← Ноябрь 2015 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Стоимость участия: 16 000 руб. за 1 человека /для постоянных участников наших семинаров и курсов/ 17 000 руб. за 1 человека 9 000 руб. за 1 человека при участии в 1/2 семинара /в программе "до обеда" или "после обеда"/ ЗарегистрироватьсяМария Сухих, ведущий специалист по проектам, sme@cnfp.ru, (343) 350-11-62, 350-12-12
5. Новости налогообложения и экономики5.1. Принят в 1 чтении Законопроект о сохранении тарифов страховых взносов для основной массы плательщиков Госдума приняла в первом чтении законопроект 897434-6. Он предусматривает сохранение на период до 2018 года включительно тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2015-2017 годов для основной массы плательщиков страховых взносов в размере 30% (ПФ – 22% вместо общеустановленного тарифа 26%, ФСС – 2,9%, ФФОМС – 5,1%) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в бюджет ПФ сверх установленной предельной величины базы. Источник: audit-it.ru 5.2. ЦБ отозвал лицензии у четырех банков Банк России с 10 ноября принял решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у "РСБ 24", "Регионального банка развития", "Регионального банка сбережений" и Межрегионбанка. Банк России с 10 ноября принял решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банка "РСБ 24" (Русславбанк), "Регионального банка развития", "Регионального банка сбережений" и Межрегионбанка, говорится в сообщении регулятора. "Банк РСБ 24 (АО) проводил высокорискованную кредитную политику и не создавал адекватных принятым рискам резервов на возможные потери по ссудам. Кроме того, банк не соблюдал требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", – отмечается в сообщении ЦБ. При этом кредитная организация была вовлечена в проведение сомнительных транзитных операций в крупных объемах. Банк является участником системы страхования вкладов. По данным ЦБ РФ, согласно данным отчетности, по величине активов Банк "РСБ 24" на 1 октября 2015 занимал 124 место в банковской системе РФ. Московский банк "Региональный банк развития", по сообщению Банка России, размещал денежные средства в низкокачественные активы и не создавал адекватных принятым рискам резервов. "В связи с неудовлетворительным качеством активов, не генерировавших достаточный денежный поток, кредитная организация не обеспечила своевременное исполнение обязательств перед кредиторами. Банк представлял в надзорный орган существенно недостоверную отчетность, скрывающую наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций", – говорится в сообщении. В банке назначена временная администрация. Кредитная организация является участником системы страхования вкладов. По величине активов, согласно данным ЦБ РФ, банк занимал на 1 октября 2015 года 280 место в банковской системе РФ. Банк является участником системы страхования вкладов. По величине активов, согласно данным "РИА Рейтинг", банк занимал на 1 октября 2015 года 275 место в банковской системе РФ. Также была отозвана лицензия на осуществление банковских операций у коммерческого банка "РБС" (Региональный Банк Сбережений). "В рамках осуществления надзора за деятельностью ООО КБ "РБС" установлено неудовлетворительное качество его активов. Надлежащая оценка кредитных рисков по требованию надзорного органа выявила полную утрату собственных средств (капитала) кредитной организации", – говорится в сообщении ЦБ. Отмечается, что руководители и собственники банка не предприняли действенных мер по нормализации его деятельности. Банк является участником системы страхования вкладов. По данным ЦБ РФ, согласно данным отчетности, по величине активов банк "РБС" на 1 октября 2015 занимал 329 место в банковской системе РФ. Московский Межрегионбанк, как отмечает ЦБ, проводил высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. "В результате исполнения требований надзорного органа о формировании резервов, адекватных принятым рискам, кредитная организация полностью утратила собственные средства (капитал)", – говорится в сообщении. При этом руководители и собственники банка не предприняли действенных мер по нормализации его деятельности. В банке назначена временная администрация. Банк является участником системы страхования вкладов. По величине активов, согласно данным ЦБ РФ, банк занимал на 1 октября 2015 года 502 место в банковской системе РФ. Источник: audit-it.ru 5.3. Росреестр на треть сократил сроки госрегистрации прав на недвижимость Сроки госрегистрации Росреестром прав на недвижимость и постановки на кадастровый учет за девять месяцев текущего года сократились на треть, сообщает пресс-служба ведомства. Госрегистрация прав с января по октябрь в среднем по России проводилась за восемь дней, постановка на кадастровый учет – за семь дней. За аналогичный период прошлого года сроки предоставления этих услуг составляли 12 и 11 дней соответственно. При этом показатель утвержденной Правительством РФ "дорожной карты" (как и срок, установленный законодательством) в этом году по обеим услугам составляет 10 дней. Кроме того, Росреестру, по его заверениям, удалось добиться сокращения времени ожидания приема в офисе до 13 минут (за первые девять месяцев 2014 года – 23 минуты). В соответствии с "дорожной картой", к концу года показатель не должен превышать 15 минут. Также Росреестр сократил время ожидания приема по предварительной записи до пяти дней, добившись выполнения требований "дорожной карты". В первом полугодии этого года этот показатель составлял шесть дней. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденный Правительством РФ в декабре 2012 года, призван снизить риски операций на рынке недвижимости и повысить капитализацию активов. Источник: audit-it.ru 5.4. Новый ежеквартальный расчет 6-НДФЛ прошел регистрацию в Минюсте В Минюсте зарегистрирован приказ ФНС от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме". Напомним, что новый расчет введен федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ. Новый расчет налоговые агенты будут вынуждены ежеквартально сдавать в налоговую начиная со следующего года. Как следует из порядка заполнения формы, в разделе 1 указываются обобщенные по всем физлицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке. Если налоговый агент выплачивал физлицам в течение налогового периода (периода представления) доходы, облагаемые по разным ставкам, раздел 1 заполняется для каждой из ставок налога, за исключением строк 060-090 (итоговые показатели, которые указываются на первой странице раздела). Во втором разделе указываются даты и суммы фактически полученных доходов и удержанного НДФЛ. В утвержденной форме всего два раздела, однако ранее проходила информация о том, что в форме будет 4 раздела, в том числе 3 раздел "Налоговые вычеты" и 4 раздел "Сумма выплаченного дохода и удержанного налога". В принятом варианте налоговые вычеты отражаются в разделе 1, а то, что предполагалось вывести в раздел 4, находится в разделе Источник: audit-it.ru 5.5. Комитет ГД не возражает против повышения штрафов за нарушения в бухучете Ответственный комитет - комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству - решил, что правительственный законопроект 890123-6 в первом чтении должен быть рассмотрен уже в течение ноября. В материалах комитета отсутствуют какие-либо признаки критики законопроекта. Предлагается увеличить размеры штрафных санкций за грубые нарушения в бухучете, которые не пересматривались с начала действия статьи 15.11 КоАП, то есть с 2002 года. Новые штрафы окажутся в пределах от 5 до 10 тысяч рублей (сейчас - от 2 до 3 тысяч рублей). За повторное в течение календарного года нарушение законопроектом предлагается установить штраф от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (сейчас наказание за повторное нарушение не предусмотрено). Кроме того, расширится и состав правонарушение. Сейчас установлен штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухотчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, а будет - за грубые нарушения требований к бухучету, в том числе к отчетности. При этом слова "а равно порядка и сроков хранения учетных документов" из первого абзаца статьи 15.11 исчезнут - за нарушение порядка хранения штрафов не будет, а нарушение сроков хранения будет предусмотрено в расшифровке состава правонарушения. Согласно законопроекту к грубым нарушениям требований к бухучету будет отнесено:
