Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения, направленные на упорядочивание налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования.
Часть первая Налогового кодекса РФ дополнена новым разделом V_1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании", который уточняет перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми (Закон содержит 11 таких оснований) и основы определения соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам для налогообложения, создает действенные механизмы противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов. Также закон определяет круг лиц, взаимоотношения между которыми могут повлиять на формирование цены сделки между указанными лицами; уточнен перечень контролируемых сделок; установлена обязанность налогоплательщика уведомлять налоговые органы о совершении ими контролируемых сделок, а также по требованию налогового органа представлять документы и информацию, обосновывающие соответствие цены сделки рыночным ценам; введено понятие "симметричной корректировки" цены сделки ее сторонами в случае принятия решения о доначислении налога по итогам проверки соответствия цен и определен порядок ее проведения; установлен порядок заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, заключаемого крупнейшими налогоплательщиками с налоговым органом, предметом которого являются, в том числе: виды и перечни контролируемых сделок, порядок определения цен и описание методик ценообразования, перечень источников информации для определения соответствия цен.
Введена налоговая ответственность за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, и за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках.
Уточнено, что наименование автономного учреждения должно содержать указание на его тип, организационно-правовую форму и характер деятельности.
Расширен перечень сфер деятельности, в которых могут создаваться автономные учреждения. К ним теперь отнесены мероприятия по работе с детьми и молодежью.
Предусмотрено, что автономное учреждение при изменении типа вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформление каких-либо разрешительных документов.
Дополнен перечень сведений, открытость и доступность которых должно обеспечить автономное учреждение. К ним теперь отнесены:
- документы, составленные по итогам контрольных мероприятий, проведенных в отношении автономного учреждения;
- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
- отчет о результатах деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.
Настоящим законом установлено, что автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) в сферах, не предусмотренных частью 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции настоящего закона), и другими федеральными законами для автономных учреждений, в отношении которых до 1 января 2012 года не принято решение о реорганизации, ликвидации или об изменении их типа, являются бюджетными учреждениями с 1 января 2012 года без принятия дополнительных решений об изменении их типа, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Органам государственной власти, органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей таких учреждений, до 1 февраля 2012 года необходимо обеспечить внесение в их уставы соответствующих изменений и открытие лицевых счетов указанным учреждениям.
Настоящим законом также были внесены изменения в статью 331_1 Налогового кодекса РФ, которыми предусмотрены особенности налогового учета бюджетными учреждениями.
Данные изменения применяются до 1 июля 2012 года бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств и использующими на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и (или) правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от осуществления иной приносящей доход деятельности.
Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 235-ФЗ внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности. В частности, законом расширен перечень услуг в сфере социальных услуг, оказываемых не только государственными и муниципальными учреждениями, но и некоммерческими организациями, освобождаемых от налогообложения НДС. Также расширен перечень оснований на получение социального налогового вычета на суммы, перечисленные благотворительным организациям на благотворительные цели, социально ориентированным некоммерческим организациям, некоммерческим организациям, осуществляющим на безвозмездной и льготной основе деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных.
От уплаты налога на прибыль освобождаются также средства, безвозмездно полученные общественными объединениями от созданных ими структурных подразделений, а также средства, полученные структурными подразделениями создавших их общественных объединений.
От налога на доходы физических лиц освобождаются выплаты добровольцам, осуществляющим благотворительную деятельность, на наем жилья, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание, на оплату средств индивидуальной защиты, на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев. Также от уплаты НДФЛ освобождаются суммы компенсации работодателями своим работникам, членам их семей, бывшим работникам, вышедшим на пенсию, инвалидам, не работающим в данной организации, и детям до 16 лет стоимости путевок в санатории, и услуги по санаторно-курортному обслуживанию за счет средств религиозных и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по социальной поддержке и защите граждан.
Также в главу 25 Налогового кодекса РФ включена статья 267_3, которой некоммерческим организациям предоставлено право создавать резервы предстоящих расходов на ведение предпринимательской деятельности.
Разницы, возникающие по долговым обязательствам, выраженным в условных единицах и подлежащим оплате в рублях, включаются в состав расходов или доходов для целей налога на прибыль только на дату погашения этих долговых обязательств, так как до этого момента определить разницу не представляется возможным.
Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по налогу на имущество организаций с 1 января 2011 года на сумму законченных капитальных вложений в объекты основных средств, поименованные в п.6 ст.376 НК РФ, если данное имущество передано по акту приемки-передачи и учтено начиная с 2010 года в качестве объектов основных средств на бухгалтерском счете 01 "Основные средства" (на отдельном субсчете к счету учета основных средств при отсутствии государственной регистрации права).
Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс".