← Сентябрь 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
30
|
За последние 60 дней 10 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
-5 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
По вопросам участия в семинарах и курсах повышения квалификации просим обращаться к заместителю директора учебного центра ГК «Налоги и финансовое право» Информация размещена на сайте www.cnfp.ru
Проект от Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин. Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала. Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов». Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя А.В. Брызгалин рассказывает о книге (видео): Видеопрезентация книги размещена здесь - http://video.yandex.ru/users/nifp/view/3/. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с. Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой) Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки) Справки:
«...такой порядок там, где у государства нет Стагирит Аристотель(384–322 гг. до н. э.) –
1. Налоговая новость недели1.1. ВАС РФ разъяснит применение норм части первой Налогового кодекса РФ 13 сентября 2011 г. ВАС РФ разместил на своем официальном сайте Проект постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ». В проекте соответствующего постановления разъясняются, в частности, нормы: - устанавливающие права и обязанности участников налоговых правоотношений (например, возникающие при определении обязанностей налогоплательщиков, их представителей и налоговых агентов, вопросы использования или неиспользования налоговой льготы по инициативе налогоплательщика); - регулирующие процесс исполнения обязанности по уплате налогов (вопросы доказывания размера расходов налогоплательщика, процедуры взыскания сумм налогов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, основания взыскания доначисленного налога в судебном порядке, наличие или отсутствие обязанности погашения налоговой задолженности учредителями ликвидируемой организации); - устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах (в частности, вопросы уменьшения судом санкций за налоговое правонарушение при наличии смягчающих обстоятельств, условия освобождения налогоплательщика от ответственности, вопросы взаимосвязи между занижением налоговой базы и возникновением задолженности перед бюджетом); - регулирующие возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, рассмотрение материалов налоговой проверки (сроки, участие в рассмотрении материалов самого налогоплательщика), вступление решений налогового органа в силу и обжалование их в вышестоящий налоговый орган, взыскание налога в принудительном порядке (содержание предыдущего документооборота между налогоплательщиком и налоговым органом как основание для принудительного взыскания, особенности обращения взыскания на денежные средства и на иное имущество), рассмотрение налоговых споров судами (разъясняются главным образом взаимосвязь сроков, установленных для налоговых и для судебных процедур, а также вопросы соблюдения налоговых процедур, предшествующих обращению в суд). Источник: www.consultant.ru
2. Новости от Группы компаний «Налоги и финансовое право»2.1. Фрагмент выступления Генерального директора ГК «Налоги и финансовое право» А.В. Брызгалина с анализом основных положений Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием. Тема - "Контролируемые сделки: понятие и виды"! Лекция была прочитана 9 сентября 2011 года на заседании Налогового клуба в Екатеринбурге. Фрагмент выступления можно просмотреть, перейдя по следующей ссылке: Все видео выступления Аркадия Брызгалина о налогах Вы можете посмотреть ЗДЕСЬ... Источник: www.nalog-briz.ru
3. Новости налогообложения и экономики3.1. Перечень случаев восстановления НДС расширен Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в ч. ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах» дополнил к п. 3 ст. 170 НК РФ новые подпункты 4 – 6. 1. Теперь восстанавливать НДС необходимо в случае, если произошло изменение стоимости отгруженных товаров, переданных имущественных прав в сторону уменьшения. Восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат: – дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав; – дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. 2. Восстанавливать НДС следует в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций по реализации товаров, предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров. 3. Если организация получит субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров, с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, то ей также придется восстановить НДС. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. Изменения начинают действовать с 1 октября 2011 г. Источник: www.taxpravo.ru 3.2. Оплачивать налоги в режиме онлайн теперь можно с помощью Интернет-сервиса Газпромбанка ФНС России расширяет круг кредитных организаций, подписавших Соглашение об информационном взаимодействии. Подписано «Соглашение о взаимодействии Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» ФНС России и Интернет-сервиса ОАО «Газпромбанк» при осуществлении платежей физических лиц, администрируемых налоговыми органами». На официальном сайте ФНС России запущен Интернет-сервис по онлайн-оплате налогоплательщиками задолженности перед бюджетом Российской Федерации через ОАО Газпромбанк. Кроме того, в настоящее время налогоплательщики имеют возможность оплачивать задолженность по налогам через Интернет с помощью Интернет-сервисов «Сбербанк-Онлайн» и КИВИ Банка. Оплата налогов через Интернет осуществляется без комиссий. Источник: www.nalog.ru 3.3. Правило «пяти процентов» применимо теперь к торговым операциям Организации и предприниматели, осуществляющие как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, обязаны вести раздельный учет сумм «входного» НДС. Из этого правила есть исключение. Если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), используемых в не облагаемых НДС операциях, не превышает пяти процентов от общей величины совокупных расходов на производство, то раздельный учет не ведется. Возник спорный вопрос – имеют ли право применять такое правило торговые организации. Мнение по этому поводу разделились. Минфин России в письме от 30.05.2011 г. № 03-07-11/149 указал, что торговые предприятия вправе не вести раздельный учет и принимать весь «входной» НДС к вычету. Мнение налоговиков было другим. Законодатели поставили точку в этом вопросе. Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в ч. ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах» изменил содержание абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. С 1 октября 2011 г. на основании нового абзаца «правило о пяти процентах» применяется и при перепродаже товаров (работ, услуг). Источник: www.taxpravo.ru 3.4. Налоговики будут реже проверять сделки на отклонение от рыночных цен Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, рекомендует ознакомиться с новым законом о трансфертных ценах № 227-ФЗ всем налогоплательщикам. Но по существу положения документа коснутся не всех. Ведь, как говорит С. Разгулин, число сделок, которые подпадут под контроль с нового года, будет ограничено критериями нового закона. А на сегодняшний день инспекция может проверить, насколько правильно установлены цены фактически по любой сделке. Источник: www.glavbukh.ru 3.5. Большинство кинотеатров останутся без налоговых льгот С 1 октября 2011 г. вступают в силу законопроекты с поправками в Налоговый кодекс по вопросам налогообложения некоммерческих организаций, которые были приняты летом нынешнего года. Сейчас все кинотеатры могут не платить НДС с продажи билетов. В законопроектах данная льгота распространяется не на «учреждения культуры и искусства», а на «некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области культуры и искусства», в том числе кинотеатры, музеи, театры и т. д. Кинокомпании негодуют, что эти поправки могут означать, что не платить НДС теперь могут только кинотеатры, которые работают как некоммерческие организации. Источник: www.taxpravo.ru
4. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии4.1. ФНС получит полномочия по всем налоговым делам Президент России Дмитрий Медведев 17.09.2011 г. внес в Госдуму РФ законопроект № 602755-5, вносящий поправки к ст. 140 («Поводы и основания для возбуждения уголовного дела») и ст. 241 («Гласность») УПК РФ. Поправки касаются экономических преступлений и сформулированы по итогам встречи президента с судьями 26 июля 2011 г. Документ призван окончательно закрыть возможность инициации дел об уклонении от уплаты налогов кем-либо, кроме ФНС. Закон не будет иметь обратной силы, что не позволит пересмотреть несколько тысяч налоговых дел, до 2009 г. возбуждавшихся вне налоговой службы. Законопроекты также ограничивают гласность приговоров по экономическим делам – определением или постановлением суда приговоры по таким делам можно будет оглашать без мотивировочной части. Источник: www.taxpravo.ru 4.2. Банковские гарантии, предоставляемые таможенным органам в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, будут ограничены максимальной суммой На официальном сайте Минфина РФ в разделе «Официальная информация» 15.09.2011 г. был размещен проект Приказа Минфина РФ «Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов». Для банков с капиталом свыше 50 млрд. руб. максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, будет равна 8 млрд. 500 млн. руб. А максимальная сумма одной банковской гарантии - 1 млрд. 700 млн. руб. Для банков с капиталом свыше 20 млрд. руб. максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий будет равна 3 млрд. 500 млн. руб. А максимальная сумма одной банковской гарантии - 700 млн. руб. Для банков с капиталом свыше 10 млрд. руб. максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий будет равна 1 млрд. 700 млн. руб. А максимальная сумма одной банковской гарантии - 345 млн. руб. Для банков с капиталом свыше 4 млрд. руб. максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий будет равна 700 млн. руб. А максимальная сумма одной банковской гарантии - 140 млн. руб. Максимальные суммы банковских гарантий установлены также и для других банков и кредитных организаций. Источник: www.minfin.ru 4.3. После выборов новое правительство повысит налоги Обновленное после выборов правительство России вернется к экономическим реформам и ему придется повысить налоги, если оно не откажется от части предвыборных обязательств, заявил глава Минфина РФ Алексей Кудрин. Кудрин считает, что с приближением выборов бюджетная политика России стала более рискованной. А. Кудрин заявил, что для таких систем, как российская, если нельзя быстро снизить расходы, то правильнее повысить налоги. Это обеспечивает большую стабильность и бюджетной системы, и экономики в целом. В свою очередь, помощник главы государства Аркадий Дворкович высказался против возможного повышения налогов. Источник: www.taxpravo.ru
5. Налоговая цифра неделиВ рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения. 60 российских чиновников уволены за недостоверные декларации По результатам проверки деклараций о доходах за прошлый год Генпрокуратура нашла свыше 41 000 нарушений. Более половины нарушений выявлено в муниципалитетах. Прокуроры внесли 9000 представлений, 6000 человек были привлечены к дисциплинарной ответственности, а 60 уволены. Стоит отметить, что среди уволенных нет ни одного московского чиновника. Среди ведомств по количеству нарушений первое место занимает МВД, где 1700 сотрудников были привлечены к ответственности за недостоверное декларирование. Источник: www.taxpravo.ru
6. Новости налогового и бухгалтерского законодательства6.1. В связи с изменениями, внесенными в главу 21 "НДС" НК РФ, ФНС РФ даны разъяснения по отдельным вопросам, касающимся переходного периода (Письмо ФНС РФ от 07.09.2011 № EД-4-3/14566@) В письме ФНС РФ от 07.09.2011 № EД-4-3/14566@ «По отдельным вопросам, касающимся переходного периода», в частности, сообщено следующее. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в ч. ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах" данный Закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых указанной статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Принимая во внимание, что Федеральный закон № 245-ФЗ опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2011 № 159, при определении места реализации работ (услуг) нормы ст. 148 НК РФ в редакции Федерального закона № 245-ФЗ применяются в отношении работ (услуг), выполненных (оказанных) начиная с 1 октября 2011 г. Иные сроки вступления в силу Федерального закона № 245-ФЗ в отношении отдельных его положений установлены, в частности, п. 7 ст. 4 данного Закона. В соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона № 245-ФЗ статья 164 НК РФ дополнена пунктами 3.1, 9.1 и 11, а в подпункты 2.1, 2.3 и 2.7 п. 1 данной статьи НК РФ внесены соответствующие изменения. Нормы Кодекса с учетом указанных дополнений и изменений (за исключением абз. 2 подп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ), принимая во внимание установленный срок вступления в силу Федерального закона № 245-ФЗ, применяются в отношении работ (услуг), выполненных (оказанных) начиная с 1 октября 2011 года. Для целей главы 21 НК РФ определение понятия "организация транспортировки природного газа", данное в абз. 2, 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ, применяется начиная с 1 января 2011 года. В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона № 245-ФЗ статья 165 НК РФ дополнена пунктами 4.1 и 5.1, а в пункты 1 - 3, 3.1 - 3.8, 4 - 7 и 9 данной статьи НК РФ внесены соответствующие изменения. Принимая во внимание установленный п. 1 ст. 4 Федерального закона № 245-ФЗ срок вступления его в силу, порядок документального подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % (с учетом указанных дополнений и изменений в Налоговый кодекс) при реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.1 - 2.8, 3, 3.1, 4, 5, 9, 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, применяется в отношении товаров отгруженных (переданных), работ (услуг), выполненных (оказанных) начиная с 1 октября 2011 года. Источник: www.consultant.ru 6.2. ФНС РФ рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся порядка применения положений глав 26.2 «УСН» и 26.3 «ЕНВД» НК РФ с учетом изменений, внесенных в Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (Письмо ФНС РФ от 08.09.2011 № ЕД-4-3/14587@) В письме ФНС РФ от 08.09.2011 № ЕД-4-3/14587@ «О направлении письма Министерства финансов РФ от 31.08.2011 N 03-11-09/55 (о применении УСН и ЕНВД в связи с изменениями, внесенными в ОКУН)», в частности, сообщается следующее: - организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами (законами) которых на уплату ЕНВД переведена предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг (без выделения конкретных видов услуг), по видам бытовых услуг, включенным в ОКУН с 1 апреля 2011 года, обязаны перейти на уплату ЕНВД с начала очередного налогового периода по ЕНВД, то есть с 1 июля 2011 года; - предпринимательскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с оказанием парикмахерских и косметических услуг, предусмотренных по коду 019300 ОКУН - "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения", независимо от того, относятся ли такие хозяйствующие субъекты к организациям коммунально-бытового назначения или нет, в целях применения главы 26.3 «ЕНВД» НК РФ следует относить к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, которая соответственно подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД; - услуги соляриев предусмотрены по коду 019339 ОКУН, а услуги по уходу за телом и массажу тела - по коду 019338 ОКУН. В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг соляриев и услуг массажных кабинетов относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг и переводится на систему налогообложения в виде ЕНВД; - организации, за исключением медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений (профилактории, санатории, физкультурно-оздоровительные и иные лечебно-оздоровительные организации), а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие населению услуги, предусмотренные в подразделе 019300 ОКУН - "Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги", вправе применять начиная с 1 июля 2011 года в отношении такой деятельности систему налогообложения в виде ЕНВД. Следует иметь в виду, что согласно подп. 3 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.2 «УСН» НК РФ на УСН на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде ЕНВД. Так, в соответствии с п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ применение УСН на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, предпринимательскую деятельность, связанную с предоставлением услуг парикмахерскими и салонами красоты (подп. 37 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ) и в отношении услуг бань, саун, соляриев, массажных кабинетов (подп. 51 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ). В случае, когда в соответствии с законами субъектов РФ и решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение УСН на основе патента и системы налогообложения в виде ЕНВД, индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения. Источник: www.consultant.ru
7. Комментарии и разъяснения7.1. Изменения в книгу покупок надо вносить, когда получен исправленный счет-фактура (Письмо Минфина РФ от 01.09.2011 № 03-07-11/236) Минфин России в письме от 01.09.2011 г. № 03-07-11/236 рассмотрел вопрос принятия к вычету налога на добавленную стоимость по исправленным счетам-фактурам. При внесении продавцом изменений в счет-фактуру исправленный счет-фактура регистрируется покупателем в книге покупок, объяснил Минфин. Соответственно, суммы НДС предъявляются покупателем к вычету в том налоговом периоде, в котором исправленный счет-фактура получен. Финансовое ведомство напомнило, что право на налоговые вычеты возникает у организации в налоговом периоде, в котором приобретенные товары приняты к учету на основании первичных документов и при наличии счетов-фактур (ст. 172 НК РФ). Источник: www.taxpravo.ru 7.2. Продажа ОС: восстановленная амортизационная премия не учитывается в первоначальной стоимости имущества (Письмо Минфина РФ от 17.08.2011 № 03?03?06/1/493) Амортизационная премия, восстановленная в доходах после продажи основного средства, не учитывается при определении его остаточной стоимости (письмо Минфина России от 17.08.2011 № 03?03?06/1/493). Сумма восстановленной амортизационной премии должна быть включена в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Источник: www.rnk.ru 7.3. Расходы на аттестацию рабочих мест, выплаты занятым на вредных и опасных производствах: вопросы налогообложения. (Письмо ФНС РФ от 06.09.2011 № ЕД-4-3/14453@) Компания понесла расходы на аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Разъяснено, что в целях налогообложения прибыли данные затраты можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Компенсации работникам производств с особыми условиями (вредными, опасными и др.) при налогообложении прибыли можно включить в состав расходов на оплату труда. Речь идет о выплатах, установленных работодателем в локальном нормативном акте (коллективном, трудовом договоре) по результатам аттестации рабочих мест. Также разъяснено, что компенсации, которые работодатель выплачивает занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями, неустранимыми при современном техуровне производства и организации труда, НДФЛ не облагаются. Источник: www.garant.ru 7.4. При переводе ценных бумаг из одной управляющей компании в другую возникает объект налогообложения НДФЛ (Письмо Минфина РФ от 05.08.2011 № 03?04?06/3?180) Перевод ценных бумаг из одной управляющей компании в другую является выплатой дохода в натуральной форме в пользу налогоплательщика – физического лица. Этот доход облагается НДФЛ. Такая позиция изложена в письме Минфина России от 05.08.2011 № 03?04?06/3?180. Источник: www.rnk.ru 7.5. Без указания «квадратных метров» договор аренды считается не заключенным (Письмо Минфина РФ от 06.09.2011 № 03-11-06/3/99) Минфин России, рассматривал вопрос определения физического показателя в целях ЕНВД в случае использования арендованного помещения. В договоре аренды (субаренды) должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, отметило финансовое ведомство (ст. 607 ГК РФ). При отсутствии данных в договоре аренды условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Что касается вопроса определения физического показателя, то площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, уточнил Минфин. Источник: www.taxpravo.ru 7.6. В новом «больничном» название организации можно сокращать (Письмо ФСС РФ от 05.08.2011 № 14-03-11/05-8545) Указание в наименованиях организаций (обособленных подразделений) кавычек, точек, запятых, тире не является основанием для переоформления листка нетрудоспособности и отказа в назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Такой вывод сделал ФСС в письме от 05.08.2011 г. № 14-03-11/05-8545, которое отменило письмо фонда от 15.07.2011 г. № 14-03-11/15-7481. Теперь компания вправе сокращать наименование, если оно не помещается в отведенные ячейки. Сокращению также подлежит и должность врача. В случае если в строке «Должность врача» таблицы «Освобождение от работы» недостаточно ячеек для указания должности, возможно сокращение наименования должности медицинского работника в пределах имеющихся ячеек. Источник: www.taxpravo.ru
8. Новости налогового контроля8.1. Новая арбитражная практика. DVD-диски помешали инспекторам взыскать доначисления Информация, которую ревизоры изъяли у налогоплательщика с нарушениями, не является доказательством занижения налогов. В ходе выездной проверки налоговики совместно с полицейскими изъяли у предпринимателя базу данных «1С:Предприятие». Информацию скопировали на DVD-диски. По мнению проверяющих, в изъятой базе данных виден действительный доход предпринимателя. В ней отражены счета-фактуры, которых нет в Книге учета доходов, а, значит, полученный по ним доход скрыт от налогообложения. В связи с этим инспекция доначислила НДС. Предприниматель обратился в суд, и судьи с ним согласились. Копирование базы данных происходило в присутствии понятых. Однако до копирования программы ни понятым, ни предпринимателю диски не предъявлялись. А значит, нельзя утверждать, что вся информация была записана на чистый диск. К тому же диски не поместили в опечатываемый конверт, который нельзя вскрыть без ведома налогоплательщика. Так что такие сведения нельзя использовать в качестве доказательства. Все доначисления отменили. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.08.11 № А33-10731/2010 Источник: www.gazeta-unp.ru 8.2. Проведение выездной проверки не основание для продления срока возврата НДС Проведение выездной налоговой проверки не является основанием для продления законодательно установленных сроков возврата НДС. Именно к такому выводу пришел ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 18.08.2011 № Ф03-3740/2011. По мнению налогового органа, если срок возврата НДС по итогам камеральной проверки приходится на период выездной проверки, то ранее ее окончания этот налог не может быть возвращен. Однако суд не согласился с таким доводом и указал, что налоговики должны произвести возврат налога, не дожидаясь окончания выездной проверки. Источник: www.cnfp.ru 8.3. При непредставлении истребованных документов, подтверждающих право на вычет, налогоплательщик не привлекается к ответственности за неуплату налога НК РФ не предусматривает такого негативного последствия за непредставление истребованных документов как штраф по ст. 122 НК РФ в процентах от суммы налоговой выгоды, которая должна была быть подтверждена этими документами. Фактически к такому выводу пришел ФАС Поволжского округа в постановлении от 18.08.2011 по делу № А12-21837/2010. Для проведения камеральной налоговой проверки представленной декларации налоговый орган предложил налогоплательщику представить документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. Данное требование налогоплательщиком исполнено не было. По этой причине решением инспекции было отказано в возмещении НДС, доначислен к уплате названный налог, начислены пени и штрафа, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ. Суд отметил, что вывод налогового органа о неуплате (неполной уплате) обществом налога обоснован исключительно непредставлением документов по требованию налогового органа. Между тем, непредставление налогоплательщиком истребованных налоговым органом документов само по себе не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в п. 1 ст. 122 НК РФ. Источник: www.cnfp.ru
9.Новости судебной практики по налоговым спорам9.1. В пользу налогоплательщика «Оказание маркетинговых услуг способствует заключению контракта, но не вывозу товара в режиме экспорта, поэтому такие услуги не облагаются НДС по ставке 0 % (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ (действ. до 01.01.2011)». Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ (действ. до 01.01.2011) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. По мнению налогового органа, вычеты НДС по маркетинговым услугам применены налогоплательщиком неправомерно. Суд с позицией налогового органа не согласился. Суд установил, что ООО оказало налогоплательщику маркетинговые услуги. Реальность оказанных услуг подтверждена агентским договором, счетом-фактурой, отчетом и актом приема-передачи оказанных услуг. Суд пришел к выводу, что все необходимые требования для применения налоговых вычетов, содержащиеся в ст. 171, 172 НК РФ, налогоплательщиком соблюдены. При этом суд указал, что услуги, оказанные налогоплательщику ООО, не относятся к услугам, предусмотренным подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, поскольку непосредственная связь между оказанными услугами и реализацией товара на экспорт отсутствует. Оказание маркетинговых услуг способствует заключению контракта, но не вывозу товара в режиме экспорта. Услуги по условиям контракта могли быть оказаны и в виде заключения контракта с покупателем, находящимся на территории РФ, следовательно, оказанные услуги подлежат обложению НДС по ставке 18 %. (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2011 г. № Ф09-4576/11). Источник: www.cnfp.ru 9.2. В пользу налогового органа «Для зачета излишне уплаченных налогов необходима подача уточенной декларации (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ)». Согласно подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Как установлено судом, с налогоплательщика по иску контрагента было взыскано неосновательное обогащение. При рассмотрении данного дела суд указал, что