← Июль 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 8 выпусков (3-4 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин. Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала. Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов». Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя А.В. Брызгалин рассказывает о книге (видео): Видеопрезентация книги размещена здесь - http://video.yandex.ru/users/nifp/view/3/. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с. Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой) Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки) Справки:
«...Те, кто не знает законов, Луи Вернейль –
1. Налоговая новость недели1.1. Появилась практика ВАС по вычету и налоговому периоду 15 июня 2010 года Президиум ВАС РФ рассмотрел дело за № 2217/10, которое касается практически всех плательщиков НДС. В рамках указанного дела ВАС РФ должен был ответить на вопрос о том, когда налогоплательщик может реализовать свое право на вычет, в том отчетном периоде, когда у него для этого возникли все условия (счет-фактура, оприходование и др.), или произвольно. Так, в 4 кв. 2004 и в течении 2005 гг. компания приобретает ОС, оплачивает поставщикам НДС, получает от них счета-фактуры, но вычетом в те года не пользуется (суд I инстанции по этому поводу разбирался и указал в решении: "...суд установил, что оснований для заявления налоговых вычетов в более поздние периоды у налогоплательщика не имелось, поскольку все документы, на момент исчисления НДС в 4 квартале 2004 года ... имелись. Доказательств, что указанные документы отсутствовали или были переданы налогоплательщику от его контрагента позднее, не представлено"). В ноябре 2007 г. компания подает уточненную декларацию за I квартал 2006 года (?!), в которой эти вычеты вдруг заявляются и у налогоплательщика в итоге получается "к возмещению". Обратите внимание, ноябрь 2007 уже за пределами 3-х летнего срока по сравнению с годом 2004, но I квартал 2006 года еще в рамках этих 3-х лет. ИФНС выносит решение - в возмещении отказать, т.к. 3-х летний срок по п. 2 ст. 173 НК РФ уже истек. Все суды (I, II, III инстанции) единодушно поддержали ИФНС, по мотивам того, что гл. 21 НК РФ не позволяет плательщику по своему усмотрению определять налоговый период, в котором будут предъявлены к вычету суммы НДС, право на который возникло в конкретном налоговом периоде. Иное позволяет плательщику произвольно применять п. 2 ст. 173 НК без учета 3-х летнего срока на возмещение НДС (рассматривал ФАС ПО). И вот дело в ВАС РФ, который передает дело в Президиум. Вердикт - судебные решения отменить и передать дело на новое рассмотрение. При этом используются следующие формулировки: "... то обстоятельство, что общество заявило налоговый вычет, право на который возникло в 2004-2005 годах, в налоговой декларации за I квартал 2006 года, само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение налогового вычета. Вместе с тем непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм НДС является соблюдение 3-х летнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ". Иными словами, пользуйся вычетом когда хочешь, но только не раньше положенного срока и только в пределах 3-х лет. Это и логично, т.к. государству безразлично, когда ты заявишь свое право, главное, чтобы не раньше положенного срока, и не позже 3 лет. Дело отправили на новое рассмотрение чисто по процессуальным основаниям. Нижестоящим судам поручено еще раз исследовать вопрос о 3-х летнем сроке права на возмещение, а кроме того, судам поручено рассмотреть "иные обстоятельства", имеющие отношение к делу. Вместе с тем, ВАС РФ мог вполне реально вынести свое решение и без какого-либо направление дела на новое рассмотрения, однако, наверное, решил подстраховаться. А нижестоящим судам и делать то ничего не надо. 2004 год и больше половины 2005 года ушли для возмещения без возвратно, это очевидно. А что касается 4 кв. 2005 года, то там посмотрят и разберутся. Кстати говоря, косвенно, ВАС РФ уже об этом примерно высказывался, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.01.2008 № 11538/07, где налогоплательщик "перенес" вычет с июля 2003 года на сентябрь этого же года. ВАС РФ по сути признал, что интересы бюджета при этом на затрагиваются. Недоплата в одном периоде "компенсирована" переплатой в другом периоде. Поэтому дело № 2217/10 только закрепило и оформило тот подход, который складывался в судебной практике и ранее. Источник: www.nalog-briz.ru
2. Новости от Группы компаний «Налоги и финансовое право»2.1. Интервью Генерального директора ГК «Налоги и финансовое право» Аркадия Брызгалина на "Эхо-Москвы Екатеринбург" (19.07.2010)! Каждый третий четверг месяца на «Эхо Москвы – Екатеринбург» выходит «Ежемесячная программа «Налоговая консультация». Время выхода с 15:00 до 16:00 (время Екб). Продолжительность – до 40 минут. Ведущие программы Элина Тихонова и Аркадий Брызгалин. 19 июля 2010 года вышла программа, посвященная актуальным вопросам современного налогообложения: Бюджетное послание Президента РФ на 2011–2013 гг., о налоговых льготах для инновационной экономики, перспективы реформации транспортного налога и о новом порядке внесудебного взыскания недоимки с физических лиц, нужно ли вводить налог на роскошь и налог на банки и др. Кроме того, Аркадий Брызгалин ответил на вопросы радиослушателей, поступившие в редакцию программы. Прослушать эту программу и другие передачи с участием Аркадия Брызгалина можно по адресу: http://www.echoekb.ru/programs/37/ «Налоговая консультация» – интерактивная программа в эфире «Эхо Москвы – Екатеринбург». Каждый третий четверг месяца в формате консультации Аркадий Брызгалин, генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право» – помогает пошагово разобраться в самых сложных и запутанных ситуациях, связанных с налогами и сборами, с которыми сталкивается как бизнесмен так и простой гражданин. Источник: www.nalog-briz.ru
3. Новости налогообложения и экономики3.1. Транспортный налог с 2011г. может быть понижен вдвое и обнулен для автомобилей до 150 л.с. Минфин РФ предлагает с 2011 года сократить в два раза все ставки транспортного налога, сообщил руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин на пресс-конференции «О предложениях Минфина России по увеличению доходов федерального бюджета в 2011-2013гг», которая состоялась 21 июля 2010 г. Также Минфин РФ предлагает предоставить возможность субъектам РФ принимать решения об отмене налога на легковые автомобили мощностью до 150 лошадиных сил. И.Трунин пояснил, что увеличение нагрузки на автовладельцев в связи с повышением акцизов на бензин «достаточно серьезное», поэтому необходимо компенсировать это повышение путем снижения ставки транспортного налога. Он отметил, что в случае, если данные предложения Минфина РФ будут приняты, то с одной стороны, возможно сохранение транспортного налога как инструмента фискальной автономии региональных властей, с другой стороны, возможна его отмена его для целой категории автовладельцев. Глава департамента напомнил, что ранее Минтранс РФ предлагал перейти к взиманию платы с большегрузных автомобилей за пользование федеральными автотрассами. Минфин поддерживает данное предложение и предлагает в свою очередь с момент введения такой платы отменить для большегрузных автомобилей транспортный налог. Источник: www.minfin.ru 3.2. НДПИ на нефть может быть проиндексирован с 2012г на 6,5%, с 2013г - на 5,4% Ставка НДПИ при добыче нефти может быть увеличена с 2012 года на 6,5%, с 2013 года - на 5,4%, сообщил руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин на пресс-конференции «О предложениях Минфина России по увеличению доходов федерального бюджета в 2011-2013гг», которая состоялась 21 июля 2010г. По его словам, речь идет об индексации ставки НДПИ в размере 419 рублей за тонну, которая не пересматривалась в течение долгого времени. И.