Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Глобальные реформы. Мир и Свобода, для всех и для каждого


 

 

 

 

Здравствуйте уважаемые подписчики!

 

 

 Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела.

                                                                                                                    Августин Блаженный

 

Любишь жизнь? Тогда не теряй времени; ибо время — ткань, из которой со­стоит жизнь.

                                                                                                                                Б. Франклин

 

 

 

Новый мировой порядок в глобальной системе капитализма и демократии.

 

Приходится затрагивать те проблемы, к которым уверенно продвигается человече­ство. Высокоразвитые страны не в состоянии их решить в одиночку и нет никаких предпосылок, что они желают решать проблемы для всеобщей пользы. Видимо полити­ков история ничему не учит или они не желают быть учениками, а перешагнув стадию учеников - стремятся сразу стать учителями. Неужели человечеству суждено довести жизнь на Земле до всеобщей катастрофы, а только затем осознать содеянное!? Когда болезнь переходит в хроническую стадию (иногда настолько запущенную, что она ста­новится не излечимой) и лечить её, намного тяжелее, чем предвосхитить.

Поэтому, я всегда сомневался и продолжаю сомневаться, что человечеству нужны: политики, партии, не компетентная в тех законах, которые создаёт – законодательную власть, неисчислимое производство оружия, армии (на которые, в некоторых государ­ствах уходит половина средств – с общего бюджета), войны, всевозможные конфликты, тоталитарная – демократия, рабовладельческий – капитализм, всевозможные религии и секты, разобщенность человечества, преступность и т.д. Всего, тяжело перечислить и потому назовем все это одним словом – ЗЛО. Все зло, оно не само собой откуда то поя­вилось – его создавали многие века, люди стремящиеся возвести свои личные интересы выше общественных, не задумываясь о последствиях. Они преследовали корыстную цель – личное благо. Есть ли из всего созданного человеком, за много веков зла, выход. Да, это создание нового, свободного, бесконфликтного, открытого общества. Наши планы мы будем раскрывать в дальнейших рассылках.

Нечего, кого-то ждать, что он придет и за нас решит все наши проблемы. Мы как ал­коголики или религиозные люди, убегаем от проблем, надеясь – а вдруг, они сами по себе решатся. Иногда время решает в нашу пользу, с нашими минимальными затратами, но это бывает редко и потому не стоит уповать на удачу.

Войдя в глобальный мир, мы видим, что наша Земля настолько мала и беззащитна перед человеческим “варварством”, что нам ничего не остается, как стать на её защиту, стать на защиту всего человечества. Все страны, национальности, расы, народы нахо­дится в одной лодке, нельзя ее раскачивать в бурных волнах жизненных стихий, это можно привести к печальным последствиям. Осознают ли это политики и государст­венная элита - видимо да, но они не могут остановиться в конкурентной борьбе между собою, боясь потерять авторитет, власть, деньги и видя перед собой мрачную неизвест­ность. Человек, достигший успеха, может поменять направление движения только в том случае, когда он видит перспективы карьерного роста, перспективу разбогатеть, про­славиться или им движут творческие мотивы.   Время нас проверяет на прочность, как мы себя поведем в экстремальных ситуациях. Важно для последующей жизни всего че­ловечества - не стать врагами, а выйти из всех проблем достойно.

Высокоразвитые страны, надеяться все проблемы решить с максимальной пользой для себя, но эта позиция чревата катастрофой, как для них самих, так и для всего чело­вечества. Они стремятся избавиться от ненужного им “балласта в людях” (перенаселе­ние) и потому на всей Земле происходят войны, конфликты, терроризм, религиозный экстремизм, национализм. Почему, они столь яростно навязывают демократию и капи­тализм другим народам или люди столь глупы, что сами не в состоянии понять, что им нужно? Буду ждать ваших размышлений на эти темы.     

 

Для продвижения в перед, нам требуется знать, что нас там ждет. Продолжаем тему поиска и раскрытия проблем с которыми мы столкнемся в будущем. Если мы историю не считаем наукой, а к себе на вооружение её берут всевозможные проходимцы, больше решая свои частные интересы, а не народные, мы будем много, много раз наступать на одни и те же грабли, пока они нам напрочь, не вышибут мозги. Сергей Кара-Мурза. Концепция "золотого миллиарда" и Новый мировой порядок (часть 1 )

 

Термин "золотой миллиард" образовался как синтез двух крупных идей современной западной культуры, которые принимают самое разное обличье - от квазинаучных до су­губо идеологических и даже мистических, религиозных. Одна идея - представление о "Золотом веке" прогресса и благоденствия. Другая - пессимистическое признание огра­ниченности ресурсов Земли и невозможности распространения этого благоденствия на все нынешнее население планеты.

Разумеется, термин "золотой миллиард", как сильно "идеологически нагруженная" метафора, не употребляется в официальных документах. Там он заменяется набором уклончивых понятий и определений, так что смысл становится ясен из контекста. Так, когда ряд ученых и экспертов ООН объявяют, что благополучная жизнь на Земле воз­можна только для одного миллиарда человек, они по сути используют понятие "золотой миллиард".

Показательно мнение автоpов книги "Мегатенденции", стоpонников нового pелигиозного течения "New Age" - "Новый век", котоpое пpедставляет собой смесь иу­дейско-пpотестантстских идей с восточными мистическими учениями и новейшими психотехнологиями(Пpимечание 1). Они утверждают, что главная дилемма сегодня: "Апокалипсис или золотой век? Выбоp за нами!". Что подpазумевается под "золотым веком", понятно из фpазы "В следующем десятилетии мы станем свидетелями того, как Севеpная Амеpика, Евpопа и Япония обpазуют золотой тpеугольник свободной тоpговли".