Условия освобождения от ответственности остаются теми же, которые действуют сейчас. Учитывая периодичность проведения контрольных мероприятий, в статью 4.5 КоАП также вносятся изменения, устанавливающие срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о бухучете, равный двум годам со дня совершения правонарушения (в настоящее время этот срок составляет три месяца). Источник: audit-it.ru
6. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии6.1. Правительство предоставит крупному бизнесу новую льготу по НДС Порог для льготного порядка возврата НДС снизится на треть – c 10 до 7 млрд руб. Это скрытая антикризисная мера, и к тому же она может помочь России подняться в рейтинге Doing Business. Меньше на треть Сейчас компании могут вернуть НДС из бюджета ускоренно, не дожидаясь окончания камеральной проверки, и без представления банковской гарантии, если сумма уплаченных налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль и добычу полезных ископаемых) за три календарных года превысила 10 млрд руб. Правительство собирается снизить льготный порог до 7 млрд руб. Новые правила заработают с 1 января 2017 года, говорится в законопроекте(копия есть у РБК) «О внесении изменений в ст.176.1 Налогового кодекса», который по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова готовили Минфин, Минэкономразвития, ФНС и Агентство стратегических инициатив. В понедельник, 9 ноября, его поддержала комиссия правительства по законопроектной деятельности, сообщил РБК представитель Минэкономразвития. Теперь законопроект должны рассмотреть на заседании правительства, после чего он отправится в Госдуму. В поручении речь шла о снижении совокупной суммы уплаченных налогов, учитываемой при заявительном порядке возмещения НДС, с целью предоставить это право максимальному числу крупнейших налогоплательщиков, напомнил представитель Минэкономразвития. Сейчас заявительным порядком может воспользоваться крайне ограниченное число налогоплательщиков, поэтому снижение порога заявительного возмещения НДС было включено в «дорожную карту» «Совершенствование налогового администрирования», поясняет директор ЗАО «1С Акционерное общество», руководитель профильной рабочей группы АСИ Борис Нуралиев. Кризисные отступные Цель проекта – сохранить упрощенный порядок возврата НДС для крупнейших налогоплательщиков, уверен партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов. «Для расчета в 2016 году будут использовать объемы налоговых платежей за 2013-2015 годы, а в кризисный период конца 2014-го и всего 2015 года у них вполне могли образоваться убытки, и налоговые платежи в этих периодах могли быть существенно ниже», – предполагает он. Без сокращения льготного порога пришлось бы искать банковские гарантии на сотни миллионов рублей, срок погашения которых должен быть не менее восьми месяцев, говорит юрист. «В итоге за год компания вынуждена будет зарезервировать порядка миллиарда собственных средств для получения вычета по НДС и заплатить комиссию за гарантию от 1 до 3% банку – это 10-30 млн руб., – прикидывает Варламов. – В этом случае проще дождаться окончания камеральной проверки по НДС и получить вычет на месяц-два позже, а не через гарантированные Налоговым кодексом [п. 10 ст. 176.1] 12 дней». Вполне возможно, что в условиях кризиса те компании, которые раньше могли себе позволить применять заявительный порядок с пороговым значением в 10 млрд руб., с 2016 года будут ограничены в этом из-за возможных финансовых затруднений, предполагает юрист юридической фирмы VEGAS LEX Николай Рудоманов. Снижение порога до 7 млрд руб. можно рассматривать как антикризисную меру, согласен руководитель юридического департамента АКГ «МЭФ-Ауди» Иван Чемичев. Закон о заявительном порядке возмещения НДС приняли в кризисном в 2009 году, напоминает он, и теперь, обкатав механизм на самых крупных госкомпаниях, правительство хочет опробовать его на частных компаниях, чтобы удержать их в налоговом поле. В апреле 2015 года в Госдуму уже поступал законопроект о снижении порога для получения права на упрощенное возмещение по НДС без банковской гарантии с 10 до 6 млрд руб., напоминает Варламов. В пояснительной записке это обосновалось помимо прочего удорожанием банковских услуг по выдаче гарантий в 10-20 раз, но проект не прошел первое чтение и его сняли. Бизнес и Минфин начали обсуждать снижение порога еще до перехода в острую фазу кризиса, утверждает эксперт Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), попросивший об анонимности. «Снижение было привязано к переходу на 100-процентное электронное декларирование [по НДС] и стало компромиссом между бизнесом и чиновниками. Для компаний это серьезное удешевление: получение гарантии стоит денег, сейчас они лишними не будут», – сказал собеседник в РСПП. Введенное в 2015 году расширенное электронное декларирование по НДС позволило существенно усилить контроль за собираемостью этого налога. Вполне возможно, что это повлияло на решение Минфина о снижении порогового значения, не исключает Нуралиев. По мнению рабочей группы АСИ, дальнейшее поэтапное снижение порогового значения возможно после подведения результатов декларационной кампании по НДС за 2015 год, говорит он. «Обороты компаний в кризис падают, и эта мера выглядит очень своевременно», – отмечает Чемичев. Эти изменения могут позитивно сказаться на позиции России в рейтинге Всемирного банка Doing Business, поскольку по новой методологии при расчете рейтинга будет учитываться срок, необходимый для возврата НДС, указывает Нуралиев. Минэкономразвития согласовало законопроект без замечаний, сообщил РБК представитель ведомства. Представители Минфина и ФНС не предоставили оперативного комментария. Источник: audit-it.ru 6.2. в ГД внесен законопроект о выплате из ФСС пособий при банкротстве работодателя и отмене 4а-ФСС Из правительства РФ в Госдуму поступил законопроект № 922482-6, которым вносятся изменения в федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Будет признана утратившей силу часть 3 статьи 4.8 данного закона, согласно которой формы отчетов (расчетов), представляемых лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному соцстрахованию в соответствии со статьей 4.5 данного закона, а также сроки и порядок их представления утверждаются ФСС по согласованию с Минтрудом. Таким образом, отменят отчет по форме 4а-ФСС. Кроме того, часть 4 статьи 13, устанавливающая случаи выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком напрямую из ФСС, дополняется нормой о том, что это будет делаться также в случае, если на день обращения застрахованного лица за пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Закон, возможно, вступит в силу 1 января 2016 года. Если ранее этой даты физлицо обращалось за пособием, а на 1 января 2016 года в отношении страхователя проводятся процедуры банкротства, то пособие также будет выплачиваться из ФСС. Источник: audit-it.ru 6.3. Кадастровую оценку предлагается передать от оценщиков бюджетным учреждениям Законопроект Минэкономики "О государственной кадастровой оценке" предполагается внести в Госдуму уже в первом квартале 2016 года. Согласно проекту, оценка кадастровой стоимости недвижимости передается от оценщиков специальным бюджетным учреждениям, которые будут действовать по разрабатываемой Минэкономики методике оценки. Объединения оценщиков, теряющих рынок, выступают резко против новаций. Как стало известно "Ъ", прошедший в октябре общественное обсуждение законопроект Минэкономики "О государственной кадастровой оценке" был в целом одобрен на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 29 октября. Проект, предполагающий создание сети госучреждений по кадастровой оценке недвижимости для государственной кадастровой оценки, поручено доработать до конца года. Представители секретариата первого вице-премьера сообщили "Ъ", что документ должен быть внесен в Госдуму в первом квартале 2016 года. Напомним, государственная кадастровая оценка недвижимости с 2000 года проводится в рамках закона "Об оценочной деятельности". С 2012 года ей занимаются независимые оценщики, привлекаемые по конкурсу и подотчетные своим саморегулируемым организациям (СРО). Оспаривание оценки возможно в территориальных комиссиях при Росреестре и в судах. Согласно оценкам Росреестра, в год оспаривается более 10 тыс. кадастровых