Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговый практик


Информационный Канал Subscribe.Ru

БАЛАНС

 

  Возможность получать, подобна океану. Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой.

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ГРУППА

630007, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 2 офис 600 тел./факс: +7 (3832) 23-59-41, 23-63-66, 23-35-91 e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru

Джим Рон

Налоговый практик №19(26)

Входящие остатки по учету расчетов налога на прибыль

Ближайший семинар, проводимый Консультационной группой «Баланс»

Обзор законодательства

Из проверенных источников

 

Входящие остатки по учету расчетов налога на прибыль

В ходе применения ПБУ 18/02 многие предприятия сталкиваются с трудностями, связанными с расчетом отложенных налоговых активов и обязательств.

ПБУ 18/02 вступило в силу с 1 января 2003 года. Непосредственно в положении отсутствует упоминание о ретроспективных оценках отложенных налоговых активов и обязательств, т.е. встает вопрос: необходимо ли формировать входящие остатки на 01.01.03г. по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства» и составляющие условного дохода (расхода) по налогу на прибыль за 2002 год.

При наличии хорошо организованного налогового учета и аналитики в бухгалтерском учете не представляет особой сложности подсчитать размер условного расхода (дохода) по налогу на прибыль за 2002 год  .

Основная сложность расчетов, связана прежде всего с формированием временных разниц, которые возникли не только в 2002 году, но и раньше, например, временные разницы по амортизации основных средств.

По данному вопросу существует разъяснение Минфина РФ, приведенное в Письме от 15.04.03г. №16-00-14/129. В соответствии с указанным Письмом приведение показателей по отложенным налоговым активам и отложенным налоговым обязательствам во вступительном балансе за 2003 год носит для организаций добровольный характер, т.к. данная норма не вытекает из ПБУ 18/02.

Обращаем Ваше внимание, на то что упомянутое Письмо является разъяснением (неофициальным толкованием) действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету и не влечет никаких правовых последствий.

По нашему мнению, в данном вопросе отсутствует добровольность расчета входящих остатков.

Пункт 10 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» требует сопоставимости показателей бухгалтерской отчетности за отчетный период и периоды предшествующие отчетному. Отсутствие в бухгалтерском балансе на 01.01.03г. и отчете о прибылях и убытках за период, предшествующий 2003 году, информации об отложенных налоговых активах и обязательствах может свидетельствовать о несопоставимости показателей бухгалтерской отчетности за 2002 и 2003 годы.

Обратимся также к нормам ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». В пункте 20 ПБУ 1/98 отмечается, что если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядка отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 21 настоящего Положения.

Пункт 21 ПБУ 1/98 предусматривает ретроспективную оценку последствий изменения учетной политики: "последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 20 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью".

Для обязательного расчета показателей «Отложенных налоговых активов», «Отложенных налоговых обязательств» и условного расхода (дохода) по налогу на прибыль за 2002 год необходимо единовременное присутствие нескольких обязательных условий.

Во-первых, необходимо наличие существенного влияния на финансовое положение или финансовые результаты деятельности организации. Существенность влияния должна оцениваться бухгалтером самостоятельно, исходя из сложившихся условий. Считаем, что если размер разницы (в части только временных разниц) между налоговой базой и прибылью отчетного периода по данным бухгалтерского учета незначительны, то существенного влияния изменения учетной политики не оказывает. Пересчет в данном случае показателей 2002 года можно не производить.

Рекомендуем также сравнить остаточную стоимость основных средств в налоговом и бухгалтерском учете. Существенное различие в оценке свидетельствует о необходимости формирования входящих остатков.

Во-вторых, возможность денежной оценки остатков. Оценка остатков должна быть произведена с достаточной степенью надежности. Отсутствие надежной оценки остатков или невозможность ее проведения является основанием для отказа от формирования входящих остатков.

Только единовременное совпадение приведенных выше условий является достаточным основанием для расчета входящих остатков по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства», а также расчета условного расхода (дохода) по налогу на прибыль. Отсутствие хотя бы одного из условий освобождает организацию от формирования соответствующих показателей на начало 2003 года и за периоды, предшествующие 2003 году (2002 и 2001 годы*).

