Тем, кто только подписался, советую сначала прочитать архив
(ссылка выше), а то не поймете, о чем я тут пишу. Все выпуски представляют
собой развитие одной темы, поэтому и читать их нужно последовательно.
По любому выпуску или по идее в целом приветствуются отзывы
и конструктивная критика.
Использование техники.
Когда
человек, давным-давно, взял в руки камень и палку, и это помогло ему решать
свои проблемы, тогда и начался научно-технический прогресс.
Он
продолжается до сих пор.
Очень
хорошо, кратко и понятно, процесс развития техники описан здесь. Цитаты ниже (курсивом) именно оттуда.
Любая
техническая система, выполняющая определенную функцию, имеет в своем составе следующие
элементы:
1.Система
управления.
2.Источник
энергии.
3.Двигатель.
4.Трансмиссия.
5.Рабочий
орган.
Процесс
развития техники происходил следующим образом:
Первые
технические изделия (специально выломанная палка, обработанный камень)
представляли собой улучшенные, по сравнению с руками человека, рабочие органы.
Работу первых четырех элементов, при этом, брал на себя человек.
Его
сознание было системой управления, пища – источником энергии, мышцы –
двигателем, кости и сухожилия – трансмиссией.
На
следующем этапе развития появились технические изделия, выполняющие функции и
трансмиссии и рабочего органа. Это, например, каменный топор (палка –
трансмиссия; камень – рабочий орган), лук (стрела – рабочий орган; собственно
лук - трансмиссия).
Затем
люди стали использовать внешние двигатели, например, животных. Получилось:
3.Буйвол
- двигатель;
4.Дышло
- трансмиссия;
5.Плуг
- рабочий орган.
Далее
были разработаны различные источники энергии. «В качестве источника энергии
может выступать внутренняя энергия топлива - бензин, керосин, дрова, уголь и
т.п. Или электрическая энергия - аккумуляторные батареи, энергия подводимая
электропроводами. Двигатель соответствует источнику энергии - паровой,
карбюраторный, дизельный, электрический. Трансмиссия - ремень, цепь, кардан,
шестерни. Рабочий орган - колеса, если это наземное транспортное средство;
лопасти винта, если это воздушное или морское судно; резец, если это токарный
станок и т.д.»
И
на последнем этапе развития техники в состав технической системы входит система
управления.
«Пытливая
мысль homo sapiens всегда стремилась освободить человека от физического труда,
вычленяя из человека с каждым разом по одному функциональному органу. Сначала
это был камень (рабочий орган), который заменил ногти и зубы питекантропа,
потом выделился рычаг (трансмиссия), который заменил крепость рук и локтей.
Далее человек освобождает себя от тяжелых физических усилий, перепоручив эту
функцию животным или силам природы (буйвол - двигатель, ветер - источник
механической энергии). Совсем недавно, с точки зрения эволюции, человек
сочленил в единую систему два независимых до того звена - источник энергии и
двигатель (4-звенная система). И вот уже во второй половине 20-го века на базе
научно-технической революции, в результате создания ЭВМ нескольких поколений и
автоматики, появилась возможность слить воедино два независимых до тех пор
органа: органы управления и органы сигнализации (обратной связи) в один
полноправный орган управления. И таким образом, человек полностью освобождает
себя от участия в трудовом процессе, создав 5-звенную систему средств
производства, исключающую производство брака. Уже не секрет, что существуют
заводы, в цехах которых темно, т.к. там работают роботы, которым свет видимый
необязателен. Но главное это то, что 5-звенная система средств производства,
она же робот, создает условия для резкого увеличения производительности труда и
его качества».
Здорово,
правда?
Судя по всему вышесказанному, техника действительно (в
конечном итоге) позволит переложить на нее заботу о выживании человека,
позволяя человеку стать более свободным.
Но,
как можно понять из названия рассылки J, я с этим не согласен.
Чтобы
определить, в чем же здесь «подстава», в следующем выпуске рассмотрим, чем
отличаются биологические объекты от технических и как это отличие проявляется
по ходу развития техники.