Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговый практик


Информационный Канал Subscribe.Ru

БАЛАНС

 

  Возможность получать, подобна океану. Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой.

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ГРУППА

630007, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 2 офис 600 тел./факс: +7 (3832) 23-59-41, 23-63-66, 23-35-91 e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru

Джим Рон

Информационный бюллетень № 18

 

Налогообложение пособий по временной нетрудоспособности у организаций, применяющих специальные налоговые режимы

      

       С введением Федерального закона от 31.12.02г. №190-ФЗ у организаций, применяющих специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход) возникают сложности с исчислением страховых взносов на пенсионное страхование с сумм пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых за счет работодателей.

        В Письме УМНС РФ по Новосибирской области от 08.07.03г. №РВ-10-13/11291@ по данному вопросу дается разъяснение заключающееся в том, что сумма пособий, выплачиваемая за счет работодателей, подлежит налогообложению страховыми взносами на пенсионное страхование.

       Мотивировка налоговых органов заключается в следующем: пособия в Российской Федерации являются одной из форм социальной помощи и определяются как регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или государственного бюджета. Учитывая, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.12.02г. №190-ФЗ выплаты по временной нетрудоспособности, превышающие за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, выплачиваются за счет средств работодателя, а не за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, то они не могут быть исключены из объекта обложения на основании пункта 1 статьи 238 Кодекса.

        Выскажем по данному вопросу иную позицию.

       Статьей 2 Федерального закона от 31.12.02г. №190-ФЗ предусмотрено, что гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, выплата оставшейся части суммы пособия по временной нетрудоспособности, превышающей один минимальный размер оплаты труда, производится за счет средств работодателей.

        Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов по пенсионному страхованию являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса Российской Федерации (п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

        В подп.1 п.1 ст.238 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению, в том числе страховыми взносами на пенсионное страхование, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности.

       Пунктом 2 ст.8 Федерального закона от 16.07.99г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к виду страхового обеспечения относятся пособия по временной нетрудоспособности.

       При этом согласно подп.6 п.2 ст.12 Федерального закона от 16.07.99г. №165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

       Непосредственно в подп.1 п.1 ст.238 НК РФ содержится упоминание, что пособия по временной нетрудоспособности в налоговую базу по единому социальному налогу не включаются. Указаний на источник выплаты пособий текст Кодекса не содержит.

       Следовательно, выплата пособий по временной нетрудоспособности в организациях, применяющих специальные налоговые режимы, за счет средств работодателей, не лишает их[ статуса пособий по временной нетрудоспособности, на которые распространяются нормы ст.238 НК РФ.

       При этом позиция ФСС РФ в трактовке пособий по временной нетрудоспособности, в отличие от МНС РФ противоположна. Письмом ФСС РФ от 18.04.03г. №02-18/05-2417 разъяснен порядок обложения страховыми взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей, применяющих специальные налоговые режимы. В соответствии с указанным Письмом пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей страховыми взносами не облагаются.

       Учитывая изложенное, выплата организациями, применяющими специальные налоговые режимы, пособий по временной нетрудоспособности, за счет собственных средств, страховыми взносами на пенсионное страхование не облагаются.

       Единственным условием необходимым для исключения пособий из облагаемой базы является то, что исчисление, назначение, выплата пособий осуществляется в соответствии с Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.84г. №191), Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84г. №13-6).

Сергей Нихаев

 

Ближайший семинар, проводимый Консультационной группой «Баланс»

Место проведения – г. Новосибирск, дата 19-20 декабря 2 2003 года

"Маркетинг-менеджмент, или новые способы любви к клиенту…"

Тигран Арутюнян (Москва) авторский семинар

Подробно о семинарах можно узнать на сайте

Вернуться в начало

 

Обзор текущего законодательства

Вернуться в начало

Федеральное законодательство

 

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. № 672 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2003 г."

Величина прожиточного минимума за III квартал 2003 г. устанавливается: в целом по Российской Федерации в расчете на душу населения 2121 руб., для трудоспособного населения - 2318 руб., пенсионеров - 1612 руб., детей - 2089 руб.

Приказ МНС РФ от 29.10.2003 № БГ-3-27/575 "О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России"

Установлено, что инспекции МНС России обязаны осуществлять прием налогоплательщиков ежедневно в течение всего рабочего времени. В двухмесячный срок должны быть разработаны методические рекомендации по организации работы с налогоплательщиками.

Приказ МНС РФ от 09.10.2003 № БГ-3-22/533 "О внесении изменений и дополнений в приложения п. 1 и п. 2 к приказу МНС России от 12.11.2002 г. бг-3-22/647 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения"

Внесены изменения и дополнения в форму налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и в Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения", утвержденные Приказом МНС России от 12.11.2002 N БГ-3-22/647 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и Порядка ее заполнения".
Лист "Г" "Расчет единого налога" формы налоговой декларации изложен в новой редакции.
Внесены соответствующие изменения в порядок заполнения листа "Г".

