Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"


Налоговые новости Группы компаний "Налоги и финансовое право"
№ 354 от 16 ноября 2009 года

Сегодня в выпуске:

Анонс номера. Вышел из печати журнал «Налоги и финансовое право» № 10/2009. Тема номера: «Комментарии изменений метода счетов-фактур (в схемах)».

 

1. Налоговая новость недели

1.1. Послание Президента Федеральному Собранию: налоговые аспекты

2. Новости налогообложения и экономики

2.1. Энергосбережение простимулируют налоговыми льготами

2.2. Налоговые инспекторы вынудили китайскую компанию доказывать свою некоммерческую суть

3. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии

3.1. Увеличением транспортного налога возмущены по всей России

3.2. К декабрю все подзаконные акты, необходимые для замены ЕСН страховыми взносами, будут приняты

4. Налоговая цифра недели NEW!!!

NEW!!! 4.1. 72 % - столько компаний заявили о росте судебных споров с налоговым ведомством

5 Новости налогового и бухгалтерского законодательства

5.1. Госдума повысила акцизы и транспортный налог

6. Комментарии и разъяснения

6.1. Минфин уточнил, по какому коду отражать в 2-НДФЛ сверхнормативные суточные (Письмо Минфина РФ от 06.10.2009 № 03-04-06-01/256)

6.2. Расходы комиссионера, не возмещаемые комитентом, учитываются для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-03-06/1/712)

6.3. Минфин смягчил позицию о вычетах НДС по нормируемым расходам (Письмо Минфина РФ от 06.11.2009 № 03-07-11/285)

6.4. О порядке учёта налогоплательщиком на УСН стоимости товаров, не реализованных в розничной торговле (Письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-11-06/2/230)

6.5. Балансовая стоимость проданных акций не учитывается в расходах при УСН (Письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-11-06/2/233)

7. Новости налогового контроля 

7.1. Налоговые проверки будет назначать компьютер

7.2. В бюджет Челябинской области недоплачено более 6 млрд руб. налогов

8. Новости судебной практики по налоговым спорам

8.1. В пользу налогоплательщика

«Ненаправление налогоплательщику письменного извещения о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля, ознакомление его с их результатами только после принятия решения о привлечении к налоговой ответственности повлекло отмену принятого решения (п. 14 ст. 101 НК РФ)».

(Постановление ФАС Уральского округа от 6 октября 2009 г. № Ф09-7585/09-С3).

8.2. В пользу налогового органа

«Налоговый орган вправе проводить дополнительные мероприятия налогового контроля в целях сбора дополнительных доказательств, а не только в целях устранения ошибок, допущенных при проведении выездной налоговой проверки» (п. 6 ст. 101 НК РФ)».

(Постановление ФАС Уральского округа от 7 октября 2009 г. № Ф09-7545/09-С2).

9. Зарубежные налоговые новости

9.1. Лихтенштейн исключен из списка налоговых убежищ

10. «Знаете ли Вы…» или интересные и занимательный факты о налогах

10.1. Налог на финансовые операции расколол страны G20

10.2. ФАС — против мелкого шрифта в рекламе финансовых услуг

11. Новости журнала «Налоги и финансовое право»

Анонс номера. Вышел из печати журнал «Налоги и финансовое право» № 10/2009. Тема номера: «Комментарии изменений метода счетов-фактур (в схемах)».

Объявляется подписка на журнал «Налоги и финансовое право». Счет на I полугодие 2010 года на журнал «Налоги и финансовое право» можно заказать по тел/факсу: (343) 350-11-62

12. Аналитическая база данных по налоговым спорам Группы компаний «Налоги и финансовое право»

13. Сотрудничество — предлагаем в аренду конференц-зал

 


График семинаров, курсов повышения квалификации
и конференции на 2010 год

Тема семинара
Место
проведения
Дата
проведения
Налогообложение организаций и бухгалтерский учет в 2010 году. Исчисление налогов и сдача отчетности по итогам 2009 года
Москва

4, 5
февраля

Курс повышения квалификации «Налоги и налоговое право» (профессиональным бухгалтерам, членам ИПБиА РФ, оформляется Сертификат 40 часов)
Екатеринбург

1, 2, 3
марта

IX Всероссийская конференция-семинар «Налоговое, административное и трудовое право в 2010 году: теория и практика применения»
Екатеринбург

19, 20, 21
апреля

Налоговое право на практике: как избежать ошибок в 2010 году
Москва

23, 24
июня

Курс повышения квалификации «Налоги и налоговое право» (профессиональным бухгалтерам, членам ИПБиА РФ, оформляется Сертификат 40 часов)
Екатеринбург

5, 6, 7
июля

Курс повышения квалификации «Налоги и налоговое право» (профессиональным бухгалтерам, членам ИПБиА РФ, оформляется Сертификат 40 часов)
Екатеринбург

11, 12, 13
октября

Налоговое администрирование и актуальные вопросы исчисления и уплаты налогов в 2010 году: правоприменительная практика и анализ последних изменений
Москва

17, 18
ноября

Вы можете оформить:

АБОНЕМЕНТ на Московские семинары 2010 года

АБОНЕМЕНТ на Екатеринбургские семинары 2010 года

Справки по телефону: (343) 350-12-12, 350-11-62
Заместитель директора Учебного центра «Налоги и финансовое право»
Зекунова Татьяна Александровна

Информация размещена на сайте www.cnfp.ru



 

Проект от Группы компаний «Налоги и финансовое право»

полноцветное иллюстрированное издание о налогах 

«Налоги. Люди. Время…
или Этот безграничный Мир Налогов»

Руководитель проекта — А. В. Брызгалин. 

Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала. 

Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов».

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя что-то интересное, неожиданное и примечательное.

Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с.

Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой) 

Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки) 

Справки: (343) 350-12-12350-11-62 Зекунова Татьяна Александровна (zta@cnfp.ru)

 


 

«Налоги не должны мешать развитию производства.
Налоги должны быть уменьшаемы или вообще отменяемы,
если они сокращают потребление. Слишком высокие налоги
на потребление сокращают потребление и, следовательно, производство».

Франческо Саверио Нитти (1868—1953), итальянский экономист.

 


1. Налоговая новость недели

1.1. Послание Президента Федеральному Собранию: налоговые аспекты

«Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры».

12 ноября 2009 г. в Большом Кремлёвском дворце состоялась встреча Президента России и членов палат Федерального собрания.

В рамках встречи Президент озвучил свое послание Федеральному Собранию, в котором изложил конкретные первоочередные планы реализации этой стратегии, которые предстоит реализовать в самое ближайшее время.
Д.Медведев обратил внимание на то, что необходимость перемен стала особенно очевидной в последние месяцы. Глобальный финансовый кризис ударил по всем, но в России экономический спад оказался более глубоким, чем в большинстве стран.

Обозначая причины экономического спада, Глава государства отметил, что в предыдущие годы мы сами недостаточно сделали для решения унаследованных от прошлого проблем. Мы так и не избавились от примитивной структуры экономики, от унизительной сырьевой зависимости, не переориентировали производство на реальные потребности людей. Привычка жить за счёт экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие. Российский бизнес до сих пор предпочитает торговать тем, что создано в других странах, а конкурентоспособность нашей продукции позорно низка.

В Послании Федеральному собранию помимо вопросов общеэкономической и социальной направленности были отмечены и направления совершенствования налоговых отношений в нашей стране. C 12 ноября 2009 г. прошло незначительное время, однако, в прессе и прочих СМИ уже обозначились споры относительно отдельных положений Послания Президента, в том числе связанных с налогообложением.

В настоящей информации обратим на «налоговые» положения Послания особое внимание, а также предложим вниманию читателя авторский взгляд на некоторые из данных положений[1].

1. Президент РФ заявил, что:

«в настоящее время в России должна активно производиться модернизация, под задачи которой должна быть настроена и наша налоговая система, а также законодательство об обязательных страховых взносах».

Руководствуясь этим, Глава страны сообщил, что:

«Правительство должно в I квартале следующего года представить законопроекты, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности, в том числе, но не ограничиваясь, конечно, этим, установление пятилетнего переходного периода в отношении увеличения обязательных взносов на социальное страхование. Нужно при этом чётко определить, кому будут даны такие преференции».

Мы полностью поддерживаем намерение Главы государства трансформировать экономику России из сырьевой, в инновационную и высокотехнологичную. Однако, полагаем, что реализация данного плана требует активных и комплексных действий во всех сферах экономики (как правовых, так и организационных).

В настоящее время нестабильность российской экономики, постоянные изменения налогового законодательства, а также нереализованные послабления налогоплательщикам формируют негативную среду для привлечения инвестиций в экономику государства (в том числе со стороны иностранных инвесторов).

2. Дмитрий Медведев высказал тезис о том, что:

«наша налоговая система нуждается в совершенствовании: «Дискуссии о том, какие налоги и по каким ставкам должны взиматься в нашей стране, не закрыта. Кризис, конечно, затруднил принятие решений по снижению налоговой нагрузки. Но к этим вопросам надо будет в ближайшее время вернуться, и мы обязательно это сделаем».

К сожалению, Глава государства не обозначил конкретные сроки, в которые государственным органам следует вернуться к обозначенным вопросам.

Среди направлений, к которым следует вернуться, Президент РФ обозначил следующие.

«Во-первых, будет введён институт социально ориентированных некоммерческих организаций. Те, кто получит соответствующий статус, смогут рассчитывать на прямую поддержку государства. Органы власти смогут оказывать таким некоммерческим организациям финансовую, информационную и консультационную помощь. Но не только это. Предоставлять им, что не менее важно, налоговые льготы, размещать у них государственные и муниципальные заказы. Будут вправе передавать таким некоммерческим организациям имущество для использования в их деятельности.
Следует освободить от налога материальную помощь, оказываемую благотворительными и некоммерческими организациями детям, которые остались без попечения родителей, а также инвалидам.
От налога на добавленную стоимость будут освобождены услуги некоммерческих организаций по уходу за больными, за инвалидами, за престарелыми, социальное обслуживание детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Не будут также облагаться налогом на прибыль гранты на поддержку программ охраны здоровья, развития физкультуры и массового спорта».

Мы считаем, что благодаря данному положению Послания есть основания ожидать возврата льгот для налогоплательщиков, занимающихся благотворительной деятельностью (существовали до 2002 г.) Действительно, развитие спорта должно основываться на прочной финансовой базе. Внести свой вклад в развитие спорта готовы и многие налогоплательщики (особенно в преддверии Олимпийский игр 2014 года). При этом катализатором подобных действий вполне могут служить некоторые послабления в налоговой сфере, которые уже существовали ранее (ранее разрешалось учитывать благотворительные расходы в целях налогообложения прибыли в пределах установленного лимита).