Возможен отказ от расчета входящих остатков также в случае, если нарушается требование рациональности учета. Большая трудоемкость расчета отложенных налоговых активов, обязательств и условного расхода (дохода) по налогу на прибыль, требующая больших затрат времени может служить основанием для неприменения правил, предусмотренных пунктом 20 ПБУ 1/98. Однако, трудоемкость не является определяющим критерием при выборе ретроспективной оценки последствий. Основными факторами признаются существенность и возможность денежной оценки.

Во всех случаях отказа от расчета входящих остатков должно быть соблюдено правило раскрытия такой информации в бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке должны быть изложены обоснованные причины отказа от ретроспективной оценки показателей, связанных с учетом расчетов по налогу на прибыль.

В случае формирования входящих остатков следует раскрыть причины, связанные с несовпадением показателей бухгалтерской отчетности на 31.12.02г. и 01.01.03г.

Для организаций, принявших решение производить расчет входящих остатков, в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Дт 09 Кт 84 – отложенные налоговые активы, относящиеся к прошлым отчетным периодам;

Дт 84 Кт 77 – отложенные налоговые обязательства относящиеся к прошлым отчетным периодам.

В бухгалтерской отчетности сумма разницы между отложенными налоговыми активами и налоговыми обязательствами будет уменьшать или увеличивать нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет.

Проиллюстрируем расчет входящих остатков на примере основных средств.

У большинства организаций наибольший удельный вес входящих остатков по отложенным налоговым активам формируют налоговые разницы в учете основных средств. Для расчета входящих остатков рекомендуем сделать следующие шаги:

классифицировать основные средства на несколько групп:

- основные средства, амортизация которых полностью учитывается при расчете налога на прибыль;

- основные средства, используемые для деятельности не облагаемой налогом на прибыль, в том числе непроизводственные основные средства,

- основные средства одновременно используемые для нескольких видов деятельности (налог на прибыль и единый налог на вмененный доход, непроизводственная деятельность);

в отношении первой группы основных средств следует рассчитать разницу между остаточной стоимостью основных средств в налоговом и бухгалтерском учете. Если возможно сравнение основных средств по каждому инвентарному объекту, разница рассчитывается по каждому объекту с обособленным формированием вычитаемых и налогооблагаемых разниц. В случае невозможности пообъектного сравнения рассчитывается общая разница между остаточными стоимостями. Полученная разница (разницы) умножается на 24% и определяется величина отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

Пример

По данным налогового учета на 31.12.02г. остаточная стоимость основных средств составляет сумму 2 099 300 руб., по данным бухгалтерского учета – 3 120 000 руб.

Отложенное налоговое обязательство составит сумму 244 968 руб.

В учете отложенное налоговое обязательство отражается корреспонденцией счетов: Дт 84 Кт 77 – 244 968 руб.

по основным средствам, в отношении которых производилась переоценка в 2001 и 2002 годах, не учитываемая при расчете налога на прибыль, должны быть сделаны шаги по определению части остаточной стоимости, приходящейся на их дооценку или уценку. Указанная сумма, как постоянное налоговое обязательство, должна быть исключена из дальнейшего расчета.

Пример

В бухгалтерском учете произведена переоценка основных средств по состоянию на 01.01.03г. Сумма дооценки 300 тыс. руб. Остаточная стоимость основных средств в бухгалтерском учете на 01.01.03г. - 20 000 тыс. руб. В дальнейших расчетах участвует сумма 19 700 тыс. руб.;

вторая группа основных средств исключается из расчетов отложенных налоговых активов и обязательств;

наиболее сложная ситуация с расчетом налоговых разниц по третьей группе. Разница между остаточной стоимостью указанных основных средств в бухгалтерском и налоговом учете будет состоять из двух видов налоговых разниц: постоянных и временных. Для организаций, в которых доля вменененки и непроизводственной деятельности невелика, расчет временных разниц должен производиться в том же порядке, что и предусмотрено для первой группы основных средств.

Для организаций, доля вмененки, в которых наоборот велика, расчет отложенных налоговых активов и обязательств можно не производить.

Оставшиеся организации могут производить расчет, исходя из долевых соотношений объемов деятельности по следующей формуле:

, где

Аiсумма амортизации, подлежащая распределению, за i-год;

Дiдоля деятельности, подлежащая обложению налогом на прибыль, за i-год;

ОСб остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета на 31.12.02г.;

ОСн - остаточная стоимость основных средств по данным налогового учета на 31.12.02г.

