«Быстро выполняйте вдохи и выдохи подобно (кузнечным) мехам. Это называется капалабхати, и это разрушает все расстройства, вызванные слизью»
(Хатха Йога Прадипика, шлока 2-35)
Капалабхати является последней из шести шаткарм. Древний источник
«Гхеранд Самхита» называет эту шаткарму – бхалабхати. «Бхала» или
«Капал» – означает «череп», «лоб». «Бхати» переводится, как «свет,
сияние, великолепие, блеск», а еще – «восприятие и знание». В английском
языке эту технику называют «техникой очищения передней части мозга». Капалабхати – это техника пранаямы,
она придает мозгу силы и активизирует в нём центры, которые отвечают
за более тонкое восприятие мира. Выполняется эта техника по аналогии к
бхастрика-пранаяме, отличием является то, что выдох здесь выполняется
принудительным активным способом, а вдох является естественным пассивным
процессом.
Как описано в шлоке, такое дыхание напоминает работу кузнечных мехов.
Если меха сжимаются – воздух выталкивается, а если они раскрываются,
воздух начинает всасываться в них благодаря созданному до этого вакууму.
Таким же образом, если вы вдыхаете выполняя капалабхати, то это должно
быть лишь реакцией на принудительно сделанный выдох.
Как описано в «Гхеранд Самхите» существует три техники выполнения
капалабхати: ваткрама, вьюткрама и шиткрама. На практике техники
вьюткрама и шиткрама капалабхати менее распространены из-за
специфичности их выполнения.