← Январь 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Вы можете оформить: АБОНЕМЕНТ на Московские семинары 2010 года АБОНЕМЕНТ на Екатеринбургские семинары 2010 года Справки по телефону: (343) 350-12-12, 350-11-62 Информация размещена на сайте www.cnfp.ru Налогообложение организаций и бухгалтерский учет в 2010 году.
|
полноцветное иллюстрированное издание о налогах«Налоги. Люди. Время… |
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин.
Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала.
Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов».
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя
Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с.
Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой)
Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки)
Справки:
«...Не из общинного труда, произведенного
со свободного общего согласия, а именно из завоевания,
из крепостного права происходят налоги,
которые мы платим теперь государству...»
Петр Алексеевич Кропоткин(1842— 1921) —
русский мыслитель, идеолог анархизма и демократ,
ученый-географ, социолог, путешественник.
1. Налоговая новость недели
1.1. Приняты поправки к главам 21 «НДС», 23 «НДФЛ», 25 «Налог на прибыль организаций», 28 «Транспортный налог» НК РФ.
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 368-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ...» приняты поправки к главам 21, 23, 25, 28 НК РФ.
В целях налогообложения прибыли с 1 января по 30 июня 2010 г. будет применяться следующий порядок учета расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г. Налогоплательщик вправе выбрать один из двух способов учета таких расходов. Во-первых, он может использовать средний уровень процентов по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях. Во-вторых, применить ставку рефинансирования ЦБР, увеличенную в 2 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и ставку в 15% по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Уточнен порядок применения нулевой ставки по налогу на прибыль в отношении дивидендов. Исключено условие о том, что стоимость приобретения и (или) получения в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, должна превышать 500 млн руб.
До 270 календарных дней увеличен срок представления документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при помещении в период с 1 июля 2008 г. до 31 марта 2010 г. товара под режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
Для получения социального или имущественного вычета по НДФЛ теперь не понадобится подавать вместе с налоговой декларацией отдельное письменное заявление. Кроме того, в декларации больше не нужно указывать доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами.
От транспортного налога освобождены морские, речные и воздушные суда, принадлежащие предпринимателям, основным видом деятельности которых являются пассажирские и (или) грузовые перевозки. Ранее такое освобождение предусматривалось только для организаций.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.
Источник: www.garant.ru
2. Новости налогообложения и экономики
2.1. Правительство утвердило антикризисную программу на 2010 год
В конце ушедшего года, 30 декабря, правительство подвело итоги работы по преодолению последствий кризиса и наметило планы на 2010 год.
В программе "Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год" отмечено, что российская экономика вышла из острой фазы кризиса.
В наступившем году особое внимание будет уделено социальной поддержке россиян, оживлению экономики и ряду других наиважнейших направлений. В частности, правительство планирует ввести социальную доплату к пенсии, а регионы получат дополнительные финансирование для программ по снижению безработицы.
Новая антикризисная программа предполагает расширение кредитования предприятий и реструктуризацию задолженности реального сектора. Системообразующие предприятия будут обеспечены госгарантиями по заимствованиям.
По-прежнему правительство намерено активно поддерживать развитие малого и среднего бизнеса — продолжится реформирование системы контроля, будет упрощена процедура получения лицензии.
Антикризисная программа на 2010 год предполагает формирование условий для перехода от антикризисного режима к решению модернизационных задач.
Источник: www.garant.ru
Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» закреплены основы государственного регулирования торговой деятельности в России.
Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и арендовывать дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом запрещается приобретение и аренда дополнительных торговых площадей только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.
Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров; об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.
Не допускается установление запрета на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственности за несоблюдение этого правила.
В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Включение в цену договора иных видов вознаграждения не допускается.
Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов питания сроком годности до 30 дней - до 30 календарных дней, для остальных продуктов питания, в том числе алкоголя, - до 45 календарных дней.
Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование торговых реестров субъектов РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.
Источник: www.garant.ru
3. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии
3.1. Минфин РФ планирует сблизить бухгалтерский и налоговый учет
В настоящее время различие порядков переоценки сумм авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте, в налоговым и бухгалтерским учетом приводят к тому, что организации, осуществляющие операции в иностранной валюте на условиях предварительной оплаты, фактически, обязаны вести два учета, в которых имущество, обязательства и требования имеют различную стоимостную оценку и порядок переоценки.
Минфин РФ в рамках совершенствования налогового законодательства предполагает отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте.
В этом случае ведомством предполагается, что доходы, расходы, а также стоимость товаров, работ, услуг, имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления будут определяться по курсу ЦБ РФ, действующему на дату перечисления суммы аванса.
Такие изменения изложены в одобренных Правительством РФ основных направлениях налоговой политики на 2010, 2011 и 2012 годы.
Источник: www.klerk.ru
3.2. Министры против изменения порядка налогообложения для филиалов
Правительство России дало отрицательное заключение на законопроект, вносящий поправки в главу 25 части второй Налогового кодекса РФ. В нем депутаты Ямало-Ненецкого автономного округа предлагали установить обязанность уплачивать авансовые платежи, а также суммы налога на прибыль налогоплательщиком — собственником Единой системы газоснабжения по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений и (или) имущества.
Как говорится в тексте официального отзыва, размещенного на сайте Минфина РФ, отсутствие в субъекте Федерации обособленного подразделения организации может говорить о том, что в данном регионе у организации налогооблагаемая прибыль не возникает. Кроме того, проект не соответствует принципу всеобщности и равенства налогообложения, поскольку предусматривает установление особенностей уплаты налога на прибыль организаций в отношении одного налогоплательщика в зависимости от отраслевой принадлежности.
Кроме того, в материалах к проекту не представлены расчеты, отражающие перераспределение налога на прибыль организаций между бюджетами субъектов Российской Федерации.
Источник: www.provodka.ru
3.3. Минфин РФ разработал проект приказа об утверждении новой формы налоговой декларации по НДС
11 января 2010г. на сайте Министерства финансов России был размещен проект приказа Минфина РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по НДС и Порядка ее заполнения».
Ознакомиться с указанным проектом можно на официальном сайте Минфина РФ (www.minfin.ru, раздел «Нормативная и правовая информация», подраздел «Проекты нормативно-правовых актов»).
4. Налоговая цифра недели
В рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения.
NEW!!! 4.1. 47,8 % - именно на столько уменьшились поступления в бюджет РФ налога на прибыль организаций в периоде январь-ноябрь 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008г.
