомления об участии в иностранных организациях (о прекращении участия). Решено предоставить льготы для контролирующих лиц до окончания срока действия подобных обстоятельств при условии принятия решения о ликвидации до 1 января 2017 г., а также увеличить срок процедуры до 1 января 2018 г. Уточнены правила применения ставки 0% по доходам в виде дивидендов, полученным иностранными организациями, самостоятельно признавшими себя налоговыми резидентами России. Скорректирован порядок определения доли участия лица в организации. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки. Источник: audit-it.ru
2. Актуальная дата недели
Источник: consultant.ru 3. Новости компании3.1. В РИСИ (г. Москва) 3 марта 2016 года состоится круглый стол «Повышение инвестиционной активности как фактор восстановления экономического роста. Подробнее...
4. Анонс мероприятия4.1. Внимание! Приглашаем принять участие – сезонный хит – «Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта, гражданского и хозяйственного права». Профбухгалтерам – 40 часов в зачёт. Подробнее... 4.2. Внимание! Приглашаем принять участие в XV Всероссийской конференции "Налоговое, административное, гражданское и трудовое право в 2016 году: теория и практика применения" (г.Екатеринбург, 18-20 апреля 2016 года) Подробнее...
5. Новости налогообложения и экономики5.1.Действие ЕНВД планируется продлить до 2020 года, сообщил Дмитрий Медведев На сегодняшнем заседании правительства РФ рассмотрен ряд вопросов, касающихся сферы экономики. "Еще на пять лет, до 2020 года, мы продлеваем действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Также будем стимулировать более активное участие небольших предприятий в государственных закупках и закупках государственных компаний – увеличивается их доля до 15% по прямым контрактам", - прозвучало во вступительном слове премьер-министра. СМИ сообщили также о выступлении министра экономического развития Алексея Улюкаева. Он говорил о перспективах введения трехлетнего освобождения от уплаты налогов и взносов для вновь зарегистрированных самозанятых граждан, корректировки критериев для применения спецрежимов (напомним, о необходимости повысить лимит по доходам для УСН впервые заявил премьер-министр на недавнем съезде "Единой России"). Также планируется ввести возможность уменьшения стоимости патента при ПСН на суммы взносов во внебюджетные фонды. Кроме того, Алексей Улюкаев предложил предусмотреть для малого бизнеса вычет по налогу на имущество в виде определенной необлагаемой налогом площади производственных помещений. Источник: audit-it.ru 5.2. Верховный Суд РФ подтвердил право инспекций выявлять факты манипулирования ценами в сделках, не относящихся к контролируемым Верховный Суд Российской Федерации подтвердил право территориальных налоговых органов выявлять факты манипулирования ценами в сделках, не являющихся контролируемыми, в ходе камеральных и выездных налоговых проверок (решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. № АКПИ15-1383). 1 февраля 2016 года Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел дело о признании недействующим абзаца 12 письма Минфина России от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145 «О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации». Организация оспаривала правомерность положений абзаца 12 указанного письма Минфина России, утверждающего, что «в случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 Налогового кодекса Российской Федерации». Верховный Суд Российской Федерации отказал в удовлетворении иска налогоплательщика, оставив в силе вышеуказанные разъяснения Министерства финансов Российский Федерации. Указанные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации используются территориальными налоговыми органами в ходе проведения камеральных и выездных проверок на основании письма Федеральной налоговой службы от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615. Источник: nalog.ru 5.3. В Госдуму внесен законопроект о налоговых критериях приема в гражданство РФ Правительство внесло в Госдуму законопроект № 1000396-6 о внесении изменений в статьи 14 и 30 Федерального закона "О гражданстве РФ". Проект касается порядка приема в гражданство РФ иностранных граждан – индивидуальных предпринимателей и инвесторов. В настоящее время гражданство РФ в упрощенном порядке могут получить иностранные граждане, которые являются ИП и занимаются предпринимательской деятельностью в России не менее трех лет, и в этот период их ежегодная выручка в установленных правительством РФ видах экономической деятельности составляет не менее 10 млн рублей. Законопроектом предлагается заменить данный критерий на суммы ежегодно уплачиваемых налогов и взносов в ПФ - не менее 1 млн рублей в течение трех лет. При этом не будут учитываться имущественные налоги и госпошлины. Также уточняется налоговый критерий для приема в гражданство инвесторов - сейчас это 6 млн рублей налогов с учрежденного юрлица ежегодно, а после принятия законопроекта в этой сумме будут учитываться также взносы в ПФ, но не будут учитываться госпошлины. Будет удален критерий по сумме чистых активов юрлица, при этом налоговый критерий станет не альтернативным, а обязательным (должно будет соблюдаться как условие по величине уставного капитала, так и по сумме уплаченных налогов и взносов, тогда как сейчас - или уставной капитал и активы, или налоги). Кроме того, право на получение гражданства в упрощенном порядке сейчас имеют лица, прошедшие в РФ обучение и работающие в стране не менее трех лет, а также лица, являющиеся квалифицированными специалистами в определенных сферах и проработавшие три года. Вводится дополнительное условие: за таких будущих граждан РФ работодатель в течение учитываемого периода их работы должен начислять взносы в ПФ. Источник: audit-it.ru 5.4. Законопроект о «финансовых пирамидах» рассмотрен во втором чтении Госдума рассмотрела во втором чтении законопроект об уголовной и административной ответственности за организацию «финансовых пирамид». За привлечение средств в крупном размере – более 1,5 миллиона рублей – предусматривается штраф до 1 миллиона рублей или принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы на тот же срок. За особо крупный размер – более 6 миллионов рублей привлечённых средств – грозит штраф в размере 1,5 миллиона рублей, принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 6 лет. В законопроекте прописано, что штраф за организацию «финансовых пирамид» или за привлечение в них других участников, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, составит для граждан от 5 тысяч рублей до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 тысяч рублей до 100 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. За публичное распространение информации, содержащей сведения о привлекательности участия в «финансовых пирамидах», в том числе совершённое с использованием СМИ и Интернета, влечёт наложение штрафа для граждан от 5 тысяч до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 тысяч до 100 тысяч рублей, для юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Источник: audit-it.ru 5.5. Отток капитала из России за неделю увеличился в 2 раза Фонды, инвестирующие в акции России, за неделю с 11 по 17 февраля увеличили отток капитала до 39,9 млн долл., сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на данные Emerging Portfolio Fund Research. Неделей ранее вывод средств составлял 19,8 млн долл. С 28 января по 3 февраля приток средств оценивался в 1,1 млн долл., с 21 по 27 января аналитики фиксировали отток в размере 113,4 млн долл., с 13 по 20 января – 91,1 млн долл. Чистый вывоз капитала за 2015 г. составил 56,9 млрд долл. США. В сравнении с оттоком за 2014 г. (153,0 млрд долл.) вывоз сократился в 2,7 раза. В 2016 г., по оценке Банка России, отток капитала может составить 60 млрд долл. Источник: audit-it.ru 5.6. Роструд создаст электронную систему самопроверки для предприятий Сервис Роструда "Электронный инспектор" позволит предпринимателям проверить свое предприятие так же, как это делает инспектор, но только по отдельным вопросам, заявил замглавы ведомства Михаил Иванков. Роструд создаст систему для добровольной электронной проверки предприятия, в настоящее время такая проверка уже возможна по отдельным вопросам, рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков. "Хочу подчеркнуть, что это не тесты, а интерактивное воспроизведение действий государственных инспекций труда во время проверок. Уже сейчас можно проверить свое предприятие так же, как это делает инспектор, но только по отдельным вопросам. В дальнейшем, когда завершится формирование всех проверочных листов, будет создана система полной самопроверки, абсолютно такой же по содержанию и результатам, какую проводит реальный инспектор", – сказал Иванков, выступая на Красноярском экономическом форуме. Система электронных проверок будет базироваться на сервисе Роструда "Электронный инспектор", расположенном на портале "Онлайнинспекция.рф". Сейчас сервис работает в "пилотном" режиме и содержит 77 "проверочных листов". В ближайшие годы их количество будет увеличено, что позволит работодателю самостоятельно проводить полноценные контрольно-надзорные мероприятия вместо того, чтобы ждать прихода государственного инспектора труда. Несмотря на то, что данный сервис пока работает не в полную силу, за 2015 год "Электронный инспектор", по данным Роструда, провел 55 тысяч проверок только по первым 10 из создаваемых "проверочных листов". При этом было выявлены свыше 50 тысяч нарушений, устранив которые, работодатели смогли оградить себя от штрафов на сумму порядка 1,5 миллиардов рублей. Источник: audit-it.ru 5.7. Госдума в первом чтении приняла поправки в закон о спецоценке условий труда Госдума в первом чтении приняла правительственный законопроект № 951060-6 о внесении изменений в федеральный закон "О специальной оценке условий труда". Будет установлена возможность декларирования соответствия условий труда не только по тем рабочим местам, где вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, но и по тем, где условия труда признаны оптимальными или допустимыми (кроме рабочих мест для профессий, должностей, специальностей, дающих право на досрочную пенсию). Законопроектом также вводится обеспечение защиты информации, составляющей охраняемую законом тайну, при ее передаче в составе сведений о результатах спецоценки; регламентируется вопрос использования в ходе спецоценки методик (методов) исследований (испытаний) и измерений. Напомним, последняя дата для завершения спецоценки - 31 декабря 2018 года. Предложение о форсировании этого процесса для крупного бизнеса, который изначально был заложен в законопроект, не поддержало Минэкономразвития, и во внесенной в ГД и принятой в первом чтении версии отсутствует установление данной обязанности. Источник: audit-it.ru
6. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии6.1. Минфин все еще против повышения лимита дохода для УСН до 120 млн. рублей Министр финансов Антон Силуанов 20 февраля в письме на имя премьер-министра Дмитрия Медведева представил собственные комментарии к антикризисному плану правительства на 2016 год, в целом одобренному Белым домом 18 февраля, пишет "Коммерсантъ". Как выяснилось, Минфин до последнего не озвучивал свою позицию. Поскольку для реализации плана необходимо на 130 млрд рублей больше, чем может позволить себе бюджет, Минфин предлагает сократить финансирование ряда антикризисных мероприятий. Финансовое ведомство критикует также и "неденежные" части плана, не предусматривающие прямого финансирования, пишет газета. Не менее трети из них, по мнению Силуанова, приведет к потерям бюджетной системы. В основном это касается новых налоговых льгот. Так, ведомство предлагает не увеличивать порог оборота для УСН до 120 млн рублей в год, а оставить этот показатель на уровне 60 млн рублей. Также Минфин против новых льгот авиабизнесу и РЖД, в том числе по НДС. Ведомство поддерживает идею амнистии теневого малого бизнеса с трехлетними налоговыми каникулами для вышедших из тени, но не поддерживает ряд инициатив Минэкономики по налогообложению малого бизнеса, сообщила газета. Напомним, что Минфин в своих письмах и ранее высказывал мнение об отсутствии необходимости повышать лимиты по УСН. Внесенный летом в Госдуму депутатский законопроект об увеличении допустимого дохода вдвое к настоящему времени отправлен в архив. Однако в конце января рассмотреть вопрос о лимитах для УСН призвал президент РФ, и буквально недавно премьер-министр заверял, что доход при УСН повысится в два раза. Источник: audit-it.ru 6.2. Дворкович: компенсация для большегрузов заработает во II полугодии Из суммы транспортного налога на большегрузные автомобили будет вычитаться объем уплаченных средств по "Платону", правительство планирует, что это решение начнет действовать во второй половине 2016 года, заявил вице-премьер на Красноярском экономическом форуме. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович рассчитывает, что компенсация транспортного налога для автомобилей с грузоподъемностью более 12 тонн в счет уплаты взносов в систему "Платон" заработает во втором полугодии 2016 года. "Кроме того, в высокой степени находится законопроект, которым будет введен вычет для плательщиков этой системы. Речь идет о том, что из суммы транспортного налога на большегрузные автомобили будет вычитаться объем уплаченных средств по "Платону", – сказал Дворкович журналистам. "То есть, в результате транспортный налог, если интенсивно используется автомобиль, фактически сможет обнулиться для владельцев большегрузных транспортных средств. Мы планируем, что это решение войдет в действие уже во втором полугодии, но для этого Госдума должна будет принять этот законопроект, поэтому здесь все-таки зависит от депутатов, но позиция правительства будет именно такая", – заметил он. Ранее Дворкович сообщил, что премьером Дмитрием Медведевым согласовано принципиальное решение об отмене повышения с 1 марта платы для большегрузов в рамках системы "Платон", до октября тариф сохранится на уровне 1,53 рубля за километр. Система "Платон" заработала в России с 15 ноября 2015 года. Она взимает плату за проезд с автомобилей грузоподъемностью больше 12 тонн. Деньги должны пойти в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжелыми автомобилями. Источник: audit-it.ru 6.3. Минтруд предложил увеличить страховые взносы с зарплат Минтруд предлагает увеличить страховые взносы с зарплат, превышающих установленную предельную величину. Дополнительные доходы, которые к 2021 году достигнут 234 млрд руб., помогут своевременно индексировать пенсии. Больше платить Источник: audit-it.ru 6.4. Улюкаев: ЦБ может снизить ставку в марте Ожидаемое ускорение инфляции в РФ в мае все равно дает ЦБ возможность снизить ключевую ставку в марте, полагает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Инфляция в РФ в первом квартале не снизится ниже 8% в годовом выражении, в мае подскочит примерно до 9-9,5%, а с четвертого квартала вновь начнет замедляться и по итогам года составит около 7%, считает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Вместе