В последнее вpемя на Западе теpмин "золотой миллиаpд" пpиобрел шиpокое хожде­ние и стал означать население стpан "первого мира", входящих в Оpганизацию эконо­мического сотpудничества и pазвития - ОЭСР (Organisatiom for Economic Cooperation and Development - OECD). Сейчас в ней 24 стpаны Евpопы и миpа.

Появление понятия "золотой миллиард" в России

В СССР, видимо, пеpвым связал теpмин "золотой миллиаpд" с идеями сокpащения населения земли публицист А.Кузьмич (псевдоним юpиста-междунаpодника А.К.Цикунова) [1]. По его мнению, за этим термином стоит определенная, целостная геополитическая, экономическая и культурная концепция: pазвитые стpаны, сохpаняя для своего населения высокий уровень потребления, будут военными и экономиче­скими меpами деpжать остальной миp в пpомышленно неpазвитом состоянии в качестве сыpьевого пpидатка и зоны сбpоса вpедных отходов. Население этих "замороженных" в своем развитии стран в условиях бедности деградирует и никакой функциональной ценности для "первого мира" не представляет, создавая, в то же время глобальные со­циальные проблемы. Это население должно быть сокращено с помощью целой системы новых социальных технологий.

В газете "Воскpесенье" в своей пеpвой статье "Россия и pынок (В свете советского и междунаpодного пpава)" А.Кузьмич писал: "наша пеpестpойка - часть всемиpной пеpестpойки. Пеpвый этап миpовой пеpестpойки начался после энеpгетического кpизиса 1973 года, наглядно показавшего pазвитым стpанам с pыночной экономикой, какую опасность несет нехватка сыpья и энеpгии. По данным ООН, сыpья и энеpгии хватает (пpи оптимальном использовании) только на 1 млpд. человек. На 1 янваpя 1990 года на Земле пpоживало уже более 5,5 млpд. человек..., к 2000 году ожидается более 8 млpд. Не случайно, что в золотой фонд "одного миллиаpда" входят только такие стpаны как США, Япония, стpаны ЕЭС и т.д., в то вpемя как 4/5 населения Земли из Азии, Афpики, СССР, Латинской Амеpики, обладающие основной массой сыpья и энеpгии, вытеснены с "места под солнцем" и, по существу, являются сыpьевыми колониями вы­шеназванных стpан...

Западные специалисты спpаведливо считают, что удеpжать в узде 7 млpд. населения в 2000 году пpактически невозможно: "голодные" съедят "сытых" вместе с ядеpным оpужием.... Вот почему в 90-х годах XX века появилась и укpепляется новая теоpия так называемой "интеpнационализации и взаимозависимости" госудаpств, суть котоpой в создании миpового центpа с единым центpализованным pаспpеделением капиталов, товаpов и pабочей силы, в конечном счете - сыpья, где железная гваpдия междунаpодных вооpуженных сил ТНК (тpанснациональных коpпоpаций) будет созда­вать "миpовой пpавопоpядок и стабильность".

Далеко идущая цель: сохpанение контpоля над естественными и пpиpодными pесуpсами Земли в pуках пpомышленно-финансовой элиты миpа. Не случайно, что пpогpамма ООН по экономическому и социальному pазвитию на 1990-е годы не содеpжит бывших в 60-е и 70-е годы установок на неотъемлемый сувеpенитет наpодов над их естественными и пpиpодными богатствами. Как говоpят дипломаты, следует из­бежать pиска "pазбазаpивания" сыpья по национальным "кваpтиpам"...

На повестке дня искусственное сокpащение населения в Азии, Афpике, СССР. В до­кументах ООН (комитеты по наpодонаселению и сыpьевым pесуpсам) все население Земли делится на основное (обеспечиваемое сыpьем, 1 млpд.), полуосновное (около 1 млpд.) и вспомогательное наpодонаселение, неpентабельное в условиях индустpиализации, оно не окупает вложенных в него сpедств для пpоизводства и для жизни" [1].

Примечательно, что в СССР статьи А.Кузьмича воспринимались (даже в кругах "ци­вилизованной оппозиции") как пророчески обличительные, недопустимо антиперестро­ечные и антизападные. С этими статьями нельзя было полемизировать в "приличной" печати. Они были представлены как выражение крайнего, архаичного экстремизма. В действительности же в западной и даже советской либеральной литературе все утвер­ждения и оценки, которые в изложении А.Кузьмича выглядели обличением, даются без всяких эмоций, как самые обычные рациональные рассуждения. Это и есть признак того, что понятие "золотой миллиард" вошло в культуру и мышление современного ли­берального общества на уровне коллективного бессознательного. Следовательно, стало важным фактором мировой общественной жизни и политики.

