← Октябрь 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
График семинаров, курсов повышения квалификации
|
Тема семинара |
Место проведения |
Дата проведения |
Налоговое администрирование и актуальные вопросы исчисления и уплаты налогов в 2009 году: правоприменительная практика и анализ последних изменений | Москва |
18, 19 |
Вы можете оформить:
АБОНЕМЕНТ на Московские семинары 2010 года
АБОНЕМЕНТ на Екатеринбургские семинары 2010 года
Справки по телефону: (343) 350-12-12, 350-11-62
Заместитель директора Учебного центра «Налоги и финансовое право»
Зекунова Татьяна Александровна
Информация размещена на сайте www.cnfp.ru
Налоговое администрирование и актуальные вопросы исчисления и уплаты налогов в 2009 году: правоприменительная практика и
анализ последних изменений
18-19 ноября 2009 года
г. Москва
Руководитель семинара: Брызгалин Аркадий Викторович — Генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», к.ю.н.
Место проведения семинара: г. Москва, пр. Мира, д. 150 отель «Космос» (станция метро ВДНХ), сектор бизнес-залов
ПРОГРАММА:
-
Актуальные вопросы исчисления и уплаты налогов в 2009 году: порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций; новый порядок применения метода счетов-фактур по НДС.
-
Замена уплаты ЕСН страховыми взносами в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС РФ и ТФОМС РФ в 2010 году.
-
Налоговое администрирование: практика применения в 2009 году, анализ проекта изменений 2010 года.
-
Анализ основных тенденций изменения законодательства о бухгалтерском учете.
Стоимость участия за 1 человека: 15 000 руб.
Стоимость участия за 1 человека при оплате до 10.11.09: 12 000 руб.
Справки по телефонам:
(495) 234-13-42, 234-15-94 Комлева Светлана Эдуардовна (г. Москва)(343) 350-11-62, 350-12-12 Зекунова Татьяна Александровна (г. Екатеринбург)
Проект от Группы компаний «Налоги и финансовое право»
полноцветное иллюстрированное издание о налогах«Налоги. Люди. Время… |
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин.
Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала.
Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов».
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя
Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с.
Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой)
Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки)
Справки:
«Налоги суть средства к достижению цели общества или государства...».
Николай Иванович Тургенев (1789—1871),
русский экономист, основоположник финансовой науки в России
1. Налоговая новость недели
1.1. Кризис — не повод для огосударствления экономики
Бизнес примет участие в экспертизе проекта нового антимонопольного закона, для чего РСПП и ФАС в скором времени создадут совместные рабочие группы, которые займутся разработкой «чётких интерпретаций нечётких статей закона». Об этом заявил журналистам президент РСПП Александр Шохин после встречи в Кремле Дмитрия Медведева с представителями бизнес-сообщества.
Глава государства согласился с возражениями предпринимателей относительно нового законопроекта и пообещал отправить его на антикоррупционную проверку.
По словам президента РСПП, неоднозначность формулировок нового закона даёт чиновникам полную свободу при трактовке таких основополагающих понятий, как «необходимые затраты», «нормальная прибыль», «согласованные действия». Это может оказать плохое влияние на конкуренцию в России, а в худших случаях — привести к уголовному преследованию даже добросовестных предпринимателей.
На встрече с Президентом РФ обсуждалась и такая важная тема, как финансовое оздоровление и банкротство. Позиция РСПП в данном вопросе очень взвешенная, поскольку членами РСПП являются как должники, так и кредиторы. И нужно регулировать отношения между ними с учётом баланса интересов сторон, не ущемляя права партнеров со ссылкой на кризис, подчеркнул Александр Шохин.
Затем он особо отметил, что «Президент чётко зафиксировал позицию не использовать кризис как повод для огосударствления экономики. Сейчас необходимо определить формы и время для приватизации активов, которые из-за кризиса стали собственностью государственных банков».
Источник: www.akdi.ru
2. Новости налогообложения и экономики
2.1. ПФР начал рассылку «писем счастья» для граждан, не имеющих накоплений
Пенсионный фонд РФ начал рассылку извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов в системе пенсионного страхования гражданам, которые не имеют накопительной части пенсии.
Каждое извещение — это заказное письмо, которое по почте отправляется по адресу, отраженному в индивидуальном лицевом счете гражданина. В письме содержатся сведения о платежах работодателей на финансирование страховой части пенсии, поступивших в ПФР за 2008 год и предшествующие годы (а также сведения об их индексации), данные о платежах всех работодателей (если гражданин имел больше одного места работы).
В этом году каждое письмо-извещение Пенсионного фонда РФ на оборотной стороне содержит информацию о программе государственного софинансирования пенсии. Людям, не имеющим накопительной части пенсии, программа дает возможность формировать накопительную часть пенсии самостоятельно.
