Fwd: Статья про политпартии в новой ситуации
This is a forwarded message
To: eak@d*****.ru, vonri***@p*****.ru
===8<==============Original message textПеремена декораций
Недавние инициативы по внесению поправок в ФЗ "О политических партиях", уже
благополучно прошедшие первое чтение в ГосДуме и, скорее всего, имеющие все
шансы на вступление в силу, служат, по мнению их разработчиков из администрации
президента РФ, не только целям "расчистки" партийного поля накануне перехода
на
исключительно пропорциональную систему выборов (то есть только по партспискам).
Они в корне пересматривают всю сложившуюся за последние годы механику партийно-
политической жизни страны. Пятикратное увеличение (до 50 тысяч в целом по РФ,
до
500 человек - на отделение не менее, чем в половине субъектов РФ, до 250 человек
- на остальные региональные отделения) численности политпартий, необходимой для
государственной регистрации, не только усиливает роль административного ресурса
в политическом процессе. Задача этой "реформы" гораздо глубже.
Проблема эффективности и устойчивости
Прошедшие месяцы работы практически "однородной", как мыслилось властным
политтехнологам, по степени своей "надежности" и преданности Кремлю ГосДумы дали
богатую пищу для обобщений о предварительных итогах "эксперимента". По ходу дела
выяснились некоторые не очень приятные для Путина и его окружения моменты.
Во-первых, существенное снижение уровня электоральной поддержки как "Единой
России", так и поддержавшей ее в деле "монетизации льгот" ЛДПР, что четко и ясно
продемонстрировали итоги прошедших осенью региональных выборов.
Во-вторых, сама "Единая Россия" чем дальше, тем больше стала напоминать КПСС
времен "застоя", причем скорость процессов закостенения и загнивания (особенно
в
регионах) стала неожиданной даже для Кремля. Конечно, можно в приказном или даже
добровольном порядке принять в "правящую партию" всех чиновников сверху донизу
и
всех бюджетников от университетских ректоров до техников ЖЭСов. Можно собрать
из
старых, проверенных еще годами советско-номенклатурной службы кадров более или
менее дееспособный аппарат. Можно в рабочее время по команде директоров или же
иного начальства автобусами свозить людей на "нужные" митинги. А дальше?
В-третьих, помимо отсутствия стремления работать новыми методами (то есть
с
учетом пока еще реально существующей политической конкуренции), "Единая Россия"
начала всерьез претендовать на свой кусок власти и влияния, не слишком зависимый
от нынешних обитателей Кремля. Эти процессы пока идут подспудно, но они есть
и
тревожат Путина и его окружение.
В-четвертых, выяснилось, что "Единая Россия" не так уж и едина не только
в
идейном (что для номенклатурной организации чиновников и бюрократов нормально)
и организационном плане (различные властные кланы и лоббистские группы влияния
проталкивают свои варианты решений), но и имеет немалое количество функционеров,
готовых из собственных карьерных соображений громко хлопнуть дверью на прощание
(за примерами далеко ходить не надо: это и думские депутаты Ермолин и Морозов,
и питерский заксовец Сухенко, и многие региональные партийные бонзы).
Получается, что политическая эффективность и организационная устойчивость
нынешней партии власти весьма далеки от искомых. Разрушать ее для создания новой
"партии начальства" жалко: слишком много вложено сил и средств, да и нет никакой
гарантии, что в следующий раз не получится очередная КПСС. Значит, надо повысить
конкурентоспособность уже существующего "ЕдРа".
Режиссерский замысел
Усилить дееспособность и повысить конкурентоспособность "ЕдРа" реформой
изнутри можно, конечно, попытаться. Но как показывает исторический опыт КПСС
за
1985/91 годы, номенклатурная партия начальства слабо поддается перестройке, а
уж
коли ее начинаешь всерьез менять сверху, просто разваливается. Посему, если нет
возможности поменять игрока, остается надежда изменить правила игры. Иногда это
даже проще.