Определение Конституционного Суда РФ от 10 июля 2003 г. № 316-О "По жалобе гражданки Ивановой Ирины Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации"

Согласно оспариваемой норме непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Конституционный Суд РФ разъяснил, что налоговые декларации (которые не входят в перечень обязательных элементов налогообложения) представляются в налоговый орган по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Ответственность за непредставление налоговой декларации не может наступать, если соответствующая обязанность не предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В Законе от 18 октября 1991 г. "О дорожных фондах в Российской Федерации", утратившем силу с 1 января 2001 г., не были установлены ни обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы декларации (расчеты по данному налогу), ни сроки их представления. Эта обязанность налогоплательщиков была предусмотрена в ведомственном акте - в Инструкции МНС России от 4 апреля 2000 года N 59.

Оспариваемая норма п. 2 ст. 119 НК РФ не содержит оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговой декларации, если соответствующая обязанность предусмотрена ведомственными правовыми актами.

Приказ МНС РФ от 17 октября 2003 г. № БГ-3-24/545 "Об утверждении Правил списания в 2003 году реструктурированной задолженности кредитных организаций перед федеральным бюджетом по пеням и штрафам"

Устанавливается порядок списания реструктурированной задолженности кредитных организаций как самостоятельных налогоплательщиков перед федеральным бюджетом по пеням и штрафам, а также задолженности по уплате сумм налогов и сборов их клиентов, осуществляемой при выполнении мировых соглашений, заключенных между кредитными организациями и их кредиторами.

Задолженность подлежит списанию при условии досрочного погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам и полного и своевременного внесения кредитной организацией текущих налоговых платежей.

При погашении кредитной организацией половины суммы задолженности в течение 2 лет после мирового соглашения, а также при условии полного и своевременного внесения текущих налоговых платежей, сумма реструктурированной задолженности списывается наполовину. При полном погашении задолженности в течение 4 лет после мирового соглашения списывается вся сумма реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
Приводится форма заявления о списании реструктурированной задолженности.

Письмо МНС РФ от 22 октября 2002 г. № ФС-6-09/1097@ "О порядке предоставления сведений о государственной регистрации юридических лиц"

Сведения о государственной регистрации юридических лиц должны предоставляться в территориальные органы ФКЦБ России. Вид носителя информации может быть определен по соглашению взаимодействующих органов.

УМНС России по субъектам Российской Федерации рекомендовано согласовать порядок предоставления сведений содержащихся в ЕГРЮЛ с региональными отделениями ФКЦБ России по федеральным округам России с учетом срока, структуры и форматов передаваемых сведений на электронном носителе.  

Для налогоплательщиков Новосибирской области

Письмо Управления МНС по Новосибирской области от 23 октября 2003 г. № ТЩ-17-06.1/16420 О порядке перечисления налога на доходы физических лиц за филиалы.

В данном документе доводится для сведения и руководства в работе совместное письмо с Управлением финансов и налоговой политики мэрии г. Новосибирска № 03-14/220 от 6 октября 2003 г. (УФиНП) № ТЩ-17-06.1/16170 от 20 октября 2003 г. (УМНС), разъясняющее порядок перечисления налога на доходы физических лиц за филиалы и другие обособленные подразделения, находящиеся на территории г. Новосибирска. В частности, в письме говорится, что согласно п. 7 ст. 226 гл. 23 части II Налогового кодекса РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц, как по месту своего нахождения, так и по месту каждого своего обособленного подразделения.

В связи с тем, что г. Новосибирск имеет единый городской бюджет, и норматив распределения налога на доходы физических лиц устанавливается один и тот же для всех районов г. Новосибирска, головная организация имеет право перечислять налог на доходы физических лиц за свое обособленное подразделение, территориально находящееся в другом районе города Новосибирска, по месту своего учета. Перечисление налога за филиал производить по месту нахождения филиала.

 

Для налогоплательщиков Алтайского края

Постановление Администрации Алтайского края от 27 октября 2003 г. № 562 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по краю за 3 квартал 2003 года"

Величина прожиточного минимума в целом по краю за 3-й квартал 2003 года в расчете на душу населения составила 1785 рублей, для трудоспособного населения - 1956 рублей, для пенсионеров - 1301 рубль, для детей - 1777 рублей.

Постановление Администрации Алтайского края от 27 октября 2003 г. № 553 "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации края от 21 марта 2002 года № 142 "Об утверждении Порядка регистрации трудовых договоров, заключенных работниками с работодателями - физическими лицами в Алтайском крае"

Регистрация трудовых договоров осуществляется в органах местного самоуправления не позднее 15 календарных дней после заключения трудового договора по месту нахождения рабочего места работника.
При выявлении условий, снижающих уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, орган местного самоуправления регистрирует договор и извещает работодателя о необходимости устранить выявленные нарушения, о чем делается соответствующая отметка в журнале регистрации.
Орган местного самоуправления не позднее 3 календарных дней со дня подачи работником письменного заявления выдает ему копию утерянного трудового договора, о чем делается соответствующая отметка в журнале регистрации.

Для налогоплательщиков Омской области

Указ Губернатора Омской области от 24 октября 2003 г. № 199 "Об утверждении перечня главных распорядителей средств областного бюджета" 

Утвержден новый перечень главных распорядителей средств областного бюджета. Внесены соответствующие изменения в нормативно-правовые акты Омской области. Указ вступает в силу с 1 января 2004 г.

 

Для налогоплательщиков Иркутской области

Закон Иркутской области от 22 октября 2003 г. № 40-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Иркутской области "О ставках налога на игорный бизнес"

Данным законом изменены размеры налоговых ставок: за каждый игровой стол - вместо ранее предусмотренных 300 минимальных размеров оплаты труда установлена сумма в 125000 рублей; за каждый игровой автомат - вместо ранее предусмотренных 11 минимальных размеров оплаты труда - 7500 рублей; за каждую кассу тотализатора и за каждую кассу букмекерской конторы, вместо ранее предусмотренных соответственно 300 и 150 минимальных размеров оплаты труда - 125000 руб. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Закон Иркутской области от 24 октября 2003 г. N 45-ОЗ "О внесении изменений в закон Иркутской области "О порядке установления ставок лесных податей и арендной платы за пользование участками лесного фонда на территории Иркутской области" 

Законом исключен пункт 3 статьи 5, в котором говорилось, что ставки лесных податей индексируются губернатором области, индексация производится пропорционально изменению установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Так же исключен пункт 3 статьи 11, в котором говорилось, что индексация арендной платы производится арендодателем в зависимости от индексации ставки лесных податей.

Постановление губернатора Иркутской области от 21 октября 2003 г. № 620-П "Об установлении величины прожиточного минимума населения Иркутской области за III квартал 2003 года"

Постановлением утверждена величина прожиточного минимума за III квартал 2003 года в целом по области в расчете на душу населения - 2421 рубль, для трудоспособного населения - 2638 рублей, пенсионеров - 1791 рубль, детей - 2303 рубля. Так же утверждена величина прожиточного минимума за III квартал 2003 года с территориальной дифференциацией уровня цен: по южным районам области в расчете на душу населения - 2367 рублей, для трудоспособного населения - 2583 рубля, пенсионеров - 1765 рублей, детей - 2231 рубль; по местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в расчете на душу населения - 2573 рубля, для трудоспособного населения - 2803 рубля, пенсионеров - 1864 рубля, детей - 2480 рублей

 

* Субъекты Российской федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский (Долгано Ненецкий) АО, Усть Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО

 

В обзор нами отобраны новые федеральные и региональные нормативные акты, так или иначе затрагивающие обязанность налогоплательщиков по своевременной и полной уплате налогов и сборов. Подборка сделана на основе информации,  размещенной на серверах информационно правовых систем "Гарант", Кодекс", "КонсультантПлюс", "Референт".

Из проверенных источников

Объем налоговых сборов в Сибирском федеральном округе за 9 месяцев 2003 года составил 181 млрд. руб., или 121.8% к аналогичному периоду 2002 года.

Объем налоговых сборов в Сибирском федеральном округе за 9 месяцев 2003 года составил 181 млрд. руб., или 121.8% к аналогичному периоду 2002 года. Как сообщает окружной информационный центр "Сибирь", в СФО по отраслевой структуре экономики за отчетный период фактическое поступление налогов и сборов в размере 86.2 млрд. руб. обеспечено за счет отраслей промышленности.

Менее значительные суммы поступлений налогов и сборов отмечаются в транспортной отрасли (19.9 млрд. руб.), строительстве (10.2 млрд. руб.), торговле и общественном питании (19.8 млрд. руб.), сельском хозяйстве (1.3 млрд. руб.). Совокупная доля по указанным отраслям составила 75.9% от общей суммы поступлений налогов и сборов по основным отраслям экономики.

За 9 месяцев 2003 года темпы роста налоговых поступлений составили в целом по отраслям промышленности - 115.7%, транспорту - 108.7%, строительству - 115.9%, торговле и общественному питанию - 142.4%.

