Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Банковское обозрение"

  Все выпуски  

Журнал "Банковское обозрение"


Банковское
обозрение

Банковское обозрение №11
№11/2007

http://bo.bdc.ru
    В рассылке:

  • Займы для корпораций: back to Russia. Крупнейшим заемщикам на родине рады, но без фанатизма
  • Страховка может повысить лояльность персонала. Если банк сумеет разработать грамотную программу
  • ВТБ и «Русский Стандарт»: мегасделка по умеренной цене? Рынок гадает, насколько рыночными могут быть переговоры по консолидации

    Займы для корпораций: back to Russia

    Крупнейшим заемщикам на родине рады, но без фанатизма

    Западные рынки, испытывая дефицит ликвидности, перестали кредитовать крупнейшие российские корпорации. Возвращение заемщиков на родину отечественные банкиры восприняли c удовлетворением и даже некоторым злорадством. Однако банки не собираются срочно придумывать для «репатриантов» суперпривлекательные кредитные продукты или снижать цены в надежде задержать подольше. Напротив, в условиях дефицита ликвидности российские банки готовы кредитовать те компании, которые готовы заплатить за ресурсы подороже. В то же время российские банкиры понимают: чуть только на западных рынках потеплеет и «голубые фишки» вернутся в Лондон.

    Конъюнктура правит бал

    Возросший спрос на заемные средства со стороны крупнейших российских компаний (топ-50, топ-100) отечественные финансово-кредитные структуры оценивают примерно, как набег леммингов или дождь из золотых рыбок — говорят, в разных экзотических странах такое случается. Дело случайное, куш сорвать можно, но рассчитывать, что так будет всегда, не стоит.

    Эмоционально реакция российского кредитного рынка выглядит именно так. Банкиры говорят про конъюнктуру, которая много лет назад погнала самых качественных российских заемщиков на зарубежные рынки, потому что отечественные банки (за исключением разве что госбанков) достаточными ресурсами не располагали. Отечественные банкиры занимали и занимают у тех же иностранных кредиторов, что и гиганты реального сектора. Так зачем же платить маржу посреднику в лице российского банка? Причем компаниям зачастую удается занять даже дешевле, чем банкирам, потому что рейтинги у банков похуже.

    Теперь ветер подул в другую сторону — всем известно, что произошло в августе с американским и прочими связанными рынками. Ничего не попишешь — конъюнктура, и российским заемщикам пришлось обратиться к внутреннему рынку. Эксперты и банкиры описывают этот процесс с разной степенью деликатности.

    Андрей Шалабаев, гендиректор департамента корпоративно-инвестиционного бизнеса Банка Москвы, признался «БО»: «Сегодня мы наблюдаем возросший интерес российских корпоративных заемщиков к кредитованию на внутреннем рынке — поскольку иностранные инвесторы снизили свою активность, в наличии только рублевая ликвидность. За рублевыми кредитами пришли как крупнейшие компании из топ-50, так и предприятия второго эшелона, которые имели возможность самостоятельно занимать на западных рынках, но стремились диверсифицировать портфель и потому имели заимствования в России».

    Наталия Орлова, аналитик Альфа-Банка, добавляет: «До августа российский рынок функционировал таким образом, что банки должны были ходить за клиентами. Сейчас, напротив, клиенты ждут решения банков. В таких условиях оказались заемщики практически всех категорий, включая крупнейшие российские компании. При этом надо понимать, что запросы «голубых фишек» сможет удовлетворить, пожалуй, только Сбербанк и, может быть, еще топ-5 российских банков».

    Но деваться заемщикам некуда — в начале года регуляторы и эксперты много говорили о том, что крупные российские компании уже достаточно обременены внешним долгом. Вполне возможно, что лимиты западных банков на Россию исчерпаны, брать дополнительные риски на Россию иностранцы не смогут, особенно в условиях кризиса и снижения аппетита к риску со стороны инвесторов.

    Круги на воде

    Позиция крупнейших банков, а также ограниченное количество денег на рынке (банкиры занимают там же, где и корпоративный «крупняк») становятся причиной довольно забавного явления. Эманации чужого заокеанского кризиса расходятся по российскому рынку, как круги по воде, и, в частности, уже стали причиной того, что пользователи трансграничного кредитования теперь вытесняют традиционную, хотя тоже довольно крупную клиентуру, и ей приходится разбредаться по банкам второго эшелона.

    Заместитель председателя правления Инвестторгбанка Виталий Глевич поделился своими наблюдениями с «БО»: «Юридические лица, ранее предпочитавшие брать заемные средства в банках-лидерах рынка, теперь все чаще обращаются в банки поменьше. В результате и мы, и другие банки, входящие во вторую сотню, действительно наблюдаем сейчас приток корпоративных клиентов, при этом среди них — крупные компании, занимающие пусть не лидирующие, но весьма заметные позиции в своих секторах».

    Еще одной причиной «разброда» и «проседания» клиентуры является возросшая стоимость денег. Председатель правления Сведбанка Марис Манчинскис отмечает, что последнее время к Сведбанку возрос интерес новых клиентов. Он связывает приток клиентуры с тем, что юрлица ищут банк, где они смогут получать новые кредиты на старых условиях — ведь российские банки в массе своей стремятся переложить часть расходов на заемщиков, коль скоро уж самим банкам приходится занимать дороже. «При этом речь идет отнюдь не о небольших банках, — уверяет М. Манчинскис, — в большинстве случаев клиенты приходят к нам из банков, входящих в топ-30. Клиентов, приходящих из банков «третьей сотни», мы просто не возьмем, потому что они не смогут соответствовать требованиям, которые наш банк выдвигает к потенциальным заемщикам».

    «Голубые фишки» конкурируют за российские деньги

    Игроки российского финансового рынка уверены, что через довольно короткое время (называют и два месяца, и шесть месяцев, и «до конца года») на западных рынках «наступит ясность», и крупнейшие компании вернутся...

    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2007/11/zaim.htm



    Страховка может повысить лояльность персонала

    Если банк сумеет разработать грамотную программу

    Многие работники и работодатели еще воспринимают медицинское страхование в составе соцпакета, как красивый фантик — несолидно работать в банке и не иметь корпоративной страховки. Может ли страхование стать действенным аргументом в системе мотивации персонала? Некоторые банкиры сумели ответить на этот вопрос утвердительно.

    Зарплата важнее соцпакета?

    Страхование персонала банка сегодня, как правило, ограничивается добровольным медицинским страхованием (ДМС). Страховщики, специализирующиеся на ДМС, отмечают, что страхованием сотрудников в большей степени интересуются компании, работающие в отраслях с высокой конкуренцией на рынках труда, с нехваткой квалифицированного персонала, то есть те, кто вынужден думать о дополнительной мотивации своих сотрудников и увеличении работоспособности. При этом, по наблюдению экспертов, уровень «проникновения» ДМС тем глубже, чем крупнее компания-работодатель, чем больше у нее работников.

    Сложив оба обстоятельства (высокая конкуренция на рынке труда и большое количество сотрудников), получаем, что ДМС должно быть очень востребовано со стороны банков, особенно крупных банков. Происходит ли это на практике, является ли ДМС убедительным конкурентным аргументом кредитной организации на рынке труда?

    Профессиональные хэдхантеры ставят ДМС в ряду прочих достоинств работодателя не очень высоко. «Я не сказал бы, что ДМС как-то превалирует среди аргументов, которыми руководствуются соискатели при выборе работы, — комментирует тему для «БО» Андрей Захаров, менеджер по работе с клиентами департамента «Рекрутмент для рынка финансовых услуг» «Агентства Контакт». — Люди, которые ищут работу в банке, интересуются наличием соцпакета как такового, но ДМС чаще всего стоит в одном ряду с оплатой мобильного телефона и возможностью взять кредит на льготных условиях». Эксперт утверждает, что для претендентов на банковские вакансии размер зарплаты и перспективы карьерного роста имеют больший вес, чем социальный пакет вообще. А страхование, как ДМС, так и классическое страхование жизни, стоит в перечне требований к будущему работодателю в основном у иностранных специалистов. И наоборот, иностранные компании и банки, как правило, предлагают страхование как существенную часть соцпакета еще на стадии поиска сотрудника с помощью кадрового агентства.

    Иные виды страхования персонала, отличные от ДМС, встречаются в банковской практике еще реже. У «Агентства Контакт», по словам А. Захарова, вообще был всего один случай, когда банк (с иностранным капиталом) искал маркетолога и предлагал в соцпакете долгосрочное (на 5 лет) страхование жизни. Это предложение, похоже, нацелено именно на повышение конкурентного преимущества работодателя на рынке труда, на удержание ценного специалиста в течение длительного времени.

    Бешеный спрос на банковских клерков, особенно менеджеров среднего звена, приводит к тому, что банки перекупают друг у друга сотрудников и стимулируют у «неоперившихся» еще специалистов представление о размере заработной платы как об основном аргументе мотивации.
    Но почему мало таких предложений со стороны банков и почему потенциальные работники смотрят на зарплату в первую очередь, а страхование в общем ряду опций соцпакета воспринимается благосклонно, но не является решающим аргументом?

    Очевидно, частично ответом на этот вопрос является общий уровень «качества» трудовых ресурсов и сложившаяся практика поиска и «приобретения» сотрудников. Бешеный спрос на банковских клерков, особенно менеджеров среднего звена, приводит к тому, что банки перекупают друг у друга сотрудников и стимулируют у «неоперившихся» еще специалистов представление о размере заработной платы как об основном аргументе мотивации. Один знакомый банкир жаловался автору данных строк, что собрать стабильный мотивированный коллектив сегодня практически невозможно, поскольку человек, который пришел на должность менеджера среднего звена с зарплатой 1,5–2 тыс. долларов, готов уйти через два месяца после начала работы на новом месте, если в другом банке ему предложат на 100–200 долларов больше. Удержит ли медицинская страховка этого, очевидно, молодого специалиста? Возможно, его привлекут карьерные перспективы или план повышения доходов — но не ДМС.

    Однако нельзя сбрасывать со счетов и другой аргумент, препятствующий повышению роли ДМС в соцпакете банка. Люди более старшего возраста хорошо помнят времена излета социализма и мотивации сотрудников продуктовыми наборами и поездками в профсоюзный санаторий. Вкусившие лучшей жизни, успешные профессионально, признанные рынком, они сегодня говорят: дайте нам достойную, адекватную оплату труда, и мы сами оплатим свои нужды, в том числе и лечение. К тому же медицинское обслуживание (с приветливым медперсоналом и чистенькими клиниками) и эффективное лечение в нашей стране все еще не одно и то же. В случае действительно серьезных проблем со здоровьем люди ищут врача по рекомендации, а не по страховке.

    Банки экспериментируют с ДМС

    Снять эти противоречия, скоре всего, смогут только время и усилия профессионалов в области страхования и страховой медицины, направленные на повышение качества услуг, разработку удобных программ ДМС. Лидеры рынка уже сегодня добиваются хороших результатов в этом направлении. ДМС в России, по оценкам экспертов, растет в объемах примерно на 25–30% в год.

    В банках, которые оценили преимущества страхования персонала как элемента кадровой политики, наработан уже некоторый опыт формирования программ ДМС. Например, банк «Финсервис» реализует две программы страхования персонала: страхование от несчастных случаев на рабочем месте и ДМС. В рамках ДМС, сообщила «БО» Елена Попова, начальник управления по работе с персоналом банка «Финсервис», сотрудники могут по корпоративным (льготным) ценам страховать своих ближайших родственников. Соответственно, разработаны программы ДМС для детей разных возрастов, от грудничков до подростков, а также программы для родителей сотрудников банка. После шести месяцев работы каждый сотрудник «Финсервиса» может оформить любую программу страхования.

    «Финсервис» придерживается «социально-ориентированного» подхода к страхованию персонала. При запуске программ страхования, в частности программ ДМС, в банке не делали разграничений по уровню доходов и социальному статусу менеджеров. «В нашем банке даже самый низкооплачиваемый сотрудник может получить страховку бесплатно, — утверждает Е. Попова. — Программы ДМС, которые предлагает наш банк, различаются по цене. Однако при выборе медицинских учреждений мы очень тщательно оценивали качество услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями, поэтому даже самая дешевая страховая программа включает в себя пять поликлиник с широким спектром услуг, в том числе со стоматологией. Скорее всего, основным (и единственным) отличием более дешевых медицинских учреждений является более высокий спрос и, соответственно, наличие в них очередей».

    Однако при выборе программы ДМС сотрудники банка «Финсервис» все же вынуждены руководствоваться некими соображениями материального характера, поскольку при оформлении медицинской страховки банк компенсирует сотрудникам сумму размером в 20% от их оклада. Таким образом, сотрудник может выбрать любую программу страхования: оформить ее бесплатно (при более дешевом варианте) либо частично оплатить. «В силу понятных факторов топ-менеджеры или менеджеры среднего управляющего звена выбирают более дорогие программы, рядовые сотрудники — менее дорогие, — поясняет главный кадровик «Финсервиса», — однако этот выбор — их личное право, мы никаким образом не препятствуем, например, сотруднику с относительно невысоким доходом оформить элитную программу ДМС».

    Медицинское страхование для сотрудников Оргрэсбанка включает амбулаторно-поликлиническую, стоматологическую помощь, услуги скорой помощи и вызов врача на дом. В случае госпитализации сотрудникам оказывается стационарная помощь. «При этом, — отмечает Каринэ Джалалова, начальник управления по работе с персоналом Оргрэсбанка, — подбирая программы страхования для высшего руководства, мы учитываем их плотный график работы и ненормированный рабочий день. Программы для руководства должны соответствовать особым условиям, обеспечивая максимально гибкую систему обслуживания, например, предусмотрен выезд врача в офис, экспресс-диагностика на рабочем месте».

    В компенсационный пакет сотрудников банка «ТРАСТ» тоже включены услуги по программам ДМС, при этом сотрудники банка дополнительно имеют возможность застраховать родственников по корпоративным тарифам, а также перейти на программу другого уровня. Дело в том, что все сотрудники банка «ТРАСТ» в зависимости от значимости их должности отнесены к определенному грейду (уровню). Каждая группа грейдов имеет свою программу ДМС, которая отличается по качеству и количеству предоставляемых услуг — чем выше должность, тем лучше программа ДМС.

    ДМС: деньги, потраченные даром?

    Если учесть, что значительное количество соискателей банковских должностей руководствуется размером зарплаты и карьерного роста, не ведут ли затраты банков на ДМС к ухудшению их конкурентного положения...

    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2007/11/strahovka.htm



    ВТБ и «Русский Стандарт»: мегасделка по умеренной цене?

    Рынок гадает, насколько рыночными могут быть переговоры по консолидации

    Слухи о том, что банк «Русский Стандарт» может стать частью группы ВТБ, будоражат рынок на протяжении последних нескольких недель. Аналитиков волнует все: и то, как может измениться ситуация на рынке розничного кредитования в случае слияния гигантов, и то, какой будет премия к капиталу, если сделка между группой ВТБ и финансовым активом Рустама Тарико станет реальностью. Интерес ко второму вопросу вовсе не праздный: эксперты уверены, что в случае продажи «Русский Стандарт» установит ценовой потолок для всех других банков. Если уговоры пойдут по рыночному сценарию.

    Через «Русский Стандарт» — в звезды

    В том, что в качестве самого желанного для себя приобретения ВТБ может выбрать именно банк «Русский Стандарт» («РС»), по мнению экспертов, нет ничего удивительного. «Русский Стандарт» — однозначно топ-модель на банковском конкурсе красоты», — говорит управляющий партнер, BSCol МАГ Консалтинг Микаэл Горский. «Подавляющее большинство проданных банков были, в лучшем случае, подающими надежды, и коэффициент в 3–4 капитала характеризовал лишь ожидания покупателя от получения дохода после радикального преобразования покупаемого банка. «Русский Стандарт» не надо преобразовывать, его можно и нужно развивать, сохраняя, по возможности, команду и ее задор», — уверен эксперт.

    Вывод Микаэла Горского о «топ-модельности» «РС» неоднократно подтверждался самой жизнью. «Я знаю, что за последние несколько лет владельцу «Русского Стандарта» Рустаму Тарико неоднократно делались предложения о полной или частичной продаже данного актива», — говорит директор департамента по работе с кредитными организациями и финансовыми институтами аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» Максим Горелов. Условия при этом, по словам источников на рынке, предлагались не просто выгодные, а супервыгодные даже по меркам избалованного российского рынка слияний и поглощений. Говорят, что французская финансово-кредитная группа BNP Paribas, например, готова была выложить несколько лет назад за «РС» сумму, рассчитанную с учетом семикратной премии к капиталу банка. Позднее по рынку поползли слухи, что к «Русскому Стандарту» присматривается не кто иной, как крупнейший игрок на немецком банковском рынке в лице Deutsche Bank. Да что там говорить: практически все иностранные финансовые группы, имеющие виды на Россию, в той или иной форме давали понять, что не прочь завладеть «топ-моделью» нашего банковского рынка!

    Частичное или полное приобретение «РС» создало бы для любой вновь прибывшей финансовой группы идеальные условия для развития своего бизнеса в России. Для ВТБ сделка с «Русским Стандартом», если она состоится, будет драгоценна вдвойне. «Если ВТБ вольет в приобретенный актив несколько миллиардов долларов, осторожно развивая его присутствие в новых регионах и перспективных сегментах кредитования населения; если он к тому же сможет заразиться энергией «Русского Стандарта» в развитии непотребительских сегментов кредитования (малый и средний бизнес), да еще и прибавит к этому свою мощь государственного института с неограниченными возможностями по лоббированию, то мы получим банк номер один в стране и в недолгой перспективе — банк номер один в СНГ», — прогнозирует Микаэл Горский (BSCol МАГ Консалтинг).

    Если ВТБ вольет в приобретенный актив несколько миллиардов долларов, да еще прибавит к этому свою мощь государственного института, то может получиться банк номер один в стране и в недолгой перспективе — банк номер один в СНГ.
    Многие эксперты считают мнение г-на Горского слишком оптимистичным: по их мнению, «Русскому Стандарту» и ВТБ даже в случае полного и безоговорочного слияния в экстазе не удастся в обозримом будущем обойти Сбербанк. В качестве подтверждения аналитики приводят статистические данные: по итогам первого полугодия текущего года Сбербанк выдал беззалоговых потребительских кредитов на сумму в 173 млрд рублей. «Русский Стандарт» и ВТБ вместе предоставили аналогичных займов на сумму, не превышающую 110 млрд рублей. Но в то же время никто не отрицает, что покупка «Русского Стандарта» позволит госбанку решить сразу несколько задач. Прежде всего, ВТБ сможет в этом случае подтянуть «блоки», которые, как считают эксперты, пока не демонстрируют сенсационных результатов — а именно: направления потребительского кредитования, «карточного» бизнеса и автокредитования.

    «Стратегия ВТБ заключается в том, что банк должен максимально диверсифицировать свой бизнес, и в том, что по всем направлениям бизнеса он должен занять если не лидирующие, то серьезные позиции, — поясняет директор департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Павел Самиев. — На сегодняшний день у ВТБ дела хорошо обстоят с корпоративным бизнесом и неплохо — с инвестиционным. А вот розничный блок группы, по-видимому, охватывает все сегменты не так хорошо, как этого хотелось бы акционерам ВТБ. (По итогам первого полугодия 2007 года группа ВТБ занимала второе место в России по объему ипотечных кредитов, и четвертое по всем кредитам населению. — Прим. ред.). И как раз отстают автокредитование и потребкредитование — то есть те направления, которые являются сильными у «Русского Стандарта».

    Максим Горелов («Развитие бизнес-систем») разделяет эту точку зрения, но отмечает и другое: по его мнению, в случае покупки «Русского Стандарта» госбанкам «жить станет лучше, жить станет веселее». «Сейчас для Сбербанка, и для ВТБ соседство с «Русским Стандартом» — не слишком приятная вещь, и дело тут не только в объемах бизнеса, но и в том, что менеджеры «РС», отвечающие за такие направления, как пластиковые карточки или потребкредитование, работают куда эффективнее, чем менеджеры, занимающие аналогичные позиции в госбанках. Думаю, последним не раз указывали на это при «разборе полетов», — полагает эксперт. Отсюда у госбанков вполне могло возникнуть чувство, что «Русский Стандарт» им мешает, и было бы куда лучше, если бы он оказался под «крылом» у Сбербанка или ВТБ.

    Гута-Банк и «Русский Стандарт» — не одно и то же?

    Можно предположить, что государство, которое является главным акционером и Сбербанка, и ВТБ, было бы только радо объединению второго по величине госбанка с «РС». И, как полагают некоторые эксперты...

    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2007/11/megasdelka.htm








  • Узнать как подписаться на журнал можно на сайте "Банковского обозрения" http://bo.bdc.ru/subscr.shtml


    В избранное