← Февраль 2014 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
28
|
За последние 60 дней 11 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин. Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала. Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов». Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя А.В. Брызгалин рассказывает о книге (видео): Видеопрезентация книги размещена здесь - http://video.yandex.ru/users/nifp/view/3/. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с. Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой) Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки) Справки:
К 20-летнему юбилею Группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Викторович Брызгалин подготовил оригинальное книжное издание "Этюды о налогах. Прогулки по Миру Налогов с Аркадием Брызгалиным". "Этюды о налогах" – это продолжение уникальной книги, вышедшей в 2008 году, под названием «Налоги. Люди. Время... или Этот безграничный Мир Налогов». Новая книга отражает необычный взгляд на налоги как на явление общесоциальное и общекультурное. Необычные исторические факты о налогообложении, удивительные современные налоги, сравнения и аналогии. А. В. Брызгалин в своем блоге пишет: «Я убежден, что добрая шутка о налогоплательщике и налоговом инспекторе не поссорит их, а позволит более глубоко познать реалии современной жизни. Цель сборника – популяризация налогов, повышение налоговой грамотности, расширение профессионального и общего кругозора. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей и поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя что-то интересное, неожиданное и примечательное» (http://www.nalog-briz.ru). Книгу можно приобрести в редакции Издательства «Налоги и финансовое право» г.Екатеринбург, ул.Луначарского, д.77. Справки по телефону (343) 350-11-62.
«Сборщик налогов никогда не бывает желанным гостем ...» Рикетти де Мирабо, Оноре Габриель(1749–1791), «Налоги. Люди. Время».
1. Налоговая новость недели1.1. Путин вернулся к теме налоговых преступлений. О том, почему лучше обойтись без офшоров и зачем менять порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, Владимир Путин поговорил с главой РСПП Александром Шохиным. Президент согласился, что можно было бы обсудить возможность повышения порога тяжких и особо тяжких налоговых преступлений. В Послании президента Федеральному Собранию было много посылов, обращенных к бизнес-сообществу. Один из них - деофшоризация. В РСПП согласны. "Регистрируйся где хочешь, но деньги - в России", - повторил Шохин. Не надо бороться с фактом регистрации в офшорных юрисдикциях, но налоги нужно платить там, где работаешь. Впрочем, есть ряд нюансов, и над ними еще предстоит поработать. "Думаю, к маю, а может быть, даже раньше мы подготовим свои предложения, так чтобы они были не просто такой идеей, но нормой закона", - обещал он. Деофшоризация - мировой тренд. О ней говорили и на "двадцатке", на "восьмерке", напомнил Путин. Особенно те страны, которые "сами не грешат развитием офшорных зон", - добавил он. Если компания зарегистрирована в офшоре и претендует на господдержку, государство должно знать конечного бенефициара. А то сидят владельцы "в каком-то "сером" или "черном" офшоре" и не хотят показываться, возмутился президент. "Вот это всегда вызывает подозрение и вопросы", - считает он. Есть и другие тонкости, которые нужно внимательно изучить. Президент прокомментировал слова Шохина о том, что компании могли бы заключать соглашения с ФНС, если регистрируются в офшорах с целью осуществлять сделки по британскому праву, а не уклоняться от налогов. "Но для этого не обязательно регистрировать компанию в офшоре", - возразил он. Любой контракт можно подчинить британскому праву, а арбитражное разбирательство перенести в Стокгольм. Вернулся Шохин и к вызвавшему много дискуссий законопроекту о возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям. "Мы благодарны вам за то, что вы дали поручение искать компромиссы с бизнесом, - сказал он. - Считаем, что по ряду направлений мы очень близки к тому, чтобы выработать согласованную позицию и с правоохранительными, и следственными органами, и с финансовыми структурами, налоговой службой в частности". Речь о том, чтобы предусмотреть повышение порога так называемых тяжких и особо тяжких налоговых преступлений, заметил глава РСПП. Сейчас крупные компании, нарушая налоговое законодательство, сразу попадают в категорию особо тяжких преступников. "Мы прикидывали, что если как минимум в два раза этот порог поднять, то можно было бы, по крайней мере, добиваться уплаты налогов, вместо того чтобы использовать механизмы уголовного преследования. Кстати, этому могло бы способствовать еще и более широкое внедрение механизма деятельного раскаяния. Заплатил налоги, которые не заплатил ранее, штрафы, признал налоговую вину - уголовное дело возбуждаться не должно", - предложил Шохин. "Но мы пока что по одному вопросу не смогли, как говорится, найти не то что компромисс, но и даже подходов, как встроить ту или иную форму участия налоговых органов, перед тем как следственные органы будут возбуждать уголовные дела", - признал глава РСПП. Компромиссы возможны, но нужно время, попросил он. Упомянутый законопроект Шохин назвал восстановлением старого порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. "Но мы не планируем вернуться к старому порядку", - возразил Путин. "Ну, это так иногда говорят о том, что...", - попробовал объяснить глава РСПП. "Иногда говорят, но это не соответствует действительности", - перебил президент и пояснил, что налоговым органам были даны несвойственные им полномочия. "Они не возбуждали уголовных дел по налоговым преступлениям, но они давали юридическую оценку, является то или иное действие уголовно наказуемым или нет", - уточнил он. "Можно, конечно, сказать, что в следственных органах недостаточно специалистов. И я очень часто слышу этот аргумент. Но это не правовой аргумент", - отрезал глава государства. Это не значит, что надо кому-то перепоручить эту функцию: просто нужно усиливать кадровый состав следственных подразделений. Предложение по повышению порога можно обсуждать, согласился президент. Он еще раз напомнил свое предложение: налоговые органы в любом случае дают оценку, и если дела будут возбуждать следственные подразделения, они запросят их мнение, а конечную оценку деянию даст судебная инстанция. "Она - единственная, кто вправе определить, кто прав: бизнес, налогоплательщик или налоговые службы либо следственный орган. Все-таки есть третейский судья, образно говоря, это собственно сам суд", - заключил он. Источник: rg.ru
2. Актуальная дата недели
Источник: consultant.ru
3. Новости компании3.1. Видео «Аналитический обзор писем Минфина РФ, ФНС РФ по налоговым и финансовым вопросам» ГК «Налоги и финансовое право». Компанией была организована трансляция лекционной части заседания. Предлагаю вашему вниманию записи выступлений специалистов Группы компаний «Налоги и финансовое право». Лекцию читает Ольга Федорова, заместитель генерального директора по экономическим проектам Группы компаний «Налоги и финансовое право». Тема: «Аналитический обзор писем Минфина РФ, ФНС РФ по налоговым и финансовым вопросам». Посмотреть видео можно, перейдя по ссылке: http://www.nalog-briz.ru/2014/02/blog-post_16.html. Источник: nalog-briz.ru
4. Новости налогообложения и экономики4.1. Правительство утвердило план налоговых изменений. Дмитрий Медведев подписал "дорожную карту" по налоговому администрированию, которая упростит общение компаний с налоговиками. План мероприятий по совершенствованию налогового администрирования утвержден распоряжением от 10.02.14 № 162-р. В целом, в дорожной карте прописаны мероприятия, направленные на сокращение времени и затрат компаний на подготовку и представление налоговой отчетности и уплату налогов. Изменений много, вот некотрорые из них. Сроки представления налоговой отчетности продлят: на 5 дней для компаний, представляющих декларации на бумаге, на 10 - для отчитывающихся в инспекцию по интернету. Компании получат доступ к формам отчетности. Новые формы и форматы отчетности, а также изменения в действующие, будут публиковать в открытом доступе. Минимум за два месяца до введения новых форм. Сократится время на подготовку платежей. Чиновники сократят число обязательных для заполнения реквизитов платежного поручения на перечисление налогов и сборов. Командировочные удостоверения отменят. Такая мера, по мнению чиновников, должна упростить порядок подтверждения командировочных и представительских расходов. Новые ПБУ. Планируется, что в 2014 году новые ПБУ будут публиковаться не менее чем за 6 месяцев до даты начала отчетного периода. Социальные вычеты можно будет получать у работодателей, так же, как сейчас имущественные. Источник: gazeta-unp.ru 4.2. Генпрокуратура и ФНС России подписали соглашение о противодействии коррупции. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка и руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) России Михаил Мишустин подписали соглашение о взаимодействии в области противодействия коррупции. "Эффективное межведомственное сотрудничество позволяет прокурорам ежегодно пресекать тысячи нарушений законодательства. Вместе с тем, необходимость практического решения задач по усилению противодействия коррупции, а также наделение прокуроров правом получать информацию ограниченного доступа, в том числе сведения, составляющие налоговую тайну, требуют дальнейшего развития межведомственного взаимодействия", - сказал Чайка. Подписанное соглашение предусматривает информационный обмен сведениями, необходимыми для решения задач, возложенных законодательством о противодействии коррупции на ведомства. При этом участники особо указали на строгое соблюдение требований к специальному режиму хранения сведений, составляющих налоговую тайну, и персональных данных. В заключение генпрокурор и глава ФНС выразили уверенность, что соглашение позволит более результативно предупреждать коррупционные правонарушения и окажет позитивное влияние на эффективность прокурорского надзора в данной сфере. Источник: podatinet.net 4.3. Налоговикам скоро могут разрешить копировать бухгалтерские базы данных. В скором времени налоговики смогут получить свободный доступ к электронным базам данных компаний и смогут изучать их во время проверок. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс разработала ФНС России. Проект согласовывается с Минфином. ФНС предложила Минфину прописать в кодексе порядок ознакомления инспекторов с бухгалтерскими базами организаций во время выездных ревизий. Внутреннее письмо с ближайшими планами налоговой службы есть в «УНП». По замыслу ФНС, компания обязана будет предоставить инспекторам доступ к компьютерам с электронными базами. Налоговики смогут не только посмотреть их, но и скопировать. Если инспекторам этого не разрешить, компанию смогут оштрафовать на 20 тыс. рублей. Для этого появится новая статья в Налоговом кодексе. По сравнению с миллионными доначислениями на выездных проверках сумма, конечно, небольшая. Но если организация предпочтет заплатить штраф, это будет подозрительно как для инспекторов, так и для суда в случае обжалования решения. Сейчас инспекторы могут получить доступ к базам только с согласия компании либо при выемке. Но для выемки нужно привести факты, которые подтверждают, что компания может скрыть документы. Например, непредставление документов по требованию. В то же время ознакомиться с бухгалтерскими базами налоговикам крайне важно, чтобы доказать фиктивность сделок. Для этого проводят выемку. В компьютерах компании налоговики ищут отчетность, первичку, счета-фактуры, которые организация сама составила от имени своих контрагентов. Как следует из внутренних докладов ФНС, когда инспекторы получают такие доказательства, компании обычно даже не подают апелляцию по итогам проверки, считая обжалование бесперспективным. Но выемка дело хлопотное, налоговики проводят ее лишь на 5% ревизий. Если же идея ФНС станет законом, инспекторы наверняка начнут изучать на каждой проверке электронные документы компаний от и до. И результативность выездных ревизий еще возрастет. Но для компаний в изменениях есть некоторая выгода. Если инспекторы получили всю электронную базу, они уже не станут запрашивать на бумаге документы, которые в ней хранятся, а значит, не придется делать сотни копий. Минфин пока не ответил на предложения ФНС о поправках. Но служба их разрабатывала по поручению председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Согласно этому документу, чиновники должны были подготовить законопроект еще во втором квартале 2013 года. Поэтому в ФНС России рассчитывают, что изменения будут приняты в ближайшее время. Не исключено, что они вступят в силу уже в этом году. Источник: podatinet.net 4.4. Высокие налоги сократили число ИП в России до кризисного уровня. Число индивидуальных предпринимателей в России за 2013 год сократилось на 500 тысяч до 3,5 миллиона человек – уровня 2008 года. Об этом, как сообщает «Прайм», заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Зампред правительства отметил, что снижение числа предпринимателей произошло после повышения страховых взносов для ИП. Впоследствии схему изменили, сократив почти в два раза объем взносов для предпринимателей с доходом меньше 300 тысяч рублей в год. Соответствующий законопроект вступил в силу с 1 января 2014 года. Шувалов признал, что добиться увеличения числа ИП пока не удалось: по итогам января количество предпринимателей снизилось на десять тысяч человек. Тем не менее, как отметил чиновник, учитывая, что в январе 2013 года число ИП сократилось на 100 тысяч человек, можно говорить о позитивной тенденции. Кроме того, Федеральная налоговая служба утверждает, что из снявшихся с учета ИП налогоплательщиками являлись только 26 процентов; остальные не вели предпринимательскую деятельность. В рамках поддержки малого и среднего предпринимательства правительство планирует создать Агентство кредитных гарантий с уставным капиталом в размере 50 миллиардов рублей. Новая структура будет выдавать гарантии бизнесменам, а также работать с региональными гарантийными фондами, кредитующими предпринимателей. Кроме налоговой политики в части страховых взносов, резонанс в предпринимательской среде вызвал также президентский законопроект, возвращающий следствию право возбуждать уголовные дела без участия ФНС. Следователей лишили такого права в 2011 году по инициативе Дмитрия Медведева, занимавшего на тот момент пост президента РФ. Осенью 2013 года Путин внес в Госдуму законопроект, отменяющий инициированные Медведевым послабления. Последний выступил с критикой документа. Через несколько дней после этого Путин предложил всем несогласным чиновникам перейти в экспертное сообщество. Источник: podatinet.net 4.5. ФМС предложила "продавать" российское гражданство за 10 млн. рублей. Иностранцы, вложившие в экономику России не менее 10 млн. руб., должны в упрощенном порядке получать российское гражданство, следует из законопроекта, разработанного Федеральной миграционной службой и Министерством экономического развития России. Согласно документу, упрощенный порядок должен касаться и зарубежных студентов-выпускников российских колледжей и вузов, после обучения проработавших в РФ не менее трех лет, пишет газета "Коммерсантъ". Эксперты отмечают, что если в первом случае речь идет о единицах индивидуальных предпринимателей, то во втором - о миллионах граждан. Согласно данным Министерства образования и науки, в российских вузах только в 2013 обучались около 100 тыс. иностранных студентов. По данным издания, поправки к ст.14 закона "О гражданстве РФ" уже прошли обсуждение в правительстве и вскоре будут внесены в Госдуму. Как говорится в пояснительной записке, поправки разработаны в рамках реализации концепции государственной миграционной политики на 2012-2015. Согласно концепции, одной из задач является "переселение на постоянное место жительства специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, а также стимулирование молодежи, имеющей востребованные профессии и специальности". В документе предлагается воспользоваться европейским опытом. Например, в Австрии заявитель должен инвестировать не менее 6 млн евро в экономику страны, а в Болгарии - не менее 512 тыс. евро в так называемые проекты приоритетного инвестирования. Российское гражданство предлагается предоставлять за меньшую сумму. На него, согласно законопроекту, смогут претендовать индивидуальные предприниматели, проработавшие в РФ не менее трех лет, если их ежегодная выручка составляет не меньше 10 млн руб. Кроме того, получить гражданство смогут инвесторы, чья доля в уставном капитале российского юридического лица составляет не менее 10%. Уставный капитал должен составлять не менее 100 млн. руб. При этом проект не дает никаких преференций членам семей предпринимателя. Крайне дешевое по мировым меркам "инвестиционное гражданство РФ" при намерении бизнесмена реально переехать с семьей в Россию при учете этого обстоятельства становится достаточно дорогим: для семьи из трех человек - это 900 тыс. долл., что сопоставимо с "расценками" в ЕС, отмечается в публикации. По мнению заместителя секретаря Общественной палаты РФ Владислава Гриба, подобная практика предоставления гражданства может оказать лишнюю нагрузку на госбюджет: "Указанные в документе суммы слишком малы по сравнению с тем, сколько в итоге государство будет тратить на своего нового гражданина". Глава Федерации мигрантов России Маджумдер Амин, напротив, считает, что инициатива ФМС улучшит инвестиционный климат: "Мы с 2007 добивались введения данной практики. Если закон примут, то в российскую экономику начнут активнее инвестировать представители дальнего зарубежья из Китая, Индии и той же Европы. При этом их будет проще контролировать в качестве граждан РФ". Сейчас на получение гражданства РФ в упрощенном порядке в основном могут претендовать иностранцы, чей супруг является гражданином РФ, либо родившиеся на территории бывшего СССР и не имеющие вообще никакого гражданства. Согласно статистике ФМС, в 2012 российское гражданство получили 95 тыс. 737 человек, в 2013 – уже 135 тыс. 788 человек. Помимо Австрии и Болгарии, "инвестиционное гражданство" предоставляют Великобритания, США, Канада, ФРГ, Греция, Швейцария, Испания, Коста-Рика и Содружество Доминики. Источник: podatinet.net 4.6. Кремль защитил госкомпании от запрета на покупки у иностранцев. Администрация президента (АП) вынесла отрицательный отзыв на предложение депутатов запретить иностранным компаниям участвовать в госзакупках. Об этом в номере от 17 февраля пишет газета «РБК daily» со ссылкой на ведомственные документы. В качестве причин негативного отзыва в государственно-правовом управлении АП назвали несовпадение парламентских инициатив с изначальным поручением президента Владимира Путина снизить долю офшорных компаний в российской экономике, о чем глава государства заявил12 декабря. Кроме того, в управлении опасаются сложностей с закупками дипломатических представительств России за рубежом. Другим препятствием могут стать соглашения о свободной торговле в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства – обязательство госкомпаний покупать только российские товары может быть расценено как их нарушение. В экспертном управлении АП отметили, что предписание покупать только отечественную продукцию может лишить конкурентных преимуществ структур с госучастием. В Кремле не стали комментировать отрицательный отзыв на депутатские инициативы. Автор поправок – глава Комитета по экономической политике Игорь Руденский – заявил, что продолжит работу над своими предложениями. Он также не исключил сотрудничества с Минэкономразвития. Другим разработчиком поправок был депутат Игорь Игошин. Поправки в федеральные законы «О закупках» и «О федеральной контрактной системе» были разработаны в конце января. Тогда же в Минфине разработали собственный план по деофшоризации экономики России. Он предусматривает создание нового понятия – «налогового резидентства организаций». Соответствующий законопроект может быть внесен в Госдуму летом этого года. Источник: lenta.ru 4.7. ФНС разрешила списывать дебиторку, даже если сроки исковой давности истекли. Безнадежную дебиторскую задолженность можно включить в расходы текущего периода, если сроки исковой давности истекли в предыдущих годах. Такой вывод следует из письма ФНС России от 20.01.2014 № ГД-4-3/526@. Некоторые налоговики до сих пор считают, что компания вправе списать безнадежный долг только в периоде, когда истек срок давности. Если компания вовремя не учла дебиторку, то требуют подать уточненку за прошлые годы. Этой позиции придерживался и Президиум ВАС РФ (постановление от 15.06.2010 № 1574/10). Но судьи рассматривали спор в период действия старой редакции пункта 1 статьи 54 НК РФ. Раньше она позволяла учитывать непризнанные расходы в текущем квартале, только если невозможно было определить период, когда они возникли. А в случае с безнадежной дебиторкой этот период известен - дата истечения срока давности. С 2010 года действует новая редакция статьи 54 НК РФ. Она разрешает признать расходы в текущем периоде, если ошибка привела к переплате налога за прошлые годы. Значит, если компания вовремя не списала безнадежную дебиторку, то занизила расходы и переплатила налог на прибыль. В таком случае неточность можно исправить в текущем периоде. Также считает и ФНС в комментируемом письме. Сейчас большинство судей с этим согласны (постановление ФАС Поволжского округа от 26.06.2013 № А65-24231/2012). Хотя некоторые до сих пор ссылаются на позицию Президиума ВАС РФ (постановление ФАС Московского округа от 20.08.2013 № А40-99820/12-99-372). Для учета безнадежной дебиторки в текущем периоде надо оформить приказ руководителя на списание. Но рискованно переносить списание долга, если у компании были убытки в том периоде, в котором истек срок давности. Ведь исправить ошибки можно в текущем периоде, если была переплата налога. Поэтому надо подать уточненку. Источник: gazeta-unp.ru 4.8. Рекомендованная форма заявления на получение патента изменится. ФНС России утвердила новую форму заявления на получение патента и уведомления об отказе в его выдаче. Изменения предусмотрены приказом от 05.02.2014 № ММВ-7-3/39@. Сегодня предприниматели могут подать заявление на применение патентной системы налогообложения в произвольной форме. Но можно использовать и форму заявления, рекомендуемую налоговиками. В новой форме предусмотрено более подробное описание объектов, используемых в предпринимательской деятельности и сдаваемых, например, в аренду. Также внесены изменения в порядок подачи заявления об утрате права на применение патента и переходе на общую систему. Подать такое заявление можно будет в любую инспекцию, в которой предприниматель состоит на учете в качестве налогоплательщика, применяющего патент. Снятие с учета будет осуществляться в течение пяти дней со дня получения такого заявления. Напомним, со 2 января 2014 года подать документы на получение патента можно одновременно с документами на регистрацию ИП. Источник: gazeta-unp.ru
5. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии5.1. В ОЭСР дополнили FATCA мировым стандартом раскрытия налоговой информации. Глава налогового центра ОЭСР Паскаль Сент-Аман представил вчера в Париже единый стандарт по обмену налоговой информацией в автоматическом режиме (Common Reporting Standard, CRS). Он предполагает раскрытие данных по счетам налогоплательщиков банками, депозитариями, брокерами, инвестфондами и страховыми компаниями. На новый стандарт, который теперь предстоит утвердить странам G20 (включая Россию), к концу 2015 года планируется перевести действующую сейчас систему двусторонних налоговых соглашений, основанную на передаче финансовых данных лишь по запросу. Документ, по словам разработчиков, во многом повторяет американский акт автоматического обмена данными о налогоплательщиках FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act). Разница лишь в том, что в качестве критерия принадлежности ОЭСР использует принцип резидентства, а не гражданства, пояснил Паскаль Сент-Аман. По данным организации, готовность утвердить новый стандарт выразили около 40 стран, в том числе офшоры и "полуофшоры" Люксембург, Лихтенштейн, острова Гернси и Джерси, Бермудские и Каймановы острова. Напомним, в июле прошлого года министры финансов G20 одобрили план по борьбе с уклонением от уплаты налогов международными компаниями. Завершить внедрение пакета реформ участники пообещали к концу 2015 года. Незадолго до этого Великобритания, Германия, Франция, Италия и Испания договорились о многостороннем обмене данными по формату FATCA, позднее к соглашению присоединились еще 12 стран, включая Мексику и Австралию, а Великобритания достигла аналогичного соглашения с зависимыми территориями, включая популярные у российского бизнеса Британские Виргинские острова. Россия присоединилась к Конвенции ОЭСР о содействии в сборе налогов, в рамках которой и был разработан новый стандарт обмена данными в ноябре 2011 года, документ на данный момент готовится к ратификации Госдумой. По словам заместителя главы Федеральной налоговой службы Алексея Оверчука, в отличие от практики многих международных организаций, ОЭСР подготовила свой стандарт исходя из крайне жестких сроков его реализации – в течение года, доклад о нем представители ОЭСР представят на очередное заседание G20, тогда как решение о создании системы принято в мае 2013 года. По его мнению, конкретность и сжатость сроков работы, продемонстрированные ОЭСР, указывают на крайне серьезное отношение к проекту политического руководства G20. Представители России как наблюдатели в ОЭСР, по данным "Ъ", принимали участие в разработке документа. Как отмечает глава налоговой практики компании Baker Tilly Рустам Вахитов, для России первоочередной задачей является получение налоговых данных от таких стран, как BVI, Каймановы и Сейшельские острова, Лихтенштейн, Белиз, теснее других связанных с российским бизнесом. Способствовать этому как раз и должно внедрение нового стандарта на международном уровне. Источник: podatinet.net 5.2. В России могут отменить обязательное наличие печати для регистрации фирм. Министерство экономического развития России подготовило законопроект об отмене обязательности фирменной печати при регистрации акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, пишет «Коммерсантъ». Таким образом правительство стремится к выполнению «дорожной карты» по облегчению регистрации юридических лиц и ИП. В качестве образца взяты некоторые европейские страны, где печати также были отменены. На аналогичный шаг пошли и в Грузии. В то же время, в нынешнем гражданском кодексе указывается, что печать не является обязательным реквизитом договора. Решающую роль играет подпись, ее подлинность считается определяющей. Для многих фирм, однако, печать является устоявшимся обычаем и дополнительной гарантией договора. Для внедрения закона государству нужно будет переписать многие официальные документы и инструкции. К примеру, ряд иностранных компаний долгое время испытывали затруднения с открытием счетов в российских банках, так как для этого им требовалась печать. Кроме того, место для печати есть и в документах, подаваемых в налоговые органы, причем его нельзя оставлять пустым. В результате в оборот придется вводить новые формы, что потребует дополнительных расходов от госорганов. Источник: podatinet.net 5.3. Российское Правительство одобрило налоговое соглашение с Китаем. Правительство РФ одобрило предварительно проработанные с Китаем проекты соглашения об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и протокола к нему. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте Правительства, пишет РБК. Соглашение будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества между Россией и Китаем, а также привлечению взаимных инвестиций. Получение российскими налоговиками возможности запрашивать интересующие сведения у китайской стороны позволит выявить дополнительные источники налоговых сборов в соответствующие бюджеты. Источник: taxpravo.ru 5.4. В России могут ввести кратные штрафы по экономическим преступлениям. В апреле уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов закончит подготовку свой первый ежегодный доклад президенту РФ Владимиру Путину. Документ будет разбит на несколько частей по 26 направлениям, по числу общественных помощников омбудсмена, в каждой будут изложены пять основных проблем и предложены пути их решения. Инициативы будут сведены в итоговый документ на имя Путина на специальной конференции 15 апреля, сообщает газета «Ведомости». Опрос специалистов в уголовно-правовой сфере выявил, что основные проблемы не меняются годами. Об этом говорится в предложениях помощника омбудсмена по вопросам незаконного уголовного преследования предпринимателей Андрея Назарова. По его словам, к этим проблемам относятся: намеренный перевод гражданско-правовых дел в уголовные; нарушение прав подозреваемого во время судебной экспертизы; возбуждение дел, несмотря на отсутствие ущерба, и игнорирование требования о наличии заявления потерпевшего; отказ правоохранителей квалифицировать преступления в сфере предпринимательства по соответствующей ст. 159.4 Уголовного кодекса России. Наконец, бизнес обеспокоен проектом закона президента, который возвращает старый порядок возбуждения дел по налоговым преступлениям без обязательного заключения налоговиков, отмечает Назаров. Для того чтобы решить системные проблемы в уголовном судопроизводстве, Борис Титов предложит главе государства распространить право на суд присяжных на обвиняемых по ст. 159-159.6 УК РФ (мошенничество). По мнению омбудсмена, это повысит состязательность процесса и устранит практику предъявления обвинения и вынесения приговоров по делам, которые были намеренно переведены из гражданско-правового в уголовное русло. Кроме того, Титов поддерживает предложение своих экспертов ввести новый вид наказания – кратные ущербу штрафы (максимум до 10 размеров ущерба, но не свыше 50 млн руб., реальный срок только в случае неуплаты штрафа) по экономическим составам, включая мошенничество. В данный момент такой вид наказания предусмотрен за взятки. За экономическое преступление необходимо наказывать экономически, а лишение предпринимателей свободы исключает из экономики активных людей и демотивирует тех, кто хотел бы начать свое дело, утверждает он. Источник: taxpravo.ru 5.5. Д.Медведев призывает отказаться от бумажных уведомлений до 2017 года. Чиновники в нескольких государственных ведомствах готовы отказаться от рассылки бумажных уведомлений и полностью перейти на электронные документы. Среди них Минфин. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Бумажные уведомления часто не доходят до адресата. Причин несколько. Одна из них – компании часто находятся не по юридическому адресу, а граждане живут не там, где постоянно зарегистрированы. Переход на электронный обмен существенно сэкономит бюджетные средства, которые сейчас идут на почтовые расходы. Источник: podatinet.net
6. Налоговая цифра недели1,5-1,8% роста ВВП на 2014, вместо прогнозируемых 2,5%. Рост ВВП России в 2014 может составить 1,5-1,8%, вместо прогнозируемых Минэкономразвития 2,5%, сообщила журналистам глава Центробанка России Эльвира Набиуллина. "В 2014 темпы прироста ВВП ожидаются выше, чем в 2013, - на уровне 1,5-1,8%. Внутренний потребительский спрос останется основным фактором, поддерживающим экономический рост, но он будет ограничен умеренным ростом доходов населения и замедлением роста потребительского кредитования", - сказала она. Кроме того, ЦБ прогнозирует в текущем году восстановление темпов роста инвестиций в основной капитал, в том числе за счет бюджетных средств. Центробанк в целом пересмотрел базовый сценарий экономического развития РФ. "Текущий прогноз в рамках базового сценария отличается от озвученного нами в Основных направлениях денежно-кредитной политики, что связано с более слабыми итогами 2013 года. В 2014 ожидаемое сохранение умеренно отрицательного разрыва выпуска будет оказывать сдерживающее влияние на инфляцию", - отметила глава ЦБ. Ранее Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) оставил прогноз роста экономики России в 2014 на уровне 2,5%. "В среднесрочной перспективе Россия по-прежнему остается зависимой от цен на сырьевые товары, особенно нефть и газ. Одновременно потенциал роста снизился из-за низкого уровня инвестиций и производительности труда в рамках слабой бизнес-среды", - отмечается в докладе. В то же время международное рейтинговое агентство Moody’s улучшило прогноз по росту российской экономики на 2014 с 1,5 до 1,9%. Источник: top.rbc.ru
7. Новости налогового и бухгалтерского законодательства7.1. Уточнён порядок налогообложения организаций, осуществляющих аэронавигационное обслуживание. Госдума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» об уточнении порядка налогообложения налогом на прибыль организаций, осуществляющих аэронавигационное обслуживание полётов воздушных судов. Законом предлагается дополнить ст. 251 НК РФ подпунктом 46, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полётов воздушных судов в воздушном пространстве РФ (независимо от того, на какие цели они израсходованы), а также в виде средств, полученных из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полётов воздушных судов государственной авиации, освобождённых в соответствии с законодательством РФ от платы за аэронавигационное обслуживание. Предлагается дополнить перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения (ст. 270 НК РФ), расходами, понесёнными за счёт средств сборов за аэронавигационное обслуживание полётов воздушных судов в воздушном пространстве РФ и (или) за счёт средств, полученных из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полётов воздушных судов госавиации, освобождённых от платы за аэронавигационное обслуживание. Положение об отнесении средств, получаемых за аэронавигационное обслуживание полётов воздушных судов в воздушном пространстве РФ и взимаемых в порядке, установленном уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, к целевым средствам предлагается признать утратившим силу. Источник: eg-online.ru 7.2. С 1 марта налоговики не будут рассматривать запросы без печати компании. Налоговики информируют компанию о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании ее запроса. Главное, не забывать поставить на запросе печать организации. С 1 марта ИФНС будет игнорировать обращения без печати, даже если они оформлены на фирменном бланке организации. Такие коррективы в административный регламент ФНС по информированию налогоплательщиков и приему деклараций (утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н) внес приказ финансового ведомства от 26.12.2013 № 138н. До сих пор компании могут предоставить письменный запрос либо на фирменном бланке, изготовленном типографским способом, где печать компании необязательна, либо на обычной бумаге с печатью. Таким образом, налоговики отказываются рассматривать обращения только тех компаний, которые отправили им распечатанный на простой бумаге запрос, но без печати. Вскоре же формат листа значения иметь не будет, печать должна быть на любом запросе (подп. 2 п. 27 Регламента). Добавим, что приказ Минфина среди прочего позволяет руководителю ИФНС менять график работы инспекции. И сокращает максимальное время ожидания в очереди до 15 минут. Источник: glavbukh.ru
8. Комментарии и разъяснения8.1. Компенсация за неиспользованный отпуск поможет сэкономить налог на прибыль (Письмо Минфина России от 24.01.2014 № 03-03-07/2516). Компенсацию, выплаченную за часть ежегодного оплачиваемого отпуска и превышающую 28 дней, можно списать расходах по налогу на прибыль. Об этом Минфин России сообщил в письме от 24.01.2014 № 03-03-07/2516. Компенсации за неиспользованный отпуск учитываются в расходах на оплату труда (п. 8 ст. 255 НК РФ). При этом согласно статье 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Соответственно, компания вправе учесть в расходах по налогу на прибыль компенсацию работникам за неиспользованный отпуск в части, превышающей 28 календарных дней, а также за неиспользованный дополнительный отпуск. Источник: e.gazeta-unp.ru 8.2. Когда начислять взносы на стоимость путевки для родственников сотрудника (Письмо Минтруда России от 05.12.2013 № 17-3/2055). Если санаторно-курортную путевку для своей семьи работник купил самостоятельно, а компания возместила ему траты, тогда на эту выплату необходимо начислить взносы. Когда же путевку для родственников сотрудника организация приобретает напрямую, то взносами эти деньги не облагаются. Ведь члены семьи работника не состоят в трудовых отношениях с организацией. Это подтвердил Минтруд в письме от 05.12.2013 № 17-3/2055. Источник: glavbukh.ru 8.3. Как скоро ИП выдадут новый патент, если размер возможного дохода в регионе изменился (Письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-11-09/2884). Предприниматель в 2013 году подал заявление на получение патента до принятия регионального закона, который изменил размер возможного дохода. Значит, в течение пяти дней инспекторы должны выдать коммерсанту новый патент с уточненной суммой налога. Ссылаться на то, что на момент подачи заявления областной закон не был принят или не вступил в силу, налоговики не вправе. Источник: glavbukh.ru
9. Аналитическая статья от ГК «Налоги и финансовое право»!9.1. О списании не реальной к взысканию задолженности, образовавшейся у покупателя перед комиссионером. описание ситуации: Общество осуществляет торговлю через комиссионеров. Согласно договору комиссии комиссионер осуществляет реализацию от своего имени, но за счет комитента. Комиссионер участвует в расчетах, оплата товара покупателем осуществляется на расчетный счет комиссионера. В отношении одного из покупателей возникла просроченная дебиторская задолженность, в арбитражный суд направлено исковое заявление с требованием о возмещении дебиторской задолженности за товар и неустойки. Истцом в судебном делопроизводстве является комиссионер, решение суда вынесено в пользу комиссионера, выдан исполнительный лист. По истечении времени комиссионеру выдано постановление о прекращении судебного делопроизводства в связи с отсутствием у должника имущества. Вопрос: Правомерно ли списание на основании постановления службы судебных приставов данной дебиторской задолженности на основании п. 2 ст. 266 НК РФ в налоговом учете комитента? Ответ: В рассматриваемой ситуации организация-комиссионер по договору комиссии обязуется по поручению общества (комитента) за вознаграждение реализовать продукцию комитента от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 991 ГК РФ). В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 990 ГК РФ по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Согласно п. 1 ст. 993 ГК РФ комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере). Пунктом 2 ст. 993 ГК РФ установлена обязанность комиссионера в случае неисполнения третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, немедленно сообщить об этом комитенту, собрать необходимые доказательства, а также по требованию комитента передать ему права по такой сделке с соблюдением правил об уступке требования (ст. ст. 382 - 386, 388, 389). При этом уступка прав комитенту по сделке на основании п. 3 ст. 993 ГК РФ допускается независимо от соглашения комиссионера с третьим лицом, запрещающего или ограничивающего такую уступку. В силу пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. Из системного толкования пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, ст. 993 ГК РФ следует, что, поскольку дохода от реализации товара комитента за исключением комиссионного вознаграждения у комиссионера не возникает и комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, задолженность покупателя по оплате переданных ему комиссионером товаров не может учитываться в составе расходов комиссионера, в том числе в виде убытка от списания безнадежного долга. Здесь следует упомянуть «экономико-правовую» природу такого вида убытка в налоговом учете, как безнадежный долг. Так, налоговым (и бухгалтерским) законодательством предусмотрена возможность отражения в составе расходов той стоимости реализованных товаров, которая не оплачена и не будет оплачена продавцу со стороны покупателя. Иначе говоря, безнадежный долг отражает то лицо, которое понесло реальные потери в виде не оплаченного имущества или выполненных работ (или наоборот, в виде уплаченных авансом денег, под которые ничего не было получено). При этом в силу ст. 996 и 1011 ГК РФ вещи, поступившие к агенту от принципала, являются собственностью последнего. То есть реальный убыток от неоплаты реализованного имущества несет собственник данного имущества, то есть принципал. Соответственно, и с этой точки зрения у агента в учете не могут признаваться убытки в виде безнадежной задолженности покупателей, не оплативших товар, принадлежащий комитенту. В свою очередь, обращаем ваше внимание на следующее. Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком. Поскольку комитент не заключает договор поставки с покупателем, он не является участником (стороной) указанного договора. Соответственно, в ситуации, когда покупатель не оплатил стоимость товара по договору поставки (купли-продажи), у комитента не возникает долг в том понимании, которое ему придает ст. 266 НК РФ. Следовательно, только после передачи комиссионером комитенту права требования к покупателю комитент становится новой стороной договора поставки (купли-продажи) и вправе применять в отношении задолженности правила, установленные ст. 266 НК РФ. Особенность рассматриваемой ситуации состоит в том, что на сегодняшний день комиссионеру уже выдано постановление о прекращении исполнительного производства в связи с отсутствием у должника имущества (как мы поняли, речь идет именно об этом документе, поскольку в случае отсутствия у должника имущества происходит именно окончание исполнительного производства). Так, в соответствии со ст. 47 и подп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскания, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Согласно п. 4 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» (три года со дня вступления в силу судебного акта, на основании которого исполнительный документ был выдан). При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 22 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю. При этом повторное предъявление исполнительного листа к исполнению в данном случае может иметь место не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении исполнительного документа (п. 5 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Этим окончание исполнительного производства отличается от его прекращения. Как сказано в п. 5 ст. 44 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен. Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации исполнительное производство было окончено, а исполнительный лист возвращен в связи с невозможностью его исполнения (отсутствие у должника необходимого имущества), указанный исполнительный может быть вновь предъявлен к исполнению в службу судебных приставов-исполнителей в пределах вышеуказанных сроков. Кроме того, окончание исполнительного производства не влечет прекращения гражданско-правового обязательства, из которого возникло требование комиссионера к покупателю об оплате поставленных ему товаров. Соответственно, сохраняется правовая возможности перемены лица в этом обязательстве путем уступки права требования. Между тем, поскольку судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, вынесен в пользу комиссионера (соответственно, комиссионер указан в исполнительном листе как взыскатель), то для того, чтобы после уступки права требования комитент имел возможность повторного предъявления исполнительного листа к исполнению, необходимо осуществить процедуру процессуального правопреемства. В соответствии со ст. 48 АПК РФ в случае выбытия одной из сторон в установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (уступка требования) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, в том числе на стадии исполнения судебного акта. При этом для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил. Таким образом, после уступки права требования Общество в порядке ст. 48 АПК РФ может обратиться с заявлением в арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, для замены стороны по делу с приложенным договором цессии, подписанным обеими сторонами и с документом об уведомлении должника (п. 2 ст. 382 ГК РФ). Далее возникает вопрос, должен ли комитент после уступки и процессуального правопреемства вновь предъявить исполнительный лист к исполнению и дождаться окончания исполнительного производства (возвращения исполнительного листа) для того, чтобы иметь возможность списать задолженность покупателя на убытки. На наш взгляд, нет. В соответствии со ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Одним из таких условий, как нам представляется, является то, что первоначальный кредитор уже предъявлял исполнительный лист к исполнению и исполнительное производство было окончено в связи с невозможностью исполнения. Более того, по нашему мнению, комитент будет иметь возможность списать задолженность покупателя на убытки и при отсутствии процессуального правопреемства (т.е. без обращения в суд с заявлением о замене истца). Достаточно самой уступки. Процессуальное же правопреемство необходимо для того, чтобы впоследствии комитент мог реализовать право на повторное предъявление исполнительного листа к исполнению (исполнительное производство просто не будет возбуждено по его заявлению при отсутствии определения суда о замене взыскателя). Однако, в рассматриваемой ситуации нельзя исключать вероятности возникновения претензий со стороны налоговой службы по формальному основанию – из-за указания в исполнительном листе в качестве взыскателя не самого общества (комитента), а иного лица (комиссионера). Поэтому, во избежание возможных негативных последствий (с целью минимизации риска признания неправомерным отнесения задолженности покупателя на убытки) возможно, Обществу после оформления уступки права требования все же стоит обратиться в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве. Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации безнадежную задолженность сможет признать в налоговом учете комитент после передачи ему комиссионером права требования к должнику.
9.2. Обязанность налогового агента по исчислению НДС в отношении монтажных работ, выполненных украинской компанией. Описание ситуации: ОАО приобретает у украинской фирмы оборудование. Договором предусмотрен шефмонтаж данного оборудования украинской стороной на территории РФ, стоимость работ по шефмонтажу будет оплачена и включена в первоначальную стоимость оборудования. Вопрос: Возникает ли у ОАО обязанность по удержанию и перечислению НДС в качестве налогового агента в отношении работ по монтажу оборудования? Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база, указанная в п. 1 ст. 161 НК РФ, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц (п. 2 ст. 161 НК РФ). В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав Анализ перечисленных выше положений налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что российская организация признается налоговым агентом по НДС (то есть у нее возникает обязанность исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДС) в случае приобретения у иностранной организации товаров (работ, услуг), при условии, что местом их реализации признается территория РФ. Место реализации определяется по правилам ст. 148 НК РФ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание. Другими словами, в отношении монтажных работ, связанных непосредственно с движимым имуществом, местом реализации признается территория РФ, если движимое имущество находится на территории РФ. Поскольку в рассматриваемой ситуации оборудование (движимое имущество), подлежащее монтажу, находится на территории РФ, местом выполнения работ по монтажу данного оборудования признается территория РФ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации выполняются все условия для признания российской организации налоговым агентом по НДС, а именно: 1) работы по монтажу приобретаются у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ; 2) местом реализации работ по монтажу оборудования, являющегося движимым имуществом, признается территория РФ. Следовательно, российская организация – заказчик монтажных работ приобретенного у украинской компании оборудования признается налоговым агентом по НДС. Аналогичная точка зрения нашла свое подтверждение в совместном письме Минфина РФ и ФНС РФ от 24.05.2013 № СА-4-9/9466, в котором ведомства указали следующее: «Как указано в запросе общества, иностранный подрядчик не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации либо имеет представительство на территории Российской Федерации, но в этом случае как заключение договора, так и его исполнение по монтажу и пусконаладочным работам проводит головной офис иностранного подрядчика, находящийся за рубежом. Местом реализации выполненных иностранными подрядчиками монтажа и пусконаладочных работ в отношении оборудования, находящегося на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации. Общество, приобретая на территории Российской Федерации у вышеуказанных иностранных подрядчиков работы по монтажу, а также пусконаладочные работы, является налоговым агентом, обязанным исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС по таким операциям».
10. Новости налогового контроля10.1. Задержка заказного письма привела к отмене решения по выездной налоговой проверке В отношении компании была проведена выездная налоговая проверка. 3 декабря в инспекцию представлено ходатайство о переносе даты рассмотрения материалов проверки на более поздний срок с целью ознакомления с ними. 4 декабря налоговая направила заказное письмо об удовлетворении ходатайства и вызове представителя 14 декабря в инспекцию для рассмотрения материалов проверки. По мнению инспекции, это письмо считается полученным 13 декабря при исчислении срока в рабочих днях, или 10-го - при исчислении в календарных. Однако фактически оно было вручено только 18 декабря. Между тем, рассмотрение состоялось, как и планировала ИФНС, 14-го. Суды трех инстанций (дело № А40-39102/2013) признали это существенным нарушением процедуры рассмотрения, которое в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК является основанием для отмены решения. В решении кассации указано: «на момент принятия решения налоговый орган обязан располагать информацией не об отправке заказных писем и иных отправлений, а доказательствами их вручения налогоплательщику, поскольку направление уведомления по почте заказным письмом является дополнительным способом, используемым в случаях уклонения налогоплательщика от его получения или невозможности вручить его основным способом, то есть лично под расписку». Также в кассационной жалобе инспекция приводит доводы о несогласии с судами относительно операций компании с ООО «К», которые, по мнению инспекции, направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. При этом инспекция ссылается на выписку банка, по которой у ООО «К» отсутствуют платежи, характерные для реальной деятельности, и на взаимозависимость фирм. Судами установлено, что у ООО «К» были открыты счета в нескольких банках. Взаимозависимость же сторон сделки без доказательства того, что выгода получена именно в результате недобросовестных действий взаимозависимых лиц, не может свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды. Таких доказательств налоговый орган не представил. Источник: www.audit-it.ru 10.2. Куда нужно предоставить истребуемые документы в ходе выездной проверки? Отказавшись от получения истребуемых документов, инспектор инициировал привлечение общества к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Компания подала заявление в суд. Как показали материалы дела, в отношении налогоплательщика проводились мероприятия выездной налоговой проверки, в ходе которой налоговики истребовали у общества документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Представление документов в положенный срок инспекция не зачла, отметив, что представлять их нужно было по месту нахождения налогового органа. Первая инстанция такой аргумент приняла, чего нельзя сказать о кассации. Согласно п. 1 и 12 ст. 89 НК РФ ВНП проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, и ознакомление инспекторов с подлинниками документов происходит там же. Исключением являются случаи, когда предоставить помещение для проверяющих не представляется возможным. Таких фактов суды не увидели. Ознакомление и отказ в принятии документов без законных причин со стороны инспектора имели место. Общество в полной мере и в срок исполнило свою обязанность. Квалифицировать законные действия компании в качестве правонарушения нельзя (по п. 1 ст. 126 НК РФ). Жалоба налоговиков отклонена. (см. Постановление ФАС Уральского округа от 23.01.2014 г. № Ф09-14213/13) Источник: www.taxpravo.ru 10.3. «Непокорность» налогоплательщика не должна стать основанием для принятия налоговиками обеспечительных мер Начислив обществу «Техинвестстрой» НДС, налог на прибыль, налог на имущество и НДФЛ, инспекция вдобавок приняла решение о принятии обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ). Они заключались в запрете отчуждения налогоплательщиком принадлежащих ему двух транспортных средств марки TOYOTA LAND CRISER. По словам представителей налогоплательщика, веских оснований для принятия этих мер не было. Общество обратилось в суд. Как пояснили сами налоговики, к этому их подтолкнуло неисполнение обществом решения о доначислении налогов в добровольном порядке. Зато инспекторы не указали, как эти меры «помогли» увеличить вероятность исполнения этого решения. Кассационная коллегия признала, что заявитель и не думал скрывать свое имущество или иным образом противодействовать исполнению требований инспекции. Он всего лишь был не согласен с позицией проверяющих. Данное «несогласие», желание отстаивать свою правоту в досудебном порядке и в суде не могут быть основанием для принятия указанных обеспечительных мер. Помимо всего прочего, в первую очередь указанные меры должны применяться в отношении недвижимого имущества, а не транспортных средств (ст. 101 НК РФ). Жалоба налогового органа отклонена. (См. Постановление ФАС Центрального округа от 19.12.2013 г. № А48-1001/2013) Источник: www.taxpravo.ru
11. Блог А.В. Брызгалина «О налогах и о жизни»11.1. Планы ГосДумы по налоговым законопроектам на февраль 2014 года. Согласно планам ГосДумы, она намерена в феврале месяце рассмотреть следующие налоговые законопроекты по налогам. 26 февраля № 102773-5 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ, в ст. 56 Бюджетного кодекса РФ» (первое чтение) СУТЬ: об унификации терминов и понятий, касающихся налога на игорный бизнес. ИНИЦИАТОР: член Совета Федерации В.А. Новиков. АКТУАЛЬНОСТЬ: необходимость упрощения процедуры постановки на учет налогоплательщиков данного налога, а также избежание двойного налогообложения при перемещении уже зарегистрированных объектов налогообложения в течение налогового периода (в том числе до и после 15-го числа) с одной территории на другую территорию, подведомственным разным налоговым органам. СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом предусматривается: изменение названия "налог на игорный бизнес" на "налог на организацию и проведение азартных игр" (пункт 2 статьи 14 части первой НК РФ и глава 29 части второй НК РФ) и в статью 129.2 "Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса"; по тексту главы 29 НК РФ замена слов "игорный бизнес" на слова "организацию и проведение азартных игр"; уточнение порядка постановки и снятия с учета в налоговых органах налогоплательщиков данного налога. ЗАКЛЮЧЕНИЯ: Правительство РФ: В ЦЕЛОМ НЕ ПРОТИВ, но законопроектом предлагается признать утратившей силу статью 364 Кодекса, раскрывающую понятия, используемые в главе 29 "Налог на игорный бизнес". При этом не учитывается, что данные понятия используются в других статьях указанной главы. Кроме того, в предлагаемой законопроектом новой редакции статьи 366 Кодекса используются термины "специальное оборудование" и "территория, доступная для участников азартной игры", определяемые в указанном Федеральном законе как "игровое оборудование" и "зона обслуживания участников азартных игр". Введение новых терминов представляется нецелесообразным. Учитывая изложенное, Правительство РФ поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний. № 261669-6 «О внесении изменения в ст. 220 части второй НК РФ» (первое чтение) СУТЬ: о дополнении перечня расходов, учитываемых при получении имущественного налогового вычета ИНИЦИАТОРЫ: ряд депутатов ГосДумы от Справедливой России. АКТУАЛЬНОСТЬ: Грамотная, объективная оценка недвижимого имущества является важной составляющей в процессе его приобретения. Не менее важным, чем приобретение, например, материалов для ремонта приобретённой недвижимости, затраты на которые включены в перечень налоговых выплат. Предлагаемые изменения могут дать дополнительный импульс развитию независимой оценки в Российской Федерации, сделать рынок недвижимости более прозрачным за счёт более активного использования при обороте недвижимости рыночной стоимости имущества. СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом вносится изменение в ст. 220 НК РФ. Предлагается при определении размера налоговой базы включить в перечень расходов, фактически понеся которые налогоплательщик имеет право на имущественные вычеты, расходы на оплату услуг по независимой оценке рыночной стоимости приобретаемого жилого дома, или доли (долей) в нём, а также квартир и комнат. ЗАКЛЮЧЕНИЯ: Правительство РФ: ПРОТИВ. Независимая оценка рыночной стоимости приобретаемой недвижимости не является обязательной. В этой связи включение стоимости данных услуг в перечень расходов, учитываемых при получении имущественного налогового вычета, не обосновано. Законопроектом не конкретизируется субъект, который может проводить независимую оценку рыночной стоимости недвижимости, а также документы, подтверждающие результаты оценки, что может привести к злоупотреблениям при получении имущественного налогового вычета, связанного с приобретением жилья. № 264909-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» (первое чтение). СУТЬ: О повышении размера налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных по очной форме обучения в образовательных учреждениях. ИНИЦИАТОРЫ: ряд депутатов ГосДумы от Справедливой России. АКТУАЛЬНОСТЬ: размер имущественного вычета на обучение ребенка в пределах 50 000 рублей был установлен еще в 2007 году. Впоследствии №83 Министерство образования и науки РФ выпустило приказ №1898 от 20.12.2010 года, требующий от вузов установления цен на образовательные услуги не ниже, чем величина субсидии, которую вуз получает от государства на обучение одного бюджетного студента. И, например, на 2013 год для учреждений подведомственных Минобрнауки России базовая стоимость оплаты оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования по программам бакалавриата и подготовки специалистов колеблется от 63,32 тыс. руб. до 118,16 тыс. руб., а по программе магистратуры колеблется от 74,33 тыс. руб. до 134,67 тыс. руб. СОДЕРЖАНИЕ: увеличение максимального размера социального вычета по НДФЛ на обучение ребенка с 50 000 до 100 000 рублей. ЗАКЛЮЧЕНИЯ: Правительство РФ: ПРОТИВ. Увеличение размера указанного социального налогового вычета приведет к сокращению доходов бюджетной системы Российской Федерации. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что реализация законопроекта приведет к выпадению доходов в сумме 2,8 млрд. рублей, однако не приведены источники компенсации выпадающих доходов. № 305110-6 «О внесении изменений в статью 296 части второй НК РФ» (первое чтение). СУТЬ: Об уточнении понятия расходов, связанных с получением дохода от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов. ИНИЦИАТОРЫ: ряд депутатов ГосДумы. АКТУАЛЬНОСТЬ и СОДЕРЖАНИЕ: Законопроект направлен на исправление опечатки, допущенной при принятии указанной статьи. Так, пункт 2 статьи 296 части второй НК РФ упоминает «кроме доходов», в то время как в статьях 254-269 данного закона не указаны доходы. Исходя из толкования данной нормы, очевидно, что имеется в виду «кроме расходов», так как в ст.ст. 254-269 НК РФ говорится о расходах. ЗАКЛЮЧЕНИЯ: Правительство РФ: в целом ЗА. Источник: nalog-briz.ru
12. Новости судебной практики по налоговым спорам12.1. В пользу налогоплательщика «Недобросовестность субподрядчиков не лишает налогоплательщика права принять НДС к вычету при наличии доказательств того, что заявленные работы выполнили действительно субподрядчики, а не сам налогоплательщик или третьи лица (п. 1 ст. 172 НК РФ)» Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг) приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость. По мнению налогового органа, налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС, т.к. не доказал реальность сделок с заявленными контрагентами (субподрядчиками), а представленный документооборот является формальным. Суд не согласился с налоговым органом. Установлено, что в проверяемом периоде общество заключило договоры на выполнение СМР с заказчиками. Для выполнения своих обязательств перед ними налогоплательщик в качестве субподрядчиков привлек ООО «С» и ООО «У». Исследовав материалы дела, суд сделал вывод, что налоговым органом не представлено достаточных и неопровержимых доказательств того, что спорные работы были выполнены не субподрядчиками, а самим налогоплательщиком либо третьими лицами. Добытые в ходе мероприятий налогового контроля доказательства указывают лишь на недобросовестность контрагентов как налогоплательщиков (отсутствие по адресам регистрации т.п.). При этом налоговый орган не опроверг довод налогоплательщика о том, что он не имел достаточных трудовых ресурсов для выполнения спорного объеме работ в вышеуказанном периоде. Кроме того, общество удостоверилось в правоспособности контрагентов и их государственной регистрации в качестве юридических лиц. Учитывая вышеизложенное, суд признал подтвержденным право налогоплательщика принять НДС к вычету.
12.2. В пользу налогового органа «Доходы от систематической деятельности предпринимателя по покупке и продаже большого количества помещений без цели их личного использования облагаются единым налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН (п. 1 ст. 346.15 НК РФ)» В силу п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. По мнению предпринимателя, купля-продажа жилых помещений, которые являлись его личной собственностью, не является предпринимательской деятельностью. Поэтому доход от таких сделок не должен включать в базу по УСН. Суд с предпринимателем не согласился. Налогоплательщик зарегистрирован в качестве ИП и применял систему налогообложения в виде УСН с объектом налогообложения - доходы. Согласно справке регистрирующего органа предпринимателю на праве собственности принадлежат 43 квартиры, комнаты и нежилые помещения. Основными видами его деятельности является сдача имущества в аренду, оказание посреднических услуг и совершение сделок с недвижимостью, покупка и продажа недвижимого имущества. В 2009-2011 гг. в декларациях по НДФЛ налогоплательщик отразил выручку, полученную от продажи жилых помещений, и заявил имущественный вычет для физических лиц в связи с продажей квартир. При этом в базе по УСН он учитывал доходы от продажи и сдачи в аренду нежилых помещений, а доход от продажи, мены квартир указывал как доход физического лица. Установлено, что оплата по договорам мены, купли-продажи производилась путем передачи наличных денежных средств покупателями - физическими лицами недвижимого имущества. В 2009-2011 гг. предпринимателем реализовано 15 объектов недвижимости, сделки носили систематический характер, совершались в принадлежащем ему офисе. Суд указал, что факт регистрации физическим лицом спорных объектов недвижимого имущества и оформление им договоров купли-продажи, мены этих объектов не может свидетельствовать о том, что соответствующие сделки совершены налогоплательщиком не в целях осуществления предпринимательской деятельности. Заключение гражданско-правовых договоров без указания статуса ИП не влечет автоматическую характеристику совершаемых им хозяйственных операций как совершенных в качестве физического лица, то есть с целями, не поименованными в ст. 2 ГК РФ. По своему характеру систематическая деятельность по продаже и покупке большого количества помещений без цели их личного использования является видом предпринимательской, направленной на получение экономической выгоды. Поэтому доходы от такой деятельности подлежат налогообложению единым налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН. (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2013 № Ф09-10485/13).
13. Зарубежные налоговые новости13.1. В Литве будет изменен налог на прибыль. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован Сейме. Либерал Элигиюс Масюлис предлагает принять изменения к закону о налоге на прибыль, которые облегчили бы литовским компаниям условия инвестировать в приобретаемое имущество - машины и оборудование, компьютерную технику и программное обеспечение, а также - грузовые автомобили, прицепы и автобусы, пишет ИА REGNUM. Зарегистрированный в Сейме проект закона предусматривает, что налогооблагаемая прибыль на это приобретаемое имущество может быть уменьшена, если имуществом еще не пользовались и оно произведено не более пяти лет назад. Сейчас в законе о налоге на прибыль утвержден двухлетний период. «Цель этих поправок - улучшать инвестиционную среду для бизнеса, чтобы предприятии могли работать эффективнее и создавать больше рабочих мест. Новое оборудование, до 2 лет, зачастую для компании слишком дорогое, поэтому было бы рационально предусмотреть законом более продолжительный срок производства оборудования», - заявил староста фракции Саюдиса либералов Элигиюс Масюлис. Источник: taxpravo.ru 13.2. В Люксембурге снова возник вопрос о налоге на «пустые здания». Снова поднимая проблему пустых домов в Великом герцогстве на поверхность, член муниципального совета Партии Зеленых (dei greng), Франсуа Беной потребовал ответа у мэра города Лидии Польфер, когда же все -таки в силу вступит запланированный налог на пустые здания, о котором давал обещание Ксавье Беттель еще в 2012 году. В письме к Польфер, Беной сослался на коалиционное соглашение, которое предусматривает, что установление размера налога должно быть проведено в отношении неиспользуемой недвижимости в Люксембурге, а также должны быть рассмотрены практики взимания налога в случаях неправильного использования недвижимости для коммерческих или административных потребностей. Кроме того, Беной подчеркнул тот факт, что 20 июня 2012 года бывший мэр и теперешний премьер-министр Ксавье Беттель пообещал, что Люксембург введет такой налог. Более того, министр внутренних дел Люксембурга выпустил циркуляр от 16 сентября 2013 года, предусматривающий ввод налога, о котором идет речь, добавил Беной. В связи с этим, Беной ждет каких-либо разъяснений по данному вопросу, и того момента, когда этот налог, в конце концов, начнет применяться. Напомним, что около 10 тысяч домов в настоящее время пустуют в Великом герцогстве. Город Эш-сюр-Альзетт поддержал данную инициативу, и намерен взимать новый налог с опустевших зданий и строительных площадок с июля 2014 года. Источник: offshore.su
14. «Знаете ли Вы...» или интересные и занимательные
|
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 5/2013 |
Этюды о налогах... Прогулки по Миру Налогов с Аркадием Брызгалиным. |
300=00 |
500=00 |
№ 6/2013 |
Памятка бухгалтеру при проведении налоговых проверок и/или мероприятий налогового контроля |
300=00 |
500=00 |
№ 7/2013 |
Страховые взносы в 2013 году: сложные вопросы исчисления и уплаты |
300=00 |
500=00 |
№ 8/2013 |
Анализ основных положений летних законов о налогах (№ 134-ФЗ, № 158-ФЗ, № 248-ФЗ) |
300=00 |
500=00 |
№ 9/2013 |
Налог на прибыль: интересные вопросы из практики налогового консультирования. |
300=00 |
500=00 |
№ 10/2013 |
Постатейный комментарий Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ» |
300=00 |
500=00 |
№ 11/2013 |
Налог на добавленную стоимость: интересные вопросы из практики налогового консультирования |
300=00 |
500=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008-2009 годы. Приглашаем посмотреть материалы: http://cnfp.ru/publish/journal/archive.php
16. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за январь 2014 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 28 февраля 2014 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
17. Социально-культурное партнерство
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Дорогие друзья!
Ровно год продолжается очень важная для филармонии благотворительная акция «Сохраним орган». Почти тысяча человек уже сделали свои пожертвования, передав органу суммы от 100 до 30 0000 рублей, собрав 1 миллион 400 тысяч рублей.
Акцию решили поддержать музыкальные коллективы не только филармонии, но и города. Хор мальчиков «Созвездие» дал свой благотворительный концерт 22 января 2014 года и передал собранные 75 тысяч рублей на реконструкцию органа. К таким же концертам готовятся и «взрослые «коллективы - Симфонический хор Свердловской филармонии, Уральский молодежный симфонический оркестр и группа «Stambulchik brothers».
Приглашаем Вас стать слушателями этих замечательных концертов, купив благотворительные билеты. Уверены, что Вас переполнит не только удовольствие от прекрасной музыки, которую Вы услышите на этих концерта, но и чувство сопричастности к очень важному и благородному делу.
Реконструкция органа, запланированная на июнь-июль 2014 года сама по себе уникальна. Орган будет значительно разобран, около 60-ти металлических труб отправится в Германию на восстановление, а после их возвращения в Екатеринбург и установления на привычное место наступит несколько дней абсолютной тишины в филармонии – настолько точной и ювелирной должна быть интонировка короля инструментов.
На ближайшем концерте 3 февраля Симфонический хор Свердловской филармонии исполнит произведения Брамса, Гершвина, Дунаевского, Пуленка, Равеля, Свиридова, Фалика, Орфа, Баневича, Драницына.
Начало концерта - 18.30.
Стоимость благотворительного билета - 500 рублей.
Концертный график можно посмотреть на сайте Филармонии.
Александр Колотурский
директор филармонии,
лауреат Государственной премии России,
член Совета по культуре при Президенте России,
заслуженный работник культуры России
В избранное | ||