Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Стрела НТС

  Все выпуски  

Стрела НТС 152. Духовное 'процветание' СССР в цифрах


Стрела НТС №152  от 22.04.2013г.

 

Иерей Николай САВЧЕНКО

Духовное «процветание» СССР в цифрах

(К 90-летию создания)

 

В последнее время в некоторых СМИ, называющих себя православными, увеличилось количество статей, одобряющих Сталина и советскую власть. Даже некоторые священники МП открыто говорят о «заслугах» Сталина.

«Советское государство являло собой отчасти осуществлённый проект царства всеобщего мира, равенства и братства», — полагает дьякон Владимир Василик. «Если оставить религиозную составляющую, в Советском Союзе был построен, пожалуй, самый справедливый и созидательный строй за всю историю человечества», — считает он. Завершает же свою статью таким образом: «Если говорить об идеале, я бы обозначил его так. Это Православие плюс советский строй. Это путь — единственно возможный для сохранения России и русского народа».

Священник РПЦ МП Александр Шумский отметил день смерти Брежнева подобострастной статьёй с названием «Последний имперский правитель» с парадным портретом генсека. Чиновники СССР в таких СМИ именуются «материальными аскетами», а Сталин — «хранителем русской культуры».

В сознание православных внедряется образ «высоконравственного» Советского Союза в сравнении с погрязшим в разврате и грехе Западом. Для того чтобы показать действительную картину духовного состояния СССР в 1970–1980-е гг., мы обратились к некоторым официальным цифрам. Статистические сведения Всемирной Организации Здравоохранения, Государственного Комитета по статистике РФ и других официальных учреждений позволяют понять подлинное состояние советского общества того времени.

Советский Союз был в числе мировых лидеров по количеству убийств на душу населения. По итогам 1980-х годов СССР занимал 5-е место в мире по распространённости убийств, уступая лишь таким странам, как Колумбия, где в те годы шла война против производства наркотиков. При этом в РСФСР индекс количества убийств на 100 тысяч человек населения был выше, чем средний по СССР. Если в 1970г. в РСФСР было совершено 9,8 тыс. убийств, то в 1975 г. уже 14 тыс., а в 1980 г. — 18 тыс.

Можно сравнить данные по количеству убийств на 100 тыс. человек населения в СССР в 1989 г. (12,4) и во Франции (1,1), Германии (1,0) и в Англии (1,04). Даже отдельно в Северной Ирландии, где в те годы шли кровавые столкновения, индекс количества убийств был почти в 3 раза ниже (4,72), чем в среднем по мирному СССР. Таким образом, СССР превосходил ведущие европейские страны по убийствам в 12 раз, и это при том, что, повторимся, количество убийств в РСФСР было ещё большим.

В 1990-е гг. число убийств в России ещё выросло. Если в 1989 г. их приходилось на 100 тыс. населения в СССР 12,4, то в 2000 г. в России — 22,4. Рост в 1,8 раза. В это же время по всем европейским странам тоже наблюдался рост убийств. В Великобритании, Франции и Германии их число увеличилось примерно в 1,5–1,7 раза. Однако если этот рост в Европе происходил от сравнительно низкого значения, то в РФ советское наследие обеспечило ему очень большую базу для дальнейшего увеличения.

В настоящее время индекс количества убийств снижается, и в абсолютных цифрах, и в сравнении с другими странами Россия уже занимает 15-е место в мире, а не 5-е, однако советское наследие ещё долго будет позорить нашу страну.

Советский Союз был в числе мировых лидеров по числу самоубийств. В СССР их число на 100 тыс. человек населения составляло в 1984 г. 38,8. Выше индекс самоубийств был только в социалистической Венгрии, где поставлен абсолютный мировой рекорд в 45,3 человека на 100 тыс. населения в 1983 г. Но и СССР был в те годы очень близок к мировому рекорду.