Трунин отметил, что, по мнению Минфина РФ, данная мера позволит сгладить последствия для бюджета от различных льгот и налоговых каникул по НДПИ на нефть и при этом осуществить реальную дифференциацию этого налога, которая подразумевает не только снижение налога для месторождения, где разработка связана с повышенными затратами, но и увеличение налога для месторождений, где затраты не столь высоки. Он также сообщил, что данная мера принесет дополнительно федеральному бюджету в 2012 году 78,1 млрд рублей, в 2013 году - 147 млрд рублей. Источник: www.minfin.ru 3.3. Ставка НДПИ на газ может быть увеличена с 2011г. на 61% с индексацией на 6% в 2012г. и на 5,4% в 2013г. Ставка НДПИ, взимаемая при добыче природного газа, с 2011 г. может быть увеличена на 61% с последующей ежегодной индексацией в соответствии с темпами прогнозируемой инфляции, сообщил глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Илья Трунин на пресс-конференции «О предложениях Минфина России по увеличению доходов федерального бюджета в 2011-2013гг», которая состоялась 21 июля 2010г. Так, по его словам, в 2012 году ставка может быть проиндексирована на 6%, а с 1 января 2013 года - на 5,4%. И.Трунин указал, что принятие мер в области НДПИ на газ приведет к росту доходов бюджета в 2011 г. на 51,2 млрд рублей, в 2012 г. - на 60,4 млрд рублей, в 2013 г. - на 69,1 млрд рублей. В соответствии с материалами Минфина РФ о дополнительных доходах федерального бюджета в 2011-2013 годах, ставка НДПИ на газ в 2011 г. увеличится в 1,61 раза, в 2012 г. - в 1,06 раза, в 2013 г. - в 1,054 раза. Источник: www.minfin.ru 3.4. Акцизы на бензин могут быть увеличены на 1 руб. на 1 литр в 2011, 2012 и 2013гг Акцизы на бензин в РФ могут быть увеличены на 1 рубль на 1 литр в 2011, 2012 и 2013 годах, сообщил глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин на пресс-конференции «О предложениях Минфина России по увеличению доходов федерального бюджета в 2011-2013гг», которая состоялась 21 июля 2010г. И.Трунин отметил, что увеличение будет идти к тем ставкам, которые установлены сейчас в Налоговом кодексе. На дизельное топливо повышение в относительном выражении будет больше, так как акцизы на дизельное топливо меньше, чем на бензин, отметил И.Трунин. При этом он подчеркнул, что данные предложения связаны не столько с повышением доходов бюджета, сколько с формированием дополнительных средств для финансирования дорожного строительства. И.Трунин также сообщил, что повышение акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин даст дополнительные доходы бюджета в 2011 г. в размере более 80 млрд рублей, в 2012 г. - 105 млрд рублей, в 2013 г. - более 105 млрд рублей. Комментируя вопрос о том, какие автовладельцы выиграют от предложений Минфина, И.Трунин отметил, что если говорить о категориях автовладельцев, для которых транспортный налог предлагается отменить или существенно снизить, выиграют те, кто имеет в собственности автомобиль мощностью выше 150 л.с., но при этом на нем не ездят. Те, кто имеет в собственности автомобиль маломощный, но ездит на нем много, будут платить больше, сказал он. В данном случае учитываются предложения Минфина о повышении акцизов на ГСМ, а также о снижении транспортного налога с 2011 г. в два раза и отмене этого налога с 2011 г. для владельцев автомобилей мощностью менее 150 л.с. И.Трунин затруднился оценить, на сколько может произойти рост цен на бензин в рознице в связи повышением акцизов. Необходимо будет посмотреть, насколько это увеличение будет перенесено на розничную цену, пояснил он. С одной стороны, уровень тарифа плюс НДС это увеличение нагрузки для тех, кто покупает топливо, с другой стороны, надо смотреть, как будет действовать спрос и предложение на рынке в отсутствие сговора, указал И.Трунин. При этом И.Трунин напомнил, что акциз на бензин не индексировался, однако цена с 2005 г. по 2009 г. непрерывно росла. Источник: www.minfin.ru 3.5. Акцизы на табачные изделия в 2011-2013 гг. будут расти на 30-40% в год Об этом сообщил глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин на пресс-конференции «О предложениях Минфина России по увеличению доходов федерального бюджета в 2011-2013гг», которая состоялась 21 июля 2010г. Как отмечается в материалах Минфина РФ, в 2011 г. ставка акциза на сигареты с фильтром может быть установлена на уровне 280,4 рубля за 1 тыс. штук, в 2012 г. - 360 рублей, в 2013 г. - 460 рублей. На сигареты без фильтра ставки акцизов могут быть установлены на уровне 250 рублей за 1 тыс. штук, 360 рублей и 460 рублей соответственно. В результате выполнения этих предложений в федеральный бюджет в 2011 году поступит дополнительно 20,1 млрд рублей, в 2012 году - 34,7 млрд рублей, в 2013 году - 49,6 млрд рублей. Источник: www.minfin.ru 3.6. К ставке водного налога при заборе подземных питьевых вод установят повышающий коэффициент На сайте Минфина РФ размещен проект федерального закона «О внесении изменений в ч. II НК РФ и Закон РФ «О недрах». Как указано в пояснительной записке к законопроекту, подготовлен он в целях приведения норм главы 25.2 «Водный налог» НК РФ в соответствие с законодательством, регулирующим отношения в области пользования водными объектами после вступления в силу с 01.01.2007 новой редакции Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ. В соответствии со ст. 333.8 главы 25.2 «Водный налог» НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем, новая редакция Водного кодекса не содержит понятий «специальное» и «особое водопользование» и их определение. Кроме того, Водный кодекс регулирует только отношения в области пользования поверхностными водными объектами. Пользование подземными водными объектами в соответствии нормами Водного кодекса регулируется законодательством о недрах. При этом подзаконные акты, регулировавшие ранее порядок предоставления в пользование всех водных объектов, после вступления в силу новой редакции Водного кодекса утратили силу. В связи с этим возник правовой пробел в вопросах налогообложения пользования подземными водными объектами, в части определения пользования подземными водными объектами в целях забора воды объектом налогообложения водным налогом. Для решения данной проблемы предлагается дополнить главу 25.2 «Водный налог» НК РФ соответствующими положениями. В целях приведения налогообложения добычи подземных вод, используемых для непосредственной реализации, в том числе после обработки, подготовки, переработки и розлива в тару, в соответствие в доходами, получаемыми в результате реализации указанной