Источник: www.provodka.ru
2.2. В Москве зафиксирован рост налоговых преступлений
Управление по налоговым преступлениям при ГУВД Москвы проинформировало, что за восемь месяцев нынешнего года в столице раскрыто почти столько же налоговых преступлений, сколько за весь прошлый год, передает «Московский Комсомолец».
В ГУВД связывают рост налоговых преступлений с кризисом, который побуждает бизнесменов экономить деньги, в том числе и незаконными способами.
В Управлении по налоговым преступлениям выделили три основных способа сокрытия налогов: лжеэкспорт, увеличение затратной части предприятий и выплата «черной» зарплаты.
Источник: www.klerk.ru
2.3. Долги регионов РФ выросли почти на 30%
По данным Минфина РФ, на 1 октября 2009 г. долговые обязательства субъектов РФ достигли 778,198 млрд руб. Таким образом, за месяц объём задолженности вырос на 2,5%, а с начала года на 29,7%, сообщает «РИА Новости».
Самая большая задолженность приходится на Москву, её задолженность выросла с 121,549 млрд руб. на начала года до 233,439 млрд руб. на 1 октября. За сентябрь задолженность Москвы выросла на 19,433 млрд руб.
Задолженность Московской области, которая на начала года составляла 156,06 млрд руб., уменьшилась до 152,820 млрд руб., однако это не помешало ей занять второе место в рейтинге должников. Минфин обращает внимание, что объём задолженности региона превышает максимально допустимый уровень.
Источник: www.akdi.ru
2.4. Сенаторы отменили «нулевую» отчетность по налогу на имущество
Совет Федерации одобрил законопроект с поправками в ст.373 НК РФ. Согласно принятым изменениям, компании, на балансе которых нет основных средств, не являются плательщиками налога на имущество.
Следовательно, им не придется сдавать в инспекцию «нулевые» расчеты и декларации по этому налогу.
Источник: www.gazeta-unp.ru
3. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии
3.1. Сроки возмещения НДС будут сокращены
Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость».
Наряду с действующим порядком возмещения НДС предусматривается введение заявительного порядка его возмещения, согласно которому возврат НДС будет осуществляться до завершения камеральной налоговой проверки поданной декларации по НДС. При этом решение о возмещении налога налоговые органы будут принимать в течение 5 дней со дня представления налоговой декларации. Перевод средств федеральным казначейством налогоплательщику также должен будет производиться в течение 5 дней со дня получения поручения.
Новым порядком смогут воспользоваться налогоплательщики, отнесенные к категории «крупнейших», налогоплательщики, имеющие значительные активы и выручку от реализации (более 500 млн руб. - стоимость амортизируемого имущества, более 5 млрд руб. — сумма дохода от реализации за предшествующий календарный год), и налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией банковскую гарантию. При этом банк обязуется исполнить в полном объёме обязанность налогоплательщика по уплате налогов (пеней и штрафов), если по итогам камеральной проверки будет установлено нарушение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Источник: www.akdi.ru
3.2. Cнижение ставки НДС в ближайшие годы не актуально
Минфин РФ уверен, что в условиях дефицита бюджета в течение нескольких ближайших лет вопрос о снижении ставки НДС ставить нецелесообразно.
«Позиция Минфина (о снижении ставки НДС, которая сейчас составляет 18% — ред.) хорошо известна. Мы были категорически против этого, предупреждая, что снижение НДС несет за собой очень большие риски», — сказал статс-секретарь, заместитель главы Минфина РФ Сергей Шаталов на конференции в пятницу.
По его словам, на сегодняшний день НДС является главным источником пополнения бюджета. «Даже в кризис его падение не так драматично, как других налогов, которые были главными для формирования бюджета», — продолжил Шаталов.
Поэтому, по его словам, «в условиях хронического дефицита бюджета на ближайшие годы, я думаю, что вопрос о снижении ставки НДС не актуален».
Источник: www.rian.ru
3.3. Налог на прибыль повышаться не будет
Ставка налога на прибыль в России не будет повышена в ближайшие годы.
Как заявил статс-секретарь, заместитель главы Минфина РФ Сергей Шаталов на конференции в пятницу, решение о снижении ставки налога на прибыль организаций до 20% принято «всерьез и надолго».
Г-н Шаталов пообещал, что кризис никак не повлияет на изменение ставки налога на прибыль организаций.
Источник: www.taxhelp.ru
3.4. Будет введена единая налоговая платежка
Минфин России поддерживает инициативу ФНС России о введении единого платежного документа по налогам для физических лиц.
Как заявил журналистам статс-секретарь замглавы Минфина С. Шаталов, это разумно.
Речь может идти о единой платежке по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц.
Источник: www.taxhelp.ru
4. Новости налогового и бухгалтерского законодательства
4.1. Определен порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам (Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 820)
Определены особенности признания безнадежными к взысканию и списания недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженностей по начисленным пеням и штрафам.