По данным Федеральной налоговой службы, за январь-ноябрь 2009г. в бюджетную систему РФ поступило 1 122,1 млрд. рублей налога на прибыль организаций, что на 47,8 % меньше показателей 2008г. за аналогичный период.
Источник: www.nalog.ru
5. Новости налогового и бухгалтерского законодательства
5.1. Уточнены перечень и размеры госпошлин за совершение юридически значимых действий (Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ)
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй НК РФ и отдельные законодательные акты РФ...» уточнены перечень и размеры госпошлин за совершение юридически значимых действий.
Изменения затронули, в частности, размеры госпошлин, подлежащих уплате при подаче исков в суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
В два раза повышены размеры пошлин за госрегистрацию актов гражданского состояния. Например, за выдачу свидетельства об установлении отцовства нужно будет заплатить не 100, а 200 руб.
Повышены размеры госпошлин за совершение действий, связанных с приобретением российского гражданства или выходом из него, а также с въездом в Россию или выездом из нее. Так, за выдачу загранпаспорта нужно заплатить 1 000 руб., а если он содержит электронный носитель информации - 2 500 руб. Ранее размеры госпошлин составляли 400 руб. и 1 000 руб. (соответственно).
В связи с введением паспорта и удостоверения личности моряка установлена госпошлина за их выдачу в размере 800 руб.
За госрегистрацию юрлица будут взимать 4 000 руб. (а не 2 000 руб.), политической партии и каждого ее регионального отделения - 2 000 руб. (ранее - 1 000 руб.).
За выдачу свидетельства о регистрации лиц, совершающих операции с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом будут взимать 2 000 руб.
Повышены размеры госпошлин за выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили, ПТС, свидетельства о регистрации транспортного средства.
Отдельно установлена госпошлина за выдачу свидетельства о признании и об установлении эквивалентности документа иностранного государства об образовании, об ученой степени и ученом звании. Ее размер составляет 4 000 руб.
Внесены изменения в ряд законодательных актов по вопросам уплаты госпошлины за совершение рассмотренных юридически значимых действий.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Источник: www.garant.ru
5.2. Принят закон, направленный на декриминализацию налоговой сферы (Федеральный закон от 29 декабря 2009 N 383-ФЗ)
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, неисполнение обязанностей налогового агента, совершенные в крупном или особо крупном размере, влекут уголовную ответственность.
Федеральным законом от 29 декабря 2009 N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» увеличена сумма налогов и (или) сборов, признаваемая крупной или особо крупной. Крупным размером для физлиц считается сумма, которая за период 3 лет подряд превышает 600 тыс. руб., а не 100 тыс. руб. (при условии, что доля неуплаты превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов), либо составляет более 1,8 млн. руб. (ранее 300 тыс. руб.). Для юрлиц крупной является сумма, которая за период 3 лет подряд превышает 2 млн руб. при указанном условии (ранее - 500 тыс. руб.) либо составляет более 6 млн. руб. (прежде - 1,5 млн руб.).
От уголовной ответственности за неуплату налогов и (или) сборов освобождаются лица, впервые совершившие преступление и полностью погасившие недоимку, пени и штрафы.
В отношении подозреваемых и обвиняемых не применяется такая мера пресечения, как заключение под стражу (кроме отдельных случаев). Уточнен порядок направления материалов в ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Так, приостанавливается исполнение решений о привлечении физлица к ответственности за налоговое правонарушение и взыскании налога (сбора), пеней, штрафа.
Временно прекращается и течение сроков взыскания. Исполнение указанных решений возобновляется, если в возбуждении уголовного дела отказано, само дело прекращено или вынесен оправдательный приговор.
Федеральный закон от 29 декабря 2009 N 383-ФЗ вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Источник: www.garant.ru
5.3. Подготовлены рекомендации Минфина РФ о раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности (Информационное письмо Минфина РФ от 29.12.2009).
Министерство Финансов России обобщило вопросы, поступившие в отношении раскрытия информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчётности организации.
В Информационном письме Минфина РФ от 29.12.2009 «О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации» рассмотрено формирование в бухгалтерском учете и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации об условных обязательствах организации, по которым не производится резервирование; информации, связанной с признанными в бухгалтерском балансе обязательствами, активами; информации о финансовых инструментах срочных сделок; информации, связанной с использованием денежных средств.
Источник: www.minfin.ru
6. Комментарии и разъяснения
6.1. Иностранный «входной» НДС в расходах не учитывается (Письмо Минфина РФ от 16.12.2009 № N 03-03-06/1/813).
Российская организация не вправе в целях исчисления российского налога на прибыль учитывать расходы её представительства в Республике Беларусь с учётом суммы белорусского НДС, уплаченной по услугам и материалам, используемым для нужд самого представительства. Впрочем, и предъявленный местным покупателям белорусский НДС не включается в доходы в целях российского налогообложения.
Такая позиция, причём применительно к деятельности российских организаций на территории любых иностранных государств, сформулирована в письме Минфина России от 16.12.2009 № 03-03-06/1/813.
На основании ст. 311 НК РФ и соглашений с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения в письме делается вывод, что российская организация при расчёте налога на прибыль, подлежащего уплате в иностранном государстве, имеет возможность полностью учесть расходы, связанные с деятельностью постоянного представительства, понесённые как в данном иностранном государстве (включая уплаченные там налоги), так и соответствующие расходы, понесённые в России.
Далее, исходя из подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, делается вывод, что при расчёте российского налога на прибыль разрешается в расходах учитывать только те налоги, которые уплачены в соответствии с законодательством РФ.
Во избежание двойного налогообложения расходы в виде иностранных налогов на прибыль и на имущество учитываются методом зачёта в уменьшение российских налогов на прибыль и на имущество соответственно на основании специальных положений статей 311 и 386.1 НК РФ.
Источник: www.akdi.ru
6.2. Минфин РФ разъяснил, что организация может платить налоги только с расчетного счета (Письмо Минфина России от 16.12.2009 № 03-02-07/2-207)
В письме от 16.12.2009 № 03-02-07/2-207 Минфин России дал ответ на вопрос о возможности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации организациями в наличной денежной форме без открытия банковского счёта.
Минфин РФ сослался на подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ, который предусматривает единственный способ уплаты налогов, и на два определения Конституционного Суда РФ.
Согласно упомянутой норме обязанность по уплате налога, сбора считается исполненной организацией с момента предъявления в банк поручения на перечисление на соответствующий счёт Федерального казначейства денежных средств со счёта организации в банке при наличии на нём достаточного денежного остатка на день платежа.
При этом НК РФ не предоставлено право представителю налогоплательщика (плательщика сбора) - организации уплачивать налоги (сборы) наличными деньгами за этого налогоплательщика (плательщика сбора).
В то же время Минфин не исключает возможности, что в НК РФ могут быть внесены изменения, предусматривающие иные способы уплаты налогов (сборов).
Источник: www.akdi.ru
6.3. Минфин РФ разъяснил вопрос по поводу имущественного налогового вычета по НДФЛ (Письмо Минфина РФ от 08.12.2009 № 03-04-05-01/888)
Письмом от 08.12.2009 № 03-04-05-01/888 Минфин РФ разъяснил, что имущественный вычет в размере не более 125 000 руб. при продаже имущества, находившегося в собственности менее трех лет, не ограничен количеством объектов, по которым можно применить такой вычет.
Указанный имущественный налоговый вычет не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Источник: www.taxhelp.ru
6.4. Минфин РФ разъяснил, как определить день создания обособленного подразделения (Письмо Минфина РФ от 16.12.2009 № 03-02-07/1-541)
Заявление о постановке на учёт организации в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения подаётся в течение одного месяца со дня создания такого обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).
В этот же срок подаётся в налоговый орган по месту нахождения организации предусмотренное подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ сообщение о создании обособленного подразделения.
Однако в Налоговом кодексе РФ не определено, что понимается под днём создания обособленного подразделения.
В Письме Минфина России от 16.12.2009 № 03-02-07/1-541 сделан вывод, что датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений об этом филиале (представительстве).
Данный вывод сделан, главным образом, на основании документа, который в настоящее время пока ещё не зарегистрирован в Минюсте России.
Речь идёт о Приказе Минфина России от 05.11.2009 № 114н «Об утверждении Порядка постановки на учёт, снятия с учёта в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения на основе патента». Согласно указанному документу датой постановки на учёт в налоговом органе организации по месту нахождения филиала (представительства) является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве).
Источник: www.akdi.ru
7. Новости налогового контроля
В рубрике «Налоговый контроль» размещаются материалы, посвященные процессуально-правовым и иным аспектам эффективной защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц, как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке. В частности, рассматриваются практические вопросы применения способов, методов и приемов защиты, особенности выстраивания тактики, позиции и доказательной базы по налоговым спорам
NEW! 7.1. Проведение осмотра без участия налогоплательщика
Осмотр территорий, помещений, предметов и документов как самостоятельное процессуальное мероприятие налогового контроля, предусмотренное ст. 92 НК РФ, можно определить как визуальное изучение должностными лицами налоговых органов указанных территорий, помещений, предметов и документов с целью выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты налоговой проверки.[1] Как следует из п. 2 ст. 91 НК РФ, целью проведения осмотра территорий, помещений, а также иных объектов является установление соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом. В результате осмотра возможно выявление производственных мощностей, позволяющих производить виды продукции, скрываемые от налогообложения, выявление фактов завышения или занижения объемов производственных строительно-монтажных работ и иных фактов, имеющих значение для исчисления и уплаты налогов.[2]
Однако необходимо учитывать, что процедура осмотра должна соблюдаться должностными лицами налоговых органов неукоснительно и в строго определенной процессуальной форме, которая закреплена в ст. 92 НК РФ. В случае нарушения этой процедуры (или отступления от нее) результаты осмотра не могут иметь доказательственного значения. Данное обстоятельство может стать основанием для отмены решений, принятых по результатам проверки.
В частности, п. 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель. Таким образом, участие в осмотре проверяемого лица либо его представителя не является обязательным, тем не менее, оно вправе наблюдать за ходом осмотра, давать свои пояснения и излагать в случае необходимости свою позицию по результатам осмотра.
Однако положение именно о «праве» участия соответствующего лица, в отношении которого проводится проверка, а не об «обязанности» в ряде случаев дает возможность налоговым органам толковать эту норму расширительно, в частности, по мнению некоторых авторов, осмотр территорий и помещений налогоплательщика может проводиться и без участия представителя с его стороны. Как пишет по этому поводу О.В. Бойков, поскольку закон не рассматривает проверяемое лицо в качестве обязательного участника осмотра, сам факт его отсутствия не дает ему основания требовать признания осмотра незаконным.[3]
Вместе с тем, мы считаем, что подобная позиция может быть применима только тогда, когда надлежащим образом уведомленный налогоплательщик сознательно отказался от своего права на участие в осмотре.
Из этого исходит и судебно-арбитражная практика.
Так, по одному из конкретных дел было установлено, что налоговый орган, проводивший выездную налоговую проверку, выявил у налогоплательщика 130 незарегистрированных объектов налогообложения (игровых автоматов), использовавшихся в январе-феврале 2006 года. В качестве основного доказательства налоговый орган представил справку регионального УВД, в которой имеется ссылка на осмотр помещений.
Как указал суд, в силу подп. 6 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что осмотр производится в присутствии понятых и при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель.
Однако, как следует из протокола осмотра, осмотр помещений и находящегося там имущества производился в отсутствие законного или уполномоченного представителя компании. Кроме того, доказательства надлежащего извещения ее о проведении осмотра в материалах дела также отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что справка регионального УВД, в которой имеется ссылка на осмотр помещений, является ненадлежащим доказательством по делу.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об использовании налогоплательщиком 130 игровых автоматов, не зарегистрированных в установленном порядке, инспекцией не представлено, суд признал решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 7 ст. 366 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ недействительным (Постановление ФАС ЦО от 26.09.2007 № А35-545/07-С21).
Таким образом, осмотр помещений налогоплательщика, проведенный без участия его законного или уполномоченного представителя, является недопустимым доказательством и не может приниматься во внимание при разрешении налогового спора по существу.
[1] Комментарий к НК РФ. Часть первая (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. М. 2006. С. 477.
[2] Комментарий к НК РФ / Под ред. Б.Н. Топорнина, Г.А. Гаджиева, Р.Ф. Захаровой. — М. 2005. С. 326.
[3] Бойков О.В. Налоговые проверки // Арбитражное правосудие в России. 2006. Июль. С. 24.
