Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Рабство в современном мире аморально и чуждо сознанию человека и не соответствует идеям общечеловеческого гуманизма. Все люди по природе своей равны. Так в цивилизованном обществе и должно быть.
Здравствуйте уважаемые подписчики! Иногда удается
дурачить народ, но только на некоторое время;
дольше — часть народа; но нельзя все
время дурачить весь народ.
А.
Линкольн Лучшая жизнь может быть только тогда,
когда к лучшему изменится сознание людей, и потому все усилия людей, желающих
улучшить жизнь, должны быть направляемы на изменение сознания своего и других
людей: на то, чтобы в сознании людей закон насилия заменился законом любви. Лев
Толстой Закон насилия или законом любви – вам выбирать. Прошу прощения за прошлую неудвчную
рассылку. Рабство в современном мире аморально и
чуждо сознанию человека и не соответствует идеям общечеловеческого гуманизма. Все
люди по природе своей равны. Так в цивилизованном обществе и должно быть. В наше время мы вошли в глобальное
объединение всех стран. Подход к общему управлению требуется иной, чем был в
прошлые века, когда создавались партии, когда правили политики, когда
зарождалась демократия. Управлять городом, страной или объединить усилия для
совместного управления всех стран, на благо всех народов, это уже другой
уровень понятий. Которым современные политики или не обладают или не желают
работать на благо всего народа. В наше время, они меньше уделяют времени своим
непосредственным обязанностям, а все больше находятся в поисках - как извлечь
для себя выгоду. Наука, быстрыми темпами продвигает
цивилизацию к лучшей жизни. Требуется перейти к не политическим формам
человеческих отношений, чтобы человечество смогло избавиться от всевозможных
догм, которые зародились в далекой древности. Рабовладельческо -
индивидуалистическая система, это тормоз в развитии цивилизации, как в древние
времена была религия. Это древняя инквизиция, которая была озабочена о своих
привилегиях, а не о развитии человечества. Господствующий класс — он и экономически и
идеологически господствующий класс. Так и остаются «порочные» формы правления,
где политики управляют во всех сферах человеческой жизни, как в экономике,
науке, культуре и везде где можно владеть ситуацией: властью, влиянием,
деньгами. Там без их непосредственного участия ничего не происходит. Один
рабовладелец не мог оказывать влияния на весь народ, так как его интересы не
совпадали с интересами остальных и тогда стали собираться группы рабовладельцев
с едиными интересами – похожие на современные партии, для продвижения своих
личных, корыстных желаний и целей. Так возникали предпосылки для возникновения
партий. Появлялся лидер, вокруг него собирались вельможи, который им импонировал
как сильная личность (даже если их интересы не совсем совпадали). Все партии
основывались и держались на лидерах, не всегда с общими интересами, поэтому –
всегда возникало множество разногласий. В партиях, лидер был не непререкаемым
авторитетом и иногда к нему обращались в конфликтных ситуациях как к судье для
улаживания конфликтов. В дальнейшем появлялись вожди, которые не с кем и не с
чем не считались. Они были уверенны в совершенном понимания мироустройства.
Любители иерархических структур готовы строить их и из этого строительного
материала и сейчас. На фундамент масс они возводят этаж партий, над ним возносят
постоянно сужающиеся постройки для руководителей разных рангов, а там, глядишь,
готова площадка для единственного вождя. Но куда он, вознесенный на верх
пирамиды способен её повести? За собой невозможно, ибо все под ним. Да и как он
может вести, если его несут другие, те кто остался под ним. Остается одно -
попытаться сверху указать путь и надеяться, что массы его поймут и понесут
вождя в соответствии с его указующим перстом. Так бывает, если он угадал
желания и интересы народа. Но именно угадал, ибо увидеть невозможно, когда он
отделен от народа бюрократическими постройками, иерархическими структурами,
когда спуститься с верхней площадки опасно, там толпятся желающие осчастливить
партию или народ своей выдающейся личностью.
Когда он был народом, он вспоминает только тогда, когда в этом есть нужда
и заставляют обстоятельства. Не для того с рабов стремятся в рабовладельцы,
чтобы думать о прошлом, требуется наслаждаться настоящим и не обязательно
думать о будущем. При этой форме общественного устройства
существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними
борьбы уже давно не существует, так как распространилась идея, что каждый человек
может стать богатым, главное вовремя найти идею и трансформировать ее в деньги
или стремиться через партийную деятельность к власти, через власть войти в
элиту. Эти идеи, успокаивает средний класс и более активные живут с мыслью,
что они тоже могут стать богатыми и войти в правящую элиту. Потому в наше
время партийная деятельность стала столь престижной и в большинстве своем,
сращивается с бизнесом - через семьи, через родственников, через подставных
лиц. Общество так и остается разделенным на рабовладельцев и
рабов. Когда одни утопают в роскоши, а другие влачат полуголодное существование
и средний класс, который по уровню жизни находится между теми и другими. Когда
из алчности, своекорыстия одних, залаживается в умы других: демократия,
национализм, религиозный экстремизм, расовая ненависть. Когда существуют
понятия – умны те, кто стремится стать богатым, преуспевающим. Когда совесть,
порядочность, честность трансформировались в понятие - выгода. Все прошлые Боги уходят в мир иной и все
больше возвеличивают Бога - индивидуалиста, он теперь правит миром.
Воспитывается страстное желание владеть бизнесом, деньгами, людьми. Раньше
верили Богу, а теперь верят, что деньги превыше всего (в это верят и
религиозные деятели). Жизнь политика не предсказуема, сегодня ты кумир на
тебя молится народ, а завтра ты злодей. У современных политиков нет идей, долгосрочных
планов по благоустройству жизни общества, народа, страны. Они так создали жизнь
себе и народу, что они получаются временщиками в государственном управлении.
Чувствовать себя свободным человеком, не может ни один человек на свете. Все
зависимы: кто от догм - созданных в ранних стадиях становления цивилизации. Кто
смотрит с надеждой на государственную элиту. Кто на бизнес, с надеждой о
материальном благополучии (только конкуренция требует больших
капиталовложений, в мире современного капитализма, выживает сильнейший). А кто
не на что не надеется, плывет по течению, куда вынесет - туда и вынесет. В этом
в большинстве своем, не их вина, они живут по привычкам, по традициям, по
семейным устоям которые передаются из поколения в поколения. Нет времени
думать, как живем и куда идем. Да и зачем когда мы выбираем политиков,
чиновников, которые обещают о нас заботиться и за нас думать. Трудно обвинять
народ в пассивности, ибо их такими делали много веков, принуждая жить в нужде и
всегда быть зависимыми от государственной олигархической элиты. Олигократия,
которая существует в современной жизни и создавалась при развитии
рабовладельческого строя. Олигократия и современная демократия (которая
проистекает так же от рабовладельческого строя), дополняют друг друга и поддерживают. От появления партий и до наших времен у политиков
всегда впереди всех насущных вопросов, стоит главный вопрос – насколько нам это
выгодно. Многие лидеры верят в авторитет занимаемого ими места
и когда народные массы поняли, что эта партия и этот лидер в очередной раз их
обманули, создает новую партию и народ забывает о прошлых ошибках, просчетах и
о том, что он никогда ни какой любви к народу не испытывали. Придумывают
красивую вывеску, новую программу своих действий и вперед, завоевывать души.
Благо для них, что народу выбирать нечего, кругом такие же партии, такие же
лидеры, с такими же патриотическими,
многообещающими программами. Что странно, никто, никогда за свои ошибки, не
несет ни какой ответственности, а народ и не требует. Ну подумаешь обворовал
нас, так ведь это же не меня, а нас всех. Ну подумаешь пекутся не о нас, а о
государстве. Хотя во главе любого государства стоят политики, партии,
государственная элита и олигархи. Они представляют государство, а народу
рассказывают сказки о демократии, о любви ко всем кто зарабатывает на эти
«народные» блага деньги. Это народ и успокаивает, ведь живут люди и хуже нас. В
Африке люди с голода умирают, а у нас хоть какой то холестерин откладывается, мы можем как
верблюды, поголодать, какое то N количество дней прожив на своих жировых запасах.
Кто не приобрел жировых запасов, то политики в этом, не виноваты. Значит, не
правильно питались, не то употребляли, не в те магазины ходили. Политики, всегда утверждают, что они видят задачей
номер один, управлять страной для общего блага. Почему - то общего блага не просматривается,
а вот управлять они любят. Ведь ни за что нести ответственность не надо, да и
сами для себя законы пишут, и судебная власть в их подчинении. Хотя они ведут
между собой борьбу грязную и кровавую, но зато можно хорошо жить, ни чего не
производя. Хотя ошибаюсь, они производят законы, преследующие своекорыстные
цели, прикрываясь интересами страны и народа. Хуже всего, что политики пишут
законы для тех отраслей, в которых они
не компетентны. Как в поговорке: «Когда пекарь шьет сапоги для сапожника,
а сапожник печет пироги для пекаря». Некоторые политики стоят во главе выпускаемых оружия
концернов или покровительствуют им. Торговля "смертью", стала
прибыльным бизнесом. Они под идеями демократии, навязывают другим народам
свои, истинно правильные догмы, а кто с ними не согласен, то могут обвинить в
антидемократических, тоталитарных взглядах. Весь мир политики разделили на сферы влияния, не
считаясь с народами. Народ для них - это стадо, которым они управляют, когда
они считают нужно на водопой - гонят на водопой, считают нужно на стрижку -
гонят на стрижку, считают нужно на убой - гонят на убой. Свободы у народа не
было и не будет, если народ не потребует её. Когда писались в древние времена оды о демократии, то
за народ подразумевались привилегированные сословия и некоторые семьи из среднего
класса, но не в коей мере не народ. Они в те времена были на уровне рабов или
рабы. Не было и не существует никакого общего порядка и закона, а царить
грубый произвол захвативших власть; эта форма Олигархии в некоторых странах
приближается к деспотии. Пример Олигархии последнего вида по Аристотелю
(«AJhnaiwn Politeia», XXXV) – правление тридцати, затем десяти в Афинах. В наше
время чиновники, партийные деятели и некоторые люди большого бизнеса создали во
многих странах форму олигархического правления. Такое же правление создается и
в России. Олигархи
за многие века смогли изменить сознание народа (подневольных). Западные
подневольные рады тому, что они существуют в лучших условиях, чем подневольные
иных стран. Нас убеждают, что наше благополучие зависит от нашего старания. На
Западе, все больше вводится почасовая оплата. Сколько не старайся, столько
получишь, сколько тебе пожелал дать хозяин. Не сколько заработаешь, а сколько
решит тебе дать хозяин??? Выгодно ли это хозяину и рабочему? Нет не выгодно,
как хозяину, так и рабочему. При качественной системы оплаты труда, хозяин
будет иметь столько же прибыли, но будет иметь меньше головной боли. Рабочие
станут как собственники предприятия. Рабочие не будет воровать, не будут относиться
с безразличием к собственности предприятия. Хозяин и рабочие станут единомышленниками
с едино направленной целью – на процветание предприятия. Образуются рабочие
династии и профессионализм будет передаваться и совершенствоваться с поколения
в поколение. Много раз доказано, что свободный человек всегда работает лучше,
чем раб. При качественной системе оплаты труда, хозяевам хорошо и рабочим
хорошо. Хозяина, рабочие будет почитать как отца родного. Олигархия
или Олигократия (от греч., oligoi и arch или kratia, правление немногих) –
форма государственного устройства, в которой власть принадлежит немногим. В
системе Аристотеля Олигократия противополагается аристократии, как ее извращенная
форма; в аристократии управляют немногие, но ставя задачей своего управления
общее благо; в Олигократия – также немногие, но преследующие своекорыстные
цели. Есть четыре вида Олигократия: в первом доступ к правительству дается гражданам
с не очень высоким имущественным цензом; во втором правительство замещает
вакантные места по собственному избранию, причем ценз, дающий право выбора,
значительно повышается; в третьем правительственные должности наследственны; в
четвертом не существует никакого общего порядка и закона, а царить грубый
произвол захвативших власть; эта форма Олигократия хуже всех и приближается к
деспотии. Пример Олигократия последнего вида по Аристотелю («AJhnaiwn
Politeia», XXXV) – правление тридцати, затем десяти в Афинах. Во всех классификациях
древности и средних веков Олигократия. занимала свое место, но так как ее
определение не представляет вполне объективных отличительных признаков, то
подведение тех или иных государств под эту рубрику довольно произвольно. Как
наиболее типический пример Олигократия. в позднейшее время всего чаще приводят
средневековые итальянские республики, в особенности Венецию, с ее советом 10.
Из классификаций нового времени Олигократия исчезла, как самостоятельная
государственная форма, но довольно часто и ныне говорят об олигархии, когда
желают обозначить группу лиц, захвативших власть и произвольно ею пользующихся
– все равно, в монархии, или в республике. На Западе засилье идеологии не только не уступает
таковому в Советском Союзе, но значительно превосходит его. Конечно, идеология
в них имеет другие формы и средства воздействия на людей. Однако и в них она
выполняет функцию оболванивания людей. В частности, она прививает людям
идеализированные представления о западном социальном строе и всячески очерняет
коммунистический строй. Вернемся к Западной демократии (которой
называют демократией). В сей момент нахожусь на Западе. Я с хозяйкой решил
увеличить скорость интернета. Подали заявку, подписали договор и остались без
интернета. Вот уже месяц воюем с фирмой, которая предоставляет нам интернет.
Каждый день обещают, вот сегодня обязательно будет. Могу понять, когда
возникают проблемы у небольшой фирмы. Фирма, которая нам предоставляет
интернет – это крупнейшая фирма в Европе. Каждый день они нам перечисляют
всевозможные проблемы. Знаем, что когда соседи подавали заявку им в течении
трех дней изменили скорость без всяких проблем. Можно поменять фирму и
подписать договор с другой. Когда мы обращаемся в другую фирму, нам говорят
никаких проблем, в течении двух дней у вас будет интернет. Через день звоним в
фирму, нам говорят: “Есть всевозможные проблемы, и мы ничем вам помочь не
можем”. Когда мы говорим, что подадим на фирмы в суд, они смеются и спокойно
говорят: “Это ваше право”. Но есть еще
спецслужбы, которым никакие права не писаны. С инакомыслящими, они борются, как
им будет угодно и кому на них жаловаться. Если только – господу Богу. Вот вам и
пресловутая Западная демократия. Олигократия,
которая существует в современной жизни и создавалась при развитии
рабовладельческого строя. Олигократия и современная демократия (которая
проистекает так же от рабовладельческого строя), дополняют друг друга и поддерживают. От появления
партий и до наших времен у политиков всегда впереди всех насущных вопросов,
стоит главный для них – это нам выгодно или не выгодно. В наше время, во
многих странах доступ к власти дается гражданам с не очень высоким имущественным
цензом, поэтому и возникает множество партий, конфликтов и не всегда мирных.
Благо для некоторых, они сами стоят во главе выпускаемых оружия концернов или
покровительствуют им. Торговля "смертью", стала прибыльным
бизнесом. Они под идеями демократии, навязывают другим народам свои, истинно
правильные догмы, а кто с ними не согласен, то могут обвинить в антидемократических,
тоталитарных взглядах. Весь мир политики разделили на сферы влияния, не
считаясь с народами. Графики, показывающие процент голосующих на выборах и
участия в политических акциях, неуклонно идут вниз. По наблюдениям прессы, количество
жителей Британии, проголосовавших по телефону за участников последнего тура
теле-шоу 'Последний герой', оказалось значительно больше количества тех, кого
привлекло голосование на выборах в Европарламент. И никакие красивые лозунги
не спасут положение. Те времена, принятия эффективных политических решений,
минули и не возвратятся, как бы нам этого ни хотелось.
Чуть ли не каждый мало-мальски образованный человек
считает себя специалистом в понимании явлений своего общества только на том основании,
что он имеет какой-то опыт жизни в нем и кое-что знает о нем. Они воображают,
будто нет ничего проще, чем понимание явлений, которые они видят своими
глазами, среди которых они живут, в которых принимают участие и которые сами
творят. А те из них, кто занимает высокое положение в обществе, известен и
имеет возможность публичных выступлений, считают себя и признаются другими за
высших экспертов в сфере социальных явлений. Хочется спросить: “Как долго народ собирается
верить политикам? Которые нас нагло обманывают. Для которых народ всегда был
рабами, а они прислужниками рабовладельческо – индивидуалистической системы”.
Ведь эта система, она не дает развиваться цивилизации и обществу. Только
свободные люди смогут развивать цивилизацию и творить необычайно великое.
Только свободные люди смогут жить в мире, любви и согласии. Цель Всемирного движения “За мир и свободу “, состоит
в том, чтобы добиться глобального мирного международного устройства, при
котором можно укрепить основные человеческие ценности. Когда каждый человек
получит возможность развить свои личные качества и способности. Пользоваться
гарантиями человеческих и гражданских прав в истинно свободном обществе. Победоносцев Константин Петрович Великая ложь нашего времени Что основано на лжи, не может быть право. Учреждение,
основанное на ложном начале, не может быть иное, как лживое. Вот истина,
которая оправдывается горьким опытом веков и поколений. Одно из самых лживых политических начал есть начало
народовластия, та, к сожалению, утвердившаяся со времени французской
революции, идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле
народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в
заблуждение массу так называемой интеллигенции — и проникла, к несчастию, в
русские безумные головы. Она продолжает еще держаться в умах с упорством узкого
фанатизма, хотя ложь ее с каждым днем изобличается все явственнее перед целым
миром. В чем состоит теория парламентаризма? Предполагается,
что весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должностные
лица, стало быть изъявляет непосредственно свою волю и приводит ее в действие.
Это идеальное представление. Прямое осуществление его невозможно: историческое
развитие общества приводит к тому, что местные союзы умножаются и усложняются,
отдельные племена сливаются в целый народ или группируются в разноязычии под
одним государственным знаменем, наконец разрастается без конца государственная
территория: непосредственное народоправление при таких условиях немыслимо.
Итак, народ должен переносить свое право властительства на некоторое число
выборных людей и облекать их правительственною автономией. Эти выборные люди, в
свою очередь, не могут править непосредственно, но принуждены выбирать еще
меньшее число доверенных лиц — министров, коим предоставляется изготовление и
применение законов, раскладка и собирание податей, назначение подчиненных
должностных лиц, распоряжение военной силой. Механизм — в идее своей стройный; но, для того
чтобы он действовал, необходимы некоторые существенные условия. Машинное
производство имеет в основании своем расчет на непрерывно-действующие и
совершенно равные, следовательно безличные силы. И этот механизм мог бы успешно
действовать, когда бы доверенные от народа лица устранились вовсе от своей
личности; когда бы на парламентских скамьях сидели механические исполнители
данного им наказа; когда бы министры явились тоже безличными, механическими исполнителями
воли большинства; когда бы притом представителями народа избираемы были всегда
лица, способные уразуметь в точности и исполнять добросовестно данную им и математически
точно выраженную программу действий. Вот при таких условиях действительно
машина работала бы исправно и достигла бы цели. Закон действительно выражал бы
волю народа; управление действительно исходило бы от парламента; опорная точка
государственного здания лежала бы действительно в собраниях избирателей, и
каждый гражданин явно и сознательно участвовал бы в правлении общественными
делами. Такова
теория. Но посмотрим на практику. В самых классических странах парламентаризма
он не удовлетворяет ни одному из вышепоказанных условий. Выборы никоим образом
не выражают волю избирателей. Представители народные не стесняются нисколько
взглядами и мнениями избирателей, но руководятся собственным произвольным
усмотрением или расчетом, соображаемым с тактикою противной партии. Министры в
действительности самовластны; и скорее они насилуют парламент, нежели парламент
их насилует. Они вступают во власть и оставляют власть не в силу воли народной,
но потому, что их ставит к власти или устраняет от нее могущественное личное
влияние или влияние сильной партии. Они располагают всеми силами и достатками
нации по-своему усмотрению, раздают льготы и милости, содержат множество
праздных людей на счет народа и притом не боятся никакого порицания, если
располагают большинством в парламенте, а большинство поддерживают раздачей
всякой благостыни с обильной трапезы, которую государство отдало им в
распоряжение. В действительности министры столь же безответственны, как и народные
представители. Ошибки, злоупотребления, произвольные действия — ежедневное явление
в министерском управлении, а часто ли слышим мы о серьезной ответственности
министра? Разве, может быть, раз в пятьдесят лет приходится слышать, что над
министром суд, и всего чаще результат суда выходит ничтожный сравнительно с
шумом торжественного производства. Если бы
потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что
парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и
тщеславия и личных интересов представителей. Учреждение это служит не последним
доказательством самообольщения ума человеческого. Испытывая в течение веков
гнет самовластия в единоличном и олигархическом правлении и не замечая, что
пороки единовластия суть пороки самого общества, которое живет под ним, люди
разума и науки возложили всю вину бедствия на своих властителей и на форму
правления, и представили себе, что с переменою этой формы на форму народовластия
или представительного правления общество избавится от своих бедствий и от
терпимого насилия. Что же вышло в результате? Вышло то, что mutato nomine все
осталось в. сущности по-прежнему, и люди, оставаясь при слабостях и пороках
своей натуры, перенесли на новую форму все прежние свои привычки и склонности.
Как прежде, правит ими личная воля и интерес привилегированных лиц; только эта
личная воля осуществляется уже не в лице монарха, а в лице предводителя
партии, и привилегированное положение принадлежит не родовым аристократам, а
господствующему в парламенте и правлении большинству. На
фронтоне этого здания красуется надпись: "Все для общественного
блага". Но это не что иное, как самая лживая формула; парламентаризм есть
торжество эгоизма, высшее его выражение. Все здесь рассчитано на служение
своему я. По смыслу парламентской фикции, представитель отказывается в своем
звании от личности и должен служить выражением воли и мысли своих избирателей;
а в действительности избиратели — в самом акте избрания отказываются от всех
своих прав в пользу избранного представителя. Перед выборами кандидат в своей
программе и в речах своих ссылается постоянно на вышеупомянутую фикцию: он
твердит все о благе общественном, он не что иное, как слуга и печальник народа,
он о себе не думает и забудет себя и свои интересы ради интереса общественного.
И все это — слова, слова, одни слова, временные ступеньки лестницы, которые он
строит, чтобы взойти куда нужно и потом сбросить ненужные ступени. Тут уже не
он станет работать на общество, а общество станет орудием для его целей.
Избиратели являются для него стадом для сбора голосов, и владельцы этих стад
подлинно уподобляются богатым кочевникам, для коих стадо составляет капитал,
основание могущества и знатности в обществе. Так развивается, совершенствуясь,
целое искусство играть инстинктами и страстями массы для того, чтобы достигнуть
личных целей честолюбия и власти. Затем уже эта масса теряет всякое значение
для выбранного ею представителя до тех пор, пока понадобится снова на нее
действовать: тогда пускаются в ходе снова льстивые и лживые фразы — в угоду
одним, в угрозу другим: длинная, нескончаемая цепь однородных маневров,
образующая механику парламентаризма. И такая-то комедия выборов продолжает до
сих пор обманывать человечество и считаться учреждением, венчающим
государственное здание... Жалкое человечество! Поистине можно сказать: mundus
vult decipi-decipiatur. Вот как
практикуется выборное начало. Честолюбивый искатель сам выступает перед
согражданами и старается всячески уверить их, что он, более чем всякий иной,
достоин их доверия. Из каких побуждений выступает он на это искательство?
Трудно поверить, что из бескорыстного усердия к общественному благу. Вообще, в
наше время редки люди, проникнутые чувством солидарности с народом, готовые на
труд и самопожертвование для общего блага; это натуры идеальные; а такие натуры
не склонны к соприкосновению с пошлостью житейского бытия. Кто по натуре своей
способен к бескорыстному служению общественной пользе в сознании долга, тот не
пойдет заискивать голоса, не станет воспевать хвалу себе на выборных собраниях,
нанизывая громкие и пошлые фразы. Такой человек раскрывает себя и силы в рабочем
углу своем или в тесном кругу единомышленных людей, но не пойдет искать
популярности на шумном рынке. Такие люди, если идут в толпу людскую, то не затем,
чтобы льстить ей и подлаживаться под пошлые ее влечения и инстинкты, а разве
затем, чтобы обличать пороки людского быта и ложь людских обычаев. Лучшим
людям, людям долга и чести противна выборная процедура: от нее не отвращаются
лишь своекорыстные, эгоистические натуры, желающие достигнуть личных своих
целей. Такому человеку не стоит труда надеть на себя маску стремления к общественному
благу, лишь бы приобрести популярность. Он не может и не должен быть скромен,
ибо при скромности его не заметят, не станут говорить о нем. Своим положением и
тою ролью, которую берет на себя, он вынуждается лицемерить и лгать: с людьми,
которые противны ему, он поневоле должен сходиться, брататься, любезничать,
чтобы приобрести их расположение, должен раздавать обещания, зная, что потом не
выполнит их, должен подлаживаться под самые пошлые наклонности и предрассудки
массы, для того чтобы иметь большинство за себя. Какая честная натура решится
принять на себя такую роль? Изобразите ее в романе: читателю противно станет;
но тот же читатель отдаст свой голос на выборах живому артисту в той же самой
роли. Выборы —
дело искусства, имеющего, подобно военному искусству, свою стратегию и тактику.
Кандидат не состоит в прямом отношении к своим избирателям. Между ним и
избирателями посредствует комитет, самочинное учреждение, коего главною силою
служит нахальство. Искатель представительства, если не имеет еще там по себе
известного имени, начинает с того, что подбирает себе кружок приятелей: затем
все вместе производят около себя ловлю, т. е. приискивают в местной
аристократии богатых и не крепких разумом обывателей, и успевают уверить их,
что это их дело, их право и преимущество стать во главе руководителями
общественного мнения. Всегда находится достаточно глупых или наивных людей,
поддающихся на эту удочку, — и вот, за подписью их, появляется в газетах и наклеивается
на столбах объявление, привлекающее массу, всегда падкую на следование за
именами, титулами и капиталами. Вот каким путем образуется комитет, руководящий
и овладевающий выборами — эта своего рода компания на акциях, вызванная к
жизни учредителями. Состав комитета подбирается с обдуманным искусством: в нем
одни служат действующей силой — люди энергические, преследующие во что бы ни
стало материальную или тенденциозную цель; другие — наивные и легкомысленные
статисты — составляют балласт. Организуются собрания, произносятся речи: здесь
тот, кто обладает крепким голосом и умеет быстро и ловко нанизывать фразы,
производит всегда впечатление на массу, получает известность, нарождается
кандидатом для будущих выборов или при благоприятных условиях сам выступает
кандидатом, сталкивая того, за кого пришел вначале работать языком своим, фраза
— и не что иное, как фраза — господствует в этих собраниях. Толпа слушает лишь
того, кто кричит и искуснее подделывается пошлостью и лестью под ходячие в
массе понятия и наклонности. В день
окончательного выбора лишь немногие подают голоса свои сознательно: это
отдельные влиятельные избиратели, коих стоило уговаривать поодиночке.
Большинство, т. е. масса избирателей, дает свой голос стадным обычаем за одного
из кандидатов, выставленных комитетом. На билетах пишется то имя, которое
всего громче звенело в ушах у всех в последнее время. Никто почти не знает
человека, не дает себе отчета ни о характере его, ни о способностях, ни о
направлении: выбирают потому, что много наслышаны об его имени. Напрасно было
бы вступать в борьбу с этим стадным порывом. Положим, какой-нибудь добросовестный
избиратель пожелал бы действовать сознательно в таком важном деле, не захотел
бы подчиниться насильственному давлению комитета. Ему остается или уклониться
вовсе в день выбора, или подать голос за своего кандидата по-своему разумению.
Как бы ни поступил он, все-таки выбран будет тот, кого провозгласила масса
легкомысленных, равнодушных или уговоренных избирателей. По теории,
избранный должен быть излюбленным человеком большинства, а на самом деле
избирается излюбленник меньшинства, иногда очень скудного, только это меньшинство
представляет организованную силу, тогда как большинство, как песок, ничем не
связано, и потому бессильно перед кружком или партией. Выбор должен бы падать
на разумного и способного, а в действительности падает на того, кто нахальнее
суется вперед. Казалось бы, для кандидата существенно требуются образование,
опытность, добросовестность в работе, а в действительности все эти качества
могут быть и не быть; они не требуются в избирательной борьбе, тут важнее
всего смелость, самоуверенность в соединении с ораторством и даже с некоторою
пошлостью, нередко действующею на массу. Скромность, соединенная с тонкостью
чувства и мысли, для этого никуда не годится. Так
нарождается народный представитель, так приобретается его полномочие. Как он
употребляет его, как им пользуется? Если натура у него энергическая, он захочет
действовать и принимается образовывать партию; если он заурядной натуры, то сам
примыкает к той или другой партии. Для предводителя партии требуется прежде
всего сильная воля. Это свойство органическое, подобно физической силе, и
потому не предполагает непременно нравственные качества. При крайней ограниченности
ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и
бесчестности побуждений, человек с сильной волей может стать предводителем партии
и становится тогда руководящим, господственным главой кружка или собрания, хотя
бы к нему принадлежали люди, далеко превосходящие его умственными и
нравственными качествами. Вот какова по свойству своему бывает руководящая сила
в парламенте. К ней присоединяется еще другая решительная сила — красноречие.
Это тоже натуральная способность, не предполагающая ни нравственного характера,
ни высокого духовного развития. Можно быть глубоким мыслителем, поэтом,
искусным полководцем, тонким юристом, опытным законодателем и в то же время
быть лишенным действенного слова; и наоборот, можно при самых заурядных
умственных способностях и знаниях обладать особливым даром красноречия. Соединение
этого дара с полнотою духовных сил есть редкое и исключительное явление в
парламентской жизни. Самые блестящие импровизации, прославившие ораторов и
соединенные с важными решениями, кажутся бледными и жалкими в чтении, подобно
описанию сцен, разыгранных в прежнее время знаменитыми актерами и певцами. Опыт
свидетельствует непререкаемо, что в больших собраниях решительное действие
принадлежит не разумному, но бойкому и блестящему слову, что всего действительнее
на массу не ясные, стройные аргументы, глубоко коренящиеся в существе дела, но
громкие слова и фразы, искусно подобранные, усилено натверженные и
рассчитанные на инстинкты гладкой пошлости, всегда таящиеся в массе. Масса
легко увлекается пустым вдохновением декламации и под влиянием порыва, часто
бессознательного, способна приходить к внезапным решениям, о коих приходится
сожалеть при хладнокровном обсуждении дела. Итак,
когда предводитель партии с сильной волей соединяет еще и дар красноречия, —
он выступает в своей первой роли на открытую сцену перед целым светом. Если же
у него нет этого дара, он стоит, подобно режиссеру, за кулисами и направляет
оттуда весь ход парламентского представления, распределяя роли, выпуская
ораторов, которые говорят за него, употребляя в дело по усмотрению более тонкие,
но нерешительные умы своей партии: они за него думают. Что такое
парламентская партия? По теории, это союз людей, одинаково мыслящих и
соединяющих свои силы для совокупного осуществления своих воззрений в
законодательстве и в направлении государственной жизни. Но таковы бывают разве
только мелкие кружки: большая, значительная в парламенте партия образуется лишь
под влиянием личного честолюбия, группируясь около одного господствующего лица.
Люди, по природе, делятся на две категории: одни не терпят над собою никакой
власти, и потому необходимо стремятся господствовать сами; другие, по характеру
своему страшась нести на себе ответственность, соединенную со всяким решительным
действием, уклоняются от всякого решительного акта воли; эти последние как бы
рождены для подчинения и составляют из себя стадо, следующее за людьми воли и
решения, составляющими меньшинство. Таким образом, люди самые талантливые
подчиняются охотно, с радостью складывая в чужие руки направление своих
действий и нравственную ответственность. Они как бы инстинктивно "ищут
вождя" и становятся послушными его орудиями, сохраняя уверенность, что он
ведет их к победе и нередко к добыче. Итак, все существенные действия
парламентаризма отправляются вождями партий: они ставят решения, они ведут
борьбу и празднуют победу. Публичные заседания суть не что иное, как
представление для публики. Произносятся речи для того, чтобы поддержать фикцию
парламентаризма: редкая речь вызывает сама по себе парламентское решение в
важном деле. Речи служат к прославлению ораторов, к возвышению популярности, к
составлению карьеры, но в редких случаях решают подбор голосов. Каково должно
быть большинство, это решается обыкновенно вне заседания. Таков
сложный механизм парламентского лицедейства, таков образ великой политической
лжи, господствующей в наше время. По теории парламентаризма, должно господствовать
разумное большинство; на практике господствуют пять-шесть предводителей партии;
они, сменяясь, овладевают властью. По теории, убеждение утверждается ясными
доводами во время парламентских дебатов; на практике оно не зависит нисколько
от дебатов, но направляется волею предводителей и соображениями личного
интереса. По теории, народные представители имеют в виду единственно народное
благо; на практике они под предлогом народного блага и на счет его имеют в виду
преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории — они должны быть
из лучших, излюбленных граждан, на практике — это наиболее честолюбивые и
нахальные граждане. По теории — избиратель подает голос за своего кандидата
потому, что знает его и доверяет ему; на практике — избиратель дает голос за
человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натверждено
ему речами и криками заинтересованной партии. По теории — делами в парламенте
управляют и двигают опытный разум и бескорыстное чувство; на практике — главные
движущие силы здесь — решительная воля, эгоизм и красноречие. Вот каково
в сущности это учреждение, выставляемое целью и венцом государственного
устройства. Больно и горько думать, что в земле Русской были и есть люди,
мечтающие о водворении этой лжи у нас; что профессора наши еще проповедуют
своим юным слушателям о представительном правлении, как об идеале государственного
учреждения; что наши газеты и журналы твердят об нем в передовых статьях и
фельетонах, под знаменем правового порядка; твердят, не давая себе труда
вглядеться ближе, без предубеждения, в действие парламентской машины. Но уже и
там, где она издавна действует, ослабевает вера в нее; еще славит ее
либеральная интеллигенция, но народ стонет под гнетом этой машины и распознает
скрытую в ней ложь. Едва ли дождемся мы, но дети наши и внуки несомненно
дождутся свержения этого идола, которому современный разум продолжает еще в
самообольщении покланяться... Много зла
наделали человечеству философы школы Ж. Ж. Руссо. Философия эта завладела
умами, а между тем вся она построена на одном ложном представлении о совершенстве
человеческой природы, и о полнейшей способности всех и каждого уразуметь и
осуществить те начала общественного устройства, которые эта философия
проповедовала. На том же
ложном основании стоит и господствующее ныне учение о совершенствах демократии
и демократического правления. Эти совершенства предполагают совершенную
способность массы уразуметь тонкие черты политического учения, явственно и
раздельно присущие сознанию его проповедников. Эта ясность сознания доступна
лишь немногим умам, составляющим аристократию интеллигенции; а масса, как
всегда и повсюду, состояла и состоит из толпы — "vulgus", и ее представления
по необходимости будут "вульгарные". Демократическая
форма правления самая сложная и самая затруднительная из всех известных в
истории человечества. Вот причина — почему эта форма повсюду была преходящим
явлением и, за немногими исключениями, нигде не держалась долго, уступая место
другим формам. И не удивительно. Государственная власть призвана действовать и
распоряжаться; действия ее суть проявления единой воли, — без этого немыслимо
никакое правительство. Но в каком смысле множество людей или собрание народное
может проявлять единую волю? Демократическая фразеология не останавливается на
решении этого вопроса, отвечая на него известными фразами и поговорками в роде
таких, например: "воля народная", "общественное мнение",
"верховное решение нации", "глас народа — глас Божий" и т.
п. Все эти фразы, конечно, должны означать, что великое множество людей, по
великому множеству вопросов, может придти к одинаковому заключению и
постановить сообразно с ним одинаковое решение. Пожалуй, это и бывает возможно,
но лишь по самым простым вопросам. Но когда с вопросом соединено хотя малейшее
усложнение, решение его в многочисленном собрании возможно лишь при посредстве
людей, способных обсудить его по всей сложности, и затем убедить массу к
принятию решения. К числу самых сложных принадлежат, например, политические
вопросы, требующие крайнего напряжения умственных сил у самых способных и
опытных мужей государственных: в таких вопросах, очевидно, нет ни малейшей
возможности рассчитывать на объединение мысли и воли в многолюдном народном
собрании: решения массы в таких вопросах могут быть только гибельные для государства.
Энтузиасты демократии уверяют себя, что народ может проявлять свою волю в делах
государственных: это пустая теория, на деле же мы видим, что народное собрание
способно только принимать по увлечению мнение, выраженное одним человеком или
некоторым числом людей; например, мнение известного предводителя партии,
известного местного деятеля, или организованной ассоциации, или, наконец,
безразличное мнение того или другого влиятельного органа печати. Таким образом,
процедура решения превращается в игру, совершающуюся на громадной арене
множества голов и голосов; чем их более принимается в счет, тем более эта игра
запутывается, тем более зависит от случайных и беспорядочных побуждений. К избеганию
и обходу всех этих затруднений изобретено средство править посредством
представительства, средство, организованное прежде всего и оправдавшее себя
успехом в Англии. Отсюда, по установившейся моде, перешло оно и в другие страны
Европы, но привилось с успехом, по прямому преданию и праву, лишь в
Американских Соединенных Штатах. Однако и на родине своей, в Англии, представительные
учреждения вступают в критическую эпоху своей истории. Самая сущность идеи
этого представительства подверглась уже здесь изменению, извращающему
первоначальное его значение. Дело в том, что с самого начала собрание
избирателей, тесно ограниченное, присылало от себя в парламент известное число
лиц, долженствовавших представлять мнение страны в собрании, но не связанных
никакою определенною инструкцией от массы своих избирателей. Предполагалось,
что избраны люди, разумеющие истинные нужды страны своей и способные дать
верное направление государственной политике. Задача разрешалась просто и ясно:
требовалось уменьшить до возможного предела трудность народного правления, ограничив
малым числом способных людей — собрание, призванное к решению государственных
вопросов. Люди эти являлись в качестве свободных представителей народа, а не
того или другого мнения, той или другой партии, не связанные никакою инструкцией.
Но с течением времени мало-помалу эта систему изменилась под влиянием того же
рокового предрассудка о великом значении общественного мнения, просвещаемого
будто бы периодическою печатью и дающего массе народной способность иметь
прямое участие в решении политических вопросов. Понятие о представительстве
совершенно изменило свой вид, превратившись в понятие о мандате или
определенном поручении. В этом смысле каждый избранный в той или другой
местности почитается уже представителем мнения, в той местности господствующего,
или партии, под знаменем этого мнения одержавшей победу на выборах, — это уже
не представитель от страны или народа, но делегат, связанный инструкцией от
своей партии. Это изменение в самом существе идеи представительства послужило
началом язвы, разъедающей всю систему представительного правления. Выборы с
раздроблением партий приняли характер личной борьбы местных интересов и
мнений, отрешенной от основной идеи о пользе государственной. При крайнем
умножении числа членов собрания большинство их, помимо интереса борьбы и партий,
заражается равнодушием к общественному делу и теряет привычку присутствовать
во всех заседаниях и участвовать непосредственно в обсуждении всех дел. Таким
образом, дело законодательства и общего направления политики, самое важное для
государства, превращается в игру, состоящую из условных формальностей, сделок
и фикций. Система представительства сама себя оболживила на деле. Эти
плачевные результаты всего явственнее обнаруживаются там, где население государственной
территории не имеет цельного состава, но заключает в себе разнородные национальности.
Национализм в наше время можно назвать пробным камнем, на котором обнаруживается
лживость и непрактичность парламентского правления. Примечательно, что начало
национальности выступило вперед и стало движущею и раздражающею силою в входе
событий именно с того времени, как пришло в соприкосновение с новейшими формами
демократии. Довольно трудно определить существо этой новой силы и тех целей, к
каким она стремится; но несомненно, что в ней — источник великой и сложной
борьбы, которая предстоит еще в истории человечества, и неведомо к какому
приведет исходу. Мы видим теперь, что каждым отдельным племенем, принадлежащим
к составу разноплеменного государства, овладевает страстное чувство
нетерпимости к государственному учреждению, соединяющему его в общий строй с
другими племенами, и желание иметь свое самостоятельное управление со своею,
нередко мнимою, культурой. И это происходит не с теми только племенами, которые
имели свою историю и, в прошедшем своем, отдельную политическую жизнь и
культуру, но и с теми, которые никогда не жили особою политическою жизнью.
Монархия неограниченная успевала устранять или примирять все подобные требования
и порывы и не одною только силой, но и уравнением прав и отношений под одною
властью. Но демократия не может с ними справиться, и инстинкты национализма
служат для нее разъедающим элементом: каждое племя из своей местности высылает
представителей — не государственной и народной идеи, но представителей
племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти и к
господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все части
государства учреждению. Какой нестройный вид получает в подобном составе народное
представительство и парламентское правление — очевидным тому примером служит в
наши дни австрийский парламент. Провидение сохранило нашу Россию от подобного
бедствия, при ее разноплеменном составе. Страшно и подумать, что возникло бы у
нас, когда бы судьба послала нам роковой дар — всероссийского парламента! Да
не будет. Указывают
на Англию, но к этим указаниям можно бы, кажется, применить пословицу
"Слышали звон, да не знают, где он". Социальная наука в последнее время
принялась вскрывать исторические и экономические ключи, откуда истекают
особливые учреждения англосаксонской и отчасти скандинавской расы, сравнительно
с учреждениями остальных европейских народов. Англосаксонское племя, с тех пор
как заявило себя в истории, и доныне отличается крепким развитием самостоятельной
личности: и в сфере политической и в экономической этому свойству англосаксонское
племя обязано и устойчивостью древних своих учреждений, и крепкой организацией
семейного быта и местного самоуправления, и теми несравненными успехами, коих
оно достигло своею энергетическою деятельностью и влиянием своим в обоих
полушариях. Этой энергией личности успело оно в начале своей истории осилить
чуждые норманские обычаи своих победителей и утвердить быт свой на своих
началах, которые сохраняются и доныне. Существенное отличие этого быта состоит
в отношении каждого гражданина к государству. Каждый привыкает с юности сам
собою держаться, сам устраивать судьбу свою и добывать себе хлеб насущный.
Родители не обремены заботой об устройстве судьбы детей своих и об оставлении
им наследства. Землевладельцы держатся своих имений и сами стремятся вести на
них хозяйство и промыслы. Местное управление держится личным, сознательным по
долгу, участием местных обывателей в общественном деле. Учреждения административные
обходятся без полчища чиновников, состоящих на содержании у государства и
чающих от него обеспечения и возвышения. Вот на каком корне сами собою
исторически выросли представительные учреждения свободной Англии, и вот почему ее
парламент состоит из действительных представителей местных интересов, тесно
связанных с землею; вот почему и голос их может считаться, в достаточной мере,
голосом земли и органом национальных интересов. Прочие
народы Европы образовались и выросли совсем на ином основании, на основании
общинного быта. Свойство его состоит в том, что человек не столько сам собою
держится, сколько своею солидарностью с тем или другим общественным союзом, к
которому принадлежит. Отсюда, с ходом общественного и государственного
развития слагается особливая зависимость человека от того или иного семейного
или общественного союза, и в конце концов, от государства. Эти союзы — были в
начале крепкими учреждениями — семейными, политическими, религиозными,
общественными, крепко держали человека в его жизни и деятельности, и ими, в
свою очередь, делалось все общественное и государственное устройство. Но эти
союзы, с течением времени, или распались или утратили свое некоторое господственное
значение, однако люди продолжают по-прежнему искать себе опоры и устройства
судьбы своей и благосостояния — в семье своей, в своей корпорации, и наконец в
государственной власти (все равно, монархической или республиканской), возлагая
на нее же вину своих бедствий, когда этой опоры по желанию своему не находят.
Словом сказать, человек стремится к одной из этих властей пристроить себя и
судьбу свою. Отсюда, в таком состоянии общества, оскудение людей самостоятельных
и независимых, людей, которые сами держатся на ногах своих и знают, куда идут,
составляя в государстве силу, служащую ему опорою, и напротив того, крайнее
умножение людей, которые ищут себе опоры в государстве, питаясь его соками, и
не столько дают ему силы, сколько от него требуют. — Отсюда крайнее развитие в
таких обществах, с одной стороны, чиновничества, с другой — так называемых
либеральных профессий. Отсюда, при ослаблении в нравах самодеятельности
крайнее усложнение отправлений государственной и законодательной власти, принимающей
на себя заботу о многом, о чем каждый для себя должен бы заботиться. В таком состоянии
общество мало-помалу подготовляет у себя благоприятную почву для развития социализма,
и привычка возлагать на государство заботу о благосостоянии всех и каждого
обращается, наконец, в безумную теорию социализма государственного. В таких-то
условиях своего социального развития все континентальные государства с
англосаксонского образца учредили у себя представительное правление, иные еще
при всеобщей подаче голосов. Очевидно, что при описанном составе общества, и
при легком отношении его к общественному делу, оно не может выделить из себя
истинных, верных представителей земли и прямых ее интересов. Отсюда, печальная
судьба таких представительных собраний и тяжкое, безысходное положение власти
правительственной, которая неразрывно с ними связана, и народа, судьбы коего от
них зависят. Что же сказать о народах славянского племени,
отличающихся особливым у себя развитием общинного быта, при крайней юности
своей культуры, о Румынии и о несчастной Греции? Сюда, по истине,
представительные учреждения внесли сразу разлагающее начало народной жизни,
представляя из себя в иных случаях жалкую карикатуру Запада, напоминающую
басню Крылова "Мартышка и очки". Величайшее
зло конституционного порядка состоит в образовании министерства на
парламентских или партийных началах. Каждая политическая партия одержима
стремлением захватить в свои руки правительственную власть, и к ней пробирается.
Глава государства уступает политической партии, составляющей большинство в
парламенте; в таком случае министерство образуется из членов этой партии и ради
удержания власти начинает борьбу с оппозицией, которая усиливается низвергнуть
его и вступить на его место. Но если глава государства склоняется не к
большинству, а к меньшинству, и из него избирает свое министерство, в таком случае
новое правительство распускает парламент и употребляет все усилия к тому, чтобы
составить себе большинство при новых выборах и с помощью его вести борьбу с
оппозицией. Сторонники министерской партии подают голос всегда за правительство;
им приходится во всяком случае стоять за него — не ради поддержания власти, не
из-за внутреннего согласия в мнениях, но потому, что это правительство само
держит членов своей партии во власти и во всех сопряженных со властью преимуществах,
выгодах и прибылях. Вообще существенный мотив каждой партии — стоять за своих
во что бы то ни стало или из-за взаимного интереса, или просто в силу того
стадного инстинкта, который побуждает людей разделяться на дружины и лезть в
бой стена на стену. Очевидно, что согласие в мнениях имеет в этом случае очень
слабое значение, а забота об общественном благе служит прикрытием вовсе чуждых
ему побуждений и инстинктов. И это называется идеалом парламентского правления.
Люди обманывают себя, думая, что оно служит обеспечением свободы. Вместо
неограниченной власти монарха мы получаем неограниченную власть парламента с
той разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной
воли; а в парламенте нет его, ибо здесь все зависит от случайности, так как
воля парламента определяется большинством; но как скоро при большинстве, составляемом
под влиянием игры в партию, есть меньшинство, воля большинства не есть уже воля
целого парламента: тем еще менее можно признать ее волею народа, здоровая масса
коего не принимает никакого участия в игре партий и даже уклоняется от нее.
Напротив того, именно нездоровая часть населения мало-помалу вводится в эту
игру и ею развращается; ибо главный мотив этой игры есть стремление к власти и к
наживе. Политическая свобода становится фикцией, поддерживаемой на бумаге,
параграфами и фразами конституции; начало монархической власти совсем
пропадает; торжествует либеральная демократия, водворяя беспорядок и насилие в
обществе, вместе с началами безверия и материализма, провозглашая свободу, равенство
и братство — там, где нет уже места ни свободе, ни равенству. Такое состояние
ведет неотразимо к анархии, от которой общество спасается одной лишь
диктатурой, т. е. восстановлением единой воли и единой власти в правлении. Первый образец народного, представительного правления
явила новейшей Европе Англия. С половины прошлого столетия французские философы
стали прославлять английские учреждения и выставлять их примером для всеобщего подражания.
Но в ту пору не столько политическая свобода привлекала французские умы,
сколько привлекали начала религиозной терпимости, или лучше сказать, начала
безверия, бывшие тогда в моде в Англии и пущенные в обращение английскими
философами того времени. Вслед за Францией, которая давала тон и нравам и
литературе во всей западной интеллигенции, мода на английские учреждения
распространилась по всему Европейскому материку. Между тем произошло два
великих события, их коих одно утверждало эту игру, а другое чуть было совсем не
поколебало ее. Возникла республика Американских Соединенных Штатов и ее
учреждения, скопированные с английских (кроме королевской власти и аристократии),
принялись на новой почве прочно и плодотворно. Это произвело восторг в умах, и
прежде всего во Франции. С другой стороны явилась Французская республика, и
скоро явила миру все гнусности, беспорядки и насилия революционного
правительства. Повсюду произошел взрыв негодования и отвращения против
французских и, стало быть, вообще против демократических учреждений. Ненависть
к революции отразилась даже на внутренней политике самого британского
правительства. Чувство это начало ослабевать к 1815 году, под влиянием
политических событий того времени— в умах проснулось желание со свежей
надеждой соединить политическую свободу с гражданским порядком в формах,
подходящих к английской конституции: вошла в моду опять политическая
англомания. Затем последовал ряд попыток осуществить британский идеал, сначала
во Франции, потом в Испании и Португалии, потом в Голландии и Бельгии, наконец
в последнее время в Германии, в Италии и в Австрии. Слабый отголосок этого движения
отразился и у нас в 1825 году в безумной попытке аристократов-мечтателей, не
знавших ни своего народа, ни своей истории. Любопытно проследить историю новых демократических
учреждений: долговечны ли оказались они, каждое на своей почве, в сравнении с
монархическими учреждениями, коих продолжение история считает рядом столетий. Во Франции со времени введения политической свободы
правительство во всей силе государственной своей власти было три раза
ниспровергнуто парижской уличной толпой: в В Испании народное правление провозглашено было в
эпоху окончательного падения Наполеона. Чрезвычайное собрание кортесов г
утвердило в Кадисе конституцию, провозгласив в первой статье оной, что
верховенство власти принадлежит нации. Фердинанд VII, вступив в Испанию чрез
Францию, отменил эту конституцию и стал править самовластно. Через 6 лет
генерал Риего во главе военного восстания принудил короля восстановить конституцию.
В 1823 году французская армия под внушением Священного союза вступила в Испанию
и восстановила Фердинанда в самовластии. Вдова его в качестве регентши для охранения
прав дочери своей Изабеллы против Дон-Карлоса" вновь приняла конституцию.
Затем начинается для Испании последовательный ряд мятежей и восстаний, изредка
прерываемых краткими промежутками относительного спокойствия. Достаточно
указать, что с 1816 года до вступления на престол Альфонса " было в
Испании до 40 серьезных военных восстаний с участием народной толпы. Говоря об
Испании, нельзя не упомянуть о том чудовищном и поучительном зрелище, которое
представляют многочисленные республики Южной Америки, республики испанского
происхождения и испанских нравов. Вся их история представляет непрестанную
смену ожесточенной резни между народной толпой и войсками, прерываемую
правлением деспотов, напоминающих Коммода или Калигулу. Довольно привести в
пример хотя бы Боливию, где из числа 14 президентов республики тринадцать
кончили свое правление насильственной смертью или ссылкой. Начало народного или представительного правления в
Германии и в Австрии не ранее 1848 года. Правда, начиная с 1815 года,
поднимается глухой ропот молодой интеллигенции на Германских владетельных
князей за неисполнение обещаний, данных народу в эпоху великой войны за
освобождение. За немногими, мелкими исключениями, в Германии не было
представительных учреждений до 1847 года, когда Пруссии король учредил у себя
особенную форму конституционного правления; однако оно не простояло и одного
года. Но стоило только напору парижской уличной толпы сломить французскую
хартию и низложить конституционного короля, как поднялось и в Германии уличное
движение с участием войск. В Берлине, в Вене, во Франкфурте устроились
национальные собрания по французскому шаблону. Едва прошел год, как
правительство разогнало их военной силой. Новейшие германские и австрийские
конституции все исходят от монархической власти, и еще ждут суда своего от
истории. Со всем политическим произволом и рабовладельческой
системой, борется только - Всемирное движение: “За мир и свободу”. Остальные борются
за власть. Все партии – это атрибут рабовладельческой системы. Когда политики
утверждают, что они стараются на благо общества – это ложь. Никогда политик не
будет работать на благо общества, ему этого не позволит рабовладельческо –
индивидуалистическая система. Политики - это винтики в этой системе и если
какой либо винтик выпадает, его тут же заменяют другим. Улучшить эту систему ни
кому не удастся, она тысячелетиями шлифовалась и усовершенствовалась. Эта
система идеальна для управления народами. Но Всемирное движение: “За мир и
свободу”, её сломает и на её обломках
воздвигнет систему Всеобщего благополучия. В которой, нуждается всё человечество.
Человечество должно жить: в мире, любви и согласии. Пишите, нам интересно ваше мнение. Знакомьте с нашей
рассылкой других людей. Мой E-mail: mirotvorech1@yandex.ru Или звоните, мой ник mirotvorech1
в Skype ,
буду рад пообщаться. Виктор
Победоносцев. |
В избранное | ||