Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Банковское обозрение"

  Все выпуски  

Журнал "Банковское обозрение"


Издательский дом Регламент Издательский дом
"РЕГЛАМЕНТ"

www.reglament.net
 
Сегодня мы знакомим Вас с материалом из методического журнала "Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании" #5/2007..

Оригинал статьи находится на нашем сайте.

Методический
журнал

 

Налогообложение,
учет и отчетность
в страховой компании
#5/2007
 

Учет расходов на ведение дела в страховых медицинских организациях

Данная статья посвящена проблеме, с которой могут столкнуться страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование, в случае, когда договор финансирования, заключенный с территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС), предусматривает финансирование страховой медицинской организации только в части средств на ведение дела, а оплата медицинских услуг в соответствии с действующими территориальными правилами ОМС осуществляется непосредственно ТФОМС.
 

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1) под страховщиками понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законодательством порядке. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 4015-1 страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные действия, связанные с исполнением обязательств по договору страхования.

На основании статьи 4 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовать и финансировать предоставление застрахованному лицу медицинской помощи определенного объема и качества по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования, где основным обязательством страховщика, осуществляющего обязательное медицинское страхование и заключающего договор с территориальным фондом, является оплата медицинских услуг и защита интересов застрахованных лиц.

При осуществлении ОМС страховщиком подразумевается, что он осуществляет все функции, которые предусмотрены в статье 6 Закона № 4015-1, а именно: получает страховые премии (взносы) (для ОМС – средства на оплату медицинских услуг), формирует страховые резервы, производит страховые выплаты, осуществляет иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.

В соответствии с пунктом 4.1 Типовых правил ОМС, утвержденных приказом ФОМС от 3 октября 2003 г. № 3856/30-3/и, территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора. Договор ТФОМС со страховой медицинской организацией заключается на основе типового договора и регулирует взаимоотношения ТФОМС и страховой медицинской организации. Финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам, определяемым в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов на ОМС.

В соответствии с пунктом 9 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного приказом ФФОМС от 5 апреля 2001 г. № 1518/21-1, страховые медицинские организации, имеющие лицензию на проведение ОМС, используют поступившие от ТФОМС средства на оплату медицинских услуг, формирование резервов, оплату расходов на ведение дела.

Таким образом, средства, получаемые страховыми медицинскими организациями от ТФОМС только в части финансирования расходов на ведение дела на основании заключенных договоров, не могут рассматриваться как страховые платежи, поскольку страховые медицинские организации фактически не могут выполнять функции страховщика и производить операции по страховым выплатам и формированию страховых резервов.

Следовательно, такие договоры нельзя считать договорами о финансировании ОМС. Их необходимо рассматривать как договоры на предоставление посреднических услуг, предметом которых является проведение вневедомственной экспертизы, защита прав застрахованных лиц и т. п.

Страховую организацию, которая не получает от ТФОМС страховые платежи для оплаты медицинских услуг, оказанных застрахованным лицам, и не производит страховые выплаты, нельзя считать организацией, осуществляющей страховую деятельность по ОМС. Следовательно, операции, связанные с получением от ТФОМС средств на ведение дела и их расходованием, не могут отражаться как страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию в форме № 2а-страховщик «Отчет о прибылях и убытках страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию», форме № 4а-страховщик «Отчет о движении денежных средств страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию» (утверждены приказом Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. № 113н), а также в статистической отчетности по форме № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь – _________ 20__ года», утвержденной приказом Минфина РФ от 28 января 2003 г. № 7н, и по форме № 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за ____ год», утвержденной приказом Минфина РФ от 13 января 2004 г. № 2н. Такие операции следует отражать в форме № 2-страховщик «Отчет о прибылях и убытках страховой организации» по строкам 210 «Операционные доходы, кроме связанных с инвестициями» (графы 3, 4) и 220 «Операционные расходы, кроме связанных с инвестициями», а также в форме № 4-страховщик «Отчет о движении денежных средств страховой организации» по строкам 070 «Прочие доходы» (графы 3, 4) и 200 «Прочие расходы» (графы 3, 4).

Налогообложение страховой деятельности регулируется статьями 293, 294, 294.1, 330 НК РФ. В частности, налогообложение страховых медицинских организаций регулируется статьей 294.1 НК РФ. В соответствии с ней к доходам страховых организаций, осуществляющих ОМС, относятся средства, перечисляемые ТФОМС. К расходам страховых медицинских организаций относятся расходы, понесенные указанными организациями при осуществлении страховой деятельности по ОМС, в том числе суммы отчислений в страховые резервы (резерв оплаты медицинских услуг, запасной резерв, резерв финансирования предупредительных мероприятий).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению...


Полную версию материала читайте на нашем сайте:
Продолжение >>






В избранное