Установлено, что недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками взносов, и задолженность признаются безнадежными и списываются в трех случаях. Это ликвидация организации-плательщика, признание ИП банкротом (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника) и смерть физического лица или принятие судом решения об объявлении его умершим. Указанные факты должны быть документально подтверждены.
В отношении взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование решение о признании безнадежными и списании принимает ПФР, взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - ФСС России. Форма таких решений устанавливается Минздравсоцразвития России.
Постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.
Источник: www.garant.ru
4.2. Утверждены новые правила учета командированных сотрудников (Приказ Минздравсоцразвития от 11.09.2009 № 739н)
Компания обязана вести учет своих сотрудников, которые направлены в служебные поездки, а также учет работников других организаций, которые, наоборот, приезжают к ней в командировку. Специальные для этого формы журналов учета утверждены приказом Минздравсоцразвития от 11.09.2009 № 739н (вступает в силу через 10 дней после официального опубликования).
До сих пор некоторые компании не вели такой учет, поскольку обязательных форм не было. Другие же, наоборот, вели, но использовали для этого собственные формы или рекомендательные. Теперь же всем компаниям применять новые формы журналов обязательно (п. 8 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749). При этом обязательно назначить работника, ответственного за их ведение.
Источник: www.gazeta-unp.ru
5. Комментарии и разъяснения
5.1. Минфин расширил возможности для учета расходов на обучение сотрудников (Письмо Минфина РФ от 06.10.2009 № 03-03-06/4/84)
Налогоплательщик вправе учесть расходы на повышение квалификации и обучение своих сотрудников, даже если оно проходило не в строго образовательном учреждении, а в некоммерческой компании другой организационно-правовой формы. Такие разъяснения дал Минфин в письме от 06.10.2009 № 03-03-06/4/84.
Причем, если у организации, оказывающей образовательные услуги, есть на них разрешение, и она является некоммерческой, то ее конкретная организационно-правовая форма значения не имеет.
Источник: www.gazeta-unp.ru
5.2. Расходы на медосмотры не принятых на работу кандидатов уменьшают прибыль (Письмо Минфина России от 06.09.2009 № 03-03-06/1/648)
Компания вправе учесть расходы на проведение обязательных медосмотров будущих сотрудников, если по результатам обследования или по иным основаниям эти претенденты не были приняты на работу. Такие выводы следуют из письма Минфина России от 06.09.2009 № 03-03-06/1/648.
Чиновники и раньше не были против уменьшения налоговой базы по прибыли на расходы, связанные с проведением обязательных медосмотров. Но было не ясно, можно ли учитывать расходы на медосмотры кандидатов, которые в итоге так и не были приняты на работу, ведь отказ может быть обусловлен именно результатом такого осмотра. В комментируемом письме чиновники ответили на этот вопрос утвердительно.
Источник: www.gazeta-unp.ru
5.3. Какие документы необходимы принципалу для вычета НДС с аванса (Письмо Минфина России от 02.10.2009 № 03-07-11/246)
Для вычета НДС по авансу, перечисленному агенту, который приобретает товары от своего имени, но за счет принципала, последнему необходимы два набора документов. Первый — по договорным отношениям между ним и его агентом. Второй — между агентом и непосредственным продавцом товаров. Такие выводы следуют из письма Минфина России от 02.10.2009 № 03-07-11/246.
По общему правилу принять НДС к вычету с авансов компания может, если у нее имеется счет-фактура на аванс, договор, предусматривающий условие о предоплате и документы, подтверждающие фактическую оплату товара в счет предстоящих поставок товаров. А вот принципалу помимо сбора вышеперечисленных документов придется позаботиться еще и о копиях счетов-фактур, полученных агентом от продавца, платежек на перечисление аванса агентом продавцу и договоров агента с продавцом с обязательным условием о предоплате. Без этого пакета документов налоговики могут в вычетах по авансам, перечисленным при закупке товаров через агента, принципалу отказать.
Источник: www.gazeta-unp.ru
6. Новости налогового контроля
В рубрике «Налоговый контроль» размещаются материалы, посвященные рассмотрению актуальных вопросов, связанных с назначением, проведением и оформлением результатов налоговых проверок и иных форм налогового контроля.
NEW! 6.1. Может ли налоговый орган использовать документы, полученные после вынесения решения по результатам налоговой проверки?
Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
Однако в некоторых случаях налоговые органы нарушают правила проведения дополнительных мероприятий, что справедливо вызывает возмущение и претензии со стороны налогоплательщиков.
Так, очень часто налоговый орган начинает формировать доказательственную базу по налоговой проверке уже после того, как таковая фактически закончена и по ее итогам уже вынесено соответствующее решение.
Например, по одному из дел было установлено, что после принятия решения по результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган фактически осуществил дополнительные мероприятия налогового контроля, в частности, обследовал место жительства предпринимателя, получил пояснения у руководителей субпоставщиков предпринимателя, допросил свидетелей. При этом предприниматель не был проинформирован о том, что в отношении него проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля.
