← Сентябрь 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
30
|
За последние 60 дней 11 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
По вопросам участия в семинарах и курсах повышения квалификации просим обращаться к заместителю директора учебного центра ГК «Налоги и финансовое право» Информация размещена на сайте www.cnfp.ru
Проект от Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин. Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала. Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов». Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя А.В. Брызгалин рассказывает о книге (видео): Видеопрезентация книги размещена здесь - http://video.yandex.ru/users/nifp/view/3/. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с. Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой) Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки) Справки:
«...Земство, с нас налоги Владимир Галактионович Короленко(1853–1921) –
1. Налоговая новость недели1.1. Определены основные направления налоговой политики России на 2012-2014 гг. На сайте Минфина РФ размещены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг. Они учитываются при планировании федерального и подготовке региональных бюджетов. Налоговая политика в ближайшие 3 года будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Поэтому основные меры направлены на повышение доходного потенциала налоговой системы. Временно (на 2012-2013 гг.) будет снижен тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - с 34 до 30%. Он будет применяться в отношении выплат до 512 тыс. руб. в 2012 г. и 567 тыс. руб. в 2013 г. С сумм превышения взносы планируется взимать по ставке 10%. Для плательщиков, применяющих льготный тариф (26%), а также для социально ориентированных некоммерческих организаций тариф понизится до 20%. С суммы превышения взносы будут равны 7%. В настоящее время предельная величина облагаемых страховыми взносами выплат в пользу 1-го работника, исчисленная нарастающим итогом, - 463 тыс. руб. С выплат, превышающих эту сумму, взносы не взимаются. В целях поддержки многодетных семей планируется повысить стандартный вычет по НДФЛ на 3-го и каждого последующего ребенка до 3 000 руб. При этом будет отменен полагающийся каждому налогоплательщику вычет по НДФЛ в размере 400 руб. Предусмотрен рост ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию, причем в размере, превышающем инфляцию. В отношении остальных подакцизных товаров сохранятся ранее установленные ставки на 2012 и 2013 гг. с их индексацией на 10% в 2014 г. Планируется ввести льготный порядок налогообложения операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов. Изменения коснутся и ставки НДПИ при добыче природного горючего газа. Ее планируется устанавливать в зависимости от мировых цен на углеводородное сырьё (по аналогии с нефтью), а также исходя из темпов роста внутренних цен на газ. В долгосрочной перспективе предусмотрен переход на принципиально новую форму изъятия ренты - налог на добавочный доход. Будет постепенно сужаться сфера применения ЕНВД. С 2013 г. из-под нее выведут розничную торговлю через магазины и услуги общепита через залы обслуживания посетителей. А с 2014 г. ЕНВД планируется отменить вообще. При этом с 2012 г. будет введена отдельная патентная система налогообложения для предпринимателей. Запланировано введение налога на недвижимость физических лиц, но лишь в тех регионах, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты их кадастровой оценки. Собственникам жилой недвижимости планируется предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты. Также предусмотрены меры по совершенствованию налогообложения прибыли, повышению эффективности налоговых льгот и налогового администрирования. Источник: www.garant.ru
2. Новости от Группы компаний «Налоги и финансовое право»2.1. Фрагмент видео лекции Генерального директора ГК «Налоги и финансовое право» Аркадия Брызгалина «Основные положения Федерального закона № 227-ФЗ о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием» (25 мин.)! Лекция была прочитана 26 августа 2011 года на заседании Налогового клуба в Екатеринбурге. Фрагмент выступления можно просмотреть, перейдя по следующей ссылке: - http://www.nalog-briz.ru/2011/09/227-25.html Всего продолжительность лекции, которая рассматривает только 2 темы «Взаимозависимые лица» и «Общие положения о ценах и налогах», составляет более 2-х часов. Все видео выступления Аркадия Брызгалина о налогах Вы можете посмотреть ЗДЕСЬ... Источник: www.nalog-briz.ru
3. Новости налогообложения и экономики3.1. Налоговики перестанут снимать вычеты НДС из-за пустяков Столичным инспекторам впредь запрещено отказывать в вычетах (возмещении) НДС по надуманным основаниям, таким как признаки однодневки у контрагента, отсутствие базы по НДС в налоговом периоде, нумерации страниц в счете-фактуре и т. д. УФНС по Москве направило во все инспекции столицы обзор их ошибок, из-за которых управление отменяет более половины решений об отказе. Руководителям инспекций поручено использовать этот обзор в работе. Так что теперь налоговики постараются не повторять промахов. Источник: www.gazeta-unp.ru 3.2. Амортизация и налоговый учет «дебиторки» станут выгоднее Уже с 1 января 2012 года в налоге на прибыль возможны позитивные изменения. В Минфине РФ уже работают над проектами поправок, о которых сказано в обнародованных на прошлой неделе Основных направлениях налоговой политики до 2014 года. Ознакомиться с ними можно на сайте Минфина. Минфин предлагает поправку, которая даст компаниям возможность сэкономить на налоге на прибыль. Как сообщили в Минфине РФ, уже с 2012 года планируется отменить обязанность восстанавливать амортизационную премию, примененную при реконструкции и модернизации основных средств. Кроме того, компаниям разрешат списывать долги контрагентов, не взысканные приставами. Речь о случаях, когда не удалось найти должника или у него нет имущества. Источник: www.gazeta-unp.ru 3.3. В России заработает новая система выплаты пособий 1 июля 2011 года на территории Нижегородской области и Карачаево-Черкессии стартовал пилотный проект соцстраха. Он предусматривает новую систему выплату пособий. Главное новшество: из процесса выплаты пособий исключили работодателя. В этих двух регионах сотрудники фонда сами рассчитывают и начисляют пособия гражданам. Так государство хочет решить проблему гарантированной выплаты пособий – людям больше не придется разыскивать своего работодателя и взыскивать с него деньги через суд. На сегодня в Нижегородской области оплачено уже около 32 тыс. больничных листов на общую сумму 180 млн. руб. Для работников процесс получения пособий практически не изменился. Они, как и прежде, приносят в бухгалтерию своей компании больничный лист. Кроме это теперь они заполняют заявление по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 июня 2011 г. N 195. Бухгалтерия отправляет полученные документы в регональное отделение соцстраха, которое перечисляет сумму пособия на расчетный счет сотрудника, либо направляет ее почтовым переводом. Ожидается, что в ближайшие два года новая схема будет применяться во всей России. Источник: www.glavbukh.ru 3.4. С курением надо бороться повышением налога для производителей сигарет Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что с курением нужно бороться комплексными мерами, а не одними радикальными запретами. Нужен комплекс мер, чтобы уменьшить табакокурение. Это серьезная проблема для страны, и здесь нужно воспитание, пропаганда - прямая и грубая, чтобы рассказывать о том, как это отражается на легких, на потомстве, говорит В. Путин. Также он считает, что имеет смысл увеличить налоги для производителей сигарет. Источник: www.taxpravo.ru 3.5. Штрафы за невыполнение предписаний по охране труда вырастут до 500 тыс. руб. Минздравсоцразвития РФ устанавливает более жесткие требования к проведению аттестации рабочих мест, заявил замглавы министерства Александр Сафонов. Ее сможет проводить специальная организация, получившая аккредитацию. Причем данная организация не должна быть аффилированным лицом по отношению к проверяемой компании. Также будут увеличены штрафы за невыполнение предписаний по охране труда с 50 тыс. руб. до 300–500 тыс. руб. Кроме того, будет введена и уголовная ответственность, если количество погибших в связи с несчастным случаем на производстве составит более двух человек. Источник: www.taxpravo.ru
4. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии4.1. Налоговая база по налогу на имущество увеличится в несколько раз К концу будущего года эксперты Росреестра оценят объекты капитального строительства на территории России по кадастровой стоимости, которая станет базой для нового налога. Стоит отметить, что местные власти получат право определять ставки налога. Росреестр закончил работу в 12 регионах. Согласно первым результатам массовой оценки, расчет налога на имущество по рыночной стоимости недвижимости приведет к росту налоговой базы в несколько раз. В частности, при переходе от нынешней стоимости зданий, сооружений, помещений и объектов к кадастровой стоимости у экспертов получился в среднем пятикратный рост налоговой базы в Калужской области и восьмикратный – в Татарстане. Источник: www.taxpravo.ru 4.2. В России введут льготы на электромобили Компания «Рольф-Импорт», которая является официальным дистрибьютором Mitsubishi в России, начала переговоры с властями России о стимулировании продаж электромобилей. Импортер предлагает сократить пошлины минимум на 30% и отменить НДС для электрокаров. В Минпромторге России идею поддержали, отметив, что принятие данных мер может затянуться, так как потребует изменений законодательства. Источник: www.taxpravo.ru 4.3. Налоги в России будут взыскивать и за счет электронных денег Согласно основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, планируется дополнительно проработать вопросы взыскания налогов за счет электронных денег, урегулировать порядок обращения взыскания налогов на денежные средства налогоплательщиков, взыскания налогов с валютных счетов и счетов в драгоценных металлах в банках. Кроме того, в период 2012-2014 годов предусматривается осуществление следующих мер: Источник: www.provodka.ru
5. Налоговая цифра неделиВ рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения. Четверть россиян считает, что можно не платить налоги Около четверти граждан России полагает, что в жизни бывают ситуации, когда можно не платить налоги. Данный вывод можно сделать из результатов опроса, который был проведен фондом «Общественное мнение». Большая часть из них считают, что уважительными причинами неуплаты налогов могут быть бедность и отсутствие работы. Стоит отметить, что уровень гражданской ответственности среди опрошенных достаточно высок – 65% заявили, что налоги необходимо платить всегда, в любых жизненных обстоятельствах. Источник: www.taxpravo.ru
6. Новости налогового и бухгалтерского законодательства6.1. В осеннюю сессию Госдума РФ рассмотрит более 400 законопроектов В рамках осенней сессии Госдума рассмотрит более 400 законопроектов. Причем 78 из них предложены в качестве приоритетных. Об этом заявил глава нижней палаты парламента Борис Грызлов. По его словам, в этом созыве Госдума точно рассмотрит законопроекты о денежном довольствии военнослужащих и о службе в органах внутренних дел, а также проект федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Будет продолжена работа над целым рядом законов, направленных на стимулирование инновационного развития экономики России. Это, в частности, законопроекты "О хозяйственных партнерствах" и "Об инвестиционном товариществе", уже принятые в первом чтении. Также в ходе осенней сессии будет рассмотрен ряд законодательных инициатив Президента РФ. Среди них Б. Грызлов отметил законопроекты, направленные на противодействие коррупции, гуманизацию уголовного законодательства, обеспечение права граждан на бесплатную юридическую помощь. По его оценкам, осенняя сессия обещает быть особенно напряженной как последняя сессия для депутатов Госдумы 5-го созыва. Источник: www.garant.ru 6.2. Утверждены новые формы постановлений о наложении ареста и его снятии, а также протокола об аресте (Приказ ФНС РФ от 28.07.2011 № ММВ-7-8/470@) Постановление о снятии ареста с имущества доводится до налогоплательщика в течение 5 рабочих дней. При неисполнении организацией (в том числе налоговым агентом) обязанности по уплате налогов и сборов на ее имущество может быть наложен арест. С 1 января 2007 г. он допускается и как мера обеспечения уплаты пеней и штрафов. В связи с этим утверждены новые формы постановлений о наложении ареста и его снятии, а также протокола об аресте. От ранее применявшихся они отличаются следующим. В постановлении о наложении ареста приводится детализация размера задолженности по налогам (сборам), пеням и штрафам. Расшифровывается суть наложенных ограничений. Арест может быть полный или частичный. В первом случае лицо не может распоряжаться имуществом, а владение и пользование им осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. При частичном можно распоряжаться имуществом, но только с санкции налоговиков. После погашения задолженности арест снимается. Постановление о его отмене доводится до налогоплательщика в течение 5 рабочих дней после его вынесения. Напомним, что арест имущества возможен только в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента). Он производится при наличии оснований полагать, что лицо может скрыть имущество либо скрыться само. При этом обязательна санкция прокурора. Приказ ФНС РФ от 28.07.2011 № ММВ-7-8/470@ зарегистрирован в Минюсте РФ 29 августа 2011 г., регистрационный № 21697. Источник: www.garant.ru
7. Комментарии и разъяснения7.1. Компенсация за утрату профессиональной трудоспособности облагается НДФЛ (Письмо Минфина России от 04.08.2011 № 03-04-05/8-543) Единовременная компенсация, выплачиваемая из расчета не менее 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, подлежит налогообложению НДФЛ. Об этом сообщает Минфин РФ в письме № 03-04-05/8-543 от 04.08.2011. Вместе с тем в письме отмечается, что в настоящее время Госдумой Ф принят в первом чтении проект федерального закона, предусматривающего освобождение от НДФЛ сумм единовременных и ежемесячных компенсаций работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, установленных отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями. Источник: www.klerk.ru 7.2. Сумма недоначисленной амортизации по ликвидированной части объекта основных средств учитывается в составе внереализационных расходов (Письмо Минфина РФ от 19.08.2011 № 03-03-06/1/503) В случае частичной ликвидации объект основных средств не выводится из эксплуатации, следовательно, положения подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ неприменимы в отношении учета недоначисленной амортизации по той части объекта основного средства, которая подлежала ликвидации. Поэтому сумма недоначисленной амортизации по ликвидированной части объекта основных средств подлежит включению в состав внереализационных расходов. Об этом указано в письме Минфина России от 19.08.2011 № 03-03-06/1/503. Источник: www.gazeta-unp.ru 7.3. Минфин РФ рассказал, как учесть стоимость доли в уставном капитале, не выплаченной участнику (Письмо Минфина РФ от 12.08.2011 № 03-03-06/1/480) Компания вправе учесть действительную стоимость доли в уставном капитале, не выплаченной участнику, в составе внереализационных доходов в том отчетном периоде, когда истек срок исковой давности по ее выплате. Такое мнение Минфин России высказал в письме от 12.08.2011 № 03-03-06/1/480. Источник: www.gazeta-unp.ru 7.4. Отметку «о прибытии» в командировку могут заменить иные документы (Письмо Минфина РФ от 16.08.2011 № 03-03-06/3/7) Минфин России в письме от 16.08.2011 № 03-03-06/3/7 разъяснил, что возможны случаи, когда не получается проставить в командировочном удостоверении отметки о прибытии в место командирования и выбытии из него. В такой ситуации факт нахождения в месте командировки в установленное время может быть подтвержден иными документами, в частности: – приказом (распоряжением) о направлении работника в командировку; – служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении; – проездными документами, из которых следуют даты прибытия и выбытия из места назначения; – счетом гостиницы, подтверждающим период проживания в месте командирования. Следует руководствоваться положениями п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которым затраты могут быть обоснованы документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, уточнило финансовое ведомство. Источник: www.taxpravo.ru 7.5. Средства дольщиков нельзя использовать для строительства другого объекта (Письмо Минфина РФ от 19.08.2011 № 03-03-06/1/504) Использование денежных средств, которые получены застройщиком от участников долевого строительства на строительство одного объекта для сооружения другого объекта, признается нецелевым. Следовательно, такие денежные средства компания должна включить во внереализационные доходы (письмо Минфина России от 19.08.2011 № 03-03-06/1/504). Источник: www.glavbukh.ru 7.6. Компания на «упрощенке» не вправе уменьшить единый налог на переплату по страховым взносам за предыдущий год (Письмо Минфина РФ от 22.08.2011 № 03-11-11/212) Минфин России в письме от 22.08.2011 № 03-11-11/212 разъяснил, что уменьшить упрощенный налог за текущий год компания вправе только на сумму страховых взносов, подлежащих уплате в этом же году. Переплата по страховым взносам, которая образовалась по итогам прошлого периода, базу по упрощенному налогу в таком случае не уменьшает. Ведь в соответствии с Налоговым кодексом компании, применяющие «упрощенку» с объектом «доходы», вправе уменьшить исчисленный за налоговый период налог на суммы уплаченных за этот же период страховых взносов на обязательное страхование, а также на суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Общий размер вычета не может превышать 50 % исчисленного налога. Источник: www.gazeta-unp.ru
8. Новости налогового контроля8.1. Инспекторы обязаны предупредить о переносе рассмотрения акта проверки Инспекция обязана сообщить компании о дате повторного рассмотрения акта проверки. Рассмотрение материалов ревизии без представителя организации является основанием для отмены решения налоговиков. Инспекция пригласила руководителя компании на рассмотрение акта проверки 22 марта. Директор пришел, но сотрудник инспекции устно сообщил, что все переносится на другой день. А компании об этом сообщат дополнительно. Однако повторное уведомление налогоплательщик так и не получил, а ревизоры приняли решение по проверке. Компания обратилась в суд. Ревизоры в суде утверждали, что своевременно уведомили компанию. Дату рассмотрения акта не переносили, а представитель налогоплательщика просто не явился. Доказательств явки директора по первому уведомлению у компании действительно не было. Однако убедить судей помогло одно обстоятельство. Не дожидаясь повторного уведомления, налогоплательщик направил ревизорам письменные возражения на акт проверки. Инспекторы приняли этот документ 26 марта и сослались на него в своем решении. А это подтвердило, что налоговики рассматривали материалы проверки позже первоначальной даты. В свою очередь о повторном рассмотрении акта компании не сообщили. На основании этого суд отменил решение инспекции. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.08.11 № А03-10780/2010 Источник: www.audit-ru 8.2. Минфин: при камеральной проверке декларации по НДС к возмещению, налоговики могут запросить любые документы, подтверждающие вычеты Поскольку перечень документов, подтверждающих право на вычет НДС, не является закрытым (ст. 172 НК РФ), инспекторы вправе сами определить необходимые для подтверждения вычета документы и запросить их у налогоплательщика. Такого мнения придерживаются в Минфине России (письмо от 17.08.11 № 03-07-14/85). По общему правилу при проведении камеральной проверки налоговики не могут истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Но из данного правила есть исключения. Одно из них установлено пунктом 8 статьи 88 НК РФ: камеральная проверка декларации по НДС с заявленной к возмещению суммой налога проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом. При этом налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. В Минфине считают, что предусмотренный статьей 172 НК РФ перечень документов, подтверждающих вычеты, не является закрытым. Значит, налоговики при проверке декларации по НДС к возмещению, могут истребовать у налогоплательщика любые необходимые по их мнению документы, которые подтверждают правомерность налоговых вычетов. Заметим, что не все суды соглашаются с этим подходом. Ведь из статьи 172 НК РФ следует, что вычет предоставляется при наличии счетов-фактур, выставленных при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и первичных документов, подтверждающих принятие указанных товаров (работ, услуг) на учет. Поэтому запрашивать во время камеральной проверки декларации по НДС иные документы, например, книги покупок и книги продаж, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, налоговики не вправе. Но отстаивать эту позицию каждый раз приходится в суде. Источник: www.buhonline.ru 8.3. Показания свидетелей не помогли инспекции доказать зарплату «в конвертах» Расчет ИФНС по неуплаченным налогам, составленный только на основании протоколов допроса свидетелей, основан на неточных суммах Как было отмечено ФАС Поволжского округа, налоговая инспекция организации доначислила налоги. ИФНС исходила из установленного, по его мнению, факта неполного отражения заработной платы отдельных категорий сотрудников в расчетно-платежных ведомостях. Основанием для расчетов неотраженной в учете заработной платы послужили протоколы допроса сотрудников фирмы. Полагая, что ненормативные акты налоговиков нарушают ее права и законные интересы, компания обратилась в арбитражный суд. Судом установлено, что выводы инспекции основаны только на протоколах допроса свидетелей. Каких-либо иных документов, подтверждающих факты занижения выплаченной заработной платы, налоговым органом не представлено. Арбитры отметили, что свидетельские показания могут быть использованы в качестве сведений, имеющих значение при осуществлении налогового контроля, но должны быть использованы наряду с другими доказательствами, исследованными в рамках мероприятий налогового контроля. Заявленные исковые требования компании были удовлетворены. Заключение эксперта, на которое ссылается ИФНС, судами признано недопустимым доказательством, поскольку имеющаяся в материалах дела справка эксперта, составленная по результатам оперативного почерковедческого исследования, не является таковым по смыслу ст. 95 НК РФ. Постановление ФАС Поволжского округа от 12.08.2011 г. № А12-21588/2010 Источник: www.taxpravo.ru
