Новости Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности» (в Сеть входят организации, занимающиеся проблемой бездомности) вып. от 01.05.08
в этом выпуске:
формы помощи бездомным: отправка бездомного к родственникам, близким в другой регион (опытом делятся сотрудники общественных организаций и органов власти из Москвы, Санкт-Петербурга, Новодвинска, Мурманска, Владимира) * в зеркале искусстве: главные герои романа «Матисс» Александра Иличевского –
бездомные. Социально-художественный анализ произведения. * обращение к тем, кто хочет стать добровольным помощником * обращение к читателям рассылки * [в с е н о в о с т и С е т и]
формы помощи бездомным
О технологии отправки бездомных к родным и близким в другой регион, о том, какие возможны сложности в этом процессе, рассказывают специалисты, имеющие опыт такой помощи бездомным.
Москва, Мурманск, Санкт-Петербург, Новодвинск, Владимир.
Благотворительное общество «Люди вокзалов» (Москва) – помощь бездомным на вокзалах: Мы обычно покупаем билет непосредственно с бездомным, т.к. и ему спокойнее и документы тут же. Но билет на руки не отдаем (бывают случаи, что их сдают ради денег или из других соображений), делаем ксерокопию билета – для администрации вокзала, чтоб до поезда человеку на вокзале разрешили сидеть (с билетом не выгоняют). Приходим
к поезду и дальше уже по доверию – билет в руки подопечному или проводнику. И дожидаемся отправления поезда... Бывало, что сбегали.... но чаще всего уезжают. Иногда возвращаются.
Проверить можно, позвонив по телефону, который подопечный дает, либо, если проблемы с наличием телефона у конкретных родственников, звоним туда, куда можно дозвониться (соседям, районный центр и т.д.), дабы заручиться поддержкой, что его ждут, что это именно его родственники, что этот человек – именно этот самый человек. Иногда приходилось высылать телеграммы.
Наш опыт по большей части связан с отправлением взрослых. Если у них нет документов, то по справке об утере паспорта (делается в ближайшем отделении милиции) билет на поезд продают, прописка при этом не нужна вовсе. На автобусы междугороднего сообщения паспорт и прочие документы не нужны.
Общественная организация «Самюсосьяль Москва» – экстренная помощь детям улиц: Неплохо, конечно, обзавестись поддержкой родственников подопечного. Наши дети при нас звонят (например, маме), сообщают, что едут домой, просят встретить их на вокзале. А потом мы договариваемся, что через некоторое время наш сотрудник свяжется с мамой, чтобы узнать, добрался ли подопечный.
Если нет документов, а для приобретения билетов они нужны, мы, к сожалению, бессильны. Здесь отправить домой можно, только связавшись с родственниками.
Если же есть документы или можно обойтись без них (например, отправить на электричке), то по описанному плану. Главное, убедиться, что подопечный уехал (а не сдал билет) и, по возможности, что доехал (через контакт с близкими).
А едут в разные места. Это и Подмосковье, и Новгород, и Ростов, и т.д.
Православное Народное Движение «Курский вокзал. Беспризорные дети» (Москва): 1. Разговаривая с бездомными, выясняем, у кого есть возможность вернуться домой (есть жилье и родные, готовые помочь человеку вернуться к норм жизни). 2. Если есть документы – покупаем билет и оставляем его у себя до отправления поезда, бездомному оставляем координаты (номер поезда, вагона и время отправления). 2.1. Если нет
документов – берем справку в «Мосгорсправке» на Курском вокзале (270 рублей). Для россиян ее достаточно. Для граждан СНГ – идем в консульство соответствующего государства и выправляем сертификат. 3. Покупаем «доширак» в дорогу из расчета 3 штуки на сутки («доширак» – потому что он с вилкой) и бутылку воды 1.5 литра на сутки. 4. Встречаемся у вагона или в заранее уговоренном месте и провожаем до отправления поезда. 5. Ждем отзвона/смс Very Happy – чаще всего дожидаемся, иногда общаемся дальше.
Валерий Бабурин, общественная организация «Улица» (Мурманск): Что касается отправки бездомных домой, то максимальный контроль – это единственный путь. Вот вчера был у заместителя директора Комплексного центра обслуживания населения. Она рассказала, что договорилась о встрече с одним иногородним бездомным из Оренбурга по вопросу его отъезда, а он просто не пришел. Правда, спустя несколько дней появился. Ему сразу
купили билет на поезд на 19 апреля. Билет выдали на руки, и теперь работники Комитета думают: уедет или сдаст билет? Кстати, человек этот с нашего пункта кормления, это мы его направили в комитет. Другому уже делают документы. Вот, кстати, пример взаимодействия общественной организации и государственной структуры.
По вопросу отправки домой собственный опыт у нас пока не очень большой. Вроде бы договоришься с человеком о встрече, а он просто исчезает. Несколько месяцев назад один попросил жену найти в Краснодарском крае. Мы отправили заявку, я лично связывался с людьми в Краснодаре, просил о помощи, а человек испарился. Где он, не известно, его уже самого искать нужно, не то, что его жену!
Неплохо было бы и реабилитацию пройти перед отъездом, но часто это просто невозможно. У нас даже пока никакого помещения нет, где можно было бы с человеком поговорить в спокойной обстановке.
Я думаю, что лучший вариант – это брать билет и держать у себя и самим сажать в поезд. Тут хоть какая-то гарантия того, что человек уедет. Конечно, хочется доверять людям, но сами понимаете...
Сергей Юрьевич Крутов, социальный консультант РБОО «Ночлежка» (Санкт-Петербург): Если у человека нет ни документа, ни средств, то перспектива отъехать к родным в регион призрачная.
Чем мы можем помочь? У нас заготовлена справочка с таким вот текстом: «Для любых заинтересованных лиц Государственно-административных органов. Справка № такой-то. Сообщаем вам, что гражданин такой-то (фамилия, имя, отчество), такого-то года рождения, получает социальную помощь в Благотворительной организации «Ночлежка», работающей в Санкт-Петербурге по программе помощи бездомным и малоимущим. Убедительно просим Вас, не пренебрегать
в отношении вышеупомянутого (ой) гражданина (ки) элементарными правами человека, и не препятствовать его проезду на транспорте в связи с отсутствием денежным средств, чтобы доехать до (пункт назначения). Социальный консультант РБОО «Ночлежка» Крутов С.Ю. (подпись)».
Справка имеет порядковый номер, дату выдачи справки, логотип организации и печать. На справку наклеиваем фотографию. Срок действия справки – 30 суток. У нас огромное количество примеров, когда с этой справкой люди, имея какие-то свободные средства, покупают билеты.
Но тут, конечно, очень много так называемого «человеческого фактора» – многие вопросы решаются при личном контакте. Так или иначе, наша справка предоставляет реальный шанс, хотя никакой юридической силы она не имеет: продажа билета по такой справке на самом деле незаконна.
Если же нет денег, то можно использовать нашу справку как своеобразный билет в электричках пригородного сообщения. Многие кондуктора или контролеры у нас еще с доверием относятся к бумаге с печатью. Если, при этом, справку сопровождать более или менее вменяемым текстом и выглядеть пристойно, то люди тогда идут навстречу людям.
Средств для покупки билетов мы не добываем, так как нет такой возможности у нашей организации. У нас есть коллеги из «Мальтийской службы помощи» – в каких-то острых случаях мы действуем через них, и они нам помогают средствами.
Другой вариант поиска средств такой – связываемся с родственниками, и в наш адрес они высылают переводы, и если у человека есть паспорт, то он по нему получает перевод, а если нет, то можно через социального работника. Было несколько случаев, когда мне на свое имя приходилось получать переводы.
У нас, например, был случай, когда одного господина из пригорода Владивостока два раза уже отправляли домой. Его мать на мое имя высылала деньги, чтобы он вернулся.
При выдаче справки мы не контролируем, куда едет товарищ, – верим на слово. И смысла контролировать нет – у нас же свобода передвижений: куда хочет, туда и едет. Мы просто помогаем человеку в этом. Но, разумеется, перед тем, как справку выдавать, побеседуешь с человеком, выяснишь подробности, обстоятельства, мысли, планы.
Контролируем, куда едет, только в двух случаях – если получали средства от родственников, которые средства господину переслали, и тогда, когда находим деньги через партнерские организации, – в общем, когда на нас лежит ответственность за потраченные чужие средства.
Комитет по вопросам местного значения администрации МО «Город Новодвинск», Полина Кудрявцева: В моей личном практическом опыте не было случаев по отправке бездомных в родные края (места, где родились или проживают все родственники). Часто данное нежелание бездомных, особенно вышедших из мест лишения свободы, к кому-то уезжать, обусловлено тем, что до отсидки они долгое время проживали в Новодвинске, да и на
родные места особо возвращаться не к кому, да и незачем, как они считают, добавлять лишних проблем родственникам.
Но недавно при разговоре с бездомной женщиной Мариной, которая стоит у нас на учете, выяснилось, что ее самые прямые родственники – мать и сестра – проживают в Новгородской области, есть дом и свое хозяйство, телефона Марина не помнит, но назвала точный адрес. Так как Марина ночует, где придется, и чувствует, по ее словам, что следующую зиму ей не потянуть и могут отказать ноги, она очень хочет уехать к матери и сестре. Первым моим
желанием было тут же помочь организовать поездку Марины к родным на ПМЖ. Но было бы нечеловечным отправлять Марину в неизвестность. Примут, не примут – сомнения подтолкнули меня написать письмо родным, и если не удастся пробить номер телефона по адресу, то будем ждать ответа от родственников. Надеюсь на положительный результат, очень хочется помочь женщине!
Александр Бабин, общественная организация «Социальная помощь бездомным» (Владимир): Для отправки в другие регионы всем обращающимся бездомным, которым необходимо добраться до дома, родственников и т.п., во Владимире в ОГУСО «Владимирский центр реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий», выдается специальная справка.
Справка действует на поездах Горьковской железной дороги в пределах Владимирской области, но возможно по ней добраться до близлежащих городов, где расположены Центры помощи лицам БОМЖ (Иваново, Москва, Нижний Новгород и др.).
Выдается она на основании договора о безвозмездном оказании услуг, заключенного между ОГУСО и железнодорожным вокзалом.
Алгоритм ее действия такой: в ОГУСО выдается справка – бездомный идет с ней на вокзал – обращается в кассу и предоставляет выданную справку – кассир ее смотрит, возвращает бездомному вместе с посадочным талоном – бездомный по посадочному талону садится в поезд и благополучно добирается до места назначения.
Из статьи «2 миллиона для бомжей» газета «Полярная правда», №10 от 29 января 2008 «На последнем заседании областного правительства принят Порядок предоставления материальной помощи лицам без определенного места жительства и освободившимся из мест лишения свободы. Порядок действует в рамках программы преодоления бедности в Мурманской области. Всего в ближайшие три года на помощь людям этих категорий предполагается
выделить из областного бюджета более 8 миллионов рублей. Из них свыше 2 миллионов рублей – в нынешнем году.
Сразу нужно сказать: на руки никому деньги выдавать не будут. В Порядке достаточно четко указано, как могут быть израсходованы бюджетные средства. Они могут пойти на оформление документов, удостоверяющих личность бомжа. Или на оплату проезда железнодорожные! и автомобильным транспортом (кроме такси) к месту жительства гражданам, оказавшимся на территории Мурманской области без средств к существованию». Источник: http://www.b-port.com/info/smi/pp/?issue=3730&article=69506
в зеркале искусства
Александр Иличевский «Матисс» М.: «Время», 2008 все 444 страницы романа прочел Алексей Варсопко
Главные герои романа – бездомные. Наша тема.
«Матисс» стал лауреатом премии «Русский Букер» - 2007, стал финалистом Национальной литературной премии «Большая книга». То есть читать, однозначно, надо.
Книга выпущена немаленьким для серьезной литературы тиражом – 15 тысяч экземпляров. Читателями будет интеллектуальная публика, определяющая культурные тенденции в обществе.
Справка: Александр ИЛИЧЕВСКИЙ родился в 1970 году в Сумгаите. Окончил Московский физико-технический институт. С 1991 по 1998 год занимался научной работой в Израиле и Америке. С 1998 года живет в Москве. Прозаик, поэт. Лауреат премии имени Ю. Казакова за 2005 год и премии журнала «Новый мир». Роман «Матисс» издан московским издательством «Время» в 2008 году.
Из аннотации: «…роман, написанный на материале современной жизни (развороченный быт перестроечной и постперестроечной Москвы, подмосковных городов и поселков, а также – Кавказ, Каспий, Средняя Полоса России и т.д.) с широким охватом человеческим типов и жизненных ситуаций (бомжи, аспиранты, бизнесмены, ученые, проститутки <…> интеллектуалы и впадающие в «кретинизм» бродяги), ну а в качестве главных героев, образы
которых выстраивают повествование, – два бомжа и ученый-математик». Текст аннотации взят из рецензии литературного критика Сергея Костырко из журнала «Новый мир». Цитирование рецензии продолжается на четвертой странице обложки книги: «Образ бомжа быстро теряет в тексте значимость социального типа и становится почти метафорой существования соотечественника в новой российской действительности; и – шире – становится метафорой жизни человека в современной мире. <…> «художественный дискурс», определяющий
внутренний сюжет романа, способен вызвать ассоциации с прозой Андрея Платонова (при всей разности художественных языков)».
«Матисс» – трудное, многоплановое произведение. Написано сложным, на мой взгляд, даже нарочито сложным языком, начиненным метафорами и прочими тропами с немыслимой для современного «человека спешащего» плотностью. Продираться через все языковые нагромождения (для кого-то – «красоты») очень трудно, и процесс чтения, признаюсь честно, ничего кроме раздражения у меня не вызывал. Однако предполагаю, что тот, кто любит вдумчивое,
неспешное чтение, со смакованием деталей, перечитыванием «темных» мест, тот, кто любит «богатство русского языка», понимая его буквально, и уважает тех писателей, которые «видно, что долго сидели над своим произведением», останутся довольны. Я бы бросил читать, если бы не тема. То есть понятно, насколько мое мнение объективно.
Атмосфера у романа мрачная, тягучая. Добавлю – выматывающая.
Время действия – от перестройки до наших дней. По сюжету, а точнее, по фабуле, главный герой романа, живущий в Москве математик с «богатым внутренним миром», который отражается в постоянном проговаривании ощущений, проникается сочувствием и интересом к жизни бездомных. Своя жизнь, после долгих попыток ее наладить, ему все равно не нравится, и вот он вместе со знакомыми бездомными отправляется в странствия по «другой»
России. Подробно описана жизнь до странствий, чем занимался главный герой, подробно описаны сами странствия – места, люди. Повествование идет то как бы от лица главного героя, то от лица бездомных, но так как по стилю изложения своих мыслей они ничем друг от друга не отличаются, то понятно, что всегда говорит только автор. Это – когда портреты всех героев сливаются в один – добавляет раздражения процессу чтения. Если все персонажи книги говорят голосом автора, смешно, на мой взгляд, считать их математиками или
бездомными, да просто разными, а амбиции автора представить их мировоззрение, философию, чувства и мысли кажутся просто смешными.
То, что автор и литературный критик спокойно используют термин «бомжи», говорит о состоянии социально-языковой культуры нашей интеллектуальной элиты (хорошо – некоторых ее представителей), которая считает это «просто удобным словом», «так устоялось», «в русском языке с советских времен принято сокращать слова, пользоваться аббревиатурами». И не замечают того факта обладатели высшего образования (а некоторые даже «красного
диплома»), что слово «бомж» используется, когда нужна – сознательно или подсознательно – негативная окраска ситуации, придание ей мрачных оттенков. Взглянув в глаза уставших специалистов по «языку вражды», когда они говорят про это в тысячный раз, надеясь на понимание не самых глупых людей, увидим печаль и тоску.
Нельзя не согласиться с тем, что бездомных (особенно тех, которые главные герои) в своем романе Иличевский описывает с симпатией и теплотой. Для него они – изгои, маргиналы (у одной из главных героинь еще и психическое заболевание). Современная жизнь их отвергла, и вот они скитаются, нигде не находя себе места, не задерживаясь даже там, где их готовы приютить. Очень красивый образ, но имеющий мало отношения к реальности.
Следует учитывать при этом, что главные герои – изгои и среди маргиналов, так как слишком любят свободу, чтобы примыкать к какому-то сообществу.
Таким образом, с одной стороны, бездомные, по Иличевскому, заслуживают, чтобы их пожалели; с другой – они, представленные как Личности с как бы своей особой Системой мировосприятия, достойны глубокого уважения. И вот тут, на мой взгляд, кроется главный «идеологический вред», прошу прощения за советский штамп, произведения – романтизация образа бездомных. Вот, мол, какие они не от мира сего! Вот какие они не слабые, а
очень даже сильные! Они смогли отказаться от мирских благ и живут адекватно духу времени!
Окончательно выдало позицию Иличевского интервью, которое он дал журналу «Нескучный сад» (http://www.orthosmi.ru/nsad/1037-bezdomnye-miry-aleksandra-ilichevskogo.html),
в котором упоминает о таком модном явлении, как «даун-шифтинг», то есть на какое-то(!) время погружение в другую, значительно более низкую социальную среду. Такой своеобразный культурный экстрим, когда человек, которому все надоело или он хочет развеяться, испытывает сильные эмоции от соприкосновения с другим – незнакомым, чуждым – миром.
Для Иличевского путешествие в мир бездомных именно что погружение в экстремальную среду, в которой он, как автор, сначала себя представил, побыл там, поощущал как-то себя, а потом взял и спокойно вышел. Поиграл и пошел искать новую игру.
Можно ли доверять такому автору, решайте сами.
обращение к тем, кто хочет стать добровольным помощником
Предлагаем сотрудничество волонтерам из всех регионов
Уважаемые волонтеры! Нам нужна ваша помощь. Одним из главных направлений проектной деятельности Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности» является заступническая деятельность – отстаивание прав бездомных, социально исключенных, в том числе прав на защиту морального достоинства, прав на объективное освещение их проблем. Центральные и региональные СМИ нередко распространяют некорректную
и даже приносящую вред информацию о бездомных и бездомности в целом, что является одной из причин негативного отношения общества к бездомным и к необходимости помощи им на государственном и социальном уровнях. Закрепляемые через СМИ ложные стереотипы мешают поискам способов решения этой острой социальной проблемы и их осуществлению, если вообще позволяют серьезно относиться к бездомности как к Проблеме, за которую надо взяться всем миром. Если у вас есть возможности, интерес к работе в виде поиска, сбора
и анализа информации, проведения опросов и участия в них, информационных кампаний, написания статей, описания своих впечатлений, и т.п., заполните, пожалуйста, АНКЕТУ волонтера и отправьте ее на editor@pravonadom.spb.ru. Спасибо.
обращение к читателям рассылки
Уважаемые коллеги, единомышленники, друзья! Если в поле вашего зрения попадут материалы в СМИ, связанные с темой нашей рассылки, если вы сами работаете в организации, такой, как члены Межрегиональной Сети, и хотите поделиться новостями, своим опытом работы, сообщите нам, пожалуйста, об этом (newsoc@mail.ru или editor@pravonadom.spb.ru)
. Мы обязательно используем вашу информацию в нашей работе. Присылайте свои мнения, комментарии, вопросы по поводу сообщений и тем, затронутых в наших информационных материалах. Интересные и конструктивные мнения и комментарии мы опубликуем. Спасибо.