с тем, ожидаемое ускорение инфляции в РФ в мае все равно дает ЦБ возможность снизить ключевую ставку в марте, полагает он. Текущая ключевая ставка ЦБ составляет 11%. "В первом квартале, думаю, что нет. На 1 марта будет 8,3% и думаю, что на 1 апреля будет почти столько же. Там эффект базы, меньше 8% не уйдет", – сказал Улюкаев журналистам, отвечая на вопрос по прогнозу инфляции в первом квартале. Затем, по оценке министра, инфляция может наоборот несколько ускориться на фоне низких цен прошлого года. "А потом дальше будет наоборот отскок, с где-то с мая она снова, наверное, повысится. Только из-за эффекта базы немножко повысится и где-то будет около 9% еще какое-то время. Возможно начнем расти где-то до 9-9,5%. Но даже это легко позволяет снизить, с моей точки зрения, ключевую ставку в марте", – пояснил Улюкаев. Начиная с четвертого квартала рост цен в годовом выражении вновь замедлится, полагает Улюкаев. "А где-то там с четвертого квартала снова пойдет вниз. И я ожидаю, что где-то около 7 процентов – 7 с чем-то, окажется в декабрь к декабрю", – заключил Улюкаев. Источник: audit-it.ru 6.5. Предложено выплачивать 100% среднего заработка за первые 10 дней заболевания гриппом Двое сенаторов внесли в Госдуму законопроект № 999754-6, содержащий поправки в статью 7 федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Предлагается установить, что пособие по временной нетрудоспособности при гриппе или острой респираторсной вирусной инфекции выплачивается за первые 10 календарных дней в размере 100% среднего заработка, в последующие дни - исходя из страхового стажа, как это установлено частью 1 названной статьи. Сенаторы отмечают, что во время эпидемий до 94% инфицированных граждан продолжают ходить на работу, заражая других. Причину авторы законопроекта видят в том, что больничные пособия сейчас полностью зависят от страхового стажа, и те, у кого он незначителен, избегают оформлять больничные листы. Источник: audit-it.ru
7. Налоговая цифра неделиВ рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения. 7.1. Суд обязал директора организации возместить ущерб в размере более 141 миллиона рублей 29 января 2016 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга вынес приговор, которым признал гражданина «Р...» виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года условно. Суд отметил, что в период с 01.01.2008 по 24.01.2011 года гражданин «Р...», фактически осуществляющий руководство ООО «Уральская недвижимость-СВ», умышленно уклонился от уплаты налога на добавленную стоимость путем внесения в налоговые декларации заведомо ложных сведений в части необоснованного заявленного налогового вычета. В соответствии с п. 9 Постановления Государственной Думы РФ от 24.04.2015 № 6576-6ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов» суд освободил гражданина «Р...» от отбывания назначенного наказания. Одновременно с этим, суд удовлетворил гражданский иск Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области к гражданину «Р...» о взыскании с него ущерба в размере более 141 миллиона рублей, причиненного государству путем совершения налогового преступления. Источник: nalog.ru
8. Новости налогового и бухгалтерского законодательства8.1. ФНС обновила программу «Декларация 2015» Размещена версия 1.2.0 от 19.02.2016 программы заполнения деклараций о доходах физических лиц "Декларация 2015" Источник: audit-it.ru 8.2. Новый налог - "правопреемник" страховых взносов - будет называться ЕСВ или ЕССС В письме от 02.02.16 № БС-4-11/1539@ ФНС сообщает о разработке проекта Дорожной карты «Создание единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование». Согласно проекту документа соответствующие поправки в НК, законодательство о взносах, в пенсионное законодательство, а также в закон о спецоценке условий труда планируется принять уже до 1 марта текущего года. В ГК, Бюджетный кодекс, КоАП и другие нормативные акты изменения предполагается внести до 30 ноября. До 1 октября ФНС должна будет разработать формы налоговой отчетности по единому страховому взносу (ЕСВ). В документе встречается как такое наименование нового "налога", так и "единый социальный страховой сбор" (ЕССС). Синхронизировать базы данных ФНС, ПФ, ФСС, ФФОМС, содержащие сведения о гражданах и организациях (в части всяческих присвоенных названными органами номеров) планируется до 15 августа 2016 года. ПФ и ФСС до 1 февраля 2017 года проведут сверки с плательщиками взносов, затем до момента передачи полномочий будут взыскивать долги. Передать реестры плательщиков, акты сверки и другие данные в ФНС фонды должны будут до 1 марта 2017 года. С 1 января 2017 года налоговые органы будут принимать уточненные расчеты по взносам за периоды до 2017 года, а также проводить выездные проверки за эти периоды (глубина - три года). Источник: audit-it.ru
9. Комментарии и разъяснения9.1. Проценты начислены, но не уплачены до 2016 года: НДФЛ с матвыгоды считается по-новому (Письмо Минфина от 02.02.2016 № 03-04-06/4762) В письме от 02.02.2016 № 03-04-06/4762 Минфин напомнил, что федзаконом от 02.05.2015 N 113-ФЗ в НК внесены изменения, вступившие в силу с 2016 года, относительно сроков уплаты НДФЛ. В целях НДФЛ датой получения дохода в виде материальной выгоды является согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 223 НК день получения матвыгоды. Ранее это касалось выгоды как от приобретения товаров, услуг, ценных бумаг, так и от экономии на процентах. Согласно указанному закону датой получения дохода от экономии на процентах теперь признается последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства. Минфин считает, что матвыгода от экономии на процентах с 2016 года определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита), а также вне зависимости от того, в какой из дней месяца было прекращено долговое обязательство. Об этом Минфин говорил и ранее. Изложенный порядок применяется и в случаях, когда проценты по условиям договора были начислены, но не уплачены до 1 января 2016 года, уточнило ведомство в новом письме. Источник: audit-it.ru 9.2. Неверный ИНН работника в 2-НДФЛ обойдется дороже, чем отсутствие ИНН физлица (Письмо ФНС России от 11.02.2016 № БС-4-11/2224) В письме от 11.02.16 № БС-4-11/2224ФНС напомнила, что при отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит в справке 2-НДФЛ не заполняется. Вместе с тем, установлены дополнительные правила форматно-логического контроля, в том числе проверка поля «ИНН в Российской Федерации» при значении 643 реквизита «Гражданство (код страны)». В результате может сформироваться «Протокол приема сведений о доходах физических лиц» с типом сообщения налоговому агенту вида «Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России». При этом сведения о доходах физлиц (при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля) считаются прошедшими контроль и подлежат приему. Напомним, ранее служба также уверяла, что если у физлица нет ИНН, справка 2-НДФЛ пройдет форматно-логический контроль. Об этом же и еще одно письмо ФНС (от 3 февраля 2016 г. N БС-4-11/1584@). Однако представление сведений о доходах физлица с указанием некорректного ИНН (присвоенного иному физлицу) является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126.1 НК (штрафсоставит 500 рублей). Источник: audit-it.ru 9.3. При возврате ранее полученого аванса "упрощенец" не должен подавать уточненку (Письмо Минфина России от 22.01.2016 N 03-03-06/1/2265) В письме от 22 января 2016 г. N 03-03-06/1/2265 Минфин рассказал о ряде правил при определении налоговой базы пои УСН. В