9.Новости судебной практики по налоговым спорам9.1. В пользу налогоплательщика «Положения законодательства, регулирующие налогообложение соглашений о разделе продукции, распространяются только на инвесторов, а не на подрядчиков, выполняющих работы в рамках такого соглашения (п. 1 ст. 346.36 НК РФ)». Согласно п. 1 ст. 346.36 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного настоящей главой, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" По мнению налогового органа, налогоплательщик, выполнявший работы в рамках соглашения о разделе продукции, заключенного до принятия соответствующего Федерального закона, неправомерно применил общую ставку 24 % при исчислении налога на прибыль за 2007-2008 гг., а не ставку 32 %, предусмотренную данным соглашением. Как полагает налогоплательщик, он обоснованно применил ставку 24 %. Суд признал позицию налогоплательщика обоснованной. Как указал суд, предусмотренные п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и п. 15 ст. 346.35 НК РФ положения о сохранении в отношении соглашений о разделе продукции, заключенных до принятия данного Федерального закона, установленного этим соглашением регулирования по вопросам налогообложения, подлежат применению только в отношении инвестора, поскольку только он является тем субъектом, правоотношения которого по реализации соглашения о разделе продукции охватываются предметом регулирования данных норм. Правоотношения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации соглашения о разделе продукции, указанными нормами не регулируются. Следовательно, условия налогообложения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации соглашения, в том числе и налогоплательщика, определяются действующим налоговым законодательством. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик при исчислении налога на прибыль за 2007-2008 гг. правомерно руководствовался нормами гл. 25 НК РФ и применил налоговую ставку 24 %. (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июля 2011 г. № Ф03-2474/11). Источник: www.cnfp.ru 9.2. В пользу налогового органа «Требование об уплате налога, в котором указан размер задолженности, в качестве основания возникновения задолженности указано решение налогового органа, и которое соответствуют действительной обязанности налогоплательщика по уплате налоговых платежей, является правомерным (абз. 2 п. 4 ст. 69 НК РФ)». Согласно абз. 2 п. 4 ст. 69 НК РФ во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. По мнению налогоплательщика, требование об уплате налога не содержит подробные сведения об основаниях взимания налога, указания на периоды возникновения задолженности и расчёта суммы налога, поэтому не подлежит исполнению. Суд с доводами налогоплательщика не согласился. Суд установил, в требовании об уплате налога указано основание возникновения задолженности - конкретное решение налогового органа, а также размер задолженности по налогу, пеням и штрафам. Сведения, указанные в оспариваемом требовании, соответствуют действительной обязанности налогоплательщика по уплате налоговых платежей. Так, в части платежей, отмеченных в оспариваемом требовании, решение налогового органа признано правомерным вступившим в законную силу решением арбитражного суда. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое требование содержит все необходимые сведения, установленные налоговым законодательством, и подлежит исполнению. (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2011 г. № Ф09-2580/11). Источник: www.cnfp.ru
10. Блог А.В. Брызгалина «О налогах и о жизни»На рассылку сообщений персонального блога Аркадия Брызгалина можно подписаться на главной странице блога - www.nalog-briz.ru, указав свой адрес электронной почты в графе «Подписка на сообщения». 10.1. Очень интересное интервью С.Д. Шаталова по поводу Федерального закона о налоговом контроле за трансфертными ценами... К Сергею Дмитриевичу Шаталову, нынешнему заместителю министра финансов, я отношусь очень и очень хорошо, т.к. это один из самых профессиональных людей в российском налогообложении, который курирует отечественные налоги уже более 20 лет (сначала депутатом, потом замминистра) . А кроме того, это достаточно адекватный и интеллектуальный человек, сохраняющий свои человеческие качества даже на таком сложном чиновничьем посту. Думаю, что у нас, за последние 11 лет только 2 человека определяли налоговую политику (и соответствующие налоговые законы и поправки в НК РФ) - это непосредственно Путин (его идеи - вне конкуренции), всё остальное генерирует С.Д. Шаталов. Мое уважительное отношение к Сергею Дмитриевичу отнюдь не означает, что я соглашаюсь с ним во всем, чтобы он ни сказал. Вот и сейчас, прочитав его интервью для "Экономики и жизни" я решил проанализировать некоторые его ответы, и где-то отметить для себя важные моменты, а где-то высказать и свою точку зрения. Сергей Шаталов С 1 января 2012 г. в части первой Налогового кодекса появится новый раздел V.1, регулирующий налогообложение сделок между взаимозависимыми лицами (контролируемые сделки). Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – Закон о трансфертном ценообразовании). 22.08.2011 Автор: Георгий Осипов, Татьяна Пономарева «ЭЖ»: Сергей Дмитриевич, вначале хотелось бы, чтобы вы оценили сам факт принятия Закона о трансфертном ценообразовании, потому что это плод многолетней работы, споров... С.Ш.: Действительно, всего 11 лет – и закон принят! Думаю, что это говорит о многом – насколько трудно он шел, какое встретил сопротивление, как тщательно с ним работали. Безусловно, закон объемный и очень сложный. Его идеология, принципы и их техническая реализация базируются на рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые мы постарались учесть в максимальной степени. В законе много оценочных категорий, поэтому в сфере его применения принципиально возрастает роль профессионального суждения как налогоплательщиков, так и сотрудников налоговых органов. Для российского налогового законодательства это нехарактерно, хотя элементы такого подхода уже сегодня присутствуют в Налоговом кодексе, особенно в части налогообложения прибыли. К качественно новым правилам необходимо подготовиться, поэтому для безболезненной адаптации к меняющейся правовой среде в законе предусмотрены многочисленные переходные положения. До сих пор при формировании налогового права законодатель исходил из прямо противоположной цели, стремясь максимально подробно, с погружением во все детали и нюансы, вплоть до реквизитов документов, регламентировать налоговые правоотношения и особенности применения отдельных норм для каждой конкретной ситуации и сводя к минимуму возможности их толкования. Столь жесткая конструкция, конечно, не способна учесть все многообразие жизни. В законодательствах других государств, как правило, присутствуют общие нормы, а министерствам финансов предоставлены широкие полномочия по интерпретации и детализации этих норм, в том числе по аналогии и исходя из субъективных целей закона. У нас такого нет. Министерство финансов ограничено в возможности трактовать нормы налогового законодательства. Эту функцию все активнее берет на себя судебная система. Возвращаясь к поставленному вопросу, можно сказать, что масштабный проект по контролю за трансфертным ценообразованием в части создания нормативной базы почти завершен. Осталось несколько деталей. С.Ш.: Принятый закон в первую очередь распространяется на сделки с товарами, работами и услугами. Однако сфера его применения прямо расширяется и на сделки, в которых хотя бы у одной из сторон возникают доходы или расходы. Таким образом, под действие закона подпадают практически все иные сделки, несмотря на то что при подготовке законопроекта ко второму чтению из него было исключено упоминание о сделках с «иными объектами гражданских прав». Возможно, в законе следует отдельно оговорить вопросы, связанные с такими специфическими объектами, как нематериальные активы, роялти, лицензии, объекты интеллектуальной собственности, поскольку подобные инструменты активно используются для минимизации налогов. УВАЖАЕМЫЙ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ! НЕ НАДО ЛУКАВИТЬ, ЕСЛИ ВАМ И ТАК ВСЕ ЯСНО И ПОНЯТНО, ТО ЗАЧЕМ ЖЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ С ГОСДУМОЙ ОБ УТОЧНЕНИЯХ? КРОМЕ ТОГО, ЕСЛИ В ЗАКОНЕ НЕ УКАЗАНО ПРО ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА, ТО ОНИ И НЕ ПОПАДАЮТ ПОД ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА, НЕСМОТРЯ НА ВАШИ "ДОХОДЫ ИЛИ РАСХОДЫ". Есть джентльменская договоренность с Государственной думой, что после дополнительной проработки осенью мы вернемся к этому вопросу и, возможно, внесем необходимые уточнения. Кроме того, в законе предусмотрена норма, освобождающая сделки между участниками консолидированной группы налогообложения от контроля в отношении ценообразования. Правда, сам закон о таких консолидированных группах принят пока только в первом чтении. Думаю, что в сентябре – октябре парламентские процедуры будут завершены и новые привлекательные возможности для холдингов тоже откроются с 1 января 2012 г. ИНЫМИ СЛОВАМИ МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ГОСДУМА ПРИНЯЛА СЫРОЙ НЕДОРАБОТАННЫЙ ПРОЕКТ (ТОРОПИЛИСЬ ОЧЕНЬ), КОТОРЫЙ БУДЕТ ДОРАБАТЫВАТЬСЯ. ЖДЕМ НОВЫХ ПОПРАВОК!!! УРА ТОВАРИЩИ! ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЕЗ РАБОТЫ НАС, ДОРОГОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ, НЕ ОСТАВИТ! С.Ш.: Принять одновременно оба закона не удалось только из-за исключительно плотного графика работы Думы в конце весенней сессии. Но в планах парламента второй законопроект значится в числе приоритетных, поэтому в ближайшее время закон должен быть принят, что позволит ввести его в действие одновременно с первым. Осталось не так много вопросов для обсуждения с бизнесом. Главный – параметры, на основании которых будет формироваться консолидированная группа. Мы готовы
пойти навстречу ТПП РФ и РСПП и установить менее жесткие нормативы по сравнению с теми, которые были приняты в первом чтении. Думаю, что в результате может появиться не 10–12 таких групп, а примерно вдвое больше. С.Ш.: ...и не только судебном. Замечаний, возражений, опасений и предложений действительно было много. Пусть не все, но значительную часть опасений удалось снять, а предложений – учесть. От этого закон только выиграл. Так, теперь предельно аккуратно описаны правила, позволяющие признать взаимную зависимость нескольких лиц. При этом в новой редакции с 20 до 25% увеличена доля участия одного лица в капитале другого для признания этих лиц взаимозависимыми по формальным признакам. Много спорили о том, ограничиться ли контролем за трансграничными сделками, или сделки внутри страны тоже заслуживают внимания. В конце концов победила вторая точка зрения. Замечу, что в таком решении нет ничего уникального, так поступают многие государства. Контроль за внутренними сделками необходим не только потому, что участники сделки могут иметь разные режимы налогообложения или использовать разнообразные инструменты, позволяющие «экономить» на налогах. Даже при отсутствии подобных возможностей правильное ценообразование важно для справедливого распределения налогов между бюджетами. Не секрет, что сегодня некоторые крупные компании искусственно перемещают центр прибыли в наиболее удобные регионы и платят налоги там, где им удобнее в силу особых отношений с властями или в обмен на дополнительные преференции. К сожалению, такие случаи не единичны. Естественно, губернаторы, бюджеты которых несут ощутимые потери, высказывают обоснованные претензии по поводу такой практики. Компромисс со сторонниками контроля только внешнеторговых сделок найден в том, что в 2012 г. сделки внутри страны между одними и теми же зависимыми лицами могут попасть под контроль, только если совокупный оборот по данным сделкам в течение года превышает 3 млрд руб. Затем в течение двух лет этот порог снизится до 1 млрд руб. В некоторых случаях, когда, например, сделки совершаются с зависимыми лицами, пользующимися налоговыми преференциями, такая планка устанавливается на уровне 100 млн руб. с последующим ее снижением до 60 млн руб. Под контроль подпадают все сделки с офшорами. При этом налоговым органам не требуется доказывать взаимную зависимость сторон. Аналогичный подход применен и к сделкам с некоторыми биржевыми товарами. Опять-таки при условии, что объем сделки превышает 100 млн руб. В целом же потенциальный перечень контролируемых сделок сокращается на несколько порядков по сравнению с тем, как он выглядит сегодня. Во всяком случае весь малый и большая часть среднего бизнеса практически выведены из-под действия нового закона. Существенно расширен перечень источников информации, из которых можно черпать данные о ценах и других показателях, характеризующих бизнес. Теперь для обоснования ценообразования можно привлекать практически любые источники. Причем в законе закреплено, что налоговые органы и проверяемые лица в этом плане равны и сотрудники ФНС не могут использовать базы данных, не доступные налогоплательщику. Важно и то, что контроль за трансфертным ценообразованием выведен за рамки полномочий территориальных налоговых органов. Для такого контроля создается специальная команда в центральном аппарате ФНС России – Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества. Уже назначены первые руководители и сотрудники. Теперь их нужно в короткие сроки обучить и подготовить к практической работе. Предполагается, что они пройдут практику в зарубежных налоговых администрациях. Договоренности об этом с некоторыми государствами и ОЭСР уже достигнуты. Особо хочу подчеркнуть, что все доначисленные по результатам таких проверок суммы будут взыскиваться только в судебном порядке. В этом мы тоже пошли навстречу налогоплательщикам. «ЭЖ»: То есть пересчитать цены налоговики смогут только через суд? С.Ш.: Если проверяющие обнаружили, что трансфертное ценообразование повлекло занижение налогов, они отражают это в акте проверки. Далее – обычные процедуры урегулирования разногласий. Если они не завершаются в результате диалога и налогоплательщик не гасит недоимку самостоятельно, то ФНС обращается в суд. Обычный в других случаях порядок бесспорного взыскания здесь исключен. А МОЖЕТ БЫТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬ ЗАРАНЕЕ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ ПОД СУДЕБНУЮ ПРОЦЕДУРУ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВ ВОЗМОЖНЫЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ. НЕТ, НЕ ДОВЕРЯЕТ НАШ ЗАКОНОДАТЕЛЬ СВОИМ ЧИНОВНИКАМ, ПЕРЕСТРАХОВЫВАЯСЬ.. ПОНИМАЕТ, ЧТО НЕ БУДЬ СУДЕБНОЙ ПРОЦЕДУРЫ НАЛОГОВИКИ ТАКОГО НАСЧИТАЮТ!!! Как шаг навстречу бизнесу следует рассматривать и симметричные корректировки. Если в связи с трансфертным ценообразованием налогоплательщик доплатил в бюджет какую-то сумму, его контрагент получает возможность уменьшить свои налоговые обязательства, соответствующим образом скорректировав собственную налоговую базу. С.Ш.: Закон это позволяет. Для независимых участников сделки такой проблемы просто не существует, поскольку цена сделки изначально признается рыночной. А вот взаимозависимые лица, совершающие сделки по ценам, отличающимся от рыночных, при исчислении налогов вправе исходить из рыночных цен, определяемых в соответствии с методами, указанными в Налоговом кодексе РФ. Причем такая возможность предусмотрена не только для тех лиц, которые автоматически признаются взаимозависимыми по формальным признакам, но и для тех участников сделки, которые самостоятельно заявят о такой зависимости, не дожидаясь, когда налоговый орган обратится в суд с тем, чтобы установить ее на основании других обстоятельств. Естественно, закон не вторгается в свободу договора и не диктует, по каким ценам совершать сделки. Он только говорит, что, как бы ни формировались цены, налоги нужно платить исходя из рыночных цен. Это так называемый принцип вытянутой руки. КАК БЫ ПРИНЦИП "ВЫТЯНУТОЙ РУКИ" НЕ СТАЛ БЫ ПРИНЦИПОМ "ПРОТЯНУТОЙ НОГИ" Важной для налогоплательщика новацией является возможность заключить с ФНС соглашение о ценообразовании. Стороны данного соглашения договариваются о принципах и методах определения цен (вплоть до формул) и источниках информации. Это существенно упрощает все процедуры, связанные с контролем за трансфертным ценообразованием. В законе появились новые методы, на основании которых можно осуществлять контроль за ценообразованием. К трем традиционным – методу сопоставимых рыночных цен, затратному методу и методу последующей реализации – добавились метод распределения прибыли и метод сопоставимой рентабельности. Методы совсем не простые, но позволяющие выйти на оценку соответствия принципу вытянутой руки тех коммерческих и финансовых условий, которые складываются в сделках между взаимозависимыми лицами. Эти методы требуют глубокого экономического анализа всех факторов, влияющих на финансовые результаты сделки. Именно поэтому для анализа так важны упомянутые вами расчетная и остаточная прибыль, разные виды рентабельности и другие экономические характеристики бизнеса. Не соглашусь, что они определены нечетко, хотя отдельные моменты скорее всего будут уточнены осенью через поправки к закону. Пожалуй, это самые сложные моменты, особенно с учетом того, что и налоговые органы, и налогоплательщики должны ориентироваться в первую очередь на экономический смысл операций и выбирать те методы и характеристики, которые наиболее точно и обоснованно позволяют делать окончательные выводы. Очевидно, адаптация к качественно новому законодательству будет непростой. Я уже упоминал о переходных положениях, среди них есть те, которые позволяют сравнительно безболезненно пройти обкатку новых правил и выстроить адекватные внутренние процедуры. Так, в первые два года, даже в случае отклонения цен сделок от рыночных цен, налогоплательщики будут освобождены от штрафов. Еще два года будут применяться штрафы в половинчатом размере. И только через четыре года предусмотрен выход на установленные законом санкции. Кстати, установленные законом штрафы – до 40% от суммы неуплаченного налога выглядят достаточно либерально по сравнению с санкциями, действующими во многих государствах, где размеры штрафов варьируются в широких пределах, зачастую от 50 до 1000%. «ЭЖ»: В законопроекте упоминались методические рекомендации, которые будет издавать финансовое ведомство. В законе такого упоминания нет. Тем не менее в ст. 34.2 НК РФ прописано новое право Минфина России – давать разъяснения налоговым органам. В какой форме оно будет реализовано? С.Ш.: Вопрос обсуждался с разных точек зрения. Первоначально была идея, чтобы Министерство финансов готовило методические указания по трансфертному ценообразованию для налоговых органов. Такие указания должны быть публичными, чтобы и налоговые органы строго руководствовались ими, и налогоплательщики оценивали свои риски, понимая, на что ориентируются проверяющие. Потом депутаты предложили Министерству финансов издавать инструкции по этой тематике, обязательные и для налогоплательщиков, и для налоговых органов. Мы согласились с такой постановкой, поскольку методические указания – не нормативный правовой акт, суд может принять их во внимание, а может и отказаться. То есть методичка не защитит налогоплательщика. Но в итоге остались только локальные разъяснения, обязательные для налоговых органов. Тем не менее что-то вроде методических указаний мы обязательно подготовим. ВНИМАНИЕ! А ДАЛЬШЕ НАЧИНАЕТСЯ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ. МИНФИНОВЦЫ СОВМЕСТНО С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВАС РФ УЖЕ ДАВНО ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО НЕОБХОДИМО ВНОВЬ ВЕРНУТЬСЯ К ПРАКТИКЕ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА. ЯКОБЫ НЕ ДЕЛО ЭТО, КОГДА РЕГУЛИРУЮТ НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ЗАКОНЫ И СУДЕБНЫЕ АКТЫ. И ВОТ СМОТРИТЕ КАК ДАЛЬШЕ ШАТАЛОВ ПОДВОДИТ НАС К ТОМУ, ЧТО ВЕДОМСТВЕННЫЕ МЕТОДИЧКИ - ЭТО ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА БЛАГО, КАК ГРИТСЯ "ВАМ ЖЕ ЛУЧШЕ БУДЕТ". С.Ш.: Обязательно. «ЭЖ»: А вы сами за инструкции были? Ваше личное мнение? С.Ш.: Лично я был за, несмотря на тот «бюрократический ужас», который испытывал от мысли о согласовании сложного документа объемом в несколько сотен страниц в ходе обязательных правительственных процедур, включая регистрацию в Министерстве юстиции. С.Ш.: Особо никто, просто не решились выйти за привычные рамки. Сегодня мы пожинаем плоды сложившейся в начале 1990-х гг. практики, когда налоговая система находилась в зачаточном состоянии. Тогда появились первые и очень куцые законы по отдельным налогам, предполагавшие и инструкции по их применению. Поскольку инструкции должны были устанавливать правила применение самых общих норм закона в разных ситуациях и обстоятельствах, они не могли не интерпретировать эти нормы и не учитывать существенные особенности и детали. Это, в свою очередь, зачастую сопровождалось обвинениями правительства в том, что оно берет на себя функции законодателя. По большому счету это вопрос взаимного доверия. Нельзя сказать, что инструкции – необычная практика. Возьмите, например, американский налоговый кодекс. К нему существует семь томов инструкций. В законе невозможно предусмотреть все, особенно в налоговом законе. Жизнь богаче... Привести примеры, описать типичные случаи, нюансы правоприменения можно в инструкциях. Но в России сформировалось и до сих пор сохраняется негативное отношение к подзаконным актам. Думаю, что пройдет еще много лет, прежде чем мы его преодолеем. Пока же мы движемся в противоположном направлении, стремясь охватить все и вся, превращая закон в мозаику из мелких деталей (вплоть до реквизитов отдельных документов). Это делает закон излишне жестким, что далеко не всегда в пользу налогоплательщика. ВОТ ВЕДЬ, ПОЖЕЛАЛ КОТ СМЕТАНУ. ИНЫМИ СЛОВАМИ, НАС ПЫТАЮТСЯ ВНОВЬ ВЕРНУТЬ В 90-Е, КОГДА НАЛОГОВИКИ РУКОВОДСТВОВАЛИСЬ НЕ СКОЛЬКО ЗАКОНАМИ - СКОЛЬКО СВОИМИ УКАЗИВКАМИ. СОСКУЧИЛИСЬ НАЛОГОВИКИ ПО ТЕМ ВРЕМЕНАМ И НАЧИНАЮТ НАС ПОДСПУДНО К ЭТОМУ ГОТОВИТЬ. «ЭЖ»: Появился новый вид проверки – проверка полноты исчисления уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Несколько слов об особенностях такой проверки в переходный период. С.Ш.: Во-первых, переходные положения в первые годы ограничивают сроки назначения таких проверок. Информация о контролируемых сделках, совершенных в 2012 г., начнет поступать в налоговые органы в конце мая 2013 г. Они будут вправе начать проверку в оставшиеся до конца года семь месяцев. Если срок будет пропущен, 2012 г. «закрывается». Для начала проверки сделок, осуществленных в 2013 г., отводится уже год и семь месяцев. И только потом ФНС сможет выйти на обычный порядок, когда проверке может быть подвергнут период в три года, предшествовавших году принятия решения о ее проведении. Срок проверки – шесть месяцев. Но допускается его продление еще на 6–12 месяцев. С.Ш.: Проверка назначается на основе информации, поступающей в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России по двум каналам. Первый – уведомления о контролируемых сделках, представляемые в налоговые органы самими налогоплательщиками. Второй – информация налоговых органов о том, что в рамках обычной налоговой проверки обнаружены контролируемые сделки, о которых налогоплательщик не сообщил в налоговую службу. С.Ш.: Здесь нет противоречия. Проводя налоговую проверку, налоговые органы работают с документами налогоплательщика. Допустим, они обнаружат сделку на 5 млрд руб. с взаимозависимым лицом. Легко проверить, направил ли налогоплательщик соответствующее уведомление в налоговый орган по месту своего учета. Если нет, то проверяющие сообщат об этом в ФНС России. С.Ш.: Нет, он не имеет отношения к акту налоговой проверки, хотя и влечет правовые последствия в виде штрафа в размере 5000 руб. Более того, проверка продолжится в обычном порядке, а цена сделки на данном этапе не будет подвергнута сомнению. «ЭЖ»: Здесь просматривается коррупционная составляющая: у инспектора есть возможность договориться с компанией или настучать на нее. С.Ш.: Не больше, чем в отношении любых других обстоятельств, имеющих значение при проведении налоговой проверки. Коррупционные риски по большому счету неизбежны, если налоговый инспектор вступает в контакт с налогоплательщиком. «ЭЖ»: В развитых странах налоговый инспектор имеет много стимулов не нарушать закон – медицинскую страховку, будущую солидную пенсию, возможность учить детей, он знает, чем рискует. Взять миллион сейчас хорошо, но лучше жить неплохо долго... Как обстоят дела со стимулами для инспектора у нас? С.Ш.: Конечно, кроме угрозы попасть под уголовное преследование сотрудники налоговых органов должны видеть и адекватную оценку их труда государством. Система стимулов существует, разработаны критерии, по которым оценивается работа как территориальных налоговых органов, так и их сотрудников. Эта система уже дает положительный эффект, но, очевидно, еще будет совершенствоваться. «ЭЖ»: Может, стоит делиться с инспекторами частью штрафов? С.Ш.: Такое уже было. В 1990?е гг. часть штрафов направлялась на развитие налоговых органов. Нетрудно догадаться, на что будут мотивированы инспекторы. Эксперимент признан неудачным, вряд ли его стоит повторять. Безусловно, правительство заинтересовано, чтобы сотрудники нового управления ФНС обладали высокой квалификацией и действовали в точном соответствии с законом. Премьер-министр и министр финансов обещали им очень высокую зарплату. «ЭЖ»: Вы не оценивали, сколько компаний подпадает потенциально под этот вид контроля? С.Ш.: Я уже говорил, что малый и средний бизнес практически полностью выведены из сферы действия закона. Под контроль подпадают прежде всего крупные компании, а точнее, сделки этих компаний с взаимозависимыми лицами. Таких компаний сотни. ОПЯТЬ ЛУКАВСТВО: В МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ФНС ПО КРУПНЕЙШИХ СОСТОИТ 600 НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, В МЕЖРАЙОННЫХ ПО РЕГИОНАМ ЕЩЕ 1600 - УЖЕ 2.200 ПРЕДПРИЯТИЙ ПОПАДАЮТ ПОД НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ТРАНСФЕРТНЫМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ. ТАК ЧТО ОТКУДА У ШАТАЛОВА "СОТНИ" - Я НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ. С.Ш.: ...и уж тем более не миллионы. Основной массы налогоплательщиков этот закон не затронет. Это первое. Второе. Хочу обратить ваше внимание на один важный момент, который не все замечают. Налогоплательщик может заведомо избежать штрафных санкций, если по запросу налогового органа представит документы, обосновывающие ценообразование. Если налоговый орган не согласится с ним и докажет в суде, что налоги уплачены неправильно, налогоплательщику придется уплатить налоги и пени, но без штрафа. «ЭЖ»: Иными словами, санкций не будет, если есть методика ценообразования? С.Ш.: Да, методика, обосновывающая рыночный характер ценообразования. Поскольку во всех крупных корпорациях ситуация на рынке отслеживается и цены берутся не с потолка, новый закон накладывает не слишком большое дополнительное обременение на бизнес в плане подготовки необходимых методик и документов. «ЭЖ»: Прикидывали цену вопроса? У нас ведь есть огромные корпорации, в том числе госкорпорации, которые могут стать объектами такого контроля. Например, «Газпром». С.Ш.: Я думаю, что «Газпром» скорее всего обезопасит себя в плане трансфертного ценообразования. У него есть два варианта действий. Первый – заключить с ФНС соглашение о ценообразовании и определиться, какие цены следует считать рыночными в сделках с дочерними компаниями. Тогда он будет знать, какие налоги платить в региональные бюджеты исходя из этих цен. Причем ничто не мешает ему сохранить действующие контракты и цены. Второй вариант – консолидация с дочерними компаниями. В этом случае цены сделок внутри группы не имеют значения, никаких обоснований не требуется, но тогда будет действовать специальный механизм распределения налогов между регионами. В любом из этих вариантов совокупная сумма налога на прибыль не увеличится. Правда, исчезнет возможность переводить прибыль из одного региона в другой и налоги будут распределяться справедливее. Что выберет «Газпром» – это его решение. «ЭЖ»: Ну и все остальные... С.Ш.: И все остальные, разумеется. «ЭЖ»: Вы разворошите осиное гнездо... С.Ш.: Контроль за трансфертным ценообразованием формально предусмотрен давно. Но дел, рассмотренных и выигранных налоговыми органами в суде, действительно совсем не много. Из громких процессов можно назвать только дело ЮКОСа. Налоговым органам руки связывают архаичные правила. Модификация правил, закрепленная новым законом, сделает такой контроль более действенным. Важно, что теперь отменяется индульгенция, позволяющая без каких-либо опасений совершать сделки по ценам, отличающимся от рыночных на 20%. Не надо объяснять, что такое 20% от многомиллиардной сделки. Фантастические возможности! Даже тот факт, что такой закон появился, думаю, будет дисциплинировать, а объем откровенных злоупотреблений заметно сократится. НУ КАКОВ ПАФОС - "РАЗВОРОШИЛИ ОСИНОЕ ГНЕЗДО", ТИПА БЫЛО У НАС НЕКОЕ "ОСИНОЕ ГНЕЗДО", А ПРИШЕЛ МИНФИН ВО ВСЕМ БЕЛОМ И ДАЛ ВСЕМ ... ЖАРУ. ПРО ЭТОТ ЗАКОН МОЖНО СКАЗАТЬ ТАК, ЧТО ОСНОВНЫЕ "УВИЛИВАНИЯ" ПО ЗАКОНУ МОЖНО БЫЛО ЗАКРЫТЬ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ БЫ ЭТОТ ЗАКОН РАСПРОСТРАНЯЛСЯ НА ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ (БИРЖЕВЫЕ ТОВАРЫ + ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ) КАК, КСТАТИ И ПРЕДЛАГАЛИ УМНЫЕ ЛЮДИ.
ВСЁ!!! ЭТО ПРОЦЕНТОВ 90 % ВСЕХ НАЛОГОВЫХ УТЕЧЕК. ОДНАКО НОВЫЙ ЗАКОН - ЭТО ГРОМАДНАЯ БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ПЛИТА НА ВЕСЬ БИЗНЕС. И НЕ НАДО СЕБЯ ОБМАНЫВАТЬ - ЭТО ПЛИТА НА ВЕСЬ КРУПНЫЙ БИЗНЕС, И НА БОЛЬШуЮ ЧАСТЬ СРЕДНЕГО. ПРИЧЕМ ДЛЯ БОРЬБЫ С МАХИНАЦИЯМИ - ВПОЛНЕ ХВАТАЛО СТ. 40 (ИМХО), ПРОСТО ПРИМЕНЯТЬ ЕЕ НАДО БЫЛО ПРАВИЛЬНО И ГРАМОТНО. А ТАК - ГОСУДАРСТВОМ БЫЛ СОЗДАН ОГРОМНЫЙ И НЕПОВОРОТЛИВЫЙ МЕХАНИЗМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ФАКТИЧЕСКИ НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ, КОТОРОЕ ТОЛЬКО ФОРМИРОВАТЬСЯ
БУДЕТ ЛЕТ 5, А ТО И БОЛЬШЕ. А КТО ТО ПРОСЧИТАЛ ЗАТРАТЫ ДЛЯ БИЗНЕСА, ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЭТОГО ЗАКОНА? А МОЖЕТ БЫТЬ ВСЁ ПРОЩЕ, МОЖЕТ ПРИЧИНА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА - ПОЛИТИЧЕСКАЯ, Т.К. ПОСРЕДСТВОМ ЭТОГО ЗАКОНА МОЖНО ДОСТАТОЧНО ЭФФЕКТИВНО ДЕРЖАТЬ КРУПНЫЙ БИЗНЕС В УЗДЕ. Источник: www.nalog-briz.ru 10.2. К вопросу об увеличении возраста выхода на пенсию. Маленькая цифра В блоге я уже однажды писал свое отношение к идее о повышении возраста выхода на пенсию. А вот еще цифирка, что называется "вдогонку". Полную ставку в 34 % уплачивают лишь 49,2 % взносоплательщиков. На пенсию до 40 выходят 34 % бывших работников (в то же время взносы за них уплачивались как за простых работников). Как вам такое нравится, это же какая диспропорция! При таких обстоятельствах нет ничего удивительного, когда Пенсионный фонд имеет такой огромный дефицит Источник: www.nalog-briz.ru 10.3. 31 августа – «День блога». Поздравляю и писателей и читателей!!! Если перевести слово Blog в цифры, то получится 3108, то есть 31 августа. Так родилась идея в этот день праздновать День Блога (или Blog Day). В этот день каждый пользователь публикует у себя ссылки на 5 других блогов, отличных по тематике. Впервые праздник отмечался в 2005 году. Пользуясь случаем поздравляю всех: и писателей-блоггеров и читателей блогов. Ну а сегодня, в честь праздничка я сделаю 6 ссылок на блоги (с перевыполнением), которые мне нравятся и которые я регулярно читаю, и соответственно рекомендую и вам. Блог Константина Ефремова - Интернет-журнал Константина Ефремова о бизнесе, законах и налогах. Блог Маргариты Балакирской - посты этой очаровательной девушки, работающей на радиостанции "Эхо-Москвы Екатеринбург" я читаю с огромным удовольствием, всегда отмечая остроту и логичностью рассуждений. Блог Леонида Радзиховского - очень интересный автор, который вызывает самые неоднозначные оценки как среди сторонников Путина, так и среди оппозиционеров. Блог Алексея Горячева - или как он сам себя называет "Из жизни влюбленного в Россию". Короткие тексты, которые размещает Алексей, лично у меня иногда вызывают потребность спорить. Однако его любовь к России, его озабоченность и беспокойство за её судьбу - искренние, настоящие. Ну а таких фотографий, какие делает Алексей и размещает на своем блоге вы больше нигде не увидите. Блог Алексей Козлачкова - это блог моего доброго знакомого, современного русского писателя, о котором я уже несколько раз писал в своем блоге (см. в частности здесь и здесь). Блог Владислава Шурыгина - блог современного российского писателя, пишущего на военные и политические темы всегда читаю с интересом. Источник: www.nalog-briz.ru