В настоящее время индекс самоубийств в России всё ещё достаточно высок, хотя заметно снизился. В 2010 г. в России его значение на 100 тыс. человек населения составило 23,1 и Россия уже занимает 6-е, а не 2-е место в мире. Если мы сравним показатели числа самоубийств в СССР в 1984 г. (38,8) и в странах Европы сейчас (по сравнению с 1980-ми он несколько поднялся), то увидим заметную разницу. Во Франции он составил в 2006 г. 17,7, в Германии 9,4, а в Великобритании 9,2. Таким образом, СССР превосходил по самоубийствам даже нынешнюю Европу в 2–4 раза.

В начале 1980-х гг. Советский Союз отличался высочайшим в мире потреблением алкоголя на душу населения (для сравнения отметим, что в начале XX в. «вечно пьяная» Россия занимала среди европейских стран предпоследнее место по употреблению алкоголя на душу населения — менее 4 литров). При этом даже официальная советская статистика показывала постоянный рост потребления алкоголя. В СССР он составлял в 1970 г. 8,7 литров, а в 1980 г. — 10,8 литров. Надо также учесть, что уровень потребления алкоголя в РСФСР был ещё выше, чем среднее значение по всему Союзу. По данным Госкомстата СССР, потребление только легального алкоголя в РСФСР в 1984 г. составляло 10,5 литров на душу населения в год, а по оценкам того же Госкомстата, рассекреченным в 1988 г., потребление самогона из сахара составляло ещё 3,3 литра, а из других продуктов ещё 1,1, что в сумме давало 14,9. При этом надо иметь в виду, что эта статистика не учитывает массового потребления алкоголя, предназначавшегося для разного рода технических нужд.

Второй страной по потреблению алкоголя в мире была в 1984 г. Франция с показателем 13,5 литров на душу. Кроме того, если в странах Европы основным потребляемым алкоголем было вино (Франция, Италия) или пиво (Великобритания, Германия), то в СССР главным образом потреблялись крепкие алкогольные напитки. По потреблению крепкого алкоголя РСФСР оказался обладателем абсолютного рекорда, и этот рекорд ещё никем не побит.

В настоящее время, по официальным данным Всемирной организации здравоохранения, в России потребляется 10,3 литра спирта на душу населения в год и страна находится на 22-м месте в мире, а не на 1-м, как это было в начале 1980-х гг. в СССР.

Цифры производства этилового спирта в СССР в сравнении с другими странами также достаточно выразительны. БСЭ в статье «Спиртовая промышленность СССР» сообщает, что Советский Союз увеличивал производство этилового спирта более чем на 50% каждые 10 лет и быстро достиг 2-го места в мире. При этом США имели заметно меньшее внутреннее потребление алкоголя и значительную долю продукции поставляли на экспорт по всему миру.

СССР в середине 1970-х годов заметно опережал по производству спирта все остальные страны мира, Германию почти в 7 раз, Великобританию почти в 10 раз и Францию в 21 раз. При этом 91,6% мощностей по производству спирта находились на территориях России, Украины и Белоруссии.

Кроме того, Советский Союз помог странам Восточной Европы также выйти на рекордные показатели по алкоголю. Так, Польша в 1973г. произвела 24,9 млн. дал спирта, превзойдя, таким образом, Великобританию и лишь немного уступая общему производству Великобритании и Франции вместе взятых, а Румыния с производством в 9,5 млн. дал и Чехословакия с 13,3 млн. дал, каждая по отдельности, уверенно превзошли Францию.

Дешевизна и доступность спирта в Советском Союзе стали дополнительными причинами рекордного распространения алкоголизма. Однако основной причиной была, несомненно, безрелигиозность населения. По данным 2008 г., из 6 стран с самым высоким потреблением алкоголя в мире четыре страны принадлежат к бывшим членам соцлагеря.

СССР был всегда мировым лидером по количеству заключённых. Особенно это характерно для сталинского времени, хотя тогда тюремное заключение часто не было свидетельством совершения преступления. Зато потом, чем дальше, тем больше, в статистике отражалась массовая криминализация советского общества. В 1986 г. на 100 тыс. человек населения в СССР было 846 заключённых. В настоящее время в России этот показатель снизился до 611 человек.

В Великобритании количество заключённых на 100 тыс. населения составляет 148 (то есть в 6 раз меньше, чем было в СССР, но при этом Великобритания входит в пятёрку стран с самым большим числом заключённых в мире), во Франции — 85, а в Германии — 95.

Как видим, СССР превосходил по числу заключённых страны Европы в 6–10 раз, несмотря на то что в последние годы криминогенная обстановка в Европе ухудшается.

СССР всегда был бессменным мировым лидером по количеству абортов на душу населения. Советская Россия стала первой страной мира, разрешившей аборты. Это произошло 18 ноября 1920г., и уже в 1934г. в СССР прерывалось 23,3% беременностей (больше, чем в США в 2008 г.!), а в наиболее идеологически «продвинутой» Москве в 1934 г. прерывалось 73% беременностей.

Впервые Россия уступила первое место в мире по числу абортов на душу населения в 2008 г.

До этого СССР был вне досягаемости и по числу абортов. В 1965г. СССР поставил абсолютный государственный рекорд в 5,6 млн. случаев, а в 1970–1980-е гг. в СССР производилось ежегодно более 4,5 млн. абортов.

Лишь недавно коммунистический Китай, имеющий в 9 раз большее население и проводящий целенаправленную государственную политику по снижению рождаемости, превзошёл рекорд СССР 1965 г.

В настоящее время из 20 стран — мировых лидеров по количеству абортов 12 стран — бывшие члены соцлагеря.

В 2008 г. в России прерывалось 44,7% всех беременностей. В 1970–1980-е гг. в РСФСР этот показатель находился на уровне 60–65%. Данные Госкомстата свидетельствуют, что сейчас мы имеем медленный прогресс, но наследие советского режима ещё слишком сильно.

СССР всегда был среди стран с наибольшим количеством изнасилований в мире. В 1989 г. в РСФСР было зарегистрировано 14,6 тыс. изнасилований.

К 2008 г. показатели изнасилований в России снизились в 2,5 раза, и РФ сейчас уже опустилась на 36-е место в мире с индексом изнасилований 4,4 на 100 тыс. человек населения. 20 лет назад этот показатель был равен 10, и РСФСР уверенно входила в первую десятку, уступая первенство таким странам, как Лесото, Свазиленд и ЮАР. В конце 1980-х годов 69% всех изнасилований, происходивших в СССР, регистрировались на территории РСФСР.

В СССР число разводов в 1980-е годы держалось уверенно на первом-втором месте в мире и составляло в 1980 г. 4,2 развода на тысячу человек населения.

В 2004 г. Россия находилась по-прежнему на втором месте в мире. В России регистрировалось 4,42 развода на тысячу человек в год. До сих пор России не удаётся покинуть этот позорный пьедестал, доставшийся нам в наследие от советского режима. Из 15 стран с самым большим числом разводов на тысячу человек населения 7 стран — это бывшие союзные республики или бывшие страны социализма.

Советский Союз также вышел на лидирующие позиции в мире по курению и по производству сигарет.

В 1975г. в СССР было произведено 364,3 млрд. сигарет, не считая импорта, пакетированного курительного табака и махорки. Для сравнения, в России в 2005г. было выкурено 375 млрд. сигарет. В 1975г. СССР был на третьем месте в мире по производству сигарет (после США и Китая) и на лидирующих позициях в мире по потреблению сигарет. Если США с производством в 616 млрд. сигарет значительную часть поставляли на экспорт, то в СССР основной была доля внутреннего потребления. В СССР с 1970 г. по 1980 г. потребление сигарет увеличилось на 50 млрд. штук в год (с 375,3 млрд. до 424,6 млрд. штук), причём потребление сигарет в РСФСР было большим, чем в среднем по Союзу.

Кроме собственного производства, СССР помог наладить массовое изготовление сигарет социалистическим странам Европы, таким как Польша (83,6 млрд. в год), Болгария (71,4 млрд.), Румыния (28,8 млрд.), Венгрия (24,5 млрд.), Чехословакия (23 млрд.), ГДР (19,9 млрд.). В эти годы соцстраны вместе с СССР вышли на первые места в мире по потреблению и производству табачной продукции на душу населения.

В СССР и Румынии тогда производилось каждый день по 5 сигарет на каждого жителя страны, включая младенцев, в Польше — по 7 сигарет, а в Болгарии — почти по 40 сигарет в день.

По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия по прежнему занимает первое место в мире по распространению курения среди населения (курит 70,1% мужского населения), а из десяти самых курящих стран мира 6 — это бывшие социалистические страны.

Приведённых цифр, наверное, достаточно для понимания глубины духовно-нравственного кризиса Советского Союза. Развал Советского Союза просто проявил состояние уже произошедшего внутреннего мировоззренческого разложения. Распад СССР был не коварным ударом в сильное и нравственное государство, а наоборот, закономерным итогом тяжелейшего духовно-нравственного кризиса.

Ю. Гагарин не оправдывает рекордных сотен тысяч убийц, самоубийц, насильников, сотен тысяч заключённых и миллионов алкоголиков.

---

От редакции ж. «Посев»: Соглашаясь с автором принципиально, редакция находит нужным сообщить, что не все приведённые автором цифры бесспорны, разные источники приводят разные данные.

 

Журнал "ПОСЕВ" №1, 2013г.

 

***

 

 

 

ПРИСЛУЖНИКИ ОККУПАНТОВ

ИЛИ ИДЕЙНЫЕ БОРЦЫ?

 

«Свершилось. Пришли немцы!» Идейный коллаборационизм в СССР в период Великой Отечественной войны / сост. и отв. ред. О.В. Будницкий. М.: РОССПЭН, 2012. – 325 с.

      

Доктор исторических наук Олег Витальевич Будницкий известен многообразной широтой исследовательской проблематики. Он – автор монографий о терроризме в российском освободительном движении, о судьбе российских евреев в годы гражданской войны, о финансовом положении русской эмиграции. Теперь он представил хорошо документированную публикацию дневников и воспоминаний русских коллаборантов, сотрудничавших с немецкими оккупационными властями во Второй мировой войне.

Предметом рассмотрения новой публикации является идейный коллаборационизм, заключавшийся в том, что часть советских граждан искренне рассматривала гитлеровский порядок в качестве спасительного для России, шла на сотрудничество с оккупационными властями не из шкурных, а из идейных соображений. Авторы представленных дневника и воспоминаний – Лидия Осипова и Владимир Самарин – обличали сталинский режим не за страх, а за совесть, поскольку видели в нём главное зло для русского народа, в то время как внешнее вторжение считали временным явлением, с которым справиться будет легче, чем с «внутренним рабством». Авторы публикаций принадлежали к так называемой внутренней эмиграции в СССР. Внутренние эмигранты – «это люди мужественные, нередко с ярко выраженным политическим темпераментом и всегда с непреклонными политическими и нравственными убеждениями». Они «непримиримо отрицают и глубоко презирают» советский режим, прекрасно разбираются в его особенностях, делают «блестящие прогнозы» о шагах советского руководства. «Такое глубокое понимание сущности советской власти в России находит место только среди внутренних эмигрантов». Внутренние эмигранты составляют подпольную русскую культурную элиту: «Внутренняя эмиграция – замечательное явление русской культуры. Оно подспудно, как и многое другое в Советской России. Внутренняя эмиграция – это культурные катакомбы. Первая задача внутреннего эмигранта – это охранение своего внутреннего мира от искажающего воздействия большевистской стихии. Задача эта решается по-разному. Одни отгораживаются от этой стихии начисто. Нигде не служат, перебиваются кустарничеством. Не берут в руки газет. Не ходят в театры, чтобы не соприкасаться с советской драматургией; разве Чехова раз в год. Стараются не встречаться с людьми. Живут робинзонами в огромном городе. Другие вынуждены служить. Они стараются выбрать службу, как можно более далёкую от «актуальных задач» советской власти: пристраиваются куда-нибудь в музей или архив. Когда в университетах понадобилась латынь, пошли в преподаватели латинского языка. На службе надлежало быть исполнительным и по возможности незаметным работником. Носить маску серого, незначительного, не вызывающего интереса человека».

Подобное существование требовало невероятной бдительности и выдержки. За любое неосторожно сказанное слово можно было лишиться свободы и даже жизни. Добровольные стукачи могли написать донос по любому поводу (позариться на хорошие ботинки, просигналить о чтении подозрительных книг, заявить об антисоветских настроениях в связи с выключенной радиоточкой в коммуналке). Всю эту совковую сволочь необходимо было терпеть и ублажать. Образованным людям сталинский СССР представлялся преисподней, крайней степенью деградации человека, советская «юстиция» выглядела как беспощадная машина убийства: «Морлоки… Уж никаких статей теперь не говорят, чего стесняться в своём испоганенном отечестве. Жить среди этого невыносимо. Словно ходишь около бойни и воздух насыщен запахом крови и падали». Когда Иосиф Сталин заявил, что «жить стало лучше, жить стало веселей», Любовь Шапорина записала в дневнике: «Кругом умирают, бесконечно болеют, у меня впечатление, что вся страна устала до изнеможения, до смерти и не может бороться с болезнями. Лучше умереть, чем жить в постоянном страхе, в бесконечном убожестве, впроголодь. Очереди, очереди за всем. Тупые лица, входят в магазин, выходят ни с чем, ссорятся в очередях. Русский народ лежит на обеих лопатках, и «лежит на нём камень тяжёлый, чтоб встать он из гроба не мог». Лежит, кто пьяный, кто трезвый, но запуганный до потери человеческого облика». Типичный представитель «нового советского человека» описан в дневнике Лидии Осиповой. Это – комсомолка Катька Мамонтова. Малограмотная деваха слепо верила в «торжество коммунизма», уверяла, что «скоро все магазины будут даром раздавать». В ожидании скорого «светлого будущего» отлынивала от учёбы, не умела и не желала толком читать и считать, зато активно сотрудничала с «органами», выявляла «врагов народа», которые своим «вредительством» мешают наступлению обещанного изобилия.

Тотальная пропаганда, напротив, уверяла, что СССР – рай для людей труда, в то время как Запад – место бесправного «капиталистического рабства». Вымышленная картина мира замещала у советских людей реальное положение вещей. «Но замечательно то, что все вот такие жалельщики евреев в Германии или негров в Америке, или индусов в Индии никогда не помнят о своём русском раскулаченном мужике, которого на их же глазах вымарывали как таракана. Боже сохрани, чтобы я оправдывала гибель хоть кого-нибудь из человеков, но всё-таки становится страшно за человечество. Неужели страхом и пропагандой можно заткнуть рты, завязать глаза так, что люди даже и без намордников продолжают не видеть и не слышать».

Перед войной «настроения в стране не были совершенно однородными: они колебались от безоговорочного признания большевизма до безусловного отрицания его. Можно назвать несколько категорий тогдашнего отношения к режиму.

1.           Люди, связанные с режимом общими преступлениями и общей ответственностью за них, одновременно разделяющие идеологию большевистского режима, а также люди, потерявшие идейную почву, но продолжавшие поддерживать его в силу тех же связей общей ответственности за совершаемые режимом злодеяния.

2.           Люди, поддерживающие режим в силу чисто личных, шкурных соображений, боящиеся потерять со сменой режима своё привилегированное положение, материальное благополучие.

3.           Люди, считавшие, что большевизм – явление русское, что Сталин защищает интересы России, а также люди, считавшие, что большевизм имеет некоторые недостатки, которые нужно исправить, но уничтожать большевизм не следует, ибо всякая попытка борьбы нанесёт ущерб интересам России.

4.           Люди, считавшие большевизм злом, которое должно быть уничтожено по возможности без ущерба для России.

5.           Люди, считавшие большевизм злом, которое должно быть уничтожено любой ценой.

6.           Инертная масса антисоветская, ничего не предпринимавшая, а также инертная масса аполитическая, тоже ничего не предпринимавшая».

Понятно, что антисоветские силы находились по обе стороны фронта, но только представители пятой группы безоговорочно могли встать на позицию: «хоть с чёртом, только против большевиков».

Надо сказать, что новой коммунистической «элите» было, что терять. Составленная из самых безграмотных слоёв народа, неспособная ни к какому производительному труду, она держалась исключительно на механизме насилия и демагогии. Весь антикультурный сброд сосредоточился в рядах коммунистической партии. Они готовы были разорвать любого, кто покусился бы на их монопольное властное положение, поскольку в нормально организованном обществе их специфические «таланты» никому бы не потребовались. Подобные бездари тщательно отбирались правящей большевистской верхушкой и целенаправленно расставлялись на руководящие посты. В. Самарин приводил характерные примеры из числа своих однокурсников: «Студент Л. говорил, что он вообще не может учиться, так как ничего не понимает. А между тем он, после того как ушёл из института, получил место инспектора Курского ОблОНО по ликвидации неграмотности. Через два года я встретил его в Жуковском районе Орловской области. Он занимал место директора одной из средних школ и даже… преподавал русский язык и литературу в 6 классах. Что он преподавал, я до сих пор понять не могу: он был в буквальном смысле слова малограмотным, совершенно неразвитым человеком. Стоит ли говорить, что Л. был членом партии, до поступления в институт – активным комсомольским работником. По партийной линии он и получал назначения. Студент Б., который ушёл из института из-за своей малограмотности, тоже преподавал где-то на рабфаке литературу».

Все эти люди служили власти не из высоких коммунистических убеждений, а исключительно из нежелания потерять кормушку. С таким же рвением и с такой же тупостью они готовы были служить любой власти, в том числе и нацистской. В оккупации «те самые коммунисты, на которых русский народ не доносит, - непременно донесут обо всём и обо всех. И насчёт военных секретов они тоже не очень как будто секретничают, насколько мы уже тут слышим. А придут красные, они опять попадут на верхи. Да и у немцев они не на низах сидят. Скольких мы уже знаем бывших коммунистов, которые работают «не за страх, а за совесть» на немцев. Да не просто с ними сотрудничают, а все или в полиции, или в пропаганде. Что они беспринципны принципиально – это-то хорошо известно, и что для них нет никаких принципов, кроме волчьих, тоже известно».

В том-то и было основное различие между шкурниками, сотрудничавшими с гитлеровцами из низменных интересов, и идейными коллаборантами, что последние прежде всего преследовали интересы России, как они их понимали. Последовательные борцы с большевизмом рассчитывали на последующее возрождение России, на то, что с чужеземными оккупантами русскому народу будет легче справиться, чем со «своими» мерзавцами. Русские антибольшевики рассчитывали на создание Третьей силы, рассматривая в качестве таковой будущую власовскую армию, НТС и другие эмигрантские организации. Поэтому и коммунистическая власть расправлялась с подобными идейными врагами особенно жестоко. Специально для них советское правительство ввело публичную казнь через повешенье, заимствовав этот способ «устрашения» у гитлеровских оккупантов. Шкурников и приспособленцев советская власть считала менее опасными и добивалась их «перевоспитания», то есть превращала в своих верных псов.

Юрий ЕПАНЧИН

 

 

 

От редакции:

- Распространяйте наши материалы в своем окружении;

- Читайте ж. «Посев»  на   http://www.posev.ru/     и  http://nts-rs.ru/

- Подпишитесь на нашу рассылку (Стрелы НТС), для чего перейдите по ссылке    http://subscribe.ru/catalog/state.politics.dlachlenovidruz  

 


В избранное