воды, законопроектом предусматривается применение повышающего коэффициента к ставке водного налога при заборе подземных питьевых вод, используемых для их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару). Кроме того, законопроектом вносятся конкретизирующие положения в главу 26 «НДПИ» НК РФ в части налогообложения НДПИ добычи лечебных грязей и в Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в части установления порядка исчисления разовых платежей за пользование недрами при предоставлении участков недр для добычи подземных питьевых вод, используемых для их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару. Источник: www.minfin.ru 3.7. Изменения в перечень доходов, не подпадающих под обложение НДФЛ Минфином России подготовлен проект федерального закона, которым предлагается уточнить перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ. В частности, законопроектом предусматривается исключить в п. 1 ст. 217 НК РФ положения об иных выплатах и компенсациях, не подлежащих налогообложению. Между тем НК РФ будет дополнен новыми нормами. Так, вводится освобождение от обложения НДФЛ ряда социально значимых выплат и компенсаций. Прямо прописано, что суммы компенсаций, которые выплачиваются работникам в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не должны облагаться НДФЛ. Законопроектом предлагается закрепить освобождение от обложения НДФЛ компенсационных выплат, связанных с бесплатной выдачей работникам молока и других равноценных пищевых продуктов или компенсационной выплаты, лечебно-профилактического питания. В п. 3 ст. 217 НК РФ устанавливается ограничение для освобождения от налогообложения выходного пособия в размере, не превышающем трехкратный средний месячный заработок. Уточняется, что не подлежат обложению НДФЛ компенсации, связанные с возмещением работникам фактических затрат в связи с выполнением ими трудовых обязанностей. Предлагается законодательно закрепить освобождение от обложения НДФЛ стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно. Эта льгота будет распространяться только на работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Источник: www.rnk.ru
4. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии4.1. Минфин РФ не рассматривает повышение налоговой нагрузки на чермет Министерство финансов РФ не планирует повышать налоговую нагрузку на предприятия черной металлургии, сообщил 23 июля 2010 г. на совещании в Челябинске замглавы Минфина РФ Сергей Шаталов. Говоря о возможности снижения налогов на отрасль, С.Шаталов отметил, что эта тема обсуждается уже больше 10 лет с тех пор, как эти льготы были отменены. По его словам, данные льготы означают возможность списать одни и те же расходы два раза. В основных направлениях налоговой политики, которые одобрены правительством в этом году, говорится о том, что Минфин РФ может продолжать совершенствование амортизационной политики. Минфин уже пошел на ускоренную амортизацию кроме премии, плюс к этому Минфин согласен с тем, что по некоторым видам оборудования надо уходить от старых принципов, когда за основу срока амортизации берется срок физической службы оборудования, указал С.Шаталов, отметив, что Минфин готовит соответствующий законопроект с тем, чтобы он начал действовать в 2012 году. Что касается вопросов учета незавершенного производства, то, по его словам, на следующей неделе для выработки общей позиции по данному вопросу с неоднозначной судебной практикой пройдет еще одна встреча, и ведомство надеется в скорейшем времени прийти к решению, которое устроило бы и государство, и металлургов. В то же время, С.Шаталов высказал сомнения в том, что металлургам можно вернуть 1-месячный период возмещения НДС взамен ныне действующего квартального. Источник: www.minfin.ru 4.2. Минфин РФ с 2012 г. планирует изменить расчет амортизационной премии Минфин РФ планирует с 2012 года изменить расчет амортизационной премии, с учетом морального устаревания оборудования, сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов 23 июля 2010 г. на совещании по металлургии в Челябинске. С.Шаталов также добавил, что Минфин РФ продолжит политику совершенствования амортизационных платежей. В свою очередь замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач поддержал данную идею, добавив лишь, что нужно уточнить группы оборудования, по которым можно применять такой механизм. Российские власти приняли решение с 1 января 2009 года утроить - до 30% - амортизационную премию предприятиям. Повышение амортизационной премии позволяет более быстро списывать расходы на приобретение основных средств и тем самым сокращает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Источник: www.minfin.ru 4.3. Введение акцизов на товары роскоши вряд ли существенно повысит доходы бюджета Минфин РФ рассматривает предложение Минэкономразвития РФ о введении акцизов на товары роскоши, однако сомневается в том, что их введение может существенно увеличить доходы бюджета, сообщил журналистам директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин. И.Трунин напомнил опыт 90-х годов, когда акцизы взимались с таких товаров, как ковры, хрусталь и ювелирные изделия. Причем акцизы взимались от цены. Как этот механизм может работать сейчас, говорить сложно, - указал И.Трунин. По словам И.Трунина, теория налогообложения говорит о том, что акцизы должны взиматься с товаров, спрос на которые низко-эластичный, то есть независимо от цены потребление все равно остается достаточно стабильным. К таким товарам, по его словам, можно отнести, например, нефтепродукты и табак. Глава департамента пока не видит иных вариантов. По словам И.Трунина, введение данного акциза не может как-то существенно повлиять на доходы бюджета, больше будет затрат на администрирование. Однако Минфин ожидает более конкретных предложений от Минэкономразвития, они будут рассматриваться и обсуждаться. Источник: www.minfin.ru 4.4. Налоговых агентов по НДФЛ предлагается жестче наказывать за несвоевременное перечисление налога Совет народных депутатов Кемеровской области внес в Госдуму проект поправок к НК РФ, направленных на повышение штрафов за неисполнение налоговыми агентами по НДФЛ своих обязанностей по перечислению налогов в бюджет. Объективная сторона этого правонарушения дополнена таким признаком, как несвоевременное перечисление налогов в бюджет. Штраф предлагается увеличить с 20 до 50% от суммы, подлежащей перечислению. Мера направлена на минимизацию ущерба бюджетов всех уровней от несвоевременного исполнения обязанностей налоговым агентом. Предлагается изменить и сроки уплаты налога. Предоставление платежного поручения и перечисление налога должны производиться одновременно с фактическим получением в банке сумм на выплату дохода (сейчас - не позднее дня фактической выплаты средств физическому лицу). Источник: www.garant.ru
