Тем, кто только подписался, советую сначала прочитать архив
(ссылка выше). Все выпуски представляют собой развитие одной темы, поэтому и
читать их нужно последовательно.
По любому выпуску или по идее в целом приветствуются отзывы
и конструктивная критика.
Эксплуатация.
Параллельно
с развитием техники изменялись и общественные отношения людей.
«Каждый член первобытной
общины производил продуктов, условно скажем, на самого себя, и потому
воспользоваться продуктами труда кому-то было маловероятно и невыгодно».
При
первобытнообщинном строе, т.е. при неразвитой технике, эксплуатация человека
человеком была невозможной.
Далее,
техника стала развиваться.
«Но постоянное
совершенствование средств производства приводит неизбежно к все большей
производительности труда, а отсюда начинаются все беды. Появился излишек
продуктов труда. … С появлением излишков труда начинается расслоение общины.
Стало выгодно использовать чужой труд. Захватывая пленников во время стычек
между общинами, их не убивали, как раньше, а заставляли работать на свою
общину. Появились закабаленные работники - рабы. Их труд был способен
прокормить себя и, главное, кормил общину. Если рабов не хватало, то общины
начинали новые набеги друг на друга, и так без конца».
Так люди почувствовали вкус
жизни за счет других. Без развития техники это стало бы невозможным.
Когда техника была проста
(мотыга, лук – двухзвенные системы), жить за счет других можно было, просто
принуждая их к работе силой. С усложнением техники и появлением трехзвенных
систем (буйвол с плугом), контролировать взаимодействие раба и инструмента
стало тяжелее, и рабовладельцы пошли на уступки, выделив рабу землю и
инструменты в «собственность», хотя и то, и другое, и он сам оставалось
по-прежнему в руках рабовладельца.
Основным способом
эксплуатации, как и раньше, было принуждение силой.
Разделение труда,
появившееся с дальнейшим развитием техники, дало рабовладельцам новый, более
эффективный, чем силовой, способ принуждения к работе на себя.
Крестьянин находился на
полном самообеспечении и мог выжить и без владеющего им феодала, поэтому
эксплуатировать его можно было только силой.
Рабочий же все больше и больше,
вследствие разделения труда, становился специалистом, который умеет быть частью
системы, умеет выполнять свою функцию, но не умеет выжить самостоятельно!
Поэтому, его не нужно
принуждать к работе силой. Ему некуда идти, кроме как к другому хозяину. Так
появилось экономическое принуждение и эксплуатация.
Фактически от формы
рабовладения, где каждый хозяин владел своими рабами, общество перешло к
рабовладению, где много хозяев владеют еще большим количеством рабов и разрешен
свободный переход от одного хозяина к другому.
Дальнейшее развитие
техносферы до состояния полной автоматизации не освободит людей от рабства,
поскольку техносфера не может решить всех проблем и удовлетворить все
потребности человека (см. прошлые выпуски), а значит, человеку всегда найдется
работа, что при техническом подходе (использовании разделения труда) приводит к
эксплуатации.
Даже при поверхностном
взгляде на этот способ избавления от повторяющихся вынужденных действий видно,
что он применим только для меньшинства всех людей, потому что большинство для
этого должно работать.
Но и для меньшинства тоже
все не так хорошо, поскольку ему приходится придумывать и осуществлять меры,
направленные на то, чтобы остаться элитой. Постоянное осуществление этих мер
становится такими же вынужденными повторяющимися действиями, как и работа их
подчиненных.
От этой рутины они
избавляются такими же способами, как я описывал ранее (у них это называется
делегированием полномочий), что порождает построение общества в виде пирамиды
подчинения, на вершине которой находится один человек, у которого все равно
есть дела, требующие его личного внимания, если он хочет остаться у власти.
Например, контроль подчиненных и взаимодействие с другими такими же пирамидами.
Вывод: перекладывание
действий на других людей (эксплуатация) человека человеком не дает уменьшения
количества вынужденных действий.