Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Глобальные реформы. Мир и Свобода, для всех и для каждого Главное - окружение, а не гены.


 

 

 

 

Здравствуйте уважаемые подписчики!

 

 

Велик народ, он является действительно героическим вершителем великих дел.

                                                                                                                 X. Абовян

 

Народ — не только сила, создающая все материальные ценности, он единствен­ный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них — историю всемирной культуры.

                                                                                                                 М. Горький

 

Без хорошего воспитания и образования, без свободы - Великой народа с Великим Госу­дарством не будет. Для этого требуются реформы. Промедление смерти подобно, так как мы все с каждым годом приближаемся к уходу в мир иной. Как не прискорбно, но все мы на планете Земля находимся временно. Поэтому требуется торопиться налаживать: мир­ную, счастливую жизнь для всех людей на Земле. Намного приятней жить: в мире, спо­койствии, любви и дружелюбии, чем: в страхе и не предсказуемости. Человечество идет не верным путем и ведет его этим путем государственные элиты, которые утверждают, что все созданные институты: экономические политические, финансовые, социальные и т.д., созданы правильно и лучшего нет. Почему они так утверждают?

В наше, цивилизованное время в одиночку вершить судьбы народа не возможно. Для по­строения всеобщего блага, требуется объединяться, что государственным элитам совер­шенно не хочется. В этом есть много помех, как политические, так экономические, рели­гиозные, социальные и иные. Но хуже всего, когда не хватка времени подумать и найти выход в создавшихся проблемах. Высокомерность, гордыня и надменность государст­венных элит в высокоразвитых государствах, мешают во взаимопонимании. Чиновники не от Бога, они выходцы из народа. Они гордятся, что заняли ступеньки выше в государ­ственной иерархии, чем их браться и сестры, с которыми они играли, учились, работали. Предназначение человека – превратить нашу Землю в райский уголок, в котором жить одно удовольствие.   

Не нужно ждать конца света (Армагеддона), чтобы жить хорошо на том свете. У меня за­крадываются большие сомнения, что мы сможем из мертвых, превратиться в молодых и красивых. Мы можем и на этом свете сделать жизнь прекрасной – главное этого захотеть.

Изменить нашу жизнь можно и нужно. Для того, требуется стать на другой путь разви­тия. Человечеству реально жить в раю, а не в аду. Наша теперешняя жизнь – это цве­точки, а ягодки появятся когда ненависть и конфликты, окутают всю нашу планету.

Я вас призываю стать на иной путь развития, произвести кардинальные реформы, кото­рые полностью изменят нашу жизнь к лучшему. Искоренить рабовладельческий строй. Только свободные люди, в свободном обществе, смогут ощутить себя счастливыми.

Без кардинальных изменений в воспитании и образовании, мы не сможем построить но­вое, открытое, бесконфликтное, непротиворечивое, свободное общество. Требуется но­вым поколениям, залаживать новое мышление. Люди не рождаются плохими, их делают из за пробелов в воспитании. Все люди могут быть своеобразными, интересными лично­стями, но их будет связывать прекрасное воспитание, в котором имеется все лучшее, что  приобрело человечество за многие века. 

Продолжим знакомство с книгой Масару Ибука: “После трех уже поздно”.

 

Главное - окружение, а не гены.

 

В предыдущей главе я говорил о дремлющих способностях маленького ребенка. А вырастет ли из почки дерево или из бутона прекрасный цветок, зависит от того, какие условия вы создадите для этого и как будете ухаживать за своими подопечными. По моему мнению, в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность.

В Японии проводился целый ряд экспериментов с близнецами, которых с самого рождения воспитывали в разных семьях. Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разных условиях и вос­питываются разными людьми, будут очень отличаться друг от друга и по характеру, и по способностям.

Вопрос в том, какое образование и среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка. Ответом на него служат результаты, полученные учеными, проводившими разнообразные исследования в различных ситуациях и различными методами. Кроме того, есть немало примеров, как родители, не удовлетворенные школьным образованием, пробовали обучать детей сами. К тому же есть результаты экспериментов, проводимых на собаках и обезьянах, и эти результаты тоже говорят сами за себя. Теперь мне бы хотелось обсудить некоторые из этих экспериментов.

Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет уче­ным

Я часто слышу, как мамы говорят: «Должно быть, мой сын пошел в отца, у него совсем нет музыкаль­ного слуха» или «Мой муж - писатель, поэтому наш ребенок пишет хорошие сочинения». Конечно, как гласит пословица, «яблоко от яблони недалеко падает», или, как говорят в Японии, «из луковицы не вы­растет роза».  Действительно, бывают случаи, когда сын ученого становится ученым, а сын торговца - торговцем. Но эти случаи не означают, однако, что данные профессиональные качества были переданы детям с генами. С момента рождения их, наверное, воспитывали в такой обстановке, которая внушала им, что они должны продолжать дело отцов. Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка. Она развивает его способности к профессии отца, пробуждая интерес к этой профессии.

Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети поколение за поколением наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача - писателем.

Достаточно просто посмотреть на людей, рядом с которыми вы живете, чтобы увидеть, что ребенок та­лантливых родителей не обязательно талантлив. Мир презрительно называет ребенка «недостойным своего отца», хотя можно сказать, что ребенок не отвечает за то, кем он стал, так как именно среда его детства сделала его «недостойным».

И наоборот, ребенок, рожденный от бездельника и пьяницы, может стать прекрасным инженером или художником.

Именно благодаря окружающей среде и жизненному опыту дети, такие одинаковые при рождении, вы­растают с разными способностями и характерами.

Другими словами, профессия и способности родителей не оказывают прямого влияния на формирова­ние способностей и характер ребенка. Можно только сказать, что причина того, что сын врача стано­вится врачом, в том, что он воспитывается в атмосфере лекарственных запахов, людей в белых халатах и пациентов.

Сегодня ребенок будет совершенно другим, чем вчера

 

Мы не всегда до мельчайших подробностей замечаем, как растут наши дети, потому что видим их каж­дый день. А ведь они развиваются гораздо быстрее, чем мы думаем. Профессор Жан Пиаже, всемирно известный швейцарский специалист по психологии развития, создал теорию фаз роста, наблюдая за раз­витием троих своих детей. И чем больше я читаю его книги, тем острее я чувствую важность правиль­ного образования и среды на каждой стадии развития.

По наблюдениям Пиаже новорожденный сосет все, что попадает ему в рот, но уже через 20 дней после рождения он будет пить только молоко и начнет настойчиво его требовать.

Через 3 месяца у ребенка развивается желание дотянуться и потрогать что-нибудь, например тряпичную куклу, висящую над кроваткой, и делает он это с огромным удовольствием. А в 1,5 года этот же ребенок догадается, что если нельзя дотянуться рукой до желаемого, то можно достать палкой. После 2 лет он уже пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимая их часто по-своему. Напри­мер, связывает слово «мужчина» только со своим папой или «дождь» с уборкой улиц поливальной ма­шиной.

