Продолжаем обсуждение макета новой Конституции России.
В рамках работы над монографией "Национальная идея России" в Центре разработан научный макет новой Конституции России. Надеемся, что Вам будет небезынтересно ознакомиться с данным материалом и выразить свое отношение к нему.
Авторы разработчики были бы благодарны за отклики, пожелания и предложения, за критические замечания, поскольку научная работа продолжается.
В продолжение критического комментария стенограммы брифинга «Стратегия-2020: развилки экономической политики»…
Удивительно откровение Владимира Александровича Мау. Он цитирует сам себя, приводя фразу из письма, адресованного президенту: «Кризис сыграл роль санитара леса». В ходе брифинга, однако, Мау сделал прямо противоположное утверждение: «он не сыграл эту роль, потому что Стабилизационный фонд не позволил ему. Наличие больших резервов позволяло компенсировать проблемы, остановить структурную модернизацию». О чем говорит руководитель группы? Наличие больших резервов означало, что замороженные
деньги хранились в кубышках. Они никаким образом не использовались. Как они могли остановить структурную модернизацию – совершенно непонятно. Безосновательность заявлений просто потрясает. Никакой структурной модернизации в стране и не начиналось, потому что структурное распределение инвестиций по видам экономической деятельности было в пользу сырьевых отраслей и за эти 10 лет диспропорция нарастала
Каким образом Стабилизационный фонд мог стать препятствием на пути модернизации, поскольку «позволял решать проблемы без модернизации», понять совершенно невозможно. Если бы эти средства направлялись непосредственно на модернизацию, тогда развитие бы имело место, налицо была бы диверсификация экономики, развивались бы инновационно чувствительные отрасли.
Вообще речь руководителя Академии народного хозяйства, прозвучавшая в ходе брифинга, весьма странная. Поражает тезис о том, что Россия является страной «дорогого труда», «плохих институтов» и «неважного инвестиционного климата». Напомним, что под этой не экономической, не политической, а метеорологической терминологией понимаются некие условия, которые делают Россию непривлекательной для иностранных инвестиций. Вновь в речи эксперта проявляется ориентация на не суверенный источник
ресурсов для развития.
Об экономике, социальной политике и задачах Стратегии 2020.
Удивляет в стенограмме обсуждения Стратегии 2020 беллетристика по поводу перехода «от экономики спроса к экономике предложения», к экономике стимулирования предпринимательской активности не за счет государственного или частного спроса, а за счет предложения. Экономисту понять, о чем идет речь, абсолютно невозможно. Дело в том, что спрос и предложение в равновесной экономике сбалансированы. В этих условиях новое предложение, связанное с инновациями, порождает новые ниши спроса.
Так работает рынок. Что такое экономика спроса, в которой нет предложения, никто не знает. Что такое экономика предложения, в которой нет платежеспособного спроса, никто также не знает.
На самом деле речь идет о том, что коэффициент валовых накоплений в стране должен увеличиться в два с половиной, три раза. Объемы инвестиций должны возрасти. Совершенно очевидно, что никаких внешних массированных инвестиций в страну не будет, не только по экономическим, но и по военно-политическим причинам. Совершенно ясно, что демонетизация, подавившая инвестиционный процесс в стране, уход государства от инвестиционных задач – это причина стагнации развития и деградации экономики
и социальной сферы страны. Но в этом отношении, как заявил Ярослав Иванович Кузьминов, «задача наша – не писать стратегию заново».
Результаты экспертного опроса “Россия. 20 лет. Великая держава?”
В июне 2011 года в рамках работы Экспертного сообщества «Российский сетевой интеллект» был проведен опрос «Россия. 20 лет. Великая держава?». В опросе приняли участие 227 экспертов.
Полученные результаты демонстрирует «рукотворный» характер Российской внешней политики. Практический по всем сферам заметно падение при Ельцине-Козыреве, небольшой подъем при Примакове, еще больший – при Путине и падение при Медведеве.
В июле 2011 года в Экспертном сообществе «Российский сетевой интеллект» был проведен очередной ежеквартальный прогноз макроэкономических показателей: валовой внутренний продукт, индекс потребительских цен, курс доллара, цена на нефть марки Brent, профицит/дефицит федерального бюджета, индекс РТС, численность населения России. В прогнозе приняли участие 23 человека.
В целом нынешний прогноз не сильно отличается от апрельского. Эксперты подтверждают спрогнозированные ранее позитивные тенденции. Пересмотру подвергнулся только прогноз инфляции - он значительно вырос по сравнению с прогнозом от апреля 2011 г. Кроме того, несколько изменился прогноз курса доллара. Эксперты изменили прогнозируемую тенденцию с понижательной на повышательную, что может говорить о начале новой волны ослабления рубля.
Настораживает также прогноз резкого сокращения численности населения России. Сотворенное Росстатом по результатам переписи населения чудо - обнаружившийся "лишний" миллион не повлияет на общий понижательный тренд, эксперты прогнозируют продолжение сокращения населения России в ближайшие три года..
Дефляция евро против американского доллара с последующим риском роста импорта из Европы в Россию может снизить темпы восстановления российской экономики. В связи с кризисом еврозоны перед Россией открываются значительные возможности. Во-первых, европейцы обычно не едины во мнении по целому ряду вопросов, и, поскольку еврозону охватил экономический кризис, Франции, Германии, Италии, а также некоторым другим членам ЕС не хватает времени и сил, чтобы реагировать на российские действия
на их периферии. Еще больший интерес, чем отсутствие координации в европейской внешней политике, представляет тот факт, что перед Россией действительно открываются хорошие возможности в связи с предстоящей приватизацией в Греции. Один из наиболее интересных активов, который Афины думают продавать, – газовая компания DEPA. Она имеет значение, потому что являет собой элемент так называемого Южного газового коридора, который должен идти в обход российских газопроводов в Центральной и Восточной Европе. Если DEPA
попадет в руки России (а «Газпром» числится в списке тех, кто заинтересовался приватизацией), это усложнит европейские усилия по использованию Греции в качестве альтернативы российским газопроводам.
Кризис еврозоны повысил уровень обеспокоенности по всей Европе. Однако, как и в любой беде, здесь есть победители и проигравшие, и Россия потенциально способна выиграть больше остальных – и потому что Европа погрязла в решении своих финансовых проблем, и благодаря инвестиционным возможностям, которые Москва может преобразовать в геополитическое преимущество. Если, в свою очередь, сама не погрязнет в решении собственных, но уже не финансовых, а политических проблем на старте большого
избирательного цикла.
На нашем сайте работает “Форум”, на котором обсуждаются самые интересные видеосюжеты и материалы, подготовленные экспертами нашего Центра.
Приглашаем принять участие в дискуссии на нашем сайте Rusrand.Ru.
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 107078, Россия, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 15 Тел./факс: (495) 981-57-03, 981-57-04, 981-57-09 Internet: http://www.rusrand.ru/ E-mail: info@rusrand.ru