случае возврата налогоплательщиком, применяющим УСН, сумм, ранее полученных в счет предоплаты, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат. Поэтому не происходит уменьшение налоговой базы в периоде предоплаты на сумму предоплаты, как включенной ошибочно, путем представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации. Авансовые платежи, полученные организацией, не являющейся налогоплательщиком НДС, в счет предстоящих поставок товаров, в налоговую базу по данному налогу не включаются. Источник: audit-it.ru 9.4. Физлицо, живущее за границей более 183 дней, может остаться налоговым резидентом РФ (Письмо ФНС России от 11.12.2015 N ОА-3-17/4698@) В письме от 11 декабря 2015 г. N ОА-3-17/4698@ ФНС напомнила, что согласно НК налоговыми резидентами РФ признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом нет указания на начальные или конечные даты для отсчета 12-месячного периода, в пределах которого учитывается количество дней пребывания налогоплательщика в РФ. Из положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения следует, что физлицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в России. Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в РФ менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ. При этом налоговые права договаривающихся государств (РФ и страны, в которой физлицо ведет трудовую деятельность) в отношении доходов от работы распределяются на основании положений специальных статей упомянутых выше договоров, аналогичных содержащимся в статье 14 Типового соглашения, утвержденного постановлением правительства РФ от 24.02.2010 N 84. Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента РФ, а также о подтверждении статуса нерезидента России, НК не содержит. Ранее ФНС уже высказывалась подобным образом. Источник: audit-it.ru 9.5. По какому курсу считать командировочные, если проживание за границей оплачивается с карты (Письмо Минфина России от 22.01.2016 N 03-03-06/1/2318) В письме от 22.01.2016 № 03-03-06/1/2318 Минфин указал, что расходы по найму жилого помещения при направлении работников в командировку за границу, подтвержденные документами, возмещаются в порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя. Это установлено пунктом 21 положения об особенностях направления работников в служебные командировки (постановление 749). В соответствии с пунктом 26 положения работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах. К авансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие расходы, связанные с командировкой. В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса работодатель должен компенсировать работнику его фактические расходы, а именно сумму в рублях, которую он оплатил за проживание в гостинице. Если при направлении работника в командировку за границу организация перечисляет на его банковскую карту денежные средства в рублях на оплату проживания, то расходы по найму жилого помещения следует определять исходя из истраченной суммы согласно первичным документам по обменному курсу, установленному банком на дату списания денежных средств. При этом в силу подпункта 5 пункта 7 статьи 272 НК датой осуществления командировочных расходов признается дата утверждения авансового отчета. Источник: audit-it.ru 9.6. При налогообложении доходов физлица при уступке прав требования учитываются расходы (Письмо ФНС от 09.02.2016 № БС-4-11/1889@) В письме от 09.02.16 № БС-4-11/1889@ ФНС более определенно, чем ранее, высказалась о налогообложении доходов, полученных физлицом на основании договора уступки права требования. Напомним, что в предыдущем своем письме на эту тему ФНС говорила об отмене определения ВС, согласно которому возможности уменьшения суммы облагаемых налогом доходов от переуступки права требования исполнения обязательств по договорам займа не предусмотрено, а также о направлении дела (по которому такое определение вынесено) на новое рассмотрение постановлением ВС от 22.07.2015 № 8-ПВ15. Теперь ФНС процитировала данное постановление в такой части: "в связи с отсутствием специальных норм, устанавливающих порядок определения налоговой базы при переуступке права требования по договорам займа, в силу положений статьи 41 НК, налогооблагаемой базой по таким договорам является экономическая выгода в виде разницы между выручкой, полученной по договору уступки права требования, и суммой платежа, на основании которого такое право приобретено". Поэтому расходы, понесенные налогоплательщиком при приобретении права требования дебиторской задолженности, могут быть учтены при определении налоговой базы при получении доходов в виде денежных средств, поступивших от должника. Источник: audit-it.ru 9.7. Минфин указал, как уйти от повышенного НДФЛ при длительной загранкомандировке (Письмо Минфина от 01.02.2016 № 03-04-05/4368) В письме от 01.02.16 № 03-04-05/4368 Минфин напомнил, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Указанные выплаты в случае загранкомандировки не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ и относятся к доходам от источников в РФ. Если сотрудник находится в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, то такой сотрудник не будет признаваться налоговым резидентом РФ, и его доходы от источников в РФ облагаются НДФЛ по ставке 30%. Об этом ведомство говорило и ранее, соглашалась с ним и ФНС. Минфин указал, как уйти от повышенного налога. Если трудовой договор предусматривает определение места работы сотрудника как место нахождения его рабочего места в иностранном государстве, поездка работника для выполнения трудовых обязанностей в месте, предусмотренном трудовым договором, не будет требовать оформления командировки, а вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ, согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 208 НК, будет относиться к доходам от источников за пределами РФ. Источник: audit-it.ru
10. Новости налогового контроля10.1. Нельзя сократить единственного кормильца ребенка-инвалида даже при отказе от вакансий Б. работал в компании психологом. На основании приказа о внесении изменений в штатное расписание ряд должностей был исключен, в том числе и должность психолога. Ему было вручено соответствующее уведомление и разъяснено, что каждый четверг проводятся еженедельные заседания комиссии по трудоустройству с определением вакантных должностей, на которые он приглашается. Б. пояснил, что является единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а его супруга не работает, ухаживая за ребенком. Несмотря на это, Б. был уволен подпункту 2 части статьи 81 ТК (сокращение численности штата). Он обратился в суд (апелляционное определение по делу от 18 января 2016 г. по делу N 33-623/2016) с иском о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка по день восстановления на работе. Представители работодателя пояснили, что истцу был предложен перечень вакантных должностей, от которых он отказался. Суды двух инстанций удовлетворили иск Б., указав на часть 4 статьи 261 ТК, которая запрещает расторжение трудового договора с работником, являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, если другой родитель не работает. Таким образом, в силу прямого запрета на увольнение такого работника суды отклонили довод ответчика о предложении вакантных должностей. Источник: audit-it.ru 10.2. Переплата по НДС может быть зачтена в счет недоимки только после камеральной проверки 26 мая 2014 года компания представила в ИФНС уточненную декларацию по НДС за 2 квартал 2012 года, в которой сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, превышала сумму налога, исчисленную к уплате в бюджет в первичной налоговой декларации, в результате чего образовалось 8,5 тысяч рублей недоимки по НДС. По результатам камеральной проверки инспекция привлекла компанию к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК в виде штрафа. Компания обратилась в суд (дело № А42-2744/2015), указывая на одновременное представление с уточненкой за 2 квартал 2012 года уточненки за 3 квартал 2012 года с суммой налога к возмещению и заявление о зачете недоимки за счет указанной переплаты. Суды двух инстанций удовлетворили требование компании. Кассация отменила решение судов, разъяснив, что налогоплательщик освобождается от ответственности по статье 122 НК, если на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога у него имелась переплата сумм того же налога в равном или превышающем размере, не зачтенная в счет иных задолженностей налогоплательщика. Согласно пункту 1 статьи 78 НК сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей. При этом после представления налогоплательщиком налоговой декларации инспекция проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению. Таким образом, возникшая в результате представления налоговой декларации переплата по налогу в виде заявленной к возмещению из бюджета суммы НДС не может считаться подтвержденной без проведения в течение 3 месяцев камеральной налоговой проверки (статья 88 НК). В решении суда (Ф07-3600/2015 от 04.02.2016) указано: «сам факт подачи декларации с исчислением суммы налога к возмещению из бюджета не означает получение налогоплательщиком права на возмещение налога путем зачета в счет уплаты задолженности по НДС до проведения камеральной налоговой проверки». Таким образом, на момент подачи уточненки за 2 квартал недоимка по НДС не могла быть зачтена в связи с отсутствием на 26 мая 2014 года переплаты по НДС. Источник: audit-it.ru
11. Аналитическая статья от ГК «Налоги и финансовое право»11.1. О поставке оборудования в рамках Таможенного союза Описание ситуации: Необходима консультация по внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза (Россия, Республика Беларусь, Казахстан) с целью разработки наиболее выгодной для нас схемы поставки нашего оборудования со склада в г. Сургуте клиентам в Казахстан и Республику Беларусь. Клиенты из Казахстана и Республики Беларусь готовы приобретать нашу продукцию со склада в РФ в г. Сургут, но перед ними и нашей организацией встает вопрос корректности документооборота и уплаты НДС. 1. Наши клиенты считают, что мы должны выставлять им счета с нулевым НДС, согласно Протоколу порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. 2. После этого наши клиенты в течение 180 дней предоставляют нам подтверждающие документы из своей налоговой об уплате НДС в Казахстане или Республике Беларусь. 3. Далее мы передаем данный документ в нашу налоговую и нам в течение какого-то времени делают возврат НДС, раннее уплаченного при таможенной очистке товаров. Вопрос 1: Как нам быть, если например мы уплатили 18% НДС, продали оборудование с нулевым НДС в Казахстан, а коллеги в Казахстане уплатили 12% НДС, следовательно, нам Российская налоговая сможет вернуть только 12% НДС или же нам компенсируют весь НДС в размере 18% и не важно, какой НДС был уплачен нашими Заказчиками? Как будет работать аналогичная схема в Республике Беларусь, ведь у них НДС 20%? Ответ: В рассматриваемом случае организация планирует продавать оборудование на экспорт клиентам-покупателям в Республику Казахстан и в Республику Беларусь, т.е. в государства – участники Евразийского Экономического Союза. Порядок взимания НДС при экспорте товаров в рамках Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) – (далее – Протокол). Согласно п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе, п. 3 раздела II «Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров» Протокола при экспорте товаров с территории РФ взимание НДС производится по нулевой ставке при представлении в налоговый орган подтверждающих документов. Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств-членов (абз. 3 п. 3 разд. II Протокола). Аналогичная Протоколу норма о применении нулевой ставки налогоплательщиком в отношении экспорта содержится в Налоговом кодексе РФ - подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория РФ, если товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией. В рассматриваемой ситуации товар (оборудование) отгружается со склада в г. Сургут, соответственно, местом реализации признается территория РФ. В соответствии с абз. 2 п. 3 разд. II Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена ЕАЭС, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства - члена ЕАЭС за пределы ЕАЭС. При приобретении товаров налогоплательщик РФ согласно общему правилу главы 21 НК РФ имеет право на налоговые вычеты при условии, что товар оприходован, имеется счет-фактура поставщика или документы, подтверждающие фактическую уплату НДС при ввозе товаров на территорию РФ, товар приобретен для использования в облагаемых НДС операциях (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Порядок применения налогоплательщиком вычетов в отношении операций по реализации товаров на экспорт установлен п. 3 ст. 172 НК РФ – вычет НДС применяется на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ, т.е. на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%. Следовательно, если при приобретении товаров, которые могут быть реализованы как на экспорт, так и на внутреннем рынке, организация в общем порядке применила вычет «входного» НДС, то для соблюдения требования п. 3 ст. 172 НК РФ организация обязана временно (до подтверждения факта экспорта) восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету. Вопрос о периоде восстановления «входного» НДС по товарам, реализуемым в дальнейшем на экспорт, главой 21 НК РФ не урегулирован. По разъяснениям финансового ведомства, восстановление НДС должно производиться не позднее налогового периода, в котором производится выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта (Письмо Минфина РФ от 28.08.2015 № 03-07-08/49710). Таким образом, если организация изначально закупает товары для их реализации на экспорт, то суммы «входного» НДС по товарам принимаются к вычету согласно п. 3 ст. 172 НК РФ на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%. Если организация приобретает товары без очевидного намерения их реализации на экспорт, то вычет НДС применяется в периоде выполнения условий п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ (то есть в момент оприходования товара и уплаты НДС на таможне), а в случае дальнейшей реализации товаров на экспорт в страны-участницы ЕАЭС, организация обязана восстановить ранее принятый к вычету НДС по данным товарам. На последнее число квартала, в котором будет собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность нулевой ставки по экспорту, организация заявляет к вычету ранее восстановленный НДС. Пунктом 13 разд. III Протокола "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" установлено, что взимание НДС по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, осуществляется налоговым органом государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров. База для исчисления НДС определяется на дату принятия импортированных товаров на учет на основе их стоимости согласно условиям договора (п. 14 разд. III Протокола). Налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным законодательством государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (п. 17 разд. III Протокола). Следовательно, покупатели оборудования, являющиеся налогоплательщиками Республики Казахстан и Республики Беларусь, при импорте товаров с территории РФ самостоятельно уплачивают НДС в налоговые органы по месту их учета по налоговым ставкам, установленным в своих странах (в Республике Казахстан – 12%, в Республике Беларусь – 20%). Таким образом, нормы Протокола разграничивают механизм уплаты НДС при экспорте товаров с территории одной страны и уплаты НДС при импорте товаров на территорию другой страны в рамках государств-членов ЕАЭС. Так, российская организация-продавец оборудования предъявляет белорусским или казахским покупателям НДС по ставке 0%. При этом согласно нормам НК РФ, российская организация, реализуя товары на экспорт, имеет право на применение вычета сумм «входного» НДС, уплаченного ею при приобретении товаров (т.е. как указано в тексте вопроса - по ставке 18%). Если товары изначально приобретались для реализации на экспорт, то вычет «входного» НДС производится на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%. Если при приобретении товаров «входной» НДС ранее был принят к вычету, то при их отгрузке на экспорт организация в периоде отгрузки восстанавливает данные суммы вычетов, а на последнее число квартала, в котором будет собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность нулевой ставки по экспорту, вновь принимает к вычету восстановленный НДС. Организации-покупатели при импорте товаров в свои страны уплачивают НДС по ставкам, предусмотренным законодательством их стран, и принимают его к вычету также в соответствии с национальным законодательством. Таким образом, в рассматриваемой ситуации право на вычет сумм НДС, уплаченных при приобретении (ввозе) товара, зависит исключительно от документального подтверждения российским налогоплательщиком факта экспорта данного товара. При этом вычету подлежит вся сумма НДС, уплаченная по ставке 18% при приобретении (ввозе) товара, и сумма такого вычета никоим образом не зависит от ставки НДС, действующей в государстве покупателя. Вопрос 2: Насколько технически сложна процедура получения и передачи таких подтверждающих документов в налоговую как со стороны заказчика, так и с нашей стороны? Ответ: Согласно п. 4 разд. II Протокола, ст. 165 НК РФ в качестве документов, подтверждающих обоснованность ставки 0%, налогоплательщиком-экспортером представляются: - договор на экспорт товаров с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС; - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) либо перечень таких заявлений. Заявление может быть представлено на бумажном носителе в оригинале или копии. Перечень заявлений может быть представлен на бумажном носителе или в электронном виде с ЭЦП налогоплательщика; - транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, либо реестры таких документов; - иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные соответствующими нормами статьи 165 НК РФ, в зависимости от способа реализации и вида товара. При этом заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является утвержденной формой. Форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и Правила его заполнения приведены в Приложениях 1 и 2 к Протоколу от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов". Заявление о ввозе товаров заполняется налогоплательщиком-покупателем товаров и налоговым органом страны-импортера (п. 20 разд. III Протокола, п. 1 Правил заполнения заявления о ввозе товаров (Приложение 2 к Протоколу от 11.12.2009). В соответствии с п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров налоговый орган в течение 10-ти дней со дня поступления заявления о ввозе товаров и соответствующих документов должен его рассмотреть и подтвердить факт уплаты НДС (освобождения либо иного способа уплаты) либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении. Если заявление представляется в налоговые органы на бумажных носителях, один экземпляр остается в налоговом органе, а три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) в разделе 2 заявления. Налогоплательщик-покупатель направляет два экземпляра заявления с отметкой налогового органа налогоплательщику-экспортеру. При оформлении заявления в электронной форме с электронной (электронно-цифровой) подписью, налоговый орган направляет налогоплательщику-покупателю в электронном виде документ, подтверждающий факт уплаты НДС (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств), либо документ с мотивированным отказом. В этом случае покупатель направляет продавцу-экспортеру на бумажном носителе или в электронном виде копии составленного им заявления и документа, полученного от налогового органа, подтверждающего факт уплаты НДС (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств). Заявление о ввозе товаров представляется покупателем-импортером в налоговый орган не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 20 разд. III Протокола). Следовательно, при принятии импортированных товаров на учет налогоплательщик-покупатель заполняет разделы 1, 3 заявления о ввозе товаров; представляет в налоговый орган данное заявление вместе с налоговой декларацией в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Налоговый орган с момента получения заявления в течение 10-ти дней подтверждает факт уплаты НДС (освобождения) или выносит отказ в подтверждении и возвращает налогоплательщику-покупателю три экземпляра заявления или соответствующий документ о подтверждении или отказе в электронном виде. При этом сроки направления покупателем заявления о ввозе товаров (или его копии и документа налогового органа о подтверждении или отказе) в адрес продавца законодательно не установлены. В свою очередь, налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган по месту своего учета полученное от покупателя заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа государства-импортера об уплате покупателем НДС. Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ, п. 5 разд. II Протокола документы, подтверждающие обоснованность применения ставки НДС 0% по экспорту, представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Если по истечении указанного срока документы не будут представлены, то реализация товаров на экспорт подлежит обложению по общим ставкам (10 или 18%). У налогоплательщика имеется право на возврат уплаченного по общим ставкам налога, если впоследствии он представит документы, подтверждающие реализацию товара на экспорт. Иными словами, 180 календарных дней – это срок, в течение которого налогоплательщик имеет право применить к реализации ставку 0% и обосновать (подтвердить) документально ее применение. Как установлено п. 10 ст. 165 НК РФ, п. 4 разд. II Протокола, документы представляются в налоговый орган одновременно с декларацией. Декларация по экспортным операциям представляется по итогам периода, в котором были собраны подтверждающие документы (п. 9 ст. 167 НК РФ). Форма декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Экспортные операции отражаются в разделах 4-6 налоговой декларации, которые заполняются только при наличии в них соответствующих сведений (абз. 16 п. 3 Порядка заполнения декларации по НДС). Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики РФ представляют по месту своего учета декларацию по НДС в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, если в течение одного квартала налогоплательщик-продавец произвел отгрузку товаров на экспорт и собрал все подтверждающие документы, то декларация по НДС представляется за этот же квартал в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за данным кварталом. Если отгрузка товаров состоялась в одном квартале, а документы собраны в другом квартале, то декларация представляется за тот квартал, в котором собраны все подтверждающие документы. Таким образом, процедура получения и передачи в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0% по экспортным операциям, в общем и целом не имеет особых технических сложностей, однако во многом зависит от организации документооборота между сторонами сделки. Вопрос 3: В течение какого времени наша налоговая перечислит нам НДС? Ответ: Согласно п. 2 ст. 173 НК РФ если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы НДС, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ. При представлении в налоговый орган декларации по НДС проводится ее камеральная проверка в течение трех месяцев со дня представления декларации на основании самой декларации и представленных документов (п. 2, 8 ст. 88 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 176 НК РФ если при проведении камеральной налоговой проверки налоговым органом не были выявлены нарушения, то по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении НДС. Если у налогоплательщика имеется недоимка по налогам, задолженность по пеням и (или) штрафам, то налоговый орган самостоятельно производит зачет сумм НДС к возмещению в счет погашения недоимки, задолженности по пеням и (или) штрафам (п. 5 ст. 176 НК РФ). При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам сумма НДС к возмещению возвращается налоговым органом по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет (п. 6 ст. 176 НК РФ). Как установлено п. 11.1 ст. 176 НК РФ, если налогоплательщик не представил заявление о возврате (зачете) НДС до дня вынесения налоговым органом решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), то зачет (возврат) данных сумм производится в порядке ст. 78 НК РФ. В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате. Из пункта 11.1 ст. 176 НК РФ также следует, что если налогоплательщик представил заявление о возврате (зачете) НДС до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), то зачет (возврат) данных сумм производится в порядке п.п. 7 – 11 ст. 176 НК РФ. Согласно п. 7 ст. 176 НК РФ решение о зачете (возврате) суммы НДС принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). В течение 5-ти дней налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) суммы НДС, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении. НДС должен быть возвращен налогоплательщику не позднее, чем на 12-й рабочий день с момента завершения камеральной проверки. При нарушении данного срока начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ). При этом, как указано выше, налогоплательщик также может применить заявительный порядок возмещения НДС в соответствии со ст. 176.1 НК РФ. Таким образом, срок для возврата налоговым органом суммы НДС зависит от того, представлял ли налогоплательщик заявление о возврате (зачете) НДС до дня вынесения налоговым органом решения о возмещении. Если заявление представлено до дня вынесения решения, то НДС должен быть возвращен налогоплательщику не позднее, чем на 12-й рабочий день с момента завершения камеральной проверки. Если заявление о возврате (зачете) представлено налогоплательщиком после дня вынесения решения о возврате (зачете), то возврат (зачет) сумм НДС производится налоговым органом в течение месяца со дня получения заявления. 11.2. Порядок признания расходов на ДМС Описание ситуации: Заключен договор на добровольное медицинское страхование работников, договором предусмотрен разовый платеж страховой премии в срок до 31.01.2016, за период с 01.01.16 по 31.12.16, организация произвела оплату страховой премии в полном объеме 25.01.2016 г. Срок действия договора с 01.01.16 по 31.12.16, действительным договор считается при оплате страховой премии в срок до 31.01.16. Приложение: Договор страхования Какой датой следует считать начало признания расходов ДМС? Расходы будут признаваться равномерно в течение периода с 25.01.16 по 31.12.16 или с 01.01.16 по 31.12.16 г.? Ответ: Налоговый учет По общему правилу расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (п. 1 ст. 272 НК РФ). В рассматриваемой ситуации договором страхования предусмотрен разовый платеж страховой премии в срок до 31.01.2016. Срок действия договора при этом – с 01.01.2016 по 31.12.2016 при уплате премии в указанный срок. Уплата страховой премии фактически осуществлена 25.01.2016. Поскольку уплата премии осуществлена в оговоренный договором срок, то договор считается действующим именно с 01.01.2016 и по 31.12.2016. Иными словами, работник вправе обратиться по страховому случаю в рамках данного договора в том числе и в период с 01.01.2016 по 25.01.2016, то есть датой начала оказания услуги страхования по рассматриваемому договору является именно 01.01.2016. Кроме того в п. 6 ст. 272 НК РФ регламентировано специальное правило учета рассматриваемых расходов, а именно:
Таким образом, расходы в виде страховой премии могут признаваться равномерно в течение периода действия договора, т.е. с 01.01.2016 по 31.12.2016. Так, сумма страховой премии, уплаченная 25.01.2016 г. в размере 2 313 480 руб., признается равномерно в течение 366 дней (с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.) и учитывается в составе расходов в январе 2016 г. с 01.01.2016 г. по 31.01.2016 г. в размере 195 950 руб. (2 313 480 руб./366 х 31 д. = 195 950 руб.), соответственно в феврале 2016 г. в размере 183 309 руб. (2 313 480 руб./366 х 29 д. = 183 309 руб.), в марте 2016 г. в размере 195 950 руб. (2 313 480 руб./366 х 31 д. = 195 950 руб.) и т.д. Бухгалтерский учет Согласно п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). В п. 19 ПБУ 10/99 указано, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем. Однако страховой платеж по договору добровольного медицинского страхования, по нашему мнению, нельзя рассматривать как расход, обуславливающий получение дохода в следующем периоде. Специальных правил для учета таких расходов в качестве расходов будущих периодов законодательством РФ о бухгалтерском учете также не предусмотрено. По нашему мнению, по своей экономической сути услуга страхования является «длящейся услугой», которая оказывается ежедневно на протяжении всего срока действия договора страхования. В связи с этим страховую премию, уплачиваемую по договору страхования, по нашему мнению, можно рассматривать в качестве выданного аванса. Основанием для такой квалификации является тот факт, что в некоторых случаях при досрочном расторжении договора страхования согласно п. 3 ст. 958 ГК РФ страховщик возвращает страхователю часть уплаченной им страховой премии (взноса). Данный подход нашел свое отражение в Толковании Р112 «Участие организации в договорах страхования в качестве страхователя» (принято Комитетом БМЦ по толкованиям 27.05.2011, утверждено в итоговой редакции 30.06.2011). Произведенная предоплата признается расходом организации по мере потребления страховых услуг, т.е. по мере истекания периода страхования (п. п. 8, 11, 13 Толкования Р112). Иными словами, уплаченная страховая премия признается в качестве расхода ежемесячно пропорционально количеству дней действия договора в отчетном периоде. Суммы, перечисленные страховой организации, целесообразно учитывать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и в части, не признанной в составе расходов, отражать в балансе как дебиторскую задолженность. Таким образом, расходы в виде страховой премии должны признаваться равномерно в течение периода с 01.01.2016 по 31.12.2016.
