Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Банковское обозрение"

  Все выпуски  

Журнал "Банковское обозрение". Новые статьи


Банковское
обозрение

Банковское обозрение №8
№8/2007

http://bo.bdc.ru
    В рассылке:

  • Ручка — оружие банкира. Низкое качество канцтоваров может сильно подпортить репутацию кредитной организации
  • «БО» «поюзал» банковские сайты. Банки не всегда придерживаются главного правила строителей сайтов: «не заставляйте пользователя думать»
  • Объемы страхования села сравнимы с ОСАГО. До 70% собранной премии по агрострахованию в некоторых регионах уже приходится на страхование залогов по кредитам

    Ручка — оружие банкира

    Низкое качество канцтоваров может сильно подпортить репутацию кредитной организации

    Ручка может быть как эффективным инструментом для визирования документа, так и имиджевым продуктом, призванным повысить узнаваемость логотипа банка. Одному клиенту можно подарить ручку за 20 рублей, а другому нужно что-то посолидней, например Dunhill или Montegrappa. «Имиджевая» канцелярия влетает банку в копеечку, но и VIP-клиентов не так много, а вот собственным сотрудникам, как правило, в год требуется не одна тысяча ручек и не одна тонна бумаги. В результате канцелярские расходы некоторых банков превышают 100 тыс. долларов в год.

    Скрепка с логотипом

    Канцелярские расходы банка условно можно разделить на три группы: закупка продукции с логотипом кредитной организации, приобретение для собственных офисов расходных материалов, которые не требуют специальной маркировки, и заказ так называемых VIP-комплектов. Последняя категория является самой дорогой в пересчете на единицу продукции, но при этом основные расходы все же приходятся на массовый сегмент. «На закупку канцелярских товаров в 2006 году наш банк потратил около 3,4 млн рублей», — рассказывает начальник отдела материально-технического снабжения банка «Союз» Игорь Романович. «Если не брать в расчет изготовление VIP-канцелярии, которая заказывается всегда по случаю, то на традиционную канцелярскую продукцию с фирменной символикой банк тратит около 1,5 млн рублей в год», — отмечает заместитель директора департамента маркетинга Бинбанка Николай Желтковский.

    Хотя все опрошенные «БО» банкиры сошлись во мнении, что, по сути, не имеет значения, идет ли речь о покупке ручки для VIP-клиента, крупного партнера или потенциального вкладчика, который случайно зашел в офис банка, вся канцелярская продукция должна быть исключительно высокого качества. «Такая на первый взгляд незначительная вещь, как ручка, блокнот или ежедневник может позитивно напоминать клиенту о банке каждый день, а может оставить негативное впечатление из-за того, что ручка вдруг перестала писать, а из ежедневника начали вываливаться листы», — отмечает Николай Желтковский (Бинбанк). Именно поэтому вложения в производство качественной брэндированной канцелярской продукции банки рассматривают в первую очередь как затраты на формирование позитивного отношения к кредитной организации в целом.

    Качественная канцелярия — это своего рода вложение в имидж. Экономия на материалах и поставщиках может ударить по самому дорогому, что есть у банкиров, — репутации. «Именно поэтому мы заказываем такую продукцию у проверенных поставщиков всемирно известных марок и уделяем большое внимание подбору материалов», — поясняет Николай Желтковский (Бинбанк). Канцелярскими принадлежностями с логотипом банка пользуются не только клиенты, но и сами сотрудники. Это, по мнению банкиров, должно способствовать повышению уровня корпоративной солидарности внутри коллектива. Во многих кредитных организациях считается хорошим тоном пользоваться канцелярской продукцией с логотипом своего банка, для этого сотрудникам специально выделяется определенное количество имиджевой канцелярии.

    Однако не стоит забывать и о повседневной работе. Наличие логотипа на каждом листе бумаги, используемом для распечатки черновика документа, никак не повысит узнаваемость брэнда кредитной организации, но при этом обойдется очень дорого. Банкиры предпочитают подходить к заказу имиджевой продукции, исходя из принципа разумности расходов. «Сотрудники не должны заказывать дорогие аксессуары представительского уровня без обоснования закупки», — считает Елена Овсянникова из административного отдела банка DeltaCredit. Хотя топ-менеджеры этот принцип соблюдают редко: дело не столько в статусе, сколько в представительских функциях, которые выполняют эти сотрудники.

    Ручка для председателя

    «Банк заказывает сувенирную канцелярскую продукцию двух видов — это недорогие (15–30 рублей) ручки с нанесением нашего логотипа, которые используются в наших отделениях и как подарки клиентам, — рассказывает начальник управления внешних коммуникаций Русь-Банка Никита Гущин, — и более эксклюзивные варианты письменных принадлежностей таких фирм, как Montegrappa, Caran d’Ache и Dunhill. В последнем случае логотип наносится не на само изделие, а на специальную упаковку — «шубер», которая производится по специальному заказу для каждого банка в отдельности». В Бинбанке в качестве VIP-канцелярии предпочитают заказывать настольные письменные наборы, изготовленные с использованием натуральных материалов, кожи и дизайнерской бумаги, которые разрабатываются известными дизайнерами специально для этого банка. Плюс к этому Бинбанк заказывает для VIP-клиентов и партнеров перьевые ручки из драгоценных металлов.

    Помимо клиентов и партнеров еще одной категорией, подпадающей под определение «VIP» для хозяйственных подразделений банка, являются топ-менеджеры кредитной организации...

    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2007/8/pen.htm



    «БО» «поюзал» банковские сайты

    Банки не всегда придерживаются главного правила строителей сайтов: «не заставляйте пользователя думать»

    Недельная аудитория постоянных пользователей русскоязычного сегмента Интернета в текущем году превысила уровень в 10 млн человек — такой значительной аудиторией банки пренебрегать не могут. Каждый уважающий себя банк имеет представительство в пространстве Интернета — фирменный сайт. «БО» поставил целью оценить usability, то есть удобство пользования сайтом для целевого посетителя, крупного «федерального», крупного региональногои крупного «иностранного» банка. Корреспондент «БО», не специализирующийся на банковской тематике, зато профи в интернете, получил задание оценить удобство поиска на сайте информации о потребкредите, кредитной карте, паях ПИФов, вкладах и ипотеке. В целом автор оценил качество банковских интернет-площадок достаточно высоко, но отметил, что иногда банки заставляют своих клиентов идти к цели слишком долгим путем.

     

    Первое впечатление: Дизайн сайта производит неоднозначное впечатление: на первый взгляд создается ощущение кустарности и мешанины, и лишь приглядевшись повнимательнее понимаешь, что количество текстовых стилей и их модификаций превышено незначительно. В остальном же претензий к дизайну нет: все смысловые акценты расставлены удачно, важные элементы превосходно читаются.

    На каждой странице сайта пользователь видит прямые ссылки на страницы со всей важной информацией, которая может ему понадобиться для принятия решения — видна качественная работа проектировщиков.

    Впрочем, есть и некоторые неудобства: для перехода в новый тематический/продуктовый раздел клиенту надо сделать один лишний переход на главную страницу — главное меню по продуктам банка доступно почти исключительно только с нее (исключения из этого правила логике не поддаются).

    Потребительские кредиты

    Найти кредиты на сайте оказалось несложно — ссылка на раздел вполне заметна невооруженному глазу на главной странице, как и ссылка на подраздел «Потребительские кредиты» на странице второго уровня.

    Порадовала и структура текста, содержащего всю необходимую информацию. В заявке не так много полей, чтобы спугнуть посетителя сайта. Однако при заполнении поля «Отделение банка, где вы хотите получить кредит…» в выпадающем списке присутствуют только города, а указать отделение в выбранном городе нет никакой возможности.

    Калькулятор по расчету потребительского кредита — как и вообще количество и качество автоматизированных сервисов на сайте ВТБ-24 (предварительные заявки и калькуляторы на все основные виды продуктов) — приятно удивил: все понятно даже человеку, впервые задумавшемуся о возможности взять кредит. Очень удобно структурирована информация, которая может понадобиться потенциальному клиенту банка после принятия решения — на видном месте есть ссылки на страницы «Комплект необходимых документов», «Места предоставления услуг». К сожалению, на этой странице удалось найти только адреса филиалов банка в Санкт-Петербурге.

    Кредитные карты

    Сервис подбора кредитных карт («Помощь в выборе карты») позволяет получить список из 10–15 видов карт, сделав нужные отметки в четырех полях формы — существенное сужение выбора, экономия времени и усилий. Правда, при выборе нужного типа карты почему-то отсутствует возможность выбрать кредитную карту, предлагается только дебетовая, с овердрафтом или «для Интернета». Пользователь, пришедший на сайт с намерением подобрать себе кредитную карту ВТБ-24, не сможет воспользоваться этим сервисом и, возможно, уйдет на сайты других банков. Лечение: необходимо добавить четвертый тип карт — револьверная кредитная карта.

    Вклады

    Для раздела о банковских вкладах и сопутствующих услугах выбрано название «Ваши сбережения», мало что говорящее пользователю, что является нарушением главного правила проектирования веб-интерфейсов: «Не заставляйте пользователя думать». Когда же, после раздумий, пользователь попадает в нужный раздел, в расширенном меню раздела справа он наконец видит то, зачем пришел: ссылку на подраздел «Срочные вклады». Следует признать, на странице есть вся информация, включающая размеры процентов по этому типу вкладов и минимального взноса.

    Тут же есть и ссылка на Депозитный калькулятор, пользование которым интуитивно понятно и наглядно. Одно «но»: при переходе на страницу калькулятора правое меню с перечнем вкладов заменяется общим продуктовым меню с главной страницы. Чтобы вернуться во вклады, надо снова пройти весь путь по каталогу услуг либо воспользоваться кнопкой браузера (кликнуть «назад»), что при сложной навигации сайта, при технических сбоях, при низкой проходимости сети и пр. приводит к неоднозначным последствиям.

    ПИФы

    Найти информацию о ПИФах просто: «Инвестиционные услуги» — «Паевые инвестиционные фонды». Однако текст на странице написан языком рекламных банковских буклетов — низкая мотивация, высокая плотность специальных формулировок и штампов — оставляет без ответов множество вопросов...

    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2007/8/bank_sites.htm



    Объемы страхования села сравнимы с ОСАГО

    До 70% собранной премии по агрострахованию в некоторых регионах уже приходится на страхование залогов по кредитам

    Еще пару лет назад страховщики сетовали, что в сельской местности страхованием охвачены лишь 15–20% хозяйств — это если учитывать все виды рисков. Страховщики объясняли такую низкую вовлеченность села в процесс страхования, как обычно, тяжелым материальным положением крестьянства, отсутствием у него страховой культуры и практики обязательного страхования урожая. Конечно, обязательные виды страхования — надежда всего страхового рынка и лакомый кусок для страховщика, но на рынке страхования рисков сельхозпроизводства — как и ранее на других рынках — роль движущей силы при внедрении страховой культуры могут сыграть банки. Нет страховки — нет залога. Нет залога — нет кредита.

    Элита агрострахования

    Страхование сельхозрисков, связанных с кредитованием, имеет все шансы стать неким элитным сектором рынка, поскольку банки допускают к работе со своими залогами наиболее прозрачные и финансово устойчивые компании с разветвленной филиальной сетью. «Кредитное» страхование на селе с этой точки зрения может стать «центром кристаллизации» и со временем определить архитектуру всего рынка агрострахования.

    Чтобы яснее понять суть проблем, общих для страхования сельскохозяйственных рисков, стоит обратиться к материалам форума «Агрострахование–2007». Участвовавшие в нем страховщики говорили о том, что оценочно объем рынка страхования сельхозрисков можно обозначить в размере 40–50 млрд рублей страховой премии в год, формирующейся и за счет средств бюджета, и за счет добровольных взносов страхователей (коллективных, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств). И хотя в России не публикуется никаких официальных цифр, позволяющих дать точную оценку масштабов рынка агропромышленного страхования, экспертные оценки собранной премии, а также причиненных убытков позволяют считать рынок агрострахования сопоставимым по своим масштабам с рынком обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

    Даже оценочная, экспертная статистика дает основания предположить, что банки играют в развитии этого рынка не последнюю роль, формируя своими потребностями в страховании залога от 40 до 70% рынка агрострахования в разных регионах.

    С большей или меньшей степенью достоверности можно установить долю агрострахования с предоставлением государственной поддержки (7–10 млрд рублей в год). Известно также, что в этом сегменте работают около 60–70 страховых компаний, и в Минсельхозе РФ считают это количество чрезмерным. Чиновники от сельского хозяйства полагают, что в таком массиве страховщиков возникают разные непрозрачные «схемные» сюжеты страхования, которые могут служить «освоению» бюджетных средств, выделенных на компенсацию части страховой премии для сельхозпроизводителей. В такой ситуации и страховую премию, и страховую выплату получает неизвестно кто.

    На два других сегмента рынка агрострахования — добровольное страхование и «кредитное» — приходятся оставшиеся 30–40 млрд рублей премии. При этом участники форума «Агрострахование–2007» оценили сектор добровольного агрострахования как еще более «мутный», чем сектор с участием средств господдержки — там хоть местные администрации смотрят, кто и что страхует.

    При этом уровень профессиональной подготовленности специалистов в этом сегменте рынка невысок: страховщики не всегда владеют методиками оценки рисков при страховании урожая, не понимают, каким образом страхуется поголовье сельскохозяйственного скота, какие требования должны налагаться со стороны страховщиков к страхователям для того, чтобы страхование не превратилось исключительно в механизм оплаты убытков (без механизмов вакцинации, без выполнения условий содержания животных, без соблюдения качества посевов).

    Содержать команду специалистов, профессионально разбирающихся в вопросах рисков в сфере АПК, — весьма недешевая задача, и большинство компаний, которые сегодня работают в агростраховании, не имеют таких специалистов, — резюмируют лидеры рынка. Нет единой школы методологии и андеррайтинга на этом рынке, не разработаны механизмы урегулирования убытков — с учетом особенностей регионов, не развито перестрахование, в том числе с передачей за рубеж.

    В то же время в секторе страхования сельхозрисков, связанного с кредитованием, на страже качества страховых продуктов и самого процесса страхования стоят взыскательные и кровно заинтересованные контролеры — банки. Как сообщила «БО» Ирина Семенова, начальник управления корпоративного бизнеса банка «Возрождение», «критерием выбора страховой компании служит адекватность страховой защиты». Страховые услуги банку «Возрождение» и его клиентам из числа сельхозпроизводителей оказывают 15 компаний как федерального, так и регионального уровня. На настоящий момент банк предоставил сельхозпроизводителям кредитов на сумму 3,5 млрд рублей. Соответственно, можно оценить объем ответственности страховщиков по агрорискам только одного банка.

    Региональные банки в вопросе уровня страхования агрорисков иногда даже более избирательны. Краснодарский Крайинвестбанк, по словам руководителя департамента кредитных операций Марины Письменной, аккредитовал для этих целей несколько страховых компаний исключительно федерального уровня с рейтингами не ниже АА+. Одним из условий аккредитации, что вполне логично, является присутствие филиалов страховой компании в максимальном количестве населенных пунктов.

    Инновационные продукты для села

    Главным объектом страховой защиты во всем мире являются различные однолетние сельскохозяйственные культуры, которые наиболее уязвимы в случае возникновения погодных аномалий. Проще говоря, в мировой практике принято защищать страховкой будущий урожай. Гораздо в меньшей степени развито страхование различного скота и таких активов сельскохозяйственных предприятий, как техника и строения...

    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2007/8/selo.htm






  • Узнать как подписаться на журнал можно на сайте "Банковского обозрения" http://bo.bdc.ru/subscr.shtml


    В избранное