← Март 2015 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
||
30
|
31
|
За последние 60 дней 10 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
-4 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Официальные доклады конференции:
Докладчик – Тарибо Евгений Васильевич, начальник управления конституционных основ публичного права Конституционного Суда РФ, кандидат юридических наук.
Докладчик – Хачев Игорь Витальевич, судья Арбитражного суда Свердловской области.
Докладчик – Брызгалин Аркадий Викторович, генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук.
Докладчик – Головина Светлана Юрьевна, заведующий кафедрой трудового права Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор.
Докладчик – Хазанов Сергей Дмитриевич, заведующий кафедрой административного права Уральской государственной юридической академии, член Научно-консультативного совета Президиума ВАС РФ, кандидат юридических наук.
Докладчик – Гонгало Бронислав Мичиславович, директор Уральского филиала Российской школы частного права, доктор юридических наук, профессор.
Докладчик – Труфанов Антон Николаевич, заместитель генерального директора по юридическим проектам Группы компаний «Налоги и финансовое право».
Докладчик – Фёдорова Ольга Сергеевна, заместитель генерального директора по экономическим проектам Группы компаний «Налоги и финансовое право».
Докладчик – Бациев Виктор Валентинович, правовой советник ФГБНУ Исследовательский центр частного права при Президенте РФ.
Докладчик – Брызгалин Аркадий Викторович, генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук.
Стоимость участия 38 000 руб. (предварительная оплата по Счету):
Справки и регистрация по телефону/факсу: (343) 350-12-12, 350-11-62
Подписка на журнал «Налоги и финансовое право»
Издательство Группы компаний «Налоги и финансовое право»Некоммерческий проект издательства«Поэзия Армении в переводах Марка Рыжкова»От издателя. Аркадий Брызгалин:
Поэзия Армении в переводах Марка Рыжкова / Под ред. М.П.Никулиной. – Екб. Издательство "Налоги и финансовое право". 2014. – 368 стр. О других проектах издательства «Налоги и финансовое право» можно узнать здесь: http://www.cnfp.ru/interesno-o-nalogah/nalogi-lyudi-vremya Справки по телефону издательства (343) 350-11-62 Татьяна Александровна Зекунова (zta@cnfp.ru)
Коммерсант делится с коммерсантом: Про «уклонистов» и налогоНЕплательщиков
1. Налоговая новость недели1.1. Президент подписал закон, вносящий изменения в правила учета процентов в расходах 8 марта Президент РФ подписал федеральный закон от 08.03.2015 № 32-ФЗ. которым, в частности, внесены поправки в статью 269 НК. Закон уже прошел официальное опубликование на портале pravo.gov.ru. При этом напомним, что согласно предыдущим правкам, внесенным в эту статью федзаконом 420-ФЗ от 28.12.2013, который в данной части с 1 января 2015 года вступил в силу, для сделок, не относящихся к контролируемым, и для задолженностей, не признаваемых контролируемыми, ранее применявшиеся ограничения на учет процентов в расходах были сняты. При этом были установлены такие ограничения дляконтролируемых сделок, одной из сторон которой является банк (пункт 1.1), и для них были определены интервалы процентов, учитываемых в расходах и в доходах (пункт 1.2). По долговому обязательству в рублях интервал составляет 75-180% (на 2015 год), 75-125% (начиная с 2016 года) ставки рефинансирования ЦБ. Согласно новым поправкам (по федзакону от 08.03.2015 № 32-ФЗ), во-первых, ограничения будут касаться любых контролируемых сделок (убрано "одной из сторон которой является банк"), указанных в пункте 2 статьи 105.14 (то есть тех, где обе стороны - российские резиденты). По рублевым долговым обязательствам, возникшим в результате таких сделок, ограничение описано так: от 0 до 180 % (на 2015 год), от 75 до 125 % (начиная с 2016 года) ключевой ставки ЦБ. При этом по долговому обязательству, оформленному в рублях и не указанному в предыдущем абзаце (то есть, вероятно, если одной стороной контролируемой сделки является иностранное лицо) интервал ставок составит от 75% ставки рефинансирования ЦБ до 180% ключевой ставки ЦБ (на 2015 год), от 75 до 125% (начиная с 2016 года) ключевой ставки ЦБ. Кстати, обратим внимание, что впервые в налоговое законодательство введено использование ключевой ставки. В пункте 1.3 упоминание ставки рефинансирования также будет заменено понятием ключевой ставки. Все вышесказанное будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. Вносятся корректировки и в порядок применения второго пункта статьи 269 - о контролируемых задолженностях. Согласно закону 32-ФЗ, для таких долговых обязательств в валюте, возникших до 1 октября 2014 года, на период с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года устанавливаются особенности учета в расходах процентов. Пересчитать величину контролируемой задолженности в рубли в этих целях можно будет по курсу, не превышающему курс, установленный ЦБ на 1 июля 2014 года. Для расчета величины сосбтвенного капитала также не будут учитываться курсовые разницы, возникшие с 1 июля 2014 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации. Законом устанавливается еще одно переходное положение - для учета в декабре 2014 года в расходах процентов по рублевым долгам. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, в расходы в этот месяц можно будет принять величину процентов по соглашению сторон, но не выше ставки рефинансирования ЦБ, увеличенной в 3,5 раза. Это, судя по всему, будет касаться любых рублевых обязательств. Источник: audit-it.ru
2. Актуальная дата недели
Источник: consultant.ru
3. Новости компании3.1. Приглашаем принять участие в ХIV Всероссийской семинар-конференции «Налоговое, административное, гражданское и трудовое право в 2015 году: теория и практика применения» (г.Екатеринбург, 20-22 апреля 2015 года) Подробнее: http://www.cnfp.ru/uchebnyy-centr/opisanie-meropriyatiy/_aview_b530/ Справки и регистрация: Мария Сухих, ведущий специалист по проектам центрального офиса Группы компаний "Налоги и финансовое право", sme@cnfp.ru (343) 350-11-62, 350-12-12
4. Анонс мероприятия4.1. Приглашаем представителей предприятий оборонной промышленности к общению (мероприятие проходит без оплаты участия для предприятий оборонной отрасли). Круглый стол «Актуальные вопросы налогов и права при ведении деятельности предприятиями оборонной отрасли». г.Екатеринбург, 31 марта 2015 года (с 12.00 до 16.00). Возможно дистанционное участие (подключение к мероприятию через интернет). Вопросы программы:
5. Новости налогообложения и экономики5.1. Президент подписал закон о передаче ФНС полномочий по предоставлению налоговых отсрочек. Президент подписал закон, упрощающий процедуру принятия решений об отсрочке уплаты федеральных налогов и сборов. Об этом сообщает сайт Кремля. Закон вносит поправки в часть первую Налогового кодекса. Документ "направлен на упрощение процедуры рассмотрения материалов и принятия решений о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, путем передачи полномочий правительства Российской Федерации по принятию таких решений ФНС России", - говорится в справке Государственно-правового управления президента. Источник: rg.ru 5.2. Столичное правительство одобрило законопроект о введении двухлетних налоговых каникул для начинающих бизнесменов. Теперь его предстоит рассмотреть депутатам Мосгордумы. В случае, если идея каникул найдет поддержку у законодателей, вновь регистрируемые предприниматели будут на два года полностью освобождаться от уплаты налогов. Налоговые каникулы - одна из мер поддержки бизнеса, которая была прописана в утвержденном столичным правительством антикризисном плане на текущий год. Несмотря на то, что в Москве предпринимательская активность сохраняется на весьма хорошем уровне, власти хотят по максимуму сгладить возможные негативные последствия кризиса и сохранить положительный тренд прошлого и начала этого года. "За это время, если брать средние цифры по Москве и России, количество предприятий, которые были зарегистрированы в столице, в четыре раза превысило показатели по стране", - заявил на заседании президиума столичного правительства мэр Сергей Собянин. Всего в минувшем году в городе было зарегистрировано 153 тысячи новых компаний. Для сравнения: в 2013 году, когда о кризисе еще никто и не говорил, эта цифра держалась на уровне 125 тысяч. Источник: rg.ru 5.3. Порция "финансовых" поправок в Гражданский кодекс подписана Президентом РФ Федеральный закон от 08.03.2015 № 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ" полписан и официально опубликован. Ссылки на обычаи делового оборота будут убраны из ряда статей ГК. Вводятся понятия "альтернативное обязательство", "факультативное обязательство". По кредитным договорам с физлицами будет запрещено начислять проценты на проценты. Сторонам сделок придется возмещать убытки при расторжении договора. Понятие банковской гарантии будет заменено понятием независимой гарантии. Появится возможность заключения рамочного договора. Проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами будут исчисляться исходя из ставок по вкладам физлиц. Более подробно ознакомиться с нововведениями можно по этой ссылке. Новые нормы вводятся в действие с 1 июня 2015 года. Источник: audit-it.ru 5.4. Правительство готовится к пересмотру фискальной нагрузки на бизнес На прошлой неделе Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев встретился с представителями крупной промышленности и банковского сектора. Обсуждались антикризисные меры и снижение налоговой нагрузки. Так, Президент ТПП Сергей Катырин обратился с просьбой решить проблему неналоговых платежей, которые формально, вроде бы налогами не являются, но тем не менее существенно влияют на фискальную нагрузку, оказываемую на бизнес. Председателя ТПП поддержал президент РСПП Александр Шохин. По данным ТПП, в России более 70 «квазиналогов» (всевозможные страховые взносы, плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за уборку мусора, за утилизацию и др.), в связи с чем Президент ТППП предложил провести их ревизию, сократить число, предоставить льготы, отложить введение новых платежей. РСПП призвал установить двухлетний мораторий на новые неналоговые платежи. Как сообщают СМИ, Д.А. Медведев поручил подготовить предложения по переносу срока введения новых платежей, в связи с чем создана особая рабочая группа. На встрече также обсуждалось антиофшорное законодательство. В частности, Минфин согласился поправить закон о контролируемых иностранных компаниях. Например, срок сдачи в ФНС уведомлений об иностранных структурах перенесут с 1 апреля на дату принятия Госдумой закона об амнистии, чтобы бизнесу были понятны ее правила. Могут быть выведены из-под действия закона добросовестные трасты и смягчены требования для компаний с преобладающими активными доходами. 5.5. Установлен порядок действий налогового органа на сообщение следователя о нарушениях налогового законодательства В частности, Приказом урегулированы вопросы рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198-199.1 УК РФ. Речь идет об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов, о неисполнении обязанностей налогового агента. Согласно действующей редакции УПК РФ вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, в котором состоит на учете плательщик, при поступлении от следователя копии сообщения о преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки обязан рассмотреть материалы не позднее 15 суток с момента их получения. С помощью нижестоящих инспекций проверяются факт постановки лица на учет, информация о текущих или проводившихся проверках и их результатах. По итогам готовится заключение, которое направляется следователю. Приведены описания конкретных действий, совершаемых в рамках рассмотрения сообщений. На каждое отведен свой срок. Источник: garant.ru
6. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии6.1. На Дальнем Востоке могут серьезно снизить налоговые ставки В Госдуму внесен законопроект, который допускает введение на Дальнем Востоке налоговых каникул для предпринимателей на спецрежимах. Проект дает регионам ДФО право снижать ставки налогов для лиц, применяющих систему налогообложения для сельхозпроизводителей, упрощенную или патентную системы налогообложения. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками ЕСХН, ставка налога в 2016-2026 годах может быть снижена с 6% до 0%, в 2027-2031 годах - до 4%. Аналогичные ставки в эти периоды могут быть установлены и для предпринимателей, применяющих патенты. "Снижение единого сельхозналога способно существенно повлиять на сферу, в которой работают не только аграрные предприятия, но и предприятия, занимающиеся реализацией сельхозпродукции, а также организации, занимающиеся рыболовством и рыбоводством, большинство которых сосредоточено на Дальнем Востоке", - уверен автор законопроекта, депутат Иван Абрамов. Для тех, кто применяет УСН, в 2016-2026 гг. ставка налога может быть снижена до 0%. В 2027-2031 гг. возможно уменьшение ставки с 6% до 4%, если объектом налогообложения являются доходы. А если "доходы минус расходы", то ставка может снизиться с 15% до 10%. При этом ставки могут дифференцироваться в зависимости от категорий налогоплательщиков. Сейчас региональными законами могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15%. По замыслу автора изменения будут способствовать созданию благоприятного налогового режима в ДФО и повышению инвестиционной привлекательности региона в первую очередь для малого и среднего бизнеса. "Безусловно, принятие таких мер является отличным стимулом для малого бизнеса стать более прозрачным для государства и повысить налоговые доходы от их деятельности. Конечно, многое будет зависеть от администраций субъектов РФ, которые должны будут в полную силу реализовать эти позитивные задумки без создания каких-либо дополнительных административных препятствий малым предпринимателям. Однако аналогичные меры, введенные в Республике Крым, пока не дали ощутимых свидетельств роста заинтересованности малого бизнеса. Что означает, что для роста деловой активности в этом сегменте требуется предпринять не только позитивные меры налогового характера, - считает Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group. - Зачастую они должны сопровождаться стимулированием возможностей по финансированию и кредитованию возможностей малого бизнеса по более удобным ставкам. Конечно, наиболее ощутимую поддержку получат сельхозпроизводители, которые с учетом курса на импортозамещение действительно смогут поправить свои дела". Источник: rg.ru 6.2. Минфин планирует увеличить ставку для расчета пени по налогам почти вдвое Минфин опубликовал уведомление о разработке изменений в Налоговый кодекс, касаемых расчета пени по налогам. «В связи с переходом на использование ключевой ставки ЦБ предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс в части использования ключевой ставки ЦБ вместо ставки рефинансирования», – говорится в документе министерства. Как уточнил РБК представитель Минфина, "речь идет обо всех статьях НК, где сейчас упоминается ставка рефинансирования". Сейчас ключевая ставка составляет 15%. Ставка рефинансирования составляет 8,25%. Эксперты утверждают, что в случае принятия законопроекта, бизнесу станет невыгодно задерживать уплату налогов, замещая временно высвобождаемыми средствами банковские кредиты Источник: e.nalogplan.ru 6.3. Счетная палата предлагает отменить льготы по земельному налогу Счетная палата (СП) предлагает отменить льготы по земельному налогу. Аудиторы провели выборочную проверку результативности администрирования земельного налога в Московской и Рязанской областях и выяснили, что регионы завышают кадастровую оценку земель, чтобы увеличить сборы земельного налога, но при этом необоснованно снижают ее почти до нуля для нельготных категорий налогоплательщиков. Оценка земель, «основанная на субъективном мнении оценщиков, зачастую не отражает реальной стоимости земельных участков и ведет к оспариванию и пересмотру результатов кадастровой оценки и неуплате земельного налога», указывается в отчете СП. Аудиторы предлагают на законодательном уровне утвердить нижнюю границу ставок земельного налога и предоставить право устанавливать налоговые ставки и льготы на более высоком уровне (городской округ или муниципальный район). В Госдуме идею готовы поддержать. Источник: e.nalogoved.ru 6.4. Введение торгового сбора и налоговых каникул учтут в декларации по УСН Единый портал завершил общественное обсуждение проекта новой формы декларации по УСН. Текста проекта нет. Разработчики напоминают о введении торгового сбора. При УСН с объектом "доходы" налогоплательщик вправе уменьшить налог или авансовый платеж, среди прочего, на сумму уплаченного в течение налогового (отчетного) периода торгового сбора. Проектом предусматривается возможность отразить это в декларации. Кроме того, субъекты РФ получили право устанавливать для некоторых вновь зарегистрированных ИП "налоговые каникулы" - нулевую ставку налога при УСН. Определенные права на уменьшение налоговой ставки получили также власти Крыма. Поэтому необходимо из декларации исключить невозможность применения иной (кроме 6%-ной) ставки налога. Источник: audit-it.ru 6.5. Россияне смогут подавать банкам сведения о пенсионных счетах онлайн Новые предложения ПФР и Минкомсвязи позволят банкам быстрее получить доступ к этой информации. Предусматривается, что коммерческие банки, которые подключены к системе межведомственного взаимодействия, смогут регистрировать граждан на сайте госуслуг прямо из офиса банка. Пенсионный фонд (ПФР) и Минкомсвязи РФ разрабатывают схему, по которой гражданам будут созданы "максимально комфортные" условия для получения в режиме онлайн выписки из индивидуального лицевого счета для предоставления в банки, сообщили РИА Новости в пресс-службе ПФР. В соответствии с российским законодательством, граждане могут предоставлять банкам данные о своих пенсионных счетах только после получения соответствующей индивидуальной выписки из ПФР. Таким образом, новые предложения ПФР и Минкомсвязи позволят банкам быстрее получить доступ к этой информации. Предусматривается, что коммерческие банки, которые подключены к системе межведомственного взаимодействия, смогут регистрировать граждан на сайте госуслуг прямо из офиса банка. После этого гражданин, который дал на это согласие, предоставил свои персональные данные для регистрации и получил пароль входа, сможет с выделенного компьютера банка заходить через интернет в свой личный кабинет на сайте госуслуг, получать выписку и прямо из своего личного кабинета направлять ее в кредитную организацию, пояснили в пресс-службе ПФР. "Сегодня выписку получить несложно. Если для гражданина будут созданы технические условия, при которых он в ходе визита в банк сможет оперативно получить из ПФР свою выписку и передать ее в банк, это не будет противоречить законодательству", – добавили в пресс-службе. ПФР поддерживает такую схему взаимодействия, участвует в ее реализации и призывает граждан регистрироваться на сайте госуслуг, подчеркнули в фонде. Мнение ЦБ 5 марта первый зампред Банка России Алексей Симановский заявил в Совете Федерации, что, возможно, нужно законодательно обязать ПФР предоставлять банкам доступ к сведениям о пенсионных счетах граждан. Банки интересует уровень дохода граждан – один из основных параметров, которыми они руководствуются при определении платежеспособности заемщика и расчете суммы кредита. Однако многие заемщики в заявке на кредит завышают свой доход. По данным крупнейшего в РФ бюро кредитных историй – НБКИ, действующие в настоящее время кредитные обязательства имеют около 50 миллионов россиян, их общий объем превышает 11,2 триллиона рублей. В среднем на погашение задолженности у граждан уходит до трети личных доходов. Согласно статистике ЦБ РФ, просроченная задолженность по кредитам за 2014 год выросла почти на 52%. Источник: audit-it.ru 6.6. Президента просят создать Пенсионный кодекс Разработку документа могут включить в Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Депутат Госдумы, председатель Российской партии пенсионеров за справедливость Игорь Зотов подготовил письмо на имя президента Владимира Путина с просьбой рассмотреть возможность создания Пенсионного кодекса Российской Федерации, который поможет рядовым гражданам изучить и воспользоваться всей совокупностью своих пенсионных прав. Как рассказал «Известиям» парламентарий, Российская партия пенсионеров за справедливость предлагает систематизировать массив законов и подзаконных актов, регулирующих пенсионное обеспечение, кодифицировав их, придав им системность и характер единого документа по примеру с существующими налоговым, трудовым, земельным и иными кодексами. В Пенсионном кодексе депутат намерен зафиксировать пенсионный возраст (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет) и право гражданина добровольно повышать свой пенсионный возраст для продолжения трудовой деятельности. Игорь Зотов считает, что массив связанных с пенсионным обеспечением документов, количество которых достигает полусотни фундаментальных и частных законодательных актов, непонятен рядовому гражданину. И человеку, не имеющему юридического образования, практически нереально отслеживать правовые новеллы в этой области и все содержание действующего пенсионного законодательства. Источник: audit-it.ru 6.7. Эксперты предложили "плавающую" пошлину на экспорт рыбы Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка поддержала идею экспортных пошлин на рыбу. Но их необходимо рассчитывать не в процентах от экспортной стоимости товара, а в абсолютной величине. Такая мера позволит избежать практики занижения таможенной стоимости товара, увеличить поставки рыбы на внутренний рынок и, соответственно, приведет к снижению ее стоимости, полагают в ассоциации. Введение экспортной пошлины в размере 0,3 доллара за тонну позволит увеличить предложение рыбы на внутреннем рынке на 200-300 тысяч тонн и принесет в доходную часть бюджета около 500 миллионов долларов, подсчитали в ассоциации. Эти средства могут быть направлены на развитие рыбохозяйственного комплекса, в том числе, аквакультуры. О том, что Россия может ввести экспортные пошлины на рыбу при резком росте внутренних цен, в среду заявил глава Росрыболовства Илья Шестаков. По его словам, ведомство уже выходило с такими предложениями в правительство. В результате было принято решение продолжить мониторинг цен и по его итогам вернуться к этому вопросу. По официальным данным Росстата, рыба и морепродукты в феврале подорожали на 5,5 процента. Рост к февралю 2014 года составил 30,8 процента. В январе замруководителя фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Олег Нилов обратился к министру сельского хозяйства России Николаю Федорову с предложением о введении временного запрета на поставки российской рыбы за границу с целью увеличения предложения на внутреннем рынке и снижения цен на рыбную продукцию. Однако в Рыбной ассоциации считают, что введение эмбарго на экспорт российской рыбы является нецелесообразной мерой и может привести к тому, что значительный объем добываемых водных биоресурсов, в основном, минтая, окажется невостребован на внутреннем рынке из-за отсутствия необходимой инфраструктуры по доставке и переработке рыбы. При этом российский бюджет потеряет значительную часть доходов, формирующихся за счет валютной выручки российских рыбодобывающих предприятий. А иностранные поставщики минтая, в частности, рыбаки США, получат необоснованные преференции на внешних рынках. Источник: rg.ru
