← Ноябрь 2011 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Справки и регистрация по телефонам: (343) 350-12-12, 350-11-62 Зекунова Татьяна Александровна (zta@cnfp.ru) Супивник Екатерина Александровна (sea@cnfp.ru)
Расписание семинаров и курсов. 2012 год.
* - возможны изменения По вопросам участия в семинарах и курсах повышения квалификации просим обращаться к заместителю директора учебного центра ГК «Налоги и финансовое право» Информация размещена на сайте www.cnfp.ru
Проект от Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин. Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала. Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов». Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя А.В. Брызгалин рассказывает о книге (видео): Видеопрезентация книги размещена здесь - http://video.yandex.ru/users/nifp/view/3/. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с. Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой) Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки) Справки:
«...Налог поражает так хорошо, что ныне
благодаря Петр Алексеевич Кропоткин(1842– 1921) –
1. Налоговая новость недели1.1. 16 ноября 2011 принято три «налоговых» закона 1) Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-Ф3 «О внесении изменений в ч. ч. I и II НК РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» Консолидированная группа - это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе соответствующего договора. Ее участником признается организация, являющаяся стороной такого действующего соглашения, а ответственным участником – юридическое лицо, на которого возложены обязанности по исчислению и уплате налога с учетом совокупного финансового результата всех членов группы. Последняя создается организациями, если одна из них непосредственно и (или) косвенно участвует в других. Минимальная доля участия - 90%. Закреплены следующие условия, которым должна соответствовать организация-сторона договора о создании консолидированной группы. Ни одна из компаний не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в состоянии банкротства. Размер чистых активов юридического лица, рассчитанный на последнюю отчетную дату до момента представления в налоговый орган документов для регистрации договора о группе, превышает объем уставного (складочного) капитала. Определены требования, которым должны отвечать в совокупности все участники консолидированной группы. Так, сумма НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ, уплаченных за предшествующий год, должна составлять не менее 10 млрд руб. При этом не учитываются налоги, внесенные в связи с перемещением товаров через границу ТС. Объем выручки - не меньше 100 млрд руб., совокупная стоимость активов на 31 декабря года, предшествующего образованию группы, - от 300 млрд руб. Консолидированная группа образуется минимум на 2 периода уплаты налога на прибыль. Налоговая база по доходам участников определяется как сумма прибыли и убытков всех лиц. 2) Федеральный закон от 16.11.2011 № 320-ФЗ «О внесении изменения в ст. 251 ч. II НК РФ». Законом расширен перечень доходов, не облагаемых налогом на прибыль организаций. В него включены средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета управляющих компаний, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иных специализированных потребкооперативов на финансирование ремонта (в т. ч. капитального) общего имущества этих домов. Ранее в налогооблагаемую базу не включались лишь отчисления членов указанных кооперативов на формирование резерва на капремонт общего имущества в доме. 3) Федеральный закон от 16.11.2011 № 319-ФЗ «О внесении изменений в главу 29 ч. II НК РФ». Законом внесены изменения в главу НК РФ, посвященную налогу на игорный бизнес. Соответственно, плательщиками налога на игорный бизнес являются только организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью в этой сфере. В перечень объектов налогообложения, помимо игровых столов и автоматов, включены процессинговые центры и пункты приема ставок тотализаторов и букмекерских контор (вместо их касс). Налоговая ставка составляет от 25 тыс. до 125 тыс. руб. за 1 процессинговый центр и от 5 тыс. до 7 тыс. руб. за 1 пункт приема ставок. Конкретный размер устанавливается региональным законом. В противном случае применяется нижний предел. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Источник: www.garant.ru
2. Актуальная дата недели! NEW2.1. 21 ноября 2011 – срок уплаты 1/3 суммы НДС за III квартал 2011 г. В силу п. 1 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) НДС не позднее 21 ноября 2011 г. должны уплатить 1/3 суммы налога за III квартал 2011 г. 2.2. 21 ноября 2011 – срок представления декларации и уплаты косвенных налогов по товарам, принятым на учет в октябре 2011 г. Согласно п. 8 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.) налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). В соответствии с п. 7 данного протокола косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем: - принятия на учет импортированных товаров; - срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга. В связи с указанным, 21 ноября 2011 – последний срок представления декларации и уплаты косвенных налогов по товарам, принятым на учет в октябре 2011 г. Источник: www.cnfp.ru 2.3. 21 ноября 2011 – срок представления декларации и уплаты налога на игорный бизнес за октябрь 2011 г. Не позднее 21 ноября 2011 г. налогоплательщики налога на игорный бизнес представляют декларацию и уплачивают налог за октябрь 2011 г. Источник: www.nalog.ru 2.4. 21 ноября 2011 – срок уплаты регулярного взноса плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов В соответствии с п. 2 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. В силу п. 2 ст. 333.5 НК РФ сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов, а также в случаях, предусмотренных настоящей главой, - единовременного взноса. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 %. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Таким образом, 21 ноября 2011 г. плательщики сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают регулярный взнос. Источник: www.cnfp.ru 2.5. 