5. Налоговая цифра неделиВ рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения. 5.1. 17 % – работающих россиян получают официальную зарплату меньше 1 тыс. руб. Такую статистику привел Председатель Правления ПФР А. Дроздов на совещании, посвященном вопросам реализации законодательства об обязательном пенсионном страховании в Северо-Кавказском федеральном округе. Этот факт свидетельствует о том, что объем «серых» зарплат в России представляет реальную угрозу системе пенсионного обеспечения населения. Причины, побуждающие работодателей уводить зарплату «в тень», известны: экономический кризис, а также замена с начала этого года ЕСН на страховые взносы в социальные фонды. Хотя в 2010 году общая нагрузка на фонд оплаты труда не изменилась и составляет те же 26%, что и действовавшая ранее ставка ЕСН, с 2011 года для большинства плательщиков она вырастет до 34%. Что касается работников, то в условиях дефицита вакансий они зачастую соглашаются на выплаты в конвертах. Противодействовать «серым» зарплатам призваны специальные комиссии, деятельность которых на указанном совещании было решено активизировать. Также будет обеспечиваться координация работы различных органов государственной власти в этом направлении. Источник: www.garant.ru
6. Новости налогового и бухгалтерского законодательства6.1. Уточнен перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, освобожденного от ввозного НДС (Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 523) Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 N 523 уточнен перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России, освобожденного от ввозного НДС. В него включены технологические линии по изготовлению цемента производительностью не только 5 000, но и 6 200 т клинкера в сутки, а также цементная помольная установка с двумя вертикальными валковыми мельницами (код ТН ВЭД ТС 8474 20 900 0). Источник: www.garant.ru 6.2. О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за июнь 2010 г. (Письмо ФНС РФ от 21.07.2010) С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв). Приводятся данные для расчета НДПИ в отношении нефти за июнь 2010 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 73,98 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 31,1687 Кц составляет 7,0434 (в предыдущем налоговом периоде Кц равнялся 6,7509). Значение Кв определяется налогоплательщиком самостоятельно. Таким образом, в связи с ростом курса доллара ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась. Данные для расчета НДПИ за май 2010 г. приведены в письме ФНС России от 15 июня 2010 г. N ШС-37-3/4144. Источник: www.garant.ru 6.3. Уточнены ограничения, налагаемые на федеральных госслужащих в целях предотвращения коррупционных правонарушений (Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925) Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» уточнены ограничения, налагаемые на федеральных госслужащих в целях предотвращения коррупционных правонарушений Установлено, что федеральные государственные служащие, замещавшие высшие должности государственной службы, должности в правоохранительных органах и иных «силовых» ведомствах, а также другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы могут работать в подконтрольных им ранее, тем или иным образом, коммерческих и некоммерческих организациях только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, создаваемой в федеральном органе исполнительной власти. Это требование, в отличие от уже установленного указами Президента РФ порядка трудоустройства бывших госслужащих в подконтрольные им ранее организации, распространяется не только на случаи заключения бывшими госслужащими трудовых договоров, но и случаи выполнения ими работы на условиях гражданско-правового договора. На бывшего госслужащего возложена также обязанность сообщать работодателю в указанных случаях о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства о государственной тайне. Источник: www.consultant.ru
7. Комментарии и разъяснения7.1. В счете-фактуре можно указывать сумму в рублях и иностранной валюте одновременно (Письмо ФНС РФ от 08.07.2010 № ШС-37-3/6194) Если цена товара по договору выражена в у.е. или инвалюте, а расчеты осуществляются в рублях, то в счете-фактуре продавец может написать стоимость и в рублях, и в валюте одновременно. А покупатель вправе заявить НДС по такому счету-фактуре к вычету. Как пояснила ФНС России в письме от 08.07.2010 г. № ШС-37-3/6194, законом это не запрещено. Источник: www.glavbukh.ru 7.2. Как учитывать проценты по договору займа, срок действия которого превышает один отчетный период (Письмо ФНС РФ от 16.06.2010 № ШС-37-3/4248@) Если компания получила долгосрочный заем, проценты по таким обязательствам нужно включать в расходы ежемесячно, пока действует договор. Независимо от того, когда они были уплачены на самом деле. При таком подходе споров с налоговыми инспекторами точно не возникнет. Недавно сотрудники Федеральной налоговой службы разослали по всем нижестоящим инспекциям письмо от 16.06.2010 г. № ШС-37-3/4248@ с официальным мнением чиновников Минфина о том, как правильно учитывать проценты по займам. Специалисты главного финансового ведомства разъяснили: если срок действия договора займа приходится более чем на один отчетный период, проценты надо относить к налоговым расходам в конце каждого месяца в течение всего периода пользования чужими деньгами. Дата уплаты процентов здесь не имеет значения. Источник: www.glavbukh.ru 7.3. Порядок зачёта или возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного НДФЛ – общий для всех (Письмо Минфина РФ от 28.06.2010 № 03-04-06/6-136) Предусмотренный ст. 231 НК РФ возврат налогоплательщику налоговым агентом излишне удержанных сумм НДФЛ должен осуществляться исходя из положений ст. 78 НК РФ, устанавливающей общий порядок зачёта или возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа. В данной статье предусмотрено, что её правила распространяются на налоговых агентов. В соответствии со ст. 78, п. 1 ст. 231 НК РФ возврат может быть произведён физическому лицу налоговым агентом на основании заявления, и налоговым органом налоговому агенту по заявлению последнего. Какой-либо иной порядок возврата сумм излишне удержанного НДФЛ, в том числе возврат налогоплательщику сумм излишне удержанного налога за счёт уменьшения подлежащих перечислению сумм налога с доходов, полученных от данного налогового агента иными физическими лицами, НК РФ не предусмотрен. Об этом сообщил Минфин России в письме от 28.06.2010 № 03-04-06/6-136. Источник: www.akdi.ru 7.4. В каких случаях имущественный вычет не предоставляется по задержанной зарплате (Письмо Минфина РФ от 09.07.2010 № 03?04?05/7?385) Физическим лицом было получено от налогового органа уведомление на получение имущественного налогового вычета по доходам за 2010 год. Нужно ли применять этот вычет к задержанной зарплате работника за сентябрь-декабрь 2009 года, которая была выплачена только в 2010 году? Минфин России в письме от 09.07.2010 № 03?04?05/7?385 ответил, что – нет. Дело в том, что при фактической выплате в 2010 году задолженности по зарплате, с нее была удержана сумма НДФЛ по доходам за 2009 год. А имущественный вычет предоставляется по доходам 2010 года. Источник: www.rnk.ru 7.5. Обособленное подразделение – не помеха для применения УСН (Письмо Минфина РФ от 09.07.2010 № 03-11-06/3/99) Организации, имеющие филиалы и (или) представительства не имеют права применять УСН (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Минфин России в письме от 09.07.2010 № 03-11-06/3/99 сообщил своё мнение