Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Защита прав призывника"

  Все выпуски  

"Защита прав призывника"




КАК СООТНОСИТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПРОХОДИТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПРИЗЫВНОЙ КОМИССИИ С ПРАВОМ НА ОТКАЗ ОТ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА


Сегодня мы рассмотрим часто возникающий вопрос о том, как безусловное право гражданина на отказ от медицинского вмешательства соотносится с обязанностью гражданина, подлежащего призыву на военную службу, проходить те или иные (включая стационарные) обследования, на которые он направлен в рамках мероприятий, связанных с призывом. Не секрет, что большинство обследований, проводимых медицинскими учреждениями на основании выдаваемых призывникам актов исследования состояния здоровья, требуют весьма серьезных исследований, которые иначе, как медицинским вмешательством, не назовешь.

Направление на дополнительное обследование, согласно ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» выдается «при невозможности вынести заключение о годности на месте». Таким образом, проведение дополнительного обследования по направлению призывной комиссии, зачастую, является необходимым элементом медицинского освидетельствования, без которого определение категории годности гражданина к военной службе является невозможным. А, следовательно, отказ гражданина от его проведения делает невозможным вынесение любого решения в отношении него призывной комиссией. Именно поэтому ст. 21.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии.

Вместе с тем, согласно п. ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Прежде всего, отметим то обстоятельство, что многие термины, которые использует законодатель в данном случае, нормативно не определены. Так, в вышеприведенной статье ФЗ речь идет о том, что добровольное согласие является необходимым условием оказания «медицинской помощи». Очевидно, что вопросы медицинской помощи и ее оказания далеко не всегда входят в компетенцию врачей медицинских учреждений, проводящих обследования по направлению призывных комиссий. Речь идет скорее о выполнении ими некой публично-правовой функции в рамках военно-врачебной экспертизы. Целью их деятельности является не столько оказание гражданину медицинской помощи (проще говоря – лечение призывника), сколько определение имеющихся у него противопоказаний к несению им военной службы. В этом смысле проведение дополнительного обследования является необходимым элементом медицинского освидетельствования гражданина, без которого определение категории годности к военной службе невозможно. Поскольку прохождение медицинского освидетельствования является обязанностью гражданина, подлежащего призыву на военную службу, то и прохождение дополнительного обследования по направлению призывной комиссии, по данной логике, является обязанностью призывника и согласия последнего не требует.

С другой стороны, ни врачи, ни медицинские учреждения, проводящие дополнительные обследования по направлениям призывных комиссий, правом проведения военно-врачебной экспертизы не наделены. Иными словами, они не являются субъектами, проводящими ВВЭ. Таковыми в нашем случае (то есть в отношении призывников) являются врачи-специалисты ОВК и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и никто более. Следовательно, гражданин, подлежащий призыву на военную службу,  в данной ситуации ничем не отличается от иного гражданина и имеет право на отказ от медицинского вмешательства, либо потребовать его прекращение на любом этапе проведения обследования.

С уважением,
Аркадий Алексеевич Чаплыгин,
председатель СКА «Призывник»

----------------------------------------------------------------------------------------------------
Специализированная коллегия адвокатов «Призывник»

Официальный сайт: http://www.prizyv.net/
Профессиональный форум для призывников, офицеров запаса и военнослужащих: http://www.prizyvnik.info/
Группа Вконтакте: http://vk.com/skaprizyvnik

Контакты

в Москве:
ул. Николоямская, д.28/60
м. «Таганская», бизнес-центр «Плаза»
тел.: +7 (495) 364-15-29, +7 (495) 364-15-39

в Санкт-Петербурге:
ул. Захарьевская, д.12
м. «Чернышевская»
тел.: +7 (812) 719-84-22, +7 (812) 719-85-26

В избранное