Президент России также добавил, что:

«следует дополнить понятие «пожертвование», которое закреплено в Гражданском кодексе, указанием на безвозмездное выполнение работ и оказание услуг.
Все эти меры поддержат тех, кто уже сегодня занимается общественно полезной деятельностью, а также привлекут к ней и новых участников. При этом не должно быть лазеек, позволяющих прикрываться такой деятельностью для неуплаты налогов, это тоже очевидно. Повторю, мы поддержим тех, кто бескорыстно посвящает свой труд и время другим людям».

В то же время, как известно большинству налогоплательщиков, неразрешенными по-прежнему остаются вопросы о трансфертном ценообразовании, ускоренном возмещении НДС и прочие.

Конкретные указания относительно данных изменений налогового законодательства в Послании, к сожалению, не прозвучали.

Более того, радикальным является пересмотр ставок транспортного налога. Так, Госдума на заседании 13 ноября приняла в третьем, окончательном чтении закон, который значительно увеличивает ставки транспортного налога.

Мы убеждены, что данное изменение налогового законодательства не только не будет способствовать модернизации российской экономики, но и негативно отразится на развитии малого бизнеса, транспортных и грузовых перевозок, а также социальной сфере.

3. Президент РФ уточнил, что

он поддерживает рассматривающийся в Государственной Думе законопроект, направленный на исключение уголовной ответственности для налогоплательщика, если он выполнил свои обязательства перед бюджетом и заплатил соответствующие пени и штрафы. Виновный не должен подвергаться дополнительным проверкам и со стороны правоохранительных органов.

К сведению читателей отметим, что инициатором обозначенного законопроекта выступила группа депутатов-единороссов во главе со спикером Госдумы Борисом Грызловым. Документ устанавливает в качестве основания для привлечения к ответственности только факт правонарушения, установленный вступившим в законную силу решением налогового органа. При этом, если виновный погасил все свои долги по налогам, он от ответственности может быть освобожден. Уголовное преследование возможно исключительно в тех случаях, когда налогоплательщик отказался выполнить требование налогового органа и не платит недоимку, пеню или штраф.

Кроме того, в налоговых спорах, согласно предложенным поправкам, приоритет будет у налоговых органов, а не у милиции. Также в 5 раз увеличивается сумма налогового долга, являющаяся основанием для возбуждения уголовного дела. Для физических лиц порог поднимается со 100 тыс. руб до 500 тыс. руб, а для юридических - с 500 тыс. руб до 2,5 млн руб за три финансовых года. По словам одного из разработчиков законопроекта Бориса Грызлова, существующий «перекос в сторону уголовной репрессии не нормален, поскольку угроза уголовной ответственности зачастую становится чуть ли не самым эффективным аргументом в разговоре» государства с налогоплательщиком". Он добавил: «У лица, совершившего налоговое правонарушение, должна не только сохраняться возможность, но и стимулироваться желание загладить причиненный правонарушением вред»[2].

Следует поддержать авторов законопроекта, поскольку в период финансового кризиса государство нуждается в дополнительных средствах, а не в увеличении количества осужденных за налоговые преступления.

4. Подводя итог положениям Послания в части налогового регулирования Д.Медведев отметил, что:

«для успешного решения проблем региона необходимы дополнительные меры. Необходимо развивать предпринимательство, активизировать инвестиционную деятельность. Пока благоприятных условий для неё в большинстве республик Северного Кавказа не создано, но менять ситуацию необходимо. В этой связи Президент России поручил Правительству в течение полугода сформировать перечень инвестиционных проектов, которым будет оказана адресная поддержка.
Подобные проекты могут быть реализованы в сфере энергетики и строительства, развития туризма и санаторно-курортной сети, сельского хозяйства и малого бизнеса. Необходимо рассмотреть возможность применения налоговых и других финансовых механизмов для такого расширения инвестиций. Это станет стимулом для предпринимателей начинать здесь бизнес».
Д.Медведев также призвал всех, кто родился и вырос в этом регионе, но сейчас в силу каких-то причин работающих в других субъектах нашей страны, помочь развитию родного края.

Свое выступление Глава государства закончил лозунгом —

«Мы преодолеем отсталость и коррупцию, потому что мы сильный и свободный народ, достойный нормальной жизни в современном, процветающем, демократическом обществе. Мы сами выбрали свой путь, наши отцы и деды тогда победили. Теперь должны победить мы. Россия, вперёд!»

Мы искренне надеемся на то, что законодательные изменения, которые будут приняты в целях реализации положений Послания Президента РФ, действительно усилят позиции бизнеса и всех групп населения и поведут наше государство к финансовому и социальному благополучию.

www.kremlin.ru


[1] Авторский взгляд на отдельные положения Послания Президента РФ обозначен курсивом.

[2] Новиков Е., Шиенок Д., Гусаков А., Короткова А., Вельк Н. За налоговые преступления перестанут сажать / / www.digest-news.ru.

 


2. Новости налогообложения и экономики

2.1. Энергосбережение простимулируют налоговыми льготами

В третьем чтении Госдума приняла законопроект об энергоэффективности.