Ребенок развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии.  Чтобы добиться этого, родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что и когда необходимо ребенку, что ему интересно, потому что именно родители ближе всех к нему. Так же как важно выбрать правильное время для изучения иностранного языка, так существует и соответствующее время для каждого этапа раннего развития.

Например, научить ребенка кататься на роликах уже после того, как он научился ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится ходить, можно, и через пару месяцев из него полу­чится прекрасный фигурист.

Американский психолог Макгроу провела эксперимент с двумя близнецами. Она научила их кататься на коньках, когда одному было 11, а другому - 22 месяца.  Результаты оказались явно различными: ребе­нок, которого научили раньше, преуспел гораздо больше.

По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, и таким образом упускаем «лучшее время».

«Ложка дегтя может испортить бочку меда» - это относится и к детям

Чтобы объяснить, что я имею в виду, расскажу одну историю. Молодого человека послали работать за границу, а его жена с новорожденной девочкой поехала жить к своим родителям в Тохоку. Дедушка и бабушка обожали свою внучку, много играли и разговаривали с ней. Через год, закончив дела, молодой человек вернулся, и они с женой и ребенком опять поселились в Токио. В то время их девочка была еще слишком мала, чтобы говорить. Но когда она заговорила, родители пришли в замешательство: все слова, которые произносила их дочь, были на диалекте Тохоку. Это было очень странно, потому что все члены семьи говорили на общепринятом японском языке, и только дочка - на диалекте.

Даже через несколько лет, когда девочка пошла в школу, она все еще не могла избавиться от акцента Тохоку.

Оказалось, что еще до того, как ребенок научился говорить, этот диалект распространился по каналам его мозга. А когда следы уже образовались, чрезвычайно сложно стереть их, чтобы начать проклады­вать новые.

«Ложка дегтя в бочке меда» в раннем детстве означает, что влияние, оказываемое на ребенка в таком возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно родители должны заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.

Комната, лишенная стимуляторов, - вредна для малыша

 

Представьте себе пустую комнату с чисто белым потолком и стенами, совершенно изолированную от внешних шумов. Какая-нибудь мама может подумать, что это - идеальные условия для ее новорожден­ного. На самом же деле такая комната, лишенная всяких атрибутов, не просто бесполезна, но и очень вредна для малыша.

Эксперименты, проведенные профессором Брунером в Америке, показали, что степень внешнего воз­действия той среды, в которой находится маленький ребенок, оказывает заметное влияние на развитие детского интеллекта. Он доказал это следующими исследованиями. Сначала он разделил группу ново­рожденных детей на 2 части, поместив одних в условия, совершенно лишенные стимуляторов, а других - в комнату с яркими цветастыми обоями, цветным потолком, пестрыми одеялами, где через окно было видно, как работают врачи и медсестры. Здесь даже играла музыка.

Обе группы воспитывались в разных условиях несколько месяцев, после чего были проведены тесты на определение интеллектуального развития. Каждому ребенку предлагался блестящий предмет, и по вре­мени, которое ему требовалось, чтобы добраться до этого предмета, определялся уровень его развития. Результаты показали четкие различия: уровень интеллекта у детей, которые находились в пустой, голой комнате отставал на три месяца от уровня интеллекта детей из комнаты со стимулирующим окруже­нием.

Это 3-месячное отставание именно на этой стадии очень существенно, так как считается, что умствен­ное развитие ребенка от рождения до 3 лет по своим возможностям аналогично разлитию от 4 до 17 лет. И хотя ученые считают, что это отставание можно очень скоро преодолеть, если ребенка правильно воспитывать, тем не менее это потребует усилий и давления на маленького ребенка.

Подобные эксперименты проводились не только профессором Брунером, но и многими другими психо­логами. Результаты ясно показали, что наличие или отсутствие внешнего воздействия серьезно сказыва­ется на развитии способностей.

Подробно изучались и многие виды стимуляции, больше всего влияющие на развитие интеллекта. Были опробованы многие приемы: качающаяся колыбель, кисточки, яркие оборки, блестящие мячики, цвет­ные обои и т.п.

Профессор Уайт, психолог из Гарвардского университета, занимающийся исследованиями в области раннего развития, считает доказанным, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнооб­разные условия, то это дает значительный эффект в формировании интеллекта.

На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи

 

Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков XIX века, открыл формулу суммы арифметиче­ских рядов, когда ему было всего 8 лет.

Отец Гаусса не отличался ученостью. Он был простым каменщиком, чинил стены, заборы, камины и часто брал сына с собой на работу. Гаусс подавал отцу кирпичи и считал их. По-видимому, математиче­ские способности Гаусса сформировались под влиянием этой привычки в раннем детстве.

Младенчество - чрезвычайно восприимчивый период в жизни человека. То, что родителям кажется не­важным и бессмысленным, ребенок может воспринимать с такой чувствительностью и силой, что этот опыт может стать основой всей его дальнейшей жизни.

Ребенок может прочесть по картинкам в книжке совсем другую историю, чем та, которую читает взрос­лый

Разница в восприятии и реакции у ребенка и взрослого становится заметной, когда они вместе начинают читать книжку с картинками или сказку. Мадам Монтессори, великий итальянский первооткрыватель раннего детского образования, в своей книге приводит пример поведения маленького ребенка. Мама дала своему полуторагодовалому ребенку цветные картинки разных животных и сцен охоты. Ребенок показал картинки мадам Монтессори и стал повторять на своем детском языке: «Машина, машина». Она никак не могла найти ничего похожего на машину и вопросительно сказала: «Здесь нет машины?» - «Вот она», - гордо показал малыш, тыкая пальчиком в картинку. Тогда она вгляделась внимательнее. На картинке были нарисованы собака, охотник, лошадь, и, наконец, на заднем плане она разглядела по­лоску, похожую на дорогу, и на ней точку. Мальчик ткнул пальцем в точку и сказал: «Машина». И дей­ствительно, это была крошечная машинка.

Мадам Монтессори приводит еще один пример. Полуторагодовалому мальчику мама дала иллюстриро­ванную книжку «Самбо» и рассказала ему эту сказку.

«Маленький негритенок по имени Самбо шел по дорожке и нес подарки, которые он получил в свой день рождения. По дороге он встретил диких зверей, и они отняли у него все подарки. Он заплакал и пошел домой. Но дома папа и мама успокоили его. И счастливый, он уселся за обеденный стол, на кото­ром стоял большой праздничный пирог, такой же, как на этой последней картинке,» - закончила свой рассказ мама и закрыла книжку. Ее маленький сын вдруг возразил: «Нет, он плачет», и показал на зад­нюю обложку, где был нарисован Самбо, весь в слезах.

Другими словами, восприятие маленького ребенка спонтанно и часто кажется взрослым произвольным, поэтому, обращаясь с детьми, мы должны учиться избавляться от предвзятых мнений и использовать все наше воображение, чтобы видеть мир так, как его видят дети.

Оставлять ребенка на попечение незнакомого человека - рискован­ное дело

 

У одних хороших честных родителей было 2 мальчика, 5 и 4 лет. Младшего в детском саду все любили за его прямоту и живость, а старшего не очень, потому что он был довольно угрюмым и с явными дур­ными наклонностями. Родители были обеспокоены этим, не понимая, откуда все это взялось.