в отношении того, как квалифицировать в целях налогообложения оборудованное рабочее место, созданное компанией вне места её нахождения. Согласно ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено ли его создание в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение. Из ст. 55 ГК РФ следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утверждённых им положений. Следовательно, если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, и не указала его в качестве такового в своих учредительных документах, то она вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения норм гл. 26.2 НК РФ. Источник: www.akdi.ru 7.6. Организациям нельзя уплатить налог наличными деньгами (Письмо Минфина РФ от 28.06.2010 № 03-02-07/1-296) Как сообщили специалисты Минфина России в письме от 28.06.2010 г. N 03-02-07/1-296, организация не может уплатить налоги через своего представителя и наличными денежными средствами. По их мнению, в п. 3 ст. 45 НК РФ имеется исчерпывающий перечень способов уплаты налога, и для организаций такой способ уплаты, как перечисление обязательных платежей наличными средствами, не предусмотрен. Компании должны уплачивать налоги в безналичном порядке через банк. Источник: www.provodka.ru
8. Новости налогового контроляВ рубрике «Налоговый контроль» размещаются материалы, посвященные процессуально-правовым и иным аспектам эффективной защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц, как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке. В частности, рассматриваются практические вопросы применения способов, методов и приемов защиты, особенности выстраивания тактики, позиции и доказательной базы по налоговым спорам. 8.1 Обязан ли вышестоящий налоговый орган обеспечивать налогоплательщику возможность участия в рассмотрении его жалобы на решение нижестоящего налогового органа. Высший Арбитражный Суд РФ продолжает рассматривать наиболее важные споры, касающиеся обеспечения гарантий прав налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля. На этот раз в поле зрения ВАС РФ попала ситуация, когда налогоплательщик обжалует решение нижестоящего налогового органа в вышестоящий. На сегодняшний день НК РФ не предусматривает обязанности налоговых органов обеспечивать налогоплательщику возможность присутствовать при рассмотрении его жалобы вышестоящим налоговым органом и принимать участие в ее рассмотрении (в частности, извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения этой жалобы). Между тем, при рассмотрении материалов налоговой проверки в самом нижестоящем налоговом органе, лишение налогоплательщика аналогичной возможности является, в силу прямого указания п. 14 ст. 101 НК РФ существенным процессуальным нарушением и самостоятельным основанием для признания решения налогового органа недействительным. Насколько справедливы и обоснованны такие различия в процедурах рассмотрения материалов проверки в нижестоящих и вышестоящих налоговых органах, можно ли положения п. 14 ст. 101 НК РФ по аналогии применять и к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе. Мнения судов по этому вопросу разделились. В одних случаях суды поддерживают налогоплательщиков, в других – налоговиков. Возможно скоро этот вопрос наконец-то получит свое разрешение. Коллегия судей ВАС РФ, передала на рассмотрение Президиума соответствующий спор между налоговым органом и налогоплательщиком. При этом сама коллегия ВАС не высказала своего мнения по этому вопросу, осталось дождаться заседания Президиума по рассмотрению этого дела, которое запланировано на конец сентября этого года (Определение ВАС РФ от 15.06.2010 № ВАС-4292/10). Источник: www.cnfp.ru
9. Судебное решение недели9.1. В пользу налогоплательщика «Расходы по благоустройству территории возле арендуемых производственных корпусов, произведенные в соответствии с условиями договора аренды, арендатор вправе учесть при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ)». Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. По мнению налогового органа, налогоплательщик неправомерно учел в составе расходов затраты, связанные с реконструкцией автодороги и благоустройством территории возле производственного корпуса, собственником которого он не является. Суд признал действия налогоплательщика правомерными. В силу подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) относятся к расходам, связанным с производством и реализацией. Установлено, что производственный цех и земельный участок под ним принадлежат на праве собственности ОАО «М». Между налогоплательщиком (арендатор) и ОАО «М» (арендодатель) заключены договор аренды земельного участка и договор аренды нежилых помещений, в силу которых производственный цех и земельный участок находятся в аренде у налогоплательщика. Договором аренды земельного участка установлена обязанность арендатора выполнять работы по благоустройству территории. Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что работы по благоустройству территории выполнены налогоплательщиком во исполнение условий договоров аренды. Кроме того, необходимость проведения указанных работ была обусловлена потребностью налогоплательщика в расширении автодороги для проезда длинномерного транспорта в производственных целях. Факт выполнения работ по благоустройству подтвержден договором подряда, локальной сметой и актом приемки выполненных работ. Оплата выполненных работ подтверждена платежными поручениями и актом взаимозачета. Поэтому суд указал, что работы по благоустройству территории произведены с целью дальнейшего ее использования в производственной деятельности налогоплательщика. Следовательно, спорные расходы связаны с его хозяйственной деятельностью и являются экономически обоснованными. (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2010 г. № Ф09-3938/10-С3). Источник: www.cnfp.ru
9.2. В пользу налогового органа «Вычеты сумм НДС производятся в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком получены счета-фактуры и выполнены основные условия, определяющие право налогоплательщика на вычет (п. 1 ст. 172 НК РФ)». Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов. По мнению ИФНС, налогоплательщиком неправомерно принят вычет по НДС, поскольку он вправе применять налоговые вычеты только в периоде получения счетов-фактур независимо от даты оплаты указанных в них товаров и даты принятия товаров на учет. По мнению суда, позиция ИФНС соответствует налоговому законодательству. Как установил суд, счета-фактуры выставлены первым числом следующего налогового периода. Однако налоговый вычет заявлен налогоплательщиком до получения счета-фактуры, то есть с нарушением требований норм ст. 171-172 НК РФ. Как указал суд, вычетам подлежат только суммы налога, подтвержденные первичными документами. Ссылка судов первой и апелляционной инстанции, удовлетворивших требования налогоплательщика, на постановление Президиума ВАС РФ от 04.03.2008 № 14227/07 ошибочна, поскольку в данном случае счет-фактура изначально был представлена. При этом в рассматриваемом случае ИФНС проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика. То обстоятельство, что получение товара и его оприходование проводилось в другом налоговом периоде, не является в силу ст. 172 НК РФ основанием для доначисления НДС по результатам выездной налоговой проверки. На основании изложенного суд принял решение об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2010 г. № А55-12180/2009). Источник: www.cnfp.ru
10. Блог А.В. Брызгалина «О налогах и о жизни»На рассылку сообщений персонального блога Аркадия Брызгалина можно подписаться на главной странице блога - www.nalog-briz.ru, указав свой адрес электронной почты в графе «Подписка на сообщения». 10.1. Бюджетное послание Президента России о налоговой политике на 2011-2013 Каждый год Президент РФ выступает с Бюджетным посланием. Не стал исключением и 2010. 29 июня такое Послание на 2011-2013 гг. было обнародовано на сайте Президента РФ здесь. Я уже лет 15 подряд очень внимательно читаю все президентские Послания, и это уже стало профессиональной привычкой. Вот и в этом году читал внимательно. Отмечу 2 особенности, которые сразу бросились в глаза. 1) Президент говорил о налогах много, даже очень много. Не просто пара фраз, как в прежних своих Обращениях, а целый раздел, состоящий из 8 самостоятельных направлений. 2) Ранее, Президент о налогах говорил в среднесрочной перспективе - на год на два. А тут прямо обозначено -"налоговая политика государства в долгосрочной перспективе", т.е. Президент налоговую политику планирует на много лет вперед. Что касается всего остального, то общий тон Послания таков: "необходимо искать возможности для повышения доходов бюджетной системы". Сама по себе подобная задача не нова, т.к. это является основой любой налоговой политики для любого государства. Что касается конкретики, то Президент РФ обозначил 8 "ключевых" (как он сам выразился) направлений, которые я попытаюсь даже чуть-чуть прокомментировать. Итак, 1) "следует поддержать компании, где интеллектуальный труд является основным... Существенная часть налоговой нагрузки в таких компаниях ложится на фонд оплаты труда. Поэтому для их поддержки следует снизить на период до 2015 года, а для отдельных категорий организаций – до 2020 года совокупную ставку страховых взносов до 14 % ..". Идея сама по себе правильная, однако необходимо определиться с перечнем таких компаний. А кроме того, возникает вопрос, а чем ФОТ якобы интеллектуальных компаний "хуже" чем ФОТ тех же металлургов, строителей и т.д. А то получается, для умных мы будем ФОТ льготировать, а кто тогда те, у кого ФОТ не льготируется? 2) "...Необходимо создать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности. В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам... Ну, здесь мы видим стандартный набор налоговых механизмов по стимулированию инноваций и новых технологий, который с 70-х годов XX века применялся и до сих пор применяется во всех экономически развитых странах. 3) "...в целях стимулирования осуществления инновационной деятельности в инновационном центре «Сколково» следует предусмотреть для участников проекта следующие льготы: обязательные страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта по ставке 14 %, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог – по ставке 0 %. Что касается НДС, то освобождение от его уплаты должно осуществляться в зависимости от выбора налогоплательщика. Указанные льготы должны действовать в отношении участников проекта в течение 10 лет с момента их регистрации либо до момента, когда общий размер прибыли, полученной организацией, превысит 300 млн. рублей с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки, полученной такой организацией, превысил 1 млрд. рублей". Здесь я замолкаю, Скольково - это Скольково, личный проект Президента, надежда современной России, ее будущее. При таком имидже, получение беспрецедентных налоговых льгот не кажется чем удивительным. Так и хочется сказать: "Ох, лишь на пользу все пошло". 4) ".... требуется стимулирование энергосбережения и рационального использования природных ресурсов". Ну это тоже понятно. По мнению Президента поддержка энергосбережения, 5) "... для развития социальной сферы необходимо привлекать частные инвестиции в системы здравоохранения и образования. Предлагаю в этих целях освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 года) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности. При этом соответствующие льготы должны распространяться только на те виды деятельности, которые носят социально значимый характер". Меня всегда умилял подход наших к властей к решению проблем в экономике: реальные дела подменяются раздачей налоговых льгот. "Надо льготы дать" - басит какой-нибудь депутат или чиновник и, интересно, сам то он в это верит. Неужели трудно понять, что регулятивные возможности налогов нельзя переоценивать, потенциал налогов достаточно ограничен. Налогами хорошо душить, но сложно что-то развивать. Эта тема очень интересна и давно меня волнует, так что в самое ближайшее время я обязательно посвящу ей несколько постов. А что же касается конкретно этого направления в налоговой политике, то мне кажется ее плодами в первую очередь воспользуются не народ, не налогоплательщики, а владельцы соответствующих бизнесов. С одной стороны в этом ничего плохого нет, т.к. люди работают в социально востребованных отраслях, а не где-то в нефтянке, в торговле или в игорном бизнесе. Но с другой стороны, мне кажется, что владельцы таких бизнесов и без того неплохо живут. И чем хуже другие владельцы других бизнесов. Вот владелец кафе - он организует питание людей. А вот владелец транспортной компании - организует перевозку людей. Чем они то хуже (или лучше) тех, кто организует лечение и обучение людей. Как это для меня странно, хотя я, возможно и ошибаюсь. 6) а вот этот пассаж мне лично не понравился: "... в среднесрочной перспективе необходимо дальнейшее расширение и укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы РФ... (пока все нормально). Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов (вроде тоже ничего пока страшного нет). И вдруг.... Следует ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами..." Вот тебе и "расширение круга плательщиков за чет возникновения новых активных субъектов". Так ведь через повышение налоговой базы по налогу на имущество (иногда многократно) новых субъектов не появится. Как были прежние плательщики, те же и останутся. Только база для исчисления налога у них будет "рыночная", т.е. высоченная. А в этом ничего хорошего нет. В 2009-2010 росла коммуналка, а со следующего года, что? вырастут налоги на имущество? Получается, что по Бюджетному посланию все так и обстоит. 7) ".....актуальными остаются вопросы совершенствования налогового администрирования... Ну, это тема вечная. Ее переписывают из Послания в Послание, однако воз и ныне там. Хотя стремление к совершенству - это, согласитесь, лучше чем вообще ничего. Восьмое направление комментировать я не буду, т.к. касается оно очень узкого сегмента - налоги в рамках таможенного союза. Там, как мне кажется, надо в первую очередь навести порядок с политикой, а потом уже переводить все на нормативную базу. Как видим, перечень направлений в налоговой политике широк. Ничего не сказал Президент ни про снижение ставки НДС, ни про замену транспортного налога, ни про акцизы на роскошь. Или над этими вопросами Президент наш до сих пор размышляет, или наоборот, уже все решено и отражать их в Бюджетном послании, по мнению Президента, смысла нет. Жизнь продолжается. Источник: www.nalog-briz.ru 10.2. По налоговой системе можно судить об уровне развития государства 30 июня я разместил пост с изложением своего мнения по вопросу отмены прямого транспортного налога и установления вместо него косвенного налога - топливного акциза. Тогда, некий Сергей в комментариях спросил меня: "Может действительно отменить все прямые налоги и ввести одни только косвенные, раз они такие замечательные". Как говорил классик российской эстрады: "Вопрос конечно интересный". Единственное, что я могу сказать по этому поводу в настоящий момент, так это только то, что одними косвенными налогами, наверное, наполнять бюджет нельзя. Но почему это так, я не знаю. Вопрос требует научного анализа. Подумаю, может быть в будущем и напишу. Но тут недавно мне попалась интересная мысль от немецкого налоговеда Карла Хойзера, который (и ИМХО достаточно справедливо) писал: "Достаточно быть знакомым с налоговой структурой страны, чтобы догадаться, на какой ступени развития она находится. Если, скажем, две трети или больше всех налоговых поступлений приходится на налоги на предметы потребления и налоги, вытекающие из товарно-денежных и имущественных отношений, то практически всегда речь идет о слаборазвитой в промышленном отношении стране. Из сказанного можно вывести правило, страны со слаборазвитой экономикой вынуждены взимать в основном косвенные налоги, в том время как взимание прямых налогов приобретает большее значение в странах с развитой экономикой и с населением, обладающим достаточно высоким уровнем образования...» [Хойзер К. Жертва или налог. От античности до современности // Все начиналось с десятины. С. 47.] Можете сами сравнить бюджетные доходы государства Российского за январь-июнь 2010 года вот здесь , чтобы сделать свои выводы. Или Хойзер не прав, или Россия является страной со слаборазвитой экономикой. Источник: www.nalog-briz.ru 10.3. Появилась долгожданная практика ВАС про переквалификацию сделок для целей налогообложения Ну наконец-то.. Как говорят: "Не прошло и полгода...". А то я уже начал беспокоится и 6 июля здесь даже написал о том, что целый ряд принципиальных решений от Президиума ВАС, объявленных и почти обнародованных, где-то потерялся. И вот буквально на днях на сайте ВАС появился текст Постановления, которое было принято еще 01 июня. Немного истории. В первом моем посте говорилось - ВАС решает вопрос - что есть переквалификация сделки, можно ли мнимую или притворную сделку считать возможной для переквалификации, и как следствие - можно ли по мнимым сделкам применять подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ о судебном взыскании недоимки. В своем втором посте я уже писал о том, что ВАС определился - признание сделки мнимой не означает, что сделка переквалифицирована. Кстати здесь я тоже писал об очень интересной практике, касающейся того, вправе ли налогоплательщик определять период, в котором ему "удобнее" поставить НДС к вычету. Дело было рассмотрено в ВАС 15 июня и направлено на новое рассмотрение, но мотивировки пока мы не знаем, т.к. текста постановления еще нет, хотя я за этим и слежу. А пока рассмотрим практику "по сделкам". Что же мы имеем? Начнем по порядку..... Итак, Постановление Президиума ВАС РФ от 01.06.2010 № 16064/09. ИФНС провела проверку компании, выявила ее работу с "однодневками", как водится доначислила НДС и налог на прибыль. Налогоплательщик - в суд, но суд встал на сторону налоговой, которая и выставила требование на уплату налога. Однако компания в свою очередь вновь обратилась в суд и оспорила уже требование (как н/а), но по формальным основаниям. Логика компании была достаточно внятная - "если вы, ИФНС, оценили наши сделки как ничтожные, то вы изменили их юридическую квалификацию, а потому ни о каком бесспорном взыскании недоимки речь идти не может, обращайтесь за взысканием в суд". И ссылочка тут же от заявителя имеется - подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ - читаем и применяем. Спор стал рассматриваться в суде, и вот тут то суды наши и заметались как есенинский "пожар голубой". Смотрите сами - I инст. - "за ИФНС", II инст. - "за налогоплательщика", III инст. - "за ИФНС". Причем обоснование "за бюджет" было таким: "в споре речь не о сделках, а о документах с недостоверными сведениями" (вроде как выкрутились). Президиум ВАС разрешил спор в пользу налоговиков, посчитав, что "признание сделки недействительной - не есть ее переквалификация", однако мотивировка показалась мне довольно путанной. ВАС начал с того, что процитировал не только подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, но и собственное творчество - это и п. 8 пост. Пленума от 12.10.06 № 53 - про "необоснованную налоговую выгоду" (ну куда же без него?), и пост. Пленума от 10.04.08 № 22 (про ст. 169 ГК РФ). То обстоятельство, что правовые позиции этих двух постановлений , мягко говоря, не совсем последовательны и почти противоречивы, что, кстати и стало поводом для подобной неразберихи, ВАС нисколечко не смутило. А потом "бац", ловите вывод, цитирую: "... При этом, поскольку ничтожные сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ), суд решает вопрос об обоснованности указанной переквалификации в рамках рассмотрения налогового спора и в том случае, когда изменение налоговым органом юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика основано на оценке сделок в качестве мнимых или притворных (абз. 3 и 4 п. 7 названного (№ 22 - прим. авт.) постановления)". Вы что-нибудь поняли? Да, надо было полтора месяца такое писать! Не меньше. А дальше вообще какая то подсказка налоговикам: "В рассматриваемом случае доначисление инспекцией налогов, начисление пеней, взыскание штрафов произошло в результате представления обществом документов, содержащих недостоверные и противоречивые сведения, которые в совокупности с другими выявленными инспекцией обстоятельствами не подтверждают факта реального осуществления им хозяйственных операций с российскими поставщиками". Типа делай так, и никаких проблем по ст. 45 НК РФ не будет. Так это что получается? Заключил я сделку по поставке, а налоговики говорят - это договор комиссии, и в акте пропишут "доначисляем налог не из-за того, что сделка другая, а из-за документов, которые содержат недостоверные сведения, и которые в совокупности с другими обстоятельствами не подтверждают факта реального осуществления сделки поставки". И все, подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ и не нужен. Вот уж во истину "закон, что столб, перелезть нельзя, а обойти можно". Лично для меня, позиция ВАС понятна, но его доводы не убедительны. При таком подходе подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ вообще не сможет применяться для переквалификации сделок (тем более, что пассаж о "переквалификации в рамках рассмотрения налогового спора" я вообще не понял). Мне кажется, в этом Постановлении ВАС должен был кроме позиции по разрешению конкретного спора дать точное разъяснение того, что же является переквалификацией, и в каких случаях она есть, а в каких случаях ее нет. А в результате получилось так, что Суд, вместо того, чтобы сказать "переквалификации здесь нет", сказал "переквалификации вообще нигде нет". Я все-таки сторонник того, что это Постановление, тем не менее, надо толковать очень и очень узко. Можно про него говорить в суде (если не дай бог вы попадете в подобную ситуацию), что правовая позиция по Пост. Пр. ВАС РФ № 16064/09 применяется только в тех случаях, когда выявлена именно фиктивность сделок (т.е. сделок вообще не было). В случаях же когда сделки реально были, и они реально исполнялись, но их правовой режим оспаривается налоговиками (как я уже приводил пример "поставка-комиссия", или "оказание услуг-комиссия", или "аренда-хранение" и др.), то Постановление ВАС № 16064/09 применяться не должно. Источник: www.nalog-briz.ru 10.4. Налоги скоро можно будет платить с мобильника Вчера (26 июля) прочитал в "Коммерсанте" о том, что налоги можно будет платить со счета сотового телефона. Вот это я понимаю, настоящий технический прогресс! Но почему-то в этой связи вспомнилась американская шутка: "При демократии мы, слава богу, сами решаем, как платить налоги – наличными, чеком или платежным поручением". Вот радости то! Хотя с другой стороны, мудрость государства в том и состоит, чтобы налогоплательщикам налоги было платить удобно, быстро и без хлопот. Лишь бы платили. Источник: www.nalog-briz.ru 10.5. Тема налогов в стихах Высоцкого Продолжая тему о творчестве Владимира Семеновича Высоцкого, со дня смерти которого сегодня исполняется 30 лет, отмечаю, что в его стихах тема налогов тоже имела место. В нашей книге "Налоги. Люди. Время... или этот безграничный Мир налогов", о которой я рассказываю здесь, мы приводим несколько отрывков из его стихов. Из стихотворения «Этот день будет первым всегда и везде...» (1976) Источник: www.nalog-briz.ru
11. Зарубежные налоговые новости11.1. Германия может ввести налог на лишний вес Немецкие депутаты выступили с необычным предложением – повысить стоимость медицинской страховки для людей с лишним весом, так как они, по мнению парламентариев, сознательно ведут нездоровый образ жизни и должны нести за это ответственность. В пример они приводят тот факт, что вредные для здоровья товары, например, алкоголь или сигареты, облагаются высокими налогами. А чем хуже люди, потребляющие высококалорийную пищу? Источник: www.provodka.ru 11.2. ОЭСР обновила основные налоговые директивы Способствуя расширению сети и облегчению процедуры заключения международных налоговых договоров, Организация экономического сотрудничества и развития обновила ряд директивных документов, определяющих характер межгосударственных отношений в вопросах налогообложения. В число документов, подвергнутых ревизии, вошли Конвенция по налогообложению, Директива по трансфертному ценообразованию и налоговому регулированию международных предприятий, Отчет по распределению прибыли для постоянно действующих зарубежных отделений. Текущие изменения стали первыми после публикации Директив по трансфертному ценообразованию в 1995 году, вобрав в себя все те многолетние изменения, которые произошли в практике применения международного трансфертного ценообразования. Изменения затронули практические вопросы операционного ценообразования, a также методы сравнительного анализа и оценки. Целью обновлений стало создание дополнительных возможностей для правительств разных стран мира для точной оценки и координации национальных вопросов применения налогообложения международных корпораций, использующих трансфертное ценообразование, и снижение случаев уклонения от уплаты налогов при этом. Обновленная версия Конвенции по налогообложению включила в себя новый, ранее не существовавший раздел, коснувшийся инвестиционных трастов и совместных инвестиционных фондов, а раздел, касаемый налогообложения прибыли предприятий, был обновлен полностью. Кроме этого, были рассмотрены ранее не затронутые специфичные вопросы налогообложения государственных предприятий, а также вопросы налогообложения работников, находящихся в стране непродолжительный период времени. Под влиянием времени в Конвенцию вошли и совершенно новые вопросы, такие как налогообложение при осуществлении электронных финансовых и торговых операций. Новый Отчет по распределению прибыли для постоянно действующих зарубежных отделений, хотя и сохранил прежние принципы, но создал базу для более точной и взвешенной оценки доли в общей прибыли транснациональных корпораций, создаваемой их постоянными отделениями в зарубежных странах. Источник: www.fortnostress.com
12. «Знаете ли Вы...» или интересные и занимательные
|
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 11/2009 |
Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2010 год. | 250=00 |
500=00 |
№ 12/2009 |
Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2010 год. | 250=00 |
500=00 |
№ 1/2010 |
Налоговое администрирование в 2010 году. Налоговый кодекс РФ, часть I. | 250=00 |
500=00 |
№ 2/2010 |
Новое в налогообложении в 2010 году. | 250=00 |
500=00 |
№ 3/2010 |
Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль. Заполняем налоговую декларацию по НДФЛ: ответы на сложные вопросы | 250=00 |
500=00 |
№ 4/2010 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2009 год | 250=00 |
500=00 |
№ 5/2010 |
Договор и налоговый контроль | 250=00 |
500=00 |
№ 6/2010 |
Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет | 250=00 |
500=00 |
№ 7/2010 |
Налогообложение хозяйственных и сделок в 2010 году | В печати |
– |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008-2009 годы. Приглашаем посмотреть материалы: http://cnfp.ru/publish/journal/archive.php
Книги издательства «Налоги и финансовое право» Вы можете приобрести на сайте издательства «ОМЕГА-Л»:
Налоговый кодекс РФ: новое в налогообложении в 2010 году (налоговое администрирование, НДС, НДФЛ, налог на прибыль) Под ред. Брызгалина А.В.
Страховые взносы в 2010 году. 3-е изд., перераб. и доп. (с 1 января 2010), Брызгалин А.В., Головкин А.Н.
Счета-фактуры. В ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. № 451 (законодательство, комментарий, рекомендации по заполнению, арбитраж.пр.)., Брызгалин А.В., Головкин А.Н.
Налоговая оптимизация недобросовестных контрагентов., Под ред. Брызгалин А.В., Головкин А.Н.
Налоговая оптимизация расходов (документирование, налоговый учет, арбитражная практика)., Под ред. Брызгалина А.В., Головкина А.Н.
14. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за июнь 2010 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 31 июля 2010 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
15. ПРЕДЛАГАЕМ В АРЕНДУ КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
по адресу г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 77, офисное здание, 5 этаж
-
рабочим местом лектора
-
рабочими местами слушателей
-
кондиционером
-
аудиотехникой
-
микрофоном
-
стойкой для раздаточного материала
Стоимость аренды
Дополнительные услуги, помещения, оборудование:
-
помещение подкофе-брейк
-
видеотехника
-
ксерокс
-
компьютер, принтер
-
выделенная телефонная линия с телефонным аппаратом
-
выделенная линия для выхода в Internet
Оплата по договоренности
По вопросам аренды обращаться:
Тел./факс
Фотографии
В избранное | ||