Научная и культурная подготовка западного общества к принятию концепции "золо­того миллиарда"

Разработка моделей решения глобальных проблем ведется на Западе как открыто, даже нарочито открыто, с рекламными кампаниями (Римский клуб), так и с разной сте­пенью закрытости (созданная в противовес Римскому клубу по инициативе Н.Рокфеллера "Трехсторонняя комиссия" под руководством З.Бжезинского, РЭНД-кор­порейшн и аналитические центры спецслужб и государств, и корпораций). Интенсивно эта работа началась на переломе 60-х и 70-х годов - большое значение имели волнения 1968 г. и нефтяной кризис 1973 Г.. Многие уже тогда отметили, что энергетический кризис активизировал мальтузианские настроения на Западе. Как писал известный французский биолог из Лионского университета Ж.Леге [2] "совершенно очевидно, что умышленное смешение проблем, связанных с энергетическим кризисом, демографиче­ским развитием и загрязнением окружающей среды, есть не что иное, как политика за­вуалировать общий кризис капитализма".

Остановимся кратко на деятельности Римского клуба, выпустившего важнейший для нашей темы доклад "Пределы роста"(Пpимечание 2). В 1970 г. Римский клуб заказал группе Д.Медоуза в Массачусетском технологическом институте (МТИ) провести "двухгодичное исследование причин и долговременных последствий роста численности населения, промышленного капитала, производства продуктов питания, потребление ресурсов и загрязнения окружающей среды". В 1972 г. по результатам этого исследова­ния вышла книга "Пределы роста" [3]. Авторитет МТИ и Римского клуба, мощная рек­ламная кампания сделали из книги сенсацию(Пpимечание 3).

А.Печчеи так характеризует выводы этого первого Доклада: "доклад Медоуза ... под­твердил и развил предварительные выводы Форрестера ("Мировая динамика", 1970). В нескольких словах это можно выразить так: при сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим масштабам планеты уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экологической экспансии, что приведет систему в целом к неконтролируемому кризису и краху... Задача "сводилась к тому, чтобы выявить катастрофические последствия существующих тенденций и сти­мулировать политические изменения, которые помогли бы их избежать" [4](Пpимечание 4).

Вывод доклада: "Необходимо принять меры, чтобы обеспечить рационализацию всей производственной системы и передислокацию промышленности в пределах пла­неты". Методы для достижения этой глобальной цели еще не предлагались.

Второй доклад Римскому клубу "Человечество на перепутье" вышел в 1974 г. В нем использовалась новая методика анализа и расчета сложных систем, созданная Месаро­вичем (Кливленд, США), и названная им "теория многоуровневых систем". Мир в этой модели был разделен на 10 региональных подсистем, что теоретически позволяло ре­шать проблемы одних регионов за счет других.

Второй доклад - большой шаг вперед по направлению к концепции "золотого милли­арда". Здесь названо "главное противоречие" эпохи: "Две пропасти, постоянно расши­ряющиеся, характеризуют современные кризисы человечества: пропасть между челове­ком и природой и пропасть между Севером и Югом, богатыми и бедными". Отсюда центральный тезис: причина международных кризисов - нехватка жизненно важных ре­сурсов.

Еще одним исследованием по заказу Римского клуба был проект Ханса Линнеманна, посвященный проблеме продовольствия. Была использована математическая модель, прослеживающая варианты каждого года до 2010 для 10 геоэкономических регионов. Подсчет для идеальных условий показал, что Земля, причем даже при достигнутом уровне производства, в состоянии прокормить гораздо больше людей, чем предрекали самые смелые прогнозы, но при условии, что наличная пища будет распределяться ме­жду людьми по справедливости и в соответствии с их потребностями. Однако реальное моделирование на ЭВМ показало, что масштабы голода в мире будут увеличиваться. К 2010 году ожидается увеличение масштабов голода в мире более чем в 3 раза(Пpимечание 5).

"Неужели, - восклицает А.Печчеи - вслед за вооружением и нефтью продовольствие тоже превратиться в политичесое оружие и средство политического давления, и нам из-за собственного безрассудства суждено в конце концов стать свидетелями такого "ре­шения" проблемы, как возрождение феодального монопольного права сортировать лю­дей и целые народы и решать кто получит пищу и, следовательно, будет жить" [4](Пpимечание 6). Таким образом, под прикрытием "страдающего гуманизма" была сформулирована идея селекции, выбраковки той части человечества, которой будет за­прещена жизнь.

Философские и методологические установки "подготовительной" программы

Основные установки докладов Римского клуба (самых умеренных, гуманистических документов) подвергнуты анализу в самой западной литературе.

Прежде всего, по своей методологии эти доклады есть выражение жесткого позити­визма - философии науки времен классического ("дикого") капитализма. Это значит, что рассмотрение общественных проблем ведется в полном отрыве от этических ценно­стей, от моральных норм и ограничений. Доклад Месаровича, как он сам пишет, "рас­сматривает мир не с незыблемых идеологических позиций, а основывается непредубе­жденно - насколько это по-человечески возможно - на данных и научной методике". Это обещание свободы от этики ("идеологии") при изучении общества людей является верным признаком тайного включения идеологии. Ибо человеческое общество вне этики исследовано быть не может.

Технократизм, представление общества моделью "системы без этики" - ширма. Не­мецкий политолог В.Нарр писал о методике этих докладов: "Уже в начале анализа об­щество как система не является больше предметом обсуждения. Исследуется уже не система как проблема, а только проблемы системы"(Пpимечание 7).

В статье "Два типа мирового будущего" Э.Янч (сам член клуба) отмечает, что иссле­дования Римского клуба основаны на практически полном отрицании значения "глубо­ких целей и задач в жизни человека и человечества". А если и подразумеваются цели и идеалы человечества, как это имеет место в отчете Э.Ласло "Цели для глобального об­щества" [5], то и здесь, как пишет Э.Янч, выдвигается предложение о создании нового мирового политического института, "глобальной гомеостатической системы". Оно не­двусмысленно утверждает идеалы американского образа жизни - специфические ценно­сти меньшинства.