Помимо запрета оборота ламп накаливания мощностью более 100 ватт, в законопроекте предусмотрены государственные меры по стимулированию бизнеса к переходу на энергосберегающие технологии.

Например, налоговые льготы в виде возможности применения повышенных коэффициентов к норме амортизации, инвестиционный налоговый кредит, а также возмещение процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения.

Источник: www.taxhelp.ru

2.2. Налоговые инспекторы вынудили китайскую компанию доказывать свою некоммерческую суть

Китайская компания Huawei подала иск в Арбитражный суд Москвы, чтобы оспорить доначисление 700 миллионов рублей налогов за 2005-2006 годы своему московскому представительству. Газета "Ведомости" отмечает, что спор Huawei и налогового ведомства является прецедентным. Речь идет о том, в каком случае представительство может не платить налогов.

Сейчас налог с прибыли от российских контрактов Huawei платит в Китае, руководствуясь соглашением об избежании двойного налогообложения, которое освобождает от налогов представительство, не ведущее коммерческой деятельности. Huawei утверждает, что ее представительство занято некоммерческой деятельностью: получением разрешительных документов, поиском партнеров, переговорами.

Налоговая служба, напротив, считает, что у Huawei в Москве постоянное представительство, которое ведет, по сути, собственную коммерческую деятельность, а не связывает клиентов с китайской головной компанией, поэтому и налоги с прибыли, которая возникает при его работе, нужно платить в России. По двустороннему межправительственному соглашению под постоянным понимается представительство, через которое полностью или частично работает компания.

Налоговые инспекторы утверждают, что сконцентрировались лишь на одном контракте, чтобы выиграть дело. Если суд подтвердит позицию налоговой службы, то речь пойдет и о других контрактах Huawei, а также и о контрактах представительств других компаний.

К сведению отметим, что российские компании все чаще заявляют о резком росте числа споров с Федеральной налоговой службой (ФНС). В 2009 году 72 процента всех компаний заявили о росте числа налоговых споров. В 2008 году лишь 56 процентов респондентов отмечали рост судебных разбирательств с ФНС.

В 2008 году ФНС России выиграла 43,8 процента судебных споров с налогоплательщиками, или почти четыре из каждых десяти оспариваемых рублей.

Источник: www.lenta.ru

 


3. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии

3.1. Увеличением транспортного налога возмущены по всей России

Предложение увеличить транспортный налог в два раза - это антинародное предложение, считает депутат Государственной думы РФ Сергей Иванов (ЛДПР). Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, 13 ноября в ходе обсуждения поправок в Налоговый кодекс РФ, Иванов обратил внимание парламентариев на то, что увеличением налога возмущены по всей России. "Что мы с вами делаем? Сегодня все готовятся в России проводить акцию "Гудок в небо". По всей России люди будут возмущены этим", - сказал парламентарий.

Выступая против закона, Иванов на примере своего отца показал, как скажется повышение налога на бюджете семей. "Мой отец, у него машина "семерка" "Жигули", 72 лошадиные силы. В Белгороде ставка 20 рублей за лошадиную силу. Он в год платит примерно 1400 рублей. Если региональный парламент не поднимет ставку, а он ее обязательно поднимет, потому что денег нет и их где-то брать надо, то ему уже придется платить 2800, а пенсия у него всего 5 тыс. за 40 лет безупречной службы", - сказал С.Иванов.

Отметим, что с 2010 года налог с легкового автомобиля с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. возрастет в два раза - с 5 рублей до 10 рублей, свыше 100 л.с. до 150 л.с. - с 7 рублей до 14 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с. - возрастет также в два раза - с 10 рублей до 20 рублей.

Кроме того, региональные власти смогут увеличивать транспортный налог в пять раз, следует из законопроекта. Уменьшать ставку транспортного налога они тоже смогут - в десять раз, а не в пять раз, как сейчас.

Субъекты РФ получают право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса. В настоящее время действуют ставки транспортного налога, которые были установлены в 2003 году.

В то же время, по мнению депутата Государственной думы РФ Андрея Макарова ("Единая Россия"), повышение базисной ставки транспортного налога не означает увеличение налога. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, 13 ноября в ходе обсуждения поправок в Налоговый кодекс Макаров заявил, что Госдума лишь расширила диапазон возможности региональных парламентов. "Мы повысили базисную ставку. Означает ли повышение базисной ставки увеличение налога? Нет, это функция региональных парламентов. То, что мы сделали - мы расширили диапазон возможности региональных парламентов", - заявил депутат Госдумы.

Он выразил уверенность в том, что именно транспортный налог должен иметь "социальную составляющую". "Человек, который способен заплатить сотни тысяч долларов за "Феррари", в состоянии платить повышенный транспортный налог", - отметил Макаров.

Депутат призвал доверять региональным парламентариям. "Хватит не доверять людям, которых избирают граждане нашей страны, также как и нас", - сказал он. "Все регионы практически прислали положительные отзывы, мы разговаривали с губернаторами, мы разговаривали с заксобраниями, - ни один не говорит о том, что просто бездумно проходит повышение ставок. Более того, кто-то уже заявил, что повышать ставки не будет. Не надо их считать глупее себя", - заявил Макаров.