В конце концов в полной растерянности они обратились к врачу. После долгих расспросов выяснилось, что за старшим сыном, когда ему был год, в течение 6 месяцев ухаживала молодая няня, потому что его собственная мама очень плохо себя чувствовала после вторых родов.

Доктор предположил, что причиной нынешнего состояния ребенка являются какие-то впечатления ран­него детства, возможно, оно следствие каких-то давних переживаний. Он встретился с няней и другими людьми, которые могли ему что-то рассказать о детстве мальчика. И выяснилось, что няня, это была молодая девушка, вместо того чтобы гулять с ребенком, на самом деле встречалась со своим любовни­ком в старом темном сарае на заднем дворе, и мальчик присутствовал при их свидании. Это происхо­дило каждый день. Разумеется, годовалому малышу было непонятно, чем занимались няня и ее любов­ник, но он, оставленный один, слышал шуршащие звуки, которые доносились из темного угла, и напол­няли его душу неуверенностью и страхом. Беспокойное, виноватое поведение девушки тоже каким-то образом запечатлелось в его сознании.

Доктор заключил, что именно эти переживания раннего детства сделали мальчика угрюмым и озлоб­ленным. Бывает, что условия жизни заставляют родителей оставлять своих детей под присмотром чу­жих людей. Но я надеюсь, что эта история убедит вас, каким осторожным нужно быть в выборе тех, кому вы доверяете уход за своими детьми.

Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка

 

Если вас попросить рассказать случай из раннего детства, вы с удивлением обнаружите, что почти ни­чего не помните, если только это событие не было из ряда вон выходящим. Даже если вы и оживите в памяти какой-то случай, когда вам было 2-3 года, скорее всего вы запомнили его не из собственного опыта, а из рассказов мамы и других взрослых.

Однако тот факт, что человек не помнит всего, что с ним случилось в раннем детстве, не означает пол­ного забвения. Любое впечатление и любой опыт, полученный в возрасте до 3 лет, становится частью основания сформировавшейся личности.

Говорят, что под гипнозом любой человек, если ему внушить, что ему только год от роду, начнет гово­рить и вести себя, как годовалый ребенок. А это означает, что любые впечатления детства навсегда со­храняются в сознании.

Говорят, что, когда человека доводят до критического состояния, он вдруг начинает представлять себе сцены из детства.

Известный политический деятель Кукуэй Манака рассказывал, что воспоминания о детстве неожиданно нахлынули на него в госпитале во время войны, когда он был на грани жизни и смерти. Он вспомнил, как мать водила его в храм, вспомнил монаха, стоявшего у ворот, его лицо, одежду, манеру говорить - все это до мельчайших подробностей. Потом он рассказал об этом «видении» своей матери, и выясни­лось, что это действительно происходило, когда ему было 2 года.

Господин Мориатсу Минато, президент Исследовательского центра Никко, родился в Китае, где провел свое раннее детство. После того как семья переехала в Японию, он никогда больше не говорил по-ки­тайски и считал, что начисто забыл его. Много лет спустя он приехал в Китай в деловую поездку. Мо­риатсу Минато попытался что-то сказать, и вдруг китайские слова так и посыпались. Язык был абсо­лютно естественный, и говорил он настолько свободно, что это удивило и его самого и его китайских коллег.

Это еще раз показывает, как прочно опыт раннего детства отпечатывается в мозгу.

Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное зда­ние: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения.

Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, по­тому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.

Часть 3. ЧТО ПОЛЕЗНО МАЛЫШУ

 

Готовых рецептов обучения младенцев нет

 

До сих пор я говорил о важности внешнего окружения для ребенка и о влиянии этого окружения на всю последующую жизнь. Во многих семьях, в том числе и в японских, именно мама несет на своих плечах всю ответственность за воспитание своих детей, но то, о чем я собираюсь говорить, касается каждого, кто занимается воспитанием маленьких детей. Прежде всего мама должна использовать все свое вооб­ражение и изобретательность в воспитании, при этом учитывая, конечно, на какой стадии развития на­ходится ребенок. Те подробные советы, которые я собираюсь вам дать, следует воспринимать лишь как идеи, на основе которых любая мама может принять свое решение и принять или отвергнуть тот или иной совет в соответствии с определенным характером или ступенью развития ребенка.

Всякий раз, когда я рекомендую окружать ребенка хорошей музыкой и живописью, добросовестные мамы спрашивают, что я имею в виду под «хорошей» музыкой и «настоящей» живописью. Бетховен или Моцарт? Ван Гог или Пикассо? Конечно, иногда мы даем конкретные рекомендации после консуль­тации со специалистами.  Однако родители должны адаптировать наши рекомендации, исходя из осо­бенностей своего ребенка, а не воспринимать их как догму. Как правило, японцы ищут готовые ре­цепты: они не чувствуют себя уверено, пока им не скажут, как конкретно действовать в конкретном случае. Но в воспитании, и особенно в младенческом возрасте, не может быть готовых формул. Если мама считает, что что-то хорошо для ее чада, нужно дать ему это без промедления.

Такая тенденция: ждать готовых формул - серьезный недостаток японского воспитания. Например, если ребенку 4 года - он идет в детский сад, если 6 - в школу. Такая система, основанная только на общепри­нятой возрастной традиции, игнорирует собственный уровень развития малыша. Образование в Японии базируется на фиксированной программе для каждого возраста. Так же воспринимается и идея раннего развития: если не дать строгих инструкций, никто не решается попробовать ее сам. По моему мнению, готовые формулы и нормы нужно всегда подвергать сомнению.

Почаще берите ребенка на руки

 

Малыш обижен, но мама берет его на руки, и он перестает плакать и улыбается:

кому не знакома такая ситуация, каждый родитель испытывал подобное сотни раз.  Но традиционная мудрость предостерегает мам, которые берут детей на руки всякий раз, когда надо их успокоить, так как у ребенка может выработаться привычка добиваться плачем исполнения своих желаний. Он не успоко­ится, как бы вы его ни утешали, пока его не возьмете на руки, - пугают родителей. Так ли это? Если от­носиться к этому, как к предупреждению против слепого обожания своего ребенка, я могу с этим согла­ситься. Но я категорически против того, чтобы понимать это буквально. Я уверен, что ребенка следует брать на руки как можно чаще.

Для младенца, который не знает другого пути самовыражения, плач - единственное средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа - значит лишить его с самого начала общения.

Здравый смысл доказывает, что общение ребенка с матерью, и особенно, тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

Одна японская газета сообщила недавно об интересном эксперименте, проведенном с обезьянами. Док­тор Гарри Харлоу, руководитель Центра по исследованию приматов в университете штата Висконсин, заменил новорожденному детенышу обезьяны его настоящую маму искусственными мамами, наблюдая затем, какую из них он выберет.