В обоснование своих требований налоговый орган представил полученные в ходе дополнительных мероприятий доказательства в арбитражный суд. По мнению налогового органа, данные доказательства подтверждают правомерность заявленных требований и должны быть учтены судом при вынесении решения.
Как указал суд, отклоняя доводы налогового органа, НК РФ устанавливает четкую и последовательную процедуру формирования доказательств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах, их систематизации и соответствующего оформления, которые впоследствии являются основой для принимаемого налоговым органом решения. Доказательства совершенного налогоплательщиком нарушения только тогда могут считаться таковыми, когда они собраны в строгом соответствии с требованиями НК РФ.
В рассматриваемом случае доказательства получены за рамками камеральной налоговой проверки, в нарушение установленной процедуры сбора доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения, поэтому не могут быть признаны допустимыми (Определение ВАС РФ от 06.03.2008 № 2291/08).
Следовательно, доказательства совершения налогового правонарушения, полученные налоговым органом после принятия решения по результатам камеральной проверки, являются недопустимыми и не могут приниматься во внимание.
(Опубликовано в журнале «Налоги и финансовое право» № 9, 2009).
Источник: www.cnfp.ru
6.2. Налоговые инспекторы и сотрудники ПФР будут действовать более скоординировано
Пенсионный фонд РФ и ФНС России будут координировать проверки налогоплательщиков со следующего года, заявил статс-секретарь, заместитель главы Минфина Сергей Шаталов на конференции в пятницу.
ПФР заключит с налоговыми органами соглашение по координации деятельности по проведению проверок - налоговых проверок и проверок по уплате взносов, сообщил г-н Шаталов.
Источник: www.taxhelp.ru
6.3. В Подмосковье стало больше «камералок» с истребованием документов
Налоговые инспекторы Подмосковья стали чаще проводить камеральные проверки с истребованием дополнительных документов. Количество таких ревизий в среднем увеличилось почти в 2 раза. Если в первом полугодии прошлого года их было 47 893, в этом году — 79 279. Такие данные следуют из внутреннего отчета УФНС по Московской области, с которым нам удалось ознакомиться.
Камеральные проверки с истребованием документов принесли налоговикам Подмосковья в первом полугодии этого года 3,2 млрд рублей из 4,4 млрд, доначисленных по всем «камералкам». Но в среднем процент результативности «камералок» с истребование документов вырос незначительно — на 5 процентов (в первом полугодии прошлого года из 3,2 млрд рублей доначислений на камералки с истребованием приходится 2,2 млрд).
Источник: www.gazeta-unp.ru
7. Судебное решение недели:
7.1. В пользу налогоплательщика
«Налогоплательщик был лишен возможности ознакомиться с расчетами, составленными Управлением ФНС России в процессе рассмотрения апелляционной жалобы, и представить по ним контрдоводы, что привело к недостоверному определению налоговой базы по НДС и суммы налога и влечет недействительность решения налогового органа (п.8 ст.101 НК РФ)».
Согласно п.8 ст.101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
По мнению налогового органа, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность вышестоящего налогового органа при рассмотрении апелляционной жалобы на решение инспекции извещать плательщика о предстоящем вынесении решения и предоставлять ему возможности высказать разногласия.
Управление ФНС РФ, рассмотревшее апелляционную жалобу налогоплательщика, полагает, что в спорном случае не имеется оснований для применения положений ст. 101 НК РФ по аналогии закона, поскольку нормы гл. 20 НК РФ детально регулируют отношения, связанные с обжалованием решений налоговых органов; отсутствие нормы, обязывающей должностное лицо управления знакомить заявителя жалобы с предварительным результатом обжалования не является пробелом законодательства.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд исходил из того, что налогоплательщик был лишен возможности ознакомиться с расчетами, составленными управлением, и представить по ним контрдоводы, что привело к недостоверному определению налоговой базы по НДС и суммы налога. Судом также отмечено, что в оспариваемом решении налогового органа после внесения управлением изменений имеют место неустранимые противоречия, ставящие под сомнение достоверность начисленных налогов, которые должны толковаться в пользу налогоплательщика.
В связи с этим решение налогового органа в редакции, утвержденной решением управления ФНС РФ, не соответствует требованиям, предусмотренным п. 8 ст. 101 НК РФ. По данной причине неустранимые сомнения в достоверности выводов налоговых органов о суммах неуплаченных налогов, которые присутствуют в решении, толкуются в пользу налогоплательщика.
(Постановление ФАС Уральского округа от 9 сентября 2009 г. № Ф09-6590/09-С2).
Источник: www.cnfp.ru
7.2. В пользу налогового органа
«Суд признал необоснованным применение налогового вычета по НДС, поскольку счета-фактуры подписаны неустановленными лицами; лица, значащиеся руководителем и главным бухгалтером организации-поставщика, в действительности таковыми не являются (п. 2 ст. 169 НК РФ)».
В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или иными лицами, уполномоченными на то приказом (или иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
По мнению налогового органа, налогоплательщик не вправе принимать к вычету НДС на основании счетов-фактур и первичных документов, которые от имени организаций- поставщиков подписаны неустановленными лицами.
По мнению суда, данная позиция соответствует нормам налогового законодательства.
В соответствии со ст. 171, 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.
Суд установил, что физические лица, значащиеся согласно выписке из ЕГРЮЛ руководителем и главным бухгалтером организаций-поставщиков, в действительности таковыми не являлись, финансово-хозяйственных отношений с этими организациями вообще не имели, никаких документов от их имени не подписывали, доверенности на подписание документов от имени указанных организаций не выдавали.
В связи с этим суд пришел к выводу, что документы, представленные налогоплательщиком в обоснование правомерности принятия НДС к вычету (счета-фактуры, первичные документы), подписаны неустановленными лицами. Данные документы не могут быть признаны достоверными, поэтому не могут являться основанием для принятия сумм НДС к вычету.
Учитывая вышеизложенное, суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогоплательщика по данному основанию.
(Постановление ФАС Московского округа от 2 июля 2009 г. № КГ-А40/5549-09-П).
Источник: www.cnfp.ru
8. «Философия налогов» - Авторская рубрика А.В. Брызгалина
(№011/сентябрь 2009) NEW
8.1. К вопросу о недобросовестности налоговых органов
Начиная с 2000-х годов категория недобросовестности в налоговой сфере довольно активно анализируется и обсуждается. Этот институт получил признание не только со стороны практики применения законодательства о налогах и сборах, но и со стороны научной общественности.[1] К сожалению, понятие недобросовестности до сих пор не получило признания у законодателя, хотя такие попытки неоднократно предпринимались,[2] что, наверное, и позволило судебно-арбитражной практике отказаться от термина «недобросовестность», который ввел, кстати, Конституционный суд РФ,[3] и ввести правоприменительный термин «необоснованная налоговая выгода».[4]
Однако представляется, что категория недобросовестности или злоупотребления правами (кому как больше нравится) начала толковаться более широко и получила свое распространение не только на налогоплательщиков, но и на других обязанных участников налоговых правоотношений: налоговых агентов,[5] плательщиков сборов,[6] банки[7] и др.
Однако представляется не совсем обоснованным, что данная категория, являющаяся по сути характеристикой субъекта, распространялась только на одну сторону налогового обязательства — на сторону обязанных субъектов.
Представляется, что категория недобросовестности — это категория универсальная, и получение «необоснованной налоговой выгоды» конкретным налогоплательщиком (или иным обязанным участником налоговых правоотношений) есть только частный случай проявления недобросовестности в налоговой сфере. Как мы сказали выше, выявление налоговыми органами недобросовестного поведения и складывающаяся судебная практика по этому вопросу, действительно, касается в основном обязанных участников налоговых правоотношении, чему способствовала и своеобразная подмена Высшим арбитражным судом РФ широкого термина «недобросовестность» на абсолютно неизвестную в 2006 году категорию «необоснованная налоговая выгода». Причем одним из последствий такой замены стало нивелирование первого термина и представление его в качестве какого-то однонаправленного свойства, что далеко не так.
Однако представляется, что злоупотребление своими правами может касаться не только обязанных, но и вообще всех, в том числе управомоченных участников налоговых правоотношений, каковыми в первую очередь выступают налоговые органы. Хотя случаи недобросовестного поведения их должностных лиц в настоящее время не столь многочисленны, однако широко представлены даже в судебной практике Высшего арбитражного суда РФ.[8] Кстати, о появлении такого явления, как «недобросовестность налоговых органов» говорилось авторами еще несколько лет назад.[9]
В настоящее время наиболее характерно применение категории «недобросовестность налоговых органов» в налоговых спорах при установлении виновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности. Как показывает правоприменительная практика, необоснованные или неправомерные действия (бездействие) государственных органов, в результате которых лицо не имело возможности надлежащим образом исполнить свои обязательства, являются факторами, свидетельствующими об отсутствии в вины в неправомерном деянии лица. В частности, изъятие бухгалтерской документации правоохранительными органами повсеместно рассматривается арбитражными судами как основание для освобождения лица от того или иного вида налоговой ответственности (постановление ФАС ВСО от 11.01.2001 № А78-2715/00-С2-962у/Ф02-2914/00-С1; постановление ФАС МО от 03.09.2001 № КА-А41/4711-01; постановление ФАС УО от 05.03.2008 № Ф09-1084/08-С3).
Особое место среди обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины в совершении налогового правонарушения, занимают необоснованные, а в ряде случаев даже и недобросовестные действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
В связи с тем, что НК РФ не содержит такой категории, как недобросовестностьналоговыхорганов (как, кстати, не содержит и категории «недобросовестный налогоплательщик»), представляется возможным практически использовать эту категорию через применение положений подп. 2 ст. 109 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 1 ст. 112 НК РФ.