оценок. Пересмотр кадастровых оценок происходит раз в три-пять лет. В Минэкономики, фиксирующем "системный кризис" действующей модели, заявляют, что их законопроект призван решить проблему "непредсказуемости" кадастровой стоимости. Поскольку с 2012 года в ряде случаев размер налога на недвижимость юридических лиц (а с 2015-го в 28 регионах и физических лиц) привязан к государственной кадастровой оценке, судебное оспаривание ее результатов стало распространенным явлением. Кроме того, в 2014 году бюджетный кризис заставил регионы добиваться завышения оценки, в 2015-м к этому добавились ожидания быстрого снижения рыночных цен на недвижимость, вызвавшие рост числа судебных споров по оценке. Проект Минэкономики предполагает полное отстранение оценщиков от государственной кадастровой оценки с ее передачей сети региональных бюджетных учреждений (БУ). Госмонополия на такую деятельность сейчас существует во многих крупных экономиках, де-факто последние годы она действует в Москве и Московской области (в последнем случае переоценку в 2015 году вело Московское областное БТИ). Институт государственных кадастровых оценщиков, предполагают в Минэкономики, позволит специализированным БУ получать (в отличие от негосударственных оценщиков) доступ к информации органов власти об объектах, вести непрерывную работу по накоплению данных о них, анализировать налоговые результаты применения кадастровой стоимости и обосновывать целесообразность актуализации оценки. Единая методика оценки, согласно проекту, должна быть разработана Минэкономики, ее нарушение будет основанием для пересчета результатов. Проект Минэкономики предполагает применение БУ массовой оценки, соответствующей логике закона "Об оценочной деятельности" и законодательства о кадастре. Действующий же механизм де-факто предполагает сближение условно рыночной (вне конкретной сделки рыночной цены не существует) и кадастровой (для госцелей) оценок. По данным "Ъ", на совещании у Игоря Шувалова было указано на необходимость доработки проекта в части уточнения механизмов досудебного оспаривания оценки в комиссиях при Росреестре, которое может быть выведено за пределы регионов во избежание конфликта интересов (Минэкономики предлагало формировать комиссии из представителей федеральных органов власти и бизнеса). Кроме того, предстоит определить срок переходного периода и его условий в 2016-2017 годах. СРО оценщиков, которые с принятием закона теряют рынок, выступает против новаций: в октябре представители СРО оценщиков "Экспертный совет" на слушаниях в Общественной палате заявляли о том, что проект приведет к "государственному нормативному ценообразованию" на рынке недвижимости. С критикой реформы выступала Торгово-промышленная палата. По данным "Ъ", на совещании у Игоря Шувалова проект Минэкономики в целом поддержали глава РСПП Александр Шохин и совладелец НЛМК Владимир Лисин. Аргументы РСПП в пользу монополии – предсказуемость налоговых и арендных платежей, возможности ретроспективной кадастровой переоценки. Источник: audit-it.ru 6.4. Срок давности привлечения к ответственности за валютные нарушения увеличат до 2 лет Правительство РФ внесло в ГД законопроект № 925087-6 о внесении изменений в статью 4.5 КоАП (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования). Согласно законопроекту данный срок давности будет увеличен до двух лет. В поснительной записке говорится об объективной сложности выявить факт совершения правонарушения и привлечь нарушителя к административной ответственности в течение установленного срока давности. В частности, это связано с:
В связи с существованием ТС для фиксации доказательств зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. Средний срок получения документов и информации из госорганов стран – членов ТС может доходить до полугода. Как следствие, от таможенных органов в Росфиннадзор поступают на рассмотрение протоколы с истекающим сроком давности привлечения резидентов к ответственности по состоянию на дату поступления, что не позволяет Росфиннадзору полноценно подготовить дела к рассмотрению в установленные сроки. Источник: audit-it.ru
7. Налоговая цифра неделиВ рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения. 7.1. У 33 банков с отозванными лицензиями ЦБ нашел фальсифицированные активы. Общая сумма фальсификаций банковской отчетности составляет 311 миллиардов рублей, или более половины балансовой стоимости активов, отраженных в официальной отчетности банков, у которых были отозваны лицензии, заявил зампред ЦБ Михаил Сухов. ЦБ РФ установил масштабные фальсификации отчетности у банков, у которых были отозваны лицензии – у 33 банков были "нарисованы" активы на 311 миллиардов рублей, сообщил зампред ЦБ Михаил Сухов, выступая выступая на встрече банкиров с руководством ЦБ, организованной Ассоциацией российских банков (АРБ). "Общая сумма фальсификаций банковской отчетности, отраженной на балансах только 33 банков, у которых мы отозвали лицензию, составляет цифру 311 миллиардов рублей", – сказал Сухов. "Это более половины балансовой стоимости активов, отраженных в официальной отчетности этих банков", – добавил он. "В этих банках страховая ответственность более 270 миллиардов рублей за счет того, что 311 нарисовали", – указал зампред Банка России. Источник: audit-it.ru
8. Новости налогового и бухгалтерского законодательства8.1. Утверждены формы и форматы реестров для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте Приказом от 30 сентября 2015 г. N ММВ-7-15/427 Минфин утвердил формы и форматы:
Напомним, что в соответствии с пунктом 15 статьи 165 НК, который вступил в силу 1 октября 2015 года и применяется за налоговые периоды начиная с 4 квартала 2015 года, при реализации товаров на экспорт для подтверждения ставки НДС 0% можно представить в налоговый орган:
Поправки были внесены федзаконом от 29.12.2014 № 452-ФЗ. Приказ, которым утверждены формы и форматы реестров, вступит в силу 17 ноября 2015 года. Источник: audit-it.ru 8.2. Обновлены указания по форме 3-СБ (вывоз) для фирм, продающих товары юрлицам и ИП Приказом от 27.10.2015 N 501 Росстат утвердил указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 3-СБ (вывоз) "Сведения о вывозе потребительских (товаров)". Больше не применяются указания по заполнению форм N 1-вывоз "Сведения о вывозе продукции (товаров)" и N 3-СБ (вывоз) "Сведения о вывозе потребительских (товаров)", утвержденные приказом Росстата от 17 августа 2012 г. N 452, в части заполнения формы N 3-СБ (вывоз). Согласно новому приказу форму 3-СБ (вывоз) предоставляют все юрлица, включая малые предприятия (кроме микропредприятий), являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, занимающиеся продажей (отгрузкой) продукции (товаров) юрлицам и ИП, а также перепродажей ранее приобретенной на стороне продукции, товаров. При наличии у юрлица обособленных подразделений форма заполняется по каждому обособленному подразделению и по юрлицу без этих подразделений. Определение обособленного подразделения применяется согласно статье 11 НК. Каждая страница формы N 3-СБ (вывоз) предназначена для заполнения сведений по одному виду продукции (товаров). Источник: audit-it.ru 8.3. Минюст зарегистрировал еще несколько отраслевых стандартов бухучета для НФО Регистрацию в Минюсте прошли несколько положений ЦБ, которыми утверждены стандарты бухучета для некредитных финансовых организаций:
Напомним, что не так давно имела место серия регистраций других стандартов бухучета НФО, кроме того, эту процедуру прошел стандарт бухучета доходов, расходов и прочего совокупного дохода НФО, а также - план счетов бухучета в НФО. Источник: audit-it.ru