Для упрощения расчетов необходимо использовать данные об амортизации и доле деятельности за два года (2001, 2002 год).

Пример

Имеются следующие данные:

Показатели

2001

2002

Амортизация, подлежащая распределению, тыс. руб.

2 150

2 500

Доля деятельности, облагаемая налогом на прибыль, %

60

35

Остаточная стоимость распределяемых основных средств в бухгалтерском учете, тыс. руб.

Х

45 000

Остаточная стоимость, распределяемых основных средств в налоговом учете, тыс. руб.

Х

39 000

Размер отложенного налогового обязательства будет составлять:

(2 150 х 0,6 + 2 500 х 0,35)/(2 150 + 2500) х (45 000 – 39 000) х 0,24 = 670 тыс. руб.

Итоги расчета налоговых активов и обязательств по каждой группе основных средств суммируются и определяется общий размер отложенных налоговых активов и обязательств.

Предложенный подход позволяет с достаточной степенью уверенности произвести расчет входящих остатков отложенных налоговых активов и обязательств.

Во всех случаях существенности влияния входящих остатков по учету расчетов по налогу на прибыль на показатели пояснительной записке за 2003 год должна быть раскрыта следующая информация:

причина изменения учетной политики;

оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Сергей Нихаев

Вернуться в начало

Ближайший семинар, проводимый Консультационной группой «Баланс»

Место проведения – г. Новосибирск, дата 14-16 января 2004 года

Марк Кукушкин (Москва) авторский тренинг

Бизнес-тренинг: компетенции и инструментарий тренера

 

Подробно о семинарах можно узнать на сайте

Вернуться в начало

Обзор текущего законодательства

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Принят Государственной Думой 14 октября 2003 года
Одобрен Советом Федерации 29 октября 2003 года

Часть II НК РФ дополняется Главой 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов". Определяются плательщики сбора, конкретные ставки сбора, порядок и сроки представления налогоплательщиком налоговой декларации, объект обложения сбором, порядок исчисления сбора и сроки его уплаты, а также порядок предоставления информации.
Суммы недоимок, пеней и штрафов, которые образовались на 1 января 2004 г. по плате за пользование объектами животного мира и плате за пользование объектами водных биологических ресурсов, зачисляются в доходы федерального бюджета и доходы бюджетов субъектов РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, действующим до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов"
Принят Государственной Думой 17 октября 2003 года
Одобрен Советом Федерации 29 октября 2003 года

Часть II НК РФ дополняется Главой 30 "Налог на имущество организаций", заменяющей Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Налог на имущество организаций является региональным налогом и будет вводиться в действие законами субъектов РФ. При установлении налога на имущество организаций законодательные (представительные) органы субъектов РФ будут самостоятельно определять ряд элементов налогообложения и, в частности, налоговые ставки в пределах установленных НК РФ, а также порядок и сроки его уплаты и форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговой базой устанавливается среднегодовая стоимость имущества, определяемая исходя из остаточной стоимости имущества.
В качестве налогового периода признается календарный год, а отчетного периода - квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, если иное не будет установлено законами субъектов Российской Федерации.
Определяется максимальный размер налоговой ставки, который не может превышать 2,2% от налоговой базы.
Поскольку налог на имущество организаций является региональным, перечень исключений из объекта налогообложения и налоговых льгот является ограниченным и распространяется лишь на узкий круг имущества организаций. Право на установление дополнительных налоговых льгот отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
Глава 30 НК РФ вступает в силу с 1 января 2004, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.

Приказ МНС РФ от 16 октября 2003 г. № БГ-3-04/540 "Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по их заполнению" 

Утверждаются формы деклараций по налогу на доходы физических лиц № 3-НДФЛ и № 4-НДФЛ и инструкция по их заполнению.
Приказ распространяется на доходы, полученные физическими лицами начиная с 1 января 2003 г.

Приказ МНС РФ от 27 октября 2003 г. № ВГ-3-02/569@ "О внесении изменений в Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденные приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729"

Разъясняется, что в случае совершения сделки через организатора торговли под датой совершения сделки следует понимать дату проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена. В случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, т.е. дата подписания договора.

Письмо МНС РФ от 10 октября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268 "О порядке выставления счетов-фактур и налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость в связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ"

При реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг населению за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Однако, если покупатель выступает по доверенности от имени юридического лица, или покупатель является индивидуальным предпринимателем, представившим свидетельство о государственной регистрации, а товары приобретаются в целях осуществления предпринимательской деятельности, то продавец обязан в установленных НК РФ случаях выдавать счета-фактуры.
При реализации организациями розничной торговли товаров (работ, услуг) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрета на выделение суммы НДС НК РФ не установлено. При приобретении товаров указанные лица имеют право на вычеты при наличии счетов-фактур и кассовых чеков с выделенной суммой НДС. При этом в строке 5 счета-фактуры должен быть указан порядковый номер чека и дата покупки.

 

Для налогоплательщиков Новосибирской области

Постановление Главы администрации Новосибирской области от 27.10.2003 № 705 "Об утверждении порядка предоставления субсидий товаропроизводителям, осуществляющим эмиссию ценных бумаг"

Утвержденный Порядок регламентирует предоставление государственной поддержки в форме субсидий товаропроизводителям в Новосибирской области, размещающим с целью развития производства собственные облигации (за исключением размещения путем конвертации) объемом выпуска не менее 1 млн. рублей. Субсидии предоставляются на ежегодную компенсацию выплат части дохода по размещенным товаропроизводителями облигациям в размере 5% годовой процентной ставки дохода размещенных облигаций на срок обращения облигаций, но не более 3-х лет. Для получения субсидии товаропроизводители, разместившие собственные облигации, должны представить в комиссию по экономической поддержке товаропроизводителей при администрации области до 1 июля года, предшествующего первому году предоставления субсидии, заявление с приложением копий необходимых документов.

Решение Новосибирского городского Совета депутатов от 27 октября 2003 г. № 309 "О внесении изменений в решение городского Совета от 18.04.96 № 156 "Об изменении базовых ставок платежей за землю и уточнении границ экономических зон города Новосибирска"

Данным решением утверждена новая редакция Порядка установления арендной платы на землю в городе Новосибирске. Настоящий Порядок регулирует установление арендной платы за землю на территории города Новосибирска, при этом он не распространяется на установление арендной платы по договорам аренды земельных участков, предоставляемых для размещения временных объектов на территории города Новосибирска. Определено, что арендная плата вносится арендаторами согласно условиям, определенным договором аренды.
Получение льгот по арендной плате за землю арендаторами, имеющими на них право в соответствии с существующим законодательством, производится на основании их обращения в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска с приложением документов, на основании которых указанная льгота может быть предоставлена. В противном случае, начисление арендной платы производится без учета размера льгот. Для рассмотрения индивидуального обращения о предоставлении льгот по арендной плате юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица предоставляет в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска (Горкомзем) следующие документы: заявление арендатора о предоставлении соответствующей льготы с обоснованием ее необходимости (социальный или экономический эффект от предоставления льготы); бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату (для юридических лиц), справку налоговой инспекции о суммах платежей и недоимки; копии свидетельства о регистрации и устава (для юридических лиц); справку о среднесписочной численности работников (в том числе инвалидов и пенсионеров), заверенную руководителем и главным бухгалтером; справку о среднемесячной заработной плате одного работника, заверенную руководителем и главным бухгалтером.

Распоряжение Главы администрации Новосибирской области от 13 октября 2003 г. № 1173-р "Об одобрении областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2004-2008 годы"

Cкачать этот документ в RTF-формате документ в формате rtf (56 кб)

Распоряжением утверждена целевая программа поддержки малого предпринимательства. В настоящей программе в качестве цели называется создание условий для роста малого предпринимательства в районах и городах Новосибирской области. Задачами программы являются: расширение круга субъектов малого предпринимательства, в том числе в производственной сфере; обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для предпринимательства; развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие малого предпринимательства; поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение продукции малых предприятий на региональные, межрегиональные и международные рынки; создание условий и механизмов государственного регулирования, обеспечивающих защиту малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции.
Основными источниками финансирования программы в распоряжении называются: средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, средства областного бюджета и возвратные средства Новосибирского областного фонда поддержки малого предпринимательства. На реализацию программы предполагается затратить 125,976 млн. рублей, в том числе из ФФПМП - 14 млн. рублей, из областного бюджета - 64,576 млн. рублей и из возвратных средств НОФПМП - 47,4 млн. рублей.

 

Для налогоплательщиков Алтайского края

Закон Алтайского края от 11 ноября 2003 г. № 54-ЗС "О признании утратившими силу законов Алтайского края в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"

Признаны утратившими силу следующие законы Алтайского края:
от 28 ноября 2001 года № 93-ЗС "О налоге с продаж на территории Алтайского края";
от 28 февраля 2002 года № 13-ЗС "О едином сельскохозяйственном налоге на территории Алтайского края" с последующими изменениями и дополнениями.
Закон вступает в силу с 1 января 2004 года.

 

Для налогоплательщиков Иркутской области

Постановление губернатора Иркутской области от 5 ноября 2003 г. № 646-П "Об утверждении Положения о порядке предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета на инвестиционные цели"
Cкачать этот документ в RTF-формате документ в формате rtf (143 кб)

Данным постановлением разработано положение, в ходе которого определяется порядок оказания областной государственной поддержки инвестиционной деятельности за счет средств областного бюджета в форме предоставления бюджетных кредитов на реализацию инвестиционных проектов, включенных в Перечень приоритетных проектов Иркутской области. Прилагаются следующие формы документов: Типовая форма бизнес-плана; Договор о предоставлении бюджетного кредита на инвестиционные цели; смета расходов; график погашения задолженности по бюджетному кредиту.

 

Для налогоплательщиков республики Хакасия

Постановление Правительства Республики Хакасия от 28 октября 2003 г. № 284 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Хакасия за III квартал 2003 года."

Установлена величина прожиточного минимума в Республике Хакасия за III квартал 2003 г. в расчете на душу населения 2088 руб., для трудоспособного населения - 2256 руб., пенсионеров - 1549 руб., детей - 2115 руб.

 

Для налогоплательщиков Кемеровской области

Постановление администрации г. Кемерово от 30 октября 2003 г. № 117 "Об утверждении порядка проведения торгов на право размещения средств наружной рекламы"

Порядок определяет процедуру организации и проведения торгов на право размещения средств наружной рекламы с использованием городской социальной инфраструктуры и имущества, находящегося в муниципальной собственности города Кемерово, определения победителя и заключения с ним соответствующего договора, условия участия в торгах.
Организатором торгов выступает комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово. Информационное сообщение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов. Для участия в торгах необходимо внесение задатка и подписание с организатором торгов соглашения о задатке. Размер задатка составляет сумму месячной величины арендной платы за рекламоноситель, предполагаемый к размещению. В случае если претендент намерен приобрести несколько лотов, то задаток оплачивается по каждому лоту.
Утверждается порядок проведения торгов и определения победителя и расчета с претендентами, участниками и победителями торгов.
При заключении договора аренды рекламного места задаток, внесенный победителем торгов на счет организатора торгов, засчитывается в счет оплаты. При уклонении (отказе) победителя торгов от заключения договора аренды рекламного места более семи дней задаток ему не возвращается, а победитель утрачивает право на заключение указанного договора.

 

* Субъекты Российской федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский (Долгано Ненецкий) АО, Усть Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО

Подборка сделана на основе документов,  размещенной на серверах информационно правовых систем "Гарант", "Кодекс", "КонсультантПлюс", "Референт".

Вернуться в начало

Из проверенных источников

Раскаяние не поможет: Государственная дума ужесточает преследование за неуплату налогов

Неплательщики налогов больше не смогут деятельно раскаяться, если их "возьмут за одно место". В пятницу Госдума раскаялась в собственном легкомыслии и по настоянию Кремля ужесточила статью Уголовного кодекса (УК) , которая позволяла обвиняемым в налоговых преступлениях уходить от наказания. Шанс раскаяться будет только у тех, кто явится в органы с повинной.

Норма о деятельном раскаянии лиц, обвиняемых в неуплате налогов, появилась в российском Уголовном кодексе в 1998 г. Примечания к статьям 198 и 199 УК позволяют правоохранительным органам закрыть уголовное дело в отношении неплательщика, если он нарушил закон впервые, помог раскрыть преступление и полностью возместил ущерб государству. Благодаря этой норме Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) резко улучшила свои показатели, увеличив количество уголовных дел и сумм возмещенного ущерба.

Но с появлением в Кремле Владимира Путина отношение власти к деятельному раскаянию нарушителей налоговых законов резко изменилось. Новый председатель ФСНП Михаил Фрадков сразу же заявил о необходимости отмены особого порядка деятельного раскаяния и к концу 2001 г. подготовил поправки, ужесточающие наказания за налоговые преступления. А в марте 2003 г. президент внес в Госдуму поправки в УК, которые исключали особый порядок деятельного раскаяния по налоговым преступлениям, но распространяли общий порядок применения деятельного раскаяния (ст. 75 УК) на преступления средней тяжести, в том числе налоговые. Раскаяться на общих основаниях могут лишь те, кто явился с повинной. В таком виде Дума и приняла президентские поправки 23 апреля.

Но, проголосовав за поправки во втором чтении 18 ноября, депутаты преподнесли Кремлю пренеприятный сюрприз. Дума вернула в УК преференции деятельно раскаявшимся по налоговым статьям. При этом от уголовного преследования могли быть освобождены не только "дебютанты", но любой нарушитель, "полностью возместивший неуплаченные налоги, пени и штрафы".

Источники в Думе и администрации президента рассказывают, что Путин усмотрел в действиях депутатов желание помочь совладельцам "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому, Платону Лебедеву и Василию Шахновскому, обвиняемым в том числе в налоговых преступлениях. И уже 20 ноября комитет по законодательству рекомендовал Думе поддержать внесенный депутатами пропрезидентских фракций законопроект, который снова исключал возможность раскаяться для неплательщиков налогов, вычисленных правоохранительными органами.

В пятницу поправки в УК были возвращены во второе чтение, и 274 депутата проголосовали за отмену особого порядка раскаяния по налоговым преступлениям.

Благодаря особому порядку раскаяния до половины уголовных дел по неуплате налогов прекращаются на стадии следствия, рассказывает адвокат Вадим Зарипов. "Получается двусмысленная с точки зрения права ситуация, когда обвиняемые не реабилитируются и не осуждаются, а просто откупаются от правосудия", - констатирует адвокат.

Самым известным пострадавшим от законодательных новаций может стать Ходорковский. По словам Зарипова, отмена особого порядка раскаяния не является ужесточением наказания, а значит, имеет обратную силу, и Ходорковский не сможет апеллировать на суде к отмененной норме УК.

Ведущий юрист агентства "Ирсан" Максим Яковлев считает, что отмена особого порядка раскаяния осложнит положение всех налогоплательщиков. "В налоговом законодательстве слишком много спорных вопросов, по которым нет единой позиции даже у правоприменителей", - напоминает юрист.

Председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников возражает на это, что налоговые статьи УК изменились в лучшую сторону: описание составов преступлений стало более четким, а сроки лишения свободы существенно сокращены. Уклонением от уплаты налогов будет считаться непредоставление налоговой декларации и других обязательных налоговых документов или включение в них заведомо ложных сведений. Пресловутый "иной способ", под который налоговики подводили все, что угодно, из описаний составов исключен, радуется парламентарий.

Источник "Ведомости"

 

Валютные перемены для организаций и граждан

Госдума приняла сегодня в третьем чтении закон «О валютном регулировании и валютном контроле». По словам заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Михаила Задорнова, закон несет принципиальные изменения для физических и юридических лиц.

В частности, закон облегчает перевод денег из-за границы и за границу. При этом установлен перечень определенных операций, подлежащих ограничению в виде открытия специального счета или резервирования. К ним относятся, например, расчеты и переводы при предоставлении займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам. Кстати, согласно закону к резидентами считаются граждане России за исключением тех, кто постоянно проживает за границей.

С вступлением закона в силу физическое лицо - любой гражданин России сможет открыть счет в иностранном банке на территории государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития и государств-членов ФАТФ. Но об этом им нужно будет предварительно уведомить налоговую инспекцию. Кроме того, налоговая инспекция должна знать сумму средств на начало и на конец года на этом счете. Однако если российский гражданин имеет вид на жительство в иностранном государстве, он не подпадает под действие данного закона.

Юридические лица также получат право открывать счета в иностранных государствах, но через год после вступления данного закона в силу. Срок вступления -- через шесть месяцев после официального опубликования.

Источник «Российский налоговый курьер»

Вернуться в начало

Порекомендуй "Налоговый практик" коллеге

 С уважением,

НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИК

info@balans.ru

Налоговый практик №25     Налоговый практик №24      Архив статей                                                   



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное