Новости Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности» (в Сеть входят организации, занимающиеся проблемой бездомности) вып. от 30.05.08
в этом выпуске:
новости организаций - членов Сети: Межрегиональный семинар «Развитие систем учета граждан, не имеющих определенного места жительства и регистрации» * мониторинг СМИ: О
программе «Борьба за собственность» на канале НТВ * книжная полка: о книге Кати Андресен «Маркетинг для современных Робин Гудов. Применяем принципы успешных маркетинговых стратегий в реализации благотворительных программ» * обращение к тем, кто хочет стать добровольным помощником Сети * обращение к читателям рассылки * [в с е н о в о с т и С е т и]
новости организаций - членов Сети
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Межрегиональный семинар «Развитие систем учета граждан, не имеющих определенного места жительства и регистрации»
соб.инф.
21 мая 2008 года в Санкт-Петербурге, в помещении Центра развития некоммерческих организаций (Лиговский пр., 87), прошел межрегиональный семинар «Развитие систем учета граждан, не имеющих определенного места жительства и регистрации».
Организаторы семинара – Межрегиональная Сеть «За преодоление социальной исключенности» и РБОО «Ночлежка» (Санкт-Петербург)
Модераторы семинара: Мацкевич Сергей Юрьевич (Комитет по труду и социальной защите населения г. Санкт-Петербурга) Егоров Максим Геннадьевич (Председатель РБОО «Ночлежка»)
Открыл семинар Егоров М.Г. Он рассказал о программе семинара, сделал краткое сообщение о проблеме, ставшей главной темой семинара. Далее с приветственным словом к участникам семинара обратился Мацкевич С.Ю. Он обрисовал ситуацию с учетом граждан, не имеющих определенного места жительства и регистрации, с точки зрения исполнительной власти.
Первыми докладчиками выступили представители Миграционной службы: Кирдеева Ольга Владимировна, Старший инспектор по особым поручениям отдела паспортной регистрационной работы УФМС; Тер Мария Яковлевна, отдел по вопросам гражданства УФМС; Безлепкина Татьяна Николаевна, Заместитель начальника отдела по работе с временно прибывшими иностранными гражданами Управления Федеральной миграционной службы по СПб и Ленинградской области. Они рассказали
о существующих формах регистрации лиц, не имеющих документов, и лиц, не имеющих подтвержденного гражданства РФ, о возможностях российской системы регистрации и путях решения проблем учета граждан без определенного места жительства. По окончании выступлений завязалась оживленная дискуссия по «больным» вопросам.
Тема следующего сообщения – «Назначение пенсий категории граждан без определенного места жительства или без регистрации». Выступала Бойцова Татьяна Александровна, Заместитель Управляющего отделом Пенсионного фонда. Данная тема также стала предметом горячего обсуждения.
По системе учета на территории Санкт-Петербурга граждан РФ без определенного места жительства (последнее место регистрации которых – Санкт-Петербург), ее законодательному обоснованию, роли и задачах Городского пункта учета, статистике, статусу выдаваемого документа выступили: Мацкевич Сергей Юрьевич, ведущий специалист Комитета по труду и социальной защите населения, и Дударева Галина Филипповна, директор городского пункта учета лиц
без определенного места жительства. Выступавшие ответили на вопросы участников семинара.
О доступе бездомных к медицинским услугам в Санкт-Петербурге рассказал Афанасьев Герман Иванович, главный специалист Комитета по здравоохранению. Тема выступления оказалась очень острой (в частности, «человеческий фактор» в работе медицинских сотрудников, непосредственно занимающихся лечением бездомных) и вызвала многочисленные вопросы.
Тему медицинского обслуживания бездомных продолжила Каипова Фарида Фуатовна, специалист Территориального фонда ОМС. Она выступила с сообщением «Медицинское страхование лиц без определенного места жительства и регистрации».
Егоров Максим Геннадьевич, Председатель РБОО «Ночлежка», свое выступление посвятил учету лиц без определенного места жительства, не являвшихся в прошлом жителями Санкт-Петербурга (последнее место регистрации которых – другие регионы РФ или страны СНГ), документу о постановке на учет, его статусу и роли в получении доступа к медицинским и социальным услугам.
О системе учета граждан, не имеющих определенного места жительства, и возможностях их трудоустройства рассказала Кузнецова Ирина Викторовна, представитель Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга.
Далее слово взяла Лункина Елена Ильинична, главный специалист Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Тема ее сообщения – «Система учета граждан, не имеющих определенного места жительства, и вопросы безопасности и правопорядка».
С завершающим докладом о возможных путях развития системы учета лиц без определенного места жительства в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации выступил Карлинский Игорь Залманович, консультант по социально-правовым вопросам.
В последовавшем после доклада обсуждении были подведены итоги семинара.
Во время семинара его участники смогли получить от представителей исполнительной власти номера их рабочих телефонов, график работы, другую информацию, которой можно воспользоваться для решения острых вопросов.
В семинаре принимали участие представители законодательной, исполнительной власти, общественных и научно-исследовательских организаций из Санкт-Петербурга, Владимира, Петрозаводска, Москвы, Архангельска, Новодвинска, Мурманска.
Подробный отчет о семинаре (с цитатами из выступлений) будет опубликован позже.
Телеканал НТВ Программа «Борьба за собственность» ведущий – Андрей Роднов один из слоганов передачи – «Краткий курс имущественной самообороны» (смотрел Алексей Варсопко; 21 и 25 мая 2008)
Документально-публицистическая программа посвящена случаям отъема разных видов собственности и борьбы за нее – от собственной зарплаты до «личного пространства».
Программа строится на документальных сюжетах, снятых по обращениям и письмам в передачу, и кратких комментариях ведущего.
В программе, показанной 21 мая, были три сюжета, связанные с утратой недвижимости. Первый случай – мальчик, которому в наследство от умерших родителей досталась квартира, лишился ее, так как его опекун ее продал, а органы опеки в данной ситуации самоустранились. Ситуация осложнена тем, что вернуть квартиру нельзя, так как она уже перепродана. Второй случай – мужчина, по профессии лесник, боролся с незаконными
вырубками леса, что, по всей видимости, не нравилось ни администрации, ни криминальным предпринимателям, которые неоднократно анонимно ему угрожали, и, в итоге, однажды леснику кто-то поджег дом, который он строил несколько лет. Дом сгорел полностью. Третий случай – мужчина, чья бывшая жена предъявила ему иск в связи с неким общим долгом, про который, по его словам, мужчина не знал. Бывшая жена уверяет, что эти деньги они брали, когда были в браке, на строительство дома, а он утверждает, что на строительство
не потратил ни одной чужой копейки. С юридической точки зрения, деньги, взятые одним из супругов, являются общим долгом, и мужчине придется выплачивать половину суммы. Откуда брать такие деньги, он не знает. Бывшая жена считает, что он должен продать дом.
Комментарий ведущего к данным сюжетам сводился к девизу «Будьте бдительны», а также к выводу «Никогда не знаешь, откуда ждать беды».
В подтверждение последнему можно взять и один из сюжетов из программы, показанной 25 мая. В Омске бабушка прописала к себе внука и написала на него дарственную. Однако внук оказался не слишком благодарным, и когда бабушка заболела, не стал за ней ухаживать, а однажды просто-напросто выставил ее из квартиры. Только после того, как дочь хозяйки квартиры подала иск на собственного сына, ситуацию удалось разрешить в
пользу бабушки – в передаче было показано, как сотрудники прокуратуры возвращают немощную старушку в свою собственную квартиру. Наследство бабушка переписала.
Один из сюжетов программы от 25 мая был посвящен ситуации в Алтайском крае. Честно говоря, волосы дыбом встают, когда в воскресенье днем по телевизору показывают, как люди там живут – как, например, люди на селе получают (точнее, не получают годами!) ежемесячную зарплату в 300(!) рублей(!!!), или вместо зарплаты получают талоны в магазин, которым владеет председатель сельского кооператива и цены в котором выше, чем в
других магазинах рядом, насколько люди бесправны и бессильны в отстаивании своих прав.
Несмотря на то, что передача не делает никаких обобщающих выводов, «Борьба за собственность» очень полезна. Зрителям демонстрируются многочисленные примеры того, как обычные люди (не из «групп риска»), такие, как они, не по своей вине оказываются в критической социальной ситуации, а в самом обществе отсутствуют механизмы позитивного решения возникающих драматических случаев. Для стерильного состояния современного ТВ
даже такой критический пафос уже кажется значительным.
Авторы программы предлагают писать им о всех подобных случаях. Адрес программы «Борьба за собственность»: Москва, ул.Академика Королева, 12, «НТВ».
книжная полка
ЦЕЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
Катя Андресен «Маркетинг для современных Робин Гудов. Применяем принципы успешных маркетинговых стратегий в реализации благотворительных программ» Пер. с англ. О.В.Мацака М.: Эксмо, 2008 (прочитал Алексей Варсопко)
От издателя: «Занимаясь благородным делом, многие люди и организации часто допускают ошибки, которых можно избежать, если взять на вооружение приемы, активно используемые в маркетинге. Катя Андресен, маркетолог с внушительным послужным списком, имеющий богатый опыт работы в некоммерческих организациях, раскрывает секреты успешных маркетинговых кампаний, сводя их к десяти основным правилам, а также приводит занимательные примеры и
простые способы этичного и эффективного применения этих правил в отношении к различным благотворительным проектам. Книга предназначена членам некоммерческих организаций и тем, кто хочет знать больше о возможностях благотворительных организаций».
Темы, поднятые в книге Андресен, бесспорно важные, серьезные, актуальные. И в любом случае, даже не касаясь качества содержания, сам процесс чтения, мотивирующий на «раздумья по поводу», и молчаливая полемика с автором, наведут читателя, который «в теме», на мысли. В этом смысле времени, потраченного на чтение, вроде и не жаль. Однако советовать обязательно приобрести книгу не буду – все-таки слишком много вопросов по ее поводу.
Книга написана в жанре так называемой «новой деловой литературы», когда все обставлено как бы очень серьезно и ярко, с употреблением большого количества профессиональных терминов и абстрактных понятий, со схемами, чередованием различных стилей в подаче материала, с уверенностью в своей правоте и эффективности предлагаемых советов. Вопрос: конкретная польза от всего этого есть? Вопрос.
Заглавным для своего труда образом Катя Андресен выбрала Робин Гуда – меткого стрелка из лука, отважного и смелого, справедливого борца с богатыми и раздававшего, по легенде, «реквизированное» бедным. Вопрос: насколько образ пусть и благородного, но разбойника можно увязать с работой благотворительной организации? Вопрос.
На самом деле, тем не менее, этот образ вроде как укладывается в философию книги: сфера благотворительной деятельности, по мнению Андресен, должна жить по таким же жестким, а то и жестоким законам, как на коммерческом рынке. За внимание к своей деятельности благотворительная организация должна сражаться, и ей следует разносить цели своей деятельности (помогать бедным, как Робин Гуд) и способы достижения целей (вспомните сами, что
для этого делал знаменитый разбойник).
Однако с благородством у андресеновского «Робин Гуда» не очень – знакомясь со способами, изложенными в книге, выясняется, что бороться нужно не только со Злом, но еще и со своими «братьями по борьбе», которые тоже нуждаются во внимании к себе, к своей деятельности, происходящем в том же или другом социальном поле. Впрямую об этом не говорится, но смысл напрашивается: другие благотворительные организации при таком раскладе – ваши
конкуренты, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Использование образа Робин Гуда как меткого стрелка из лука (метафоры благородной деятельности, попадающей в цель) не получает четкого оправдания в книге, более того, алгоритм достижения цели, предложенный автором, привязывается уже не к образу легендарного героя, а к стреле, которая вставляется в лук, из которого будут стрелять. То есть ради эффектного названия своей книги Андресен вводит читателей в заблуждение. Ставим вопрос:
можно ли доверять запутавшемуся или путающему своих читателей автору? Вопрос.
Недоумение следует выразить и по поводу работы тех, кто готовил русскоязычное издание, – в книге множество примеров неряшливого редактирования, а зачастую и просто некорректного перевода: например, переводчик явно не знаком с идеологией такого движения, как Fair Trade – продажа товаров, при производстве которых не используется рабский, малооплачиваемый труд, что ставит под сомнение правильность перевода и в других местах. При всей
пафосности авторской позиции, что правила современного маркетинга требуют высочайшего качества своей работы, сама книга явно не дотягивает до нее. Вопрос: стоит ли обращать внимание на такие мелочи? Вопрос.
Вопрос возник и по поводу самой концепции книги. Автор либо издатели (издательство «Эксмо» и Форум доноров) не совсем, похоже, осознают, кому она предназначена, как выглядит потенциальный читатель такой книги (что также вступает в диссонанс с одним из заявленных принципов маркетинга). При всем уважении к желанию Андресен написать серьезный труд, разложить по полочкам, составить детализированную до мелочей методику, хочется спросить:
где можно увидеть сотрудников благотворительных организаций, которые могут позволить себе, отложив все дела, взять чистый лист бумаги (на самом деле стопку), выписать на него с десяток вопросов по соответствию своей деятельности одному из принципов и начать, ни на что не отвлекаясь, отвечать? Боюсь, что возможно такое только в красивой теории.
Но, не повторяя ошибок – ценя время читателей, все-таки о принципах, по которым, по мнению Андресен, должен строиться «маркетинг для современных Робин Гудов». Цитирую: «Каждый принцип, за исключением касающегося отношений с масс медиа, проиллюстрирован известной маркетинговой кампанией: <…> как данный принцип <…> применяется на практике в крупных некоммерческих организациях, региональных комитетах и малобюджетных организациях
во всем мире». Примеры – не только американские, а также из Восточной Азии и Европы (Украины). Примеры есть очень удачные и хоть напрямую никак не связаны с работой организаций, работающих по теме «бездомность», но построены на весьма креативных идеях, спектр использования которых довольно широк.
Итак, принципы:
1. Установить цель, то есть действия, которых организация хочет добиться от представителей целевой аудитории.
2. Анализ целевой аудитории с целью привязки проектов организации и желаемых действий к ее ценностям.
3. Анализ факторов, влияющих на поведение потребителей.
4. Определение критериев отличия друга от врага (то есть кто является конкурентом, а кто потенциальным партнером).
5. Следование правилам эффективного продвижения проектов при помощи союзников.
6-9. Правила эффективного обращения к целевой аудитории (в т.ч. через взаимодействие со СМИ).
Из интересных примеров социально-рекламных кампаний:
1. В газете бесплатных объявлений среди рекламных модулей с информацией о высокооплачиваемых зарубежных вакансиях для девушек был размещен внешне ничем не отличающийся модуль, в котором рассказывалось, каким рискам может подвергнуться девушка, подписавшись на такие работы. Кампания по профилактике сексуального рабства.
2. В рамках активизации социальной деятельности украинской молодежи, апатично относящейся к выборам, была сделана ставка на протестный характер поведения молодежи – и она была спровоцирована обращением: хочешь жить по законам, которые будут нравиться твоей бабушке?..
(Вопрос, кстати: насколько этичным может быть назван последний пример? Второй вопрос: занимались ли авторы такой кампании анализом, куда может завести использование молодежной «протестности»?..
Судя по позиции Андресен, а также по тем маркетинговым технологиям, которые используются сегодня на коммерческом рынке для привлечения клиентов, потребителей, глубоко задумываться над последствиями не стоит. Важно добиться цели сегодня, а что будет завтра – будет завтра, да?..)
И все-таки. При всей противоречивости, неоднозначности книги «Маркетинг для современных Робин Гудов», стоит выделить один очень важный момент для понимания современной общественной ситуации.
Рассматривая проблему бездомности, способов ее решения, в качестве целевой аудитории, на которую можно опереться, следует рассматривать не только тех, у кого есть активная позиция.
Несмотря на то, что подавляющее большинство российского общества равнодушно к социальным проблемам, нужно понимать – это как раз не сознательный выбор общества, а во многом вынужденная позиция – сознанием этой части общества владеют действительные информационные конкуренты. Это и шоу-бизнес, и глянцевые издания, и ориентированное на коммерческую прибыль телевидение, делающие ставку на легкомысленное развлечение, потребительскую психологию,
и т.д. На первый взгляд, они все вроде бы очень далеки от противодействия социальным задачам общества, но однако не желают делиться своей аудиторией. И им, в конце концов, буквально выгодно иметь не отвлекающуюся на социальные проблемы аудиторию.
Вопрос: сумеют благотворительные организации в России отвоевать нишу в общественном сознании? Ответ зависит от эффективности их социальной и информационной деятельности. И следует признать определенную правоту Андресен – правила борьбы за сознание людей очень жестокие. Робин Гуд тут, как говорится, отдыхает. Здесь уровень Шекспира – не меньше.
Уважаемые коллеги, единомышленники, друзья! Если в поле вашего зрения попадут материалы в СМИ, связанные с темой нашей рассылки, если вы сами работаете в организации, такой, как члены Межрегиональной Сети, и хотите поделиться новостями, своим опытом работы, сообщите нам, пожалуйста, об этом (newsoc@mail.ru или editor@pravonadom.spb.ru)
. Мы обязательно используем вашу информацию в нашей работе. Присылайте свои мнения, комментарии, вопросы по поводу сообщений и тем, затронутых в наших информационных материалах. Интересные и конструктивные мнения и комментарии мы опубликуем. Спасибо.
обращение к читателям рассылки
Уважаемые коллеги, единомышленники, друзья! Если в поле вашего зрения попадут материалы в СМИ, связанные с темой нашей рассылки, если вы сами работаете в организации, такой, как члены Межрегиональной Сети, и хотите поделиться новостями, своим опытом работы, сообщите нам, пожалуйста, об этом (newsoc@mail.ru или editor@pravonadom.spb.ru)
. Мы обязательно используем вашу информацию в нашей работе. Присылайте свои мнения, комментарии, вопросы по поводу сообщений и тем, затронутых в наших информационных материалах. Интересные и конструктивные мнения и комментарии мы опубликуем. Спасибо.