9. Комментарии и разъяснения9.1. Наличие обособленного подразделения не мешает применению УСН (Письмо Минфина от 14.10.2015 № 03-11-06/2/58685) В письме от 14.10.15 № 03-11-06/2/58685 Минфин напомнил, что обособленное подразделение в целях НК - не то же самое, что филиал или представительство. Согласно статье 11 НК обособленное подразделение - любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (созданные на срок более одного месяца). Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. УСН не вправе применять организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Кстати, напомним, что с 1 января 2016 года только наличие филиалов будет препятствовать применению УСН, а наличие представительств - не будет (закон от 06.04.2015 № 84-ФЗ). Согласно статье 55 ГК представительством является обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и обеспечивает их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения и выполняющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юрлицами. Так что организация, создавшая обособленное подразделение, которое не является филиалом и (или) представительством, вправе продолжать применять УСН в случае соблюдения других установленных для применения этого спецрежима условий. Ранее ведомство придерживалось такой же позиции. Источник: audit-it.ru 9.2. Проценты за просрочку возврата НДС при отмене судом отказа в возмещении НДС теперь исчисляются иначе (Письмо Федеральной налоговой службы от 27.08.2015 г. № СД-4-15/15120@ “О порядке начисления процентов за несвоевременный возврат налога”) В письме от 27 августа 2015 г. № СД-4-15/15120@ ФНС рассказала о начислении процентов за несвоевременный возврат НДС после отмены судом ранее принятого налоговым органом решения об отказе в возмещении налога. На основании пункта 10 статьи 176 НК при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ. В соответствии с пунктом 11.1 статьи 176 Кодекса в случае, если заявление о зачете или возврате налога, подлежащего возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении, зачет (возврат) происходит в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 78 НК. При этом положения пунктов 7 - 11 статьи 176 НК не применяются. Таким образом, если заявление о возврате представлено налогоплательщиком после отмены судом ранее принятого налоговым органом решения об отказе в возмещении либо после вынесения решения о возмещении на основании результатов допмероприятий, то возврат происходит в соответствии со статьей 78 НК. Положения пункта 11.1 статьи 176 НК в соответствии с федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ применяются к решениям о возмещении суммы НДС, вынесенным после 1 октября 2013 года. К решениям о возмещении, зачете (возврате) суммы налога, вынесенным до 1 октября 2013 года, применяются положения статьи 176 НК в редакции, действовавшей до 1 октября 2013, в этой связи, расчет процентов осуществляется с учетом позиции пленума ВАС, изложенной в постановлении от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». Источник: audit-it.ru 9.3. Торговля через офис или на открытой площадке может не облагаться торговым сбором (Письмо ФНС России от 30.10.2015 N СД-4-3/19037@ "О направлении письма Минфина России от 14.10.2015 N 03-11-09/58628") Письмом от 30 октября 2015 г. N СД-4-3/19037@ ФНС разослала письмо Минфина от 14.10.2015 N 03-11-09/58628, в котором разъясняется, что в целях главы 33 НК (о торговом сборе) не приводятся определения таких понятий как стационарный и нестационарный торговый объект, площадь торгового объекта. Поэтому в целях главы 33 НК следует использовать понятия, установленные законом 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ":
Таким образом, если офис не соответствует указанным требованиям к торговому объекту, то торговая деятельность в таком офисе не является объектом обложения торговым сбором. В письме от 14 октября 2015 г. N 03-11-09/58630 Минфин также разъясняет, что объект торговли в виде открытой площадки представляет собой согласно статье 346.27 НК (содержащей понятия, используемые в целях ЕНВД) специально оборудованное для торговли место, расположенное на земельном участке. Такого понятия ни главой 33 НК, ни названным федеральным законом не дано. В связи с этим организации и ИП, которые ведут розничную или оптовую торговлю через открытые площадки, не признаются плательщиками торгового сбора. В то же время, если на открытой площадке расположены временные конструкции, используемые для торговли, такая открытая площадка является нестационарным торговым объектом и облагается торговым сбором. Источник: audit-it.ru 9.4. По проезду и проживанию командированных вычет НДС возможен на основании БСО (Письмо Минфина от 14.10.2015 № 03-07-14/58804) В письме от 14.10.15 № 03-07-14/58804 Минфин напомнил, что одним из условий применения вычетов НДС является фактическое наличие у налогоплательщиков счетов-фактур. Исключение предусмотрено пунктом 7 статьи 171 НК (с учетом пункта 18 правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением 1137) в отношении вычетов НДС по услугам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также на наем жилых помещений в период служебной командировки работников, которые производятся на основании бланков строгой отчетности, оформленных на командированного работника, с выделением суммы НДС отдельной строкой. Источник: audit-it.ru 9.5. Украинская лицензия санатория в Крыму не лишит физлицо права на соцвычет по НДФЛ (Письмо Федеральной налоговой службы от 31.08.2015 г. № ЗН-4-11/15313@ “О рассмотрении обращения”) В письме от 31 августа 2015 г. № ЗН-4-11/15313@ ФНС рассказала о вычетах по НДФЛ на лечение, если оно происходило в санатории в Крыму, действующем по украинской лицензии. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медорганизациями, ИП, а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (по перечням, утвержденным правительством РФ), назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств. По мнению ФНС, право данный вычет может быть подтверждено при представлении справки санаторного учреждения, расположенного на территории Республики Крым, об оказании медицинских услуг, в том числе имеющего лицензию (бессрочную), выданную Минздравоом Украины. Источник: audit-it.ru 9.6. Реализация сопутствующих товаров в рамках предоставления парикмахерских и косметических услуг не может облагаться по ПСН (Письмо Минфина России от 14.10.2015 N 03-11-11/58874) В письме от 14.10.2015 № 03-11-11/58874 Минфин рассказал об учете доходов от реализации сопутствующих товаров при оказании парикмахерских и косметических услуг при совмещении УСН и ПСН, . По ОКУН парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения, определены под кодами с 019300 по 019339. В перечисленных кодах реализация сопутствующих товаров не значится. Таким образом, доходы от реализации товаров, в том числе сопутствующих, должны учитываться в рамках УСН. Источник: audit-it.ru 9.7. НК не запрещает менять объект при УСН, если переход на нее еще не состоялся (Письмо Минфина от 14.10.2015 № 03-11-11/38878) В письме от 14.10.15 № 03-11-11/38878 Минфин напомнил, что объект налогообложения при УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предполагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. Организации и ИП, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства ИП не позднее 31 декабря. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. НК не установлено ограничений в части возможности изменения объекта налогообложения по УСН, указанного в соответствующем уведомлении о переходе на данную систему налогообложения, направленном организацией или ИП в налоговый орган. Поэтому если уведомление о переходе на УСН подано, но принято решение об изменении первоначально выбранного объекта налогообложения, то допустимо уточнение такого уведомления, но не позднее 31 декабря. Можно подать новое уведомление, указав в нем иной объект налогообложения и приложив письмо о том, что ранее поданное уведомление аннулируется. Источник: audit-it.ru 9.8. Об изменении вида (типа) счета клиента банк уведомляет ИФНС при изменении номера счета (Письмо Федеральной налоговой службы от 17.09.2015 г. № ГД-4-14/16442 “Об исполнении банками обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации”) В письме от 17 сентября 2015 г. № ГД-4-14/16442 ФНС напомнила, что банки должны сообщать в налоговые органы об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, ИП, физлица, не являющегося ИП, а ткже об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, ИП использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. Представление в налоговый орган сведений об изменении вида (типа) счета не предусмотрено. Вместе с тем, в случае, если такое изменение сопровождается изменением номера счета, банком направляется сообщение в ИФНС. Источник: audit-it.ru 9.9. Платят ли торговый сбор комиссионеры, налогоплательщики, утратившие право на применение ПСН, либо фактически не осуществляющие торговую деятельность (Письмо Минфина от 19.10.2015 № 03-11-09/59842) В письме от 19.10.15 № 03-11-09/59842 Минфин разъяснил некоторые вопросы об уплате торгового сбора. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Поэтому комиссионер, который ведет торговлю с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества, обязан уплачивать торговый сбор. Организации и ИП, имеющие объекты торговли, но фактически их для торговой деятельности не использующие, не должны представлять в налоговый орган уведомление о поставке на учет в качестве плательщика торгового сбора до начала использования указанных объектов для торговой деятельности. От уплаты торгового сбора освобождены налогоплательщики, применяющие ПСН или ЕСХН. При утрате права на применение ЕСХН уплачивать торговый сбор за период до утраты указанного права не надо. У налогоплательщика, утратившего право на ПСН, возникает обязанность по уплате сумм торгового сбора за период до утраты права на применение указанного налогового режима. Источник: audit-it.ru 9.10. Как договор простого товарищества влияет на обязательства в отношении торгового сбора (Письмо Минфина России от 14.10.2015 N 03-11-09/58701) В письме от 14.10.15 № 03-11-09/58701 Минфин сообщил, что при объединении ИП и (или) коммерческих организаций в простое товарищество не образуется самостоятельный субъект предпринимательской деятельности. Следовательно, обязанность по уплате установленных на территории РФ налогов и сборов возлагается на каждого участника договора простого товарищества. При наличии у каждого участника такого договора права на торговую деятельность (с использованием объектов, облагаемых торговым сбором) и при фактическом ее ведении каждый участник договора простого товарищества независимо от возложенных на него обязанностей будет признаваться плательщиком торгового сбора. Его сумма будет определяться им как произведение ставки сбора в отношении вида деятельности и фактического значения физического показателя соответствующего объекта, определяемого пропорционально стоимости вкладов товарищей (внесенным товарищами долям имущества) в общее дело либо установленного (распределенного) в отношении каждого товарища договором о совместной деятельности или дополнительным соглашением товарищей. Источник: audit-it.ru 9.11. На уведомлении, подтверждающем право на имущественный вычет, печать налогового органа не ставится (Письмо ФНС от 27.10.2015 № БС-4-11/18740) В письме от 27.10.15 № БС-4-11/18740 ФНС напомнила, что имущественные налоговые вычеты при приобретении жилья могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания года при его обращении с письменным заявлением к работодателю. Для этого необходимо уведомление о подтверждении права вычеты, выданное налоговым органом. Законодательством о налогах и сборах не установлено наличие гербовой печати налогового органа на таком уведомлении. В случае возникновения подозрения насчет неправомерной выдачи налогоплательщику уведомления или его фиктивности налоговый агент вправе запросить у налогового органа, выдавшего уведомление, подтверждение его выдачи. Реквизит «Код налогового органа» уточнить можно, к примеру, воспользовавшись интерактивным сервисом «Адреса и платежные реквизиты Вашей инспекции», размещенным на официальном сайте ФНС www.nalog.ru. Источник: audit-it.ru 9.12. По мнению Минфин РФ, выдача работникам трудовых книжек и вкладышей облагается НДС (Письмо Минфина от 30.09.2015 № 03-07-11/55714) В письме от 30.09.2015 № 03-07-11/55714 Минфин указал, что операции по выдаче работодателями своим работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, объектом налогообложения НДС. Такого же мнения придерживается и ФНС. Также ведомство ответило на вопрос о применении НДС при передаче работником подарка, полученного в связи с официальным мероприятием. Согласно статье 143 НК налогоплательщиками НДС являются организации и ИП. В связи с этим передача подарка физлицом своему работодателю НДС не облагается. Источник: audit-it.ru 9.13. Как считать срок нахождения в собственности объекта, полученного при разделе (Письмо Федеральной налоговой службы от 23.09.2015 г. № БС-3-11/3581@ “О рассмотрении обращения”) В письме от 23 сентября 2015 г. № БС-3-11/3581@ ФНС указала, что действующее законодательство не предусматривает в качестве основания прекращения права собственности на недвижимое имущество его раздел на отдельные самостоятельные части с последующей постановкой на кадастровый учет. В случае раздела, выдела доли в натуре или других действий с объектами недвижимости записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы ЕГРП, открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. В новых разделах ЕГРП и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимости, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы. При этом закон о госрегистрации прав 122-ФЗ не возлагает на собственника недвижимого имущества обязанности повторно регистрировать свое право, в том числе на отдельные части объекта недвижимого имущества. По мнению ФНС, срок нахождения в собственности образованных в результате раздела объектов недвижимости, за исключением земельных участков, следует определять с момента госрегистрации права собственности на первоначальный объект. Источник: audit-it.ru 9.14. При каком условии вознаграждение руководителю учитывается в расходах на оплату труда (Письмо Минфина от 13.10.2015 № 03-03-06/1/58416) В письме от 13.10.15 № 03-03-06/1/58416 Минфин указал, что к расходам на оплату труда, в частности, могут быть отнесены начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели, а также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Вместе с тем согласно положениям пунктов 21 и 22 статьи 270 НК доходы, формирующие налоговую базу, не могут уменьшаться на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), а также в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений. Поэтому вознаграждение руководителю организации учитывается в составе расходов на оплату труда только в том случае, если с ним заключен трудовой договор. Пунктом 4 статьи 272 НК определено, что расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 НК расходов на оплату труда. Источник: audit-it.ru 9.15. Налоги и взносы принимаются в расходы при ОСН в периоде, к которому они относятся (Письмо Минфина от 21.09.2015 № 03-03-06/53920) В письме от 21.09.15 № 03-03-06/53920 Минфин напомнил, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в ПФ, ФСС, фонды ОМС, за исключением перечисленных в статье 270 НК. Согласно пункту 1 статьи 272 НК расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Таким образом, расходы в виде сумм налогов учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Источник: audit-it.ru 9.16. Чек, отпечатанный на принтере, не считается кассовым в целях закона о применении ККТ(Письмо ФНС от 20.10.2015 № ЕД-4-2/18258@) В письме от 20.10.15 № ЕД-4-2/18258@ФНС сообщила, что выдача потребителю кассового чека, отпечатанного принтером, не входящим в состав комплекса программно-аппаратных средств ККТ, не может быть расценена как выдача кассового чека в смысле федерального закона 54-ФЗ. Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП это может для юрлица повлечь наложение штрафа от 30 до 40 тысяч рублей. Кассовый чек должен быть отпечатан ККТ и содержать сведения о расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами ККТ. Источник: audit-it.ru
10. Новости налогового контроля10.1. Права налогоплательщиков при проведении проверок будут расширены Представители ФНС РФ и рабочей группы Открытого правительства по совершенствованию налогового администрирования обсудили как уменьшить документооборот при проведении налоговых проверок и упростить контрольные процедуры. Стороны договорились установить понятный порядок ознакомления с материалами проверки. В том числе, будет определено время после завершения проверки, в течение которого налогоплательщик может просмотреть материалы дела и снять копии. Также уточняется порядок представления документов в ходе проверок. Специальная отметка ФНС избавит налогоплательщиков от необходимости представлять документы повторно. Помимо этого, участники встречи предложили вводить новые формы отчетности не позднее полугода до начала отчетного периода. Одного-двух месяцев не хватает, чтобы ознакомиться с нововведениями, а главное доработать электронные системы сдачи отчетности, отметили они. Источник: taxpravo.ru 10.2. Бизнес сам проведет налоговые проверки Руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин ради борьбы с однодневками готов предоставлять первому встречному собранную ФНС информацию. Компаниям придется раскрывать информацию о сумме уплаченных налогов, средней численности сотрудников и их зарплате, о доходах и расходах по данным ее бухгалтерской отчетности. Такие поправки в Налоговый кодекс 5 ноября одобрил комитет Госдумы по бюджету и налогам. Сейчас и показатели налоговой отчетности, и сумма уплаченных налогов относятся к налоговой тайне. Законопроект, подготовленный председателем комитета единороссом Андреем Макаровым (о котором мы рассказывали в 42-ом выпуске Бюллетеня – прим. НФП), обязывает юридические лица раскрывать такую информацию раз в год, после чего она будет опубликована на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). Это давняя идея ФНС – снять режим тайны с налоговой отчетности, чтобы эти сведения помогали налогоплательщикам проверять контрагентов, объясняет причину появления поправок сотрудник ФНС. Источник: vedomosti.ru
11. Аналитическая статья от ГК «Налоги и финансовое право»11.1. Избежание негативных налоговых последствий в случае подписания первичных документов неустановленным лицом от имени контрагента Описание ситуации: ОАО имеет около 500 контрагентов, количество входящих счетов-фактур в месяц 700-800 шт. Проконтролировать полномочия лиц, которые подписывают первичные документы, удостовериться, что документ подписан именно тем лицом, которое указано в расшифровке, убедиться в том, что подпись не подделана - практически не представляется возможным. Для этого необходимо создать специальное рабочее место и этот работник должен обладать специальными навыками. Положения НК РФ, регулирующие порядок предоставления вычетов по налогу на добавленную стоимость не возлагают на налогоплательщика обязанности по проверке подписи контрагента в первичных документах (в т.ч. в счете-фактуре). Кроме того, ч. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ установлено, что лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, не несет ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Вопрос 1: Что следует предпринять Обществу, чтобы обезопасить себя от принятия к учету документов, подписанных неуполномоченными лицами? Ответ: Как уже было отмечено ранее (ответ на Ваш запрос № 1-42-335 от 20.10.2015 года) ошибки в подписании счетов-фактур являются одними из традиционных оснований для отказа в вычете НДС покупателю, поскольку подписание счета-фактуры неустановленным лицом свидетельствует о его недействительности и невозможности получения по нему вычета. Однако, по нашему мнению, с учетом опыта защиты наших клиентов в ходе проведения в отношении них выездных налоговых проверок, налоговые риски будут сведены к минимуму в случае, если налоговым органом в отношении контрагента налогоплательщика (далее – Контрагента) будет установлено, что им: - надлежащим образом отражена реализация и исполнены налоговые обязательств по заявленной налогоплательщиком сделке (т.е. несмотря на подписание счетов-фактур и (или) первичной документации неустановленным лицом ущерб бюджету от заявленной хозяйственной операции отсутствует); - контрагент внес изменения в подписанные неустановленным лицом документы в порядке п. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (более подробно об исправлении счетов–фактур мы также поясняли в ответе на Ваш запрос № 1-42-335 от 20.10.2015 года и устной консультации к нему, однако еще раз напомним, что Контрагент может исправить счета-фактуры путем: а) оформления доверенности на подписание счетов-фактур на фактически подписавшее их лицо; б) выставления исправленных счетов-фактур; в) выставления дубликатов счетов-фактур). При этом, если хотя бы одно из указанных условий не выполнено, велики риски того, что налоговые последствия недобросовестного поведения Контрагента перейдут именно на налогоплательщика. Так, согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, но только при условии, если налогоплательщик действовал с должной осмотрительностью и осторожностью, и ему не было известно и не должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом. При этом на практике налоговые органы придерживаются позиции (и суды зачастую с ней соглашаются), что налогоплательщик считается проявившим необходимую степень добросовестности и осмотрительности, в случае если при выборе Контрагента он в совокупности выполнил следующие действия: - запросил и получил полный комплект учредительных документов потенциального Контрагента с отметкой Контрагента о дате их передачи налогоплательщику, которая должна предшествовать дате заключения договора (выписку из ЕГРЮЛ, Устав компании, Свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, Решение (протокол Собрания) о назначении директора); - получил сведения из ИФНС о надлежащем исполнении Контрагентом своих налоговых обязательств (т.е. подтверждение того, что Контрагент сдает налоговую отчетность не с нулевыми показателями, Контрагент не возглавляется «массовыми руководителями» (т.е. директор Контрагента не числится в общедоступной базе - Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц); Контрагент находится по указанному им юридическому адресу (т.е. данные о Контрагенте не включены в общедоступную базу - Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует) и т.п.; - налогоплательщик получил от Контрагента копии распорядительных документов или доверенностей на лиц, имеющих право подписи на первичной документации; - налогоплательщиком был запрошен бухгалтерский баланс Контрагента либо иные документы, подтверждающие наличие у Контрагента основных средств (в случае если по роду деятельности для успешного исполнения своих договорных обязательств Контрагент обязан обладать основными средствами); - налоговым органом не доказан сговор налогоплательщика с Контрагентом с целью получения необоснованной налоговой выгоды. На основании изложенного можно сделать вывод, что в случае если принятые к учету налогоплательщиком первичные документы были подписаны ненадлежащим лицом, только проявление налогоплательщиком добросовестности и осмотрительности при выборе Контрагента может действительно снизить вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов (и способствовать признанию претензий налоговых органов необоснованными в судебном порядке). Вопрос 2: Можно ли решить проблему, если, ссылаясь на вышеуказанную норму Закона № 402-ФЗ, возложить ответственность за правильность оформления первичных документов на контрагента путем внесения в договор условий о том, что поставщик несет ответственность за подписание документов ненадлежащими лицами. Ответ: Что касается возложения финансовой ответственности за правильность оформления первичных документов на Контрагента, то, на наш взгляд, включение такого условия в договор также может признаваться одним из способов проявления добросовестности со стороны налогоплательщика. Между тем, такое условие в договоре может быть признано ничтожным, и Общество так и не сможет взыскать с Контрагента убытки в судебном порядке, так как согласно судебной практике невозмещенный по каким-либо причинам (в том числе и в результате противоправных действий Контрагента) НДС не может признаваться убытком в рамках правового института ст. 15 ГК РФ. Так, в одном из дел ФАС Уральского округа указал:
В другом деле ФАС Западно-Сибирского округа также пояснил:
При этом полагаем, что аналогичные выводы суда о том, что нарушения в оформлении Контрагентом первичных документов не будут признаваться основанием для взыскания с него убытков, могут быть сделаны судом не только в отношении вычета (возмещения) по НДС, но и по убыткам, связанным с уплатой налога на прибыль. Следовательно, по нашему мнению, Обществу не следует рассчитывать на возможность судебного взыскания убытков, возникших в связи с отказом налогового органа в предоставлении налогоплательщику налоговой выгоды по причине неправильного оформления первичных документов Контрагентом, если последний откажется возмещать указанные убытки в добровольном порядке. Однако включение такого условия в договор, безусловно, может оказать положительно влияние на дисциплину документооборота Контрагента с налогоплательщиком, а также будет свидетельствовать о проявлении налогоплательщиком добросовестности.