11. Зарубежные налоговые новости11.1. Берлускони снижает налог солидарности (Италия) 29 августа заседанием правительственной коалиции, возглавляемое премьером Сильвио Берлускони, было принято решение о том, что должны быть внесены изменения в «антикризисные» бюджетные меры, которые правительство выдвинуло для того, чтобы сбалансировать бюджет Италии на 2013 год. В частности, Берлускони объявил о том, что дополнительные 5% налога солидарности будут взиматься с годового дохода населения, превышающего 90000 евро (131000 долларов США). Берлускони уже заявил, что это дополнительное налогообложение идет против всех своих налоговых принципов (а также является нападением на налогоплательщиков, от которых он получил прочную политическую поддержку в прошлом). Предполагается, что сокращение ожидаемого дохода от налога солидарности, где-то 3,8 млрд. евро за более чем три года, будет заменено дополнительными мерами по борьбе с уклонением от уплаты налогов в стране. Также произойдет значительное сокращение налоговых льгот, которыми в настоящее время пользуются кооперативы. Хотя дальнейшие меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов до сих пор подробно не изложены, а их влияние количественно, они должны учитывать дальнейшее участие муниципалитетов. Планируемые сокращения расходов местных органов управления, на общую сумму около 6 млрд. евро в 2012 году и другое в размере 3,2 млрд. евро в 2013 году, были резко опротестованы и в настоящее время смягчены. Учитывая сокращение услуг, которые эти снижения повлекут за собой, местные политики настойчиво поручили правительству найти другие источники средств для бюджета. В результате муниципалитеты будут получать (как это было в прошлом от предыдущих действий) некоторые дополнительные доходы, собранные от новых местных мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов, и это позволит ослабить сокращения, от которых они могут пострадать. В тоже время также наблюдается сокращение предполагаемой прибыли государственного бюджета от изменений в пенсионной системе. Не было никакого упоминания, пока еще, об увеличении до нормальной ставки налога на добавленную стоимость, которая была широко распространена в некоторых кругах; введении налога на имущество, которое получило поддержку от других; или дополнительных штрафных санкциях, которые должны применяться к итальянским лицам, репатриированным или урегулировавшим ранее незаявленные активы в течение последней налоговой амнистии, которая закончилась в апреле прошлого года. В конечном итоге, однако, по-прежнему планируется, что дополнительная ставка налога на прибыль энергетических компаний в Италии, которая ранее была увеличена на 6,5%, выше нормальной ставки, поднимется еще на 4% в течение следующих трех лет. Это предложение было подвергнуто критике, так как оно должно распространяться на компании, занимающиеся всеми видами энергии, включая возобновляемые источники энергии, и, как было сказано, будут увеличены цены на энергию в целях экономии. Было подтверждено, что правительственное намерение остается таковым, что общий финансовый результат бюджета не может быть изменен, и что правительство приступит к продвижению предлагаемых изменений в парламенте, где оно готово к открытым дебатам с парламентской оппозицией. Источник: www.offshore.su 11.2. Ставка НДС в Австралии слишком низка Несмотря на то, что предложение об увеличении ставки НДС уже было ранее отвергнуто правительством, один из ведущих экспертов Австралии в вопросах налоговой политики профессор Грег Смит вновь призвал руководство страны увеличить ставку НДС на 5%, доведя ее до 15%. С таким предложением Грег Смит выступил на проходившей в Сиднее 31 августа конференции Налогового института Австралии. Грег Смит является одним из ведущих экспертов, привлеченных правительством Австралии к изучению и составлению детального отчета о возможных планах развития национальной налоговой системы. Однако, при формировании отчета, его авторы были ограничены указанием правительства о том, что увеличение налоговых доходов бюджета не должно быть связано с ростом ставки НДС. Обсуждение данной проблемы также было исключено из повестки предстоящего в октябре национального саммита по налоговым вопросам. Тем не менее, по мнению Грега Смита, именно поднятие НДС и одновременное расширение базы налогообложения являются наиболее очевидными решениями вопроса необходимости увеличения объемов финансирования национальной системы здравоохранения и образования. Как альтернативное решение, им было предложено сохранить имеющуюся ставку НДС, но параллельно с этим ввести в действие новый налог на потребление. Выступая на конференции, Грег Смит подчеркнул всю важность данной проблемы и невозможность для правительства игнорировать ее в дальнейшем. По его словам, только естественное увеличение деловой активности в период до 2014 года даст бюджету страны не менее 12 миллиардов австралийских долларов в качестве дополнительных сборов по НДС. Однако аналогичные показатели по сборам налога на пользование природными ресурсами, важность которого неоднократно отмечалась политическими деятелями Австралии, составят за тот же период лишь 6 миллиардов долларов. По мнению экспертов, поднятие существующей ставки НДС или введение нового налога на потребление может позволить правительству Австралии не только поднять доходы государственного бюджета, но и снизить в дальнейшем подоходный налог для населения страны. Источник: www.fortnostress.com
12. «Знаете ли Вы...» или интересные и занимательные
|
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 1/2011 |
Обзор Федеральных «налоговых» законов, принятых в ноябре 2010 года. Новое в налоговом администрировании в 2011 году. Комментарий к изменениям, внесенным в АПК РФ Федеральным законом № 228-ФЗ. |
250=00 |
500=00 |
№ 2/2011 |
Новое в налогообложении в 2011 году: изменения во вторую часть НК РФ. Спорные вопросы обязательного и добровольного страхования работников. |
250=00 |
500=00 |
№ 3/2011 |
Налогообложение доходов физических лиц: ответы на сложные вопросы налогоплательщиков и налоговых агентов. Расходы на рекламу: обоснованность, нормирование, спорные вопросы исчисления |
250=00 |
500=00 |
№ 4/2011 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2010 год |
250=00 |
500=00 |
№ 5/2011 |
Служебные командировки: сложные вопросы применения трудового и налогового законодательства |
250=00 |
500=00 |
№ 6/2011 |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: сложные вопросы из практики налогового консультирования. Часть 1 (материальные расходы, оплата труда и амортизируемое имущество). |
250=00 |
500=00 |
№ 7/2011 |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: сложные вопросы из практики налогового консультирования. Часть 2 (прочие и внереализационные расходы, дата признания расходов и другие вопросы). |
250=00 |
500=00 |
№ 8/2011 |
НДС: сложные вопросы из практики налогового консультирования. |
250=00 |
500=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008-2009 годы. Приглашаем посмотреть материалы: http://cnfp.ru/publish/journal/archive.php
14. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за август 2011 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 30 сентября 2011 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
В избранное | ||