Одна кукла была сделана из проволоки в форме цилиндра, а другая - тряпичная.  У каждой «мамы» была поилка с молоком, и каждая могла раскачиваться из стороны в сторону. Результаты показали, что детеныш выбрал теплую и мягкую тряпичкую «маму» и отвечал на ее движения. Доктор Харлоу заклю­чил, что и новорожденный человечек искал бы что-то теплое, мягкое и подвижное, и что та нежность, с которой мама держит на руках своего ребенка, так же важна для его эмоционального состояния, как мо­локо для его физического здоровья.

Я поощряю привычку как можно чаще брать детей на руки. Потому что мне хочется, чтобы у каждого ребенка было достаточно этого общения, соприкосновения с родителями, и я вижу в этом важнейший фактор формирования отзывчивого человека.

Не бойтесь брать ребенка с собой в постель

 

Как привычка «держать ребенка на руках», так и привычка «спать вместе с ребенком» осуждалась в Японии как нежелательная, доставшаяся в наследство от предыдущих поколений. Конечно, трудно, если ребенок засыпает только, когда один из родителей ляжет с ним рядом, но я никогда не слышал, чтобы родители совершенно терялись в такой ситуации. Наоборот, можно найти новый смысл в при­вычке спать рядом с ребенком, если подумать о его психическом и умственном развитии.

Например, мама, у которой забот по горло весь день и не хватает времени на общение с ребенком, мо­жет по крайней мере полежать с ним рядом, пока он не уснет. В течение этого короткого времени ма­лыш совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если вы не просто будете лежать рядом с ним или еще чего доброго заснете раньше него, а споете ему песенку, это окажет положительное развиваю­щее влияние на ребенка.

Можно также предложить не маме, а папе, которого не было целый день, использовать эту возможность пообщаться со своим ребенком.

У нас много писали о методе обучения во сне, который исследовался в Советском Союзе. Очевидно, что в состоянии полусна, человек, слушающий записанную на магнитофон информацию, запоминает ее, и она остаетсл у него в подсознании, причем ее можно легко извлечь после пробуждения. Эти исследова­ния показывают, что можно достичь самых неожиданных результатов, обучая ребенка в состоянии по­лусна.

Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха

 

«У моего ребенка нет слуха, я не знаю, что делать. Это у него от мужа, у них в семье все неспособные к музыке. Это у него наследственное». Я часто слышу от мам такие жалобы. Да, действительно, есть дети с плохим музыкальным слухом, родителям которых, так сказать, медведь на ухо наступил. Однако, это не означает, что плохой слух заложен генетически, хотя этот недостаток и может передаваться от роди­телей к детям.

Предположим, что у мамы нет слуха, а ребенок каждый день слушает ее колыбельную песенку с совер­шенно неправильной мелодией. Он запомнит эту мелодию и, используя ее как образец, тоже будет петь неправильно. А когда мама это услышит, она скажет, что у ее ребенка слуха нет и вообще слух - это бо­жий дар. Если бы Моцарта и Бетховена воспитывали такие мамы, плохой слух был бы им гарантирован.

По моей теории дети без слуха, рожденные от матерей с таким же недостатком, обладают особой спо­собностью слухового восприятия, коль скоро они могут запомнить и точно воспроизвести неправиль­ную мелодию.

А теперь, чтобы показать вам, что отсутствие музыкального слуха не передается по наследству, я рас­скажу вам одну историю. Доктор Шиничи Сузуки взял на обучение 6-летнего мальчика и восстановил ему музыкальный слух. Мама этого малыша музыкального слуха не имела. Тезис доктора Сузуки был такой: «У ребенка нет слуха потому, что его нет у мамы». Он постоянно давал ребенку слушать ту пе­сенку с правильной мелодией, которую ему фальшиво пела мама. И постепенно мамина неправильная мелодия, запомнившаяся ребенку, уступила место абсолютно правильной. Позже этот мальчик продол­жил музыкальное обучение, он играл скрипичные концерты Брамса и Бетховена совершенно без оши­бок и даже дал несколько сольных концертов в Канаде.

Таким образом, музыкальное восприятие и развитие характера и способностей вообще формируется в большей степени под влиянием привычек родителей. И даже кажущееся нам несущественным в поведе­нии родителей может сильно повлиять на ребенка.

Никогда не игнорируйте плач ребенка

 

В книге «Революция в воспитании младенца», изданкой в Америке, описан следующий эксперимент.

В Вашингтоне специально подготовленных учителей послали в детские учреждения и семьи из бедных районов, в основном населенные неграми, чтобы обучить примерно 30 малышей в возрасте 15 месяцев. Каждый день, кроме воскресенья, учитель проводил с ребенком один час, играя и разговаривая с ним. Психолог, доктор Эрл Шефер, объяснил, что эта акция была предпринята с целью стимулировать разви­тие интеллекта детей, особенно их речь. Подобные эксперименты проводились и с детьми в возрасте 14 месяцев.

Результаты тестов, полученные, когда этим малышам уже исполнилось 2 года и 3 месяца, показали, что «уровень интеллектуального развития» и особенно уровень развития речи у этих детей был явно выше, чем у их сверстников, не участвовавших в эксперименте.

Значит, можно повысить уровень интеллекта детей даже в таких семьях, где родители совершенно не уделяют внимания воспитанию, так как с утра до ночи заняты на работе. А представьте, каких результа­тов можно добиться в семьях, где родители уделяют своим детям гораздо больше внимания и регулярно с ними играют.

Примерно в возрасте 2-3 месяцев малыш начинает улыбаться, лепетать и запоминает все, что происхо­дит вокруг. Мы иногда даже не подозреваем, что в его мозгу уже отпечатываются все самые обычные слова и действия его мамы, поэтому матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное рязвитие.

Вот пример. Молодая супружеская пара жила в однокомнатной квартире, когда у них родился мальчик. Квартира была такая маленькая, что поневоле мама все время находилась рядом с сыном и постоянно разговаривала с ним. Вскоре семья переехала в 3-комнатную квартиру. У них появился второй ребенок. Родилась девочка, ей отвели самую тихую комнату подальше от кухни, где большую часть дня прово­дила мама. Старший сын начал говорить членораздельно примерно с 7-8 месяцев, а его сестра в 10-ме­сячном возрасте еще только лепетала. Более того, по сравнению со своим братом, который всегда све­тился улыбкой, сестра выросла тихой н молчаливой.

Не сюсюкайте с ребенком

 

Наверное, во всех странах люди часто разговаривают с детьми на их «детском языке». В то же время радио и телепрограммы ведутся на нормальном «взрослом» языке, и 2-летний ребенок совершенно спо­койно понимает язык обычной передачи.

Конечно, когда ребенок начнет говорить, он только лепечет что-то похожее на слова, но это скорее от того, что его органы речи еще не совсем развились, а вовсе не от недостаточного умственного развития. Просто его артикулярный аппарат недостаточно развит и не успевает за желанием говорить. Поэтому, если взрослые говорят с ним на «детском» языке, считая, что ребенок другого языка не поймет, пра­вильные языковые навыки никогда не сформируются. Более того, в процессе освоения языка, он всегда будет опираться не на свою речь, а на то, как говорят взрослые.

Если хотите, вы можете совсем не сюсюкать с ребенком. В конце концов через несколько месяцев он подрастет, и ему придется понимать общепринятый язык, а если ему вдобавок в детском саду говорят, что он уже не маленький и должен говорить правильно, это только создает для него дополнительное не­удобство.

Одна француженка, выдавая свою дочь замуж, сказала будущему зятю: «У моей дочери нет приданого, но она великолепно говорит по-французски». Такая гордость восхитительна, и мне бы хотелось, чтобы у каждого ребенка была возможность блестяще овладеть своим родным языком.

Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его

 

В США все большее беспокойство вызывает тяжелое положение негров, корни которого не только в ра­совых предрассудках, но и в системе дошкольного воспитания негритянских детей. Социологические исследования, проведенные в Гарлеме и других негритянских районах Нью-Йорка, показали, что разли­чия по коэффициенту умственного развития у цветных и белых детей - прежде всего результат той об­становки, а которой они живут до школы. Недополученное в раннем возрасте еще более усугубляется в школе.

Бедность побуждает многих родителей бросать детей на произвол судьбы, зарабатывать на кусок хлеба, и дети практически с момента рождения предоставлены сами себе. Напротив, белые дети обычно воспи­тываются в обстановке заботы и внимания со стороны родителей и учителей. Эта разница и создает проблему взаимоотношений между белыми и черными, которую пока решить не удается.

В моей стране тоже есть подобные проблемы, где в семьях с различными условиями жизни вырастают умные и глупые, талантливые и бездарные дети.  Однако можно предположить, что эти различия коре­нятся не только в финансовом положении семьи, но и в различном отношении родителей к воспитанию детей.

По статистическим данным, опубликованным в журнале «Модерн Эспри» (#43), чем более «свободно» воспитывают родители своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Таким детям обычно не хватает любви, они все время ищут внимания взрослых.

Под «свободным» воспитанием понимается нерегулярный уход за ребенком, кормление только тогда, когда он сам просит, обилие игрушек и в то же время отсутствие должного внимания, когда ему забы­вают сменить пеленки, уложить вовремя спать и т.п.

И хотя мы знаем немало примеров, когда чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застен­чивым, тем не менее, как правило, ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, когда вырастает, и будет более уравновешенным и добрым.

В современном мире все больше женщин посвящают себя работе, а не домашнему хозяйству и воспита­нию детей, и поэтому все чаще появляется «ребенок с ключом на шее», который приходит после школы в пустую квартиру. Я не против того, чтобы оба родителя зарабатывали на жизнь, но я убежден, что де­тей нельзя оставлять одних во имя идеи «свободного» воспитания, лишая их тем самым любви и заботы взрослых, в которой они так нуждаются.

Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются

 

Мы обычно считаем раннее детство самой счастливой порой в жизни, где нет места страхам и беспо­койствам окружающего мира. Однако похоже, что в реальности мы не всегда были счастливы в младен­ческие годы. У детей, как и взрослых, есть свои страхи, и причины их часто кроются в том, о чем мы порой и не подозреваем. В номере #41 за 1961 год журнала «Раннее развитие» есть статья, рассказы­вающая о случае, который произошел с мистером Шотаро Миямото, директором обсерватории в уни­верситете Киото:

«Мой отец, должно быть, очень увлекался буддийскими песнями «Но». Его друзья часто приходили к нам, и они вместе пели. А меня укладывали спать в соседней комнате. Я помню, что мне было очень страшно слышать эти заунывные и давящие звуки, и я громко плакал. Но моя мама больше беспокои­лась о гостях и пыталась быстро меня уложить. Даже сейчас, когда я слышу эти протяжные буддийские песни, они пробуждают в моей душе не успокоение, а ужас».

Родители мистера Миямото никогда бы не подумали, что эти песнопения могли оставить такой неизгла­димый след в душе ребенка, который не стерся даже с возрастом. Но не только эти ужасные звуки со­хранила память детства. Мистер Миямото с удовольствием вспоминает сказки, которые его бабушка читала ему перед сном, музыку из оперы «Кармен», «Лунную сонату». Спрашивается, почему именно песни «Но» так напугали мистера Миямото? Это дает нам пищу для размышления. Возможно, что не только гнетущие звуки песен, но и одиночество и темнота комнаты, где его оставляли одного, наводили на него ужас. Я не собираюсь давать рецептов, что делать в таких случаях, я только хочу сказать, что то, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.

Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре

 

По лицу малыша очень легко определить, когда его родители ругаются, ссорятся, конфликтуют: выра­жение его лица подавленное и беспокойное. Вы можете возразить, что это чепуха, что новорожденный не может воспринимать все тонкости во взаимоотношениях между родителями. Между тем он наделен чувствительным умом, который реагирует на каждое внешнее изменение.

Подумайте, что будет с ребенком, который каждый день наблюдает уродливые ссоры своих родителей. Конечно, он не понимает значения всех пререканий, но злоба и ругань обязательно отразятся на его чувствах, может быть, на всем его существе. И неудивительно, что у ребенка, выросшего в обстановке неприязни, мрачное, напряженное лицо.

Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в кото­ром отражаются отношения в семье.

В ребенке, выросшем в обстановке отчуждения и неприязни, к тому времени, как он пойдет в детский сад и школу, уже зреют ростки будущего несчастья и разрушения.

Анализ многих правонарушений, совершенных подростками, показывает, что в основном первые годы своей жизни они проводили в неблагополучных семьях.

Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: «Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детой и вглядитесь в их лица, вы прочтете всю историю своих супружеских отношений». Я никогда не забуду этих слов.

Совсем необязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ре­бенка. Самое лучшее для начала - это создать гармоничные отношения между мужем и женой и прият­ную психологическую атмосферу дома.

Нервозность родителей заразна

 

«Мой сын такой же мрачный, как и его отец» или «моя дочь такая же небрежная, как и ее мать». Так часто жалуются родители, которые склонны считать, что достоинства их дети наследуют от них самих, а недостатки от другого родителя.  Однако я надеюсь, что родители, которые дочитали мою книгу до этого места, уже осознали, что все хорошее и плохое в их детях - результат воспитания с самого рожде­ния.

Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и пи­сать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспри­нимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.  Так ребенок, воспи­танный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным чело­веком будет небрежен. Но если в случае отсутствия музыкального слуха у мамы она может не петь ему сама, а давать слушать пластинки, то такие вещи, как характер, эмоции, чувствительность, часто не осознаются самим человеком. И даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить. По­этому-то и надо быть осмотрительным в своем поведении.

Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребенка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку.  Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков.

Вирус под названием, «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.

Отец должен чаще общаться со своим ребенком

 

Часто, уже став взрослыми, наши дети с радостью, как о празднике, вспоминают те приятные часы, ко­торые они провели с отцом, потому что, как правило, во многих семьях это было не так уж часто. Мой старший сын до сих пор хорошо помнит то, что мы делали вместе, например, как однажды катались на лодке но морю, а на обратном пути ели сладкою красную фасоль. Это было лет 30 назад, и я начисто забыл об этом.