11.2. Передача арендатором неотделимых улучшений при продлении договора аренды на новый срок Описание ситуации: На балансе арендатора (аренда складского помещения) отражено неотделимое имущество (монолитные бетонные полы. Склад). Начисляется амортизация. Договор перезаключается ежегодно на аналогичный срок. Вопрос 1: Должны ли основные средства быть переданы арендодателю на момент перезаключения договора на очередной срок? Если да, то как уйти от нарушения, связанного с непередачей данного объекта арендодателю? Ответ: Как следует из рассматриваемой ситуации, договор аренды не пролонгируется в порядке п. 2 ст. 621 ГК РФ, а перезаключается на новый срок путем оформления нового договора. В силу п. 1, 2 ст. 655 ГК РФ передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами. При прекращении договора аренды здания или сооружения арендованное здание или сооружение должно быть возвращено арендодателю. При этом несмотря на положения п. 1, 2 ст. 655 ГК РФ, из смысла Постановления Президиума ВАС РФ № 2123/11 05.07.2011 следует, что если после прекращения договора аренды стороны заключили новый договор аренды и арендатор не возвратил арендодателю договорное имущество после прекращения прежнего договора, по новому договору продолжает начисляться арендная плата. Т.е. из смысла Постановления Президиума ВАС РФ № 2123/11 05.07.2011 следует, что в таком случае имущество считается переданным арендатору по новому договору аренды. Следовательно, мы полагаем, что арендатор может не возвращать арендуемое помещение при перезаключении договора аренды. Вопрос 2: Может ли арендатор продолжить начисление амортизации после перезаключения договора на очередной срок? Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее– НК РФ, п. 5 Положени1 по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", утвержденному Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н "Об утверждении ПБУ 6/01" для целей налогообложения прибыли амортизируемым имуществом арендатора (его основными средствами) признаются капитальные вложения в полученные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенные арендатором с согласия арендодателя. При этом п. 1 ст. 258 НК РФ, п. 5 ст. 259.1 НК РФ установлено, что капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации. Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям. Иными словами, из положений п. 1 ст. 258 НК РФ, п. 5 ст. 259.1 НК РФ следует, что право на начисление амортизации ограничено сроком действия договора аренды. С 1-го числа месяца, следующего за тем, когда срок договора истек, применять механизм амортизации арендатор не может. Соответственно, если по окончании договора аренды стороны заключают новый договор на новый срок, то в силу п. 1 ст. 258 НК РФ арендатор фактически утрачивает право на продолжение амортизации своих неотделимых улучшений, даже не смотря на то, что далее он продолжает их эксплуатировать в силу заключения нового договора. Такой порядок обусловлен именно тем, что формально Налоговый кодекс РФ ограничивает амортизацию у арендатора сроком того договора аренды, во время действия которого были произведены неотделимые улучшения. Именно такой подход поддерживает Минфин РФ: финансовое ведомство разъясняет, что если договор аренды прекращает свое действие, подписывается передаточный акт и заключается новый договор, то начисление амортизации по неотделимым улучшениям в целях налогообложения прибыли должно быть прекращено в порядке, определенном гл. 25 Кодекса, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания срока действия первого договора аренды (Письма Минфина России от 04.02.2013 № 03-03-06/2/2269, от 04.04.2012 № 03-05-05-01/18, от 25.10.2011 № 03-03-06/1/689). Таким образом, заключение нового договора аренды на очередной срок влечет для арендатора существенный налоговый риск в отношении продолжения амортизации неотделимых улучшений, произведенных в рамках предыдущего договора аренды. В целях минимизации или исключения подобного риска организации следует использовать механизм оформления договорных отношений, в рамках которого происходит пролонгация действующего договора аренды на новый срок одним из двух способов: - либо путем заключения дополнительного соглашения об изменении (продлении) срока аренды, - либо путем возобновления договора на тех же условиях на неопределенный срок,если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в порядке п. 2 ст. 621 ГК РФ. В таком случае будет продолжать действовать первоначальный договор аренды, что позволит арендатору продолжить начисление амортизации по неотделимым улучшениям. Схожая позиция поддерживается официальными разъяснениями. Так, Письме Минфина РФ от 25.10.2011 № 03-03-06/1/689 разъяснено, что в случае, если договор аренды будет пролонгирован, организация может продолжать начисление амортизации в установленном порядке, а если заключен новый договор аренды с новым сроком действия, начисление амортизации по объектам в виде неотделимых улучшений должно быть прекращено, даже если при перезаключении договора сам период аренды не прерывается. Аналогичные выводы о том, что если договор аренды будет пролонгирован, то организация может продолжать начисление амортизации в установленном порядке, сделаны в Письмах Минфина РФ от 17.07.2009 № 03-03-06/1/478, от 20.10.2009 № 03-03-06/1/677, от 03.05.2011 № 03-03-06/2/75, Письмах УФНС РФ по г. Москве от 25.08.2010 № 16-15/089245@, от 13.08.2009 № 16-15/083987, от 10.10.2007 № 20-12/096601. Таким образом, для продолжения начисления амортизации на неотделимые улучшения арендованного имущества договор аренды лучше не перезаключать, а пролонгировать либо путем заключения дополнительного соглашения об изменении (продлении) срока аренды, либо в порядке п. 2 ст. 621 ГК РФ.
12. Блог А.В. Брызгалина «О налогах и о жизни»12.1. Видео-отчёт семинара on-line "Налог на имущество физических и юридических лиц" 03 ноября 2015 года прошел первый семинар on-line ноябрьской серии. Подробнее здесь: http://seminars.cnfp.ru/webinars_november2015 Перед Вами два фрагмента выступления: Аркадий Брызгалин "Налог на имущество физических лиц". Татьяна Тинигина "Налог на имущество юридических лиц". Для тех, кто не успел принять участие в этом семинаре предлагаем приобрести ссылку доступа на запись семинара (обращайтесь sme@cnfp.ru (343) 350-11-62 Мария Сухих) Источник: nalog-briz.ru 12.2. Презентация книги моего папы В.С.Брызгалина 12 сентября 2015 года, г. Курган Презентация книги В.С.Брызгалина, моего папы, «Первая помощь в композиторских пробах, или Сочинение музыки без учителя". Вечер встречи - вечер памяти. Красивая музыка и выступления коллег, учеников Виктора Семеновича. Просто посмотрите - просто послушайте. Книга пять лет готовилась автором - В.С.Брызгалиным, а после его смерти ещё полтора года его коллеги и ученики доводили дело до конца: собрали все материалы, и обработав, отредактировали книгу, выпустили в типографии «Дамми». Как сам выразился автор, эта книга – «лёгкое изложение теоретических дисциплин с музыкальными примерами». На вечер-презентацию были приглашены: Брызгалина Валентина Александровна, Брызгалин Аркадий Викторович, Владимир Бабин начальник Управления культуры, Михаил Рычков директор Курганского музыкального колледжа имени Шостаковича, Николай Малыгин профессор Челябинской академии культуры и искусств, Сергей Петухов генеральный директор компании «Дамми». Произведения Виктора Семеновича Брызгалина звучали на презентации книги в исполнении его учеников: Зауральское трио баянистов – Петр Бабин, Виталий Боголюбов, Евгений Крашенинников, лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Источник: nalog-briz.ru
13. Новости судебной практики по налоговым спорам13.1. В пользу налогоплательщика «Наличие партнерских отношений между лицами не является основанием для признания их взаимозависимыми (п. 1 ст. 20 НК РФ)» Согласно п. 1 ст. 20 НК РФ (применяется к сделкам до 01.01.2012) взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: 1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой; 2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; 3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого. По мнению налогового органа, налогоплательщик занизил базу по налогу на прибыль и НДС при реализации объектов недвижимого имущества и земельного участка взаимозависимому лицу. При этом залоговая цена имущества не может рассматриваться как рыночная применительно к положениям ст. 40 НК РФ. Суд не согласился с позицией налогового органа. Как установил суд, в 2007 году между налогоплательщиком (продавец) и контрагент (покупатель) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества и земельного участка. При этом в ходе проверки налоговый орган установил, что взаимозависимое лицо налогоплательщика (физлицо1) является бизнес-партнером физлица2, брат которого - физлицо3 контролирует контрагента (покупателя). Как отметил суд, НК РФ не предусматривает, что наличие бизнес-партнерских отношений является фактом для признания взаимозависимости лиц. При этом физлицо1 не мог оказывать влияние на результаты сделки налогоплательщика, т.к. условия сделки определялись единолично генеральным директором налогоплательщика с одобрения совета директоров. Также и со стороны контрагента, физлицо3 не мог оказывать влияние на сделку, поскольку являлся представителем по доверенности иностранной компании (единственного учредителя контрагента). При этом ни физлицо3, ни руководитель покупателя не могли оказывать влияние на лицо, подписавшее договор от имени налогоплательщика, поскольку последний действовал также по доверенности. Тот факт, что он стал в дальнейшем генеральным директором налогоплательщика также не имеет значения, поскольку взаимозависимость устанавливается на момент совершения сделки. При этом суд установил, что согласно заключению эксперта, подготовленному в рамках судебной экспертизы, рыночная стоимость объекта ненамного отличалась от указанной в договоре (отклонение составило 10,97%). На основании изложенного суд пришел к выводу, что у налогового органа не имелось оснований для доначисления налогов при реализации налогоплательщиком недвижимого имущества и земельного участка. Кассационная жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07 сентября 2015 г. по делу № Ф05-9357/15)
13.2. В пользу налогового органа «Доначисление налогов проведено правомерно, поскольку не выявлены нарушения существенных условий проведения проверки и рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ)» Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. По мнению налогоплательщика, налоговый орган неправомерно доначислил налоги, т.к. налоговым органом нарушен срок проведения проверки, допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки: акт проверки не подписан одним из проверяющих, не представлены первичные документы, полученные налоговым органом в ходе встречных проверок, в решении не указаны конкретные правонарушения и т.д. Суд не согласился с позицией налогоплательщика. Как установил суд, налоговый орган по результатам выездной проверки доначислил налогоплательщику налог на прибыль и НДС, поскольку выявил расхождения между данными в декларациях за 2009 - 2011 год и данными, полученными в ходе выемки и встречных проверок. Также в ходе проверки установлено, что налогоплательщик не отразил в учете реализацию товаров в адрес одного из контрагентов. Как отметил суд, в ходе проведения проверки налогоплательщик представлял документы не в полном объеме; часть документов представлена без подписей и печатей контрагентов. По одному из контрагентов не представил совсем, от данного контрагента они также не были получены. При этом факт реализации товаров доказан на основании товарных накладных и счетов-фактур. Заявляя вычеты НДС, налогоплательщик не представил подтверждающие первичные документы, кроме таблицы неучтенных вычетов и книг покупок. Кроме того, извещение о дате и времени рассмотрения материалов выездной проверки было направлено в адрес налогоплательщика по почте заказным письмом. Довод налогоплательщика о том, что в акте проверки не указаны документально подтвержденные факты нарушений был отклонен судом, поскольку в приложениях к акту проверки приведена расшифровка операций, осуществленных налогоплательщиком исходя из данных и первичных документов, полученных в ходе встречных проверок. Суд пришел к выводу, что отсутствуют нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения налогового органа. Кассационная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01 сентября 2015 г. по делу № Ф05-9691/15)
14. Зарубежные налоговые новости14.1. Toshiba подала в суд на бывших топ-менеджеров из-за скандала с отчетностью Японская Toshiba подала в суд на пятерых бывших топ-менеджеров компании в связи с ошибками в отчетности, в результате чего оценка прибыли фирмы за 2008-2014 годы была снижена в общей сложности на $1,9 млрд, а ее капитализация рухнула на $6 млрд, сообщает агентство Bloomberg. Ответчиками по делу выступают уволившиеся в июле президент компании Хисао Танака, заместитель председателя совета директоров Норио Сасаки и старший вице-президент Ацутоси Нисида, а также два бывший финансовых директора. Компания рассчитывает получить компенсацию в размере 300 млн иен ($2,4 млн). На минувших выходных Toshiba опубликовала отчетность за третий квартал. Ее чистая прибыль подскочила на 38%, до 49,6 млрд иен. Во многом такой результат обеспечила продажа активов. Toshiba, история которой прослеживается с 1875 года, работает в области электротехники, электроники, энергетики и медицинского оборудования. Источник: audit-it.ru 14.2. Немецкий футбольный союз обвиняется в уклонении от уплаты €2,5 млн налогов Прокуратура Франкфурта-на-Майне обвиняет Немецкий футбольный союз (DFB) в уклонении от уплаты налогов в размере порядка €2,5 млн, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на издание Der Spiegel, которое ознакомилось с постановлением об обыске помещений DFB от 29 октября. Напомним, что немецкая полиция провела обыск в штаб-квартире DFB во Франкфурте по делу об уклонении от уплаты налогов. При этом подверглись обыску квартиры главы организации Вольфганга Нирсбаха и эксруководителя союза Тео Цванцигера. В ходе обыска были изъяты документы, компьютеры и жесткие диски. Источник: taxpravo.ru
15. «Знаете ли Вы...»
|
(в рублях) |
||
№ 1/2015 |
Основные изменения в Налоговый кодекс в 2015 году |
300=00 |
№ 2/2015 |
Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2015 год |
300=00 |
№ 3/2015 |
Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2015 год |
300=00 |
№ 4/2015 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2014 год. |
300=00 |
№ 5/2015 |
К Седьмому международному налоговому симпозиуму «Теория и практика налоговых реформ». Подборка статей |
300=00 |
№ 6/2015 |
Отдельные инструменты вложения средств в деятельность юридического лица: выгоды, риски, практические советы |
300=00 |
№ 7/2015 |
Налог на прибыль: из практики налогового консультирования. |
300=00 |
№ 8/2015 |
Налог на добавленную стоимость: из практики налогового консультирования |
300=00 |
№ 9/2015 |
Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты |
300=00 |
№ 10/2015 |
Интересные вопросы по НДПИ, налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования |
300=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию архивных номеров. Приглашаем посмотреть материалы: http://www.cnfp.ru/izdatelstvo/archive
17. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за ноябрь 2015 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 31 декабря 2015 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/izdatelstvo/ob-analiticheskom-obzore/
18. Информация наших коллег и партнёров
18.1. Приглашаем жителей Кирова и гостей города 24 ноября 2015 года на семинар:
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»
ООО «Киров-Консалтинг» приглашает Вас принять участие в семинаре «Актуальные вопросы применения налогового законодательства», который состоится в г. Кирове 24 ноября 2015 г. (вторник), с 10.00 – 17.30.
ЛЕКТОРЫ:
Брызгалин Аркадий Викторович, кандидат юридических наук, член Президентского совета Палаты налоговых консультантов, генеральный директор группы компаний «Налоги и финансовое право», г. Екатеринбург.
Труфанов Антон Николаевич, заместитель генерального директора по юридическим проектам группы компаний «Налоги и финансовое право»,г. Екатеринбург.
ПРОГРАММА:
1. Налоговая оптимизация или эффективное управление налогами: мифы, реальность, практика
Лекторы: Брызгалин Аркадий Викторович - генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право», Труфанов Антон Николаевич-заместитель генерального директора по юридическим проектам ГК «Налоги и финансовое право»
2.Формальные и «неформальные» критерии выбора кандидата для проведения выездной налоговой проверки. Как не попасть под проверку? Анализ Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и практика его применения.
Лектор: Брызгалин Аркадий Викторович - генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право».
3. Современная судебная практика по рассмотрению споров, связанныхс осуществлением налогового контроля: налоговые проверки, встречные проверки, истребование документов, вручение акта, ДМНК, обжалование решения налогового органа и др. Анализ основных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 о применении судами первой части Налогового кодекса РФ.
Лектор: Брызгалин Аркадий Викторович - генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право»
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА:отель «Хилтон Гарден Инн Киров», г. Киров, Октябрьскийпр-т, д. 145/1.
СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ: 10 000 рублей – 1 участник, 9000 рублей - 2 и более участника от одной организации (в стоимость входит кофе-пауза, обед, раздаточный материал). Оплата строго предварительная, до 01.11.2015 г. Способ оплаты указывайте, пожалуйста, в заявке на участие в семинаре.
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ
Наименование организации: _______________________________________________
Место нахождения организации: ____________________________________________
ИНН: ____________________________________________
Участники (Ф.И.О., должность): ____________________________________________
Форма оплаты: [] – безналичная [] - наличный расчет
Контактные телефоны: 8-909-721-29-57, (8332) 64-36-38
Адрес электронной почты: k.seminar@mail.ru
© Налоги и финансовое право 2002-2015
В избранное | ||