21 ноября 2011 – лесопользователи и владельцы лесного фонда отчитываются в налоговые органы Лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины, представляют справку о стоимости переданных лесных ресурсов или иной продукции, выполненных работ и услуг в счет уплаты лесных податей за октябрь 2011 г. Владельцы лесного фонда представляют отчет о количестве древесины, разрешенной лесопользователям к заготовке, платежах за древесину, о суммах неустоек и ущерба за лесонарушения за истекший период текущего года по состоянию на 15 ноября 2011 г. включительно. Источник: www.nalog.ru 2.6. 25 ноября 2011 – срок для уплаты акцизов и представления налоговой декларации Налогоплательщики (кроме имеющих свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом) уплачивают акцизы и представляют налоговую декларацию за октябрь 2011 г. Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, уплачивают акцизы по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту и представляют налоговую декларацию за август 2011 г. Источник: www.nalog.ru 2.7. 25 ноября 2011 – срок для представления отчетности по использованию этилового спирта Организация, имеющая свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, представляет в налоговые органы отчет за октябрь 2011 г. об использовании денатурированного этилового спирта. Источник: www.nalog.ru 2.8. 25 ноября 2011 – последний срок для уплаты налога на добычу полезных ископаемых за октябрь 2011 г. В соответствии со ст. 344 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, 25 ноября 2011 г. налогоплательщики должны уплатить НДПИ за октябрь 2011 г. Источник: www.cnfp.ru 2.9. 22 ноября 2011 – вступает в силу расширенный перечень технически сложных товаров 22 ноября вступает в силу Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров». В список добавили новые позиции, а также расширили те, что уже имелись. Теперь Перечень выглядит так: 1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем). 2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования. 3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем). 4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу. 5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем). 6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями. 7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины. 8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления. 9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления. 10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления. 11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления. 12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой. Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», при обнаружении недостатка в купленном технически сложном товаре потребитель имеет право не только потребовать замены или уценки, но также отказаться от покупки и получить назад деньги. Есть неопределенность с датой начала действия документа, связанная с первой официальной публикацией и исчислением срока вступления в силу. Правовой акт вступает в силу по истечении семи дней после дня его официального опубликования. Документ опубликован в "Собрании законодательства РФ" 14.11.2011, в "Российской газете" - 16.11.2011. Таким образом, согласно первому варианту, он начнет действовать с 22 ноября, согласно второму – с 24 ноября. Источник: www.kadis.ru
3. Новости от Группы компаний «Налоги и финансовое право»3.1. Интервью Генерального директора ГК «Налоги и финансовое право» Аркадия Брызгалина на «ЭХО Москвы – Екатеринбург» (17 ноября 2011)! Каждый третий четверг месяца на «Эхо Москвы-Екатеринбург» выходит «Ежемесячная программа «Налоговая консультация». Время выхода с 15:00 до 16:00 (время Екб). Продолжительность – до 40 минут. Ведущие программы Элина Тихонова и Аркадий Брызгалин. 17 ноября 2011 года вышла программа, посвященная самым актуальным вопросам современного российского налогообложения: 1) депутаты ГосДумы "расчищают собственные завалы" и отвергают налоговые законопроекты о налогах, в том числе и необходимые и актуальные; 2) что с законом по освобождению многодетных семей от транспортного налога; 3) какие изменения по НДФЛ ждут налогоплательщиков и налоговых агентов в самое ближайшее время (новые стандартные вычеты на детей с 1 января 2011 и 2011 гг., налогообложение "золотых парашютов" и т.д.); 4) как идет принятие закона о консолидированной группе налогоплательщиков; 5) о необходимости закона, согласно которому уголовные дела по налоговым преступлениям будут возбуждаться при непосредственном участии налоговых органов; 6) новая идея о привязке размера ставки по транспортному налогу к экологическому классу автомобиля и др. Так же, Аркадий Брызгалин ответил на вопросы радиослушателей, поступившие в редакцию программы. Прослушать первую часть передачи - вы можете здесь, прослушать вторую часть передачи - вы можете здесь. Источник: www.nalog-briz.ru
4. Новости налогообложения и экономики4.1. В Свердловской области будет создан «чёрный список» неплательщиков налогов В Каменске-Уральском Свердловской области началась работа по созданию «чёрного списка» неплательщиков налогов. С данной идеей выступила региональная общественная организация «Предприниматель», которая объединяет компании малого бизнеса. Сейчас мы составляем «черный» список предпринимателей, которые уклоняются от выполнения социальных обязательств, в том числе и от уплаты налогов. Он будет размещен на сайте нашей общественной организации. Кроме того, постараемся лично встретиться с теми бизнесменами, которые уклоняются от уплаты налогов, - заявил председатель организации Алексей Горбунов. Стоит отметить, что только по НДФЛ долги имеют свыше 10 местных компаний, причём суммы варьируются от 25 тыс. до 3 млн руб. Источник: www.taxpravo.ru 4.2. Россия продлит налоговые льготы для покупателей жилья Власти России планируют продлить налоговые льготы для покупателей жилья, заявил глава государства Дмитрий Медведев. Льготы должны были действовать только до конца 2011 г. Но проект закона, продлевающий ее, уже успел пройти обе палаты парламента. Проект предусматривает освобождение от налогов той части доходов физических лиц, прибыли юридических лиц, организаций, но не более 3 процентов, которая направляется на погашение процентов по кредитам на покупку жилья, заявил Д. Медведев. Источник: www.taxpravo.ru 4.3. Налоговые преференции последних лет должны пройти инвентаризацию Минфин РФ считает необходимым провести инвентаризацию налоговых преференций, введенных за последние годы, заявил и.о. главы ведомства Антон Силуанов на конференции, проведенной 21 ноября 2011 в Москве. По словам А. Силуанова, необходимо вернуться, проинвентаризировать эти решения. Оглянуться, посмотреть, насколько эти преференции работают. Те, которые являются мертворожденными - может быть, посмотреть и от них отказаться. По мнению министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, меры налогового стимулирования, в конечном счете, не приводят к потерям бюджета. Если бы мы не был введен страховой платеж в размере 14% для компаний IT-сектора, они бы все давно уже были в Белоруссии и на Украине, у нас выпадающие доходы были бы больше. Вводя некоторые стимулирующие элементы, мы способствуем тому, чтобы создавалась налоговая база, заявила она. Источник: www.minfin.ru 4.4. Вступление РФ в ВТО будет болезненным для некоторых отраслей Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко заявил 18 ноября 2011, что вступление России во Всемирную торговую организацию будет болезненным для целого ряда отраслей. При этом, по словам главы Минпромторга, к особой группе риска относится автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение. Поэтому наша задача в данном случае - попытаться сделать всего лишь две вещи. Найти инструменты для того, чтобы открывающиеся возможности дали как можно больше для российских отраслей и, с другой стороны, найти инструменты, которые позволили бы купировать риски, которые возникают и не довели бы боли до тяжелых критических последствий», указывает Виктор Христенко. Источник: www.klerk.ru
5. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии5.1. Минфин России выступает за неповышение налогов в ближайшие 5-6 лет Об этом сообщил и.о. министра финансов РФ Антон Силуанов, выступая 21 ноября 2011 на международной научно-практической конференции «Налогообложение - современный взгляд» в Москве. Он подчеркнул, что в планах Минфина РФ и экономического блока правительства в целом нет решений об увеличении налогового бремени в стране. А. Силуанов также отметил, что в случае если государство будет принимать на себя дополнительные расходные обязательства, нужно искать источники их финансирования внутри уже принятого бюджета. Он подтвердил планы правительства по снижению дефицита бюджета к 2015г. до нуля. В то же время А. Силуанов отметил, что в ближайшие годы пользоваться благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, как это было последние 5-6 лет, вряд ли получится. И.о. министра финансов РФ отметил, что за последние 5-6 лет расходные обязательства государства увеличились на 7% валового внутреннего продукта (ВВП) и достигли 39% ВВП, однако в целом налоговое бремя за это время не увеличилось. Источник: www.minfin.ru 5.2. Законопроект об индексации ставок акцизов принят в третьем чтении 18 ноября 2011 в ходе вечернего пленарного заседания Государственной Думы РФ в третьем чтении был принят законопроект № 589200-5 «О внесении изменений в ч. II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ (в части индексации ставок акцизов)». Законопроектом предусмотрено проиндексировать ставки акцизов на подакцизную продукцию периода 2012 - 2014 гг. Ставки акцизов увеличиваются с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами проиндексированы ставки акцизов на сигареты с фильтром, а также сигареты без фильтра и папиросы (более чем в три раза за период с 2011 г. до 2014 г.). С 2012 года для данных подакцизных товаров также устанавливается единая ставка акциза. Источник: www.duma.gov.ru 5.3. Во втором чтении принят законопроект о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. В ходе вечернего пленарного заседания Госдумы РФ 18 ноября 2011 во втором чтении был принят законопроект № 607163-5 «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.». В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 положены основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ до 2014. Законопроектом устанавливается, что в 2012 и в плановый период 2013 и 2014 страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006». Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ. При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2011 году - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 законопроекта, к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп. Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве. Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом № 125-ФЗ, в 2012 году составит 69,8 млрд. рублей, в 2013 году - 75,0 млрд. рублей, в 2014 году - 80,1 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы. В 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов при сохранении таких же, как и в 2011 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,51% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования. При этом поступление страховых взносов (включая недоимки) составит в 2012 году - 71,8 млрд. рублей, в 2013 году - 80,1 млрд. рублей, в 2014 году - 88,7 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством. При расчете расходов на ежемесячные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции в 2012 году в 1,06 раза, в 2013 году в 1,055 раза и в 2014 году в 1,05 раза. Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов включены в проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 - 2014 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании. Источник: www.duma.gov.ru 5.4. Федеральные льготы по местным налогам могут отменить за 2-3 года Отмена региональных льгот по налогам, а не введение налога с продаж, является самым правильным решением для наполнения региональных бюджетов, заявил исполняющий обязанности министра финансов РФ Антон Силуанов на брифинге в рамках налоговой конференции "Налогообложение - современный взгляд". Ранее министерство экономического развития РФ предлагало рассмотреть возможность использование налога с продаж в качестве нового источника для наполнения региональных бюджетов. А. Силуанов напомнил, что введение косвенных налогов, наподобие налога с продаж, в первую очередь, как свидетельствует мировая практика, служит для наполнения бюджетов субъектов Федерации. Он также добавил, что одновременное существование налога с продажи и НДС - не самое эффективное решение. Ранее, выступая на конференции глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила, что дискуссия вокруг возможного возврата налога с продаж продолжается, но заверила, что сделает все, чтобы не было одновременного действия налога с продаж и НДС. По словам министра, говоря о невозможности дальнейшего увеличения налоговой нагрузки в целом, нет речи о том, что внутри налоговой системы не будет перераспределения. Набиуллина полагает, что должно быть меньше налогов на деятельность, а больше налогов на имущество, недвижимость, потребление, которые являются наполнением для субъектовых и муниципальных бюджетов. Министерство финансов РФ видит в качестве резервов пополнения доходов региональных бюджетов отмену налоговых льгот. По словам А. Силуанова, со следующего года необходимо начать решать этот вопрос, чтобы за 2-3 года отменить федеральные льготы по таким налогам. Источник: www.minfin.ru
6. Налоговая цифра неделиВ рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения. Фискальная нагрузка на малый бизнес равна 10% Об этом сообщил премьер-министр В.В. Путин 21 ноября на международной научно-практической конференции «Налогообложение – современный взгляд». Он добавил, что в сфере экономики власть использует целый ряд инструментов налоговых преференций, включая льготный, упрощенный режим для малого бизнеса. Источник: www.rnk.ru
7. Новости налогового и бухгалтерского законодательства7.1. Установлены виды образовательной и медицинской деятельности, на которые распространяется налоговая льгота по налогу на прибыль (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 917) При соблюдении ряда условий организации, занимающиеся образовательной и (или) медицинской деятельностью, могут применять нулевую ставку налога на прибыль. Так, в штате непрерывно в течение налогового периода должны числиться не менее 15 работников. Нельзя совершать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок. Требуется соответствующая лицензия. Установлены виды указанной деятельности, на которые распространяется налоговая льгота. Это, в частности, реализация основных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего и высшего профобразования. Причем они должны быть аккредитованными. Основные программы дошкольного, а также послевузовского профобразования, дополнительные образовательные программы дают право на получение льготы и без аккредитации. Это касается и программ профподготовки, реализуемых образовательными учреждениями. К медицинским видам деятельности относятся мануальная терапия, лечебная физкультура и спортивная медицина, неврология, нейрохирургия, неонатология, нефрология, медстатистика, общая врачебная практика, психиатрия, сексология, судебно-медицинская экспертиза и пр. Источник: www.garant.ru 7.2. Электронные деньги тоже могут взыскать в счет налогов, сборов, пеней, штрафов (Приказ ФНС от 10.10.2011 № ММВ-7-8/636@) С 29 сентября 2011 г. в России осуществляются переводы электронных денег через операторов платежной системы. В связи с этим при задолженности налоги, сборы, пени, штрафы, проценты взыскиваются не только из средств на счетах налогоплательщика, но и электронных денег. При необходимости налоговый орган приостанавливает такие переводы. В формы решений о взыскании задолженности, приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке (об их отмене) вносятся соответствующие изменения. В последнем случае, в частности, указываются реквизиты не только счета, но и корпоративного электронного средства платежа. Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 15 ноября 2011 г., регистрационный № 22307. Источник: www.garant.ru 7.3. Установлен коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по ЕНВД, на 2012 г. (Приказ Минэкономразвития РФ от 01.11.2011 № 612) Установлен коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по ЕНВД, на 2012 г. Он составляет 1,4942 (в 2011 г. - 1,372). При расчете ЕНВД учитываются физический показатель, установленный для соответствующего вида деятельности, значение его базовой доходности, коэффициент-дефлятор, корректирующий коэффициент (определяется на местном уровне) и налоговая ставка (15%). К1 учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующем периоде. Он устанавливается ежегодно. Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 9 ноября 2011 г., регистрационный № 22243. Источник: www.garant.ru 7.5. Санкции за несоблюдение сроков представления отчетности и документов по валютным операциям дифференцированы с учетом длительности нарушения (Федеральный закон от 16.11.2011 № 311-ФЗ) Поправки касаются административной ответственности за несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. Прежде за данные нарушения должностных лиц штрафовали на 4-5 тыс. руб. Юридических лиц - на 40-50 тыс. руб. Теперь наказание дифференцируется в зависимости от продолжительности нарушений. Если просрочка не превышает 10 дней, выносится предупреждение или взимаются следующие штрафы. С должностных лиц - 0,5-1 тыс. руб. С организаций - 5-15 тыс. руб. При просрочке от 10 до 30 дней штрафуют на 2-3 тыс. руб. и на 20-30 тыс. руб. соответственно. Свыше 30 дней - на 4-5 тыс. руб. (для должностных лиц) и на 40-50 тыс. руб. (для организаций). Источник: www.garant.ru 7.6. Штраф за нарушение сроков репатриации валютной выручки сделали соизмеримым с периодом допущенной просрочки (Федеральный закон от 16.11.2011 № 312-ФЗ) Административный штраф за несоблюдение сроков зачисления денежных средств, полученных от нерезидентов в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), дифференцирован в зависимости от периода просрочки. За каждый день просрочки взимается 1/150 ставки рефинансирования ЦБР от суммы денежных средств, зачисленных с нарушением установленного срока. При этом используется учетная ставка, действовавшая в период просрочки. Если деньги так и не были зачислены на счет, штраф назначается в прежнем размере (от 3/4 до всей суммы средств, не переведенных на счета в уполномоченных банках). Данная мера позволит применять к резидентам более соразмерные санкции при незначительном нарушении сроков репатриации денежных средств. Источник: www.garant.ru