Так, например, было сказано в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2001 № 9986/00: если налоговые органы ранее неоднократно проверяли налогоплательщика и в актах проверки не указывали, что налогоплательщик неправильно применяет налоговое законодательство, то выявление налогового правонарушения в процессе последующих мероприятий налогового контроля должно быть особо рассмотрено и оценено судами в случае возникновения спора. Это обусловлено тем, что «умолчание» или «отсутствиереакции» налоговых органов во время предыдущих проверок дает основание налогоплательщику полагать, что его действия по порядку исчисления и уплаты налогов являются правильными, так как он имеет на это письменное подтверждение налоговой инспекции (в виде акта о проведении проверки, где не сказано о нарушении налогового законодательства). Именно поэтому последующий фактический пересмотр прошлых результатов налогового контроля должен учитываться при привлечении налогоплательщика к ответственности в зависимости от конкретных обстоятельств дела или в виде обстоятельства, исключающего вину, или в виде смягчающих обстоятельств.
Из примеров современной судебной практики можно привести следующее дело.
Общество 20.09.2004, самостоятельно выявив недоимку, подало уточненные налоговые декларации по НДС за май и июль 2004 года. ИФНС вынесла решение о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, т.к. общество в нарушение п. 4 ст. 81 НК РФ до представления уточненных деклараций не погасило недоимку и не уплатило пени.
Как указал ВАС, признавая позицию ИФНС неправомерной, к моменту подачи уточненных деклараций у общества имелась к возмещению сумма НДС за июнь 2004 года, подлежавшая зачету в счет погашения недоимки за май и июль 2004 года и пеней на основании ст. 176 НК РФ. Однако ИФНС провела зачет указанной суммы налога за август 2004 года, срок уплаты которого к моменту подачи уточненных деклараций по НДС не наступил. Такое нарушение ИФНС
порядка зачета излишне уплаченного налога привело к искусственному созданию условий, повлекших необоснованное
привлечение общества к налоговой ответственности, что является неправомерным (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 2808/07).
[1] См. например, Белов В.А. К вопросу о недобросовестности налогоплательщика. М. 2006; Савсерис С.В. Категория «недобросовестность» в налоговом праве. М. 2007; Ильин А.В. Недобросовестность налогоплательщика: проблемы теории и практики. Новосибирск. 2008 и др.
[2] В декабре 2005 года подкомитет Государственной думы по налоговому законодательству предлагал внести в первую часть НК РФ положение о «налоговой недобросовестности» в рамках обсуждавшегося в тот период Федерального закона «О внесении изменений в часть первую НК РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Как пояснял тогда один из авторов поправки депутат Государственной думы А. Макаров, необходимость введения данного понятия вызвана его применением уже не только в решениях Конституционного или Высшего арбитражного судов, но и все большим использованием в судебной практике. Однако в окончательный вариант законопроекта положения о недобросовестности включены не были (http://www.chirkunov.ru/news/?unit=1161). Также в 2006 году Администрация Президента РФ предложила внести в Налоговый кодекс РФ новые положения о разграничении законной и незаконной налоговой оптимизации. Предполагалось, что нормы о «недобросовестности» будут внесены в Налоговый кодекс РФ уже в период осенней сессии 2006 года. Однако и этого сделано не было (по материалам сайта http://www.buhgalteria.ru/article/2864).
[3] См., Постановление Конституционного суда РФ от 12.10.1998 № 24-П «По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в РФ»; Определение Конституционного суда РФ от 25.07.2001 № 138-О «По ходатайству Министерства РФ по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного суда РФ от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ».
[4] Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
[5] См., например, применение позиции «недобросовестный налоговый агент» в Постановлении ФАС МО от 03.09.2007, 10.09.2007 № КА-А40/8959-07; Постановление ФАС МО от 28 июля 2009 года № А40-88465/08-142-445.
[6] См., например, применение позиции «недобросовестный плательщик сборов» в Постановление ФАС ВВО от 28 мая 2002 года № А43-8093/01-31-226.
[7] См., например, применение позиции «недобросовестный банк» как участник налоговых правоотношений в Постановление ФАС ДО от 24.08.2005 № Ф03-А04/05-2/2251; Постановление ФАС ЗСО от 25.04.2005 № Ф04-2424/2005(10556-А45-26) по делу № А45-26304/02-СА9/732.
[8] Как было указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 2808/07, нарушение налоговой инспекцией порядка зачета излишне уплаченного налога привело к искусственному созданию условий, повлекших необоснованное привлечение общества к налоговой ответственности, что является неправомерным.
[9] См. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений // Налоги и финансовое право. № 10. 2005. С. 167-171.
(Опубликовано в журнале «Налоги и финансовое право» № 9, 2009).
Источник: www.cnfp.ru
9. Зарубежные налоговые новости
9.1. Британские пенсионеры переплачивают налоги
Миллионы британских пенсионеров платят слишком много налогов из-за сложности и запутанности налоговой системы. Об этом говорится в отчете, опубликованном 22 октября Национальным аудиторским управлением Великобритании.
По данным управления, с 2002 года примерно 1,5 миллиона пенсионеров переплатили налоги на общую сумму в 250 миллионов фунтов стерлингов. В среднем каждый из этих пенсионеров заплатил на 171 фунт больше, чем было необходимо. 3,2 миллиона человек не воспользовались дополнительными льготами, на которые имеют законное право. С другой стороны, около 500 тысяч пенсионеров недоплатили налоги, потери бюджета при этом составили примерно 100 миллионов фунтов.
Национальное аудиторское управление Великобритании отмечает, что средний годовой доход пенсионеров составляет 16 тысяч фунтов — примерно на четверть меньше среднего дохода остальных британцев.
Управление налоговых сборов и таможен Великобритании объясняет многочисленные ошибки сложностями в обработке налоговой отчетности пенсионеров — особенно тех, кто имеет несколько источников дохода. Налоговая служба ежегодно тратит около 36 миллионов фунтов на персонал, работающий с обращениями пожилых людей. Расходы на обработку запросов других налогоплательщиков в расчете на одного человека составляют вдвое меньшую сумму.
Комментируя отчет Национального аудиторского управления, его глава Эмиэс Морс заявил: “Пожилые люди хотят платить столько налогов, сколько должны, однако многие из них платят слишком много, потому что не пользуются положенными им льготами, а также из-за ошибок. Улучшив качество своей работы, налоговая служба могла бы сэкономить существенные средства, поскольку пенсионеры стали бы меньше обращаться с запросами по поводу своих платежей. В такой ситуации выиграли бы все”.
Источник: www.taxationinfonews.ru
9.2. В Беларуси плановые проверки упорядочили, а внеплановые — практически запретили
Самое важное изменение, внесенное недавним указом президента Лукашенко, — переход от тотального контроля к контролю по так называемым «группам риска». Компании, отнесенные к высокой группе (для попадания в нее достаточно два раза в год не представить налоговую отчетность), будут проверяться ежегодно, к средней — не чаще одного раза в 3 года, к низкой — не чаще одного раза в 5 лет. А вот для внеплановой проверки причина должна быть очень весомой — на ее проведение требуется разрешение руководителя уровня главы министерства.
Источник: www.gazeta-unp.ru
10. «Знаете ли Вы...» или интересные и занимательные
факты о налогах
10.1. Аршавина беспокоит возможный отток классных футболистов из Английской премьер-лиги из-за чрезмерно высокого подоходного налога
В подробном интервью британскому изданию форвард сборной России и лондонского «Арсенала» рассказал о жизни в Англии, о любви к «Барселоне» и о том, откуда у него появился футбольный талант.
Рассуждая об Английской премьер-лиге, Аршавин подчеркнул, что его беспокоит возможный отток классных футболистов из-за чрезмерно высокого подоходного налога. «В Премьер-лиге все еще есть звезды: Руни, Фабрегас, Адебайор и Тевес, — но все они в следующем году покинут Англию. Они будут играть в Испании из-за налогов. По новым правилам в Англии игрокам придется платить 50%, тогда как Роналдо, Кака и Месси будут отдавать всего 27%. И для Премьер-лиги это не очень хорошо», — считает Аршавин.
Источник: www.vz.ru
10.2. Лишь 5% россиян доверяют доллару
В течение последнего месяца 67% россиян отдавали предпочтение рублю, у 23% наших сограждан больше доверия вызывала европейская валюта, и лишь у 5% - доллар.
Судя по комментариям респондентов, их доверие к национальной валюте объясняется не столько уверенностью в ее прочном положении, сколько отсутствием возможности инвестировать в какие-либо другие денежные единицы. У 23% участников опроса наибольшее доверие в течение последнего месяца вызывала европейская валюта, которую они называют «самой стабильной». Чем старше опрошенные, тем чаще они оказывают предпочтение евро.
Доллар набрал лишь 5%. За ним следует фунт стерлингов, чья «вековая стабильность» по душе 3% россиян. Другим видам валюты доверяет 2%, при этом некоторые из них вместо денежных единиц указали драгметаллы.
Источник: www.provodka.ru
11. Новости журнала «Налоги и финансовое право»
Вышел из печати журнал «Налоги и финансовое право» № 10/2009.
Тема номера: Комментарии изменений метода счетов-фактур (в схемах)
Счет-фактура как основной документ для исчисления НДС
НДС — один из самых распространенных налогов в мире. Будучи впервые введенным во Франции в 1954 году, за 50 с лишним лет он сумел завоевать мир. В настоящее время он взимается более чем в 135 странах мира. Легче назвать страны, где он не взимается (из крупных стран — это США и Австралия, и то, там этот налог не установлен скорее из «вредности» этих стран, не желающих копировать европейский опыт). Однако методов исчисления НДС в мире насчитывается множество. В частности, известен прямой метод исчисления этого налога, при котором определяется размер «добавленной стоимости», к которой применяется та или иная ставка НДС.
