Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Виртуальный шашечный клуб

За 2007-03-20

[Шашки] исторические сведения: В.Чекмарев

Виртуальный шашечный клуб

Виктор Чекмарев, Омск

Шашечный рыцарь Борис

Прорывался в дамки - прошел в академики .

В наше время писать о шашках - это занятие для людей увлеченных. Шашечные
турниры не собирают большого числа зрителей, не зрелищный

это вид, эротики никакой. Женские шашечные турниры в солнечной Грузии и далекой
Бразилии - не в счет, где горячие мужчины не на шашечное

действо приходят посмотреть, а на прелести прекрасных шашечных дам. Правда,
мне, грешному, приходилось слышать от далеко нерядовых

шашистов, что при хорошо проведенной партии испытываешь такое ощущение, словно
обладаешь любимой женщиной. К сожалению, не могу не

подтвердить, не отвергнуть эту смачную гипотезу. Что там еще. А вот: песен
о шашках еще никто не сочинил: На фоне рыночных преобразований

шашки влачат жалкое существование. А тут в средствах массовой информации грянуло
прямо-таки фантастическое известие: нашему земляку,

международному мастеру, чемпиону мира в игре по переписке Борису Моисеевичу
Фельдману присвоено звание АКАДЕМИКА Санкт-Петербургской

международной Академии шахматного и шашечного искусства. Я знаком с ним чуть
ли не сорок лет, поэтому нисколько не смущаюсь неожиданностью

его академического признания.

- Этим эмоциональным вступлением вы почти объяснили, почему уже лет пятнадцать
я с неизменной твердостью решительно отказываюсь от

встреч с журналистами, - так начал беседу со мной Борис Фельдман.

Не люблю отвечать на дилетантские вопросы. Хотите беседовать, узнайте, предмет,
в данном случае - шашки, хотя бы по некоторым моим

публикациям. Нет песен? А эта, звучавшая тысячи раз на радио:

На скромных клеточках доски,

Боясь любой промашки,

Я делал робкие шажки,

Начал играть я в шашки:

Я не знаю, - не значит, что не существует. Шашки распространены во всех странах.
Играют по разным правилам, но объединяет всех поклонников

шашек - любовь к игре, красота неожиданных находок, которые дано увидеть не
каждому. Я всерьез считаю, что уровень распространения шашек в

той или иной стране - характерная черта цивилизации. Мне тоже казалось, что
после распада СССР русские шашки придут в упадок. Но они,

наоборот, обрели второе дыхание. В русские шашки стали проводиться международные
соревнования, чемпионаты мира. В шашки играли правители,

философы, поэты, ученые.

Для людей серьезных, умных,

Для людей с воображеньем,

Только шашки служат нынче

Благородным развлеченьем,

- так отзывался о шашках Адам Мицкевич.

Об академии. Чтобы быть удостоенным звания Академика, надо иметь высокие
спортивные достижения, содействовать развитию шашек в мире и

представить на рассмотрение Ученого совета свои труды.

"Клетчатыми" Академиками ?1 стали многократные чемпионы мира Анатолий Карпов
- по шахматам и Исер Куперман, проживающий ныне в США, - по

шашкам.

Высшее спортивное достижение Б.Фельдмана мы уже упомянули, лет тридцать
он руководил Омской федерацией шашек, провел не одну сотню

лекций и сеансов одновременной игры в шашки, вел телепередачи и был автором
и ведущим телевизионного спектакля "Шашечные похождения

Ноздрева", возглавлял судейства российских, всесоюзных и международных турниров,
чем, конечно содействовал развитию шашек, а в качестве

трудов предъявил тысячи своих публикаций в прессе (от "Молодого сибиряка", "Омской
правды", "Вечернего Омска" и специальных шашечных

журналов - до "Советского спорта") и распечатку 800 файлов (это около 1500 страниц)
персонального сайта в Интернете Страницы Бориса

Фельдмана"

Сеанс одновременной игры проводит Борис Фельдман.

Памятные партии

- А как Вы стали шашистом - заочником?

-Жизнь заставила. На соревнования, даже всесоюзные, с работы меня отпускали
неохотно. К тому же в заочных шашках есть огромное

преимущество перед обычными турнирами. В домашней тиши можно не спеша добраться
до глубины вопроса, найти такие тонкости, которые за доской

никогда не увидеть: Конкретно пригласил меня играть в финале России по переписке
Эммануил Иванович Малев, тогдашний президент Федерации

шашек РСФСР. Недавно действующий чемпион мира А.Чижов сказал рассматривая мои
партии, что он вообще не понимает, как можно выиграть или

проиграть партию по переписке, когда все можно разобрать, проанализировать до
конца. Но это не так. В турнире по переписке играются все

партии одновременно. Если играть в нескольких турнирах сразу, а так всегда и
бывает, то времени на ход остается совсем мало. По переписке

тоже ведется учет времени на обдумывание и времени на сверхполный и точный анализ
никогда не хватает. Об этом Вам расскажут почтовые

работники. Очень часто игрок отправит ход в письме, а спустя несколько дней
всеми способами пытается вернуть письмо назад, чтобы сыграть

более точно.

- Вы тоже возвращали назад отправленные письма?

- Каюсь, было, причем в чемпионате мира. Известный мастер Ян Каземир
предложил мне ничью, я ответил согласием. Пока письмо

находилось в пути, мне показалось, что я нашел усиление. Отправил телеграмму
в почтовое отделение Швейцарии с просьбой не вручать письмо

адресату. Моя просьба была исполнена, и я послал письмо с новым ходом, но Каземир
все равно нашел ничью и он занял в итоге второе место в

чемпионате мира

- Какую партию вы запомнили больше всего?

- Партии интересней показывать, чем о них рассказывать. Иначе рискуете
в ответ услышать байки, похожие на рассказы охотников и

рыболовов. Кстати, исход самой памятной для меня партии решался как раз :на
рыбалке. Друзья уговорили по ранней весне съездить на подледный

лов рыбы в Башмачное, что в 226 км от Омска. Окружили заботой, пробурили лунку.
В 4 утра я уже устроился у этой лунки. Красота, какая!

Вокрун снег, тишина, никто и ничто не отвлекает. Забросил удочку и: анализирую
позицию из партии чемпионата мира по переписке с французом

Гошаром: я, конечно, прихватил с собой карманные шашки. И где-то в полдень нашел
форсированный выигрыш в 25 ходов. Это означало, что я

становлюсь чемпионом мира. Эмоции захлестнули меня. Я поднял руки вверх, запрыгал,и,
закричал:"Ура-а, победа!". И тут увидел, что со всех

сторон водоема ко мне побежали люди. .Дело в том, что клев в этот день был плохой,
и они решили, что я поймал крупную рыбину. Я в

растерянности потянул на себя удочку, там действительно оказалась рыбешка. Снял
ее с крючка, воткнул носом в снег и побежал быстрее в

машину, чтобы в тепле записать найденный план. Когда вернулся к лунке, то пойманной
мной рыбки уже не было - то ли птичка унесла, то ли

сама она сползла в воду - в общем, вернулся домой без улова. Это - быль. И подтвердить
могут Миша Погарский, Толя Филатов и Шура Бутин.

- А какая запомнилась больше всего из партий, сыгранных за доской?

- Если бы такой вопрос задать Зиновию Цирику, пришлось бы не отходить
от него несколько недель: он помнит все игранные им партии, и

может продиктовать их по памяти, а ведь международному гроссмейстеру уже 78
лет. О моей партии тридцатилетней давности на днях при встрече

напомнил мне Виктор Бабин. В 1972 году в чемпионате Омской области по международным
шашкам он решил, играя со мной, первые 15 ходов

отвечать симметрично, повторяя ходы, чтобы не тратить время на обдумывание,
а потом уже начать игру самостоятельно. И что из этого вышло?

"Не успел я выполнить задуманного, - улыбнулся Виктор, партию вы выиграли раньше!".

Еще осталась в памяти Бориса Фельдмана его встреча с омскими авиаторами.
Проходила она в здании летно-испытательной станции,

расположенной на территории аэропорта. Мастер пришел на встречу в назначенное
время, но добрая половина столиков была свободна.

Организаторы просили немного подождать: летчики выполняли плановый полет. Вскоре
раздался стрекот, невдалеке от здания совершил посадку

вертолет - из него вышли спешащие на игру люди - в летных кутках, унтах. шлемах.
Гурьбой заполнили здание, где проходила лекция сеанс.

Когда беседа закончилась и партии были сыграны, лётчики поблагодарили мастера,
пожали руки, затем пошли к вертолету, который вское взмыл и

расстаял в облаках...

Когда время - золото.

Но сейчас Борис Моисеевич не стремится в шашечные турниры. Он пишет
о шашках и шашистах. Шашки в красоте своей, глубине бесконечны,

а значит и писательский цикл бесконечен. Со стороны кажется, такая жизнь однообразна,
это же не футбол или хоккей, за которыми следит весь

земной шар.

- Часто слышу, что нынешняя молодежь, целые поколения людей не знают
чем занять свое свободное время, нет цели. Мне такое чувство

никогда было неведомо. Займитесь любимым делом серьезно, и появится цель, и
не будет ни на что хватать времени, как не хватает его мне. Как

я понимаю своего друга и учителя корифея шашек Исера Купермана, который перешагнул
80-летний рубеж. А он все время в поиске.. Как он

говорит, старость его дома не застанет, и скоро снова мы его увидим в июле в
Голландии сразу в двух международных турнирах.

На днях великому омскому шашисту Борису Фельдману исполнилось 64 года.
В числе поздравлений пришло теплое письмо и от Исера

Купермана, в котором были такие строки: " Горжусь иметь такого друга. Борис,
Вы сделали для пропаганды шашек во всем мире больше, чем ФМЖД

(всемирная федерация шашек) и это, поверьте, не преувеличение:"

Я тоже поздравил Бориса Моисеевича от себя лично и от имени редакции
"Спортивной газеты". И вот что ответил академик:

- 64 года - дата не юбилейная, но для нас, шашистов, достаточно символичная
- совпадает с количеством клеток на шашечной доске. И

пожелание прожить до 100 лет я уже воспринимаю, как конкретное задание "стоклеточнику".
Планов - полно, очень хотелось бы их все

осуществить, но чувствую, столетия - не хватит.

- Борис Моисеевич, как при такой самоотдаче, вы собираетесь ворваться в долгожительство?

- Как - то известного геронтолога спросили: "Дедушка, сколько вам лет?".
"Если внучата вам еще нет ста лет, - бодрым ребяческим

голосом отвечал ученый, то вам незачем заниматься геронтологией!". Тот геронтолог
"без возраста" перед сном выпивал стакан кефира с медом.

Наверное, надо к нему прислушаться. Шашисты - такие же люди, как и все. Живут
столько, сколько отпущено судьбой. Одно утешает, что от

работы мозг не изнашивается, - как утверждал покойный Г,Илизаров. Я позвонил
как-то в Курган в его клинику в три часа ночи, чтобы узнать в

городе ли Илизаров. А мне из трубки в ответ "Он вас слушает". Кстати, светило
ортопедии тоже увлекался шашками и много знал об этой игре.

Шашки - это не только для дедушки и внучка, как изобразила на дружеском шарже
одна художница, когда я попросил сделать интересный рисунок

для отдела "Здравствуйте, шашки!" который веду в "Четверге". Шашки - для людей
сильных телом и духом. Самое элементарное - далеко не каждый

в состоянии вести напряженный турнирный поединок подряд шесть часов и при этом
иметь ясную голову. Исер Куперман объясняет свое спортивное

долгожительство тем, что всю жизнь соблюдал строгий режим и дисциплину, любит
и любим. К нему, тем более, следует прислушаться. Но, не

работая от зари до поздней ночи, вообще ничего не успеешь:

В добрый путь, шашечный рыцарь, Борис!

Омск, "Спортивная газета", 6 июля 2002 года

   2007-03-20 22:14:23 (#649534)

[Шашки] Re: диалог: про конкурс

Виртуальный шашечный клуб

Доброго времени суток.
Во-первых, этюды всегда интересны и полезны, так как в отличие от комбинаций
и задач имеют практическую ценность. Последние две формы чаще надуманы и на практике
никогда (или почти никогда) не встретятся.
Во-вторых, действительно существует трудность с нахождением главного варианта
в многовариантных этюдах, как в случае конкурсного. Все варианты расписывать
долго и утомительно, а в данном задании в каждом варианте есть свои интересные
продолжения и квалификация шашиста совсем здесь не поможет выбрать тот, что задумал
автор.
Поэтому резюме:
1. Этюды без сомнения включать в задания нужно.
2. Но надо более строго подходить к выбору задания, чтобы оно было интересным
и в то же время не требовало многострочных ответов или гадания на кофейной гуще,
что же там удумал автор.
С уважением, Сергей Бизин.

   2007-03-20 20:01:11 (#649487)

[Шашки] Re: диалог: про конкурс

Виртуальный шашечный клуб

здравствуйте, дорогие друзья!
я думаю, что придумать что-то более эффективное в данной ситуации очень
сложно. и поэтому судить нас надо жёстче, а это в свою очередь будет нас
конкурсантов дисциплинировать, что возможно приведёт к меньшему количеству
ошибок.
с уважением, чеботин борис.

   "Чеботин Борис" 2007-03-20 19:40:04 (#649475)

[Шашки] Re: диалог: про конкурс

Виртуальный шашечный клуб

Привет, всем!
> время от времени присылая ответы на этюд, иногда один человек неможит
> определить главный вариант, иногда другой.
> тут возникает проблема с расписыванием вариантов.
> тоесть когда много вариантов , то расписывать их все долго.
Да, конечно долго, да и разбираться при проверки тоже занимает не мало
времени.
Предлагаю писать главное, основное в решении, и не описывать до последнего
хода где выигрыш очевиден.

> может этюды из конкурса вообще убрать?
Нет, не согласен. Этюды в конкурсе нужно оставить, это дает большое
практическое значение для тренеровки, играть в окончаниях. А это самое
сложное и интересное в шашках. Кто-то же писал, что игра начинается, когда
на доске остается по 4 шашки.
> тогда почти все будут идти без потерь, и азарт соревновательности
> исчезнет.
Полностью согласен.

> я когда начинал изучать шашки, мне поставили этюд из третьего мартовского
> тура, и хотя там много вариантов, мне было интересно его решить, и вопроса
> о
> главности варианта в нём у меня не вознекало.
> этот этюд придумал Калинский. я его нашёл в книги Цирика, "шашечный
> эндшпиль".
> на мой взгляд это окончание имеет большую практическую ценность, к томуже
> к
> выигрышу ведёт там только единственный первый ход.
> после чего взависимости от хода чёрных есть несколько вариантов.
> вот тут-то и получается , что трудно находимые ходы, и этюдные приёмы,
> одним
> кажутся легкими и отбрасываются,, а другие вообще их не находят,
> в итоге я и ставлю на такие этюды 3 балла, чтобы была возможность ,
> оценить
> правельное решение, тоесть , здесь учитывается спасобность шашиста
> определить главный вариант.
> и за правельный ответ , я даю от 1 до 3 балла.
> в эту оценку входит и умение решить этюд и найти основной вариант.
> к тому же у меня есть ответы автора, по ним и определяю основной вариант.
Полностью поддерживаю. Надо уметь определить и главный вариант. Кто не
может, пусть описывают полностью решение.
Но я думаю, что если не правильно, выбран главный вариант, но решение
указано правильно, то за это не стоит снимать очки. Здесь нужно смотреть по
ситуации: если например: надо указать 8-ой ход, а участник конкурса
присылает решение до пятого хода правильно, а дальше нет, то в данном случае
конечно очко надо снимать, Т.Е. решение правильное не полное. Но если после
7-ого хода идут разные варианты, где выигрыш очевиден после 8-го хода в
нескольких вариантах, но восьмые ходы разные, то в данном случае думаю, что
очки ненадо снимать. Вот пример, был этюд в конкурсе, я укажу окончательную
позицию, где требовалось указать 11-ый ход.
Белые дамки
a3 b6 g7
Черная дамка e1 простая e3
Ход черных. Сейчас 10-ый
Так вот:
Если 10 ... e3d2 то 11. a3c1
А если
10. ... e1f2 то 11. a3b2
Какой здесь главный? я здесь угадал.
А вообще решай Владимир сам. Но этюды из конкурса не убирай. Вот
задачи
никакого практического значения не имеют. Их просто интересно решать. Мне,
как другим не знаю.
С уважением Юрий Иванов.
Новосибирск.

   2007-03-20 19:21:02 (#649451)

[Шашки] Re: диалог: про конкурс

Виртуальный шашечный клуб

Здравствуйте, уважаемые участники клуба!

Хотелбы тоже поделиться своими соображениями по поводу этюдных
решений.
Вопрос о главном и неглавном решении этюда не возникает в случае
единственности решения.
Но как же быть, если решений существует несколько, приводящих к
выигрышу? Ещё на старте конкурса, помнится Марина предлагала принимать
к зачёту любое отвечающее условию этюда решение.
Я всегда себе задаю вопрос: какое решение считать главным? Владимир на этот
мой вопрос как-то мне ответил, тот который наиболее красив!
Если исходить из того, что понятие красоты субъективно, то очевидно
главным вариантом для каждого может стать тот, который ему больше
нравиться и это может не быть одит и тот же вариант.
И. Ефремов в своих работах использовал понятие красоты, как "
объективную реальность, отражающую наибольшую степень
целесообразности!"
Если исходить из этого представления красоты, то главным вариантом
этюдного решения или решения комбинации следует считать тот, в котором соперники
делают
наиболее точные ходы, что характеризует их целесообразность, т.е. слабые ходы
приводящие к быстрому проигрышу
не должны характеризовать вариант, как главный.
Для демонстрации этого вывода Рассмотрим пример из первого мартовского тура.

комбинация. 1 балл.
белые простые c1 c3 d2 d4 e3 e5 f4 h2 8.
черные простые a3 a5 b4 c7 e7 g7 h6 h8 8.

ход белых выигрыш.

1. f4g5 h6xd6
2. d4c5 d6e5
3. c5b6

В этой комбинации у черных возможны два ответа на третий ход:
3. ... c7d6 и
3. ... e7d6
По-моему ход черных c7d6 является очень слабым и совершенно очевидно,
чтопоследует ход белых e3d4, после чего игра чёрных становится
бессмысленной.
Значит из объективности представления красоты, как
степеньцелесообразности этот ход не годится - он нецелесообразен.
Другой ответ чёрных e7d6 пусть и тоже ведёт к проигрышу,но он более
сильный и даёт чёрным возможность сопротивляться, т.е. является
более сильным, а следовательно целесообразным!
Значит решая эту комбинацию я должен исходить из того что третий ход
чёрных может быть с большей степенью вероятности e7d6 и находить
решение, исходя из этого хода. И если выигрыш в этом варианте есть,
то он вполне может считаться решением и главным.
Вот и в этюде последнего конкурса. Мне представляется более интересным
и увлекательным один вариант, а Автор этюда считает главным решением
другой. Оба варианта приводят к выигрышу, как и требует условие этюда.
Но в одном варианте белые достигают победы более быстро, чем в
другом. Отсюда следует вывод, что во втором варианте чёрные делают
более точные ходы и не дают белым лёгкой победы! Так почему же этот
вариант решения не следует принимать во внимание?
По-моему отказываться от этюдов не следует, так как без них задания,
действительно, будут менее интересными, но может быть следует
вернуться к предложению Марины: принимать любое решение, отвечающее
условию задачи.

С уважением к вам, Михаил.

   2007-03-20 18:53:46 (#649411)

[Шашки] Модератор: информация

Виртуальный шашечный клуб

Здравствуйте!
Пересылаю письмо Артёма.

Уважаемые одноклубники! В связи с тем, что мой основной ящик внезапно перестал
работать, постоянно требуя ввода логина и пароля, я, вероятней всего, на
некоторое время буду не в теме. Пока меня не будет, прошу комодераторов взять
весь контроль за порядком в клубах и реализацией различных идей на себя.
Со мной можно связаться вот по этому адресу:
argunov-art***@y*****.ru"
С уважением, Майя
maya20***@s*****.ru

   Майя 2007-03-20 17:55:30 (#649368)

[Шашки] диалог: про конкурс

Виртуальный шашечный клуб

здравствуйте одноклубники!

время от времени присылая ответы на этюд, иногда один человек неможит
определить главный вариант, иногда другой.
тут возникает проблема с расписыванием вариантов.
тоесть когда много вариантов , то расписывать их все долго.
может этюды из конкурса вообще убрать?
тогда почти все будут идти без потерь, и азарт соревновательности исчезнет.
я когда начинал изучать шашки, мне поставили этюд из третьего мартовского
тура, и хотя там много вариантов, мне было интересно его решить, и вопроса о
главности варианта в нём у меня не вознекало.
этот этюд придумал Калинский. я его нашёл в книги Цирика, "шашечный
эндшпиль".
на мой взгляд это окончание имеет большую практическую ценность, к томуже к
выигрышу ведёт там только единственный первый ход.
после чего взависимости от хода чёрных есть несколько вариантов.
вот тут-то и получается , что трудно находимые ходы, и этюдные приёмы, одним
кажутся легкими и отбрасываются,, а другие вообще их не находят,
в итоге я и ставлю на такие этюды 3 балла, чтобы была возможность , оценить
правельное решение, тоесть , здесь учитывается спасобность шашиста
определить главный вариант.
и за правельный ответ , я даю от 1 до 3 балла.
в эту оценку входит и умение решить этюд и найти основной вариант.
к тому же у меня есть ответы автора, по ним и определяю основной вариант.
пишите кто что думает про то как оценивать решение этюдов.

Всех благ.
was@m*****.kz

   2007-03-20 12:48:32 (#649328)