Источник: www.regnum.ru

3.2. К декабрю все подзаконные акты, необходимые для замены ЕСН страховыми взносами, будут приняты

Минздравсоцразвития России планирует завершить к концу ноября формирование нормативно-правовой базы, предусмотренной Федеральными законами № 212?ФЗ и 213?ФЗ, с тем, чтобы у страхователей была возможность в течение оставшегося времени подготовиться к переходу на уплату страховых взносов, — об этом сообщил на заседании Правления РСПП статс-секретарь — заместитель министра здравоохранения и социального развития Ю.В. Воронин.

Все вопросы, которые будут возникать у страхователей в течение декабря и более позднего времени, по его словам, будут оперативно обсуждаться и решаться в рамках рабочих механизмов.

Источник: www.audit-it.ru

 


4. Налоговая цифра недели

В рубрике «Налоговая цифра недели» размещаются материалы, посвященные статистическим данным, цифрам, прочим числовым сведениям, связанным с новостями в сфере налогообложения.

NEW!!! 4.1. 72 % - столько компаний заявили о росте судебных споров с налоговым ведомством

Российские компании заявили о резком росте числа споров с Федеральной налоговой службой (ФНС). В 2009 году 72 процента всех компаний, опрошенных Ernst&Young, заявили о росте числа налоговых споров. В 2008 году лишь 56 процентов респондентов отмечали рост судебных разбирательств с ФНС, пишет "Ведомости".

Стоит отметить, что до суда доходит 62 процента всех споров с налоговыми инспекторами, при этом 89 процентов всех судебных процессов выигрывают компании. В 2007 году более 80 процентов споров с ФНС компаниям приходилось решать в суде.

По видимому, рост количества судебных споров вызван попытками чиновников ФНС поддержать уровень налоговых поступлений в условиях падения доходов компаний.

В 2009 году в исследовании российской налоговой практики приняли участие 55 крупных российских и международных корпораций.

Налоговые поступления в федеральный бюджет России в первой половине 2009 года упали на 29,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в январе-июне в бюджет страны были перечислены 1,372 триллиона рублей.

Источник: www.lenta.ru

 


5. Новости налогового и бухгалтерского законодательства

5.1. Госдума повысила акцизы

Госдума на заседании 13 ноября приняла в третьем, окончательном чтении закон, который поднимает на 10% ставки акцизов на 2010-2012 гг.

Документ, в частности, индексирует специфические ставки акцизов на подакцизные товары на 10% по отношению к уровню предыдущего года, за исключением алкогольной и спиртосодержащей продукции, вин, пива, а также табачной продукции.

Источник: www.kommersant.ru

 


6. Комментарии и разъяснения

6.1. Минфин уточнил, по какому коду отражать в 2-НДФЛ сверхнормативные суточные (Письмо Минфина РФ от 06.10.2009 № 03-04-06-01/256)

Доходы работников в виде суточных в части, превышающей необлагаемый НДФЛ лимит, при заполнении раздела 3 справки по форме 2-НДФЛ работодателю следует отражать по коду 4800 «Иные доходы». Такое разъяснение дал Минфин России в письме от 06.10.2009 № 03-04-06-01/256.

При заполнении справки о доходах работников по форме 2-НДФЛ компании используют коды из справочника «Коды доходов» (утв. приказом ФНС России от 13.10.06 № САЭ-3-04/706@).

Однако для доходов в виде суточных, выплаченных работникам сверх необлагаемых НДФЛ размеров, специального кода там нет. В связи с этим представители ведомства пояснили, что эти суммы следует отражать как иные доходы по коду 4800.

Источник: www.gazeta-unp.ru

6.2. Расходы комиссионера, не возмещаемые комитентом, учитываются для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-03-06/1/712)

Согласно ст. 1001 ГК РФ по исполнении комиссионного поручения комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение поручения суммы.

В соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ не учитываются при налогообложении прибыли расходы по оплате затрат, произведённых комиссионером за комитента, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера в соответствии с условиями заключённых договоров.

Если комиссионер в рамках договора комиссии осуществляет расходы, не возмещаемые комитентом и, соответственно, не учитываемые в налоговом учёте комитента, то такие расходы комиссионер вправе включить в состав расходов, учитываемых им при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, при условии соответствия указанных расходов требованиям ст. 252 НК РФ.

Такое разъяснение содержится в Письме Минфина России от 30.10.2009 № 03-03-06/1/712.

Источник: www.akdi.ru

6.3. Минфин смягчил позицию о вычетах НДС по нормируемым расходам (Письмо Минфина РФ от 06.11.2009 № 03-07-11/285)

Принять к вычету входной НДС с суммы затрат, которые в расходах нормируются, можно и сверх лимитов. Но при условии, что в последующие отчетные периоды по налогу на прибыль эти расходы перестали быть сверхнормативными. К такому выгодному для компаний выводу пришел Минфин России в письме от 06.11.2009 № 03-07-11/285.

До сих пор чиновники из финансового ведомства не соглашались с правом компаний на вычет НДС «в рассрочку», настаивая, что он положен лишь единожды — в периоде признания расходов, и только с суммы в пределах лимита (письма от 09.04.08 № 03-07-11/134, от 11.11.04 № 03-04-11/201). А заявлять налог к вычету в последующих периодах, когда такие расходы перестали быть сверхнормативными, Минфин не позволял.

Источник: www.gazeta-unp.ru

6.4. О порядке учёта налогоплательщиком на УСН стоимости товаров, не реализованных в розничной торговле (Письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-11-06/2/230)

Налогоплательщики, применяющие УСН в оптовой торговле и осуществляющие розничную торговлю, в отношении которой они признаются налогоплательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, при прекращении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли могут учитывать стоимость товаров, не реализованных в розничной торговле и переданных для реализации через оптовую торговлю, в отчётном периоде реализации этих товаров.

Такое разъяснение содержится в Письме Минфина России от 30.10.2009 № 03-11-06/2/230.

Источник: www.akdi.ru

6.5. Балансовая стоимость проданных акций не учитывается в расходах при УСН (Письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-11-06/2/233)

Доходы от реализации акций ЗАО, не котирующихся на рынке ценных бумаг, следовало учитывать при определении налоговой базы в составе доходов от реализации товаров.

Стоимость акций созданного ЗАО отражается в бухгалтерском учёте организации-учредителя как долгосрочные финансовые вложения. В связи с тем, что ст. 346.16 НК РФ не предусмотрено учитывать в составе расходов налогоплательщиков, применяющих УСН, стоимость приобретённых акций, отнесённых к долгосрочным финансовым вложениям, при реализации указанных акций их балансовая стоимость учитываться не должна.

Такое разъяснение содержится в Письме Минфина России от 30.10.2009 № 03-11-06/2/233.

Источник: www.akdi.ru

 


7. Новости налогового контроля

7.1. Налоговые проверки будет назначать компьютер

Федеральная налоговая служба разослала в территориальные управления правила использования компьютерной базы, которая автоматизирует процесс назначения налоговых проверок в компаниях, пишет «Коммерсантъ».

«В закрытом письме ФНС выставила так называемые весовые коэффициенты как для налоговых правонарушений», так и для «признаков, позволяющих прогнозировать возможные нарушения», указывает издание.

«Коэффициент 1 свидетельствует о низкой вероятности отклонения от норм закона, 3 - о высокой», - пишет «Ъ», отмечая, что превышение определенных значений автоматически приведет к назначению проверки.

Источник: www.digest-news.ru

7.2. В бюджет Челябинской области недоплатили более 6 млрд руб. налогов

Налоговая задолженность предприятий и организаций Челябинской области составляет около 6 млрд рублей. Такие данные 13 ноября озвучила заместитель начальника налоговой службы по Челябинской области Валентина Зыкова, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По ее словам, о долге узнали по итогам ряда проверок, которые продолжатся и в 2010 году. Дело в том, что проверять предприятий и организации региона налоговая служба может только по истечению налогового периода.

Всего в Челябинской области долги предприятий и организаций по налогам и заработной плате с начала 2009 года погашены на сумму 1 млрд 678 млн рублей. Из этих денег в бюджет региона было перечислено почти 800 млн рублей.

Напомним, проверку предприятий и организаций на налоговые платежи инициировал глава региона Петр Сумин. По его мнению, жесткий налоговый контроль поможет пополнить дефицитный региональный бюджет.

Источник: www.regnum.ru

 


8. Судебное решение недели:

8.1. В пользу налогоплательщика

«Ненаправление налогоплательщику письменного извещения о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля, ознакомление его с их результатами только после принятия решения о привлечении к налоговой ответственности повлекло отмену принятого решения (п. 14 ст. 101 НК РФ)».

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

По мнению инспекции, налоговый орган при отсутствии установленной НК РФ обязанности уведомил общество о результатах проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля письмом, в котором сообщалось, что данные мероприятия не разрешили поставленные в решении об их проведении вопросы. Таким образом, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принято с соблюдением ст. 101 НК РФ, права налогоплательщика не нарушены.

Как указал суд, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.

Налоговый орган не направлял в адрес налогоплательщика письменное извещение о рассмотрении материалов проверки, подписанное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик был ознакомлен 05.11.2008, то есть после принятия решения о привлечении к налоговой ответственности 30.10.2008.

Таким образом, налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к налоговой ответственности, что является основанием для отмены принятого решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.

(Постановление ФАС Уральского округа от 6 октября 2009 г. № Ф09-7585/09-С3).

Источник: www.cnfp.ru

8.2. В пользу налогового органа

«Налоговый орган вправе проводить дополнительные мероприятия налогового контроля в целях сбора дополнительных доказательств, а не только в целях устранения ошибок, допущенных при проведении выездной налоговой проверки» (п. 6 ст. 101 НК РФ)».

В силу п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принято налоговым органом по результатам рассмотрения возражений общества на акт налоговой проверки и обосновывалось необходимостью истребования дополнительных документов у третьих лиц.

По мнению налогоплательщика, единственным основанием для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля является необходимость устранения ошибок, допущенных инспекцией в рамках проведения выездной налоговой проверки. В данном случае у налогового органа не имелось причин для принятия решения о проведении проверки, что привело к причинению обществу убытка и ухудшению его финансового положения.

Как указал суд, ссылка общества на возможность проведения дополнительных мероприятий налогового контроля только в целях устранения ошибок, допущенных при проведении выездной налоговой проверки, основана на неправильном ограничительном толковании ст. 101 НК РФ.

В рассматриваемом случае дополнительные мероприятия налогового контроля проведены в рамках законодательства с целью необходимого получения дополнительных доказательств, для подтверждения фактов совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, с целью проверки возражений налогоплательщика по акту выездной налоговой проверки.

Таким образом, принятое налоговым органом решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля является обоснованным.