Традиционно в семьях отцу отводилась авторитарная роль. Он был блюстителем порядка н реже участа­стал в каждодневных заботах о детях. Если ребенск видит своего отца редко и только для того, чтобы выслушать очередную порцию нотаций, он скорее всего будет воспринимать отца как постороннего, вроде врача, вызванного в экстренной ситуации. Неуверенный в себе, ранимый ребенок часто не испы­тывает теплых чувств к отцу. И хотя может случиться так, что ребенок, воспитанный «строгим отцом», вырастет гением, станет знаменитостью, но скорее всего он будет покорным и бесхарактерным. С дру­гой стороны, если отец пьянствует, груб с женой и совершенно не занимается воспитанием, то в такой семье ребенок может вырасти испорченным и даже стать преступником.  Такие случаи нередки.

Я думаю, что ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит матери.  Но под этим я не имею в виду, что отцы должны полностью передоверить воспитание детей своим женам. Быть настоя­щим другом и помощником жене - разве не это роль мужа в домашнем воспитании? Гармоничной атмо­сферы в доме нельзя достичь только материнскими усилиями.

Недавно в автобусе я наблюдал за одной семьей: папа, мама и дочка. Маленькая девочка, лет трех, с ув­лечением болтала с папой. Они оба были увлечены беседой, а мама стояла рядом и читала какой-то журнал, притворяясь, что ничего не слышит. Я чувствовал, что папа не просто разговаривал, а созна­тельно пытался общаться со своей дочерью, мама же старалась не вмешиваться. И тогда я подумал, что эта девчушка вырастет прекрасной женщиной. То, что для взрослого представляется обычной, ничего не значащей болтовней, для ребенка - огромное удовольствие.

Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ре­бенка полностью лежит на маме, а папа только иногда по ее просьбе включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

Чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с дру­гом

В современной Японии существует традиция, когда молодожены живут независимо, отдельно от роди­телей и родственников, причем, как правило, в семьях не больше 3 детей.

Сам я был единственным ребенком в семье, что было редкостью в то время. Я завидовал своим друзьям, у которых были братья и сестры, и всегда стремился в эти шумные семьи, где дети бурно играли и ссо­рились. Знаменательно, что первый ребенок в семье часто наименее развит, он тихий, у него хорошие манеры, но ему не хватает жизнерадостности. И наоборот. Мой друг, средний из трех братьев, был сме­лый, самоуверенный, даже дерзкий, он никогда плакал, когда братья обижали его. И я не единственный свидетель таких случаев, они встречаются довольно часто.

И все же почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной семье, вырастают такими раз­ными по характеру и способностям? Общепринято, что родители не балуют так своего второго или третьего ребенка, как первого, поэтому те, естественно, растут более независимыми.

Сколько бы родители ни старались создать дома благополучную атмосферу, различные развлечения и стимулы для первого ребенка, он не будет иметь того преимущества, что второй ребенок, у которого с самого рождения есть компания и которому постоянно приходится соревноваться со старшим, благо­даря чему он скорее становится сильным и жизнерадостным. Еще в большей степени это относится к 3-му и 4-му ребенку, которых жизнь заставляет расти выносливыми телом и крепкими духом.

Заметили, что, если ребенок берет, например, уроки игры на скрипке, его занятия будут успешнее, если вместе с ним учатся его брат или сестра.

Талантливые люди, рожденные в бедных семьях, где обычно много детей, добивались выдающихся ус­пехов, в частности потому, что ребенку легче развить неординарные способности и характер, если он растет в доме, где много детей и где благодаря этому стимулируется развитие каждого.

Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для раз­вития ребенка

 

 

Часто, когда молодая семья живет отдельно от родителей, бабушки и дедушки оказываются отстранен­ными от воспитания детей и от жизни молодой семьи в целом, и тогда любое вмешательство восприни­мается как помеха. К сожалению, в современном обществе это типичная ситуация. Иногда говорят, что старики балуют ребенка так, что родители не знают потом, как с ним справиться.  Особенно привер­жены этой точке зрения мамы, считающие себя современными и прогрессивными. Я знаю семью, жи­вущую в крошечной однокомнатной квартире, которая специально уехала из родительского дома, по­тому что им казалось, что они не могут правильно воспитать своего ребенка в присутствии бабушки и дедушки.

Обязательно ли так поступать, чтобы создать полноценную семью? Что касается воспитания детей, это еще большой вопрос. Конечно, в Японии и сейчас есть семьи, где свекровь надоедает невестке сове­тами, к первому ребенку относится как к кумиру, а остальные члены семьи уже ничего не значат. Такие феодальные пережитки еще существуют. Но правда и то, что у семьи, в которой живет несколько поко­лений, есть свои преимущества. Именно от стариков можно унаследовать культуру, мудрость, а взаимо­отношения поколений в любом случае дают богатый эмоциональный опыт. Любая тенденция избало­вать ребенка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша.

Известный японский ученый Сейджи Кайа говорит, что люди, которые больше всего повлияли на него в раннем детстье, это были его дедушка и бабушка. Дедушка, деревенский староста, был настолько строг, что стоило ему только кашлянуть, и ребенок тут же переставал плакать. Дедушка был строг, но спрае­едлнв. Доктор Кайа вырос сильным духом и выносливмм физически. А его бабушка, всю свою жизнь просидевшая за прялкой, была, наоборот, тишайшей женщиной. Наверное, от нее он научился терпе­нию: если полол огород, то не успокаивался до тех пор, пока в саду не оставалось ни одного сорняка. Психолог Акира Таго считает, что именно это умение сосредоточиться, упорство в достижении цели сделало доктора Кайа человеком твердого характера и ученым с мировой известностью.

Общение детей между собой надо поощрять

 

Я уже говорил о том, что мама, которая целый день находится рядом со своим ребенком или держит его на руках, дает ему полную возможность для развития его характера. Это влияет не только на умствен­ное развитие, но и на развитие чувств.

Однако малыш еще больше выиграет, если имеет физический контакт не только с мамой, но и с папой, братьями и сестрами или с другими детьми. Это стимулирует его ум, развивает чувство соревнователь­ности, общительность, желание быть первым.

Доктор Хари Харлоу из университета в Висконсине (США) проводит исследование по социальным кон­тактам среди детенышей обезьян и влиянию этих контактов на умственное и социальное развитие.

В первом опыте доктор Харлоу поместил детеныша обезьяны в клетку, закрытую со всех сторон дере­вянными досками, внутри которой была только бутылочка с молоком. Целью опыта было посмотреть, как будет вести себя обезьянка, находящаяся какое-то время в изоляции. Когда через 3 месяца ее пус­тили в группу обезьян, она сначала чувствовала себя неуверенно, но уже через неделю оживилась и стала играть со своими собратьями. Во втором опыте обезьянку держали в изоляции шесть месяцев. Ко­гда ее пустили в группу, она пряталась в углу, сторонилась всех, совсем не играла с другими обезьян­ками. В третьем опыте обезьянка находилась в изоляции 1 год, после этого она была не в состоянии иг­рать даже с теми, кого держали в таких же условиях. И наконец, в клетку поместили несколько обезьян, которые были до этого в изоляции, и одну, которая не была, у бедняжки произошел нервный срыв от одиночества.  Коэффициент умственного развития у этих обезьян был гораздо ниже, чем у тех, которые выросли в нормальных условиях.

Прочитав об этих исследованиях, я невольно провел аналогию с человеческими детенышами и пришел к выводу, что малыш, лишенный общения, вырастает отсталым по уму и трудным по характеру. Сейчас люди стали меньше общаться друг с другом. И это не может не сказаться на воспитании детей. Учиты­вая это, было бы неплохо, если хотя бы ради своих же детей мамы старались почаще собираться вместе.

Ссоры развивают у ребенка навыки общения

 

Часто говорят, что человек - продукт общества и что он не может жить вне его.  Но с другой стороны, им руководит не только инстинкт жить в группе, но и сознание своего «Я». Таким образом, он всегда должен искать гармонию между общественным и индивидуальным. Если баланс не будет установлен, он не сможет приспособиться к обществу.

Достижение этой гармонии во многом зависит от раннего развития. Я считаю, что его можно достичь только на базе рано сформированного стереотипа мышления, который включает право на уважение к себе и чувство ответственности по отношению к обществу. Такой стереотип можно создать на основе детского общения.

Примерно в 2 года ребенку становится неинтересно играть только с самим собой, он начинает играть с другими, и тут-то он впервые узнает, как взаимодействовать в группе. Он может расплакаться, если ему не удалось сделать по-своему, а пришлось лодчиниться желанию большинства. Но и когда он мирно иг­рает с другими, и когда ссорится, он учится жить в коллективе. Ссоры важны, потому что они разви­вают личную инициативу.

Ссоры между детьми можно разделить на три типа: такие, в которых ребенок берет верх над соперни­ком, где он уступает другому, где он дает сдачи.

Различные виды ссоры характерны для разного возраста. Например, в возрасте 2 лет ребенок скорее всего будет пассивным участником ссоры, а уже в 3 года он ее сам спровоцирует. Это будет означать, что в нем формируется и находит выражение его собственное «Я».

Существуют разные причины несогласия между детьми: борьба за игрушку, санки, качели или словес­ное оскорбление, но ссор без причины не бывает. Любая попытка обругать ребенка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин не поможет развить в нем чувства сотрудничества. Можно даже сказать, что вмешиваться в ссоры детей - значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе.

У детей своя логика, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места взрослой логике. Если вы будете рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, - плохой, ваш ребенок только замкнется в себе и обозлится. Ссоры - это первый урок жизни в коллективе.

Шлепать ребенка можно только пока он еще мал

 

«Глупый король в окружении слепо преданных министров» - так кто-то описал новорожденного и его родителей, подчиняющихся каждому его желанию.

Как бы ни был король глуп, пока он еще совсем маленький и почти весь день спит, родителям с ним не так трудно. Однако к 2-3 годам он может стать таким эгоистичным, что будет почти неуправляем. И то­гда родители начинают приструнивать свое чадо. Они ругают и наказывают малыша, когда он делает что-то «неправильное», превращаясь вдруг из обожателей в строгих нянек, хотя на данной стадии раз­вития ребенка это уже не дает видимых результатов.

Родители, возможно сами не сознавая этого, испортили его, ведя себя как «слепо преданные министры» в течение первого года жизни ребенка. Примерно в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его «Я», и тогда он готов его отстаивать. Он больше не слушается родителей, и чем больше его ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится и тем сильнее раздражаются его родители. Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только вдин выход - воспитывать и приучать ребенка к дисциплине, пока ему еще нет года, до того как в нем проявится его «Я».

Приведем простой пример. Ребенок должен есть строго по расписанию, тогда он не будет переедать и быстро избавится от привычки мочиться в постель. И вам не надо будет затрачивать лишних усилий, чтобы бороться с этой привычкой.  Если же не обращать на это внимания, исповедовать принципы «свободного» воспитания, то это может обернуться катастрофой для ребенка.

В возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И, наоборот, 2-З-летний ребе­нок остро реагирует, если его отшлепать. Поэтому, если сначала баловать ребенка, а потом вдруг стать строгим, это только подогреет в нем чувство протеста. И результат будет обратный, по сравнению с тем, которого ожидают родители.

Итак, шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал и не может воспринять это как оскорб­ление.

Злоба и зависть у ребенка - это выражение бессилия

 

Маленький ребенок не может выразить свои чувства словами: именно поэтому, чтобы понять его на­строение, родители должны уметь читать по его лицу.  Сомневаюсь, что все мамы всегда так хорошо понимают своего ребенка, как это им порой яажется. Чаще, занятые домашними делами, они не воспри­нимают чувства ребенка так серьезно, как хотелось бы, не пытаются выяснять причину его недоволь­ства и раздражения.

Профессор Токийского университета Тошио Ямашита, специалист по детской психологии, выделил следующие причины детской раздражительности:

1) физическое состояние, вызванное болезнью;

2) голод или усталость;

3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;

4) недостаток физических упражнений и, как результат, накопившаяся неизрасходованная энергия;

5) желание настоять на своем;

6) подражание раздражительным родителям.

 

Из этого списка видно, что причины раздражительности ребенка нужно искать в его окружении и вос­питании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обра­щать внимания, это только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым.

Родителям может казаться, что они прекрасно понимают эмоциональное состояние своего ребенка, а ребенок уверен, что они его не понимают, и это его раздражает. Родителям необходима твердость ха­рактера, которая поможет им отличить обоснованное требование от каприза, и недостаток такой разум­ной твердости портит характер ребенка.

Ревность у ребенка появляется примерно в 1,5 года. Она может быть вызвана появлением брата или се­стры, особенно это касается первого ребенка в семье: пока он был единственным, родители принадле­жали только ему. Этот ребенок может ревновать даже к родителям, когда они разговаривают между со­бой, и такое поведение часто нельзя рассматривать как очевидный каприз.

Короче говоря, любое проявление характера у ребенка обязательно имеет свои причины. Чаще всего это бессилие. Если родители будут игнорировать чувства ребенка, только ругать или хвалить его, ребенок будет неудовлетворен. Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину его расстройства, а не подавлять ее.

Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других

 

У одного моего знакомого есть привычка пощипывать свой нос в разговоре. Это становится еще более заметным, если спор обостряется или если ситуация оборачивается против него, т.е. когда его нервы в напряжении. Хотя он об этом знает и чувствует себя неловко из-за этого, но, когда его что-то беспокоит или увлекает, он не может себя контролировать, и его рука непроизвольно тянется к носу.