предъявленные к взысканию денежные средства, являются неосновательным обогащением налогоплательщика, который обязан возвратить контрагенту суммы НДС, полученные по ставке 18 % за услуги, оказанные в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта. По мнению налогового органа, проведение зачета невозможно без установления факта переплаты налога, которая может быть сформирована лишь путем уточнения налоговых обязательств, заявленных в ранее поданных налоговых декларациях. Уточненных налоговых деклараций налогоплательщик не подавал, при том, что просит считать излишне уплаченным НДС в связи с применением к совершенным операциям по оказанию услуг надлежащей налоговой ставки 0 % вместо 18 %. По мнению налогоплательщика, отказ в зачете налога по мотиву неподачи уточненных налоговых деклараций является формальным и препятствующим реализации налогоплательщиком законного права на зачет излишне уплаченного налога. Взыскание НДС с налогоплательщика в пользу экспортера в рамках дела по спору между юридическими лицами является достаточным для того, чтобы считать доказанным факт переплаты им в бюджет НДС в той же сумме, в связи с чем у налогового органа возникла обязанность по ее зачету на основании заявления о зачете. Суд согласился с мнением налогового органа. Суд указал, что излишне уплаченной является сумма налога, внесенная налогоплательщиком в бюджет сверх суммы, подлежащей уплате в соответствии с налоговыми обязательствами по данному налогу за конкретный период, а также уплата налоговых платежей при отсутствии на то правовых оснований. Документом, в котором отражаются налоговые обязательства, является налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и/или о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 80 НК РФ). Корректировка (приведение в соответствие) налоговых обязательств налогоплательщика осуществляется посредством подачи им уточненной налоговой декларации (ст. 81 НК РФ), которая так же как первоначальная подлежит камеральной налоговой проверке, позволяющей установить либо задолженность по уплате налога, либо факт его переплаты и размер излишне уплаченной суммы налога, подлежащей возврату из бюджета. Заявление, поданное в порядке ст. 78 НК РФ, не содержит сведений, необходимых для проверки правильности декларирования налогоплательщиком своих налоговых обязательств и уплаты налога, и не может быть подвергнуто камеральной налоговой проверке. Положения ст. 78 НК РФ подлежат применению, когда факт излишней уплаты налога и размер переплаты уже установлены налоговым органом на момент подачи налогоплательщиком заявления о возврате (зачете) соответствующей суммы. Таким образом, налоговым органом правомерно отказано в зачете налога. (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03 августа 2011 г. № А40-136110/2010). Источник: www.cnfp.ru
10. Блог А.В. Брызгалина «О налогах и о жизни»На рассылку сообщений персонального блога Аркадия Брызгалина можно подписаться на главной странице блога - www.nalog-briz.ru, указав свой адрес электронной почты в графе «Подписка на сообщения». 10.1. Опубликован проект постановления Пленума ВАС РФ по вопросам применения первой части НК РФ Давненько что-то ВАС РФ не высказывался комплексно и масштабно по вопросам применения налогового законодательства. И вот вчера, 13 сентября ВАС РФ разместил на своем официальном сайте (см. здесь) проект постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой РФ». Данное постановление призвано прийти на смену аналогичному постановлению 10-летней давности от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ». Проект представляет собой достаточно внушительный по размерам документ, состоящий из 85 пунктов (!) и едва ли не превышающий по объему саму часть первую НК РФ. В нем содержатся ключевые выводы многих постановлений Президиума ВАС РФ за последние годы, учтены самые последние новшества НК РФ, привнесенные Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ и даже совсем свежим законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ. Ряд положений сформулированы в 2 вариантах (в пользу налогоплательщиков и в пользу налоговых органов) и Пленуму предстоит непростой выбор между ними. В кратком изложении основные положения проекта сводятся к следующему: - При неудержании налоговым агентом суммы налога н/о вправе предъявить к нему иск о возмещении убытков, рассматриваемый в порядке искового производства (п. 2 Проекта); - Отказ н/п от налоговой льготы должен быть прямо выражен, а не состоять в неучете этой льготы при заполнении налоговой декларации (п. 5); - При применении расчетного метода исчисления налога н/о обязан учесть не только доходы н/п, но и его расходы. Презюмируется достоверность расчета расходов налоговым органом с применением расчетного метода. Вычеты по НДС не могут определяться расчетным путем (п. 8); - Списание безнадежной налоговой задолженности м/б инициировано и н/п путем предъявления специального иска о признании налоговой задолженности безнадежной, а обязанности по ее уплате прекращенной (п. 9); - Безнадежная налоговая задолженность, ставшая таковой, не приравнивается к сумме излишне уплаченного налога, подлежащей возврату в порядке ст. 78 НК (п. 10); - Изменение квалификации сделки для целей применения судебного порядка взыскания налога не распространяется на доначисление налога по правилам ст. 40 НК. Суммы, доначисленные по ст. 40 НК после вступления в силу Закона № 227-ФЗ, тоже будут взыскиваться только в судебном порядке (п. 11); - Учредители ликвидируемой организации отвечают по ее налоговым долгам, только когда в соответствии с гражданским законодательством они несут субсидиарную ответственность по ее долгам (п. 12); - Ответственность по ст. 119 НК не наступает при непредставлении или несвоевременного представления расчета авансового платежа (п. 16); - Уплата налога к моменту представления просроченной налоговой декларации или отсутствие обязанности по его уплате не освобождают от уплаты минимального штрафа по ст. 119 НК (1000 рублей) (п. 17); - Сама по себе неуплата правильно исчисленного и отраженного в декларации налога не является неправомерным действием и за него не предусмотрена ответственность по ст. 122 НК РФ (п. 18); - Наличие недоимки не влечет ответственности по ст. 122 НК при наличии переплаты по этому же или другому налогу, по которому м/б осуществлен зачет переплаты в счет недоимки (п. 19). Однако здесь предложен и второй прямо противоположный вариант в пользу налоговиков. - Осмотр может проводиться строго в рамках выездной проверки (п. 23); - Н/о вправе запросить у банка информацию о состоянии счетов н/п при наличии любого из 3 оснований, перечисленных в п. 2 ст. 86 НК (п. 24); - В рамках истребования информации о конкретных сделках н/о не вправе истребовать первичную документацию, т.е. сами документы (п. 27); - Правило «шестого дня» является фикцией. При направления акта проверки заказным письмом без фиксации в нем невозможности его вручения является основанием для признания решения н/о по итогам проверки недействительным, если только н/о не докажет, что н/п фактически был предоставлен 15-дневный срок на возражение (т.е. н/о придется доказывать факт получения заказного письма и его дату, от которой и будет исчисляться этот срок). При направлении решения по итогам проверки заказным письмом без фиксации в нем невозможности вручения оно считается неполученным и не вступившим силу если н/о не докажет факт получения письма и дату получения (п. 30); - При правомерном направлении акта заказным письмом срок на представление возражения исчисляется с учетом исчисления срока доставки акта по правилу «шестого дня» (п. 31); - Зачет по региональным налогам не может быть осуществлен по одному и тому же налогу разных регионов (субъектов РФ) (п. 33); - Не допускается зачет переплаты по налогу в счет погашения налоговой задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена (п. 34); - Невозможен зачет переплаты в случае ее возврата на стадии исполнения судебного акта о возврате. Но здесь предусмотрен и прямо противоположный вариант, при котором такой зачет возможен (п. 38). - Направление налогоплательщику материалов ДМНК для ознакомления и представление налогоплательщиком возражений на них осуществляется в порядке и сроки, установленные для акта налоговой проверки (п. 41); - Ненадлежащее уведомление проверяемого лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки не является существенным процедурным нарушением если это лицо обладало соответствующей информацией (п. 43); - НК не ограничивает н/о в выборе способа уведомления проверяемого лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п. 44); - Принимать решение по итогам рассмотрения материалов проверки вправе только то должностное лицо н/о, которое непосредственно участвовало в их рассмотрении (п. 45); - Решение по итогам рассмотрения материалов проверки может быть вынесено позже дня рассмотрения и без отдельного извещения налогоплательщика о таком дне (п. 46); - Результаты ОРД не могут рассматриваться в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки, но могут исследоваться в суде (п. 47); - На оспаривание решений об отказе в возмещении НДС распространяется обязательный досудебный порядок обжалования (п. 51); - При нарушении срока представления налоговой декларации, содержащей информацию о недоимке, такая недоимка считается выявленной на следующий день после представления декларации (п. 53); - Формальные дефекты требования об уплате налога не препятствуют его взыскания если недостающая информация может быть получена из иных документов (п. 55); - Решение о взыскании налога за счет имущества не может быть вынесено без предварительного решения о взыскании налога за счет денежных средств (п. 57); - При вынесении решения о взыскании налога за счет денежных средств в банках н/о не требуется устанавливать недостаточность или отсутствие денежных средств на всех счетах н/п (п. 58); - Давностный срок на взыскание пени исчисляется в отношении каждого дня просрочки погашения недоимки (п. 60); - Н/о не вправе инициировать взыскание налога в судебном порядке если акты о его взыскании во внесудебном порядке признаны недействительными по основаниям, не связанным с пропуском сроков, указанных в ст.ст. 46 и 47 НК (п. 63). Но здесь предлагается и прямо противоположный вариант, допускающий судебное взыскание налога в указанной ситуации. - Обязательный досудебный порядок обжалования решения по итогам налоговой проверки нельзя обойти путем предъявления иска о возврате излишне взысканной налоговой задолженности (п. 67); - Решения о взыскании налоговой задолженности нельзя обжаловать по мотиву незаконности ее доначисления (п. 67); - Решение по итогам налоговой проверки может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. Однако эти решения считаются обжалованными в полном объеме, если только из жалобы прямо не следует, что решение обжалуется в части (п. 70). Здесь предлагаются варианты: 1) обжалование отдельных эпизодов решения н/о считается состоявшимся только если н/п привел конкретные мотивы несогласия с ними; 2) обжалование отдельных эпизодов решения н/о считается состоявшимся и в том случае, если н/п просто заявил о несогласии с ними, но не привел конкретных возражений по ним; - При отмене вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа и вынесении им нового решения материалы налоговой проверки рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ (п. 81); - Вышестоящий н/о не вправе ухудшить положение н/п по результатам рассмотрения жалобы на решение нижестоящего н/о (п. 82). Источник: www.nalog-briz.ru
11. Зарубежные налоговые новости11.1. Тысячи американцев добровольно признались в уклонение от уплаты налогов В специальном коммюнике, выпущенном 15 сентября, налоговая служба США с большой долей оптимизма заявила об успешном завершении программы «Добровольного признания оффшорных накоплений», которая была ориентирована на выявление активов и капиталов американских налогоплательщиков, скрываемых за пределами страны. Программа, которая проводилась в период с февраля по сентябрь этого года, уже дала бюджету США не менее 500 миллионов долларов (15 миллиардов рублей) дополнительных налоговых сборов. Данный показатель будет увеличиваться в ближайший месяц, по мере подведения окончательных результатов и по мере оплаты завершающих сумм налоговых штрафов. Комментируя результаты завершившейся программы, глава Службы внутренних доходов Дуглас Шульман, в частности, отметил, что целью ее являлось не только и не столько увеличение сборов в бюджет страны, но создание системных условий для дальнейшего повышения уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков США. «.. Американцы теперь понимают, что шанс быть схваченным за руку, для тех, кто прячет капиталы в других странах, значительно увеличился», добавил он. Эта и схожая с ней программы уже позволили правительству США вернуть в страну не менее 2,7 миллиардов долларов (79 миллиардов рублей) только за последние несколько лет. Проводимая в этом году программа давала возможность налогоплательщикам, прячущим от налоговой службы США на зарубежных счетах свои капиталы, добровольно признаться в их наличии в обмен на существенное снижение штрафных санкций и возможность получения иммунитета от налогового преследования за налоговые преступления. Размер введенного штрафа в ходе данной программы составлял 25% от максимального единовременного размера накоплений на декларируемом банковском счете. В ходе программы можно было заявить о скрытых счетах за пределами США с накоплениями за последние восемь лет. Источник: www.fortnostress.com 11.2. Шотландия не готова к введению собственной налоговой системы 16.09.2011 г. на Экономическом форуме в Сочи ОАО «Курорты Северного Кавказа» подпишет два договора, которые направлены на развитие горнолыжного кластера. «Дочка» компании Caisse des Depots, France-Caucase, и КСК создадут совместное предприятие – российско-французскую корпорацию Caucase. Уставный капитал проекта составит 10 млн евро, в течение года французы обещают привлечь 10 млрд евро, при условии что РФ за данный период выполнит свои обязательства по предоставлению налоговых льгот и государственных гарантий возвращения инвестиций в случае форс-мажора. Источник: www.taxpravo.ru
12. «Знаете ли Вы...» или интересные и занимательные
|
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 1/2011 |
Обзор Федеральных «налоговых» законов, принятых в ноябре 2010 года. Новое в налоговом администрировании в 2011 году. Комментарий к изменениям, внесенным в АПК РФ Федеральным законом № 228-ФЗ. |
250=00 |
500=00 |
№ 2/2011 |
Новое в налогообложении в 2011 году: изменения во вторую часть НК РФ. Спорные вопросы обязательного и добровольного страхования работников. |
250=00 |
500=00 |
№ 3/2011 |
Налогообложение доходов физических лиц: ответы на сложные вопросы налогоплательщиков и налоговых агентов. Расходы на рекламу: обоснованность, нормирование, спорные вопросы исчисления |
250=00 |
500=00 |
№ 4/2011 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2010 год |
250=00 |
500=00 |
№ 5/2011 |
Служебные командировки: сложные вопросы применения трудового и налогового законодательства |
250=00 |
500=00 |
№ 6/2011 |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: сложные вопросы из практики налогового консультирования. Часть 1 (материальные расходы, оплата труда и амортизируемое имущество). |
250=00 |
500=00 |
№ 7/2011 |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: сложные вопросы из практики налогового консультирования. Часть 2 (прочие и внереализационные расходы, дата признания расходов и другие вопросы). |
250=00 |
500=00 |
№ 8/2011 |
НДС: сложные вопросы из практики налогового консультирования. |
250=00 |
500=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008-2009 годы. Приглашаем посмотреть материалы: http://cnfp.ru/publish/journal/archive.php
14. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за август 2011 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 30 сентября 2011 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
В избранное | ||