Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Стрела НТС

  Все выпуски  

Стрела НТС 129. Главы зелёных романов


Стрела НТС №129  от 20.07.2012г.

 

 

Предлагаем Вашему вниманию две главы (в сокращении) из так называемых "зеленых романов" (Курса Национально-по­литической подготовки "Национально-Трудового Союза Нового Поколения"), вышедшие в 1937-1939гг., авторами которых являлись И.В. Вощинин, А. Неймирок, Ю. Герцог и М.А. Георгиевский.

Для сегодняшней России опыт выбора верного пути между крайностями демократии и авторитаризма остается чрезвычайно актуальным. Ибо эти крайности всегда подспудно присут­ствуют в жизни свободного человеческого общества и грозят вступающей на этот путь России повторением чужих ошибок, что пока что и происходит у нас на каждом шагу.

 

 

Главы «зелёных романов»

 

Глава I.  Наш национальный кризис

Происшедшее в 1917 году крушение российской государственности было подлинной национальной катастрофой. Вместе с этим мы должны объективно признать, что:

1) революция 1917 года открыла новый период российской истории;

2) революция и длящееся до сей поры владычество большевиков, говорят нам о глубоком духовно-психологическом и социально-политическом кризисе, переживае­мом сейчас нашим народом.

Преодоление этого кризиса возможно лишь тогда, когда будет выяснена и понята его сущность. Только тогда будут ясны пути национального возрождения России, как и пути выполнения нашего национального долга.

 

Что произошло с Россией?

На этот вопрос мы слышим, по существу, только два диаметрально противопо­ложных ответа. Их мы можем грубо свести к двум схемам.

1-я схема

Российская Империя была целостным монолитом, в котором царила свобода, справедливость и благоденствие, в котором Божественное начало стройно гармонировалось с земным и человеческим через царя, помазанника Божьего, от Бога держащего власть. Империя воплощала высшую волю и высшую правду, отражавшиеся в блеске царскосельских парадов, в святых подвижниках русской земли, в мирном пахаре, в мужике-богоносце.

Революция же - это случайно удавшийся бунт, удавшийся заговор "темных сил" и крамольных предателей. Отсюда революция это только временное наваждение, "дур­ной сон". Отсюда и ощущение настоящего как временного пребывания на чужбине, пока "не сгинет ненастье", после которого "возвратится ветер на круги своя".

А пока нужно только "не прерывать традиций" и быть всегда "готовым". Вот откуда появились и эмигрантские придворные приемы, и эмигрантские "Армия и флот", и вся эта зарубежная общественность. Отсюда же мечта о грядущей "железной руке" уже своего правительства и о "жандармском аксельбанте".

2-я схема

Довоенная Россия - это страна произвола и насилия, тяжелого социального и эконо­мического положения низших слоев населения, малоземелья крестьянина, страна "власти тьмы".

Революция была неизбежна; она - сорвала сковывавшие народ оковы, она даровала живительную свободу всем творческим силам его. Но "проклятое наследие царизма" - темнота и косность - повлекли за собой то, что народ опьянел от свободы. Ею восполь­зовались циничные большевики, которые, захватив власть, и задушили ее.

В самой же идее коммунизма есть много верного и справедливого. Плохи и амо­ральны только методы и приемы его осуществления в жизнь. Отсюда: вера в "эволюцию" комвласти (постепенно-де большевики исправятся сами; сама жизнь за­ставит), отрицание необходимости революционной борьбы с ней, позиция благоже­лательной критики по отношению к изуверской власти.

Мы не можем и не смеем принять ни одной из этих схем. Русская революция не есть ни "случайный бунт", ни "историческая неизбежность", - она величайшая ката­строфа, которой могло и не быть. Ответственность за нее несут все, без исключения, сейчас живущие русские. Причины этой катастрофы лежат не в "пороках проклятого царизма", не в заговоре жидо-масонов (отрицать второстепенное эпизодическое значе­ние некоторых из этих утверждений не приходится). Причины ее глубже и серьезнее.

Россия была загублена диким разгулом нашего родного озорства, искалечена антинациональным, сухоумным и нежизненным теоретизмом, предана внутренней ник­чемностью и дряблостью ведущих слоев нашего народа.

Здесь мужественно и нелицеприятно должно сделать основной вывод: русский народ переживает жесточайший кризис своего духовного, национального и социального само­сознания. Причины нашего национального падения именно и лежат во внутреннем ослаблении современного российского поколения. Оно как бы оказалось несостоятель­ным наследником великого исторического достояния и, вольно и невольно, растратило и загубило его - свою Россию.

История России - история тяжелого труда, великого напряжения и больших жертв наших предков на протяжении веков. Еще сравнительно до недавнего времени вся со­циальная структура нашего государства носила суровый служилый характер - не про­шло еще двухсот лет от времени освобождения дворянства, нет и ста лет от раскрепо­щения крестьянства.

В напряженном труде, в постоянной опасности, в неустанной борьбе с природой и пространствами, с набегами и нашествиями диких орд кочевников и татар, с натиском Запада - были преодолены все трудности, поборены все опасности и была создана ве­ликая Империя. Наши предки достойно выполнили свою национальную задачу.

Когда изучаешь материалы войны и революции, когда внимательно вглядываешься и вслушиваешься в нашу русскую современную действительность - нельзя не признать, что многим и многим современникам эти грозные события и дела оказались просто не по плечу.

И неотвратимо встает перед нами вопрос о причинах слабости, а зачастую и никчем­ности современного россиянина. Что же произошло с нами? Что так обессилило нас, сейчас живущих русских?

Очевидно, что причина глубинна. Она, несомненно, где-то глубоко внутри нас, в основе того, что является отправной точкой формирования и выявления человеческой личности. Таковым первоисточником является наше мировоззрение. В нем-то и заклю­чаются ответы на все эти основные вопросы для человека: о смысле и сути жизни, вещей и явлений; откуда мы и зачем пришли в этот мир; зачем и для чего живем? За ними следуют и другие, уже "практические" вопросы: что же мы должны делать и как же жить? к чему стремиться и чему служить нам? что есть для нас Россия, чего ждет она от нас и каков долг наш перед ней?

 

Наши недуги

Их много. Задержимся лишь на четырех главных из них.

 

1. Плен материализма

Ощущая всю нелепость и позор нашего состояния и желая как-то оправдать наше бессилие и проистекающее из него бездействие, очень многие из нас зачастую принима­ют, сами того не замечая, материалистическую теорию исторической предопределенно­сти. При этом не отдают себе отчета в том, что порабо­щена наша страна во имя этой ядовитой марксистской, а по существу еврейской теории [здесь это имеется в виду не в политическом смысле, а в духовном - в каком еврейские корни марксизма и социализма, рассматривали В. Соловьев, С. Франк, Г. Федотов, Н. Бердяев, а также еврейские мыслители, напри­мер, Мартин Бубер, считавший, что еврейский народ "создал мессианский идеал, который впоследствии превратился, опять-таки при решающем вкладе евреев, уже измельчая и обретя конечность, в то, что названо социализмом" (М. Бубер. Избранные произведения. Иерусалим, 1979, с. 48). См. также с. 65. - Сост.].

Из-за своего гонора и для своего самооправдания многие хотят верить и убеждают себя и других, что повернется, наконец, таинственное и магическое "колесо истории", что откачнется в противоположную сторону фантастический маятник судьбы, что все само собой образуется, помимо нас, но именно так, как мы хотим и мечтаем. В под­крепление этих своих утверждений обычно приводятся доводы и доказательства экономического и чисто материального порядка.

И не замечают в таких случаях, или, вернее, не хотят замечать, что кругом нас за­рождается новый мир, в основе которого лежит идея, а во главе - сильные личности; закрывают глаза на все современные сдвиги и события. Так борцы с полонившим нашу земли марксизмом легкомысленно и бессознательно содействуют закреплению в умах исторического материализма - одной из догм марксизма.

Могут ли они в таком случае бороться с марксизмом?

 

2. Отрыв от действительности

Всякая эмиграция, покинувшая родную землю, всегда теряет психологическую связь с ней, если обрываются духовные узы ее с народом. Не избежали и мы этой уча­сти.

Эмиграция в массе до сих пор не поняла: почему же пошел в свое время за великим обманщиком Лениным наш народ, за что борется он сейчас против соввласти, что пред­ставляет он сегодня собою, о чем мечтает, к чему стремится? Не разобрались не пото­му, что не могли, а потому, что не хватило и не хватает решимости отказаться от своих предвзятостей, от собственной самоутешающей и успокаивающей доморощенной тео­рии, не имеющей никакой связи с действительностью.

Оторвавшись от современной российской действительности, мы горделиво замкну­лись в своем собственном особом мирке - в "былой России в миниатюре" (одни в до-февральской, другие в послефевральской). Всё у нас свое - и русские магазины, и шко­лы, и театры, и церкви, и журналы, и газеты, и, наконец, социалисты I и III Интерна­ционала, и либералы, и даже Императорский Двор.

А там, на далеких российских просторах, в ином и, увы, уже для многих чуждом мире - развертываются жуткие и трагические страницы борьбы не сдающегося нашего народа с преступной комвластью. За двадцать с лишним страшных лет - "лицо изме­нила земля, народы сменили народы". Встает там новое поколение, рожденное и взра­щенное в голодные годы, в пожаре "военного коммунизма", в угаре первой пятилетки, в кошмаре коллективизации и террора.

Они встают, борются и умирают за Россию, но не за нашу прежнюю, а за свою новую, вымученную, выстраданную в эти тяжелые годы. Они ждут помощи и поддержки, взы­вают о ней. Но что может предложить живущий прошлым тому, кто устремляется к новому будущему? Может ли помочь и что-либо дать от себя тот, кто не понимает, кто так далек духом от них?

 

3. Отсутствие веры в свои силы и осознания своего личного долга

Оторванность от современной российской действительности и полное непонимание ее создают превратное и ложное представление о чудовищной мощи большевиков, о вездесущей и дьявольской проницательности ее органов, о полной невозможности уча­стия отсюда в борьбе нашего народа.

В данном случае мы имеем дело с самовнушением. Ибо, если признать противное, то за этим признанием логически последует вывод о возможности собственного участия и о собственной ответственности. Здесь мы сталкиваемся с непреодолимой, для боль­шинства, психологией забитости приниженного и нищенского беженства, как и с пси­хозом поражений и неудач в прошлом.

Зарубежье, должно признать, что хоть за эти долгие годы оно и не примирилось с большевизмом, но и борьба не стала основным стимулом его жизни и деятельности. В нем не раз дела­лись попытки организации борьбы; в нем всегда находились одиночные смельчаки и герои, отдававшие себя подвигу борьбы и проникновения в стан врага. Но отсутствие духовного бодрствования и идейной напряженности легко открыло доступ советской провокации в эмигрантские организации и общественность. Провокация - явление во всякой революционной борьбе неизбежное и даже нормальное - не столько помешала фактическим этим начинаниям борьбы, не столько скомпрометировала саму идею борьбы, сколько морально обезоружила Зарубежье, дала формальное оправдание его пассивности, узаконила отход от политики, преобладание личных интересов и культурничество.

Это моральное разоружение породило в массах беженства безнадежный пессимизм, миф о несокрушимом всемогуществе врага и полное отсутствие веры в свои силы. Последнее-же является, по существу, моральной капитуляцией.

Раз признано, что борьба почти невозможна, что попытки в этой области - безнадежное безумство, то снимается с каждого рядового зарубежника его ответственность. Сейчас я ничего не могу, а значит, ничего и не должен делать. Когда же "придут события" (они-де все время "приближаются"), когда "начнётся" - тогда только смогу я выпол­нить свой долг. Сейчас же на мне лежит обязанность лишь подготовить себя к этому моменту.

Но сможет ли такой, ждущий "прихода событий" (как будто можно себя законсерви­ровать и не дряхлеть с годами физически и духовно) дать что-либо от себя? Когда придет это время? И кто же должен "начинать", кто должен создавать русские события сегодня?

 

4. Отсутствие творческой, организующей и зажигающей идеи

В этом нельзя, конечно, ни упрекать, ни обвинять. Но именно отсутствием ведущей и увлекающей идеи и надо объяснить неудачу борьбы против большевизма. Если эмиграция сейчас пассивна, то белое движение было полно героизма, готово на жертвы и исполнено решимости к тому, чтобы отстоять свое дело.

Но что предполагало оно отстаивать от потока и разграбления и во имя чего оно боролось? Во имя "Единой, Великой и Неделимой"? Во имя былой славы, величия Им­перии, необъятности одной шестой части суши?

В своей обращенности назад тогда не было понято, что громада жизни перемещается вперед, что прошлое и настоящее в грозе и буре революций ищут своего будущего. Борьба за бесплотную формулу не вызвала ни отклика, ни энтузиазма в массах, в ма­терике народном.

Только немногие из героев смутно понимали, что нужно сказать какое-то новое слово, и пели:

"Мы былого не жалеем,

Царь нам не кумир.

Мы одну мечту лелеем

Дать России мир".

Сами они смутно представляли себе этот мир в формах отходящего либерального обихода, в неясном виде банальной республики.

Зато губернаторы и помещики, стекавшиеся в их тылу, понимали этот "мир" совсем конкретно. Первые примеряли себе губернии и подбирали кадры уездных начальников; вторые, подбираясь позади фронта к своим имениям, восстанавливали, иногда с экзекуциями, свои права и собирали свою долю урожая за прошлый год. А на другом фланге - интеллигентском - продолжали тупо твердить: "Ни Ленин, ни Кол­чак". И вызывали восстания в тылу Белой армии.

Кто посмеет сказать, что это ложь?

Кто посмеет отрицать, что за спиной белых борцов остатки правящего и ведущего слоя, не умудренные страшным разгромом 1917 г., повторяли зады, не породив свежей идеи, не наметив даже новых путей решения социально-политических вопросов!

Белые борцы доблестно сложили головы свои за Россию. В эмиграции руководящая роль перешла к захребетникам Белой армии - интеллигенции и представителям пра­вящего слоя.

И опыт второго разгрома не умудрил их. Обращенность назад осталась характерной для двадцати лет бытия русского Зарубежья. И на фоне былого величия, славы, куль­турных достижений прошлого только резче выделилась идейная беспомощность, непо­движность застывших форм, стеснявших все новое и молодое отсутствием пафоса, ак­тивности и последовательной ясности мышления.

Даже наглядный урок Гитлера, Муссолини и Франко не мог вызвать ничего другого, кроме слепого подражания чужим словам и формам.

Русский кризис ждет и требует русской национальной формулы своего решения.

На основании вышеизложенного мы утверждаем, что Зарубежье все еще не исцели­лось, все еще поражено нашей общероссийской болезнью - кризисом мировоззрения. Это он является причиной и нашего бессилия, и всей бесплодности нашего эмигрант­ского бытия.

Возврат к жизни и силе доступен лишь тому, кто преодолеет этот недуг, кто свою борьбу за Россию начнет, прежде всего, с самого себя и сумеет, захочет и сможет соз­дать из себя подлинную русскую силу.

Но как исцелить себя и создать из себя силу?

Здесь, прежде всего, становится вопрос о воспитании нового русского национального характера, о преодолении в себе всех внутренних недостатков, мешающих достижению цели, о создании из себя мужественной волевой личности, ясно представляющей свой жизненный путь и умеющей свои выводы и решения безоговорочно претворять в дела и действия. Задание это основное, требующее исключительных внутренних усилий и твердой решимости.

Но сильная личность может быть увлечена и злой и греховной идеей (Базаров, Рас­кольников, "сверхчеловек" Ницше), которые тоже могут временами давать фикцию целостного мировоззрения. Сильный человек только тогда нужен и полезен нации и может что-то от себя дать ей, если он проникнут и живет творческим национальным мировоззрением.

Чтобы выйти из этого тумана, чтобы выбраться из блуждания среди призрачных цен­ностей, нужно духовно сосредоточиться и проверить ценности, которыми до сих пор жили. А проверив, нужно осознать до конца, прочувствовать, принять ценности под­линные и извечные.

Сила российского националиста покоится на стройном, ясном и целостном нацио­нальном мировоззрении - Бог, весь мир, Россия, общество, труд и творчество, лич­ность - должны быть в нас сведены ясно и стройно в одно гармоническое целое.

Итак, перед нами в этой области три задачи:

1. Пробуждение в современном россиянине жажды "внутреннего возрождения".

2. Содействие пробуждению в нем российского творческого мировоззрения.

3. Содействие оснастке и вооружению нового российского националиста знаниями и аргументацией его национальной веры и его внутренних личных убеждений.

Этим трем задачам и посвящен начинающийся настоящим конспектом "Курс На­ционально-Политической подготовки" Национально-Трудового Союза Нового Поколе­ния.

 

Курс Национально-политической подготовки

Для выявления и утверждения нового российского мировоззрения необходим самый широкий охват всей современной жизненной действительности. Вот почему Курс Н.П.П. содержит в себе разбор ряда вопросов и положений современной мысли, как-то философии, социологии, экономики, истории.

Здесь же должно, однако, заметить, что наш курс Н.П.П. наукой никак считать нель­зя. Если мы и даем всестороннее освещение различных научных вопросов и направлений, то делаем это в служебных для нашей идеи целях.

В своем приложении к действительности всякое мировоззрение порождает свою идеологию, доктрину, программу и тактику.

В области выяснения и утверждения программы и тактики курс Н.П.П. не дает окончательных выводов, а лишь устанавливает основные положения, ставит только главные вехи. Ибо никакая национально-социальная мысль не смеет прийти к стати­ческому положению, закоснеть в оторванной от реальной жизни догме. Наоборот, она должна развиваться и совершенствоваться вместе с жизнью и развитием человеческого общества и самого человека.

Свободное развитие творческой мысли, считаем мы, есть основное условие жизни и эволюции животворящей идеологии, каковая должна не тормозить и коверкать своими отжившими и измышленными положениями органическую жизнь, но, наоборот, - вдохновлять, освящать и возбуждать рост и совершенствование жизни государства и жизни человека.

Целью курса Н.П.П. является и практическая идеологическо-политическая подго­товка кадров Нового Поколения России - кадров начинателей, организаторов и вдох­новителей революционной борьбы за Россию в настоящем и строителей ее в будущем, после Национальной Революции.

Курс Национально-Политической Подготовки содержит пять частей:

Часть 1. Основы национального мировоззрения. [1939]

Конспект 1. Наш национальный кризис (Введение).

Конспект 2. Идеализм и материализм.

Конспект 3. Значение идеи и сильной личности.

Конспект 4. Элементы государственной и общественной жизни.

Конспект 5. Национализм.

Конспект 6. Новый век и новый человек.

Часть 2. Основы народного хозяйства.

Конспект 7. Хозяйственные блага и их производство.

Конспект 8. Учение об обмене.

Конспект 9. Распределение и потребление хозяйственных благ.

Конспект 10. Современная организация народно-хозяйственной жизни.

Конспект 11. Значение и роль государства в народно-хозяйственной жизни.

Часть 3. Социальная, экономическая и политическая жизнь.

Конспект 12. Либерализм.

Конспект 13. Социализм.

Конспект 14. Земельный вопрос.

Конспект 15. Рабочий вопрос.

Конспект 16. Кооперация.

Конспект 17. Солидаризм.

Конспект 18. Устройство центральной и местной власти.

Часть 4. Исторический отдел.

Конспект 19. Историческое развитие России.

Конспект 20. История революционных и общественных движений до 1914 года.

Конспект 21. Общественные настроения периода 1914-1917 гг. и революция 1917 г.

Конспект 22. Белое движение.

Конспект 23. История коммунистической власти.

Конспект 24. Революционно-политическая борьба с коммунистической властью.

Часть 5. Национально-трудовой солидаризм.

Нужно еще оговориться здесь, что предложенный выше курс может оказаться и "мертвой буквой", если "упадет зерно на камень". Он есть всего лишь вспомогательное пособие для тех, кто решился сам встать на путь подлинной борьбы за Россию и кто начал ее, прежде всего, с самого себя.

 

Глава II.  Идеализм и материализм

Мы современники великих идейных и политических сдвигов. На наших глазах меняется коренным образом духовная, социальная, политическая жизнь человечества. Разрушаются старые, веками сложившиеся представления и ищется новое мировоззре­ние. В этом - основная характеристика переживаемой нами эпохи.

Наша же принадлежность к России, к российской нации делает нас сугубо ответ­ственными за то исповедание, которое несем мы в Россию. Ибо страна наша подверг­лась небывалой катастрофе не только хозяйственной и политической, но и духовно-моральной.

Начиная еще с XVIII века в Россию проникало, в различных видах, материалисти­ческое учение, и воспринималось оно русскими людьми - идеалистами по складу ха­рактера - безоговорочно, как религиозные догматы. С возникновением марксистского движения материализм получил свои законченные формы, а в 1917 году восторжество­вавший коммунизм поставил его на пьедестал новой религии.

Начиная с 1917 г., все подрастающие поколения в СССР воспитываются в духе диа­лектического материализма. Но сумели ли этим большевики создать новый тип чело­века - последовательного материалиста?

Нет! Об этом нам свидетельствуют ежечасная борьба с властью на Родине, борьба, в которую все шире и шире вовлекается Новое Поколение России.

Но два десятилетия принудительного воспитания в духе "диамата" принесли свои плоды: мышление подсоветского человека в значительной степени складывается по его схемам, несмотря на все отвращение к коммунизму и власти.

Поэтому нам нужно отчетливо знать сущность диалектического материализма и материализма вообще, чтобы уметь разрушить до основания в умах наших братьев "там" отжившие схемы "диамата".

Нам нужно и осознать сущность нашего идеалистического мировоззрения, ибо оно не есть следствие минутного настроения, а результат зрелого размышления о сущности мира и нашего человеческого призвания в нем.

Наше духовное самоутверждение требует от нас вооруженность - необходимое усло­вие нашей конечной, полной победы. И еще: наш Союз - движение не только политиче­ское; политическая борьба для нас не самоцель - она средство на пути к выявлению и осуществлению служения высшим духовным ценностям в освобожденной и воссозданной Новым Поколением - России.

Вот почему курс нашей политической подготовки начинается с рассмотрения чисто философских вопросов: вопросы духа - наши основные вопросы, духовная сущность есть краеугольный камень нашего движения.

 

Наука, философия, религия

[Разбирая разные теории познания, автор конспекта отмечает, что все три по­знавательных инструмента: чувства (школа сенсуалистов), разум (И. Кант), интуи­ция (А. Бергсон) - не противоречат, а дополняют друг друга. Поэтому наука, фи­лософия и религия также не могут противоречить друг другу. Однако религиоз­ное, "интуитивное восприятие, т. е. непосредственное и душевное, есть высшая степень познания жизни"; именно этим способом познания преодолевается закрытость кантовских "вещей в себе".

Далее, в главке "Философский материализм", дается описание исторического развития материалистических представлений о мире: от древнейших материали­стов (Демокрит), считавших, что "все мышление есть не что иное, как движение атомов", - до деятелей эпохи Просвещения (Вольтер и др.), которые воодушевля­лись как борьбой против "средневекового клерикализма" католической Церкви, так и научными открытиями, призванными "все объяснить материально". "За XIX век ничего существенно нового к материалистическому учению не прибавилось, но круг лиц, исповедующих материализм, значительно расширился". - Сост.]

Сущность не материальных, психических (душевных) явлений, характерных для органической жизни, не поддается никакому логическому объяснению с точки зрения диалектического материализма.

Именно здесь он наиболее ярко обнаруживает всю свою несостоятельность.

Так по Ленину, "ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи" ("Материализм и эмпириокритицизм", с. 39), т. е. душевные процессы он рассматривает как материальное вещество, что является очевидной неле­постью.

Это, по-видимому, сознавал и сам Ленин, т. к. в другом месте, противореча самому себе, он утверждает: "ощущение признается одним из свойств движущейся материи" (там же, с. 32). Но здесь слово "свойство", хоть я не столь нелепо, как слово "продукт", тоже само по себе ничего не объясняет: о сущности душевных процессов и всех вообще явлений органической жизни мы от материалистов-диалектиков так ничего и не узна­ем.

Запутавшись в собственных определениях материи, диалектический материализм готов даже, по меткому замечанию Бердяева, наделить ее божественными свойствами. В самом деле, разве сам от себя возникший в мертвой материи закономерный творче­ский процесс не есть сверхприродное, божественное свойство?

Итак, резюмируем еще раз основные утверждения материалистов:

1. Материалист доказывает правильность своей точки зрения тем, что существование материи очевидно и несомненно, между тем, как существование духовного лишено очевидности и нуждается в доказательстве.

Это рассуждение материалистов несостоятельно уже потому, что существование ду­ховного так же для всякого человека очевидно, как и материального: скажите чело­веку страждущему, что у него нет страдания, и посмотрите - согласится ли он с вами.

Далее - если я вижу передо мной дерево, то я сознаю, что у меня существует и мысль об этом дереве, и эта мысль о дереве мне непосредственно дана, а о суще­ствовании дерева я знаю только благодаря этой мысли. Следовательно, сознание обла­дает, по меньшей мере, такой же очевидной реальностью, как и материальные вещи.

2. Утверждение материалистов, что мысль есть движение материальных частиц, по­мимо того, что никогда и ничем не было доказано, - является и непонятным по суще­ству. То, что принято называть материей, обладает непроницаемостью, протяженно­стью, массой и т. п. свойствами, которые мысль не имеет. Если же взять определение Ленина, что "материя есть объективная реальность", то ведь мы знаем, что мысль для нас существует субъективно. Поэтому утверждать, что мысль есть движение чего-то объективного, значит объявить субъективное объективным. Это противоречит утверж­дению материалистов, что только объективное существует на самом деле. Разумеется, что мысль может сопровождаться движением мозговых частичек, но "сопровождаться" и "являться" - понятия разные.

3. Утверждение, что "мышление есть свойство материи", означает, по существу, утверждение об одухотворенности всего материального. Последовательно проводя это утверждение, материалист перестает быть материалистом, так как допускает суще­ствование такой материи, которая одарена сознанием.

4. Утверждение, что "материя есть все существующее" (Деборин) - не есть вообще ответ на вопрос о том, что же именно существует, на который материализм обещал дать ответ.

Мы видим, таким образом, что положения материализма противоречивы и не об­ладают ни очевидностью, ни достоверностью и что строить на них свое мировоззрение было бы, по меньшей мере, легкомысленно.

***

Мировоззрение материалистов-механистов испытывает особые затруднения, когда речь начинает идти об органическом мире и живой природе.

[В главке "Механизм и витализм в естествознании" приводятся данные естест­венных наук, опровергающие материалистическое понимание живого организма как машины. Обращается внимание на учение, снимающее противоречие между идеальным и материальным: "Органическое мировоззрение, учение об интуиции и теории идеал-реализма "; эта философская школа (Н. Лосский) "не отвергает ре­альности материи, но... хочет проникнуть во внутреннюю сторону, сущность явле­ний материального". "С развитием и распространением идей Бергсона, Дриша, Лосского и др. современных философов и биологов материалистическое мировоз­зрение потеряло свои командные позиции, на которых оно думало отпраздновать полную победу". - Сост.]

 

Идеалистическо-философские основы идеологии НТСНП

Знакомство с основными видами философских мировоззрений показывает нам, что ни механический, ни диалектический материализм не в состоянии ответить на вопрос о том, что же собой представляет мир, в котором мы живем. Больше того - материа­лизм не столько пытается дать ответы на эти вопросы, сколько старается отклонить эти вопросы вообще, закрывая глаза на многие стороны жизни. Но вопрос о сущности жизни и стремление вникнуть в глубь мировых явлений, пользуясь всеми способами нашего познания (интеллектом и интуицией) вообще, - неискоренимы в человеке.

Вот почему, когда человек забывает о "небе" и обращается исключительно к "земле", - это верный признак наступления эпохи упадка его духовного творчества. После пе­риодов упадка человечество снова и снова возвращается к "небу", оплодотворяя свое жизненное мировоззрение новым положительным содержанием.

Переживая такой период возрождения философской мысли, мы не можем стоять в стороне от этих основных и принципиальных вопросов. Будучи же движением по пре­имуществу национально-политическим, мы не считаем своим делом разрешение чисто философских проблем.

Мы берем в основу нашего мировоззрения только несколько принципиальных установок, считая их неопровержимыми в свете современного развития научной и философской мысли:

1. Материалистические теории, в любой комбинации и при любом дальнейшем раз­витии научной и философской мысли, не могут и никогда не смогут дать никакого ответа на вопросы о сущности мира как целого. На материалистическом фундаменте невозможно даже поставить сколько-нибудь удовлетворительной гипотезы о сущности мира.

2. Материализм есть только отрицание духовного начала и больше никакого другого содержания не имеет. Другие направления философской мысли не отрицают ни значе­ния атомистической теории, ни наук о материальном мире, а хотят только установить или, вернее, понять, что лежит за этим материальным миром, какова его внутренняя сущность.

Поэтому отрицание материализма не есть голое отрицание, но и всегда положитель­ное утверждение существования духовного.

3. Утверждая существование духовного начала, мы должны признать за ним пер­венство. Материальное относится к духовному, как подчиненная или производная сущность.

4. Материальное и духовное начала являются двумя сторонами одного и того же единого процесса жизни.

Духовное действует на материальное, оживотворяет материю, побуждает ее целе­сообразно развиваться и дает ей смысл. (Пример - мертвые химические элементы: углерод, кислород, фосфор, сера соединяются в белки, белки образуют протоплазму, последняя составляет содержимое живой клеточки.)

Духовное начало есть, поэтому, начало активное и творческое, хотя и пользуется процессами материальными. (Это положение можно было бы назвать "философским активизмом".)

5. Духовное начало пронизывает всю окружающую нас жизнь. Оно заложено и в нас самих.

Клеточки объединяются в сложные живые организмы, где каждая клеточка играет определенную роль. Живые существа, уже в низших своих стадиях, объединяются в организованные сообщества. (Колонии бактерий, муравьи, пчелы, леса - растительные сообщества, стада животных, стаи птиц и т. д.) Наконец, и сам человек объединяется с себе подобными в человеческое общество.

Свойство духовного мира - согласовывать, направлять в общую сторону для преодо­ления внешних (материальных) препятствий, создавать совокупности - устанавливает­ся нами как неоспоримый факт. Вопрос - почему это происходит - относится к области метафизики. Нам же этот факт указывает на существование в мировой жизни извест­ного положения, которое можно было бы назвать "философским солидаризмом".

Наше внимание останавливает, однако, весьма важный факт, что это взаимное при­тягивание никогда и не приводит к полному слиянию индивидуальностей (клетки в организме остаются все-таки отдельными клетками и т. д.; люди остаются отдельными личностями в семье, государстве и т. д.), а только к той или иной степени иерархично­сти.

Признавая первенство духовного начала, мы обязаны и к определенному отно­шению к правилам своей деятельности, т. е. к определенному отношению к этической проблеме.

 

Идеалистическая и материалистическая этика

Теоретическая философия занимается вопросом: что есть мир на самом деле? Практическая философия - этика, желает ответить на вопрос - что должно быть, как себя должен вести человек в личной и общественной жизни, каких принципов поведе­ния должен он держаться.

Все многообразие ответов на этот вопрос можно свести к трем типам:

1. Натуралистическая этика, которая выводит высшую цель человека из его при­родных качеств и естественных стремлений.

2. Этика долга (И. Кант), которая этическое понятие долга, наоборот, противопо­ставляет всем естественным стремлениям человека как нечто независимое и абсолют­ное.

3. Современная идеалистическая этика, которая рассматривает этику как высший вывод всей остальной философии и рассматривает этический идеал в связи с духовной                                                                                                                                                                                                                            сущностью бытия.

Натуралистическая этика возможна в двух вариантах: а) этический материализм и б) этика морального чувства.

Этический материализм исходит из эгоизма, или стремления человека к наслаж­дению, счастью, благополучию, и известен также под названием гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм (Эпикур, Бентам, Джон-Стюарт Милль). В более грубой форме - это учение о том, что раз человек по природе своей стремится к удовольствию, то он и должен к нему стремиться, а целью жизни потому является получение наибольшего количества удовольствия и удовольствий. Высшее благо, по учению Эпикура, - перевес счастья над страданием. В более утонченной форме - это стремление свести в свою пользу баланс удовольствий и страданий не только в личной, но и в коллективной жизни, исходя из соображения, что "когда всем хорошо, то и каждому хорошо".

Этика морального чувства (Адам Смит, Руссо, О. Конт), хотя и основана на альтруизме, является развитием того же этического материализма, т. к. стремление к жертве, интерес к общему благу и т. п. рассматривает как одну из потребностей человека наравне с другими. Она утверждает наличие в человеке "общественного инстинк­та", в силу которого человек может пойти, например, добровольцем на войну. Здесь, однако, не учитывается хотя бы то, что такой инстинкт, если он вообще существует, должен быть правилом, а не исключением, и что поэтому, если бы такой инстинкт су­ществовал, все должны были бы добровольно отправляться на войну, чего, однако, не происходит.

Можно было бы привести много примеров неувязок, которые получаются при при­менении натуралистической этики. Достаточно, однако, иметь в виду лишь то, что вся натуралистическая этика имеет один коренной недостаток - необоснованный скачок от наличия известного побуждения к утверждению его ценности. Она не замечает, что из того, что люди к чему-то стремятся, никак не может следовать, что они и должны к этому стремиться.

По существу, натуралистическая этика (вообще) и этический материализм (в частно­сти) отвергают всякую мораль и не отвечают на вопрос - к чему же должен стремиться человек, какой образ поведения ему выбрать, когда у него появляются колебания в том, как ему поступить?

Нельзя также говорить о количестве удовольствия или страдания, так как их нельзя ничем измерить. Этика морального чувства, которая требует служить не только сво­ему, но и чужому эгоизму, терпит крушение на простом вопросе: чем чужой эгоизм лучше моего эгоизма? Если же я служу чужому эгоизму из соображения, что когда всем будет хорошо, то будет и мне лучше, - то я никогда не пойду так далеко, чтобы пожертвовать собою, ибо после смерти я все равно этим общим повышением благосо­стояния не воспользуюсь.

Этика долга Канта, считая мораль абсолютно независимой, не имеет недостатков натуралистической этики. Единственная ее формула морали: "действуй так, чтобы порядок твоего поведения мог быть обращен во всеобщий закон поведения".

"Этика долга" раз и навсегда покончила, для всякого серьезно-мыслящего человека, с натуралистической этикой, и в этом ее заслуга. Но в качестве положительного учения она все же не достигает той цели, которую следует ставить этическому учению, т. к. при полном отрицании связи между тем, что есть, и тем, что должно быть, не может дать никакого общего мировоззрения. И хотя бесспорно, что должное не всегда совпадает с естественно необходимым, но при полном разрыве между ними, - этика повисает в воздухе, оставаясь неосуществимой "чистой идеей".

Отсюда видно, что между тем, что есть и что должно быть, должна существовать какая-то внутренняя связь или, выражаясь научно, должна быть "точка бытия, объ­единяющая в себе эти два разнородных начала".

Современная идеалистическая этика видит эту связь в человеческой воле. Ко­нечно, лишь поскольку воля является проявлением стремления самого бытия к само­определению и самосовершенствованию. Современная этика рассматривает цель всего бытия в его переходе от низших форм к высшим - к духовности и органичности.

Цель человеческой жизни - не осуществление того или иного отдельного идеала, а соучастие в историческом процессе. Этот процесс есть вместе с тем вселенский, косми­ческий процесс внутреннего духовного развития бытия. Так как бытие есть единство многообразия, то его развитие должно идти в сторону наибольшего углубления един­ства при наибольшем развитии многообразия.

Отсюда вытекает высший и наиболее общий идеал человеческих отношений и строя человеческой жизни - укрепление единства между людьми. Но не путем слияния всех в безразличную массу, а в связи с углублением начала своеобразия в человеческой жизни - начала развития свободной личности. Развитие личности и основанное на нем углубление и укрепление солидарности между людьми, или - что то-же - духовное развитие, идущее одновременно в направлении личного духовного развития и разви­тия общественного единства - таков общий идеал, вытекающий из онтологического обоснования этики на принципах всеединства.

Если мы разберемся в сущности подобного взгляда на этический смысл жизни, то признаем, что современная научная метафизика пришла к выводам, которые являются перефразированными религиозными принципами, т. е. теми, что лежат в основе религиозной христианской морали. Таким образом, христианская религия и научная философия, бывшие, как казалось, на протяжении стольких веков непримиримыми противниками, снова нашли общий язык и взаимное понимание. Произошло это тогда, когда философия и наука стали на путь признания первенствующего значения жиз­ненного духовного начала и сущности творческого динамизма.

Это обстоятельство дает надежду, что современная культура, отказавшись от пред­взятых положений и одностороннего взгляда на жизнь и природу, сможет выйти из созданного ею же самою тупика, вернувшись к своим собственным истокам. Источники современной культуры - христианские. Но от них она в свое время добровольно отка­залась, не сумев отличить истинную сущность христианской этики от внешних форм, сложившихся в силу тех же исторических процессов, которые и самой культуре дали ее внешнюю форму.

 

Заключение

Подведем итоги и объясним, что значит термин идеализм в нашем толковании. Ибо этому термину, как и другим, часто употребляющимся словам (например, свобода), придавалось в разное время и различными течениями различное значение (напр., идеализм последователей Канта не то же самое, что "идеализм" Аристотеля).

Под словом "идеализм" в союзной ["Союз" здесь и далее означает НТС. - Сост.] литературе следует понимать признание начала первенства духа, связанное с отрица­нием материализма и с другими положениями, изложенными в главе V настоящего конспекта, и как конечный вывод этих положений - требование определенной идеали­стической этики.

Вера в существование высшего духовного начала требует от нас признания оправданности и необходимости и метафизики и религии. Но разрешение вопросов метафизики и религии не входят в нашу компетенцию. Потому мы как национально-политическое движение не можем и отдавать предпочтение тому или иному течению или вероисповеданию. Это не означает нашего "равнодушия" к этим вопросам или вы­движения принципа равноценности всех религий. Нет, пусть для каждого россиянина его религия - самая лучшая и истинная.

Для нас как членов Союза важно, чтобы религия каждого была залогом его рели­гиозно-морального отношения к явлениям общественной жизни, без чего невозможно установление общественного идеала и стремления к нему.

…………………………………………………………………………..

 

 

Полный текст книги «Ранние идейные поиски российских солидаристов» Вы можете найти на сайте НТС  http://nts-rs.ru/nci.htm

 

 

От редакции:

- Распространяйте наши материалы в своем окружении;

- Читайте ж. «Посев»  на   http://www.posev.ru/   и  http://nts-rs.ru/

- Подпишитесь на нашу рассылку (Стрелы НТС), для чего перейдите по ссылке    http://subscribe.ru/catalog/state.politics.dlachlenovidruz


В избранное