В классическом тексте по хатха-йоге «Хатха Йоге Прадипике» в отношении важности использования бандх (замков) говориться следующее: «при сжатии промежности, выполнении уддияны (втягивание живота) и запирании пингалы и иды посредством джаландхара бандхи (шейного замка) становится активной сушумна”.
Так как прана находится в постоянном движении в организме человека, попеременно активизируя то иду, то пингала-нади, это приводит к возникновению различных состояний, биоритмов и колебаний ума. Йогическая практика устраняет данные флуктуации между двумя крайностями иды и пингалы. И хотя известно множество техник по формированию равновесного состояния между телом и умом, самой эффективной технологией является использование трех бандх (замков): мула-, уддияна- и джаландхара бандхи, которые осуществляют связывание
и удержание энергии.
Мула бандха.
«Прижатие промежности или влагалища пяткой и сжатие прямой кишки, так, что апана вайю движется вверх, – это мула бандха» (Хатха Йога Прадипика).
При сокращении мышц промежности весь низ тазовой области начинает подтягиваться вверх. Однако следует отметить, что частой ошибкой при освоении мула бандхи является сокращение ануса, что известно как ашвини мудра. Мула бандха осуществляется в центре тела, не сзади и не спереди. Тогда осуществляется непосредственное сжатие муладхара-чакры. Систематическое контролируемое сжатие области промежности или шейки матки генерирует в тонком теле тепло, которое пробуждает потенциал кундалини.