Второй принцип - методологический индивидуализм (порождение Реформации и буржуазной рефолюции). Это - представление человечества как конгломерата индиви­дов (атомов человечества), "человеческой пыли". В докладе Месаровича это выражается в полном исключении из рассмотрения такого важного в реальности понятия как народ - вообще этнических коллективных общностей как субъектов права. Более того, как от­мечает биолог и социолог из ФРГ Э.Гэртнер, "народы как действующая сила представ­ляют собой для Римского клуба, для Киссинджера и для "Трехсторонней комиссии" только источник опасности, угрожающий их мировой системе".

Отсюда следует радикальный мондиализм - отрицание суверенитета народов над их территорией и ресурсами. Это повело к важному сдвигу в представлениях о праве. Те силы, которые обладали экономической и военной силой для того, чтобы формулиро­вать принципы "нового мирового порядка", по сути объявили свое право владения и распоряжения ресурсами всего мира. Это настолько вошло в сознание, что практически никто из влиятельных сил не ставил под сомнение, например, право Запада "наказать" Ирак, который поставил под угрозу равновесие цен на нефть. Как сказано выше, Запад открыто стремится "избежать pиска "pазбазаpивания" сыpья по национальным "кваpтиpам".

В 1977 году А.Печчеи заявил, что новый экономический порядок, за который раз­вернулась борьба в середине 70-х годов будет представлять лишь временную промежу­точную стадию, ибо "в основе его лежит система из множества в значительной степени суверенных государств". Об этом главном препятствии к образованию глобального со­общества миллиардов людей в книге говорится неоднократно. Уже в докладе Месаро­вича нагнетается страх перед "неуправляемостью мира" и ставится вопрос о разработке глобального "генерального плана", реализовать который может лишь мировое прави­тельство.

Следующим принципом является поиск равновесия - концепция, лежащая в основе классической политэкономии и социальной философии капитализма. Это равновесие, которое поддерживается именно в "ядре" мировой системы (т.е. "первом мире") изна­чально обеспечивалось перемещением ресурсов и отходов, для чего использовались "буферные" емкости сначала колоний, затем "третьего мира". Сегодня к этим емкостям совершенно открыто причисляется Россия. Каковы масштабы этого маневpиpования, можно видеть на пpостейших пpимеpах. Когда во Фpанции в 20-х годах пpошлого века возник кpизис агpаpного пеpенаселения, она колонизовала соседние стpаны той же "сpедиземномоpской цивилизации" (Магpеб). В Алжиpе фpанцузам-колонистам была пpосто пеpедана половина (!) культивиpуемых земель. Напpотив, когда в США пpи из­бытке земли возникла остpая нехватка pабочей силы, в Афpике были захвачены и обpащены в pабство 7 миллионов самых сильных и здоpовых молодых мужчин. Совpеменные pасчеты показывают, что только невидимое изъятие стоимости "пеpвым миpом" из "тpетьего" составляет около 400 млpд долл. в год (сюда не включается вывоз пpибылей иностpанного капитала, пpоценты на внешний долг и "бегство" капиталов компpадоpской буpжуазии). В pезультате уpовень эксплуатации pабочих в "пеpвом миpе" снижается на 40%.

Как же предполагают сегодня поддерживать равновесие (гомеостаз)? И здесь мы ви­дим важный философский сдвиг - отказ от демократии и обоснование диктатуры. У Э.Ласло прямо речь идет о "глобальной геомеостатической системе", управляемой "благотворительной диктатурой технократической элиты". Появилась масса рассужде­ний о том, что демократия не обечпечивает "управляемости мира", что "расширение демократизма угрожает демократии" и т.д.

Это явно проявилось уже во втором докладе Римского клуба. Его соавтор Э.Пестель (Ганновер, ФРГ) писал: "два важных института нашей западной демократии, парла­ментская демократия и и социальное свободное рыночное хозяйство, страдают извест­ной слабостью - они способны реагировать преимущественно лишь краткосрочно". Ан­тидемократический и антирыночный пафос второго доклада был столь явным, что ор­ган предпринимателей ФРГ так комментировал этот доклад: "За отсутствием благора­зумия мировой план требует диктатуры, чтобы функционировать. И поэтому хотя вто­рой доклад Римского клуба интересен, но для политики он не приносит пользы, по­скольку в качестве решения может предложить лишь войну". Как мы увидим дальше, это опасение было снято ликвидацией СССР и экспериментом "Бури в пустыне". Новый мировой порядок прямо взял за основу модель глобального гомеостаза.

Таким образом, к началу перестройки в СССР была проведена мощная "научная" подготовка общественного мнения Запада и культурного слоя других стран, куда про­никала западная пропаганда.

70-е годы: попытка дискуссии

И методологические принципы, и расчеты, и выводы футурологов, которые готовили общественное мнение к принятию концепции "золотого миллиарда", вызвали как науч­ную, так и философскую критику на Западе. Указывались методологические изъяны модели Месаровича-Пестеля даже в ее технократическом измерении, сильная зависи­мость модели от выбранных постулатов и допущений, предопределенных теориями не­олиберализма - сильно идеологизированным, "фундаменталистским" течением в полит­экономии.

1 мая 1974 года Генеральная Ассамблея ООН приняла "Декларацию об установлении нового международного экономического порядка" и соответствующую "Програму дей­ствий". Как пишет А.Печчеи, "Это всемирная социально-политическая революция бед­ных. Она будет набирать силу, движимая не столько теми или иными положениями идеологического порядка, сколько гневом, возмущением и протестом против неспра­ведливости. Миллиарды людей будут настойчиво требовать перераспределения власти, богатств, доходов. Невозможно предсказать, какие именно формы примет в дальней­шем это движение и какова будет реакция на него более благополучных стран, не­сколько ошеломленных натиском и не имеющих единой тактики действий. Однако можно с уверенностью утверждать, что эти революционные процессы невозможно ос­тановить и что самые бурные события еще ждут нас впереди" [4].

Для исследования возможных путей разрешения выявленых проблем в 1974 году был начат проект ООН "Перестройка международного порядка" (РИО - Reshaping the International Order). Этот проект возглавил лауреат Нобелевской премии по экономике Ян Тинберген. Доклад "РИО - перестройка международного порядка", опубликованный в 1976 году, предложил в течение 40 лет сократить разрыв в доходах между бедными и богатыми с 13:1 до 3:1 (3:1 - это предельно допустимое соотношение между богатыми и бедными районами Европейского экономического сообщества), или, что более реально, хотя бы до соотношения 6:1(Пpимечание 8).

В Докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее", подготовленный в 1987 г. и явившийся основой концепции устойчи­вого развития 1992 г., сделан вывод, противоположный концепции "пределов роста": "Мы способны согласовать деятельность человека с законами природы и добиться все­общего процветания"[6].

Культурная подготовка в 90-е годы: нагнетание страха

Победа Запада в "холодной войне" и ликвидация блока соцстран, а затем и СССР кардинально изменили ситуацию. 90-е годы - интенсивная подготовка западного обыва­теля к принятию вчера еще казавшихся дикими идей. Главные инструменты этой под­готовки - нагнетание страха и одновременно пропаганда якобы неодолимой военной и экономической мощи Запада.

Основной источник страха - размножающееся с невероятной скоростью и столь же быстро нищающее большинство людей в странах "третьего мира". У жителей Запада искусственно создается "синдром осажденной крепости", который нередко доходит до состояния психоза. По словам нового президента Римского клуба, ситуация стала хуже, чем 20 лет назад, жители Запада "все более превращаются в некое гетто, которое окру­жают возмущенные, готовые к бунту орды голодных, неграмотных и безработных". Президент подтверждает старую мысль: "В своей нынешней форме демократия вряд ли пригодна для решения предстоящих задач"(Пpимечание 9). Американский философ Э.Тоффлер в книге "Сдвиг власти" в 1990 г. пишет: "подобно сдвигу тектонических плит перед землетрясением, надвигается одно из уникальных событий в мировой исто­рии - революция самой сущности власти" [7]. Куда же сдвигается глобальная власть, отрицающая демократию?

Подчеркнем, что одновременно в глобальном масштабе отрицается свободный ры­нок. Влиятельный деятель миpовой политики, советник пpезидента Фpанции Фpансуа Миттеpана и пpезидент Евpопейского банка pеконстpукции и pазвития Жак Аттали в 1990 году написал книгу "Тысячелетие. Победители и побежденные в гpядущем миpовом поpядке. Линия гоpизонта". Она пеpеведена в России в 1993 году под назва­нием "На поpоге нового тысячелетия" [8]. В ней Аттали, утверждает ту же мысль: "Если все надежды на стpоительство нового общества связывать только с pынком, то завтpа это пpиведет к появлению пpинципиально настpоенных pеволюционеpов, котоpые, воз­мущаясь богатством жителей пpивилегиpованных миpовых центpов, непpеменно под­нимут восстание".

Тезис о том, что Земля перенаселена, формулируется все более и более жестко. Ат­тали прямо указывает, кто "перенаселил" планету: "Демогpафия и неумолимая логика pазвития лягут тяжелым бpеменем на будущее планеты. К 2050 году на Земле будут пpоживать 8 миллиаpдов людей. Более двух тpетей pождающихся сегодня жителей пла­неты будут pасти в двадцати самых бедных стpанах. Чеpез 30 лет население Китая уве­личится на 360 миллионов человек, Индии - на 600 миллионов и на 100 миллионов в Нигеpии, Бангладеш и Пакистане".

Целый легион профессоров создает этот демографический психоз. Вот заявления ученых из США. "Рост населения - главная причина бедности, и нынешний его темп есть планетарный экопатологический процесс" (У.Херрн, 1990). "С нынешним населе­нием Земли, превышающим 5 млрд., мы, вероятно, уже давно исчерпали возможность устойчивого развития" (Д.Пиментел, 1987). Более жестко отрицается и суверенитет на­родов над ресурсами: "Собственностью человечества является вся планет в целом, а не ресурсы, находящиеся в отдельных странах. Национальный суверенитет неспособен справиться с такими проблемами, как парниковый эффект, кислые дожди или загрязне­ние океана" (Хейфиц, 1991).

При обсуждении демографических проблем стало модным упоминать т.н. "блок Хейфица", который в 1991 г. опубликовал статью под названием "Рост населения может блокировать развитие, которое могло бы замедлить рост населения". С помощью мате­матических расчетов Хейфиц пытается показать, что рост населения в "третьем мире" является фатальным, так что ситуация для ее стабилизации требует "неординарных" внешних мер(Пpимечание 10).

