[Шашки] диалог: про конкурс
Виртуальный шашечный клуб
здравствуйте одноклубники!
время от времени присылая ответы на этюд, иногда один человек неможит
определить главный вариант, иногда другой.
тут возникает проблема с расписыванием вариантов.
тоесть когда много вариантов , то расписывать их все долго.
может этюды из конкурса вообще убрать?
тогда почти все будут идти без потерь, и азарт соревновательности исчезнет.
я когда начинал изучать шашки, мне поставили этюд из третьего мартовского
тура, и хотя там много вариантов, мне было интересно его решить, и вопроса о
главности варианта в нём у меня не вознекало.
этот этюд придумал Калинский. я его нашёл в книги Цирика, "шашечный
эндшпиль".
на мой взгляд это окончание имеет большую практическую ценность, к томуже к
выигрышу ведёт там только единственный первый ход.
после чего взависимости от хода чёрных есть несколько вариантов.
вот тут-то и получается , что трудно находимые ходы, и этюдные приёмы, одним
кажутся легкими и отбрасываются,, а другие вообще их не находят,
в итоге я и ставлю на такие этюды 3 балла, чтобы была возможность , оценить
правельное решение, тоесть , здесь учитывается спасобность шашиста
определить главный вариант.
и за правельный ответ , я даю от 1 до 3 балла.
в эту оценку входит и умение решить этюд и найти основной вариант.
к тому же у меня есть ответы автора, по ним и определяю основной вариант.
пишите кто что думает про то как оценивать решение этюдов.
Всех благ.
was@m*****.kz
Виртуальный шашечный клуб
Здравствуйте, уважаемые участники клуба!
Хотелбы тоже поделиться своими соображениями по поводу этюдных
решений.
Вопрос о главном и неглавном решении этюда не возникает в случае
единственности решения.
Но как же быть, если решений существует несколько, приводящих к
выигрышу? Ещё на старте конкурса, помнится Марина предлагала принимать
к зачёту любое отвечающее условию этюда решение.
Я всегда себе задаю вопрос: какое решение считать главным? Владимир на этот
мой вопрос как-то мне ответил, тот который наиболее красив!
Если исходить из того, что понятие красоты субъективно, то очевидно
главным вариантом для каждого может стать тот, который ему больше
нравиться и это может не быть одит и тот же вариант.
И. Ефремов в своих работах использовал понятие красоты, как "
объективную реальность, отражающую наибольшую степень
целесообразности!"
Если исходить из этого представления красоты, то главным вариантом
этюдного решения или решения комбинации следует считать тот, в котором соперники
делают
наиболее точные ходы, что характеризует их целесообразность, т.е. слабые ходы
приводящие к быстрому проигрышу
не должны характеризовать вариант, как главный.
Для демонстрации этого вывода Рассмотрим пример из первого мартовского тура.
комбинация. 1 балл.
белые простые c1 c3 d2 d4 e3 e5 f4 h2 8.
черные простые a3 a5 b4 c7 e7 g7 h6 h8 8.
ход белых выигрыш.
1. f4g5 h6xd6
2. d4c5 d6e5
3. c5b6
В этой комбинации у черных возможны два ответа на третий ход:
3. ... c7d6 и
3. ... e7d6
По-моему ход черных c7d6 является очень слабым и совершенно очевидно,
чтопоследует ход белых e3d4, после чего игра чёрных становится
бессмысленной.
Значит из объективности представления красоты, как
степеньцелесообразности этот ход не годится - он нецелесообразен.
Другой ответ чёрных e7d6 пусть и тоже ведёт к проигрышу,но он более
сильный и даёт чёрным возможность сопротивляться, т.е. является
более сильным, а следовательно целесообразным!
Значит решая эту комбинацию я должен исходить из того что третий ход
чёрных может быть с большей степенью вероятности e7d6 и находить
решение, исходя из этого хода. И если выигрыш в этом варианте есть,
то он вполне может считаться решением и главным.
Вот и в этюде последнего конкурса. Мне представляется более интересным
и увлекательным один вариант, а Автор этюда считает главным решением
другой. Оба варианта приводят к выигрышу, как и требует условие этюда.
Но в одном варианте белые достигают победы более быстро, чем в
другом. Отсюда следует вывод, что во втором варианте чёрные делают
более точные ходы и не дают белым лёгкой победы! Так почему же этот
вариант решения не следует принимать во внимание?
По-моему отказываться от этюдов не следует, так как без них задания,
действительно, будут менее интересными, но может быть следует
вернуться к предложению Марины: принимать любое решение, отвечающее
условию задачи.
С уважением к вам, Михаил.