7. Налоговая цифра неделиВ рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения. 7.1. 78% оспариваемых по налоговым спорам сумм рассмотрено в 2014 году в пользу бюджета Федеральная налоговая служба подвела итоги досудебного и судебного урегулирования налоговых споров в 2014 году: 78% оспариваемых по налоговым спорам сумм рассмотрено судами в пользу бюджета. По сравнению с 2013 годом эта цифра выросла на 4%, что свидетельствует о высокой эффективности участия налоговых органов в судах. При этом сохранилась положительная тенденция ежегодного сокращения судебных споров. Одновременно с этим снизилась сумма оспоренных требований в судах на 10,5 %, а сумма требований, оспоренная в досудебном порядке - на 7%. Такие результаты по досудебному урегулированию налоговых споров и судебной работы стали возможными благодаря выработке налоговыми органами единой правоприменительной позиции при рассмотрении жалоб, учету судебной практики при проведении мероприятий налогового контроля, улучшению налогового администрирования налогоплательщиков. Кроме того, с 1 января 2015 года введен институт налогового мониторинга. Это нововведение позволит и дальше совершенствовать систему урегулирования налоговых споров во внесудебном порядке, а также поможет предупредить налоговые риски в бизнесе и избежать неблагоприятные последствия для налогоплательщиков. Источник: nalog.ru
8. Новости налогового и бухгалтерского законодательства8.1. Госдума рассматривает законопроект, согласно которому выделенный налогоплательщиком на УСН НДС не будет учитываться в его доходах В настоящее время, если «упрощенщик» выставил счет-фактуру, выделив в ней НДС и, соответственно, перечислил налог в бюджет, то суммы НДС он должен включить в доходы при расчете единого «упрощенного» налога. Однако с большой долей вероятности эта ситуация в скором времени изменится. Подробности – в письме Минфина Россииот 30.01.15 № 03-11-11/3688. По общему правилу, предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС. Так гласит пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса. Исключение составляет налог, подлежащий уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налог, уплачиваемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ (в ней описаны особенности уплаты налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением). Соответственно, «упрощенщики» не должны выставлять счета-фактуры. Если же плательщик УСН выставляет счет-фактуру с выделенным НДС, то он обязан перечислить в бюджет соответствующую сумму налога. Это предусмотрено пунктом 5 статьи 173 НК РФ. При этом суммы НДС включаются в доходы от реализации и облагаются единым «упрощенным» налогом, в результате чего возникает двойное налогообложение. Однако, как отмечают в Минфине, в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится проект федерального закона № 673716-6 о внесении изменений в Налоговый кодекс (в части уточнения порядка определения объекта налогообложения по налоговым режимам в виде единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения). Помимо прочего данным законопроектом предлагается исключить из состава доходов, учитываемых при исчислении единого налога, суммы НДС, предъявленные покупателям товаров, работ и услуг в связи с выставлением счетов-фактур. Законопроект уже был одобрен в первом чтении 20 января 2015 года. Источник: buhonline.ru
9. Комментарии и разъяснения9.1. Проценты в доходах и расходах учитываются равномерно независимо от сроков выплаты (Письмо ФНС России от 16 февраля 2015 г. № ГД-4-3/2289). В письме от 16 февраля 2015 г. № ГД-4-3/2289 ФНС напомнила об изменениях в НК, вступивших в силу с 2014 года, внесенных федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ. Теперь, в частности, недвусмысленно установлено, что по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, расходы (доходы) в целях главы 25 НК при применении метода начисления признаются на конец каждого месяца отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) таких выплат, предусмотренных договором. Если указанным договором предусмотрено, что исполнение обязательства зависит от стоимости (или иного значения) базового актива с начислением в период действия договора фиксированной процентной ставки, устанавливаются следующие особенности:
В случае прекращения действия договора в течение календарного месяца доход (расход) учитывается на дату прекращения действия договора (абзац 3 пункта 6 статьи 271, абзац 3 пункта 8 статьи 272 НК). При кассовом методе расходы в виде процентов по договору займа признаются в целях налогообложения на дату их фактической уплаты (погашения задолженности по процентам иным способом) (подпункт 1 пункта 3 статьи 273 НК). ФНС напомнила о сложившейся судебной практике, которая отдавала предпочтение учету процентов в расходах на дату их уплаты (ранее мы неоднократно подробно освещали решения, принятые не в пользу налогоплательщика). Также налоговая служба упомянула и о противоположных решениях судов. Некоторые суды отклоняли ссылки налогоплательщика на возможность применения новых норм к старым правоотношениям. При этом есть и решения, в которых применялось новое регулирование: "указанным изменениям законодателем не придана обратная сила, однако, суд кассационной инстанции согласился с доводами налогоплательщика о том, что данной редакцией только конкретизированы общие положения о признании расходов по методу начисления применительно к расходам в виде процентов по долговым обязательствам, что согласуется с нормами статей 272 и 328 НК РФ, ими не вводится новое правовое регулирование, а лишь уточняется ранее действовавший порядок признания", - пишет ФНС. Переходных положений о порядке признания в составе расходов процентов по долговым обязательствам, начисленным, но неуплаченным до 1.01.2014 закон 420-ФЗ не содержит. Так что при ином толковании, указала ФНС, "исключается возможность их учета для целей налогообложения после указанной даты". Налоговым органам рекомендовано соблюдать позицию ФНС, учитывать внесенные с 1 января 2014 года изменения в статьи 271, 272 и 328 НК. Исключение могут составлять случаи предъявления организациям налоговой претензии в связи с необоснованной налоговой выгодой с целью пресечения злоупотреблений (в том числе при создании искусственной ситуации, при которой появляется формальное основание учета расходов в условиях отсутствия реальных экономических обстоятельств). Источник: audit-it.ru 9.2. Физлица вправе учесть расходы, связанные с продажей имущества в рассрочку, в разных налоговых периодах (Письмо Минфина России от 02.02.15 № 03-04-07/3957) Специалисты финансового ведомства в письме от 02.02.15 № 03-04-07/3957 разъяснили порядок учета физлицами расходов, связанных с продажей имущества в рассрочку. По мнению чиновников, такие расходы можно учитывать в нескольких налоговых периодах, по мере получения оплаты от покупателя имущества. В целях исчисления НДФЛ Налоговый кодекс позволяет уменьшать доходы от продажи имущества двумя способами. Первый – имущественный налоговый вычет (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Второй – учет фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением доходов (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). Что касается второго способа, то в НК РФ не установлено каких-либо особенностей учета расходов при продаже имущества с рассрочкой платежа в разных налоговых периодах. Поэтому, как полагают в Минфине, налогоплательщик может самостоятельно определять порядок учета таких расходов. В том числе учитывать их на протяжении нескольких налоговых периодов (календарных лет). Источник: buhonline.ru 9.3. ФНС разъяснила, как налоговому агенту зачесть авансы по НДФЛ, уплаченные иностранными работниками на период действия патента (Письмо ФНС России от 19.02.15 № БС-4-11/2622) Чтобы зачесть фиксированные авансовые платежи по НДФЛ, которые иностранные работники уплатили за период действия патента, работодатель должен обратиться в инспекцию. Рекомендуемые формы заявления и уведомления, подтверждающие право налогового агента уменьшить НДФЛ на авансы, приведены в письме Федеральной налоговой службы от 19.02.15 № БС-4-11/2622. Вводная часть Напомним, что с 1 января 2015 года иностранные работники из «безвизовых» стран, временно пребывающие в России, для работы у юридических лиц или ИП обязаны получать патенты. При этом иностранцы должны уплатить фиксированные авансовые платежи по НДФЛ за период действия патента в размере 1200 рублей в месяц. Причем эту сумму нужно скорректировать (увеличить) на коэффициент-дефлятор (см. «Установлены коэффициенты-дефляторы на 2015 год») и региональный коэффициент (устанавливают власти субъектов РФ). Общая сумма НДФЛ с доходов иностранцев, работающих по патенту в организациях или у индивидуальных предпринимателей, исчисляется их работодателями – налоговыми агентами (п. 6 ст. 227.1 НК РФ). При этом работодатель может уменьшить НДФЛ на сумму авансовых платежей по патенту. Обратите внимание: если иностранец трудится у нескольких работодателей, он выбирает одного налогового агента, который будет уменьшать исчисленную сумму НДФЛ в течение налогового периода. Обязательные документы Уменьшать исчисленную сумму НДФЛ на авансы можно только при наличии следующих документов:
Также авторы письма напомнили: если сумма уплаченных за период действия патента фиксированных авансовых платежей превысит итоговую сумму НДФЛ по итогам этого налогового периода, то сумма такого превышения не будет являться суммой излишне уплаченного налога. Поэтому ее нельзя вернуть или зачесть в счет последующих платежей (п. 7 ст. 227.1 НК РФ). Источник: buhonline.ru
10. Новости налогового контроля10.1. Верховный суд РФ вынес определение по делу, в котором рассмотрел вопрос об уплате транспортного налога при списании транспортного средства с баланса из-за его гибели. Это первое дело (N 306-КГ14-5609), в котором кардинально пересматривается ранее сформированный подход ВАС РФ по такой категории дел. Компания списала с баланса самолет Ту-154М после авиапроисшествия, после которого транспортное средство было полностью уничтожено. Пока длилось расследование уголовного дела, налогоплательщик был лишен возможности исключить самолет из реестра воздушных судов. А учитывая, что самолет был уничтожен и фактически не эксплуатировался, компания перестала уплачивать в отношении него транспортный налог. Однако налоговый орган не согласился с таким подходом и доначислил транспортный налог, сославшись на правовую позицию президиума ВАС РФ, выраженную в постановлении от 15.12.2011 г. N 12223/10. Согласно документу списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем органе не освобождает налогоплательщика от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. Арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций встали на сторону налогового органа, обязав налогоплательщика уплатить транспортный налог в отношении несуществующего самолета. А вот судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ акты нижестоящих судов отменила, согласившись с налогоплательщиком. При этом коллегия отметила два момента, которые не были учтены судами при рассмотрении дела. Во-первых, в соответствии со ст. 58 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. При этом согласно ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Из этого следует, что объектом обложения транспортным налогом является транспортное средство, соответствующее определенным физическим показателям. Очевидно, что обломки самолета транспортным средством уже не являются. Полное его уничтожение свидетельствует о прекращении существования объекта обложения налогом. Такая позиция в полной мере соответствует п. 3 ст. 3 НК РФ, согласно которому налоги и сборы должным иметь экономическое обоснование. Во-вторых, судебная коллегия приняла во внимание тот факт, что компания объективно не могла исключить уничтоженный самолет из реестра воздушных судов. В случае, когда налоговое законодательство связывает момент возникновения или прекращения налоговых обязанностей с действиями налогоплательщика, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий, по общему правилу, лежат именно на налогоплательщике. Вместе с тем компания не уклонялась от совершения этих действий, самолет не был исключен из реестра воздушных судов по объективным причинам в связи с продолжающимся расследованием уголовного дела, которое было возбуждено после авиационного происшествия. Безусловно, изложенные выводы судебной коллегии не могли остаться незамеченными профессиональным сообществом, так как это первое "самостоятельное" решение, в том смысле, что оно сильно отличается от сформированного до этого ВАС РФ подходом. ВАС РФ по такой категории дел, где являлся спорным момент обязанности по уплате транспортного налога в связи со сменой собственника или иного выбытия из эксплуатации транспортного средства, выработал единый подход - определяющим для прекращения уплаты транспортного налога является факт снятия транспортного средства с учета в регистрирующем органе. И никакие больше обстоятельства не имеют значения. Конечно, такой подход, скорее, можно назвать формальным. Но, как ни странно, этому можно найти объяснение - иной подход мог бы спровоцировать злоупотребления, и, как следствие, были бы распространены ситуации, когда транспортный налог вообще никем бы не уплачивался. Например, когда новый собственник еще не зарегистрировал приобретенное транспортное средство, а предыдущий собственник его давно передал и уже фактически не эксплуатирует. Определение судебной коллегии само по себе событие еще и потому, что тот самый формальный подход, о котором уже упоминалось, был отвергнут. И в основу отмены решений нижестоящих судов легла именно необходимость учитывать возможность налогоплательщика повлиять на процессы, не зависящие от него и накладывающие обязанность по уплате налогов. Как ни странно, но ожидаемое формальное рассмотрение жалоб, которое вменялось вновь образованной судебной коллегии после упразднения ВАС РФ, неожиданно не подтвердилось и стало сюрпризом как для участников конкретно этого налогового спора, так и для всех практикующих специалистов. С уверенностью можно предположить, что подача налогоплательщиком жалобы в этом споре не сопровождалась большими надеждами. В этой ситуации в крайне неудобное положение были поставлены нижестоящие суды, которые вроде бы рассматривали спор с учетом сформированного ранее ВАС РФ подхода и поводов для его пересмотра особо не замечалось, но, как оказалось, рассмотрели формально. И импульс для отмены их решений правильный - учитывать действительное положение, в котором окажется каждый конкретный налогоплательщик. Поэтому рассматриваемое определение ВС РФ хоть и меняет подход, но, по сути, больше развивает позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении N 12223/10, точнее дополняет его, ориентируя нижестоящие суды на выяснение фактических обстоятельств каждого дела. Арбитражные суды должны принимать во внимание добросовестное поведение компаний в налоговых правоотношениях, объективную возможность или невозможность совершения ими действий, от которых зависит изменение их налоговых прав и обязанностей. Источник: rg.ru 10.2. Учет в расходах выплат при увольнении по соглашению сторон. Кроме того, суды дали квалификацию соглашению о расторжении трудового договора, разъяснив, почему оно не может быть частью контракта. Компания включила в расходы на оплату труда выплаты денежных компенсаций работникам на основании соглашений о расторжении трудового договора, которые заключались в момент издания приказов об увольнении. При этом указанные компенсации ни коллективным договором, ни иными локальными актами компании предусмотрены не были. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, исключив эти расходы, поскольку они не связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений, а также в связи с тем, что ТК не предусмотрена выплата компенсации в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон. Суды трех инстанций (дело № А40-40945/2014) признали решение инспекции правомерным, указав, что соглашение о расторжении не является частью трудового договора, поскольку регулирует отношения, не связанные с выполнением работником трудовой функции – оно является лишь основанием для прекращения трудового договора. Суды пояснили, что в целях налогообложения перечень выплат в пользу работников ограничен - они должны быть связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений. В данном случае выплаты произведены не в рамках трудовых отношений, следовательно, не подлежат включению в расходы на оплату труда. Отметим, что в Минфин придерживается более лояльной позиции, которую высказывал в последнее время в феврале текущего года и в декабре 2014-го. Ведомство указывало, что выплата выходного пособия при увольнении по соглашению сторон может быть учтена в расходах, если предусмотрена, в частности, соглашением о расторжении трудового договора. Кроме того, среди последних поправок в НК имеются предусматривающие учет в расходах на оплату труда любых выплат при увольнении (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Довод компании о применении этих положений при рассмотрении данного дела отклонен судами. В решении кассации (Ф05-1364/2015 от 6.03.2015) указано: «изменения в налоговом законодательстве предоставляют право налогоплательщикам с 01.01.2015 учитывать в составе расходов на оплату труда суммы выходных пособий, порядок выплат которых установлен статьей 178 Трудового кодекса РФ, а не отнесения на расходы денежных компенсаций при увольнении по соглашению сторон, выплаты которых не предусмотрены трудовым законодательством». При этом в других делах А29-9206/2013, А40-56610/2013, суды также поддерживали инспекцию, отмечая, что аналогичные выплаты не могут быть отнесены к расходам, поскольку непосредственно не связаны с выполнением работниками обязанностей в рамках трудовых отношений. Источник: audit-it.ru
11. Аналитическая статья от ГК «Налоги и финансовое право»11.1. Учёт при позднем поступлении документов Описание ситуации: В бухгалтерию предприятия после подписания годовой бухгалтерской отчетности за 2014 год поступили первичные учетные документы (акты с контрагентами, товарные накладные) на существенную сумму. Хозяйственные операции, оформленные указанными первичными документами, отражены в 2015 году как расходы и доходы прошлых лет, выявленные в текущем периоде. Вопрос: Правомерно ли отражать в 2015 году хозяйственные операции, оформленные документами, датированными 2014 годом? Ответ: В законодательстве по бухгалтерскому учету прямо не установлены правила отражения операций при поступлении документов, относящихся к отчетному периоду, после подписания годовой бухгалтерской отчетности. Согласно п. 2 ПБУ 22/2010 неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации (далее - ошибка) может быть обусловлено, в частности:
Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности. В соответствии с п. 3 ПБУ 7/98 событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Таким образом, формально, поступление документов (если оно вызвано объективными причинами, а не действиями/бездействием должностных лиц), относящихся к предыдущему отчетному периоду, после подписания годовой бухгалтерской отчетности, с точки зрения бухгалтерского учета не относится ни к ошибке, ни к событию после отчетной даты. В бухгалтерском учете согласно Инструкции по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, доходы и расходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Вместе с тем, по нашему мнению, важно учитывать то, что организации необходимо подтвердить, что информация поступила именно после подписания отчетности. При этом, поскольку из описания ситуации следует, что сумма является существенной для организации, то рассматривать вопрос об отсутствии ошибки в таких случаях необходимо в каждой конкретной ситуации. При отсутствии достоверных доказательств отсутствия информации до подписания отчетности, по нашему мнению, указанные доходы и расходы следует квалифицировать как ошибку и исправлять по правилам, предусмотренным ПБУ 22/2010. 11.2. Обложение взносами социальных выплат в пользу работников Описание ситуации: В целях повышения мотивации персонала управляемых заводов, управляющая организация планирует установить и осуществлять в отношении всех работников управляемых заводов следующие выплаты компенсационного характера: - полная либо частичная оплата жилья, коммунальных услуг, продуктов питания и топлива; - полная либо частичная компенсация платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в т.ч., за профессиональную подготовку и переподготовку работников; - возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилья. Вопросы: 1. Будут ли подпадать данные выплаты под положения подп. "б" п. 2, п.п. 12, 13 ст. 9 ФЗ № 212 "О страховых взносах..."? 2. Какие конкретно компенсационные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами? Условия установления таких выплат работодателем? Какими законодательными актами это предусмотрено? 3. Есть ли ограничения по размерам выплачиваемых компенсаций или Общество вправе самостоятельно установить необходимые ограничения? Необходимо ли Обществу закреплять это во внутренних нормативных актах? Если необходимо, то в каких? 4. Какие риски возникают у управляемых обществ в связи с освобождением подобных выплат от уплаты страховых взносов в случае их установления и осуществления? При подготовке ответа, по возможности, просим использовать разъяснения Пенсионного фонда РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ, ФНС России, Минфина РФ, а также арбитражную практику. Ответ на вопрос 3: Следует отметить, что все вышеперечисленные компенсационные выплаты не предусмотрены законодательством, имеют социальный характер (так называемый «соцпакет») и их предоставление или непредоставление зависит исключительно от желания и финансовых возможностей работодателя. Поэтому он сам устанавливает конкретный набор и размер льгот и компенсаций, предоставляемых работникам в составе «соцпакета». Установить «соцпакет» и порядок предоставления входящих в него услуг работодатель может в трудовом, коллективном договоре или в локальном акте (например, приказе). Однако надо иметь в виду, что включение некоторых льгот и компенсаций в коллективный (трудовой) договор позволит работодателю учесть соответствующие расходы при исчислении налога на прибыль (для целей исчисления страховых взносов данное обстоятельство значения не имеет). После того, как льготы и компенсации, входящие в состав «соцпакета», будут включены в коллективный (трудовой договор), они станут обязательными для работодателя и он будет обязан их выполнять. Поскольку трудовой и коллективный договор являются двухсторонними соглашениями, отменить или изменить (например, сократить) объем такого «соцпакета» можно будет только в определенном порядке. Тяжелое финансовое положение работодателя само по себе уже не будет являться причиной для одностороннего отказа от предоставления такого «соцпакета». Так, если «соцпакет» будет предусмотрен трудовым договором, то изменять его можно только по соглашению сторон либо в порядке, предусмотренном ст.74 ТК РФ, а именно, уведомив работника письменно о предстоящих изменениях за два месяца и указать их причины. В случае несогласия работника продолжить работу в новых условиях работодатель (при отсутствии вакансий или отказе работника от перевода) может прекратить трудовые отношения с данным работником по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Если «соцпакет» будет предусмотрен коллективным договором, для его отмены или изменения необходимо будет внести изменения в коллективный договор в том же порядке, в каком он заключался, либо в порядке, установленном в нем самом (ст. 44 ТК РФ). Значительно проще отменить «соцпакет», если он установлен локальным актом, например, приказом директора. Локальный нормативный акт является односторонним документом, т.к. принимается только работодателем. В этом случае достаточно издать приказ, отменяющий или изменяющий предыдущий. Однако такой порядок установления «соцпакета» не позволит учесть расходы, связанные с предоставлением некоторых льгот, при исчислении налога на прибыль. Необходимо иметь в виду, что «соцпакет» может включать как одну льготу (компенсацию), так и несколько. При этом оплату соответствующих расходов за работников работодатель может производить как полностью, так и частично. Набор льгот и компенсаций, входящих в состав «соцпакета», для различных категорий работников также может быть различным. Таким образом, по нашему мнению, поскольку все вышеперечисленные компенсационные выплаты законодательством не предусмотрены, они предоставляются исключительно по желанию работодателя, на условиях и в размерах, которые он сам определит. Иными словами, работодатель сам должен определить условия, размеры и порядок предоставления указанных льгот и компенсаций, закрепив их в каком либо документе (трудовом договоре, коллективном договоре, локальном акте). Ответы на вопросы 1, 2, 4: Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, федеральный ФОМС и территориальные ФОМС» объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Из указанных формулировок закона следует, что объектом обложения страховыми взносами являются любые выплаты, произведенные работнику в рамках трудовых правоотношений, за исключением перечисленных в ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ. При этом не имеет значения, каким документом предусмотрена указанная выплата (трудовым договором, коллективным договором и т.д.). Аналогичной точки зрения придерживается по данному вопросу и Минздравсоцразвития РФ. В письме от 19.05.2010 № 1239-19 Минздравсоцразвития РФ разъяснило, что «согласно норме ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя». В письме Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2010 № 647-19 сказано, что «выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее, подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, связанные с трудовыми договорами. Исключением являются только суммы, указанные в ст. 9 Закона № 212-ФЗ, которые страховыми взносами не облагаются». В письме Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2010 № 589-19 сказано: «страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых правоотношений независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, за исключением выплат, указанных в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ». Таким образом, из положений закона и разъяснений контролирующих органов следует, что выплата работнику не облагается страховыми взносами только в том случае, если она прямо подпадает под действие ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ. Что касается возможности применить к рассматриваемым выплатам положений ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ, необходимо отметить следующее. 1) Согласно подп. «б» п. 2 ст.9 Федерального закона № 122-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения. Статьей 222 ТК РФ установлена обязанность работодателя бесплатно выдавать работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молоко или другие равноценные пищевые продукты, а занятым на работах с особо вредными условиями труда - лечебно-профилактическое питание. В иных случаях работодатель не обязан обеспечивать своих работников бесплатным питанием (или компенсировать его стоимость). Действующее законодательство также не устанавливает обязанность коммерческой организации оплачивать своим работникам жилье (или каким-либо способом компенсировать его стоимость) и топливо. Учитывая вышеизложенное, полагаем, что оплату работникам жилья, коммунальных услуг, продуктов питания и топлива, установленную исключительно по инициативе работодателя, нельзя рассматривать в качестве компенсационной выплаты, установленной законодательством. Следовательно, на указанные выплаты действие подп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не распространяется. Поэтому они являются объектом обложения страховыми взносами. 2) Согласно подп. «е» п. 2 ст.9 Федерального закона № 122-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, направляемым работодателем для повышения квалификации, установлены гл. 26 ТК РФ. В их числе отсутствует такая гарантия, как компенсация платы за обучение. То есть работодатель вправе компенсировать работникам полностью или частично плату за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам на основании внутренних локальных актов, однако ее нельзя рассматривать как компенсационную выплату, установленную законодательством. Следовательно, на компенсацию стоимости обучения работников действие подп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не распространяется. 3) Согласно п. 12 ч. 1 ст.9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников. Следует отметить, что обучение, профессиональная подготовка или переподготовка может проходить как по инициативе работодателя таки и по инициативе работника (ч. 1 ст. 196, ст. 197 ТК РФ). При этом, по мнению контролирующих органов, страховыми взносами не облагается только стоимость обучения, проводимого по инициативе работодателя (письма Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2010 № 2519-19, от 06.08.2010 № 2538-19). Так, например, в письме Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2010 № 2538-19 разъяснено, что по данному основанию не облагается страховыми взносами стоимость обучения работника, проводимого по инициативе работодателя, с целью более эффективного выполнения им трудовых обязанностей. При этом форма обучения значения не имеет. Вместе с тем, п. 12 ч. 1 ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ не делает различия в зависимости от того, кто является инициатором обучения, профессиональной подготовки или переподготовки: работник или работодатель. Иными словами, из прямого прочтения п. 12 ч. 1 ст.9 Закона № 212-ФЗ не следует, что страховыми взносами не облагается только стоимость обучения по инициативе работодателя. В связи с этим, по нашему мнению, стоимость обучения не облагается взносами в любом случае. Однако, учитывая позицию контролирующих органов, неначисление страховых взносов на стоимость оплаты обучения по инициативе работника является риском. Не исключено, что в этом случае свою позицию организации придется отстаивать в суде. Судебной же практики на сегодняшний день по этому вопросу нет. 4) Согласно п. 13 ч. 1 ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами суммы, выплачиваемые организациями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. По нашему мнению, формулировка указанной нормы позволяет не облагать страховыми взносами суммы, выплачиваемые организацией на возмещение своим работникам затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, вне зависимости от процедуры (механизма) выплаты таких сумм в пользу работников. Поэтому, например, организация может перечислять такие суммы в пользу своих работников и непосредственно банку. В п. 13 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не установлено и какое-либо ограничения, в пределах которого указанные суммы не подлежат обложению страховыми взносами. Иными словами, каких-либо ограничений по сумме льготы нет. Главное условие применения рассматриваемой нормы – чтобы кредит был целевой, т.е. конкретно на приобретение или строительство жилья, а не потребительский или иной (письмо Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2010 № 2640-19). Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации не облагаются страховыми взносами возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилья работниками и компенсация работникам оплаты за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе, за профессиональную подготовку или переподготовку. При этом, учитывая позицию контролирующих органов, не исключаем, что неначисление страховых взносов на стоимость обучения по инициативе работника, повлечет возникновение спора и необходимость отстаивать свою позицию в суде. Полная либо частичная оплата жилья, коммунальных услуг, продуктов питания и топлива облагается страховыми взносами. Что касается рисков неначисления управляемыми организациями страховых взносов на выплаты, которые являются объектом их начисления, отметим следующее. Если организация-работодатель не будет уплачивать страховые взносы с выплат, которые подлежат обложению (например, компенсация оплаты жилья, коммунальных услуг, продуктов питания, топлива), контролирующие органы вправе начислить пени на неуплаченную сумму страховых взносов (недоимку) в соответствии со ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ и привлечь организацию к ответственности в виде штрафа на основании ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ. Таким образом, по нашему мнению, неуплата страховых взносов с компенсации оплаты жилья, коммунальных услуг, продуктов питания и топлива повлечет начисление управляемым организациям пени и штрафа.
12. Блог А.В. Брызгалина «О налогах и о жизни»12.1. Видео налоговые новости от Аркадия Брызгалина от 27 февраля 2015 года Новый выпуск видео налоговых новостей от Аркадия Брызгалина. Чтобы посмотреть видео пройдите по ссылке: nalog-briz.ru
13. Новости судебной практики по налоговым спорам13.1. В пользу налогоплательщика «Суд признал решение ИФНС неправомерным, поскольку при его принятии налогоплательщик был лишен возможности подготовить и представить возражения на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля, среди которых были допрос свидетелей и почерковедческая экспертиза (п. 14 ст. 101 НК РФ)» В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. По мнению налогоплательщика, при вынесении решения ИФНС допущены нарушения в части обеспечения прав налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки и представления возражений на них. Суд признал позицию налогоплательщика обоснованной. Как установил суд, ИФНС не приложила к акту проверки в полном объеме документы, на основании которых сделала вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Из всего периода 2009-2011 годы выписка по банковскому счету контрагента была предоставлена только за часть периода. Причем эти документы не были предоставлены и в ходе ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки. Также ИФНС не предоставила налогоплательщику время на подготовку и представление возражений на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были произведены допросы свидетелей, проведена почерковедческая экспертиза и получены ответы из территориальных налоговых органом. С документальными результатами дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик был ознакомлен непосредственно перед рассмотрением материалов проверки и вынесения инспекцией решения. Таким образом, несоблюдение требований статей 100 и 101 НК РФ повлекли нарушение прав налогоплательщика на представление полных объяснений и обоснованных возражений по акту проверки. В силу п. 14 ст. 101 НК РФ данное обстоятельство является самостоятельным и безусловным основанием для отмены решения налогового органа. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 декабря 2014 г. по делу № Ф05-15090/14)
13.2. В пользу налогового органа «Суд признал, что договоры код-шеринга оформляют не отношения его участников по организации и выполнению перевозки пассажиров, а являются услугой по фрахтованию части воздушного судна с экипажем, и применение к ним ставки НДС 0% неправомерно (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ)» В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов. По мнению ИФНС, обществом неправомерно применена ставка НДС 0 %, поскольку оказываемые им услуги не относятся к перевозке пассажиров и багажа, а представляют собой услугу по предоставлению иностранному лицу мест для перевозки пассажиров, которая не поименована в подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ и не может облагаться НДС по ставке 0 %. Суд счел позицию ИФНС обоснованной, отклонив довод налогоплательщика о том, что заключенные им договоры код-шеринга оформляют отношения по организации и выполнению перевозки пассажиров, но не отношения по аренде воздушного судна независимо от того, что договор перевозки с пассажирами оформляется иностранной компанией – партнером по такому договору. Как указал суд, общество не заключало договор перевозки с пассажиром и не выдавало билет, а заключало соглашение с иностранной авиакомпанией, по условиям которого предоставляло места для перевозки пассажиров в обмен на такую же услугу. Таким образом, общество фактически оказывает услугу по фрахтованию части воздушного судна с экипажем. В связи с этим основания квалифицировать спорную операцию как перевозку, применять к ней подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ и облагать ее по ставке НДС 0 % отсутствуют. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2014 г. по делу № Ф05-13351/14)
14. Зарубежные налоговые новости14.1. Северная Ирландия снижает ставку корпоративного налога Премьер-министр Северной Ирландии Питер Робинсон дал понять, что ставка корпоративного налога может быть снижена до 12,5 процента по сравнению с апрелем 2017. Выступая на мероприятии в Западном Белфасте, Робинсон сказал, что он ожидает, что законопроект о налоге на прибыль в Северной Ирландии должен пройти через парламент Великобритании 17 марта 2015 года. Исполнительная власть Северной Ирландии примет решение по ставке «вскоре после этого.» Первый министр добавил, что «рабочим допущением» является то, что Северная Ирландия будет применять ставку в 12,5 процентов в рамках приведения ее в соответствие с тем, что взимаются в соседней Ирландии. Исполнительный комитет будет стремиться ввести новую ставку в кратчайшие сроки в апреле 2017. На прошлой неделе секретарь Великобритании по вопросам Северной Ирландии Тереза Вильерс заявила, что законодательство по передаче корпоративных налоговых полномочий «обозначает реальные перспективы, что Исполнительная власть Северной Ирландии может снизить ставку корпоративного налога на 12,5 процентов ниже той, которая в настоящее время используется в Ирландии, или – как высказались некоторые министры в Исполнительном комитете – даже на более низкий уровень » Премьер-министр Ирландии Энда Кенни поприветствовал законопроект. Он недавно заявил, что инициатива будет «очень полезной, дав Северной Ирландии развивать свою экономику, что, в свою очередь, поможет развитию других перспектив для всех на этом острове.» Источник: offshore.su 14.2. Новое правительство Греции заявило о снижении ставки НДС Министр финансов Греции Янис Варуфакис расширил список целевых задач в сфере реформы налога на добавленную стоимость, заявив, что правительство будет стремиться сократить налоговую ставку с 23 процентов до 15 исходных процентов. Обсуждая этот вопрос в выступлении на Star Channel в Греции 2 марта 2015 года, новый министр финансов левого правительства Греции охарактеризовал налоговую ставку НДС, как «глупую, несправедливую и неэффективную.» Тем не менее он признал, что радикальные меры не неприемлимы на фоне продолжающихся переговоров с тройкой международных кредиторов. Однако, по его словам, ранее заключенное соглашение по реформе НДС между бывшим правительством и тройкой в настоящее время пересматривается. Варуфакис также отметил, что правительство продолжает развивать ранее заявленные планы по значительному облегчению условия погашения налоговых и таможенных пошлин для должников. В соответствии с планами, налогоплательщики будут иметь возможность выплатить налоги в рассрочку. И, наконец, Варуфакис подтвердил, что налог на имущество ENFIA будут заменен в течение следующих нескольких месяцев за счет налога на крупные объекты, но между тем, режим ENFIA продолжает применяться. Источник: offshore.su
15. «Знаете ли Вы...»
|
(в рублях) |
||
№ 9/2014 |
Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты |
300=00 |
№ 10/2014 |
Трудовые отношения: Вопросы и ответы. |
300=00 |
№ 11/2014 |
Из практики гражданско-правового консультирования: вексель, корпоративные отношения, поставка, закупки и прочее |
300=00 |
№ 12/2014 |
Актуальные вопросы современного налогового контроля: анализ ситуаций и судебная практика |
300=00 |
№ 1/2015 |
Основные изменения в Налоговый кодекс в 2015 году |
300=00 |
№ 2/2015 |
Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2015 год |
300=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию архивных номеров. Приглашаем посмотреть материалы: http://www.cnfp.ru/izdatelstvo/archive
17. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за февраль 2015 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 31 марта 2015 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/izdatelstvo/ob-analiticheskom-obzore/
© Налоги и финансовое право 2002-2015
В избранное | ||