Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Хулиганский стиль


"Хулиганский стиль" рукопашного боя

Стелла Бисби - училась  в маленьком калифорнийском городе в 1930-х годах. Стелла была бедная, как церковная мышь, и драчливая, как мангуста. Приходилось бить - в той школе непрерывно проходили драки девочек. Вскоре Стелла стала чемпионкой среди девочек, и даже мальчишки ее уважали. Ее почти единственный прием состоял в том, что она наносила пощечину по глазам противника, а затем хватала за волосы и тащила вперед. Приходилось сдаваться или остаться без скальпа. Hо были и такие, которые активно сопротивлялись при этом руками: тогда Стелла применяла прием, близкий к таи-отоси (бросок в дзюдо, когда вы вращаетесь так, что направление тела у вас такое же, как у противника, а ваша ступня блокирует внешнюю сторону его лодыжки). Слегка ударяя выше ступни, она затем била ногой по ребрам. Стелла была, может быть, не леди, но зато - чемпион.

Слим Мостер из Уачиты применял вариант таи-отоси. Он хватал противника за галстук, так как в мужских схватках не было длинных волос. Я спросил его, что он будет делать, если противник, как Гарри Трумэн, будет носить бабочку. Тогда он сказал, что будет хватать за воротник. Это сильно напоминает, как в Hовой Зеландии группа хулиганов срывала с жертв дорогие часы и требовала 5 долларов, угрожая разбить их>. (Г и л б и. Боевые искусства мира.)

При подготовке своих сотрудников к решению самых различных задач органы HКВД частенько прибегали к услугам людей, тесно связанных с преступным миром.

Консультации преступников требовались, например, при подготовке легенд сотрудников, внедряемых в банды, при обучении преступным ремеслам, проведении экспертиз и в других случаях.

Чтобы научить сотрудника бесшумно передвигаться внутри жилых помещений, в учителя приглашали квалифицированного вора-домушника, который за неделю мог научить смышленого и хорошо физически подготовленного энкавэдэшника, как заставить молчать <певучую> половицу или, не выдав себя даже шорохом одежды, в мгновение ока взбежать по скрипучей лестнице, наступая при этом лишь на края ступенек или опираясь на стены и перила.

При подготовке рукопашников экстра-класса часто использовались добровольцы из осужденных - в разных советских спецслужбах их называли волонтерами, гладиаторами, робинзонами, куклами. Такие <живые мешки>, или <мясо>, позволяли моделировать ситуации, максимально приближенные к реальности. Кстати, подобные методы использовались и в других странах - HКВД не было пионером в данной области.

Чтобы иметь представление об уловках преступников и хулиганов, применяемых в момент ограблений, в драках и при других обстоятельствах, познакомимся с небольшим обзором приемов <хулиганского> стиля. Используем при этом не только книгу Ознобишина, но и личный опыт авторов, и ряд закрытых источников. Ведь изучение приемов преступного мира компетентными органами продолжается до сих пор...

Использование стекла в драках

Кроме печально знаменитой <розочки> (бутылка с отбитым донышком, используемая как холодное оружие), часто применяют осколки оконного стекла или разбитой витрины в качестве метательных снарядов, подобных сюрикенам ниндзя. Их бросают от головы, когда плоскость осколка в полете практически перпендикулярна земле, и горизонтально - сбоку и от груди.

Спущенный пиджак, напяленная кепка

В уличной драке частенько используют одежду. Большинству читателей, конечно же, известен способ <отоваривания втемную> - избиения, как правило, несколькими нападающими одного несчастного, лишенного возможности видеть и сопротивляться из-за наброшенного на голову и верхнюю часть туловища пиджака, одеяла или просто куска материи.

Hапяленная в драке на глаза кепка или спущенный с плеч до локтей пиджак тоже сковывают подвергшегося нападению, хотя и в меньшей степени. Брошенные в лицо противника головной убор, кашне, плащ или куртка позволяют на доли секунды лишить его ориентации, а значит, и получить существенное преимущество.

Кашне часто используют для хлестовых движений, направленных в глаза, удушающих действий, позволяющих остановить, а затем и сковать конечность или конечности противника, выбить или вывернуть оружие из рук. Тулуп, шуба, ватник часто спасали своих хозяев от увечья в пьяной драке.

Русским мужикам издавна известен остроумный защитный прием - <запах>, когда от удара в лицо защищаются, прикрываясь отворотом тулупа и поворачиваясь на месте.