(Опубликовано в журнале «Налоги и финансовое право» № 12, 2009).
Источник: www.cnfp.ru
8. Судебное решение недели
8.1. В пользу налогоплательщика
«Отсутствие договора поручения не лишает налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 % по НДС и налоговых вычетов по экспортным операциям, поскольку поручение иностранного покупателя на перечисление валютной выручки третьим лицом подтверждено соответствующим письмом (абз. 5 подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ)».
Согласно абз. 5 подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ в целях подтверждения права на получение возмещения при налогообложении НДС по ставке 0 %, если выручка от реализации товара иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, в налоговые органы наряду с выпиской банка (ее копией) представляется договор поручения по оплате за указанный товар, заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей (осуществившим) платеж.
По мнению налогового органа, при поступлении выручки по экспортной сделке от третьего лица отсутствие договора поручения между иностранным покупателем продукции и плательщиком денежных средств лишает налогоплательщика права на применение ставки 0% по НДС и налоговых вычетов.
По мнению суда, в данном случае наличие поручения иностранного покупателя на перечисление третьим лицом валютной выручки подтверждено соответствующим письмом, в связи с чем отказ в применении нулевой ставки НДС и налоговых вычетов неправомерен.
Суд установил, что налогоплательщик заключил контракт с иностранным покупателем на поставку рыбопродукции.
Согласно дополнительному соглашению к контракту оплата по контракту может производиться фирмой по указанию покупателя.
В рамках исполнения контракта на счет налогоплательщика поступила валютная выручка, согласно свифт-посланию плательщиком являлось третье лицо.
Налогоплательщик представил письмо иностранного покупателя в адрес третьего лица, содержащее поручение перечислить налогоплательщику валютную выручку по контракту между налогоплательщиком и иностранным покупателем.
Суд сделал вывод о том, что данным документом подтверждено наличие поручения покупателя лицу, фактически оплатившему товар, о перечислении денежных средств на счет налогоплательщика.
В связи с указанным, суд признал неправомерным отказ налогоплательщику в праве на применение налоговой ставки 0% по НДС в отношении экспортной выручки, а также в применении налоговых вычетов.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 октября 2009 г. № А42-3283/2009).
Источник: www.cnfp.ru
8.2. В пользу налогового органа
«Поскольку в соответствии с договором поставки право собственности на товар переходит к покупателю на станции отгрузки, расходы на транспортные услуги признаются им в том периоде, в котором перевозчик принял груз к отправке (п.1 ст. 272 НК РФ)».
Согласно п.1 ст.272 НК РФ расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
По мнению налогового органа, организация неправомерно включила в состав расходов 2006 г. затраты на транспортные услуги, понесенные в 2005 г.
Суд признал позицию налогового органа обоснованной.
Статьей 223 ГК РФ определено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи. Под передачей понимается как вручение вещи приобретателю, так и ее сдача перевозчику для отправки приобретателю.
В соответствии с п.1 ст.54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.
Установлено, что согласно заключенным налогоплательщиком договорам поставка считается совершенной, а право собственности на товар перешедшим к покупателю на станции отгрузки.
Счета-фактуры выставлены перевозчиками налогоплательщику в декабре 2005 г., в транспортных железнодорожных накладных указана дата приема груза к перевозке — декабрь 2005 г.
Учитывая вышеизложенное, суд сделал вывод, что фактически транспортные услуги оказаны налогоплательщику в 2005 г. Поэтому данные расходы также подлежат отражению в налоговом периоде 2005 г. Следовательно, налоговый орган обоснованно исключил из расходов 2006 г. спорные расходы, относящиеся к 2005 г.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 ноября 2009 г. № А17-2481/2008).
Источник: www.cnfp.ru
9. «Философия налогов» - Авторская рубрика А.В. Брызгалина
(№ 014/декабрь 2009 г.) NEW
«Философия налогов» — авторская рубрика Главного редактора Журнала «Налоги и финансовое право» Аркадия Викторовича Брызгалина. Ведется с ноября 2008 года. Рубрика посвящена анализу, исследованию и обсуждению самых актуальных, интересных и спорных проблем налогообложения. Автор в первую очередь стремится к «глубокому познанию» налогов, т.к. современные политика, наука и практика в ряде случаев относятся к налогам с явным пренебрежением. Автор рубрики не претендует на монополию и приглашает других авторов поучаствовать в этой рубрике или затеять дискуссию.
Налоги и итоги кризисного года
Ничто так не украшает пустыню, как миражи
(Откуда-то из дебрей Интернета)
Наверное, нет ничего удивительного, что в завершающем номере журнала «Налоги и финансовое право» за 2009 годмы решили разместить материал, посвященный рассмотрению некоторых итогов этого «кризисного» года. Тем более что в № 12 (2008) и в № 1 (2009) мы давали анализ причин разразившегося кризиса, а также пыталисьсформулировать некоторые рекомендации властям. И вот год завершается. Что же в итоге?
Экономический кризис, грянувший в октябре 2008 года, к сожалению, оказался не «временными трудностями», а пришел «всерьез и надолго». Весь 2009 год производственную сферу России тихо, но сильно лихорадило. Все ждали, да и до сих пор ждут, что же будет. Немного легче стало только летом и то не всем, а тем, кто до этого лета «дожил».
Причины кризиса и его перспективы стали предметом обсуждения практически всех СМИ. Не стал исключением и наш журнал «Налоги и финансовое право», в котором мы также попытались дать свою оценку этому явлению, а также проанализировать его причины.[1] Однако в данной статье хотелось бы подвести итоги и проанализировать действия государства если не по преодолению кризиса, то хотя бы по смягчению его негативного воздействия.
И в первую очередь мы берем на себя смелость утверждать, что антикризисные меры, предпринятые государством в 2009 г. в налоговой сфере, вряд ли можно назвать эффективными и удовлетворительными применительно к суровым требованиям экономики кризисного периода.
Давайте рассмотрим непосредственно те «антикризисные» меры, которые стали якобы проявлением корректировки налоговой политики государства и которые по замыслу властей были целевым образом направлены на то, чтобы облегчить существование бизнес-структур в период финансового кризиса, способствовать их «выживанию» и сохранению их потенциала.
Самый главный законодательный акт в налоговой сфере, который был принят Федеральным Собранием РФ в сжатые сроки, это, конечно же, Федеральный закон от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее — Федеральный закон № 224-ФЗ), которым были внесены существенные поправки в части первую и вторую НК РФ.
В этой связи можно также назвать Федеральный закон от 13 октября 2008 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в ст. 174 части второй НК РФ» и Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в ст. 284 части второй НК РФ».
Большинство норм из этих законодательных актов вступили в силу с 1 января 2009 года. Однако при анализе всего огромного комплекса новых статей и новых положений, закрепленных в «антикризисных» законах, становится очевидным, что на самом деле настоящих «антикризисных» поправок (то есть поправок, направленных на снижение налоговой нагрузки) всего-навсего четыре (!).
1. С 2009 г. изменился порядок налогового учета амортизируемого имущества, что должно было стимулировать налогоплательщика инвестировать в основные фонды.
Так, к примеру, по основным средствам III-VII амортизационных групп размер амортизационной премии был увеличен с 10 до 30% (абз. 2,3 п. 9 ст.v258 НК РФ).
Кроме того, одновременно, в целях предотвращения злоупотреблений по этой почти налоговой льготе, законодатель в абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ установил правило о том, что в случае реализации основного средства до истечения 5 лет с момента ввода его в эксплуатацию амортизационная премия подлежит восстановлению. При этом в настоящее время подлежит как 10%-ная, так и 30%-ная амортизационная премия, как по самому основному средству, так и по затратам на реконструкцию, модернизацию и иные улучшения реализуемого основного средства.
2. Изменился порядок уплаты НДС и порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций в IV квартале 2008 г. (введен с момента опубликования Федерального закона № 224-ФЗ, т.е. с 27.11.2008).
Так, в соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в ст. 174 части второй НК РФ» был установлено, что НДС, исчисленный по итогам налогового периода, уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев (своеобразная рассрочка по уплате налога).
Что касается налога на прибыль организаций, то изменение порядка исчисления и уплаты ежемесячных авансовых платежей в IV квартале 2008 г. было обусловлено попыткой хоть немного разгрузить предприятия в условиях жесткого дефицита оборотных средств. Так, налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода, приобрели право исчислить сумму ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале 2008 г., исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей (ст. 3 Федерального закона № 224-ФЗ).
3. Снижение ставки по налогу на прибыль организаций с 24 до 20% было проведено Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в ст. 284 части второй НК РФ». Однако в условиях резкого падения рентабельности снижение ставки с 24% до 20% (а огромное число предприятий просто стало хронически убыточными), уже не могло иметь какого-то реального оздоровительного эффекта для экономики. Согласно данным ФНС РФ, если по итогам января-ноября 2008 года в бюджетную систему РФ было перечислено налога на прибыль организаций 2 348,1 млрд. рублей, то за тот же период 2009 года только 1 122,1 млрд. рублей, что к 2008 году составляет только 47,8%.[2]
4. С одного миллиона до двух увеличился размер возможного имущественного налогового вычета. Данное изменение касалось уже физических лиц и вступило в силу с 01.01.2009, распространяясь на отношения, возникшие уже с 2008 г. Таким образом, государство посодействовало улучшению жилищных условий населения, поспособствовало облегчению выплаты налогоплательщиками ипотечных кредитов. Данная проблема в период финансового кризиса стала чрезвычайно актуальной для граждан.
Реализацию указанных выше мер, действительно, можно рассматривать в качестве поддержки государством отечественных налогоплательщиков.
Однако помимо указанных мер государством были реализованы другие — те, которые нельзя признать успешными. Обратим на них внимание.
1. С 1 января 2009 года налоговые платежи, зависшие в ликвидированных банках, но по-прежнему числящиеся за компаниями, стало возможно списывать в качестве безнадежной задолженности. Так, в соответствии с п. 3, дополнившим ст. 59 НК РФ, с 1 января 2009 г. стало возможным признать безнадежными и списывать суммы налогов, сборов, а также пеней и штрафов, уплаченные клиентами, но фактически не перечисленные в бюджетную систему банками, которые прошли процедуру ликвидации на 01.01.2009 (п. 3 ст. 1 и п. 8 ст. 9 Федерального закона № 224-ФЗ).
В этой связи мы абсолютно не согласны с мнением А.Н. Фиш о том, что введенные поправки фактически не регулируют ситуацию нынешнего банковского кризиса. Как считает автор, если банк несвоевременно перечислил налоговые платежи или не перечислил их вовсе после 1 января 2009 г., у налогоплательщика возникает недоимка, на которую начисляются пени. Налогоплательщик привлекается к ответственности за неуплату или несвоевременную уплату налога (ст. 122 НК РФ). Недоимку, пени и штраф налоговые органы взыскивают в общеустановленном порядке.[3]
Однако, по нашему мнению, если налогоплательщик исполнил процедуру уплаты налога, установленную ст. 45 НК РФ, но деньги в бюджет не поступили по вине банка (а налогоплательщик не признан недобросовестным), у последнего вообще не может быть какой-либо задолженности перед бюджетной системой, т.к. обязанным лицом в данной ситуации становится именно банк, а не налогоплательщик. Тем более нельзя говорить в этой ситуации о каких-либо пенях или ответственности.
Однако законодатель, установив норму п. 3 ст. 59 НК РФ, так и не подтвердил ее подзаконным регулированием, т.к. ст. 59 НК РФ не действует прямо. В соответствии с положениями этой статьи порядок списания налоговой задолженности устанавливает Правительство РФ. Однако Правительство РФ каких-либо изменений в свое Постановление от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» в течение 2009 так и не приняло, в связи с чем п. 3 ст. 59 НК РФ так и остается действующим, но «неприменимым».[4]
2. С 1 января 2009 г. ст. 76 НК РФ была дополнена положением о том, что решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по местонахождению этого банка под расписку либо направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Несмотря на появление более четкой процедуры снятия ареста со счета в банке, ситуация особо в лучшую сторону для налогоплательщиков не поменялась, т.к. порядок приостановления операций по счетам по-прежнему остается таковым, что позволяет налоговым органам более чем произвольно «блокировать» работу расчетного счета.
3. В соответствии с новой статьей НК РФ (64.1) Министр финансов РФ получил право в единоличном порядке предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий (см., также п. 5 ст. 63, абз. 3 п. 1 ст. 64). Данные обстоятельства компании должны подтвердить документально (п. 2 ст. 64.1 НК РФ) при обращении в Министерство финансов РФ с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки).
С учетом величины суммы задолженности (10 млрд. руб.) можно предположить, что данная мера не была направлена на поддержку основной части хозяйственных субъектов на территории нашего государства, и вообще таких компаний, которые могли претендовать на подобную преференцию, в России не более десятка.
Однако этой сверхльготой на протяжении 2009 года так никто и не воспользовался.
4. Федеральный закон № 224-ФЗ дополнил п. 2 ст. 346.20 НК РФ положением следующего содержания: законами субъектов РФ для налогоплательщиков, применяющих УСН, могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В результате принятия дополнения субъекты РФ получили возможность снижать ставку единого налога, уплачиваемого при применении УСН.
Однако мы сомневаемся в эффективности данного нововведения и поддерживаем точку зрения С.В. Абрамовой о том, что по непонятной причине снижение ставки единого налога, уплачиваемого при применении УСН, предусмотрено только для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.[5] Таким образом, введенная мера в нарушение принципа равенства не была направлена на улучшение положения налогоплательщиков, находящихся на УСН с объектом обложения «доходы».[6]
Более того, многие регионы так и не успели отреагировать на нововведение и благая идея федерального законодателя так и осталась нереализованной.
5. Ставка налога на прибыль снизилась с 24 до 20%. Сокращение произошло за счет федеральной части платежа — с 6,5 до 2,5 % (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Важно учитывать, что снижение ставки налога на прибыль отразится только на тех компаниях, которые по итогам 2009 года получат прибыль.
Не являются «кризисными» и иные нововведения в налоговой сфере.
1. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2009 г.) камеральная налоговая проверка проводилась в течение трех месяцев со дня представления декларации и документов, которые должны к ней прилагаться. Данная формулировка не позволяла однозначно определить, с какого момента отсчитывается срок проверки — со дня подачи декларации или с даты представления прилагаемых к ней документов.
С 2009 г. данная проблема была устранена: в настоящее время камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ).
2. Ст. 88 НК РФ также дополнена п. 9.1, согласно которому в случае если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается, и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
При этом в дополнении прямо указано, что прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Данная мера, хоть и не связана с кризисом, сыграла свою положительную роль в организации деятельности контролирующего ведомства. В результате «пустых» споров по обжалованию действий налоговых органов в данной части стало меньше.
3. С 2009 г. изменился порядок сдачи налоговых деклараций — с 01.01.2009 налогоплательщики на УСН не обязаны представлять декларации и расчеты по итогам отчетного периода. Эти изменения касаются единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (ст. 346.23 НК РФ), транспортного налога (ст. 363.1 НК РФ) и земельного налога (ст. 398 НК РФ).
4. На 2009 г. определен коэффициент-дефлятор, размер которого составил 1,538 (Приказ Минэкономразвития России от 12.11.2008 № 395 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» на 2009 год»).
Однако, по мнению Президиума Высшего арбитражного суда РФ, рассчитывать предельные величины доходов с целью применения УСН необходимо с учетом всех коэффициентов-дефляторов за годы, предшествующие году расчета (Постановление Президиум ВАС РФ от 12.05.2009 № 12010/08).
В результате с 22.07.2009 согласно п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей.
На основании изложенного организация в 2010 году имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев 2009 года доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей. При этом если организация перейдет с 2010 года на УСН, она считается утратившей право на ее применение, если по итогам отчетного (налогового) периода ее доходы превысят 60 млн. рублей.
5. Пункт 1 ст. 5 НК РФ дополнен положением, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, указанные в п. п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если они это прямо предусматривают.
Речь, в частности, идет об актах:
— устраняющих или смягчающих ответственность за налоговые нарушения либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав плательщиков налогов (сборов), налоговых агентов, их представителей;
— отменяющих налоги и (или) сборы, снижающих размеры ставок, устраняющих обязанности плательщиков налогов (сборов), налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающих их положение.
Основной ошибкой года следует признать отмену ЕСН с заменой этого налога на страховые взносы на gjnjобязательное пенсионное страхование.
Журнал «Налоги и финансовое право» уже писал о несостоятельности доводов авторов этой «реформы» и о нецелесообразности и неэффективности отмены ЕСН[7] с заменой его на новую параллельную фискальную систему (включающую в себя, кстати, новую систему фискального контроля, и все это в условиях призывов «хватит кошмарить бизнес!»).
Мы и сейчас утверждаем, что действующий механизм формирования внебюджетных фондов функционировал вполне успешно и был уже относительно отработан. Об этом свидетельствуют цифры: по итогам января-ноября 2009 года в условиях жесточайшего кризиса уровень поступлений налогов в государственные внебюджетные фонды составил 100,2% от уровня прошлого года (1 409,2 — в 2008 году, и 1 411,5 — в 2009 году). Так зачем же надо было коверкать систему, которая нормально работала. Вот уж во истину, «лучшее враг хорошего».
Мы убеждены, что об объективности вывода о нецелесообразности и излишней поспешности отмены ЕСН свое последнее слово скажет время.
ИТОГИ
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сказать о том, что кризис, которого в конце прошлого года со страхом и напряжением ожидали практически все участники рынка, пока «прошел стороной» в том смысле, что он до сих пор не имел тех крупномасштабных негативных последствий, которые прогнозировали самые пессимистично настроенные аналитики.[8] Даже бюджетно-налоговая сфера в 2009 году, ужавшись по доходам почти на 20%, все равно сохранила те свои параметры, которые стали достаточными для исполнения государством (хоть и с дефицитом) своих основных обязательств.[9]
Однако следует признать, что позитивные тенденции современной российской экономики это отнюдь не заслуга проводимой в период кризиса налоговой политики государства. Из сказанного выше видно, что в 2009 г. попыток изменить налоговое регулирование государство предприняло вроде бы достаточно, однако их уместность и эффективность более чем сомнительна. Предпринятые меры, продекларированные как «антикризисные», на деле оказались половинчатыми, непоследовательными и сугубо «антикризисный» характер вовсе не имели. А отмена ЕСН и введение страховой модели формирования внебюджетных фондов вообще перечеркнули всё то положительное, что было предпринято.
Государство продемонстрировало нерешительность, а в ряде случаев некомпетентность в своих действиях. Во всяком случае, бизнес реальной поддержки с этой стороны, кроме глупых обещаний,[10] так и не дождался.
Хочется надеяться, что кризис действительно прошел (или хотя бы перешел в вялотекущую стадию), однако государству необходимо вновь вернуться к проблемам своей налоговой политики, которая еще очень и очень далека от совершенства.
[1] Брызгалин А.В. Кризис и налоги // Налоги и финансовое право. 2008. № 12. С. 18-25; Брызгалин А.В. Кризис и налоги. // Налоги и финансовое право. 2009. № 1. С. 21-28.
[2] Поступление администрируемых ФНС РФ доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды за январь-ноябрь 2008-2009 гг. // www.nalog.ru
[3] Фиш Н.А. Контрольные мероприятия в 2009 году / / Ваш налоговый адвокат. 2009. № 4.
[4] Интересно отметить, что в письме Минфина РФ от 05.05.2009 № 03-02-07/1-224 было указано, что «В настоящее время в Минфине России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатываются предложения о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 12.02.2001 № 100... При подготовке проекта постановления рассматривается вопрос о дополнении указанного Постановления Правительства РФ положениями, направленными на реализацию п. 3 ст. 59 Кодекса». Однако на момент сдачи настоящего номера в печать (декабрь 2009 года) никаких изменений в вышеуказанный документ так и не было сделано.
[5] Абрамова С.В. Пониженные ставки единого налога при УСНО. Обзор изменений / / Налоговая проверка. 2009. № 4.
[6] За что такая дискриминация, до сих пор не понятно, однако есть подозрение, что разработчики или не знали о «второй» системе УСН, или просто-напросто о ней «забыли». Что в этой ситуации лучше — выбирайте сами.
[7] Брызгалин А.В., Симонов М.В. ЕСН и пенсионная модель (размышления по поводу интервью статс-секретаря Минздравсоцразвития России Юрия Воронина) / / Налоги и финансовое право. 2009. № 8. С.16-21.
[8] См., в частности, Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / Науч. ред. Е.Т. Гайдар. М. 2010. С. 61-69.
[9] По данным ФНС, если по итогам января-ноября 2008 года в бюджетную систему РФ было перечислено 9 278,4 млрд. рублей налогов, то за тот же период 2009 года только 7 516,2 млрд. рублей, что в процентах к 2008 году составляет только 81,0% (Поступление администрируемых ФНС РФ доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды за январь-ноябрь 2008-2009 гг. // www.nalog.ru).
[10] Например, один из депутатов Госдумы РФ в начале 2009 года на полном серьезе предлагал установить положение о том, что малые предприятия, создаваемые лицами, потерявшими работу по причине кризиса, должны быть освобождены от уплаты налогов и от налоговых проверок на 2 последующих года. Чем при этом провинились действующие малые предприятия, на которые такая «налоговая благодать» не распространялась, депутат не указывал. Кроме того, представлял ли этот деятель, сколько у нас сразу появится «сокращенных» бизнесменов?
(Опубликовано в журнале «Налоги и финансовое право» № 12, 2009).
Источник: www.cnfp.ru
10. Зарубежные налоговые новости
10.1. Налоговая амнистия в Италии принесла 95 миллиардов евро
В ходе налоговой амнистии в Италии легализованы более 95 миллиардов евро — почти на 15 миллиардов больше, чем изначально ожидалось. Об этом говорится в заявлении министерства финансов Италии, опубликованном 29 декабря. Амнистия, объявленная 15 сентября 2009 года, стала самой успешной из четырех таких программ, реализованных правительством Италии.
Итальянские граждане за время амнистии задекларировали активы на общую сумму, эквивалентную 6 процентам ВВП. 98 процентов этих средств уже возвращены в Италию — в основном, из оффшорных центров.
Налоговая амнистия позволяет легализовать незадекларированные доходы, выплатив 5-процентный штраф и избежав уголовного преследования. Ожидается, что общая сумма штрафов, которую соберет правительство, составит около 5 миллиардов евро. Амнистия будет действовать до 30 апреля 2010 года, однако ее условия несколько ужесточатся. В январе-феврале размер штрафа будет увеличен до 6 процентов, в марте и апреле — до 7 процентов.
С самого начала налоговая амнистия в Италии вызвала споры, которые продолжаются, даже несмотря на финансовый успех программы. Министр финансов Италии Джулио Тремонти заявил, что результаты амнистии показывают силу экономики страны. Один из лидеров итальянских левых Антонио Боргези поставил под сомнение моральную сторону вопроса, назвав амнистию “инъекцией денег”, заработанных нелегальным путем.
Источник: www.fortnostress.com
10.2. Президент Франции пообещал ввести налог на выбросы углекислого газа
Президент Франции Николя Саркози пообещал разработать и ввести новый налог на выбросы углекислого газа, после того как первоначальный вариант соответствующего законопроекта был отклонен Конституционным советом.
Выступая 5 января на первом заседании правительства в новом году, Саркози заявил, что налог должен начать действовать с 1 июля 2010 года. Поступления от нового сбора составят 3,5 миллиарда евро в год, эти деньги планируется направить на внедрение технологий энергосбережения. Если закон будет принят, Франция станет крупнейшей экономикой мира, где существует подобный сбор.
Первоначально налог на выбросы углекислого газа планировалось ввести с 1 января 2010 года, однако Конституционный совет Франции в самом конце прошлого года воспротивился такому решению. Неудовольствие совета, в частности, вызвал тот факт, что законопроект содержит слишком много исключений. Так, от уплаты налога освобождались около тысячи предприятий и организаций, включенных в европейскую систему купли-продажи квот на выбросы. Совет пришел к выводу, что налогом не будут облагаться 93 процента промышленных выбросов в стране.
С критикой налога в его первоначальном виде выступили различные политические движения. Партия “зеленых” потребовала увеличить размер сбора, французские левые заявили, что налог ударит по рядовым потребителям.
Министерство экологии Франции рассчитывает, что обновленный законопроект о введении налога будет внесен в парламент в феврале.
Источник: www.fortnostress.com
11. «Знаете ли Вы...» или интересные и занимательные
факты о налогах
В разные времена в научных и политических кругах была популярна идея установления единого налога (flat tax — плоский налог). Единый налог — это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.
Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени, чем налоговые, рассматривает социально-политические вопросы, В XVIII веке в Англии даже существовала партия, девизом которой было требование установления единого налога на строения. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.
Одним из наиболее ранних видов единого налога является налог на земельную ренту. Так, физиократы — сторонники сельскохозяйственной системы развития общества — считали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу. Все богатство сосредоточено в земле и проистекает из земли. Поэтому надо установить единый налог на земельную ренту как на единственный источник доходов. Следовательно, платить этот налог должны будут только землевладельцы. В качестве основы для установления этого единого налога предлагалась идея всеобщности земли. Земля есть дар Божий, она должна принадлежать всем. Более того, все богатства происходят от земли. А поскольку в действительности земля принадлежит конкретным людям, то они, как обладатели единственного источника богатства, должны платить единый налог. В XIX веке американский экономист Генри Джордж (1839—1897), выдвигая идею единого земельного налога, рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и социального мира.
Источник: www.cnfp.ru
В США чаевые рассматриваются в качестве обыкновенного дохода, и все, кто получает чаевые, платят с них налог. Официанты, сотрудники гостиниц, таксисты, артисты, парикмахеры обязаны в течение 10 дней после окончания очередного месяца подавать в налоговое ведомство письменный отчет о величине полученных чаевых. От долга декларировать доход такого рода освобождены работники маленьких кафе, где вознаграждение в виде чаевых оставлять не принято.
Налоговую дисциплину соблюдать приходится, поскольку налоговики регулярно проводят проверки так называемых дневников, в которых работники сферы обслуживания ежедневно фиксируют суммы чаевых. За отсутствие такого дневника штрафами не наказывают, но и от уплаты налога не освобождают. Если налогоплательщик не ведет запись чаевых, размер налога рассчитывает инспектор. Право выбора методики расчета остается в таком случае за ним. За основу берется некая средняя по отрасли величина чаевых. Для установления суммы дополнительного дохода (или «реконструкции», как говорят в США) налоговый инспектор пользуется также результатами бесед с коллегами работника и работодателем. При этом никто не гарантирует, что размер дохода не будет завышен, но ответственность за это несет сам налогоплательщик. Обжаловать в суде неправильно рассчитанный налог можно, но выиграть такое дело почти никому не удается. Суд непоколебимо стоит на стороне закона и интересов государственной казны.
Источник: www.cnfp.ru
12. Новости журнала «Налоги и финансовое право»
Вышел из печати журнал «Налоги и финансовое право» № 12/2009.
Тема номера: Учетная политика предприятия
для целей налогообложения на 2010 год
А.В. Брызгалин, главный редактор журнала «Налоги и финансовое право»: «Окончание каждого финансового года связано для главного бухгалтера с необходимостью определения учетной политики на следующий финансовый год. Уже в ноябре, а то и раньше, в учетных и финансовых подразделениях практически любого предприятия начинается работа, связанная с подготовкой «Приказа об учетной политике на такой-то год». Именно поэтому журнал «Налоги и финансовое право» из года в год посвящает свои ежегодные заключительные номера одной теме — учетной политике. В этом году мы решили распределить тему номеров следующим образом: в № 11/2009, основная тема связана с учетной политикой для целей бухгалтерского учета, а в № 12/2009 — с учетной политикой для целей налогообложения. Всё это делается для того, чтобы все подписчики 2009 года имели в своем распоряжении самую актуальную и точную информацию обо всех изменениях 2009 года, которые необходимо учесть в учетной политике. Кроме того, на страницах нашего журнала традиционно представлены не только официальные материалы финансовых и налоговых органов, посвященные вопросам формирования и применения учетной политики, но и судебная практика по этим вопросам, которая поможет организациям сориентироваться в решении сложных и неоднозначных вопросов.
Также в этом номере рассуждения про итоги кризисного года, практика применения налогового законодательства, публикации на налоговую и финансово-правовую тематику и масса полезной и интересной информации».
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Объявляется подписка на журнал «Налоги и финансовое право». Счет на I полугодие 2010 года на журнал «Налоги и финансовое право» можно заказать по тел/факсу:
Через Редакцию можно приобрести отдельные номера журнала «Налоги и финансовое право»
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 4/2009 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2008 год | 250=00 |
500=00 |
№ 5/2009 |
Налогообложение хозяйственных операций и сделок в 2009 году | 250=00 |
500=00 |
№ 6/2009 |
Налоги и страховые взносы, начисляемые на выплаты работникам | 250=00 |
500=00 |
№ 7/2009 |
Уточненная налоговая декларация: понятие, порядок действий, правовые последствия. | 250=00 |
500=00 |
№ 8/2009 |
Налогообложение и учет сложных хозяйственных операций. | 250=00 |
500=00 |
№ 9/2009 |
Налогообложение и учет сложных хозяйственных операций (часть вторая). | 250=00 |
500=00 |
№ 10/2009 |
Комментарии изменений метода счетов-фактур (в схемах). | 250=00 |
500=00 |
№ 11/2009 |
Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2010 год. | 250=00 |
500=00 |
№ 12/2009 |
Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2010 год. | 250=00 |
500=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008 год. Приглашаем посмотреть материалы: http://www.cnfp.ru/publish/journal/2008/index.php
Книги издательства «Налоги и финансовое право» Вы можете приобрести на сайте издательства «ОМЕГА-Л»:
Страховые взносы в 2010 году. 2-е изд., перераб. и доп, Брызгалин А.В., Головкин А.Н.
Счета-фактуры. В ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. № 451 (законодательство, комментарий, рекомендации по заполнению, арбитраж.пр.). Брызгалин А.В., Головкин А.Н., Брызгалин А.В., Головкин А.Н.
Налоговая оптимизация недобросовестных контрагентов. Под ред. Брызгалина А.В., Головкина А.Н., Брызгалин А.В., Головкин А.Н.
Налоговая оптимизация расходов (документирование, налоговый учет, арбитражная практика). Под ред. Брызгалина А.В., Головкина А.Н., Под ред. Брызгалина А.В., Головкина А.Н.
13. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за декабрь 2009 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 31 января 2009 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
14. ПРЕДЛАГАЕМ В АРЕНДУ КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
по адресу г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 77, офисное здание, 5 этаж
-
рабочим местом лектора
-
рабочими местами слушателей
-
кондиционером
-
аудиотехникой
-
микрофоном
-
стойкой для раздаточного материала
Стоимость аренды
Дополнительные услуги, помещения, оборудование:
-
помещение подкофе-брейк
-
видеотехника
-
ксерокс
-
компьютер, принтер
-
выделенная телефонная линия с телефонным аппаратом
-
выделенная линия для выхода в Internet
Оплата по договоренности
По вопросам аренды обращаться:
Тел./факс
Фотографии
В избранное | ||