Сам он считает, что привычка эта идет от раннего детства. Когда он, увлеченный игрой, начинал ковы­рять в носу, как делают многие дети в возрасте 3-4 лет, родители ругали его, не стесняясь посторонних детей: «Не делай этого, а то у тебя будут огромные ноздри». И в эту минуту он невольно хватался за нос, стараясь зажать ноздри. Постепенно это вошло в привычку.  Теперь он часто смотрел в зеркало, и ему казалось, что ноздри у него действительно не такие, как у всех, и он старался прижать их, чтобы сделать хоть чуточку меньше. Привычка осталась на всю жизнь. Когда он пошел в школу, дети быстро заметили это и смеялись над ним. Эти переживания оказались настолько сильными, что он начал чувст­вовать себя неполноценным и вырос очень застенчивым.

Между тем его ноздри были совсем не большими и никак не выделялись на его лице. Но даже если бы это было не так, я не могу понять бесчувственность родителей, выставляющих напоказ недостаток сво­его ребенка.

И такие случаи нередки, многие родители обсуждают недостатки своих детей в присутствии посторон­них, думая, что дети ничего не понимают. Однако каким бы незначительным ни был дефект, никогда нельзя предугадать, какой вред это нанесет, если огласить его публично.

Ребенка лучше похвалить, чем отругать

 

Из двух методов - поощрение и наказание - последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Ее малыш, которому уже хочется во всем подра­жать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «нельзя» и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он подрастет, что он ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно, лучше похвалить его: «Какой ты у меня большой стал», затем отлить немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.

Как-то доктор Сузуки рассказал мне об ученике, которого он встретил в провинциальной музыкальной школе. Ребенок считался совершенно безнадежным. Он играл на скрипке ужасно, никто не мог помочь ему. «Ты поиграешь мне?» - спросил доктор Сузуки. Это было очень плохое исполнение, но доктор по­хвалил ребенка: «Замечательно, замечательно», - и добавил: «А я играю это так. Как ты думаешь, у тебя получится так же?» - «Получится», - ответил мальчик и снова взялся за скрипку, стараясь изо всех сил. И что поразительно, у него стало получаться лучше.

Оказалось, что в последнее время беднягу только ругали, а он жаждал поддержки, похвалы. Доктор Су­зуки считает, что с детьми гораздо легче, если не порицать их, а хвалить.

Разумеется, быаают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться убедить его. Если малыш рвет газету, ко­торую вы еще не прочитали, то вместо того, чтобы просто отнять ее у него или хлопнуть его по рукам, можно подсунуть ему старую газету. Если этого не сделать, а просто отобрать, вы подавите в нем очень важный импульс к деятельности, да еще и заберете предмет, который ему интересен, оставив его без дела. Если вы не можете предложить ребенку никакой альтернативы, надо по крайней мере объяснить, почему чего-то делать нельзя. Может, он и не поймет вашего объяснения, но он услышит ноту убеж­денности в вашем голосе, и это на него подействует положительно.

Часть 4. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

 

1.  СТИМУЛИРОВАНИЕ И СТРЕМЛЕНИЕ К ПОРЯДКУ

 

 

Интерес - лучшее побуждение

 

Двух- и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не инте­ресуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного «Я», которое не тер­пит никакого насилия.

Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют дру­гие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его това­рищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка достигло апо­гея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий - 6 ме­сяцев.

Главный принцип метода доктора Сузуки - вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение - худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает боль­шие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения - это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, - пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ре­бенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей - подготовить ребенка к обучению.

Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ре­бенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Беспо­лезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Мно­гие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

Ребенку нравится все ритмичное

 

В Америке есть необыкновенно популярная пластинка с уроком английского языка.  Текст в стихах про лису сопровождается такой ритмичной музыкой, что даже взрослые, вроде меня, начинают пританцо­вывать. И слова сами собой запоминаются под ритмичную музыку. Запоминание происходит само со­бой, под музыку, без специальной тренировки или зубрежки. К сожалению, в Японии не разработана техника обучения языку под музыку. Успехи в раннем обучении языку в США стали возможны именно благодаря тому, что ребенка пытаются заинтересовать, а не заставить.

Большинство из нас отрицательно реагируют на слово «учиться». Мы заранее настроены отрицательно, поскольку учеба в нашем сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А между тем учеба должна сочетаться с удовольствием, и тогда мы сделаем большие успехи. Так, сын одного монаха без труда выучил все сутры, которые каждое утро распевал его отец. Сутры распевают под звуки гонга, по­этому мальчику не трудно было их запомнить. Но если бы его просто заставляли учить их наизусть, это была бы для него очень трудная задача.

Интересное дети считают правильным, а неинтересное - непра­вильным

Вы будете ругать ребенка за оторванные обои? Как вы ему объясните, что это нехорошо? Для вас «хо­рошо» или «плохо» зависит от вашего личного опыта, от общепринятых моральных норм. Но у малень­кого ребенка нет опыта, ему не на что опереться, чтобы решить, хорошо или плохо рвать обои. Если его как следует отругают, он, возможно, не будет больше этого делать, чтобы избежать неприятных послед­ствий. В то же время этот эпизод может убить в нем зарождающееся стремление к творчеству.

Детский психолог Сейширо Аоки специально исследовал образование таких понятий у ребенка, как «хорошо» и «плохо», и пришел к выводу, что «хорошо» для ребенка - это то, что интересно и увлека­тельно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему они дали увести себя незнакомым лю­дям, несмотря на все предупреждения, они объясняли: «С ним было интересно». Похитители детей, по всей видимости, хорошо знают психологию ребенка. Они умеют его заинтриговать и знают чем при­влечь. Маленький ребенок, считая, что все, что интересно, то и хорошо, следует за похитителем, ничего дурного не подозревая.

Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» - это то, за что хвалят. Если он вы­полняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с поня­тием «плохо».

Например, вы постоянно укоряете ребенка за плохую игру на скрипке или за недостаточно беглое чте­ние. Ребенок начинает воспринимать весь процесс обучения как нечто доставляющее только страдания и соответственно как нечто плохое. Многие из нас с детства ненавидят музыку или уроки английского языка только потому, что они ассоциируются с неприятными ощущениями.

Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативней было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что-то хо­рошо, и неприятные, когда плохо.  Способности вашего ребенка будут развиваться настолько эффек­тивно, насколько успешно вы будете пользоваться методами похвалы и порицания.

Интерес ребенка нуждается в подкреплении

 

Конечно, интерес - это лучший стимулятор в воспитании ребенка. Но здесь есть одна проблема: интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Если предоста­вить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно его возрасту, и попытки насильно удержать его внимание на чем-то одном могут иметь об­ратный эффект. Любопытство ребенка - важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития.

И все-таки я бы не рекомендовал предоставлять ребенку полную свободу. Для него одинаково опасно замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния называется аутизмом) и разбрасываться из-за неспособности сосредоточиться на чем-либо долго. В результате он может вырасти легковесным человеком.

Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок все время находит увлечения, где ему никто не нужен. Но обычно ему все-таки необходима помощь взрослого. Часто от того, насколько бы­стро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но во всяком случае у него должен быть шанс развить их.

Мы ждем от вас писем с предложения, откликами и вопросами.

Пишите нам на E-mail: mirotvorech1@yandex.ru   Победоносцеву Виктору.

 


В избранное