Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Виртуальный шашечный клуб

За 2007-03-09

[Шашки] Re[2]: новости: чемпионат курганской области

Виртуальный шашечный клуб

здравствуйте, дорогие друзья.
Original Message From: "Владимир Селиванов" <was@m*****.kz>
To: "sport.others.checkers (11159147)" <drako***@l*****.ru>
Sent: Thursday, March 08, 2007 4:57 PM
Subject: [Шашки] Re: новости: чемпионат курганской области

> Виртуальный шашечный клуб
>
> здравствуй Борис!
>
> поздравляю с победой в чемпионате облости.
> партии велись с жёстким контролем времени и всё таки может запомнилась
> какая-то партия, если так то хотелось бы её увидить на страницах нашего
> листа.
спасибо за поздравления. да! действительно регламент был очень жесткий.
приходилось прибегать к аутотренингу, чтобы отвлечься от только что
прошедшей партии и заставлять себя забыть о только что прошедшем. да и
память у меня какая то ленивая, не желает на долго загружаться.поэтому прошу
прощения за мою этакую бездарность. с уважением.
чеботин борис.

   "Чеботин Борис" 2007-03-09 20:59:05 (#646681)

[Шашки] исторические сведения: продолжение воспоминания Б.Фельдмана

Виртуальный шашечный клуб

Борис Фельдман

Здравствуйте, ШАШКИ!

Выпуск второй

Рождение супергроссмейстера

Человек со дня появления на свет стремился создавать и совершенствовать орудия
своего труда и быта: спички, колесо, велосипед, летательный

аппарат, атомная энергия, лазер : - список можно продолжать бесконечно. В этом
ряду заветной мечтой оставалось создание думающей машины.

Идеальной моделью для такой задачи оказались шахматы и шашки.

Легенда о "восьмом чуде света" шахматном индусе - автомате Ф. Кемпелена, в котором
за искусной системой сложных механизмов и зеркал

скрывался человек, хорошо играющий в шахматы, общеизвестна. Однако не будем
забывать, что в шахматах компьютер уже обыграл человека, причём

самого Гарри Каспарова.

Как обстоят дела с созданием шашечного автомата?

Шашки не примитивнее шахмат. Часто за простотой правил не видят сложности игры.
В шашках можно одним ходом снять с доски несколько фигур. В

шахматах же больше одной единицы не побить . Поэтому в шашках существуют комбинации
и логичная "обязательная" игра, которая может

простираться на 10-15 ходов. В конечном итоге в русских шашках можно сбить,
к примеру, одним махом 10 шашек. То, что шахматисты называют

"комбинация", мы называем "форсированная игра". В шашках е ё тоже очень много.
Шашки, кстати, раньше шахмат начали программироваться на

компьютере. Еще в 1948 году на громоздких вычислительных центрах существовали
шашечные программы, но "воз и ныне там..." Программировать

шашки сложно, в них ведь нет коней, ферзей, нет базовой системы оценки позиции.
Компьютеру трудно объяснить, почему одна шашка сильнее

другой в зависимости от позиции на доске. Универсального алгоритма не существует.
Тем не менее составлена база данных для семи фигур на

стоклеточной доске (пять против двух, четыре против трех), в которую внесены
все позиции. Сейчас считают базу для восьми шашек, а если

скорость развития компьютеров будет той же, что в наши дни, то все позиции
20 на 20 фигур будут посчитаны до конца этого столетия. В

данный момент в силу гроссмейстера играет не менее пяти программ. Не ожидает
ли шашечного гроссмейстера поражение от компьютера и на

шашечной доске?

- Ни одна программа не выиграет у меня турнирную партию, это я могу гарантировать.
Тут вариант с Каспаровым и шахматной программой "Deep

Blue" не пройд ёт: компьютеры пока не играют в шашки, они смотрят конкретные
позиции, не понимая логики игры. Таково мнение чемпиона мира

по стоклеточным шашкам Алексея Рудольфовича Чижова, увлекающегося, кстати,
компьютерной графикой.

Тем временем создание супергроссмейстера продолжается. В ноябре 1999 года
в Москве состоялось первенство России по русским шашкам

среди компьютерных программ. Первым чемпионом стала программа "Гроссмейстер
Агафонов", Москва. Создание этой программы было делом последних

десяти лет жизни выдающегося гроссмейстера.

На втором месте, кто бы вы думали?

- Омская программа "Афина"!

Её автор кандидат в мастера омичка Наталья Семч ё нок на соревнованиях выступала
и в качестве оператора. В активе "Афины" - ничья с

программой "Гроссмейстер Агафонов" и победа над версией из Хабаровска. С надеждой
смотрела автор Омской шашечной программы на будущее

своего детища. Увы, во втором чемпионате России "Афина" не смогла сыграть по
более чем банальным обстоятельствам - омский компьютер:

похитили.

   2007-03-09 13:47:22 (#646604)

[Шашки] Re: исторические сведения: воспоминание Б.Фельдмана

Виртуальный шашечный клуб

здравствуйте!

в статье присланой Анатолием писалось.
> Вспоминаю путешествие тридцатилетней давности. На автомобиле мы катим
> на
> отдых в "Советскую Швейцарию" - Боровое. Позади Омск,
>
эта наверное имеется в виду то боровое, в котором я недавно участвовал в
соревнованиях по лыжам.
покрайне мери у нас это место называют жемчужена Казахстана или маленькая
швейцария.

вобщим-то я хотел сказать не об этом, а читаем дальше.
> Играл в столице Монголии я с переменным успехом, постепенно вошёл в форму
> и очень
> был доволен партией восьмого (предпоследнего) тура, в
>
> которой победил трёхкратного чемпиона Монголии 36-летнего Ганбатора. С
> честолюбивыми
> надеждами войти в призовую тройку готовился к
>
> заключительному туру. Увы, последний тур не состоялся. В игровом зале
> воцарилась
> гробовая тишина, когда Пурэвдорж, президент шашечной
>
> федерации Монголии, объявил, не сдерживая слёз, что трагически погиб
> участник
> турнира Ганбатор. Играть никто не мог. Образ обаятельного
>
> улыбчивого парня, отца троих детей, так внезапно ушедшего из жизни стоял
> перед
> глазами. Скомкано провели закрытие турнира.

в этих соревнованиях принемали участие несколько человек из казахстана, в
том числе мой однокласник из Алматы, Ю. Носов.
так же там был шашист из кокшетау, где я живу, и Марат Бакиров из
Петропавловска, он то как-то гостил у меня несколько дней, и рассказал в
подробностях как там в Манголии, было дело.
если коротко то, мои земляки были на конуне у Ганбатора дома, человек он был
очень образованый, показывал им яйцо денозабра, размером с мячик, которое
где-то нашёл и за которое музеи предлогали ему большие деньги.
было там застолье со спиртным.
после чего они поехали в месте с Ганбатора в гостиницу, где ещё выпивали,
после чего он остался у наших в номере ночевать, так как был не в состояние
добратся до дому, точно не помню, толи утром , толе ещё вечером, обнаружили
что Ганбатор скончался.
после чего Казахстанцев мурыжили ещё 3 дня хотели судить, пытались приписать
, что они его убили, а потом сказали, что он захлебнулся рвотной массай, и
всех отпустили, когбут-то это только через 3 дня выяснилось.
так что закрытие того турнира действительно было траурным.

Всех благ.
was@m*****.kz

   2007-03-09 13:43:36 (#646603)

[Шашки] теория: анализ тестовых партий

Виртуальный шашечный клуб

Борис Фельдман

"Магистр" играет с человеком

Тестовые партии

Этих партий пока немного. Партнёром или точнее тестером С.-Петербургской программы
стал кандидат в мастера Михаил Глизерин (Йошкар-Ола). Ему

эти поединки интересны вдвойне - и как игроку, и как автору шашечной программы
"Russian Tornado", которая пока, скажем откровенно, по

классу игры уступает "Магистру". Не думаю, что Михаил проиграл программе Князевых
все партии. Но каждую проигранную он прислал, восторгаясь

находками электронного соперника.

Комментирует Михаил Глизерин

М. Глизерин - "Магистр-II"

Intel Celeron 300 Мгц

Контроль времени 1 час на 40 ходов

16 сентября 2000 г.

Старая партия

1.c3-d4 d6-c5 2.b2-c3 e7-d6 3.g3-f4 f6-g5 4.f2-g3 g5-h4 5.g1-f2 f8-e7 6.c1-b2
g7-f6 7.c3-b4 b6-a5 8.d4:b6 a7:c5 9.f4-g5

a5:c3 10.b2:b6 c7:a5 11.a1-b2 h6:f4 12.g3:g7 h8:f6 13.e3-f4 d6-c5 14.b2-c3 e7-d6
15.f4-g5 d8-c7 16.g5:e7 d6:f8 17.h2-g3 c7-d6 18.g3-f4

f8-g7 19.f2-e3 g7-f6 (см. диаграмму) 20.f4-g5?

Белые полагали, что черные обязаны играть 20:fe5, и вся борьба еще впереди, поскольку
нельзя 20:hg3? 21.ge7 df8 из-за простого 22.ef4 ge5

23.cb4x.

Неожиданная жертва шашки 20. : a5-b4!! 21.g5:e7 d6:f8 22.c3:a5 h4-g3! развеяла
их иллюзии. 23.e3-f4 g3:e5 24.d2-e3 e5-d4 25.e1-f2 d4-c3

26.f2-g3 f8-g7 27.g3-h4 g7-h6 28.e3-f4 c5-d4 29.h4-g5 c3-d2 30.g5-f6 d2-e1 31.f4-g5
h6:f4 32.f6-g7 d4-e3 33.g7-h8 e3-f2 34.a5-b6 f2-g1

35.b6-a7 f4-e3 36.h8-g7 e3-d2 37.a3-b4 g1-h2 38.b4-a5 d2-c1 39.g7-h8 c1-e3 40.h8-a1
h2-d6 41.a1-h8 e3-g1 42.a5-b6 e1-a5 43.h8-g7 a5-d8

44.g7-h6 g1-c5! (Напрашивающееся 44...d8-g5 теряет 1 темп.) 45.h6-d2 c5-e3
46.d2-c7 d8-a5 x .

М. Глизерин - "Магистр-III"

Cyrix M-II / 300 Мгц

Контроль времени 15 мин. на 40 ходов

2 июля 2001 г.

Косяк

1.c3-b4 f6-g5 2.g3-f4 g7-f6 3.b2-c3 f6-e5 4.a1-b2 e5:g3 5.h2:f4 d6-c5 6.b4:d6
e7:c5 7.c3-d4 c7-d6 8.b2-c3 b6-a5 9.d4:b6

a5:c7 10.c3-d4 d6-c5 11.d4:b6 a7:c5 12.d2-c3 h8-g7 13.c3-d4 c7-b6 14.e1-d2 f8-e7
15.d2-c3 e7-f6!! 16.c1-b2(?)

Лучше было играть без 1 простой в дамочном окончании: 16.c1-d2 g5-h4 17.f4-g5
h6:f4 18.e3:e7 c5:c1 19.e7-f8.

16. : d8-c7 17.f4-e5 g5-h4 18.g1-h2 (см. диаграмму) 18. : f6-g5 19.c3-b4 g7-f6
20.b4:d6 h4-g3! 21.h2:f4 b6-a5 22.e5:g7 h6:f8 23.f4:h6

c7:a1 . Белые сдались.

М. Глизерин - "Магистр-III"

Intel Celeron 900 Мгц (разгон)

Контроль времени 15 мин. на 40 ходов

10 июля 2001 г.

Кол-угловик

1.c3-d4 f6-g5 2.b2-c3 g7-f6 3.c3-b4 b6-a5 4.b4-c5 d6:b4 5.a3:c5 g5-h4 6.g3-f4
f6-g5 7.c5-b6 a7:c5 8.d4:b6 a5-b4 9.b6-a7 c7-d6 10.a1-b2 b4-a3

11.b2-c3 (здесь играют и 11.dc3 - БФ) e7-f6 12.c3-d4 f6-e5 13.d4:f6 g5:e7 14.d2-c3
d6-c5 15.c3-b4?

Видимо, уже этот ход является началом неправильного плана.

15. : h8-g7 (В "Курсе дебютов" В. Литвиновича и Н. Негры рассматривается 15.cb4
ed6 с равенством - БФ) 16.b4:d6 e7:c5 17.e1-d2 d8-c7

18.f4-e5?

Это уже проигрывает (белым следовало спасаться 18.dc3 и на :gf6 19.cd4 cb4 20.cd2!
- БФ) .

18. : f8-e7 19.d2-c3?

Я сознательно шёл на эту позицию, думая, что программа скорее всего сыграет 19.
... g7-f6 e5:g7 20.h6:f8 и т. д. Других

ходов у программы просто не видно:

если 19. ... e7-d6, то 20.e5-f6 g7:e5 21 e3-d4 и т. д.;

если 19. ... е7-f6, то 20.c3-b4 f6:d4 21.b4:d6 c7:e5 22.e3:c5 с неплохой позицией
у белых.

Нельзя 19. ... c7-b6? из-за 20.e3-d4x.

Комбинация же 19. ... c5-d4 20.e3:c5 c7-d6 21.e5:c7 b8:d2 22.c1:e3 a3-b2 не опасна,
ведёт к ничьей.

По "мнению" программы "Магистр" после 19. : gf6? 20.e:g7 h:f8 белые могли выиграть
простую ходом 21. hg3!

После же 19. : ef6? 20.cb4 f:d4 21.b:d6 c:e5 22.e:c5 белые получают не просто
неплохую позицию. Программа опять видит за белых выигрыш 1

простой на любой разумный 22-й ход черных (программа считает сильнейшим 22.
: hg5 23.cb6 gh6 24.cd2!).

Но тут программа находит пятиходовую выигрывающую комбинацию:

19. : c5-d4! 20.e3:c5 e7-d6! 21.c5:e7 c7-b6! 22.a7:c5 g7-f6 23.e7:g5 h6:d2 24.c1:e3
a3-b2 .

Через несколько ходов я сдался:

25.e3-f4 b2-c1 26.f4-e5 c1-b2 27.e5-d6 b2-a3 28.f2-e3 a3:e7 29.e3-d4 e7-d6 30.g1-f2
d6-f4 31.d4-c5 b8-c7 32.h2-g3 f4:h2 33.f2-e3 h2-f4

34.e3:g5 h4:f6 х .

Сыграно классно! Эта партия ещё раз показывает, что уже сейчас программа может
хорошо играть с коротким контролем времени с шашистами моей

квалификации.

Михаил ГЛИЗЕРИН, кандидат в мастера.

Здравствуйте! С момента, когда я отправил последнее письмо, я сыграл с программой
"Магистр" 4 партии, причём все они оказались очень

интересными. Две партии я проиграл и 2 закончились вничью.

В одной из партий я снова попался на разгромную комбинацию, эту партию я хочу
вкратце прокомментировать.

М. Глизерин - "Магистр-III"

Intel Celeron 900 Мгц (разгон)

Контроль времени 15 мин. на 40 ходов

2001 г.

Старая партия

1.c3-d4 d6-c5 2.b2-c3 e7-d6 3.g3-f4 f6-g5 4.f2-g3 g5-h4 5.g1-f2 f8-e7 6.c1-b2
e7-f6 7.f4-e5 d6:f4 8.g3:e5 b6-a5 .

Обычно здесь играют 8. ... g7-f6, ход же в партии считается в теории пассивным
(на это, в частности, ссылается Э. Цукерник в своей "Теории

дебютов"). Действительно, в дальнейшем в партии белые получили более активную
игру.

9.d4:b6 a7:c5 10.c3-b4 f6:d4 11.b4:d6 c7:e5 12.e3:c5 g7-f6 13.a3-b4 a5:c3 14.d2:b4
h6-g5 15.b2-a3 d8-c7 16.a1-b2 h8-g7 17.b2-c3 c7-d6

18.c5:e7 f6:d8 19.b4-c5 g7-h6 20.a3-b4 b8-a7 21.b4-a5 g5-f4 22.e1-d2 d8-c7 23.c3-b4
h6-g5

Признаюсь, я не совсем понимал, зачем программа идёт на эту позицию. Свой последний
ход (23. ... h6-g5) программа

оценивала -150 (без использования базы в переборе). В позиции на диаграмме у
белых два продолжения - 24.d2-c3 и 24.c5-d6.

Если 24.d2-c3, то 24. ... f4-e3! 25.f2:f6 g5:e7 26.c3-d4 e7-f6 27.c5-d6! c7:c3
28.b4:d2, и ничья.

Но этот вариант меня не устраивал, так как я ... не видел, как будет программа
спасаться после хода 24.c5-d6.

Так я и сходил ... и тут же получил разгромную комбинацию в прекрасном мастерском
стиле.

24.c5-d6? e5-d4! 25.d6:b8 h4-g3! 26.f2:f6 d4-c3 27.b8:g3 c3:a3 . Я сдался.

После партии я выяснил, что эта комбинационная идея не нова, но я её не знал,
а в партии этот удар, к сожалению, не увидел. Но согласитесь,

что в практической партии эта комбинация смотрится очень красиво! Без сомнения,
эту партию не стыдно опубликовать.

С дружеским приветом, Михаил ГЛИЗЕРИН.

Магистр играет с мастером

Александр Князев - специально для Страниц Бориса Фельдмана

Воодушевленные результатами первого в истории матча по 100-клеточным шашкам между
сильнейшей программой "Buggy" и сенегальским

гроссмейстером Н. Самбом (человек с трудом выиграл), мы тоже решили "впервые
в истории" провести матч с серьезным контролем между

программой "Магистр-III" и человеком в русские шашки. Вызывать на матч игрока
с 11-м номером в классификации (как Самб) посчитали

преждевременным.

Соперником программы был избран игрок с 44-м российским рейтингом 2580 - опытный
мастер Александр Борисович Савенок. Ему 44 года, он

восьмикратный чемпион Ленинграда по блицу, побеждал в блицтурнире на первенство
Москвы. В 1992 году, когда наш город переименовали, он стал

"первым" чемпионом Санкт-Петербурга уже по серьезным шашкам.

В период подготовки к матчу программа была существенно усилена. Было увеличено
быстродействие от 2 (в дебюте) до 15 (в окончаниях) раз.

Глубина перебора в эндшпиле с 12 шашками иногда достигала в нескольких партиях
матча 28 полуходов. Для исключения повторов партий по

настоянию М. Глизерина программа оснащена небольшой дебютной библиотекой от
программы "Tornado" (около 1600 позиций).

Мы не ставили цель выявить в матче победителя. Для нас важно было оценить реальную
силу игры "Магистра". Мастер получает свой скромный

гонорар независимо от исхода борьбы. Матч играется из 8 партий с контролем 1
час на всю партию. Регламент - 2 партии в день по субботам и

воскресеньям.

На наш взгляд программа "Магистр" приблизилась к мастерскому уровню игры на мощном
компьютере - с CPU AMD Duron-800, разогнанном до 920 МГц

(115х8) и RAM 512 МБ.

На Страницы Бориса Фельдмана я параллельно готовлю тексты партий с анализом,
выполненным программой.

В Санкт-Петербурге закончился матч между программой "Магистр" и мастером спорта
А. Савенком. Сыграно 8 партий. В 5-й победила программа, в

8-й - мастер. Остальные встречи завершились вничью. Результативные партии этого
матча можете посмотреть в

Link: Ash64] . Подробности вскоре появятся на специально посвященном этому событию
сайте.

Блиц в Санкт-Петербурге

30 марта 2002 г. прошел Чемпионат Санкт-Петербурга по молниеносной игре в русские
шашки. Турнир проходил по круговой системе с контролем

времени 3 минуты на партию. Чемпионат среди взрослых (еще был проведен и юношеский
турнир) собрал 25 шашистов, а под 26-м номером выступила

программа "Магистр-III".

Для игры использовался компьютер с процессором AthlonXP 1800+. Процессор
работал на штатной частоте 1533 Мгц. Объем оперативной памяти

составлял 256 МБ. Игра велась на обычной доске с шахматными часами. Шашисты
играли против оператора программы (Дмитрий Князев), который

воспроизводил ее ходы на доске. Сама программа имела такое же время на обдумывание,
как и все остальные участники - 3 минуты. Однако на

шахматных часах оператору добавлялись еще 2 минуты для компенсации потерь времени
на передачу программе ходов соперников и выполнение ходов

программы на доске.

В турнире участвовали 9 мастеров: В. Бергман, А. Савенок, В. Меркин, А.
Напреенков, В. Щелкунов, В. Дерябин, Н. Базылык, Б. Герцензон,

Г. Лоцев. Лишь два участника имели I разряд, оставшиеся 14 - кандидаты в мастера.
Чемпионат завершился сенсационно. "Магистр" финишировал с

лучшим результатом, опередив таких специалистов блица как В. Щелкунов, А. Савенок,
Б. Герцензон, В. Меркин.

Результаты турнира:

I место - "Магистр-III" 21 очко из 25 (В -19, Н - 4, П - 2)

II место - мс В. Щелкунов 20,5 очков

III место - мс А. Савенок 20 очков

IV место - мс Б. Герцензон 18,5 очков (лучший коэффициент, чем у В. Меркина)

V место - мс В. Меркин 18,5 очков (единственный, кто не проиграл ни одной партии)

Победить программу смогли лишь два мастера - Н. Базылык и патриарх русских шашек
Борис Миронович Герцензон, которому в этом году исполнится

82(!!) года.

Ничьих добились в своих партиях с "Магистром" мастера А. Савенок, В. Меркин,
В. Дерябин и бывший мастер, а ныне кмс А. Завьялов.

В 19 партиях программа добилась выигрыша. Среди проигравших 4 мастера: В. Бергман,
А. Напреенков, В. Щелкунов, Г. Лоцев.

Поскольку программа участвовала в Чемпионате вне конкурса, чемпионом города назван
мс В. Щелкунов. Стоит отметить, что партия "Магистра" с

будущим чемпионом завершилась победой программы.

Ни оператор, ни программа ни в одной партии не просрочили время.

А.Н.Князев.

   2007-03-09 13:28:27 (#646602)

[Шашки] практика: 100. компьютер против человека

Виртуальный шашечный клуб

Борис Фельдман

Компьютер играет с человеком

МАТЧ-ШОУ ЧЕЛОВЕК - МАШИНА

Руководитель проекта Nicolas Guibert (Франция)

Во Франции состоялся первый в истории матч между Человеком и Компьютером на стоклеточной
доске. Поединок широко освещается в прессе, сети

Интернет, на каналах французского телевидения.

Первая партия. Соперники разыграли дебют Рафаэля. Buggy серией разменов наращивал
темпы. Самб, передав инициативу машине, охотно в дебюте

шёл на размены, опасаясь сближения, при котором резко сокращается количество
продолжений, и где компьютер считает быстрее. Исподволь он

готовил давление на шашку "24". На 31-м ходу международный гроссмейстер начал
открыто атаку длинного фланга чёрных. Компьютер, спасая

шашку, перевёл игру на противоположный фланг, но в итоге у чёрных образовалась
слабая простая на поле "21". Зафиксировав эту слабость, Самб

уверенно на длинном фланге соперника первым прошёл в дамки. Начиная с 35-го
хода исход поединка не вызывал сомнения. Человек победил.

Программа в первой партии продемонстрировала посредственную игру. БФ

Н.САМБ - программа Buggy

Сет первый, партия ? 1

La Roche sur Yon, Франция, 13 августа 2001 г.

2-0

Комментирует международный мастер Wieger Wesselink:

1.31-26 19-23 2.34-30 14-19 3.30-25 19-24 4.25x14 10x19 5.40-34 5-10 6.34-30
10-14 7.30-25 17-21 8.26x17 12x21

9.36-31 7-12 10.31-26

В дебюте Samb следует на первый взгляд несколько удивительной, но фактически
очень умной стратегии в этой игре. Он преднамеренно передаёт

инициативу Buggy, получая пассивную позицию. Но в итоге получает позицию, где
преобладают стратегические замыслы, и сводится на нет роль

конкретных вычислений. Именно в этом типе позиций компьютерные программы в настоящее
время наиболее уязвимы...

10... 1-7 11.26x17 11x22 12.45-40 7-11 13.32-28 23x32 14.37x17 11x22 15.40-34
12-17 16.41-37 6-11 17.46-41 16-21 18.34-30

Позиция после 18.34-30 совершенно иллюстрирует стратегию Самба. Следующий ход
компьютера (18... 18-23) не слаб, но, возможно, 8-12,

сопровождаемый в будущем 22-28, был больше опасен для белых.

18... 18-23 19.33-28 22x33 20.38x18 13x22 21.39-33 9-13 22.43-38 4-9

У белых проблемы с развитием шашек 41 и 37, потому что 23.37-32 нельзя из-за
комбинации ...14-20 24.25x23 22-28 25.30x19 28x46, чёрные

выигрывают. Но блестящим ходом на противоположном фланге 23.49-43! Самб готовит
встречную комбинацию, и чёрные больше не могут

препятствовать 37-32. Например, ... 2-7 24.37-32 14-20? 25.25x23 22-28 26.30x19
28x46 27.33-28! 13x24 28.42-37 46x32 29.38x16, у белых на

шашку больше.

23.49-43 8-12 24.37-32

В позиции после 24.37-32 трудно привести конкретные варианты, но это - вероятно,
положение, где начинаются проблемы для Buggy. После размена

24... 21-27 белые без каких-либо трудностей могут идеально развиваться. Между
тем, черные могут только играть на левом фланге белых, но

ясно, что эта игра бесперспективна. Ход 24... 12-18, поддерживаемый далее 22-27,
был бы более агрессивен и сделал бы давление белых менее

очевидным.

24... 21-27 25.32x21 17x26 26.43-39 11-17 27.44-40 17-21 28.41-37 12-18 29.39-34

Позиция белых лучше, но после 29...2-8? ситуация становится критической для черных.
Проблема в том, что нормальный позиционный ход 29...

21-27 невозможен из-за 30.34-29! - белые выигрывают. Ходы подобно 22-27 и 22-28
только ослабляют позицию. Это, главным образом, из-за

идеальной ударной колонны, сформированной из простых 47, 48, 42, 37, 38. Программа
откладывает решение занять пункт 27, но результат - то,

что момент для этого стал только худшим. Через несколько ходов чёрные будут
вынуждены занять 27 так или иначе. Ходом 30.47-41! Самб

фиксирует неподвижность простой на 21, и это принесет ему победу. Само собой
разумеется, что отсутствие возможности после 29... 2-8

перевести шашку на поле 16 сыграло решающую роль в исходе поединка.

29... 2-8 30.47-41 8-12 31.34-29 22-28 32.33x22 24x33 33.38x29 18x27 34.41-36
12-18 35.42-38 19-23 36.50-45 23x34 37.40x29 18-22 38.38-33

13-18 39.45-40 18-23 40.29x18 22x13 41.40-34

41... 3-8!? С точки зрения человека, это - весьма странный ход, потому что черные
добровольно разрушают колонну 3, 9,14. Однако приемлемых

ходов нет. Возможно, единственная серьезная защита была бы: ... 13-18 42.34-29
14-20 [не ... 14-19? 43.29-24! И теперь 1) ... 9-13

44.37-32 27x20 45.25x12 Х или 2) ... 19-23 44.24-20 15x24 45.30x28 27-32 46.28-22
32x41 47.22x4 41-46 48.4-15, белые выигрывают.] 43.25x14

9x20 44.48-43! 3-9 45.43-39 9-13 46.39-34 13-19 47.30-25 26-31 48.25x12 31x42,
и белые должны несколько поработать, чтобы выиграть партию.

После хода в партии Самб убедительно доказывает своё превосходство.

41... 3-8 42.34-29 8-12 43.48-43 12-18 44.43-38 18-23 45.29x18 13x22 46.33-29
9-13 47.29-24 14-19 48.25-20 19-23 49.20-14 22-28 50.24-20

15x24 51.30x8 23-29 52.8-2 28-33 53.14-10 33x31 54.10-5 29-33 55.2-24 33-39
56.24-33 39x28

Руководитель проекта Nicolas Guibert (Франция) сообщает:

Состоялась вторая партия первого в истории международных шашек официального матча
между Человеком и Компьютером. После поражения в первой

партии у программы нет никакого выбора, кроме как атаковать и победить. Компьютер
был установлен в режим "Всё для победы". Это, казалось,

давало хорошие результаты, поскольку N'Diaga Samb не мог атаке противопоставить
хороший план окружения. Он пытался, но не получалось, и

вынужден был уйти в защиту. В окончании Buggy угрожала просто пройти в дамки.
Почти каждый (N'Diaga Samb, Николас Гуиберт, и Интернетовские

наблюдатели) думали, что программа победит. Пока нет полной уверенности, что
Buggy могла бы выиграть, но это победа была близка.

Итак, вторая партия, протекавшая с преимуществом компьютера, завершилась
вничью 1-1, а общий счёт 3:1 в пользу Н. Самба.

Программа Buggy - Н.САМБ

Сет первый, партия ? 2

Франция, 14 августа 2001 г.

1-1

Н.САМБ - программа Buggy

Сет первый, партия ? 3

Франция, 15 августа 2001 г.

1-1

Программа Buggy - Н.САМБ

Сет второй, партия ? 1 (? 4)

Франция, 16 августа 2001 г.

1-1

"Багги" упускает победу

4-ю партию матча Багги - Самб комментирует международный мастер Wieger Wesselink

Вольный перевод автора сайта

1.32-28 17-21 2.31-26 19-23 3.28x19 14x23 4.26x17 12x21 5.37-32 7-12 6.41-37
11-17 7.34-29 23x34 8.40x29 20-25 9.32-28 21-26 10.45-40 17-22

11.28x17 12x21 12.46-41 6-11 13.37-32 10-14 14.41-37 11-17 15.33-28 17-22 16.28x17
21x12 17.32-28 14-20 18.39-33 5-10 19.44-39 2-7 20.38-32

16-21 21.36-31 18-22 22.28x17 12-18 23.33-28 21x12 24.39-33 10-14

Судя по двум последним играм, Samb получает перспективную позицию в середине
партии. Вот и сейчас он на 21-м ходу гибко перестроил позицию с

хорошими перспективами для классической игры.

25.42-38 4-10 26.50-45 20-24 27.29x20 15x24 28.43-39

28... 12-17 - "булавочная" ловушка предотвращает естественный ход 29.31-27, а
комбинация 29.28-22? 18x36 30.37-31 26x28 31.33x2 неудачна

из-за ... 8-12 32.2x30 25x32, у чёрных на две шашки больше. После 28... 12-17
логично было бы прородолжать ...18-22. Но этого не

случилось. Выглядит так, словно Samb не решается обострять ситуацию. Неприятности
у него начнутся позже.

28... 12-17 29.48-43 7-11 30.40-34

После 30.40-34 над позицией чёрных нависают тучи. Здесь Samb затратил 2/3 его
остающейся половины часа, но не нашёл правильный план, ответив

30... 1-6 31.49-44 14-19 32.44-40 10-15 33.28-23 18x29 34.34x14 9x20 35.31-27

У белых существенное преимущество, так как простая "6"остаётся пассивной. Лучшими
вариантами для черных было бы 30...18-22 31.32-27 14-19

32.27x18 13x22, или централизация 30...1-7, что было предложено при анализе
программой Buggy.

35... 3-9 правильное решение! После 36.27-21, чёрным опасно играть ... 8-12?
из-за 37.32-27! с большим преимуществом белых, но после

36...17-22! 37.21-16 11-17 чёрным (Самбу) нечего опасаться.

36.40-34 17-22 37.27x18 13x22 38.34-30 25x34 39.39x19 9-13 40.45-40 13x24 41.40-34
8-13 42.47-42 11-16 43.43-39 22-27 44.32x21 16x27

45.37-32

45... 27-31? В цейтноте Samb делает ошибку, которая могла стоить ему партии.
После ... 20-25 46.32x21 26x17 у черных нет трудностей,

несмотря на бездействующую простую "15". На первый взгляд это кажется опасным,
и можно полагать, поэтому Samb не доверился этому плану.

46.42-37 31x42 47.38x47 26-31 48.33-28 13-18

49.39-33?

Замечательный момент. После 49.34-30! 24-29 50.39-34 29x40 51.35x44 Багги могла
форсировать переход в выигранный эндшпиль:

1) 49... 20-25 52.30-24 6-11 53.44-39 11-17 54.39-33 17-21 55.33-29 31-36 56.28-23
18-22 57.32-28 22x33 58.29x38 15-20 59.24x15 25-30

60.15-10 30-34 61.10-5 34-40 62.23-19 40-44 63.19-14 21-26 64.14-9. Белые выигрывают.

2) 49... 6-11 52.30-25 20-24 53.25-20 11-17 54.20x29 18-22 55.29-23 22x33 56.23-18
17-21 57.18-13 21-27 58.32x21 31-37 59.13-9 33-38

60.44-39 38-42 61.47x38 37-41 62.9-3. Б +.

Оба варианта кажутся чересчур длинными. Однако они считаются просто, так как
ходы белых логичны, и черные не имеют серьезной альтернативы.

Конечная позиция в варианте 2 чрезвычайно сложна для человека. Компьютеру проще.
Он точно знает, что позиция выигранная, так как она

имеется в эндшпильной базе данных.

49-й ход, сделанный Багги, также выигрывает, но не настолько уверенно.

49 ... 31-36 50.32-27 6-11 51.27-21 11-16 52.28-22 16x27 53.22x13 27-31 54.13-8
31-37 55.8-3 37-41 56.3x25 41-46

57.25-30? Компьютер во второй раз выбирает неправильный ход из двух перспективных
альтернатив. Наиболее уверенно приводил к победе

57.25-20! Лучшая защита для черных ... 24-30 58.35x24 46-23 59.33-29 23-5. Как
указал А. Кандауров при сетевом анализе, тогда белые

выигрывают создавая позицию на диаграмме:

Черные вынуждены оставить большую дорогу: 65... 32-5? 66.29-23 5x46 67.47-41
46x30 68.35x19 белые выигрывают.

После 57.25-30 и событий в партии у белых нет выигрыша. Приводим некоторые варианты,
которые это доказывают: 61.25-14 50-11 и теперь

1) 62.19-13 15-20 63.14x25 11-28,

2) 62.35-30 11-33 63.30-25 15-20 64.14-9 20-24 65.19x30 33-28.

В обоих случаях возникают позиции известные как "патовые".

57 ... 24-29 58.33x24 46-23 59.30-25 23x45 60.24-19 45-50 61.19-13 50-28 Ничья.

Программа была близка к победе, как никогда!

Н.САМБ - программа Buggy

Сет второй, партия ? 2 (?5)

Франция, 17 августа 2001 г.

1-1

Программа Buggy - Н.САМБ

Сет второй, партия ? 3 (? 6)

Франция, 18 августа 2001 г.

1-1

Н.САМБ - программа Buggy

Сет второй, Tie-b ? 7 (партия ? 13)

Франция, 19 августа 2001 г.

2-0

N'Diaga Samb выигрывает партию, сет и матч!!!

   2007-03-09 12:32:13 (#646596)

[Шашки] исторические сведения: воспоминание Б.Фельдмана

Виртуальный шашечный клуб

Борис Фельдман

Здравствуйте, ШАШКИ!

Вспоминаю путешествие тридцатилетней давности. На автомобиле мы катим на
отдых в "Советскую Швейцарию" - Боровое. Позади Омск,

райцентры, посёлки, над нами синее безоблачное небо, а впереди до горизонта
- степь да степь. Палит солнце, горячий ветер обжигает радиатор

автомобиля и путников: Вдруг что-то неуловимо преобразилось. Солнце умерило
пыл, появилось облачко, затем ещё несколько, на горизонте

замаячила тень, какие-то контуры, стало легче дышать.

- Здравствуйте, ДЕРЕВЬЯ! - восхитилась моя шестилетняя дочь, уловив причину происходящего.

После стольких лет отсутствия регулярной информации о шашечной игре в печати,
на радио и телевидении, мы, участники демократическо-шоковой

терапии забыли, когда находили время для игры. Не только простые любители шашек,
но и разрядники не знают нынешних чемпионов мира, страны:,

а молодые не знают прошлого. Международный гроссмейстер В. Агафонов, светлая
ему память, сказал как-то: "Без информации жизни одного

поколения достаточно, чтобы забыть всё, что нами создано!"

Поэтому я вновь взялся за перо. Название данной публикации - возглас из той же
серии, что "здравствуйте, деревья" - прорыв из пустыни

забвения и небытия.

Итак,

Здравствуйте, ШАШКИ и поклонники этой дивной игры!

"Шашки - это искусство (и не заменят их кино и филармония!) , шашки - это спорт
(и не легче, чем штанга или игра в хоккей) , шашки - это

наука

(пусть хоть и не математика!) . Шашки - это всё вместе. Наконец, шашки - это
просто шашки. С их удивительно простыми правилами, глубокой

стратегией и фантастической тактикой".

Так тепло и трепетно отзывается о шашках мой коллега по шашечному увлечению
- замечательный пропагандист, популяризатор игры, доктор

педагогических наук, ныне академик Юрий Фёдорович Фоминых.

Давненько не брал я в руки шашек: Осенью 1993 года меня пригласили на роль
главного судьи Монгольского международного турнира по

стоклеточным шашкам: Он проводился по швейцарской системе. В день открытия в
турнирном зале оказалось нечётное число участников. Конечно,

найти ещё одного шашиста в Улан-Баторе, где шашки очень популярны, - не проблема,
но неожиданно организаторы попросили меня принять участие

в турнире в качестве: игрока. Я не ожидал такого поворота событий. После того,
как в 1987 году я поработал в тренерской бригаде чемпиона

мира гениального Александра Дыбмана, чаще всего я выступал в качестве тренера,
судьи, руководителя пресс-центра. Но: отказаться от

искушения сыграть в международном турнире - оказалось выше моих сил.

Играл в столице Монголии я с переменным успехом, постепенно вошёл в форму и очень
был доволен партией восьмого (предпоследнего) тура, в

которой победил трёхкратного чемпиона Монголии 36-летнего Ганбатора. С честолюбивыми
надеждами войти в призовую тройку готовился к

заключительному туру. Увы, последний тур не состоялся. В игровом зале воцарилась
гробовая тишина, когда Пурэвдорж, президент шашечной

федерации Монголии, объявил, не сдерживая слёз, что трагически погиб участник
турнира Ганбатор. Играть никто не мог. Образ обаятельного

улыбчивого парня, отца троих детей, так внезапно ушедшего из жизни стоял перед
глазами. Скомкано провели закрытие турнира, участники

покинули морозную Монголию. На некоторое время замерла там шашечная жизнь. Я
отошел совершенно от шашек. Обстановка требовала окунуться

целиком в другие сферы деятельности.

Но жизнь не останавливалась. Технический прогресс коснулся и шашек - в 1997-м
году открылись шашечные сайты в Интернете, в ноябре 2000 года

появилась и Web-страничка Омской областной федерации шашек. Стало легче узнавать
о событиях в шашечном мире. Самым именитым шашистом в эти

годы стал россиянин Алексей Рудольфович Чижов.

Впервые я увидел А. Чижова на Всероссийских соревнованиях команд пионерских дружин
"Чудо-шашки" в июне 1977-го года в Калуге. 12-летний Лёша

из команды Ижевска едва возвышался над турнирным столиком. Чтобы дотянуться
до шашек последней горизонтали, ему надо было забираться с

ногами на стул, это чистая правда. Тем не менее, школьник из Удмуртии уверенно
занял первое место на первой доске.

В выходной день я проводил сеанс одновременной игры для участников Всероссийского
турнира "Чудо-шашки" на 30 досках. Сражаться с юными

разрядниками было непросто. Больше всех запомнилась целеустремлённая игра юного
А. Чижова.

Омским любителям шашек памятно выступление А. Чижова в чемпионате России 1988
года. Накануне Алексей стал чемпионом СССР, и турнир в Омске

был последним этапом его подготовки к чемпионату мира. Торжественное открытие
первенства России по сценарию главного судьи (ведущего данной

странички) провели на стадионе "Красная звезда". Зрителей знакомили с участниками
шашечного чемпионата России, а Алексею, восходящей

шашечной звезде, совсем как принято на Западе, предоставили почётное право ввести
мяч в игру на матче футбольных команд чемпионата страны.

Красивому пасу, посланному гроссмейстером поперёк поля нападающему "Иртыша",
рукоплескали болельщики. Шашисты и футболисты обменялись

автографами, выполненными на шашечной доске и клетчатом мяче. Но никто из 5000
зрителей, присутствовавших в тот день на стадионе, не мог

предположить, что на футбольном поле - будущий шашечный чемпион мира. Омский
ветеран шашек, мастер спорта Н. Коченевский, вспоминая о

партии в чемпионате России с А. Чижовым, сокрушается - ведь так был близок к
ничьей, но упустил: в один ход. В том же 1988-м году А. Чижов

впервые стал чемпионом мира среди мужчин, уверенно опередив в Парамарибо Т.
Сейбрандса и А. Гантварга.

"Зная, насколько серьёзно новый чемпион относится к избранному делу, ясно, звезда
А. Чижова взошла надолго", - писал я в "Омской правде"

14.02.1990 г. Приятно сознавать, что этот прогноз подтвердился.

Боровое, 22.04.2001.

   2007-03-09 11:34:42 (#646587)