Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клан Вин Чун - Wing Chun Clan

  Все выпуски  

Мир боевых искусств Загадка 'Бородатого варвара'


Дзен Бодхидхармы

Узкая тропинка ведет путника вверх от Шаолиньского монастыря к самым вершинам гор Суншань. В сущности, никакой тропинки здесь нет - нога ступает по камням, в беспорядке разбросанным меж высокой травы. Несколько веков назад здесь по императорскому указу была выложена каменная лестница, но не очень удачно - десятилетиями она размывалась весенними потоками с гор, пока не пришла в абсолютную негодность. Время от времени она подновляется и сегодня, и все же надо иметь немало решимости, чтобы отправиться наверх - неосторожный путник рискует сломать здесь ногу.

Но почему столько внимания какой-то тропинке в горах? Это - священная дорога, дорога овеянная славой мудрости и известная во всем буддийском мире, хотя не многие даже самые ревностные буддисты сумели побывать здесь. Именно по это тропинке в начале VI в. поднялся 28-й патриарх буддизма Бодхидхарма, прибывший в Китай из Индии дабы проповедовать истину Дхармы в Поднебесной империи.

Свирепый взгляд под мохнатыми нависшими бровями, круглые глаза, всклокоченные волосы и борода, грузное и бесформенное тело, закутанное в какую-то материю и по своей форме мало напоминающую шитую одежду, - таким обычно изображают легенды этого человека. Итак, в 527 г. (называют разные даты этого события - 486, 520, 526 гг.) в Китай из Индии приходит 28-й патриарх буддизма Бодхидхарма, чье имя дословно означало "Учение о просветлении" (или "дхарма (сутевой элемент, аналог Платоновских "идей") просветления". А на самом деле - и то, и другое. :)) И еще несколько смыслов одновременно. Родственных смыслов. :)) - Кл.) На китайском его имя транскрибировалось как Путидамо или просто Дамо (яп. Дарума). Путь его лежал из Южной Индии, предположительно от Мадраса (именно там мои 80 пальм, именно там я строю свой домик. - Кл. ) :))))) Легенды рассказывают, что Дамо был сыном богатого индийского принца, однако он решил оставить светскую жизнь, дабы посвятить себя "колесу дхармы" - буддийскому учению (неверно. Учение Будды - это способ, с помощью которого каждый человек может повернуть Колесо Дхармы. А само Колесо Дхармы - это мир и его устройство, включая самого человека и его карму, а также карму всех живых существ, все причинно-следственные связи, весь круг "смертей-рождений". - Клейн).

Что же привело патриарха в Китай? Легенды утверждают, что по мнению Дамо, буддизм в Китае понимается неправильно, суть его подвергается постоянным искажениям, а внутреннее понимание подменяется чисто механическим ритуалом - бессмысленными поклонениями перед изображениями и чтением сутр. По этому поводу хроники часто приводят его знаменитый диалог с императором У-ди, состоявшийся в столице государства Лян городе Цзилине (современный Нанкин). Император слыл большим поклонником буддизма, покровительствовал монастырям, выделял немалые деньги на сооружение пагод, способствовал переписыванию и распространению сутр, раздавал подаяния монахам. Естественно, что за все свои заслуги У-ди ожидал неплохого воздаяния в будущей жизни. Поэтому, когда перед троном императора предстал буддист Дамо, У-ди спросил миссионера прежде всего о том, что его так волновало: "Велики ли мои заслуги в и добродетели в совершении этих дел?" -  "Нет в них ни заслуг, ни добродетелей", - кратко ответил монах. Удивленный император спросил: "Почему же нет ни заслуг, ни добродетелей?". "Все это - не более чем дела, совершаемые посредством деяния, - терпеливо объяснил Дамо, - и в них в действительности не содержится ни заслуг, ни добродетелей". /Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм), сост. Китайский буддийской ассоциацией, т. 2., Пекин, 1982, т. 2, с. 65./

Искренность как высшее выражение внутреннего, невыразимого ритуала, "чистота сердца" были для Дамо критериями "заслуг и добродетелей". Достоин почитания лишь тот, кто обрел Будду внутри себя, пробудил в себе "буддовость" или "природу Будды" (фоминь) в своем сердце, поэтому такой человек и не нуждается в формальных знаниях. Деяния (вэй) в качестве активного вмешательства в естественность внутренней природы человека противопоставляются недеянию (увэй) - следованию естественно-спонтанному ходу событий. Как говорилось в чань-буддизме, "надо позволить вещам проявляться в их таковости".

Дамо учил: "Умиротвори свое сердце в недеянии, и тогда все внешние формы естественно последуют за этим в своих проявлениях". /Чжунго Фоцзяо (Китайский буддизм), сост. Китайской буддийской ассоциацией, Пекин, 1980, т. 1, с. 325./. А один из его последователей, чань-буддийский патриарх Хуэйнэн (618-713) продолжил эту мысль: "Следуй истинности своего сердца, а не внешним проявлениям дхарм". Эти идеи о внутренне-спонтанном озарении благодаря следованию естественности мира и легли в основу чань-буддизма (н-н-ну... - не совсЕм так... - Кл.) :))

Но Дамо не был понят в парадоксальности и непривычности своего учения, в отказе от чтения сутр и многочисленных ритуалов и замены их лишь "взиранием внутрь себя". И вот Дамо удаляется от двора императора Лян, направляясь в соседнее государство Вэй. Одна из историй рассказывает, что уже в это время Дамо начал показывать чудесное искусство "уменьшение веса тела" (ну, это не сложно. Кл.) :)), вошедшее позже в арсенал подготовки монахов-бойцов. Дамо якобы переправился через реку Янцзы, усевшись верхом на тростниковый шест! Попутно заметим, что по одной из версий, буддийский патриарх прибыл в Китай из Индии, переправившись через море в соломенной сандалии. Не случайно многие шаолиньские изображения Дамо показывают его, держащим сандалию в одной руке.

В городе Лояне, столице государства Вэй, его восхищение вызвала пагода монастыря Юннинсы ("Вечного покоя"), и патриарх даже сподобился (ай-я-яй! Как не стыдно так говорит о Патриархе, товарищ Маслов. "Сподо-о-обился..." ай-я-яй! -  Кл.) :)) сочинить короткий стих: "Сколь прекрасно, стоя рядом с ней (пагодой - А.М.) и молитвенно сложив руки, встречать день!".

Но и это живописное место покинул Дамо. После долгих странствий он приходит в небольшой монастырь Шаолинь на горе Суншань, издревле считавшийся местом магическим, где можно было встретить духов и даже святых небожителей. Монахи, как гласит легенда, истощали себя долгим чтением сутр, механически заучивая их, уходя тем самым все дальше и дальше от истинного просветления. Прозрение собственной природы в ее изначальной чистоте омрачалось начетничеством, тонкое размышление - слепой верой в чужие слова, а не в веления собственного сердца (Ах! ах! ах! много ты САМ "тонко наразмышляешь". Как же! так и будешь говорить о Патриархе - "сподо-о-обился..." Это я не к Маслову. Это я к тебе. -  Кл.) :)) . Дамо объявил, что цель буддизма - "прозреть сердце Будды", то есть реализовать Будду внутри себя. Таким образом, каждый в потенцииявляется Буддой, нужно лишь пробудить его в себе. Стать Буддой можно было "здесь и сейчас" в акте непосредственного и интуитивного восприятия Истины, свободно и полно входящей в незамутненный разум человека. Истина передается без всяких "посредников" - слов, письменных знаков и наставлений, подобно светильнику, переходящему от учителя к ученику (ключевые слова. В смысле - "золотые". А то сам, сам... Как же! -  Кл.) :)) .

Монахи, так же как и правители, не поняли наставления Бодхидхармы (неудивительно.  -  Кл.) :)), и тот удалился в горную пещеру, расположенную недалеко от монастыря, где, обратившись лицом к стене, провел в позе сидячей медитации (цзочань) почти девять лет, а по некоторым хроникам - и все десять (не дождетесь!  -  Кл.) :)). Патриарх погрузился в состояние глубокого самосозерцания и лишь однажды, как гласят легенды, он заснул. Проснувшись, Дамо в гневе на самого себя вырвал себе ресницы и бросил их на землю. Их подобрал сам Будда, посадил в землю, и из них выросли кусты ароматного чая, который пьют буддисты в периоды долгой медитации, взбадривая сознание (давайте-давайте... "взбадривая"...   -  Кл.) :)). Именно отсюда берет свой смысл чайная церемония, пришедшая в ХП в. из Китая в Японию вместе с чаньскими монахами.

Пещера, где по преданиям Дамо провел девять лет, сохранилась до сих пор и является величайшей святыней чаньской школы (ну... - не совсем так... - Кл.) :)).  Расположенная в нескольких метрах от вершины горы, она невелика по размерам. Долгое время она находилась в запустении и лишь в 1991 г. пещера была укреплена а вокруг нее возведен небольшой портал и отремонтирована дорога, ведущая сюда от Шаолиньсы, по которой путник в течение часа может достичь священного места. Внутри установлена статуя сидящего Бодхидхармы и круглосуточно дежурит монах, регулярно проводящий ритуальные моления. В 1995 г. на вершине горы в нескольких метрах от пещеры, была установлена грандиозная статуя сидячего Бодхидхармы из белого камня, выделяющаяся на фоне темных скал и благодаря этому видная снизу из монастыря.

Через девять лет "созерцания стены" монахи прониклись уважением к силе духа Дамо и того учения, которое он проповедовал. От патриарха веяло такой глубокой духовностью, такой сокровенной тайной бытия, что послушники приняли учение сурового наставника как единственно верное. Но лишь двух монахов согласился взять патриарх к себе в ближайшие ученики - Даоюя и Хуэйкэ, которым он "передавал истину" в течение пяти лет. По преданию, Хуэйкэ, который позже стал преемником первопатриарха, отрубил себе левую руку и положил ее перед Дамо, демонстрируя чистоту своих помыслов и решимость без страха постигать учение чань  (Ты понимаешь почему "без страха"? Причем здесь "без страха"? А? А почему в "Алмазной сутре" Будда говорит: "Если также будут люди, которые услышат эту сутру и не будут ошеломлены, не ужаснутся и не устрашатся, то это будут люди, в высшей степени достойные восхищения"? Почему опять "ужаснутся" и "устрашатся"? Думаешь бред? Для ради "красного словца"? Эх, ты!.. И ты так всегда думаешь, когда что-то тебе непонятное слышишь от великих людей? Да? Молодец! ПродолжАй "тонко размышлять" сам! Успехов! -  Кл.) :)). /Дэнфэн сяньчжи (Хроники уезда Дэнфэн). Дэнфэн, 1984, с. 32/.

Хуэйкэ "поклонился Дамо как своему наставнику", когда ему было уже 40 лет. Он перенял от учителя технику медитации и воспринял сам смысл чань. Многие современники считали его необычным и малопонятным человеком. Так, буддийский учитель Даохэн, повстречавший Хуэйкэ в 534 г., заметил, что речи этого святого человека "неясны, а слова - хаотичны" (Думаешь бред, да, Даохэн? Думаешь для красного словца? Эх, Даохэн-Даохэн!.. И ты так всегда думаешь, когда что-то тебе непонятное слышишь от великих людей? Да? Молодец! ПродолжАй "тонко размышлять" сам! Успехов! -  Кл.). /Митихата Р., Цзяньмин чжунго фоцзяо ши (Краткая история китайского буддизма), Шанхай, 1986, с. 120./

Большинство версий возникновения ушу так продолжают эту историю. Когда Дамо просидел девять лет в созерцании, он не смог подняться из-за того, что его ноги потеряли двигательную способность. Но патриарх, используя особый комплекс упражнений, восстановил себе активность ног и предписал монахам сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. Эти упражнения якобы представляли собой комплексы кулачного боя, владения монашеским посохом ("посох Дамо") и дыхательно-медитативные методики. Монахи активно принялись за тренировки, а первым мастером ушу, соответственно, стал сам Дамо (До свидания, читатель. Успехов! - твой Клейн).

 

БОДХИДХАРМА

Во время встречи с императором У, основателем династии Лян, Бодхидхарма указал ему на тщетность попыток возводить буддийские храмы и декламировать сутры.

Император спросил: "После вступления на трон я возводил храмы, переписывал сутры и принимал вступления в монашество. Какие заслуги я этим приобрел?"

Учитель ответил: "Никаких".

Император удивился: "Почему никаких заслуг?"

Учитель сказал: "Все это - нечистые устремления к заслугам; при помощи них добиваются ничтожного плода рождения в форме человеческих существ или дева (божества). Они подобны теням, следующим за формами, но сами по себе не являются реальностью".
Император спросил: "Тогда что же представляют собой подлинные заслуги?"


Учитель ответил: "Это чистое знание, чудесное и совершенное. Его сущность - пустота. Таких заслуг невозможно достичь при помощи мирских средств".


И тогда император спросил: "А каков первый принцип священной истины?"


Учитель ответил: "Безграничная пустота, ничего святого".


Император сказал: "Тогда кто же стоит передо мной?"


Учитель ответил: "Не знаю".

* * *

Прошло девять лет, и Бодхидхарма пожелал вернуться на запад - в Индию. Он призвал своих учеников и сказал: "Время настало. Почему бы каждому из вас не сказать, чего он достиг?"
Тогда ученик Дао-фу ответил: "Насколько мне понятно, истина не принадлежит ни словам, ни письменным знакам, но она и не отделена от них. Она действует как Путь".
Учитель сказал: "Ты получишь мою кожу".
Монахиня Цзун-чи сказала: "Насколько я понимаю, истина подобна благостному сиянию земли будды Акшобхья; ее можно увидеть один раз, но не дважды".
Учитель сказал: "Ты получишь мою плоть".
Дао-ю сказал: "Четыре великих элемента изначально пусты; пять скандх не существуют. Как я уверен, никакую Дхарму нельзя постичь".
Учитель сказал: "Ты получишь мои кости".
Наконец дошла очередь до Хуй-кэ. Он почтительно поклонился и молча застыл.
Учитель сказал: "Ты обрел мой костный мозг".

А.Маслов


В избранное