Вирабхадрасана берет свое название от санскритских слов «вира» – герой, «бхадра» – прекрасный, благой, и асана – поза, положение, позиция, т.е. поза благого героя. Поза
воина олицетворяет собой ипостась Шивы – божества индуистского пантеона в его яростном аспекте, являясь образом воинской ярости.
В основе появления вирабхадрасаны лежит миф о жертвоприношении тестя
Шивы – Дакши, самосожжении первой жены Шивы – Сати и последующим
разрушении обряда жертвоприношения Шивой. Существует несколько версий
данного мифа, основанного на текстах Махабхараты и пуран, однако во всех
в них прослеживается один и тот же ключевой сюжет.
Дакши (тесть Шивы), олицетворял собой концепцию старого закона и порядка
– строго соблюдай то, что предписано, терпи и положись на волю
Всевышнего. И поэтому он недолюбливал Шиву – который олицетворял собой
новый порядок, основанный на справедливости и понимании. Дакши много раз
нелицеприятно отзывался о зяте, Шива же, обладая глубокой отрешенностью
(вайрагьей)
– естественным качеством развитого йогина, воспринимал эти выпады
ровно, а его верная супруга Сати не находила себе места между постоянным
выбором соблюдением долга жены и долга дочери.