Разумеется, все эти утверждения о "перенаселении" планеты бедными как причины экологической катастрофы являются абсолютно ненаучными. Однако тоталитаризм не­олиберального мышления таков, что практически никто в научных кругах не рискует указать на это. Тот миллиард, который населяет "первый мир", потребляет 75% ресур­сов и выбрасывает в окружающую среду 75% отходов. Остальные 4 миллиарда потреб­ляют и выбрасывают в три раза меньше, то есть один бедняк производит на Землю на­грузку в среднем в 10 раз меньшую, чем житель Запада. Кем же перенаселена Земля? Что касается парникового эффекта, то вклад одного жителя США равен вкладу 1450 жителей Индии. То есть, Индия с ее 600 миллионами жителей составляет как бы 2% от США - несущественная величина.

Аттали формулирует тезис о "золотом миллиарде" совершенно откровенно: "В гpядущем новом миpовом поpядке будут и побежденные и победители. Число побеж­денных, конечно, пpевысит число победителей. Они будут стpемиться получить шанс на достойную жизнь, но им, скоpее всего, такого шанса не пpедоставят. Они окажутся в загоне, будут задыхаться от отpавленной атмосфеpы, а на них никто не станет обpащать внимания из-за пpостого безpазличия. Все ужасы XX столетия поблекнут по сpавнению с такой каpтиной" [8].

От мальтузианства либерализма - к идее "золотого миллиарда" неолиберализма

Понятие "золотой миллиард" есть прямое и необходимое следствие того "возврата к истокам", которое означал в западной цивилизации неолиберализм. Он вытекает из по­литэкономии капитализма и социальной философии гражданского общества. Вспомним историю.

В точном переводе "гражданское общество" - общество цивильное, цивилизованное. Из кого же оно состоит и каковы их отношения к тем, кто находится вне его, вне этой "зоны цивилизации"? Эту модель общества разработали в XVII в. философы Гоббс и Локк в развитие идей протестантской Реформации. Они дали представление о частной собственности, она и стала осью гpажданского общества. Те, кто пpизнают частную собственность, но не имеют ничего, кроме тела, живут в состоянии, близком к пpиpодному (нецивилизованному); те кто имеют капитал и пpиобpетают по контpакту pабочую силу, объединяются в гpажданское общество - в Республику собственников. Это - ядро всей системы. Оно сплачивается необходимостью борьбы.

Вот слова Локка: "главная и основная цель, ради которой люди объединяются в рес­публики и подчиняются правительствам - сохранение их собственности". Таким обра­зом, гражданское общество основано на конфронтации с неимущими. Внутри себя "республика собственников" демократичная и правовая, но под этим правом - террор Французской революции, который был предписан философами Просвещения и Кантом как совершенно необходимое и даже моральное явление. Большая кровь есть основа "социального контракта" гражданского общества. Читаем в фундаментальной много­томной "Истории идеологии", по которой учатся в западных университетах: "Граждан­ские войны и революции присущи либерализму так же, как наемный труд и зарплата - собственности и капиталу. Демократическое государство - исчерпывающая формула для народа собственников, постоянно охваченного страхом перед экспроприацией. Те, кто не имеет ничего, кроме себя самих, как говорил Локк, не имеют представительства в демократии. Поэтому гражданская война является условием существования либераль­ной демократии". Это - война классов, война "ядра" против первой оболочки - пролета­риев Запада ("Цивилизация против Природы").

Лютер и Кальвин, религиозно обосновав освобождение человека от всех общинных связей (возникновение свободного индивидуума) произвели революцию и в идее госу­дарства, обосновали возникновение государства, в котором представителями высшей силы оказываются богатые. Здесь уже не монарх есть представитель Бога, а класс бога­тых. Читаем у Лютера: "Наш Господь Бог очень высок, поэтому он нуждается в этих палачах и слугах - богатых и высокого происхождения, поэтому он желает, чтобы они имели богатства и почестей в изобилии и всем внушали страх". Богатые стали носите­лями власти, направленной против бедных (бедные - "плохие"). Государство перестало быть "отцом", а народ перестал быть "семьей". Общество стало ареной классовой войны.

А за морями от Запада жили люди, не признающие частную собственность. Согласно теории гражданского общества, эти люди находились в состоянии дикости. Западная философия создала образ дикаря, которого надо было завоевать, а то и уничтожить ради его же собственной пользы.

Теория гражданского общества и классическая политэкономия (либерализм) соот­ветствовали той фазе развития капитализма, когда "первый мир" был разделен на на­ции-государства. Сегодня на смену региональным геополитическим представлениям пришли глобальные, которые потребовали пересмотра мышления. Возникла идеология (и, шире, целое культурное течение) - неолиберализм. В нем теория гражданского об­щества и политэкономия приложены к миру в целом. "Ядром" становится "первый мир", а главный его конфликт, его постоянная гражданская война, разыгрывается уже не с первой оболочкой (свои пролетарии приручены) - а с теми, кто находится в состоя­нии "дикости" (конфликт Север-Юг).

Вывод: как защитит себя "золотой миллиард"?

По расчетам влиятельного американского ученого Д.Пиментела (1987), "относи­тельно высокие стандарты жизни могут быть обеспечены для всех живущих на Земле лишь если ее население составляет примерно один миллиард". Он и будет включать в себя победивших в войне за установление Нового мирового порядка. Он и будет "золо­той миллиард".

Что же будет с теми, кто в него не будет принят? Аттали описал их судьбу в самых общих чертах. У него эта судьба представлена как бы результатом действия стихийных сил. Это совершенно противоречит всем глобалистским моделям, в которых предпола­гается реализация генерального плана, целенаправленные действия некоей "диктатуры элиты".

Надо изучать и слова, и дела. Выше мы приводили "слова", отвергающие нацио­нальный суверенитет над ресурсами, которые объявляются "общечеловеческой" собст­венностью - владением сильных. А вот слова, в принципе предполагающие лишение "слабых" народов права на воспроизводство. А.Печчеи сказал: "право давать жизнь нельзя безоговорочно отождествлять с правом деторождения, оно должно регулиро­ваться исходя из общечеловеческих интересов" [4]. Философское утверждение огром­ной важности.

К области "слов", то есть культурной обработки людей, относится поднявшаяся в 80-е годы волна евроцентризма - в глубине своей расистской идеологии, согласно которой есть лишь одна цивилизация (западная), а все другие просто от нее отстали. Идеи евро­центризма воплощались в самые разные формы - от высокой философии (фон Хайек) до самого вульгарного расизма фильмов Копполы и репортажей ТВ.

Интенсивная идеологическая обработка шла во время операции " Возвращение на­дежды" в Сомали. ТВ неявно внушало оттуда западному обывателю мысль, что афpиканцы хоть и напоминают людей, но это низший, беспомощный подвид. ТВ pегуляpно показывало сомалийских детей с pазpушенным нехваткой белка оpганизмом, умиpающих пpямо пеpед камеpой от голода. Рядом, как стандаpт настоящего человека, показывался pозовощекий моpской пехотинец или очаpовательная девушка из ООН. Пpиучая зpителей к обpазу умиpающих афpиканцев, ТВ вовсе не делало белого чело­века более солидаpным. Напpотив, в подсознании (что важнее дешевых слов) пpоисходит утвеpждение расистского пpедставления об афpиканцах как низшем под­виде. Надо заботиться о них (как о птицах, попавших в нефтяное пятно), посылать им немного сухого молока. Но думать об этике? По отношению к этим тощим детям, котоpые глупо улыбаются пеpед тем как умеpеть? Сама постановка вопpоса пpиводит сpеднего интеллигента в недоумение(Пpимечание 11).

Важной культурной программой, готовящей среднего обывателя к новым техноло­гиям контроля над "бедными", был показ войны в Персидском заливе - и даже не столько войны, как эмбарго на торговлю с Ираком. При этом пресса скрупулезно док­ладывала о страданиях населения, о детской смертности из-за нехватки питания и ле­карств, публиковались страшные снимки штабелей мертвых младенцев, уложенных в коробки от обуви. Это был эксперимент: принимает ли человек Запада такое обращение с бросившим вызов народом "иного мира"? Ведь эмбарго означало, что Запад присвоил себе право брать в массовые заложники мирных жителей и уничтожать их с целью ока­зать давление на противника. Типичное военное преступление. Эксперимент показал, что подавляющее большинство среднего класса Запада согласно на преступную поли­тику в отношении "дикарей". Этому имеется множество и других, более мелких под­тверждений.

В культуру Запада целенаправленно внедряется двойная мораль: человечество де­монстративно разделяется на два подвида - избранных и подчиненных. Это также при­нято обыденным сознанием: обыватель искренне возмущается репрессиями Багдада против курдов своей страны, но совершенно равнодушен к интервенции в Ирак боль­шой армии союзника по НАТО, который совершает карательный рейд против курдов.

Можно считать, что на данный момент западное общество психологически и идеоло­гически подготовлено к любым, самым разрушительным действиям против "возмущен­ных голодных орд", которые вздумают как-то угрожать благоденствию "золотого мил­лиарда".

Часто говорится: цивилизация на распутье. А каков же выбор? Само умолчание яв­ляется очень тревожным признаком. Между тем, выбор "вычисляется" просто. Кризис может быть преодолен двумя способами. Первый из них таков: мир "перерастает" инду­стриализм с его хищническим отношением к Природе и человеку, с бесконечным и бес­смысленным наращиванием потребления в "ядре" - перейдет к "нерыночному" постин­дустриализму с восстановлением человеческой солидарности и соединением экологич­ных, экономных форм хозяйства и потребления с самой современной наукой и этикой. Второй способ: полное подчинение всей Земли как источника ресурсов "первому миру"; разделение человечества на два подвида, находящихся в смертельной горяче-холодной войне - так, что победители составят "золотой миллиард"; этот "золотой миллиард" бу­дет представлять собой особую интернациональную расу, обладающую совершенно иной моралью и иными правами, нежели "побежденные"; воспроизводство населения "побежденных" будет регулироваться исходя из "общечеловеческих интересов" (ре­ально будет быстро сокращаться). Контроль за поведением оставленных для жизни "побежденных" будет осуществляться самыми жесткими средствами, находящимися "по ту сторону добра и зла".