Путин не зря провел свои молодые годы в Германии и до сих пор внимательно
следит за малейшими извивами политической и общественной жизни ФРГ. Похоже, что
именно германская полдитическая система, за последние 55 лет показавшая на деле
свою устойчивость и эффективность, и стала "источником вдохновения" Кремля при
определении целей и задач партийного строительства. Давайте посмотрим: в ФРГ
на
самом деле существует не менее 70 политических партий, из которых 6 представлены
в парламенте (СДПГ, ХДС, СвДП, "зеленые" как фракции, ХСС как земельная группа
и
ПДС в виде отдельных депутатов). Каждая из парламентских партий не только имеет
свою нишу, но и несет особую нагрузку в деле стабилизации существующей (отметим
особо - капиталистической!) системы.
Две крупнейшие, т.н. "народные" партии, - СДПГ и ХДС за последние 15-20
лет
стали практически неразличимы друг от друга по основополагающим идеологическим
параметрам. Различия между ними носят, скорее, исторический характер. ХДС более
привержен консерватизму и "атлантической солидарности", СДПГ иногда пользуется
левой риторикой и делает некие "словесные авансы" пацифистам и профсоюзам. И
не
более того.
Две партии либералов - СвДП и "зеленые" - и вовсе напоминают наши СПС с
"Яблоком". Если СвДП из всех немецких партий наиболее лояльна крупному бизнесу,
концернам, и реально имеет (в отличие от ХДС) достаточно правые идеологические
корни, вплоть до того, что у ее истоков было немало бывших нацистов второго и
третьего плана, то "зеленые" - партия интеллигенции, национальных и сексуальных
меньшинств, где "правозащитность" уживается с "проантлантизмом", а блок НАТО
совершенно искренне трактуется как некое орудие защиты прав человека, например,
в бывшей Югославии. При этом экономическая и социальная практика "зеленых" во
власти, особенно исполнительной, настолько же далека от реализации собственной
партийной программы, насколько соответствовало, например, интересам "яблочных"
избирателей участие их выдвиженцев в питерской администрации времен Владимира
Яковлева.
ХСС занимает нишу правого консерватизма, с достаточно сильным национальным
оттенком. При этом искусственно, административным путем ее влияние ограничено
пределами Баварии и соответственно наличием лишь одной земельной группы внутри
бундестага.
ПДС аккумулирует в удобных для нынешней системы формах серьезное социальное
недовольство, прежде всего в новых, восточных землях. Персональный состав этой
партии таков, что даже самые активно настроенные, самые радикальные низовые ее
активисты не в состоянии революционизировать ее изнутри, сделав ПДС подлинным
авангардом протестных действий. Более того: их активность гасится постоянными
внутрипартийными дискуссиями на темы, весьма далекие от реалий (например, "Был
ли социализм в ГДР?", "Кто лучше: Сталин, Троцкий или Роза Люксембург?" и т.п.).
При этом борьба внутрипартийных платформ никоим образом не влияет на политику
руководства в вопросах, например, участия в правительственных коалициях с
буржуазными партиями, распоряжения партийными финансами и имуществом или же
формирования предвыборных списков.
Понятно, что подобная партийная структура весьма выгодна власть и деньги
имущим. Ведь помимо внутриполитических задач, каждая из "парламентских партий"
работает и на укрепление внешнеполитических позиций буржуазного государства.
И
тут есть своеобразное "разделение" труда: ХСС и ХДС - партии окровенно правые,
связанные с республиканцами США, деятели СвДП дружат с арабскими режимами и
миром ислама, СДПГ работает через Социнтерн и структуры Евросоюза, "зеленые"
(и
в меньшей степени СДПГ) весьма активны в развивающихся странах, ПДС имеет свои
традиционные контакты на Востоке Европы, в Израиле и еврейской общине США. Все
при деле. Как тут не вспомнить лидеров СПС, борющихся с Лукашенко, или же КПРФ,
фактически агитирующую за Януковича!
"И налево - наша рать, и направо - наша рать!"
Состряпать в нынешней РФ шестипартийную систему, наподобие германской, тем,
кто формирует "повестку дня" в Кремле, вполне по силам. Право-либералов в общем
вполне можно перетянуть через 7% барьер при наличии относительно благоприятного
освещения со строну государственных телеканалов. Для Кремля - это не проблема,
другое дело, что сперва нужно "зачистить" партийную верхушку от ставленников
олигархов (прежде всего ныне опальных, типа Ходорковского) и идейных "демократов
первой волны", навести порядок в оргделах и сократить (в случае СПС) масштабы
разворывания спонсорских средств. Все это решаемо под "дамокловым мечом" потери
регистрации. То же самое "ужесточение требований закона" позволит и слегка
пристунить слишком уж вольно себя чувствующих "единороссов", особенно на местах.
Тут и отмена выборов по одномандатным округам поможет. Таким образом, ниши СвДП
(СПС), "зеленых" ("Яблоко") и ХДС ("Единая Россия") будут заняты.
Из партии "Родина" (и ее электорально-политических союзников) более чем
по
силам соорудить российский аналог ХСС. Тем более после ухода Глазьева, появления
в "Родине" "банкира из разведчиков" Александра Лебедева и бывшего "приватизатора
со стажем" Сергея Беляева. Эскапады и президентские амбиции Рагозина, похоже,
многих в Кремле уже потихоньку начинают утомлять, вот и получил он свою "черную
метку" под названием "С чего начинается "Родина". И это - лишь начало. Зато с
такими "патриотами" как г.г. Лебедев и Беляев проблем у властей уж точно никаких
не будет (кроме неумеренно растущих коммерческих и политических аппетитов, кои
при желании всегда можно окоротить). А чтобы совсем не бояться неожиданностей
с
их стороны, "родинцев" можно и "поджать" по административной линии: если ХСС
не
дают распространиться за пределы Баварии (хотя запрос на это есть и в других
германских землях, и попытки расшириться со стороны лидеров ХСС предпринимались
неоднократно), то уж "ограничить" "Родину", скажем, югом России и центральными
регионами, "опустив" в других местах за 7%, вполне по силам нынешним властям
РФ.
Превратить КПРФ в "доморощенную социал-демократию", конечно, сложнее. Но,
похоже, так впрямую задача и не ставится. Скорее, ей готовят судьбу ПДС. Не зря
в последнее время разные солидные и уважаемые издания наподобие "Коммерсанта"
и
"Российской газеты" мимоходом, но достаточно четко для внимательно читающих их
людей рассказывают о разного рода банковских скандалах, в коих фигурируют то
бывший член Президиума ЦК КПРФ, а ныне депутат ГосДумы Виктор Видьманов и его
сын Олег, то бывший кандидат в депутаты от КПРФ Игорь Аненнский, или же "Версия"
напишет, "кто в КПРФ владеет правом финансовой подписи". Помнится желание ПДС
вступать в правительственные коалиции либо поддерживать буржуазные правительства
в земельных парламентах ФРГ существенно усилилось после ряда публикаций о работе
специальной парламентской комиссии по вопросам финансирования СЕПГ/ПДС и серии
финансовых скандалов с участием руководства ПДС, включая самого Грегора Гизи.
К
тому же недавние заявления Министерства юстиции РФ о недостоверности январской
официальной справки ЦК КПРФ по численности партии (186 тысяч человек) наводят
на
мысль, что с партийным учетом и делопроизводством есть проблемы не только у СПС
и "Яблока"...
"Социал-демократов" можно попытаться слепить из достаточно многочисленных
(на бумаге и в реестре Минюста, разумеется) уже имеющихся партий. Например, ПСТ,
Народной, Аграрной, Партии пенсионеров - всех тех, кто уже сейчас тусуется в
так
называемой "Коалиции Семигина" либо потенциально готов в нее войти, если сверху
(из Кремля) подскажут. "Левизну" обеспечат РПТ Сергея Храмова и ВКПБ Владимира
Тихонова, которым по новому закону регистрация однозначно "не светит", интересы
"державы" - тандем "братьев по разуму" из ПВР и РПЖ, а "патриотизм а ла Путин"
- "евразийцы" Пал Палыча Бородина. Если к этому еще добавить (для бренда) СДПР
или СЕПР (или обе сразу) - будет просто песня: хоть сейчас вступай в Социнтерн!