Из общего объема поступлений по отраслям промышленности по округу наибольший удельный вес приходится на топливную промышленность (27.4%), цветную металлургию (24.1%), электроэнергетику (13.8%), пищевую промышленность (9.6%), машиностроение и металлообработку (8%).

 Источник: "АК&М"

 МНС будет ликвидировать предприятия без суда

Налоговики хотят получить право без суда ликвидировать компании, которые считают мертвыми. Это позволит спасти арбитражные суды от рассмотрения 1,5 млн. дел. Но Минэкономразвития против того, чтобы лишать компании судебной защиты, - иначе налоговые органы могут стать орудием недобросовестной конкуренции.

Министерство по налогам и сборам (МНС) направило в правительство поправки в закон о госрегистрации юридических лиц. В них предлагается разрешить ликвидацию по упрощенной процедуре тех компаний, которые до 1 июля 2004 г. не прошли перерегистрацию в налоговых органах. Налоговый орган должен будет опубликовать в издании, предназначенном для публикации данных о госрегистрации, сообщение об исключении юридического лица из государственного реестра. Если через шесть месяцев после этого не поступит заявлений от кредиторов или других заинтересованных лиц, компания автоматически исключается из реестра. Еще шесть месяцев налоговики отводят на обжалование решения о ликвидации.

Сейчас юридическое лицо может быть ликвидировано только по решению своих учредителей или в судебном порядке на основании требования о его ликвидации со стороны госорганов. После решения суда о ликвидации учредители компании обязаны создать ликвидационную комиссию для расчетов с кредиторами. Завершив расчеты, учредители составляют ликвидационный баланс, и только после этого компания исключается из государственного реестра юридических лиц.

МНС в прошлом году начало всеобщую перерегистрацию юридических лиц, чтобы очистить реестр от фирм-однодневок и других мертвых компаний. Тех, кто не успел перерегистрироваться к 1 января 2003 г. , налоговики автоматически считают кандидатами на ликвидацию. МНС насчитало таковых 1,5 млн. Ликвидировать их через суд оказалось налоговикам не по силам. "327 000 предприятий зависли в процессе ликвидации, поскольку их учредители не имеют ни малейшего желания заниматься необходимыми процедурами, а заставить их невозможно, - говорит руководитель департамента регистрации МНС Сергей Дуканов. - Поэтому, несмотря на судебное решение, процедура ликвидации может тянуться лет 40, а в реестре они все равно будут числиться". По его словам, 1,129 млн. организаций оказалось просто невозможно найти. "Это явные мертвецы, поэтому мы и предлагаем ликвидировать их по упрощенной процедуре", - говорит чиновник. По словам Дуканова, эту идею поддерживает Высший арбитражный суд, который участвовал в подготовке поправок. Получить комментарии ВАС вчера не удалось.

Дуканов полагает, что этот механизм нужно применять не только по отношению к компаниям, которые не перерегистрировались к 1 июля 2004 г. , но и к мертвым фирмам, которые появятся в будущем. "Налоговые органы должны иметь возможность ликвидировать все фирмы, которые в течение определенного срока не сдают отчетность, а их руководителей невозможно найти ни по каким указанным адресам", - говорит чиновник.

В правительство законопроект отправился без визы Минэкономразвития. "Устранение суда из процедуры ликвидации лишает кредиторов и учредителей правовых гарантий, - говорит чиновник департамента налоговой политики Минэкономразвития. - Если решение о ликвидации будет принимать налоговый орган, это обстоятельство может с легкостью быть использовано для недобросовестной конкуренции".

"Иногда кредиторы специально выжидают момент переезда должника, когда тот еще не перерегистрировался на новом месте, и подают иск о банкротстве в связи с отсутствием должника, - рассказывает адвокат московской коллегии адвокатов "ФБК-право" Петр Достовалов. - Если ликвидировать компанию можно будет без суда, возможности недобросовестных конкурентов только расширятся". "Нельзя лишать компании судебной защиты. Мы ни за что не согласуем этот законопроект", - говорит чиновник Минэкономразвития.

"Эти гарантии слишком дорого стоят", - возражает Дуканов из МНС. По его словам, судебная процедура ликвидации через суд только одной мертвой компании обходится бюджету примерно в 10 000 руб. Достовалов из ФБК предлагает компромисс. "Решение о ликвидации должен все же принимать суд - на основании необходимых и достаточных оснований, представленных налоговым органом, - говорит адвокат. - А вот процедуру по созданию ликвидационной комиссии можно было бы упразднить и автоматически исключать компанию из реестра".

Источник: Ведомости

Вернуться в начало

 С уважением,

НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИК

info@balans.ru

На нашем сайте есть архив статей из предыдущих выпусков «Налогового практика»

Вернуться в начало

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное