Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Стрела НТС

  Все выпуски  

Стрела НТС 75. Dead Мороз - Архикрасный Нос


Стрела НТС №75  от 15.12.2010г.

 

Николай Шеляпин 
DEAD мороз – архикрасный нос

 

– Раз, два, три! Дед Мороз скорей приди! – слышался нестройный детский хор.

– Плохо зовете дедушку!  Эдак дедушка совсем не придет, и вы останетесь без подарков!  А ну-ка еще раз! – раздался прокуренный голос воспиталки.

– Раз, два, три! Дед Мороз скорей приди! – надрывались малыши.

– Иду! Иду! – из детского туалета вышел маленький человечек в синей плюшевой шубе, с палкой и мешком. На подбородке была наспех приклеена белая мочалка. Из-под газетной маски на ошалевших ребятишек смотрели не шибко трезвые глаза завхоза. От страха дети залезли под стулья.

– Вот в наше время так дедушку Мороза не встречали! Нынче только Покемонов и Микки-Маусов знают! – возмутился чей-то присутствующий на утреннике дед...

***

Да, в последнее время стало модно говорить о патриотизме. Многие общественные деятели и самые обычные граждане начали с пеной у рта защищать русскую культуру и национальные традиции. Под соусом патриотизма в Петербурге совсем недавно был проведен «Хрустальный апельсин», конкурс работ среди студентов - будущих специалистов по связям с общественностью. Целью конкурса провозглашалось формирование (ни больше, ни меньше!) новой интеллектуальной элиты страны. Напомним, что специалисты по связям с общественностью, или пиармены, организуют предвыборные компании, создают имидж государственным деятелям и артистам, популяризируют товары и идеи, создают рекламные материалы, подготавливают статьи и телерепортажи. Таким образом, специалисты по связям с общественностью выступают «властителями дум» современного обывателя. И чем же нас порадовала будущая интеллектуальная элита? В связи с этим, особенно хочется отметить проект «Дед Мороз из сказочной Лапландии», который посвящен (по заявлению автора) «проблеме угрозы утраты подрастающим поколением представления о Деде Морозе, как одном из центральных персонажей русских сказок».

У одних читателей эта студенческая работа вызвала предновогоднее умиление и возродила воспоминания о беззаботном пионерском детстве, а у других вызвала недоумение и массу вопросов.

Давайте постараемся разобраться, действительно ли Дед Мороз имеет отношение к русской традиции празднования Рождества и Нового года, и какое место этот персонаж занимает в русских народных сказках.

Рождество на Руси начали отмечать еще со времен крестителя князя Владимира, а Новый год, приближенный к современному пониманию, стали праздновать при Петре I. Встреча Нового года и Рождества сопровождалась колядованиями (поздравительными рождественскими песнями и стихами), карнавалом ряженых, праздничным застольем, а также языческими обрядами: гаданиями и молодецкими играми (зачастую, развратными, которые были связаны с культом плодородия). С XVIII в. символом Рождества и Нового года стала елка. Однако, в книгах таких известных собирателей фольклора и традиций как Забелин, Костомаров, Сахаров и других мы не найдем образа доброго Дедушки Мороза.

Нет добренького Дедушки Мороза и на поздравительных рождественских и новогодних открытках XIX в. Когда же этот старичок с мешком вошел в нашу жизнь? В 1930-е, когда многих старичков, да и не только старичков отправляли с вещмешками эшелонами на север, поближе к Деду Морозу.

Надо сказать, что в 1920-е советская власть, разумеется, отмежевалась от Рождества как «религиозного пережитка», хотя еще при Ленине день Рождества как выходной официально не был отменен. Подвергся гонениям и Новый год как праздник «мелкобуржуазный». Но уже при товарище Сталине, в 1930-е, Новый год, отмотав десятилетний срок, был реабилитирован, поскольку режиму требовался праздник, не особенно политизированный по сравнению с другими государственными торжествами, и при этом подчеркивающий заботу партии и правительства о простом человеке. Для этого праздника нужны были свои символы и обряды. В это время появляются трогательные рассказы о том, как добрый дедушка Ленин, находясь в Горках в 1922-24 гг, устраивал елки для сельских ребятишек. Эти истории также правдивы, как и реальное существование Деда Мороза, поскольку Ленин в эти годы был парализован и выглядел еще хуже, чем теперь, лежа в мавзолее. Но партия писала очередную новогоднюю сказку для взрослых и детей. Так тоталитарное сознание, неспособное к оригинальному мышлению, зато умеющее все искажать, соединило европейский образ святого Николая (Санта Клауса) со славянским языческим божком Морозкой. Отметим, что Морозко – это божок потустороннего мира (воистину-Dead), преимущественно злое существо. Так, в поэме Некрасова «Мороз-красный нос» Морозко безжалостно замораживает главную героиню. Пожалуй, только в одной сказке Морозко по заслугам одаривает добрую дочку старика, но при этом расправляется с нерадивой и ленивой дочкой старухи. В деревнях также было принято задабривать Морозко киселем или кашей, чтобы он не заморозил хозяев и скотину. Иногда Морозко присутствовал в поминальных обрядах, однако не имел никакого отношения к Рождеству и Новому году.

Другая же половинка советского Деда Мороза (Санта Клаус) изначально имела глубоко христианский смысл. Санта Клаус выступал судьей для детей и дарил подарки только хорошим, послушным, живущим по христианским заповедям детям, а плохих детей мог наказать.

Но наш Дед Мороз был воплощением советской мечты о ХАЛЯВЕ, то есть дарил подарки всем советским людям без исключения, что лишало этот образ нравственной идеи. Вспомните стихи С. Маршака:

Эти флаги и шары
Дед Мороз развесил,
Для советской детворы,
Чтобы год был весел...

Отношение к Деду Морозу было часто ироничным даже в официальной поэзии:

Он испортил кран с водой,
В нашем умывальнике.
Говорят: он с бородой,
А шалит, как маленький...

Ну а в народном неофициальном советском фольклоре у детей выражалось презрительное и потребительское отношение к Деду Морозу:

Здравствуй, Дедушка Мороз,
Борода из ваты,
Ты подарки нам принес,
Паразит проклятый?!!!

Так что приходится признать, что русского Деда Мороза из традиционных сказок никогда не существовало. Дед Мороз – это такое же порождение советского времени, как Мальчиш-Кибальчиш, Чебурашка, Штирлиц, но куда более живучий и популярный. Не следует приписывать образу Деда Мороза (по незнанию или умышленно) исконно русское происхождение.

Конечно, Дед Мороз уже прочно вошел в нашу новогоднюю традицию. Замечательна идея создания заповедника Деда Мороза под Великим Устюгом. При этом в наши дни образ Деда Мороза в связи с возрождением христианских традиций и влиянием западноевропейской культуры все больше сближается с образом рождественского Святого Николая. Так в Европе в каждой стране существуют свои традиции празднования Нового года и Рождества, но их объединяют христианские ценности. И современная Россия, безусловно, может быть желанным гостем на всеевропейском празднике Рождества, при этом, не утратив свой национальный колорит. Вполне целесообразно было бы возродить такие красивые русские традиции празднования Рождества как: театрализованные представления, катания на санях, рождественские ярмарки. Прекрасны также традиции дарить подарки бедным и незнакомым людям, кормить голодных, амнистировать преступников, заслуживших прощение и так далее... Все эти традиции морально воспитывают человека и объединяют самых разных людей. Но почему-то, некоторые считают, что главное для сегодняшнего празднования Нового года – это «возродить» какой-то особенный образ Деда Мороза в противовес «ихнему» Санта Клаусу. Правда, существуют споры о том, откуда вышел наш русский Дедушка Мороз – из Великого Устюга, или из заповедника на Кольском Полуострове. Но мы то знаем, что подобно тому, как русская литература вышла из шинели Акакия Акакиевича, образ Деда Мороза вышел из шинели Феликса Эдмундовича...

В заключении хочется отметить, что подрастающая российская «интеллектуальная элита», как и нынешняя власть, активно использует и реанимирует советские мифы, даже в самом абсурдном контексте. Если можно популяризировать Деда Мороза как «исконно русский» персонаж в угоду патриотической идее, то почему нельзя по такой же логике популяризировать образ Сталина как доброго царя-батюшки, а ГУЛАГ как образ тридевятого царства?

Автор: Николай Шеляпин, Кандидат социологических наук, доцент.

"Посев", № 1-2004

 

Подпишитесь на рассылку НТС перейдя по ссылке    http://subscribe.ru/catalog/state.politics.dlachlenovidruz


В избранное