← Февраль 2012 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
За последние 60 дней 11 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
* - возможны изменения По вопросам участия в семинарах и курсах повышения квалификации просим обращаться к заместителю директора учебного центра ГК «Налоги и финансовое право» Информация размещена на сайте www.cnfp.ru
Проект от Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин. Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала. Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов». Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя А.В. Брызгалин рассказывает о книге (видео): Видеопрезентация книги размещена здесь - http://video.yandex.ru/users/nifp/view/3/. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с. Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой) Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки) Справки:
«...Если ваши дела идут плохо, об этом
вам Афоризм неизвестного автора.
1. Налоговая новость недели1.1. Федеральная налоговая служба награждена премией «Хрустальный налоговый кодекс» Руководителю Федеральной налоговой службы Михаилу Владимировичу Мишустину вручили премию «Хрустальный налоговый кодекс». Церемония награждения состоялось в дни проведения юбилейных мероприятий Палаты налоговых консультантов на Международном налоговом конгрессе в Москве. Премия «Хрустальный налоговый кодекс» учреждена Палатой налоговых консультантов и вручается российским и зарубежным государственным, общественным и научным деятелям, общественным организациям в нескольких номинациях: «Признание коллег», «Инновационный подход в налоговом администрировании», «Лучший работодатель», «Лучший совместный проект / Проект 2012 года / Налоги в жизни / Общественно-важный проект», «Профессионализм в освещении налоговых вопросов», «Лучший преподаватель-2012». Федеральная налоговая служба стала лауреатом премии «Хрустальный налоговый кодекс» в номинации «Инновационный подход в налоговом администрировании» за активное развитие электронных сервисов. Сегодня на сайте ФНС России, который посещают около одного миллиона человек в неделю, действуют 22 онлайн-сервиса. На церемонии вручения премии присутствовали: заместитель Руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора И.И. Кучеров, президент Палаты налоговых консультантов Д.Г. Черник, президент Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE) Стивен Колклав, президент Азиатско-тихоокеанской Ассоциации налоговых консультантов (Asia-Oceania Tax Consultants Association, АОТСА) Джил Леви, а также представители Высшего Арбитражного Суда РФ и профессиональных объединений налоговых консультантов, не являющихся членами CFE и АОТСА. Среди лауреатов премии «Хрустальный налоговой кодекс» также крупные промышленные предприятия, профессиональные объединения и бизнес-издания. Источник: www.nalog.ru
2. Актуальная дата недели! NEW2.1. 20 февраля 2012 – срок уплаты налога на добавленную стоимость Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговую декларацию и уплачивают 1/3 суммы налога за IV квартал 2011 г. Лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, уплачивают налог и представляют налоговую декларацию за IV квартал 2011 г. Источник: www.nalog.ru 2.2. 20 февраля 2012 – срок уплаты косвенных налогов Налогоплательщики представляют налоговую декларацию и уплачивают налоги по товарам, принятым на учет в январе 2012 г. Источник: www.nalog.ru 2.3. 20 февраля 2012 – срок уплаты налога на игорный бизнес Налогоплательщики представляют налоговую декларацию и уплачивают налог за январь 2012 г. Источник: www.nalog.ru 2.4. 20 февраля 2012 – срок представления документов по акцизам Налогоплательщики, уплатившие авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, представляют в налоговый орган документы, подтверждающие уплату авансового платежа за февраль 2012 г. В целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза налогоплательщики представляют в налоговый орган банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза. Источник: www.nalog.ru 2.5. 20 февраля 2012 – уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов Налогоплательщики уплачивают регулярный взнос. Источник: www.nalog.ru
3. Новости от Группы компаний «Налоги и финансовое право»3.1. Выступление Генерального директора ГК «Налоги и финансовое право» А. В. Брызгалина в передаче "Только у нас" (эфир радио "Комсомольская правда" 01 января 2012 года)! В начале февраля Генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин принял участие в передаче радио "Комсомольская правда" - "Только у нас", которая была посвящена налогам. Выступление можно прослушать здесь. Источник: www.nalog-briz.ru
4. Новости налогообложения и экономики4.1. За приватизацию 90?х годов придется уплатить разовый сбор Участники приватизации 90?х годов должны будут заплатить разовый сбор, чтобы навсегда закрыть вопрос «нечестного» приобретения собственности у государства. С таким предложением выступил премьер-министр В. Путин на съезде РСПП 9 февраля 2012 г. Источник: www.rnk.ru 4.2. Налоговики вводят упрощенный порядок получения сведений о юридических лицах Федеральная налоговая служба РФ вводит упрощенный порядок получения сведений о юридических лицах для борьбы с фирмами-однодневками. Теперь предпринимателям потребуется 100 руб. и пять дней для того, чтобы получить данные о руководителях организаций-контрагентов. Об этом говорится в письме ФНС от 29.12.2011 № ПА-4-6/22455 «Об организации работы по предоставлению сведений из реестра дисквалифицированных лиц». Источник: www.taxpravo.ru 4.3. Из-за того, что тарифы страховых взносов были повышены, «серых» зарплат стало больше Минфин и Минэкономразвития признали, что повышение ставки страховых взносов до 34 процентов негативно отразилось как на бизнесе, так и на доходах государства. Оказалось, что поступление НДФЛ снизилось на 0,3 процента ВВП, налоговая нагрузка возросла с 32,3 процентов до 35,6, а «серые» зарплатные схемы стали приняться работодателями чаще. В связи с этим министр экономического развития Эльвира Набиуллина поддержала предложение министра финансов Антона Силуанова не повышать больше страховые тарифы. Источник: www.glavbukh.ru 4.4. Сотрудники Роструда не довольны результатами аттестации рабочих мест По данным Федеральной службы по труду и занятости более 60 процентов рабочих мест, связанных с вредными и опасными условиями труда, не соответствует требованиям по обеспеченности средствами индивидуальной защиты. Такие данные инспекторы получили после аттестации 3 млн. 159 тыс. рабочих мест в 57 371 организациях с количеством работающих 5 млн. 634 тысячи человек. Источник: www.glavbukh.ru
5. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии5.1. В Госдуму РФ внесен законопроект о снижении ставки по налогу на прибыль для народных предприятий 8 февраля 2012 г. в Госдуму РФ был внесен законопроект № 17715-6 «О внесении изменений в ст. 284 ч. II НК РФ». Законопроект направлен на развитие дополнительных мер повышения заинтересованности граждан в создании народного предприятия. В налоговое законодательство вносятся поправки, предполагающие снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 15% для народных предприятий и кредитных организаций по операциям, связанным с кредитованием создаваемого народного предприятия. Источник: http://www.duma.gov.ru 5.2. В Госдуму РФ внесен законопроект об уточнении порядка восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения 6 февраля 2012 г. в Госдуму РФ поступил законопроект № 16703-6 «О внесении изменения в ст. 258 НК РФ». Проект федерального закона разработан в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах и поручением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2011 г. № ВП-П13-5696 (пункт 8). Законопроектом уточняется порядок восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей -седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств ("амортизационной премии"), при реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию. Законопроектом предусмотрено, что восстановлению подлежат суммы указанных капитальных расходов только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику. Предложенная законопроектом мера направлена на устранение препятствий для осуществления инновационной и инвестиционной деятельности. При этом сохраняется механизм, предотвращающий злоупотребление данной налоговой преференцией со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже между взаимозависимыми лицами. Источник: http://www.duma.gov.ru 5.3. Скоро появятся электронные собратья новых счетов-фактур На официальном сайте ФНС России в разделе «Документы» 08.02.2012 размещен проект приказа ФНС России «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде». С текстом проекта приказа можно ознакомиться здесь, а все сведения об электронных форматах описаны в приложениях. Источник: www.audit-it.ru 5.4. Минфин РФ предлагает повысить налог на имущество Минфин России предлагает рассмотреть вопрос об освобождении от налогообложения движимого имущества с одновременным увеличением ставки налога на имущество, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Такая мера повлечет снижение поступлений в региональные бюджеты, для компенсации этого можно будет чуть увеличить ставку налога, отметил министр. Согласно действующему законодательству, объектами налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Налог на имущество является местным налогом – его ставка определяется на уровне субъектов РФ в пределах, не превышающих 2,2% от стоимости имущества. Регионы вправе устанавливать дифференцированную ставку для разных отраслей. Источник: www.rnk.ru
6. Налоговая цифра неделиВ рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения. 41 % жалоб налогоплательщиков, поступивших в 2011 году, вышестоящие налоговые органы признали обоснованными В 2011 году в налоговые органы России поступило 54 676 жалоб налогоплательщиков, что меньше на 9% по сравнению с 2010 годом, в котором поступило 60 267 жалоб. Из них налоговыми органами в 2011 году рассмотрено 48 708 жалоб, при этом 41% жалоб были удовлетворены, сообщает пресс-служба ФНС России. Одновременно с сокращением количества поступивших жалоб в 2011 году уменьшилась сумма требований налоговых органов, оспариваемая налогоплательщиками по жалобам. В 2011 году сумма заявленных требований сократилась на 26% – до 322 млрд. руб. (в 2010?ом – 435 млрд. руб.). 25% от общей суммы заявленных требований в 2011 году признаны обоснованными (удовлетворено требований на 79 млрд. руб., что на 21,5% больше, чем в 2010 году) Анализ результатов рассмотрения налоговых споров за 2011 год показал, что количество судебных дел по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 20,5%. В том числе: в отношении юридических лиц количество судебных дел уменьшилось на 18% (в 2010 году количество дел составляло 74 439, в 2011?ом – 61 387), в отношении индивидуальных предпринимателей – на 12,5% (в 2010?ом количество дел составляло 7088, в 2011?ом – 6201). Источник: www.rnk.ru
7. Новости налогового и бухгалтерского законодательства7.1. О рекомендуемых кодах видов операций по НДС, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (Письмо ФНС РФ от 03.02.2012 № ЕД-4-3/1657@) Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 утверждены новые формы документов, применяемых при расчетах по НДС, которые могут применяться начиная с января 2012 года (письмо Минфина РФ от 31.01.2012 N 03-07-15/11). В новой форме журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур предусматривается отражение информации о видах операций в кодированном виде. В настоящее время проект приказа, содержащий коды видов операций по НДС, необходимые для ведения журнала, размещен на интернет-сайте ФНС России для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. До его утверждения ФНС РФ рекомендует использовать коды видов операций, доведенные письмом ФНС РФ от 03.02.2012 № ЕД-4-3/1657@ «О кодах видов операций по НДС, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур». Источник: www.consultant.ru 7.2. Вводится в действие новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков (Приказ ФНС от 01.02.2012 № ММВ-7-6/40@) Форма заявления, а также порядок его заполнения установлены Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009. Заявление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе и в электронном виде. Утвержденный формат содержит требования к XML файлам передачи сведений заявления в электронном виде. Как и ранее, при приеме заявления в налоговых органах будет проверяться правильность заполнения, в т.ч. обязательных реквизитов, разрядность и корректность контрольного числа ИНН российского лица, УНП белорусского лица и РНН (БИН/ИИН) казахстанского лица, наличие значений в соответствующих классификаторах (справочниках). Источник: : www.consultant.ru
8. Комментарии и разъяснения8.1. Заключение брачного договора изменяет порядок предоставления имущественного вычета супругам (Письмо Минфина РФ от 19.01.2012 № 03-04-05/7-38) Минфин РФ в письме № 03-04-05/7-38 от 19.01.2012 разъясняет порядок предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при покупке жилья супругами. Ведомство отмечает, что если между супругами не заключен брачный договор, предусматривающий раздельный или долевой режим собственности на имущество, считается, что имущество находится в общей совместной собственности и каждый из супругов имеет право на имущественный налоговый вычет вне зависимости от того, на имя кого из супругов оно оформлено. Таким образом, в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, имущественный налоговый вычет распределяется между совладельцами в соответствии с их письменным заявлением. Частным случаем такого согласованного решения совладельцев имущества (супругов) является распределение между ними имущественного налогового вычета в отношении 100% и 0%. В случае заключения между супругами брачного договора, предусматривающего раздельный режим собственности (право единоличной собственности на соответствующую квартиру), каждый из супругов вправе получить имущественный налоговый вычет по квартире, находящейся в его собственности, в сумме фактически произведенных им расходов, но не более 2 000 000 рублей. Источник: www.klerk.ru 8.2. Налоговые органы могут инициировать выездную проверку физического лица, утратившего статус ИП (Письмо Минфина от 23.01.2012 № 03-02-08/6) Налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Об этом сообщает Минфин РФ в письме № 03-02-08/6 от 23.01.2012. Ведомство поясняет, что утрата статуса предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Кроме того, нормы НК РФ не содержат запрета на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом Конституционный Суд РФ в Определении от 25.01.2007 N 95-О-О указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов. Источник: www.klerk.ru 8.3. Магазин переоборудовали в складское помещение: как быть с ЕНВД? (Письмо ФНС от 01.02.2012 № ЕД-4-3/1500@) Согласно разъяснениям, если магазин переоборудовали в складское помещение, это означает прекращение деятельности в сфере розничной торговли через указанный объект. Если это произошло в феврале, то при исчислении суммы ЕНВД за I квартал по данной торговой точке в налоговой декларации указывается следующее. За февраль отмечается та же величина площади торгового зала магазина, что и за январь. За март в знакоместах по строке 070 ставится прочерк, т. к. розничная торговля через данный объект уже не осуществляется. Значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в приведенном примере за февраль должно определяться с учетом следующего показателя. Он устанавливается муниципалитетом и применяется при расчете налога при осуществлении деятельности неполный календарный месяц. Единое значение коэффициента за налоговый период в этом случае должно определяться как среднеарифметическое его величин за январь и февраль. Источник: www.klerk.ru 8.4. Наличие дополнительных сведений в счете-фактуре не может случить основанием для отказа в предоставлении вычета (Письмо ФНС РФ от 26.01.2012 № ЕД-4-3/1193) По мнению ФНС России, наличие в счете-фактуре дополнительных реквизитов (сведений), не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, а также приложением N 1 к постановлению N 1137, не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, предъявленных продавцом покупателю. Источник: www.consultant.ru 8.5 Оплата детсада для детей работников облагается НДФЛ (Письмо Минфина РФ от 03.02.2012 № 03-04-06/6-21) Если компания компенсирует работникам расходы на оплату детского сада, то с такой выплаты необходимо удержать НДФЛ. Как следует из п. 42 ст. 217 НК РФ, компенсация, которую получают граждане в части родительской платы за содержание ребенка в учреждениях дошкольного образования, не облагаются НДФЛ. Однако это касается только тех сумм, которые выплачиваются за счет бюджета РФ (п. 1 ст.52.2 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»). Если же расходы на детский сад возмещает работодатель, то с компенсации удерживается НДФЛ в общем порядке. Такой вывод следует из письма Минфина России от 03.02.2012 г. № 03-04-06/6-21. Источник: www.glavbukh.ru
9. Аналитическая статья от ГК «Налоги и финансовое право»! NEW9.1. Об ограничениях на истребование документов при камеральной проверке Описание ситуации: ЗАО получено требование о предоставлении документов № 160 от 24.01.2012 в связи с проведением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 кв. 2011 (к возмещению из бюджета). В пункте 7 требования запрошена информация – перечень основных поставщиков и покупателей за 2011 год в количественном и стоимостном выражении с указанием доли в обороте (%). В пункте 8 требования запрошена информация – полный перечень продукции, реализованной за 2011 год с указанием доли. Вопросы : Имеет ли право налоговый орган запрашивать такую информацию за 2011 год в рамках камеральной проверки декларации по НДС за 4 кв. 2011 г. (Необходимо отметить, что такая информация в готовом виде отсутствует)? Какие риски могут возникнуть при отказе в предоставлении этих документов? Ответ: Из описания ситуации следует, что налоговым органом проводится камеральная проверка декларации по НДС, в которой отражены суммы данного налога, заявленные к вычету и возмещению. Правовым основанием истребования документов в такой ситуации является п. 8 ст. 88 НК РФ, согласно которому, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. Из содержания указанных норм следует, что истребуемые документы должны по своему содержанию подтверждать правомерность применения НДС к вычету в соответствии с основаниями и условиями, предусмотренными ст. 171, 172 НК РФ. Между тем, в п.п. 7, 8 представленного требования о предоставлении документов не усматривается, что запрашиваемая в перечисленных пунктах информация способна каким-либо образом влиять на оценку правомерности выполнения всех условий принятия НДС к вычету. Кроме того, из описания ситуации следует, что такая информация в готовом виде (т.е. в виде отдельного документа отсутствует). Обязанности по составлению и (или) хранению подобных документов, как документов, необходимых именно для исчисления и уплаты налогов, нормы НК РФ не предусматривают. Потенциальные риски, связанные с отказом в предоставлении истребуемых документов в рамках камеральной проверки, могут быть связаны с привлечением налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ и (или) с отказом в принятии НДС к вычету. Однако в изложенной ситуации такие риски являются крайне минимальными, поскольку, во-первых, суды признают неправомерным привлечение налогоплательщиков к ответственности: - за непредставление документов, не имеющих отношения к предмету проверки и не влияющих на итоговые выводы относительного основного вопроса проверки, а также, - за непредставление документов, которые у налогоплательщика отсутствуют и которые он при этом не обязан составлять и (или) хранить в качестве документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Во-вторых, правомерность принятия НДС к вычету определяется на основании документов, имеющих прямое отношение к применению таких вычетов. Таким образом, в изложенной ситуации налоговый орган не вправе запрашивать вышеперечисленную информацию в рамках камеральной проверки декларации по НДС.
10. Новости налогового контроля10.1. «Проблемный» контрагент не является препятствием для вычета по НДС по итогам камеральной проверки. При рассмотрении одного из недавних дел ФАС Уральского округа фактически пришел к выводу о том, что ограничения по истребованию документов в рамках камеральной проверки распространяются и на их истребование в рамках «встречной» проверки (ст. 93.1 НК РФ), проводимой в рамках камеральной проверки. Это касается, прежде всего, ситуации, когда в ходе камеральной проверки налоговый орган устанавливает т.н. «проблемный» характер контрагента, наличие у него тех или иных признаков фирмы-«однодневки». Дело обстояло следующим образом. Налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой заявил НДС к возмещению. Налоговый орган сделал ряд запрос в отношении контрагента (в УВД, другие налоговые инспекции, банки), на основании ответов на которые выявил «проблемный» характер контрагента и отказал в вычете по НДС. При этом представленная декларация не содержала каких-либо исправлений, уточнений либо ошибок в расчете. Суд первой инстанции, принимая решение в указанной части в пользу налогоплательщика, пришел к выводу о том, что при проведении камеральной проверки у инспекции не было оснований для осуществления мероприятий налогового контроля по истребованию информации в виде запросов и поручений. Информация, направленная на подтверждение недобросовестности налогоплательщика не могла быть положена в основу оспариваемого решения налогового органа как не относящаяся к предмету налоговой проверки (Решение АС Пермского края от 14.06.2011 по делу № А50-5071/11) По мнению ИФНС, выраженному в кассационной жалобе, нормами НК РФ не установлено конкретного и закрытого перечня документов, которыми при проведении камеральной проверки могут быть подтверждены налоговые вычеты по НДС. Таким образом, для установления правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов, налоговый орган не ограничен проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям Кодекса, поэтому вправе при проведении камеральной проверки направлять запросы и поручения о предоставлении информации в банки, налоговые органы других регионов и органы внутренних дел. Но суд кассационной инстанции не согласился с этим доводом, отметив, во-первых, что в отношении каждого из видов проверки (камеральные и выездные) Кодексом определен различный объем прав и обязанностей налогового органа. Во-вторых, поскольку налогоплательщик подтвердил надлежащими документами налоговые вычеты по НДС, заявленные в налоговой декларации за спорный период, а при проведении камеральной налоговой проверки указанной декларации ошибок и противоречий в сведениях, указанных обществом, инспекцией не выявлено, выводы судов о признании решения инспекции недействительным в указанной части являются правомерными. (См. Постановление ФАС УО от 29.12.2011 № Ф09-8685/11) Дополнительно отметим, что совершенно иную позицию по рассматриваемому вопросу занимает, например, ФАС ЗСО, который в одном из недавних постановлений отметил, что в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ обязанность сообщать о выявленных ошибках и противоречиях в представленных налогоплательщиком документах, возложена на налоговый орган только во взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком, тогда как в рассматриваемом случае налоговый орган истребовал документы не у проверяемого налогоплательщика в соответствии со ст. 93 НК РФ, а у его контрагента в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, в целях подтверждения правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов, заявленных по уточненной декларации. (См. Постановление ФАС ЗСО от 02.12.2011 по делу № А45-14/2011) Источник: www.cnfp.ru 10.2. По какой статье наступает ответственность за непредставление отсутствующих бухгалтерских документов? Именно этот вопрос стал предметом налогового спора, судя по содержанию одного из постановлений, принятых ФАС Северо-Кавказского округа. Согласно фабуле дела по причине отсутствия налогоплательщик не представил документы по расчетам с агентами в количестве 37 штук, а именно: акты сверок, акты выполненных работ, отчеты агентов, счета-фактуры на агентское вознаграждение. Факт составления и существования указанных документов инспекция установила в ходе встречных проверок контрагентов общества. При этом сам налогоплательщик названные документы не восстановил. Согласно п. 4 ст. 93 НК РФ непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса. Из содержания данных норм исходили и суды первой и апелляционной инстанций. Однако суд кассационной инстанции не согласился с нижестоящими судами и указал, что вывод судов о правомерном привлечении налогоплательщика к ответственности на основании ст. 126 НК РФ за непредставление отсутствующих у него документов противоречит диспозиции данной статьи Кодекса. Ответственность по ст. 126 НК РФ наступает в случае неисполнения установленной обязанности по представлению в налоговый орган имеющихся у налогоплательщика документов в установленный срок. Между тем ответственность за отсутствие бухгалтерских документов, счетов-фактур предусмотрена ст. 120 НК РФ, на основании которой налогоплательщик к ответственности не привлекался. (См. Постановление ФАС СКО от 28.12.2011 по делу № А32-6904/2010) Источник: www.cnfp.ru 10.3. Смена ИП места жительства сама по себе не освобождает его от проведения налоговым органом по старому месту учета выездной проверки. К такому выводу пришел при рассмотрении одного из дел ФАС Восточно-Сибирского округа. По мнению налогоплательщика, с даты сообщения им налоговому органу о новом месте жительства налоговая инспекция, в которой он состоял на налоговом учете, утрачивает право проведения в отношении него какой-либо налоговой проверки. При рассмотрении дела было установлено, что налогоплательщик-предприниматель зарегистрировался по новому адресу в связи с чем обратился в налоговую инспекцию с заявлением о внесении изменений в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) о смене адреса места жительства. Налоговой инспекцией до момента внесения соответствующих изменений в ЕГРИП вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки данного предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов. Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, до момента внесения записи в ЕГРИП о снятии предпринимателя с учета по прежнему месту жительства налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе по данному месту жительства, и этот налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика. (См. Постановление ФАС ВСО от 13.01.2012 № А19-12393/2011) Источник: www.cnfp.ru
11. Новости судебной практики по налоговым спорам11.1. В пользу налогоплательщика «Уступка налогоплательщиком права требования, возникшего у него из ранее заключенного с участником долевого строительства соглашения об изменении стороны в договоре и оплаченного зачетом взаимных требований по номинальной стоимости, не приводит к возникновению объекта обложения НДС (п. 1 ст. 155 НК РФ)». Согласно п. 1 ст. 155 НК РФ при уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (не освобождаются от налогообложения в соответствии со ст.149 НК РФ), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном ст.154 НК РФ. По мнению ИФНС, налогоплательщик в нарушение п. 2 ст.153 НК РФ не исчислил НДС с операции по реализации уступки права требования, поэтому он правомерно привлечен к ответственности, ему начислены пени и недоимка по НДС. Суд признал, что доначисление НДС в спорной сумме произведено налоговым органом необоснованно, поскольку сторонами произведен зачет требований, и новой уступки права требования не произошло. В силу п. 1, 2 ст. 155 НК РФ реализация финансовых услуг как объект налогообложения по НДС имеет место в случае последующей уступки новым кредитором (цессионарием) приобретенного права требования. Как установил суд, налогоплательщик по номинальной стоимости уступил контрагенту право требования к компании-должнику, возникшее из соглашения об изменении стороны в договоре участия в долевом строительстве. При этом расчет за уступленные права осуществляется путем зачета в размере, равном сумме требований. Уступленные права требования возникли из соглашений между налогоплательщиком и компанией-должником (сделки цессии - уступки права требования к застройщику) и являются по своей природе правами требования оплаты по сделкам цессии (п. 2 ст. 155 НК РФ), а не переуступкой изначально существовавшего у налогоплательщика права требования по договорам участия в долевом строительстве (по п.1 ст. 155 НК РФ) - эти права приобрела компания-должник. Следовательно, предметом соглашения была уступка в пользу контрагента денежного требования налогоплательщика к компании-должнику. Прекращение денежных обязательств зачетом ошибочно расценено инспекцией как реализация имущественных прав. Исходя из того, что новой уступки не возникло, и сторонами произведен зачет требований, суд пришел к выводу о том, что объекта налогообложения по НДС в данном случае не возникло, и доначисление НДС налогоплательщику является неправомерным. (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 декабря 2011 г. № Ф05-12723/11). Источник: www.cnfp.ru
11.2. В пользу налогового органа «При камеральной проверке налоговый орган вправе использовать имеющуюся у него информацию, полученную, в том числе, при проведении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ)» Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. По мнению налогоплательщика, в обоснование выводов камеральной налоговой проверки не могут быть положены мероприятия налогового контроля, не отвечающие требованиям ст. 88 НК РФ. Суд признал позицию налогоплательщика необоснованной. В соответствии с п. 4 ст. 88 НК РФ налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). В силу п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Суд разъяснил, что вышеизложенные нормы налогового законодательства позволяют налоговому органу использовать имеющуюся у него информацию, а также полученные в установленном порядке доказательства правомерности предъявления налоговых вычетов. Суд проанализировал имеющиеся ранее у налогового органа сведения, подтвержденные доказательствами, полученными в установленном порядке в ходе проведения выездной налоговой проверки. (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 ноября 2011 г. № Ф09-7513/11). Источник: www.cnfp.ru
12. Блог А.В. Брызгалина «О налогах и о жизни»На рассылку сообщений персонального блога Аркадия Брызгалина можно подписаться на главной странице блога - www.nalog-briz.ru, указав свой адрес электронной почты в графе «Подписка на сообщения». 12.1. Россия начала борьбу с офшорами Буквально недавно я писал в этой теме о том, как Германия решила бороться с уводом средств через оффшорные компании. И вот наши законодатели решили отметиться на этой ниве. Что характерно, если Германия подошла к вопросу с точки зрения сохранения основного принципа оффшора – защита и конфиденциальность собственника, то у России как всегда свой особый путь. 1 февраля должно было состояться итоговое совещание группы, занимающейся реформированием Гражданского кодекса. Сам законопроект будущих поправок весьма велик, но в данном посте речь пойдет только об оффшорах. Согласно последним данным, в документе сохранились поправки, в соответствии с которыми оффшорные компании, которые работают в РФ, обязаны будут раскрывать информацию о бенефециариях! Не слабо да? Кроме того, в проект дополнился нормой, вводящей санкцию за не раскрытие такой информации. Так, в случае если оффшорная компания не раскроет информацию, то по её обязательствам солидарную ответственность будут нести лица, действующие от имени предприятия или уполномоченные его представители. Сама же оффшорная компания по заключенным ею сделкам может быть признана недобросовестным приобретателям и обязана буде вернуть всё полученное. Вот так вот решили наши законодатели, мол хотите работать, колитесь кто вы и «чьих будете». Однако одной лишь борьбой с оффшорами России чиновники не собираются ограничиваться. Источник: www.nalog-briz.ru 12.2. Взыскание с налогового органа судебных расходов возможно только при добросовестном поведении лица в период налоговой проверки Достаточно неожиданный поворот приняло рассмотрение одного из дел о взыскании судебных расходов с налогового органа в пользу налогоплательщика. Как выяснилось, негативные последствия неисполнения налогоплательщиком требования о предоставлении документов могут выражаться не только в привлечении его к ответственности по ст. 126 НК РФ, проведении выемки, непринятии к вычету НДС, определении расходов расчетным методом (когда их сумма окажется меньше фактического размера), продлении срока выездной проверки. Суть дела была в следующем... Налогоплательщику в ходе выездной проверки было направлено требование о предоставлении документов, которые у него имелись, но представлены не были (представлены были только в суд в ходе заседания). По итогам проверки налоговый орган вынес решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. ст. 122 и 126 НК РФ, которое впоследствии было признано судом недействительным в части привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ, а в части привлечения по ст. 126 НК РФ (за неисполнение требования о предоставлении документов) оставлено в силе. Учитывая, что в основной своей массе решение было принято в пользу налогоплательщика суд взыскал с налогового органа в его пользу расходы на оплату услуг представителя. Однако суд кассационной инстанции отменил соответствующее определение суда первой инстанции о взыскании судебных расходов, придя к выводу, что сам спор о привлечении к ответственности по ст. 122 НК РФ возник по причине неправомерного непредставления налогоплательщиком истребованных документов в ходе налоговой проверки. При этом он сослался на ст. 111 АПК РФ, согласно которой, если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела. Вот так, одним росчерком пера, суд фактически уравнял негативные последствия непредставления ответа на претензию и непредставления документов в ходе налоговой проверки. С текстом постановления можно ознакомиться здесь: http://www.nalog-briz.ru/2012/02/blog-post_07.html#more Источник: www.nalog-briz.ru
13. Зарубежные налоговые новости13.1. От изменения налогов в Ирландии страдают низкообеспеченные налогоплательщики Практически все налогоплательщики Ирландии испытали на себе повышение налогов в 2011 году, но наиболее негативный эффект такое повышение оказало на наименее обеспеченных членов ирландского общества. В перечни основных изменений налогового регулирования. Направленных на стабилизацию экономики Ирландии, введение с 1 января 2011 года единого социального сбора в размере 7% на частные доходы в размере более 16 016 евро, который заменил подоходные выплаты и выплаты на социальное страхование, ранее делаемые индивидуальными ирландским налогоплательщиками, стало одной из основных мер правительства страны. 12 февраля министерство финансов Ирландии впервые опубликовало результаты своего анализа того эффекта, который был оказан введением данного изменения на размер налоговых выплат ирландцев. Как следует из результатов анализа, наиболее негативный эффект нововведение оказало на ирландцев с наименьшим уровнем годовых доходов, в размере от 17 542 до 20 000 евро, налоговые сборы с которых в 2011 году увеличились на 215% в сравнении с выплатами, сделанными ими же в 2010 году. Налоговые сборы с ирландских налогоплательщиков с суммарным годовым доходом от 20 001 до 30 000 евро поднялись в том же периоде на 36%, а налоги для ирландцев с годовым доходом от 40 0001 до 50 000 евро увеличились в 2011 году на 23%. Вновь опубликованные данные отчета также указывают на то, что средний размер налогов для 118 ирландцев, чей официальный суммарный годовой доход в 2011 году превысил 2 миллиона евро, понизился в прошедшем году на 0,3%. Местные эксперты в области налогообложения объясняют этот факт в основном общим падением на более чем 9 миллионов суммарных годовых доходов данной категории налогоплательщиков Ирландии. По мнению независимых наблюдателей, данные анализа очевидно подтверждают распространенное в Ирландии общественное мнение о том, что непропорционально высокая доля налоговой ответственности ложится на плечи наименее обеспеченных членов общества. Источник: www.taxationinfonews.ru 13.2. Китай не хочет платить углеродный налог в ЕС Данный налог Евросоюз ввел с 1 января 2012 г. Управление гражданской авиации Китая запретило своим авиакомпаниям платить углеродный налог, который был введен с 1 января в зоне Евросоюза. «Китай возражает против решения применять данную схему к авиакомпаниям, не входящим в ЕС и (уже) выразил свою обеспокоенность применением этого правила через различные каналы... КНР рассматривает (возможность) принятия необходимых мер к защите китайских лиц и компаний», - отмечается в сообщении Госсовета КНР. Источник: www.taxpravo.ru
14. «Знаете ли Вы...» или интересные и занимательные
|
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 7/2011 |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: сложные вопросы из практики налогового консультирования. Часть 2 (прочие и внереализационные расходы, дата признания расходов и другие вопросы). |
250=00 |
500=00 |
№ 8/2011 |
НДС: сложные вопросы из практики налогового консультирования. |
250=00 |
500=00 |
№ 9/2011 |
Страховые взносы и НДФЛ: сложные вопросы из практики налогового консультирования. |
250=00 |
500=00 |
№ 10/2011 |
Региональные налоги и налогообложение. |
250=00 |
500=00 |
№ 11/2011 |
Анализ изменений по НДС, вступивших в силу с 1 октября 2011 года. |
250=00 |
500=00 |
№ 12/2011 |
Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2012 год. |
250=00 |
500=00 |
№ 1/2012 |
Новое в налоговом администрировании в 2012 году. Новое в налогообложении в 2012 году. |
300=00 |
500=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008-2009 годы. Приглашаем посмотреть материалы: http://cnfp.ru/publish/journal/archive.php
17. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за январь 2012 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 29 февраля 2012 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
В избранное | ||