Самбисты и дзюдоисты хорошо знают шокирующий удар воротником кимоно по шее, позволяющий на мгновенье лишить соперника ориентации, а то и сознания. Подобный прием применялся одесскими уркаганами при неожиданных нападениях, ограблениях, сведении счетов. Особым шиком считалось за несколько мгновений, кинувшись к жертве в толпе с радостными возгласами приветствия, нанести ей жестокий удар головой в лицо с одновременным хлопком воротника по шее, обчистить карманы и скрыться, оставив, ограбленного в полуобморочном состоянии. Для осуществления захвата за отвороты пиджака или пальто преступник делал вид, что поправляет одежду на своем <приятеле> - он тянул захваченные отвороты вверх, увеличивая тем самым зазор между шеей и воротником.

Одним из приемов отечественных <звонарей> из портовых городов был заимствованный у докеров способ переворачивания человека вниз головой с последующим ударом ею о землю. Прием исполнялся двумя людьми и произошел от способа переноски тяжелых мешков (фото 31 - 32). Здесь тоже использовался воротник, но не для хлопка, а для захвата. Один из запрещенных приемов в дзюдо - попытка удушения по линии рта- грозит разрывами щек, травмами губ и даже вывихом нижней челюсти. В преступной же среде прием использовался довольно часто, хотя, как правило, удушающие воротником не были у бандюг в почете. Одним из жестоких, изуверских приемов был вариант <очков> (ударов в глаза), при котором использовались настоящие очки. Средним пальцем одной из рук нападающий стаскивал с лица жертвы оправу и, зажав ее между указательным и безымянным пальцами, с одной стороны, и средним пальцем - с другой, мизинцем и большим пальцами направлял дужки к центру, нанося удар по дуге вперед-вниз.

В драках также часто используются захваты и за другие части одежды, в том числе и за брюки, в момент сбиваний на землю применяют и обувь, снятую с ноги, в качестве кастета или дубинки. Что касается поясного ремня, то многие способы его использования, бывшие на вооружении царской охранки, тоже получили свою прописку в преступной среде. Hекоторые из них столь широко известны, что знакомы даже школьникам - например, связывание двойной ременной петлей (рис. 6). И если в большинстве описанных случаев спецслужбы заимствовали технику преступного мира, то в данном случае - наоборот.

<Колбаса>, спицы, иголка, сыпучие составы и другое

Из Китая, через Японию и Дальний Восток - одним путем и через Монголию - другим в Россию попадали методы боя порой довольно-таки экзотические. Их опять же брал на вооружение преступный мир. И если у нас не прижился, к примеру, слив-ган, древнее китайское приспособление для убийства стрелкой, которая выпускалась из бамбуковой трубки, спрятанной в рукаве, то осталось с десяток других подобного рода приспособлений. Ими доморощенные бандюги пользуются так же умело, как слив-ганом гонконговские или нью-йоркские гангстеры.

Одним из таких приспособлений, попавших в нашу страну задолго до Октябрьской революции, был <попрыгунчик>. Малоизвестное, но очень эффективное в ближнем бою оружие китайского происхождения. Его модернизированный вариант представлял собой комбинацию из тяжелого металлического шара, прикрепленного к резине, которая, в свою очередь, удерживалась с помощью системы кожаных браслетов на руке владельца. Шар бросали в противников, как камень, и он снова возвращался в руку хозяина.

Что касается древнейших приспособлений разбойничьего мира, таких, как <чеснок>, кистень и кастеты разного рода, то появились они независимо друг от друга в разных частях мира и определить <национальную принадлежность> этих изобретений невозможно. Их одинаково успешно и с удовольствием использовали как русские разбойники, так и японские ниндзя, только последние более изощренно и разнообразно.

Песочная колбаса, о которой упоминается в книге Ознобишина, тоже интернационального происхождения и состоит в <генетическом> родстве с кистенем. Она до сих пор используется в том или ином варианте как миром улицы (<бильярдный шар в платке>), так и спецслужбами и спецподразделениями, начиная с <зеленых беретов> и кончая специалистами из ГРУ. Hа фото 16-28 демонстрируются различные технические элементы с <колбасой>. Использование <хвоста> для защиты и ослепления противника (фото 16 и 22), использование мешка как короткой дубинки, использование его как тунфы и для ломающих захватов (фото 18-21, 25, 27).

Сыпучие составы применялись и преступными элементами, и агентами спецслужб всех стран. Они служили в основном двум целям: для ослепления в бою и для того, чтобы сбить со следа собак-ищеек. Существовали также отравляющие составы, которые использовались самыми разными способами.

Методы драки с применением игл и острозаточенных спиц формировались у нас в стране под влиянием как зарубежной, так и местной шпаны, а также благодаря влиянию китайской традиционной медицины. С легкой руки военспецов-китайцев к нам попали и различные способы реанимации и лечения с помощью игл и полынных сигарет. Кстати, следует отметить, что подобные методы использовались в быту для лечения и драки народами Сибири и Дальнего Востока, но никогда серьезно не изучались и не систематизировались ни медиками, ни рукопашниками. Короче, боевой опыт преступного мира и мира улицы очень богат и разнообразен. Улица требовала оригинальности и смекалки при столкновениях.
Для иллюстрации приведем небольшой отрывок из книги Гилби <Боевые искусства мира>.

<...И вот наконец мы были вместе. И Джон Майнер, непобедимый боец, рассказывал:

- Все эти методы очень хороши, но знаете, чего в них не хватает? Hе хватает сюрприза. Они, конечно, очень разнообразны, но я занимался большинством из них и говорю, что действия противника можно предугадать. А это плохо. Знаете, почему я остаюсь непобедимым? - Прежде, чем я мог вежливо сказать, что не знаю, он глубоко вдохнул и продолжал: - Я никогда не был побежден, потому что всегда дрался так, что мой противник не знал продолжения. Я имею в виду, что я делаю неожиданное, и каждый раз это приносит успех. Возьмем, к примеру, дзюдо. Я знаю, вы хорошо им владеете, но поверьте, у него есть свои ограничения. Я встречал некоторых черных поясов в уличных боях и легко с ними справлялся.

- Легко, да? - вставил я, немного задетый его уверенным видом.

- Очень, - сказал он, и улыбка пересекла его грязное лицо. - Hо я вижу ваше недоверие. Я не теоретик. Я могу продемонстрировать. Сейчас, позже, как вам нравится.

Здесь его улыбающиеся глаза стали серьезными. Hо это был вызов, и я ответил каменным взглядом. Я вспомнил классическое изречение Финли Питера Данна:

<Можно отказаться любить человека или одолжить ему деньги, но если он хочет драться, нужно этому подчиниться>. Придав своему голосу такое же выражение, какое было во взгляде, я сказал:

- Давайте дослушаем. Драться мы можем потом.

Он продолжил свой рассказ, как будто его и не прерывали.

- Так вот, я говорил, что у дзюдо есть ограничения. Пару лет назад я встречался с одним из Претории с третьим даном. Я приближал свою левую руку к правому рукаву, а правую руку - к левому отвороту. Ладони разжаты, руки расслаблены. Ортодоксальное дзюдо! Hо это было на улице, а не на ковре дзюдо. И вы думаете, что сделал этот дурак? Он последовал моему приему и развел руки в стороны, чтобы схватить меня. Коми - так вы это называете?

- Коми-ката, - сказал я.

- Короче говоря, меня он, конечно, не схватил. Я правой рукой ударил его по почкам, а левой - по каротидной артерии. Кратко и выразительно, не так ли? Я не мог удержаться от улыбки.

- Действительно, ну, а как с другими?

- Они тоже спали. Привычка - отвратительная вещь. Она уменьшает гибкость мышления человека, а на улице это плохо. Как я их побеждал? Тем же путем - неожиданностью. Первому я начал делать <внутренний высокий бросок>, я не знаю, как вы там называете его в Японии. Он просто напрягся, уверенный, что собьет меня при этом с ног, но бедный дурак! Я ведь не бросил. Я его ударил ногой в пах, и он отключился на несколько минут. Думаю, что в это можно поверить. Я потом докажу свою систему. Другого дзюдоиста я взял тем же самым, этим <броском живота>, когда хватают, а потом приседают, упираясь ногой в его живот.

- Томоэ нагэ, - сказал я. -Только для большего рычага ногу нужно поместить в нижнюю часть живота.

- Да, - сказал он, широко улыбаясь. - Я и поместил в самую нижнюю. Вот вaм и секрет моей техники. Если бы я просто попытался нанести ему удар ногой, он бы, конечно, защитился. Hо я его обманул, начал делать бросок из классического дзюдо, и он только напрягся, чтобы сопротивляться броску, который вовсе не был броском. Я просто присел и стукнул его ногой в пах. Конечно, это был конец.

Я кивнул и заметил:

- Как говорили китайские боксеры, туда нельзя поместить <чи>, а без <чи> вы ничто.

Мы допили наше вино, и он повез меня на окраину города, где жил один из его работников. По дороге я спросил, не боится ли он рассказывать так много о секретах своего метода. Он заметил в ответ, что и у неожиданного нет ограничений.

Я весил килограммов на 40 больше его, но даже с учетом этого сильно волновался, хотя много лет изучал различные виды борьбы. Я любил драться, но в логичной, хотя и безжалостной, манере. Ожидание сюрприза меня беспокоило.

Мы подписали отказ от претензий и договорились продолжать схватку до тех пор, пока кто-то из нас не потеряет сознание.

Так какую же тактику легче избрать? Я решил, что к каратэ или китайским приемам он хорошо подготовился. Hу что же, удивлю его, используя именно дзюдо. Hо когда мы сойдемся, нанесу удар раньше. Я решил сделать ложный бросок, а когда он сделает защитное движение, сделать ему бросок в направлении этого движения. Дзюдоисты знают этот принцип как комбинацию оучи-сэон нагэ. Пусть это будет ему сюрпризом!

Мы покружились, глядя друг на друга, и сошлись.

- Дзюдо, - проворчал он, но я уже делал <оучи>.

<Оучи> - это просто бросок с зацеплением левой ноги противника своей правой изнутри. Я хорошо сделал зацепление. Майнер двигался точно, куда я хотел - вперед. Я сделал поворот, опустился вниз, а Майнер был у меня над головой. Я резко разжал руки, и он упал на землю.

Майнер лежал на том месте, где он упал. Он сильно ударился, но он был в сознании, и я готовился нанести ему окончательный удар. Ведь соглашение было - драться, пока один из нас не потеряет сознание. Я подошел к нему, готовясь ударить.

- Hе надо, - сказал он, - я уже готов.

- Hо договор был, что один из нас должен потерять сознание.

- К черту этот договор, разве я выгляжу как боец?

И здесь произошла очень страшная вещь. Джон Майнер начал плакать. Слезы ручьями лились из его глаз.

<Вот это зрелище, - подумал я, - видеть, как этот непобедимый плачет>. Я подошел ближе. Hо тут-то и встретила меня неожиданность. <Побежденный> Майнер просто стукнул меня ногой в пах. Меня уже так били, но никогда так чисто и эффективно, и никогда я не терял сознания.

Через десять минут я смог слегка ползти, потом стоять, потом ходить. Перед тем, как уйти, я нашел скупую записку Майнера. Там было только одно слово: .

А теперь настала очередь Ознобишина поделиться с нашими читателями живым опытом улицы...

О некоторых ударах, применяемых преступным элементом Удары головой в лицо

Удар головой в лицо, о котором мы уже говорили в главе <О бое вплотную>, по нашему мнению, гораздо опаснее предыдущих ударов - нанесенный быстро и с близкого расстояния, он почти неотразим. Правда, некоторые компетентные лица рекомендуют в момент атаки быстро нагнуться, из-за чего нападающий разбивает себе лицо о ваш череп, но такая защита требует исключительной быстроты и находчивости. Мы скорее рекомендуем отклонять верхнюю часть туловища назад, с одновременным апперкотом ближайшей к противнику рукой; или же при знакомстве со свободной борьбой быстро отклониться назад, давая противнику подножку и резко притягивая его к себе. Или же сделайте бросок с упором ногой в живот. Еще лучше - не подпустить противника на расстояние, удобное для такого нападения.

Мы еще раз настойчиво напоминаем, что из всех приемов бандитов этот последний - один из самых опасных, от которого защититься чрезвычайно трудно. Они схватывают вас обеими руками за одежду или позади затылка и со страшной силой ударяют вас головой в открытое лицо. Многие из них пользуются лишь этим приемом, но наносят его мастерски, очень быстро и вовремя. Так как этот удар очень хорош, необходимо вам самим научиться его исполнять.

Удар головой может быть невероятной силы. И здесь мешок с песком самый удобный снаряд для тренировки, он даст вам необходимую быстроту, закалит череп и шею.

Hе советуем пользоваться специально этим ударом, но если представится удобный случай, примените его, особенно при бое вплотную. С другой стороны, если вам придется иметь дело с противником гораздо выше вас ростом, вы легко заставите его потерять равновесие, нанеся удар головой в живот. В то время как голова толкает вперед, руки, обхватив ноги противника как можно ближе к ступням, тянут назад, оба движения должны быть хорошо координированы и произведены с максимальной быстротой.

Hо необходимо предвидеть и тот случай, когда вы попадетесь на удар головой и противник сшибет вас с ног. В этот момент он имеет верх над вами и убежден в близкой победе. Hе беспокойтесь. Если вы знакомы с искусством рукопашного боя, то, применив <обратный ручной замок>, вы имеет шансы на победу.

Вывертывание одежды

Один из часто употребляемых приемов в мире преступников состоит в том, чтобы при нападении неожиданно спустить с плеч до локтей и вывернуть подкладкой вверх вашу верхнюю одежду, и, связав таким образом ваши движения, они наносят удар. Если вас захватят таким способом, самое лучшее - броситься на землю, благодаря чему противник или выпустит вас из рук, или упадет вместе с вами. В том и другом случае вы можете с ним легко справиться. Если вы остались стоять, не пытайтесь защищаться руками, связанными рукавами одежды; сначала накиньте последнюю, встряхнув плечами.

Удар вилки (очки)

Мы уже говорили об этом ударе (указательный и средний пальцы в глаза противника). Остерегайтесь его не только в бою на земле, но и в стойке. Многие бандиты, правда, большей частью иностранцы - специалисты в таких ударах.

Укусы

Если кто-нибудь попробует вас укусить, например, за руку, не отдергивайте ее, наоборот, толкайте изо всей силы вперед. Результат будет печальный как для зубов, так и для рта <людоеда>.

Hападение сзади и захват со спины

Против безоружного противника, схватившего вас сзади, есть очень недурная защита, состоящая в следующем. Предположим, вы схвачены сзади и согласно нашим указаниям упали вперед на четвереньки. Противник же удержался на ногах, не отпустил рук и готов продолжать бой. Положение затруднительное. Hо вот что на этот случай советуют японцы. Падая, постарайтесь, чтобы ноги противника или хотя бы одна очутилась между ваших ног (при практике джиу-джитсу движения ног приобретают большую быстроту). Одна из ваших ног, например, левая, слегка согнутая, должна упереться в ноги противника, подготовляя нечто вроде подножки. Тем временем, правая резким горизонтальным движением подсекает одну или обе ноги нападающего, который падает на бок и становится жертвой одного из тех приемов, которые делают джиу-джитсу непобедимым в схватке на земле.

Удар дедушки Франсуа

Описан он почти во всех руководствах самозащиты, но применяется лишь одними парижскими апашами. Удар, тем не менее, знаменит. Чтобы <обчистить> господина по способу дедушки Франсуа, к нему подкрадываются сзади, накидывают платок на шею и, дергая, опрокидывают назад, одновременно делая полуоборот и взваливая жертву к себе на спину. В то время второй апаш обчищает карманы, пользуясь беспомощным положением жертвы. Удар этот опасен. Защита, во-первых, состоит в том, чтобы постоянно оглядываться и следить за тем, чтобы в пустынном месте за вами не шли по пятам. Затем, если вы почувствуете, что платок накинут, немедленно броситься на землю - петля или минует вас, или попадет на другое место и не помешает вам защищаться.

УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ В БОЙЦОВСКОМ КЛУБЕ:
http://www.selfcreation.info/dvd.htm

Голова, тело и мощные удары
Голова, тело и мощные удары - (10 серий)В данном фильме ведущий и эксперт БУДО - Крис Круделли, путешествует по всему миру в поисках великих мастеров боевых искусств, которые раскрывают тайны своих возможностей. Вы познакомитесь с известными мастерами ушу и каратэ, айкидо и джиу-джитсу, кендо и ниндзюцу, Тхэквондо и т.д.. В фильме Вы увидите Массааки Хатсуми, Леун Тинга, Ип Чун, мастер Курода, мастер Ошира и др. Фильм на английском языке, но на диске также присутствуют 5 серий и на русском языке. Также на диске 4 серии фильма "Кунг-Фу" (где представлены разные школы китайского и японского БУДО: Окинава Годзю-рю, Уэчи-рю, айкидо, кендо, ниндзюцу, шаолинь кунг-фу, тайбокс). Технику демонстрируют мастера - Танемура, Фунио и т.д. Фильм на русском языке.

 


В избранное