12. Блог А.В. Брызгалина «О налогах и о жизни»12.1. 7 афоризмов о жизни по средам из коллекции Аркадия Брызгалина (№ 150) - "О храбрости, отваге, смелости и решительности" Вчера было 23 февраля - День защитников Отечества, поэтому афоризмы сегодня сугубо мужские, о храбрости, отваги, смелости и решительности... 1. Перевес в сражении дает не общее число бойцов, а количество смелых воинов; все же остальные – скорее помеха, чем подспорье (Кир II Великий (6 в до н.э.) - персидский царь, основатель персидской державы Ахмеменидов). 2. Падение мужества издревле считается первым признаком конца (Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист). 3. Мужество – это искусство бояться, не подавая виду(«Комсомольская правда», 25 сентября 2010). 4. В руках храбреца и щепка кинжал (Восточная мудрость). 5. Трусливый дрожит в ожидании опасности, малодушный – когда она приходит, а храбрый – когда она прошла (Жан Поль (1763-1825) - немецкий писатель). 6. Сомнения украшают философов, но губят солдат (Н. Грибачев). 7. Идите и делайте, оправдаться Вы сумеете позже (Грейс Хоппер, контр-адмирал ВМС США). Источник: nalog-briz.ru 12.2. Налоговая служба намерена заняться ЗАГСами Как сообщает "Российская газета", ФНС планирует создать единый достоверный реестр информации, содержащий сведения об актах гражданского состояния всего населения РФ – рождениях, браках, разводах, смертях, переменах фамилии, которые осуществляют ЗАГСы. Новая система регистрации и идентификации призвана наверняка идентифицировать того или иного человека и "привязать" к нему точные данные о всех вехах его жизни, зарегистрированных органами ЗАГС. Как поясняет ФНС, в настоящее время система ЗАГСов, где сегодня регистрируются основные события в жизни каждого гражданина, отстает от потребностей времени, т.к. осуществляет свою деятельность вне рамок единых государственных информационных систем. Это приводит к массе ошибок в информации, используемой органами власти. Однако создание единого федерального информационного ресурса, составленного по единым правилам, в электронном виде и основанного на межведомственном взаимодействии, позволит решить множество государственных задач. Справочно: в настоящее время в России насчитывается 2638 ЗАГСов и еще 3822 органов местного самоуправления сельских поселений, полномочных осуществлять запись актов гражданского состояния. Более подробно см. здесь. Комментарий от А.В. Брызгалина»: ФНС уже не в первый раз проявляет свой интерес к информационным ресурсам органов ЗАГСа. Так, еще несколько лет назад Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» было внесено положение о том, что органы ЗАГСа передают в налоговые органы сведения о государственной регистрации заключения брака, расторжения брака, установления отцовства. В своих комментариях представители налогового ведомства даже и не скрывали, что данные поправки направлены на выявление фактов взаимозависимости между гражданами (родственные связи, супружество, отношения свойства), для целей совершенствования налогового контроля за ценами (раздел 5.1 первой части НК РФ). Ведь в силу подп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ признаются взаимозависимыми физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный. Кроме того, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, даже не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности (п.7 ст.105.1 НК РФ). Сам же факт взаимозависимости, является основанием для начала проведения проверки соответствия цен рыночному уровню. Поэтому с большой степенью уверенности можно предположить, что вышеуказанная инициатива ФНС в первую очередь направлена на то, чтобы облегчить налоговым органам поиск связей и отношений между людьми, создающими или участвующими в определенных налоговых схемах, а также для выявления тех ситуаций, когда «налоговая схема» внешне опирается на «формальную невзаимозависимость», однако в действительности, участвующие в ней лица являются взаимозависимыми по тому или иному, даже отдаленному, родственномуили другому признаку. Источник: nalog-briz.ru
13. Новости судебной практики по налоговым спорам13.1. В пользу налогоплательщика «Суд счел, что поскольку из требования невозможно установить период просрочки исполнения обязательства, ставку, по которой были начислены пени, и период начисления страховых взносов, в связи с неуплатой которых начислены пени, оно является неправомерным» В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. По мнению общества, требование об уплате недоимки по страховым взносам, в том числе суммы пени, выставленное в его адрес органом Пенсионного фонда, не содержит необходимых сведений, позволяющих убедиться в правильности расчета, поэтому является незаконным. Суд признал позицию общества обоснованной. Как указал суд, из требования невозможно установить период просрочки исполнения обязательства, ставку, по которой были начислены пени, и период начисления страховых взносов, в связи с неуплатой которых начислены пени. Таким образом, не представляется возможным проверить правильность расчетов пени, поскольку период начисления пени ни в требовании, ни в решении не отражен. В связи с указанными недостатками плательщик страховых взносов был лишен возможности проверить и определить, за несвоевременную уплату какой суммы страховых взносов, по какому сроку платежа и за какой период начислены пени. Учитывая изложенное, спорное требование не отвечает признакам, установленным ч. 4 ст. 22 Закона N 212-ФЗ, и является неправомерным. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 ноября 2015 г. по делу № Ф05-16596/15)
13.2. В пользу налогового органа «Сумма налога, в отношении которой обязанность налогоплательщика по уплате признана судом исполненной, не может быть возвращена как излишне взысканная, если она не поступила в бюджет по причине неплатежеспособности банка» В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. По мнению ИФНС, требование налогоплательщика о возврате излишне взысканного по инкассовому поручению налога не подлежит удовлетворению. Суд согласился с выводом ИФНС. Инкассовым поручением со счета налогоплательщика была списана сумма НДС, доначисленная ему по итогам камеральной налоговой проверки. Однако впоследствии решение налогового органа было отменено, взыскание суммы налога признано неправомерным. Кроме того, на основании платежного поручения с расчетного счета налогоплательщика была списана сумма налога, но не перечислена из-за неплатежеспособности банка. Тем не менее, учитывая достаточность денежных средств на счете на момент подачи поручения банку, вступившим в законную силу судебным актом обязанность налогоплательщика по уплате НДС по данному платежному поручению была признана исполненной. Ввиду «двойной» уплаты суммы НДС налогоплательщик обратился в суд с требованием о возврате НДС, взысканного по инкассовому поручению. Суд указал, что на основании ст. 78, 79 НК РФ подлежит возврату лишь та сумма налога, которая поступила на счета соответствующего бюджета, то есть уплаченные фактически. Однако списанная по платежному поручению сумма НДС не перечислена в бюджет из-за неплатежеспособности банка. Само по себе признание обязанности по уплате налога исполненной не порождает автоматического права налогоплательщика на возврат или зачет таких сумм, поэтому отказ ИФНС является правомерным. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2015 г. по делу № Ф05-16006/15)
14. Зарубежные налоговые новости14.1. Google увел от налогообложения около €11 млрд с помощью «сэндвича» Google в 2014 году увел от налогов около €11 млрд, пишет Reuters. Сэкономить на налогах и не нарушить ни одного закона компании помогла схема, которую эксперты называют «двойная ирландская с голландским сэндвичем». За один только 2014 год компания Google вывела из-под налогообложения €10,7 млрд, использовав в качестве прослоек голландские и ирландские компании, сообщает Reuters со ссылкой на отчетность Google Netherlands Holdings BV. Ранее власти ряда европейских стран предъявили Google претензии, потребовав поделиться с казной частью полученных доходов. В частности, налоговые органы Великобритании в январе 2016 года сумели добиться от Google согласия доплатить в качестве компенсации за «агрессивный» уход от налогов на протяжении последних десяти лет ?130 млн. Для сравнения, в 2013 году Google получил в Британии доход
свыше $5,6 млрд, однако выплатил в качестве налогов только ?20,5 млн. Источник: audit-it.ru
15. «Знаете ли Вы...»
|
(в рублях) |
||
№ 10/2015 |
Интересные вопросы по НДПИ, налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования |
300=00 |
№ 11/2015 |
Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет |
300=00 |
№ 12/2015 |
Вексель, корпоративные отношения, поставка, обязательства и прочее: из практики гражданско-правового консультирования |
300=00 |
№ 1/2016 |
Основные изменения в Налоговый кодекс РФ в 2016 году. |
300=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию архивных номеров. Приглашаем посмотреть материалы: http://www.cnfp.ru/izdatelstvo/archive
17. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за март 2016 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 30 апреля 2016 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/izdatelstvo/ob-analiticheskom-obzore/
© Налоги и финансовое право 2002-2016
В избранное | ||