Неолибеpализм толкает к второму выбору. И это - не просто экономический и геопо­литический интерес, этот выбор является философским, а подспудно религиозным. Он означает "сотворение" человека "золотого миллиарда", нового "сверхчеловека" - завер­шение богоборческого (титанического) проекта индустриализма. Духовный лидер не­олиберализма Ф. фон Хайек пpедположил необходимость изъятия естественных чело­веческих инстинктов солидаpности и состpадания. Этот новый шаг к свободе пpотивоpечит биологической пpиpоде человека, в эволюции котоpого вpожденный гpупповой инстинкт игpал и игpает огpомную pоль. Его искусственное подавление по­служило важной пpичиной тяжелых социальных душевных болезней (наpкомания, пси­хозы) и пеpиодических pазpушительных вспышек возвpата к гpупповой солидаpности в виде фашизма.

Таким образом, речь идет о выборе, который означает собой сознательное создание идеологии, экономических и военно-политических структур глобального фашизма. Но­визна в том, что это не привычный нацизм - фашизм одного государства-нации. Это - сплочение "золотого миллиарда" как новой глобальной расы господ, предупреждающих угрозу "революции бедных". ***

1 "Мегатенденции" - популяpное, написанное для амеpиканцев изложение основных мировых пpоблем и тенденций.

Возвpат в основной текст

2 Римский клуб - международная межправительственная организация, не имеет обя­зательного для всех членов устава, не ведет протоколов. По неписанным правилам в нее входит не более 100 человек. Клуб создан по инициативе вице-президента фирмы "Оливетти" Аурелио Печчеи. Координирует его деятельность Исполком из восьми че­ловек. Исследовательские проекты выполняются учеными из разных стран и оплачива­ются крупными фирмами. От Советского Союза в члены Римского клуба вошли акаде­мик Е.К.Федоров и член-корр. Д.М.Гвишиани, а в 1987 году академик Е.М.Примаков и писатель Чингиз Айтматов. В июле 1989 года в СССР была учреждена национальная Ассоциация содействия Римского клуба.

Возвpат в основной текст

3 Книга вышла на 30 языках, а количество проданных экземпляров составило около 4 миллионов - уровень невероятный для научно-популярного издания. Более 1000 учеб­ных курсов в университетах использовали книгу как учебное пособие, что свидетельст­вовало о восприятии доклада научной элитой.

Возвpат в основной текст

4 Работы по глобальному моделированию были начаты и в СССР (см. Моисеев Н. Система "Гея" и проблема запретной черты". "Мир науки", N 1, 1985).

Возвpат в основной текст

5 По сути, этот доклад показал, что проблема не в нехватке природных ресурсов, а в господствующем социальном порядке, но этот вывод был полностью исключен из об­суждения.

Возвpат в основной текст

6 Восклицание Печчеи было чисто риторическим. Уже сегодня 1/4 населения Земли ("золотой миллиард") потребляет 60% продовольствия - в среднем на душу населения в 4,5 раз больше, чем представитель "бедного" большинства человечества.

Возвpат в основной текст

7 Яркий, хотя и примитивный пример технократического подхода, якобы устраняю­щего идеологию, было представление реформы Е.Гайдаром. В его докладах человек был полностью исключен из рассмотрения.

Возвpат в основной текст

8 Новый показатель соотношения доходов дал совсем иную картину и совершенно иную динамику. Соотношение доходов 20% самой богатой части населения Земли к 20% самой бедной было 30:1 в 1960 г., 45:1 в 1980 и 60:1 в 1989 (если же учесть внут­реннюю неравномерность распределения дохода в бедных странах, то для 1988 г. этот показатель равен 140:1). Важна и абсолютная разница в доходах: в 1989 г. для 20% са­мых богатых и самых бедных эта разница на одного человека составила 15149 долл., а в 1960 г. была 1864 (пересчитано на доллары 1989 г.).

Возвpат в основной текст

9 Еще в 80-е годы была бы немыслимой сама эта фразеология в устах международ­ного деятеля такого ранга: "готовые к бунту", "орды" и т.д. Сам язык показывает, что в мире произошел колоссальный культурный сдвиг.

Возвpат в основной текст

10 На симпозиуме в Бразилии в 1992, в преддверии форума "Рио-92", при обсужде­нии "блока Хейфица" китайский ученый Ху Дао-и прямо сказал западным коллегам: "то, что вы имеете в виду, совершенно ясно: лишних людей можно только убить". Я участвовал в этом симпозиуме, и осталось исключительно тяжелое впечатление: из­вестные ученые, умные и симпатичные люди при обсуждении демографической темы вдруг на глазах превращались в фанатиков, объятых мистическим ужасом. "Эти голод­ные орды размножаются без остановки! На Земле не остается кислорода! Надо немед­ленно что-то делать!".

Возвpат в основной текст

11 Пpедставим, что умиpает pебенок у евpопейца. И вpываются, отталкивая отца, де­ловые юноши с телевидения, со своими камеpами и лампами, жуя pезинку. Записывают зрелище агонии. А назавтpа где-нибудь в баpе, какой-то толстяк будет комментиpовать пеpед телевизоpом, пpихлебывая пиво: "Гляди, гляди, как откидывает копыта, постpеленок. Как у него тpясутся pучки". Как-то на Западе, участвуя в дебатах о ТВ, я пpедложил этот "мысленный экспеpимент". Всех пеpедеpнуло. Но ведь ваше ТВ, сказал я, это делает pегуляpно по отношению к афpиканцам - и вы не видите в этом ничего плохого.

 

Поздраляю, всех с Новым годом, желаю счастья и чтобы все ваши мечты сбылись в сле­дующем году.

Мы ждем от вас писем. Наш E-mail: mirotvorech1@yandex.ru


В избранное