(Постановление ФАС Уральского округа от 7 октября 2009 г. № Ф09-7545/09-С2).

Источник: www.cnfp.ru

 


9. Зарубежные налоговые новости

9.1. Лихтенштейн исключен из списка налоговых убежищ

Лихтенштейн исключен из “серого” списка налоговых убежищ, составленного Организацией экономического сотрудничества и развития. Княжество добилось такого решения, заключив необходимое число соглашений об обмене налоговой информацией.

Премьер-министр Лихтенштейна Клаус Шутшер заявил 11 ноября, что теперь княжество будет считаться юрисдикцией, которая полностью следует стандартам G20 и ОЭСР в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов. Договорившись об обмене информацией с Бельгией и Нидерландами, Лихтенштейн довел количество таких соглашений до 12 — необходимого минимума, который позволяет включить княжество в число юрисдикций, следующих международным стандартам финансовой прозрачности. Включение в “белый” список позволяет Лихтенштейну избежать возможных санкций со стороны стран G20.

Шутшер назвал смену статуса Лихтенштейна большим достижением и хорошей отправной точкой для дальнейшего развития. Княжество продолжает переговоры с другими странами по поводу подписания налоговых соглашений. Кроме того, Лихтенштейн присоединился к Глобальному форуму по финансовой прозрачности и обмену информацией. “Мы работаем на открытых рынках в условиях глобализации, и уклонение от уплаты налогов должно быть сведено к минимуму”, — заявил премьер-министр.

Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа поздравил премьер-министра Лихтенштейна и похвалил его правительство за быстрое принятие международных стандартов в сфере обмена информацией. По словам генерального секретаря, согласившись следовать международным нормам в марте 2009 года, Лихтенштейн за считанные месяцы внес необходимые изменения в свою правовую базу.

Источник: www.taxationinfonews.ru

 


10. «Знаете ли Вы...» или интересные и занимательные
факты о налогах

10.1. Налог на финансовые операции расколол страны G20

Лидеры стран G20 разошлись во мнениях по поводу перспективы введения налога на финансовые операции, который известен как налог Тобина.

С предложением ввести такой налог выступил премьер-министр Великобритании Гордон Браун. На саммите G20 в Шотландии он заявил, что расходы на антикризисную помощь банкам должны оплачивать сами банки, а не рядовые налогоплательщики. Одним из возможных решений такой задачи Браун назвал введение налога на финансовые операции.

Среди других вариантов, озвученных британским премьером, — выплата банками особой страховки, которая должна рассчитываться с учетом их финансовой устойчивости, формирование банковских инвестиционных фондов для покрытия антикризисных программ и взимание особых авансовых платежей, которые дадут право банкам претендовать на правительственную помощь.

Инициативу Брауна о введении налога Тобина поддержали Германия и Франция, однако целый ряд других государств, включая США, Канаду и Россию, выступили против. Министр финансов США Тимоти Гайтнер заявил, что американская администрация не поддержит введение налога на финансовые операции, хотя и готова рассматривать другие меры финансового характера, направленные на поддержание стабильности банковского сектора.

Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин выдвинул саму идею налога, получившего впоследствии его имя, еще в начале 1970-х годов. Смысл этого налога заключается в ограничении валютных спекуляций и поддержании стабильности на рынке финансовых услуг. Первоначально предлагалось ввести налог со ставкой 1 процент, однако на сегодняшний день экономисты обсуждают ставку на уровне 0,1-0,25 процента.

Источник: www.taxationinfonews.ru

10.2. ФАС — против мелкого шрифта в рекламе финансовых услуг

Федеральная антимонопольная служба подготовила поправки в Закон «О рекламе», которыми предложено запретить использовать мелкий шрифт в рекламе финансовых услуг, в том числе кредитов и вкладов. Об этом пишет газета «Ведомости».

Согласно изменениям, в тексте рекламы финансовых услуг все условия, влияющие на доходы или расходы клиентов, должны быть написаны шрифтом одинакового размера.

Напомним, что в настоящее время Закон о рекламе не прописывает как обязательное условие использовать шрифт одного размера, поэтому банки и финансовые компании часто используют мелкий шрифт.

«Мы не собираемся ограничивать размер шрифта - на рекламном щите любого мелкого шрифта не видно. Пусть финансовые компании переходят на имиджевую рекламу или меняют условия своих продуктов, где слишком много разнообразных комиссий, влияющих на окончательную стоимость. С такими поправками у нас точно не будет рекламы кредитов под 0%», — поясняет заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.

Сейчас поправки находятся на согласовании в Минэкономразвития и ФСФР, передаёт «РИА Новости».

Источник: www.akdi.ru

 


11. Новости журнала «Налоги и финансовое право»

Вышел из печати журнал «Налоги и финансовое право» № 10/2009.
Тема номера: Комментарии изменений метода счетов-фактур (в схемах)

Счет-фактура как основной документ для исчисления НДС

НДС — один из самых распространенных налогов в мире. Будучи впервые введенным во Франции в 1954 году, за 50 с лишним лет он сумел завоевать мир. В настоящее время он взимается более чем в 135 странах мира. Легче назвать страны, где он не взимается (из крупных стран — это США и Австралия, и то, там этот налог не установлен скорее из «вредности» этих стран, не желающих копировать европейский опыт). Однако методов исчисления НДС в мире насчитывается множество. В частности, известен прямой метод исчисления этого налога, при котором определяется размер «добавленной стоимости», к которой применяется та или иная ставка НДС.

Однако более широко применяется так называемый инвойсный (или «зачетный») метод исчисления НДС, по которому размер налога, подлежащего уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога, исчисленного с налоговой базы, и суммами налоговых вычетов (ст. 173 НК РФ). Одним из главных признаков инвойсного метода выступает счет-фактура как специальный документ, составляемый в особом порядке и фиксирующий суммы НДС, уменьшающие сумму налога, подлежащего уплате в бюджет. В России счета-фактуры применяются с 1996 года, после принятия Указа Президента РФ от 21.07.1995 № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы РФ».

Сейчас уже вообще трудно представить себе современный НДС без счета-фактуры, однако законодательное регулирование порядка выставления и оформления этого документа до сих пор подвергается совершенствованию. Так, Постановлением Правительства РФ от 26.05.2009 № 451 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914» в вышеуказанное Постановление было внесено множество изменений и дополнений, которые заставили бухгалтерские и налоговые службы предприятий посмотреть по-новому на привычные процессы, связанные с использованием счетов-фактур.

Причем Правительство не стало давать налогоплательщикам время на «раскачку» и ввело данное Постановление в действие уже с 9 июня 2009 года. Однако до сих пор многие положения Постановления № 451 представляют трудности для применения и толкования. Именно с целью более подробного комментария к новому документу, вносящему принципиальные поправки в действующую систему взимания НДС, Редакция Журнала «Налоги и финансовое право» приняла решение посвятить № 10 Журнала подробному рассмотрению соответствующих сложных вопросов. Причем способ подачи материала, принятый нами (графический), призван облегчить читателям восприятие достаточно сложного материала.

Кроме того, в № 10 журнала размещаются наши традиционные рубрики, связанные с актуальными вопросами налогов, налогообложения, налогового и финансового права.

Главный редактор Журнала
«Налоги и финансовое право»
А.В. Брызгалин

 

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

Объявляется подписка на журнал «Налоги и финансовое право». Счет на I полугодие 2010 года на журнал «Налоги и финансовое право» можно заказать по тел/факсу: (343) 350-11-62 или взять здесь.

Через Редакцию можно приобрести отдельные номера журнала «Налоги и финансовое право»

Номер журнала 
Тематика
Цена
(в рублях)

Цена за электронный вариант журнала
(в рублях)


№ 4/2009

Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2008 год

250=00

500=00


№ 5/2009

Налогообложение хозяйственных операций и сделок в 2009 году

250=00

500=00


№ 6/2009

Налоги и страховые взносы, начисляемые на выплаты работникам

250=00

500=00


№ 7/2009

Уточненная налоговая декларация: понятие, порядок действий, правовые последствия.

250=00

500=00


№ 8/2009

Налогообложение и учет сложных хозяйственных операций.

250=00

500=00


№ 9/2009

Налогообложение и учет сложных хозяйственных операций (часть вторая).

250=00

500=00


№ 10/2009

Комментарии изменений метода счетов-фактур (в схемах).

250=00

500=00


Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону: (343) 350-12-12350-11-62

Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008 год. Приглашаем посмотреть материалы: http://www.cnfp.ru/publish/journal/2008/index.php

 

ОМЕГА-ЛКниги издательства «Налоги и финансовое право» Вы можете приобрести на сайте издательства «ОМЕГА-Л»:

Страховые взносы в 2010 году, Брызгалин А.В., Головкин А.Н.

Счета-фактуры. В ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. № 451 (законодательство, комментарий, рекомендации по заполнению, арбитраж.пр.). Брызгалин А.В., Головкин А.Н., Брызгалин А.В., Головкин А.Н.

Налоговая оптимизация недобросовестных контрагентов. Под ред. Брызгалина А.В., Головкина А.Н., Брызгалин А.В., Головкин А.Н.

Налоговая оптимизация расходов (документирование, налоговый учет, арбитражная практика). Под ред. Брызгалина А.В., Головкина А.Н., Под ред. Брызгалина А.В., Головкина А.Н.

 


12. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»

Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.

Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»: 
Аналитический обзор судебной практики за октябрь 2009 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 30 ноября 2009 года.

Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru

За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/

 


13. ПРЕДЛАГАЕМ В АРЕНДУ КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

по адресу г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 77, офисное здание, 5 этаж

Конференц-зал оборудован:

  • рабочим местом лектора
  • рабочими местами слушателей
  • кондиционером
  • аудиотехникой
  • микрофоном
  • стойкой для раздаточного материала

Стоимость аренды конференц-зала: 1200 руб./час (в т.ч. НДС 18%)

Дополнительные услуги, помещения, оборудование:

  • помещение под 
    кофе-брейк
  • видеотехника
  • ксерокс
  • компьютер, принтер
  • выделенная телефонная линия с телефонным аппаратом
  • выделенная линия для выхода в Internet

Оплата по договоренности

По вопросам аренды обращаться:

Тел./факс (343) 350-11-62 Зекунова Татьяна Александровна, Береснева Татьяна Михайловна

Фотографии конференц-зала можно посмотреть на сайте Группы компаний «Налоги и финансовое право» по адресу http://cnfp.ru/teach/hall/

 

© Налоги и финансовое право 2002-2009

В избранное