Однако более широко применяется так называемый инвойсный (или «зачетный») метод исчисления НДС, по которому размер налога, подлежащего уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога, исчисленного с налоговой базы, и суммами налоговых вычетов (ст. 173 НК РФ). Одним из главных признаков инвойсного метода выступает счет-фактура как специальный документ, составляемый в особом порядке и фиксирующий суммы НДС, уменьшающие сумму налога, подлежащего уплате в бюджет. В России счета-фактуры применяются с 1996 года, после принятия Указа Президента РФ от 21.07.1995 № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы РФ».
Сейчас уже вообще трудно представить себе современный НДС без счета-фактуры, однако законодательное регулирование порядка выставления и оформления этого документа до сих пор подвергается совершенствованию. Так, Постановлением Правительства РФ от 26.05.2009 № 451 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914» в вышеуказанное Постановление было внесено множество изменений и дополнений, которые заставили бухгалтерские и налоговые службы предприятий посмотреть по-новому на привычные процессы, связанные с использованием счетов-фактур.
Причем Правительство не стало давать налогоплательщикам время на «раскачку» и ввело данное Постановление в действие уже с 9 июня 2009 года. Однако до сих пор многие положения Постановления № 451 представляют трудности для применения и толкования. Именно с целью более подробного комментария к новому документу, вносящему принципиальные поправки в действующую систему взимания НДС, Редакция Журнала «Налоги и финансовое право» приняла решение посвятить № 10 Журнала подробному рассмотрению соответствующих сложных вопросов. Причем способ подачи материала, принятый нами (графический), призван облегчить читателям восприятие достаточно сложного материала.
Кроме того, в № 10 журнала размещаются наши традиционные рубрики, связанные с актуальными вопросами налогов, налогообложения, налогового и финансового права.
Главный редактор Журнала
«Налоги и финансовое право»
А.В. Брызгалин
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Объявляется подписка на журнал «Налоги и финансовое право». Счет на I полугодие 2010 года на журнал «Налоги и финансовое право» можно заказать по тел/факсу:
Через Редакцию можно приобрести отдельные номера журнала «Налоги и финансовое право»
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 4/2009 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2008 год | 250=00 |
500=00 |
№ 5/2009 |
Налогообложение хозяйственных операций и сделок в 2009 году | 250=00 |
500=00 |
№ 6/2009 |
Налоги и страховые взносы, начисляемые на выплаты работникам | 250=00 |
500=00 |
№ 7/2009 |
Уточненная налоговая декларация: понятие, порядок действий, правовые последствия. | 250=00 |
500=00 |
№ 8/2009 |
Налогообложение и учет сложных хозяйственных операций. | 250=00 |
500=00 |
№ 9/2009 |
Налогообложение и учет сложных хозяйственных операций (часть вторая). | 250=00 |
500=00 |
№ 10/2009 |
Комментарии изменений метода счетов-фактур (в схемах). | 250=00 |
500=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008 год. Приглашаем посмотреть материалы: http://www.cnfp.ru/publish/journal/2008/index.php
Книги издательства «Налоги и финансовое право» Вы можете приобрести на сайте издательства «ОМЕГА-Л»:
Страховые взносы в 2010 году, Брызгалин А.В., Головкин А.Н.
Счета-фактуры. В ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. № 451 (законодательство, комментарий, рекомендации по заполнению, арбитраж.пр.). Брызгалин А.В., Головкин А.Н., Брызгалин А.В., Головкин А.Н.
Налоговая оптимизация недобросовестных контрагентов. Под ред. Брызгалина А.В., Головкина А.Н., Брызгалин А.В., Головкин А.Н.
Налоговая оптимизация расходов (документирование, налоговый учет, арбитражная практика). Под ред. Брызгалина А.В., Головкина А.Н., Под ред. Брызгалина А.В., Головкина А.Н.
12. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за сентябрь 2009 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 30 октября 2009 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
13. ПРЕДЛАГАЕМ В АРЕНДУ КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
по адресу г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 77, офисное здание, 5 этаж
-
рабочим местом лектора
-
рабочими местами слушателей
-
кондиционером
-
аудиотехникой
-
микрофоном
-
стойкой для раздаточного материала
Стоимость аренды
Дополнительные услуги, помещения, оборудование:
-
помещение подкофе-брейк
-
видеотехника
-
ксерокс
-
компьютер, принтер
-
выделенная телефонная линия с телефонным аппаратом
-
выделенная линия для выхода в Internet
Оплата по договоренности
По вопросам аренды обращаться:
Тел./факс
Фотографии
В избранное | ||