Новости Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности» (в Сеть входят организации, занимающиеся решением проблемы бездомности) вып. от 10.07.09
в этом выпуске: книги по тематике "Доступное жилье" * обращение к читателям рассылки * [в с е н о в о с т и С е т и]
Копейкин А.Б., Рогожина Н.Н., Туманов А.А. «Формирование жилищного фонда, доступного для граждан с невысоким уровнем доходов: подходы зарубежных стран» книгу можно заказать он-лайн 130 стр., 150 руб. (при заказе 5 и более книг – 130 руб.) М., Институт
экономики города, 2009.
От издателя: Книга посвящена анализу зарубежного опыта создания недорогого жилищного фонда для домохозяйств с невысоким уровнем доходов. В странах Европы и Америки помимо предоставления субсидий отдельным категориям граждан, развития специальных ипотечных программ для граждан со средними доходами существует большое разнообразие моделей строительства и предоставления жилья, занимающих промежуточное положение между чисто рыночными моделями и моделями социального жилья
для малоимущих. Авторы рассматривают опыт жилищных ассоциаций Великобритании, соответствующие программы США, Скандинавских стран, Франции и др. Предложены схемы обеспечения доступным жильем граждан с невысоким уровнем доходов, которые можно реализовать в России. Книга адресована работникам государственных органов власти, региональных и муниципальных администраций, осуществляющих жилищную политику, участникам жилищного рынка (работникам банков, жилищных и ипотечных фондов, строительных компаний).
Глазунов
С.Н., Самошин В.С. «Жилищный вопрос в России: проблемы и перспективы» М., «Омега-Л», 2008
Об авторах ГЛАЗУНОВ Сергей Николаевич – старший научный сотрудник Института Проблем Управления РАН, кандидат технических наук, специалист по теории управления в социальных и экономических системах, защитил диссертацию по управлению в ЖКХ, автор многих научных работ и публикаций в СМИ по проблемам ЖКХ, участник международных и общероссийских научных конференций
по проблемам управления в социальных и экономических системах. САМОШИН Владимир Сергеевич – председатель ТСЖ "Яхрома СБ", вице-президент корпорации "КоГаз", имеет многолетний опыт работы на различных руководящих должностях в системе ЖКХ.
О книге
Жилищный вопрос и реформирование ЖКХ – одна из самых актуальных и тяжелых задач, стоящих на повестке дня в современной России. Массовое жилищное строительство,
развернутое по национальной программе "Доступное жилье", отнюдь не решает застарелой болезни низкого качества (и высокой цены) содержания, обслуживания и управления многоквартирным домом. Уже 15 лет мы живем в состоянии перманентной реформы ЖКХ, окончания которой не видно, как не видно и реальных результатов. Одна из причин сложившегося тупика – массовая приватизация квартир в государственных домах, в результате чего в России появился своеобразный многоквартирный дом – уродливый гибрид,
конгломерат разнородных собственников и нанимателей, не имеющий аналогов в мире. Самый тяжелый порок такого дома – неспособность к эффективному самоуправлению. Авторами подробно анализируется это необычное явление, предлагаются методы борьбы с ним как необходимой предпосылки реальной реформы ЖКХ. Особое внимание уделено проблемам управления многоквартирным домом – создания ТСЖ, выбора управляющей компании и т.д. Книга написана по результатам исследований, проведенных в Институте Проблем Управления
РАН. Для руководителей и специалистов в области экономики, управления и реформирования ЖКХ, научных работников, студентов и аспирантов специальностей "экономика" и "муниципальное управление", а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами ЖКХ.
Из книги
"Число семей, которые ни при каких условиях не смогут воспользоваться даже льготной ипотекой, и нуждаются в предоставлении им социального
жилья, составляет порядка 4,5 миллионов. Это если ориентироваться на списки очередников, по экспертным оценкам – следует рассчитывать на, как минимум, вдвое большую величину. К этому следует добавить 1 миллион 200 тысяч семей, предоставление которым бесплатного жилья должно быть осуществлено по обязательствам государства: это семьи военнослужащих, ветеранов войн, чернобыльских инвалидов, воспитанники детских домов и т.д. В совокупности речь идет о 35 – 40 миллионах человек, то есть почти о четверти
населения страны. Кроме того, за счет ускорившегося процесса обветшания старой застройки, требуют капитального ремонта около 300 миллионов квадратных метров жилья, и эта огромная величина ежегодно возрастает примерно на 10 процентов".
"...можно без конца повторять, что необходимо преодолеть монополизацию в строительном бизнесе, но сделать это можно только в том случае, если реально впустить на рынок жилья средний бизнес. В свою очередь, сделать это можно только при массовом переходе к строительству
односемейных жилых домов. Тем не менее, разработчики национального проекта не обозначили такого рода приоритет, вследствие чего строительный комплекс ориентирован на воспроизводство привычной для себя схемы многоэтажного, дорогого строительства. Сторонники этой традиционной для нас схемы убеждают оппонентов, что при массовой малоэтажной застройке увеличиваются площади и растягиваются коммуникации, что удорожает строительство. В такой аргументации много лукавства: при переходе к современным автономным системам
отопления и горячего водоснабжения, к групповым, малоформатным системам канализации увеличения расходов на инженерные сети не происходит, тем более что убираются вертикальные разводки сетей по этажам, нет нужды в дорогостоящих лифтах и т.п. Главное – необходимость видеть неразрывную связь между строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, необходимость учитывать не только подготовительные и строительные расходы, но и совокупные расходы на эксплуатацию жилья, которые – при нерациональном решении
– могут означать гигантское удорожание в масштабе страны".
"Авторы либеральных реформ 90-х годов приняли более чем оригинальную трактовку решения жилищной проблемы в России, утверждая необходимость тотальной приватизации квартир. Однако нигде в мире доля собственного жилья горожан не превышает половины его объема, тогда как половина и даже больше жилого фонда – это арендные дома, в которых семьи снимают квартиры сообразно своему уровню дохода. К сожалению, разработчики Жилищного
кодекса, а вслед за ними и чиновники тяготеют к тому, чтобы считать приобретение квартир гражданами единственной целью, и ориентируют расходование государственных средств исключительно на облегчение процедуры покупки жилья. Очевидно, что доступность жилья в такой стратегии для значительной части населения и прежде всего молодежи, становится более чем проблематичной".
"После краха социализма и распада СССР, среди многочисленных программ реформирования ЖКХ возобладала либеральная концепция,
сущность которой заключалась в применении идей приватизации и либерализации ко всем объектам ЖКХ без учета их специфики. Ведущий лозунг времени – приватизировать как можно больше и как можно быстрее, а дальше рынок все сам расставит по своим местам. Фактически, это вульгарно-либеральный подход к реформам, который проявился и в сфере ЖКХ. В рамках этой концепции была проведена масштабная бесплатная приватизация квартир в муниципальных домах, в результате чего в России появился своеобразный многоквартирный
дом. Это гибрид из различных форм собственности, не имеющий аналогов в мире, муниципальный дом с приватизированными квартирами. Реформаторы очень гордятся этой “рыночной” кампанией, но что реально из этого вышло? По количеству частных собственников жилья мы догнали и перегнали развитые страны, однако эта реформа не решила ни одной проблемы ЖКХ, наоборот, породила массу новых. Новый вид городского жилья – муниципальный дом с приватизированными квартирами – не стал более эффективным.
Это то же самое, что пытаться поднять эффективность работы госпредприятия путем приватизации его станков и механизмов. Это была крупная ошибка, которая привела к возникновению устойчивого неэффективного социального института, постоянно самовоспроизводящегося и не поддающегося реформированию, так называемой "институциональной ловушки". Собственниками дорогостоящей недвижимости (приватизированных квартир) стали миллионы малоимущих горожан, которые оказались не в состоянии ни содержать ее, ни управлять
ею, ни защищать от преступных посягательств. Десятки (если не сотни) тысяч новых собственников погибли от рук бандитов из-за жилья, или лишились его, превратившись в лиц «без определенного места жительства». Отметим, что с проблемой приватизации муниципального жилого фонда сталкивались и другие страны. Например, Великобритания сначала также пошла по пути приватизации отдельных квартир. После того, как стало ясно, что задача повышения эффективности управления и содержания жилья таким способом не решается,
власти стали приватизировать многоквартирный дом целиком. К сожалению, этот опыт у нас не был учтен".
Больше информации по теме «Доступное жилье» и другим вопросам ЖКХ на dom11.org
обращение к читателям рассылки
Уважаемые коллеги, единомышленники, друзья! Если
в поле вашего зрения попадут материалы в СМИ, связанные с темой нашей
рассылки, если вы сами работаете в организации, такой, как члены
Межрегиональной Сети, и хотите поделиться новостями, своим опытом
работы, сообщите нам, пожалуйста, об этом (newsoc@mail.ru или editor@pravonadom.spb.ru)
. Мы обязательно используем вашу информацию в нашей работе. Присылайте свои мнения, комментарии, вопросы по поводу сообщений и тем, затронутых в наших информационных материалах. Интересные и конструктивные мнения и комментарии мы опубликуем. Спасибо.