8. Комментарии и разъяснения8.1. Убыток от реализации права требования долга можно списать (Письмо ФНС РФ от 11.11.2011 № ЕД-4-3/18881@) Если компания реализовала право требования долга и в результате осталась в убытке, то его сумму она может включить в расходы. Об этом сообщила ФНС России в письме от 11.11.2011 г. № ЕД-4-3/18881@. На основании пункта 3 статьи 279 Налогового кодекса доход, полученный от реализации права требования долга, уменьшается на сумму расходов по приобретению данного права. Следовательно, убыток, который компания получила от такой операции можно учитывать при расчете налога на прибыль. Источник: www.glavbukh.ru 8.2. Проценты по кредиту на обучение не увеличивают сумму вычета (Письмо Минфина РФ от 02.11.2011 № 03-04-05/7-851) Если гражданин оплачивает свое обучение или обучение своих детей, он вправе получить социальный вычет по НДФЛ. Его размер определяется исходя из фактически произведенных расходов на обучение. Об этом сказано в статье 219 Налогового кодекса. Можно ли в таком случае включить в расходы сумму процентов по кредиту, при помощи которого оплачивалась учеба? Минфин России в письме от 02.11.2011 г. № 03-04-05/7-851 считает, что нельзя. Основание простое: Налоговый кодекс такой нормы не предусматривает. Источник: www.glavbukh.ru 8.3. Что считать обособленным подразделением организации – разъяснения ФНС (Письмо ФНС РФ от 27.10.2011 № ПА-4?6/17834) Обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленного от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Об этом ФНС России сообщила в письме от 27.10.11 № ПА-4?6/17834. Подразделения организации признается обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. Источник: www.rnk.ru 8.4. «Упрощенцы» могут учесть расходы на покупку «лёгкого» номера телефона (Письмо Минфина РФ от 11.11.2011 № 03-11-06/2/159) В Письме от 11.11.2011 № 03-11-06/2/159 Минфин России рассмотрел ситуацию, в которой организация на «упрощёнке» приобрела «Виртуальный номер» – легко запоминающийся номер телефона. Ежедневно в компанию обращается большое количество клиентов, поэтому затраты на покупку удобного номера телефона, по мнению налогоплательщика, носят производственный характер и направлены на получение прибыли. Финансисты с этим согласились, указав, что абонентский номер – это составная часть услуг связи. Поэтому затраты на приобретение номера телефона, в том числе и легко запоминающегося, можно учитывать при расчёте «упрощённого» налога в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Источник: www.akdi.ru 8.5. При приобретении в обществе доли, превышающей 25%, общество теряет право на «упрощенку» в квартале, в котором внесены изменения в ЕГРЮЛ (Письмо Минфина РФ от 11.11.2011 № 03-11-06/1/160) Для применения УСН установлены ограничения. В силу подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. С какой даты ООО считается утратившим право на применение УСН, если другая организация приобрела в уставном капитале такого общества долю, превышающую 25%? С даты нотариального удостоверения сделки или с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений? На этот вопрос Минфин России ответил в письме от 11 ноября 2011 г. N 03-11-06/1/160. По мнению финансового ведомства, если сделка не требует нотариального удостоверения, общество с ограниченной ответственностью считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. При нотариальном удостоверении сделки нотариус не позднее трех дней со дня такого удостоверения передает в регистрирующий орган заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли. Источник: www.audit-it.ru
9. Аналитическая статья от ГК «Налоги и финансовое право»! NEW9.1. О начислении дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет Описание ситуации: В силу ст. 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, имеющий следующие признаки: - доход получен акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения; - доход получен по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале организации. Согласно Федерального закона от 26.12.1995 № 208-Ф3 «Об акционерных обществах» источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль). Чистая прибыль определяется по данным бухгалтерской отчетности общества. Статьей 28 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-Ф3 «Об обществах с ограниченной ответственностью» оговорен порядок распределения чистой прибыли между участниками общества. В отличие от Федерального закона от 26.12.1995 № 208-Ф3, в Федеральном законе № 14-Ф3 термин «дивиденды» отсутствует, применяется понятие «распределение чистой прибыли между участниками». Согласно этим законодательным актам источником доходов от долевого участия служит чистая прибыль. Понятие чистой прибыли определено не было. Данный термин фигурирует в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», Приказе Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и Инструкции по применению Плана счетов, при этом названные документы не зарегистрированы в Минюсте России, поэтому ссылки на них в налоговых спорах можно отклонять. Общее собрание акционеров (участников) в качестве чистой прибыли утверждает показатель, представленный в отчете о прибылях и убытках по строке с кодом 190 (пп. 11 п. 1 ст. 48 ФЗ от 26 декабря 1995 г. № 208-Ф3 «Об акционерных обществах» и пп. 6 и 7 п. 2 ст. 33 Ф3 от 8 февраля 1998 г. № 14-Ф3 «Об обществах с ограниченной ответственностью») и никакой другой чистой прибыли собранию не предъявляется. С годовой отчетности за 2011 г. начинает действовать новый Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Он имеет регистрационный номер в Минюсте России, поэтому закрепляет показатель чистой прибыли на нормативном уровне. Вопрос: Как, по вашему мнению, это может повлиять на возможность использования нераспределенной прибыли прошлых лет и выплату дивидендов за прошлые годы (непосредственно на налоговую ставку при выплате дивидендов юридическим и физическим лицам). Ответ: Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников. Из анализа данной нормы следует, что распределение чистой прибыли между участниками является правом, но не обязанностью общества. При этом в Законе об ООО не указано, что решение о распределении чистой прибыли должно быть принято только по результатам последнего отчетного года. Соответственно, если решение о распределении чистой прибыли, полученной обществом по результатам года, не принято, указанная чистая прибыль приобретает статус нераспределенной. У участников общества сохраняется возможность решить вопрос о ее распределении впоследствии. Закон об ООО не содержит запрета на принятие общим собранием участников общества решения о распределении прибыли прошлых лет. Кроме того, Закон об ООО не содержит норм, ограничивающих срок принятия решения о направлении прибыли на выплату дивидендов. В отличие от Закона об ООО в п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО) прямо указано, что решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода. В п. 1 ст. 47 Закона об АО говорится, что общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. На годовом общем собрании акционеров, помимо прочего, должны решаться вопросы об утверждении годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года (подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона об АО). При этом годовое собрание акционеров проводится в сроки, предусмотренные уставом, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Следовательно, в отношении акционерных обществ сроки принятия решения о выплате дивидендов, независимо от установленной периодичности их выплаты, достаточно четко урегулированы нормами Закона об АО. На годовом собрании акционеров в обязательном порядке должен быть решен вопрос о распределении или не распределении чистой прибыли финансового года. Между тем, если на общем собрании акционеров будет принято решение не распределять чистую прибыль за год, то данный факт не означает, что в дальнейшем эта прибыль не подлежит распределению. Таким образом, гражданское законодательство не содержит ограничений на распределение прибыли прошлых лет. По вопросу выплаты дивидендов за счет прибыли прошлых лет у Минфина РФ не имеется определенной позиции. В более ранних письмах Минфин отмечал, что дивиденды могут быть начислены и выплачены за счет чистой прибыли организации отчетного года (см. Письма от 23.08.2002 N 04-02-06/3/60, от 14.10.2005 N 03-03-04/1/276). В других (поздних) Письмах финансовое ведомство разъясняет, что начисление дивидендов участникам общества возможно за счет прибыли прошлых лет, остающейся после налогообложения (Письма от 06.04.2010 N 03-03-06/1/235, от 18.05.2007 N 03-08-05, от 14.05.2009 N 07-02-06/119). При этом в ответах дополнительно отмечено, что такой порядок распределения чистой прибыли должен быть отражен в уставе организации и что в таком случае распределяемая чистая прибыль прошлых лет не должна была быть ранее направлена на формирование резервного фонда и (или) иных фондов. Схожей точки зрения придерживаются и налоговые органы (Письма УФНС РФ по г. Москве от 08.06.2010 N 16-15/060619@, от 23.06.2009 N 16-15/063489). В ряде писем Минфин РФ отмечает, что вопрос о правомерности выплаты дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет к его компетенции не относится (Письма от 17.06.2010 N 03-03-06/1/415, от 22.09.2010 N 03-03-06/1/604). Таким образом, проблема признания выплат, произведенных за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, в качестве дивидендов до настоящего момента остается не урегулированной. Согласно ст. 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. В пункте 2 ст. 43 НК РФ перечислены выплаты акционерам (участникам), которые не могут быть признаны дивидендами. К ним относятся: - выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации; - выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность; - выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации. Из анализа ст. 43 НК РФ следует, что для признания выплаченных сумм в качестве дивидендов необходимо, чтобы они выплачивались из прибыли, оставшейся после налогообложения. При этом в ст. 43 НК РФ не говорится, что чистая прибыль должна являться финансовым результатом отчетного года. Кроме того, открытый характер выплат (в п.1 ст. 43 НК РФ указан «любой доход») позволяет относить к дивидендам выплаты, осуществленные из прибыли пропорционально доле акционера (участника). Таким образом, Налоговый кодекс также не содержит ограничений на распределение прибыли прошлых лет. С нашей точки зрения, если участники или акционеры не распределили часть прибыли по итогам отчетного года, то она является чистой прибылью, сумма которой переходит на следующий год. Понятие чистой прибыли в Налоговом кодексе не содержится. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ следует воспользоваться термином «чистая прибыль», который содержится в нормативных актах по бухгалтерскому учету. Согласно п. 23 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, показатель чистой прибыли является итоговым показателем Отчета о прибылях и убытках. В п. 23 ПБУ 4/99 установлен перечень показателей, которые должен содержать Отчет о прибылях и убытках. Стоит отметить, что п. 23 ПБУ 4/99 до настоящего времени не претерпел никаких изменений. Ранее действующая форма Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) была утверждена Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н. Данная форма согласно п. 3 Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н носила рекомендательный характер. Приказом № 67н были также утверждены Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (далее – Указания). В соответствии с п. 5 Указаний организация вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по формам Приказа № 67н, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99 и иных положениях по бухгалтерскому учету. Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» были утверждены новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, формы приложений. Данные формы применяются, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Приказ № 66н был разработан с целью наиболее полного соответствия действующим бухгалтерским нормам и положениям, в частности нормам ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43. При этом пункт 23 ПБУ 4/99 остался без изменений. Отчет о прибылях и убытках, утвержденный Приказом № 66н, по сравнению с формой № 2, утвержденной Приказом № 67н, практически не претерпел изменений. Методика расчета показателя «Чистая прибыль» осталась прежней. Понятие «чистая прибыль» также содержится в характеристике счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н). Итоговый финансовый результат отчетного года (сумма чистой прибыли или сумма чистого убытка) списывается заключительными оборотами декабря в кредит или дебет счета 84 в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки". Если участниками (акционерами) общества чистая прибыль отчетного года не распределялась, то она накапливается на счете 84 как прибыль прошлых лет. Таким образом, бухгалтерскими нормативными документами не установлено запрета по распределению прибыли прошлых лет участниками (акционерами) общества. Бухгалтерское законодательство лишь устанавливает порядок отражения операций по установлению величины чистой прибыли и ее распределению в учете организации. Право распоряжения чистой прибылью, в том числе и право выплаты дивидендов участникам (акционерам), предусмотрено только гражданским законодательством. Как нами отмечалось выше, оно не содержит ограничений на распределение прибыли прошлых лет. В случае если собрание собственников не проводилось и не принималось решение об использовании прибыли отчетного года, то чистая прибыль отчетного года переходит в разряд нераспределенной прибыли прошлых лет. При этом собственники не утрачивают права ее распределения в последующих периодах. Стоит отметить, что арбитражная практика также исходит из того, что дивиденды могут выплачиваться из чистой прибыли прошлых налоговых периодов. В Постановлении ФАС СКО от 23.01.2007 № Ф08-7128/2006, рассматривая жалобу общества на решение суда о выплате акционерам дивидендов из нераспределенной прибыли прошлых лет, суд кассационной инстанции указал, что ...чистая прибыль <текущего 2003 года> на момент принятия решения о выплате <дивидендов> составляла 125805 тыс. руб., кроме того, имела место нераспределенная прибыль <прошлого 2002 года>. Таким образом, вывод судебных инстанций о наличии оснований для выплаты истцам дивидендов за 2002 г. является правильным. Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 22.03.2006 N Ф08-1043/2006-457А было установлено, что общество выплатило дивиденды акционерам на основании решения общего собрания акционеров, решения наблюдательного совета и приказов генерального директора общества из нераспределенной прибыли не только отчетного года, но и прибыли прошлых лет. Суд отметил, что нераспределенная прибыль без учета решения о выплате дивидендов является чистой прибылью. Поскольку ст. 43 НК РФ определяет понятие дивидендов, то положения ст. 42 Закона об ОАО применяются в совокупности с нормами налогового законодательства. Суд пришел к выводу, что налоговая инспекция необоснованно применила по НДФЛ ставку 13 процентов. в Постановлении ФАС ВСО от 11.08.2005 № А33-26614/04-С3-Ф02-3800/05-С1 суд установил, что спорные выплаты произведены участникам общества за счет нераспределенной прибыли прошлых лет пропорционально доле участников в уставном капитале. Данные ежемесячные выплаты по решениям общего собрания участников за счет прибыли прошлых лет суд счел правомерным. В Постановлении ФАС ПО от 24.02.2004 № А57-6145/03-22 сделан вывод о том, что несоблюдение участниками установленного уставом периода распределения прибыли не лишает их права на распределение прибыли в иной срок, после окончания срока на распределение дивидендов по итогам прошедшего года, так как это право предоставлено им ст. ст. 8 и 28 Закона об ООО. Таким образом, судебная практика подтверждает, что нераспределение прибыли общим собранием участников (акционеров) сразу по окончании года не может служить поводом для лишения их права на получение дивидендов с этой прибыли в дальнейшем. По налоговому и гражданскому законодательству выплаты квалифицируются как дивиденды при условии, что это выплаты произведены из прибыли, остающейся после налогообложения. При этом факт выплаты из чистой прибыли отчетного года или прибыли прошлых лет не влияет на признание выплаты дивидендом. Соответственно, налогообложение выплат, классифицируемых как дивиденды, должно производиться по ставкам, предусмотренным п. 4 ст. 224 НК РФ и п. 3 ст. 284 НК РФ. Таким образом, по нашему мнению, ни налоговое, ни гражданское законодательство не содержат запрета на выплату дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. В качестве условия признания выплаты дивидендом признается распределение прибыли, оставшейся после налогообложения. При этом в законодательстве не содержится ссылок о распределение только чистой прибыли отчетного года. Если выплата участникам (акционерам) классифицируется как дивиденд, то ее налогообложение производится по ставкам, предусмотренным п. 4 ст. 224 НК РФ и п. 3 ст. 284 НК РФ соответственно. Принятие Приказа № 66н не влияет на определение показателя «чистая прибыль», поскольку методика его расчета содержится в ПБУ 4/99 и аналогична методике, содержащейся в Приказе № 67н. Дополнительно относительно вопроса о регистрации нормативных актов по бухгалтерскому учету в Минюсте РФ хотелось бы отметить следующее. Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Из анализа данной нормы следует, что нормативно-правовой акт не влечет правовых последствий, если он подлежал государственной регистрации, но не прошел данную процедуру. Ранее действующий Приказ № 67н был разработан во исполнение требований ПБУ 4/99. При этом, как указано в преамбуле Приказа № 67н по заключению Минюста РФ от 06.08.1999 г. N 6417-ПК ПБУ 4/99 в государственной регистрации не нуждается. Письмом Минюста РФ от 05.08.2003 N 07/8121-АК Приказ № 67н был признан не нуждающимся в государственной регистрации. В п. 25 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, указывается, что Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт. Поскольку Приказ № 67н был разработан Минфином РФ, то порядок вступления данного Приказа в силу также определялся Минфином РФ, что было отражено в п. 6 Приказа № 67н. Соответственно, и Приказ № 67н являлся, а ПБУ 4/99 и в настоящее время является действующим нормативно-правовым актом по бухгалтерскому учету. Источник: www.cnfp.ru
10. Новости налогового контроля10.1. Является ли существенным нарушением подписание акта налоговой проверки инспектором, не назначенным для проверки в установленном порядке? На рассмотрение Президиума ВАС вынесена следующая спорная ситуация. В связи с увольнением налогового инспектора, которым была проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика, начальником отдела выездных проверок было издано распоряжение о замене проверяющего лица. В соответствии с указанным распоряжением другим (замененным) инспектором по результатам выездной налоговой проверки общества был составлен и подписан акт налоговой проверки. При этом не было внесено изменение в решение руководителя инспекции о проведении выездной налоговой проверки, касающееся замены проверяющего лица, в соответствии с утвержденной приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@ "Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" формой решения о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки. Суды апелляционной и кассационной инстанции признали данное обстоятельство существенным нарушением, являющимся основанием для признания недействительным решения налогового органа по итогам проверки. Однако коллегия судей ВАС РФ решила иначе и передала этот вопрос на рассмотрение Президиума, который примет свое решение по нему в начале следующего года. (см. Определение ВАС РФ от 11.11.2011 № 12181/11) Источник: www.cnfp.ru 10.2. Минфин РФ напомнил об открытом характере перечня документов, которые ИФНС вправе истребовать для подтверждения права на вычет по НДС В Минфин РФ от налогоплательщика поступил следующий вопрос. Налоговый орган в рамках камеральной проверки указанной декларации по требованию о представлении документов запросил дополнительные документы, прямо не поименованные в НК РФ в качестве документов, дающих право на налоговый вычет по НДС (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ): регистры бухгалтерского учета с обязательным отображением всех уровней аналитического учета; договоры, заключенные с покупателями и поставщиками; счета-фактуры выданные (отраженные в книге продаж); выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам; бухгалтерскую отчетность; расшифровки отдельных строк декларации. Вправе ли налогоплательщик отказаться от представления перечисленных выше дополнительных документов, не поименованных в НК РФ в качестве документов, дающих право на налоговый вычет по НДС? Какой перечень документов вправе запросить налоговый орган в рамках проведения камеральной проверки декларации по НДС в данном случае? Минфин указал, что принимая во внимание, что перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренный ст. 172 НК РФ, не является закрытым, налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации по НДС, в которой заявлены суммы этого налога к возмещению, вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. При этом на основании положений ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа, в том числе в части представления документов, необходимых для контроля за исчислением и уплатой налога. (см. Письмо Минфина РФ от 01.11.2011 № 03-07-08/302) Источник: www.cnfp.ru 10.3. Глава ФНС России высказался о налоговых проверках 21 ноября этого года «Российская газета» опубликовала объемное интервью с главой ФНС России Михаилом Мишустиным по поводу современных аспектов и актуальных проблем налоговой политики. Вот что он, в частности, сказал по поводу проведения налоговых проверок: «Удельный вес налогоплательщиков, которые охвачены сейчас налоговыми проверками в стране, меньше одного процента. При этом в странах ОЭСР этот показатель составляет 3 процента. Понимаете, что такое меньше одного процента? То есть если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то теперь примерно один из ста. Куда уже меньше кошмарить? В план выездных проверок налогоплательщики включаются только при наличии в их действиях признаков схем уклонения от налогообложения либо минимизации налоговых обязательств. Для этого установлены 12 критериев налоговых рисков, по которым идет отбор компаний для выездных налоговых проверок. Критерии эти общедоступны и размещены на интернет-сайте ФНС России. Поэтому каждый может самостоятельно определить, попадает он в зону риска или нет. Мы теперь, кстати, 57 процентов сумм выигрываем у налогоплательщиков. Это самый высокий показатель за последние три года. Для нас это очень важные тренды». Источник: www.rg.ru
11. Справка о работе ВАС РФ
|
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 1/2011 |
Обзор Федеральных «налоговых» законов, принятых в ноябре 2010 года. Новое в налоговом администрировании в 2011 году. Комментарий к изменениям, внесенным в АПК РФ Федеральным законом № 228-ФЗ. |
250=00 |
500=00 |
№ 2/2011 |
Новое в налогообложении в 2011 году: изменения во вторую часть НК РФ. Спорные вопросы обязательного и добровольного страхования работников. |
250=00 |
500=00 |
№ 3/2011 |
Налогообложение доходов физических лиц: ответы на сложные вопросы налогоплательщиков и налоговых агентов. Расходы на рекламу: обоснованность, нормирование, спорные вопросы исчисления |
250=00 |
500=00 |
№ 4/2011 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2010 год |
250=00 |
500=00 |
№ 5/2011 |
Служебные командировки: сложные вопросы применения трудового и налогового законодательства |
250=00 |
500=00 |
№ 6/2011 |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: сложные вопросы из практики налогового консультирования. Часть 1 (материальные расходы, оплата труда и амортизируемое имущество). |
250=00 |
500=00 |
№ 7/2011 |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: сложные вопросы из практики налогового консультирования. Часть 2 (прочие и внереализационные расходы, дата признания расходов и другие вопросы). |
250=00 |
500=00 |
№ 8/2011 |
НДС: сложные вопросы из практики налогового консультирования. |
250=00 |
500=00 |
№ 9/2011 |
Страховые взносы и НДФЛ: сложные вопросы из практики налогового консультирования. |
250=00 |
500=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008-2009 годы. Приглашаем посмотреть материалы: http://cnfp.ru/publish/journal/archive.php
17. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за октябрь 2011 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 30 ноября 2011 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
В избранное | ||