Конечно, в отличие от германской социал-демократии, за всем этим "контингентом"
не стоит ни исторических традиций немецкого рабочего и профсоюзного движения,
ни
памяти о борьбе с фашизмом, о десятилетиях классовых битв за права людей труда.
Но ничего этого им и не надо. Кремль даст отмашку - и вперед.
"Не при делах" в этом раскладе остается только ЛДПР. Но пока жив и более
или менее дееспособен Жириновский-папа, партия сохранится. В конце концов, нет
смысла совсем уж тупо копировать немецкую схему: должна же быть хоть какая-то
отечественная специфика. Вот ее Владимир Вольфович и обеспечит. На уровне 7 или
9 процентов. Опять же хоть кто-то оживит теледебаты и думские дискуссии, тем
самым повысит явку и понизит число голосов "против всех".
Пора менять пьесу и режиссера!
А что же наши "подлинные" (то есть непарламентские) левые? Им-то новый
закон как? Выскажу парадоксальную мысль: он им на руку. С учетом абсолютной и
полнейшей зарегламентированности и забюрократизированности законодательства не
только создать, но и сохранить полноценную политическую парию, обеспечить, не
выходя за рамки закона, ее финансирование современным российским левым пока что
не по плечу. О том, скольку это отнимает сил, средств, усилий и трудозатрат уже
сказал в одном из своих выступлений Геннадий Зюганов. С ним в этом вопросе можно
только согласиться.
Новый закон однозначно ставит крест не только на попытках регистрации ВКПБ
или партии "Трудовая Солидарность" Олега Шеина. Вряд ли наберет искомые 50 тысяч
к 1 января 2006 года и РКРП-РПК, особенно с учетом того, что и при регистрации
в
2002 году для подачи цифры в 14 тысяч членов пришлось прибегнуть к практике т.н.
"ассоциированного членства", то есть записи в списки партии людей, не работающих
в ее структурах, не уплачивающих членские взносы и т.п. Под вопросом и нынешнее
самостоятельное существование СДПР. Таким образом, левое движение РФ в том виде,
в каком оно сформировалось за последние 13 лет, просто перестанет существовать.
Практически реализация постановки в "новых декорациях" дает левым на выбор
три варианта действий: вступать в КПРФ, повторив тем самым печальную судьбу тех
честных и идейных людей, которые уже 15 лет барахтаются в рамках "Марксистской"
или "Коммунистической" платформ в ПДС, обеспечивая поддержку своему не шибко
идеологизированному руководству в борьбе с совсем уж откровенными ренегатами
и
ликвидаторами, переодически появляющимися, особенно в среде депутатского корпуса
федерального и земельного уровня; вступать к Семигину или в "Родину", что совсем
уж позорно, даже по чисто эстетическим соображениям, хотя кое-кто может купиться
на их левую фразеологию; менять приоритеты в своей деятельности.
Последнее самое трудное - работать с протестными слоями, весьма и весьма
далекими от нас (пока что) идейно и психологически, тяжело и непривычно. К тому
же может вызвать (и вызывает) реальные репрессии властей. Эта дорога - долгая:
от отдельных разовых акций - к их координации - к широкой протестной коалиции
-
к появлению на ее базе нового левого движения - к кристаллизации внутри этого
движения марксистского революционного ядра. Но только эта, спокойная, на годы
рассчитанная работа, расширит узкий наш круг, привлечет новых и более активных
людей, воспитает новое поколение борцов. А это, в свою очередь, только и сможет
рано или поздно поломать весь спектакль, разыгрываемый нынешней властью.
Поучаствовать в смене декораций, конечно, можно. Но гораздо эффективнее
постараться поменять и пьесу, и режиссера. Тем более, что с появлением нового
соства исполнителей, реализация этой задачи весьма и весьма облегчится.
Владимир Соловейчик
===8<===========End of original message text--
Best regards,
nezhivoy000 mailto:nezhivoy0***@m*****.ru
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: state.politics.wwwleviyru
Написать в лист: mailto:state.politics.wwwleviyru-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:state.politics.wwwleviyru--unsub@subscribe.ru?subject=state.politics.wwwleviyru
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback