Виртуальный шашечный клуб
Памяти Николая Николаевича Пустынникова
Москва. В адрес сайта пришло электронное письмо из Германии: "Сейчас, когда
пришла горькая весть о кончине моего дорогого Учителя Николая Николаевича
Пустынникова, я решил
опубликовать (с некоторыми изменениями) статью о его творчестве, которую я
написал еще в 1999году
для книги Виктора Владимировича Решетникова "Волшебный мир шашечной
композиции". Я надеюсь, что
этой публикацией я внесу посильную лепту в дело осмысления того неоценимого
вклада, который внес в
развитие шашечного задачного искусства этот гениальный шашист и прекрасный
человек."
С самыми добрыми пожеланиями, Семен Беренштейн.
О ШАШЕЧНОМ КОМПОЗИТОРЕ
Николай Николаевич Пустынников... Почти восемь десятилетий творчество этого
выдающегося шашечного
художника и мыслителя, само имя которого стало воплощением неразрывной связи
времен в развитии
задачной композиции, его яркая творческая деятельность во всех возможных
формах и проявлениях -
практической, исследовательской, аналитической, историко-теоретической,
публицистической,
организационной, судейской, тренерско-педагогической - дарили нам высокое
чувство сопричастности
этому самобытному таланту, этому редкостному сплаву человеческой мудрости и
душевной красоты, этой
светлой гармонии воли, логики и фантазии. И какую бы сферу его многогранной
деятельности мы ни
взяли, в каждой из них он оставил яркий след своей неповторимой творческой
индивидуальности, каждую
озарил светом своей беззаветной преданности любимому искусству.
Одной из самых главных заслуг Н.Н.Пустынникова в развитии шашечной
композиции несомненно является
собранная им буквально по крупицам - из газет, журналов, книг, конкурсов и
огромной личной
переписки с коллегами-проблемистами - самая полная картотека когда-либо
составленных задач - с
указанием всех их данных о публикации, участии в соревнованиях, побочных
решениях, исправлениях и -
что особенно важно - с их стройной и четкой классификацией. Будучи
материализованным средоточием
накопленного задачно-композиционного опыта, она стала достойным памятником
всем поколениям шашечных
композиторов прошлого и бесценной сокровищницей для шашечной задачной
композиции настоящего и
будущего.
Закономерным итогом глубокого и всестороннего изучения собранного
фактического материала и его
творческого осмысления явилось написание Н.Н.Пустынниковым его замечательной
книги <<О шашечной
композиции>> (ФиС, 1951г.) Содержание этой небольшой по объему книги
многопланово и многоаспектно.
Это и глубокое историческое исследование, в котором - в контексте живого
потока истории - с
теоретическими дискуссиями, периодической печатью, статьями, книгами,
конкурсами - разворачивается
сложный и многообразный процесс зарождения, становления и развития задачного
жанра, раскрываются
его основные этапы и закономерности. Это наиболее полная галерея шашечных
задачных композиторов с
краткой, но емкой характеристикой их творчества и их лучшими произведениями.
Это и блистательная
коллекция шашечных шедевров. Это и ценное пособие по изучению развития
задачных идей, технических
приемов и эстетических принципов задачной композиции. И это также
основополагающее руководство по
наиболее общим вопросам задачно-композиторской теории. Написанный с талантом
и с любовью, этот
высокопрофессиональный историко-теоретический труд стал исключительно важной
вехой в истории
задачного искусства и сыграл выдающуюся роль в воспитании новых поколений
шашечных проблемистов.
Еще одна книга Н.Н.Пустынникова - <<Шашечные задачи>> (Союзпечать, Ленинград,
1948г.) - была
рассчитана главным образом на начинающих. Этот небольшой сборник его
тридцати задач помог шашистам,
делающим первые шаги в задачной композиции, открыть для себя и навсегда
полюбить этот необычный мир
волшебной гармониии и ни с чем не сравнимой красоты.
Естественным продолжением исследовательского и литературного творчества
Н.Н.Пустынникова стала его
многолетняя редакторско-публицистическая деятельность, которой он посвятил
свыше тридцати лет своей
плодотворной творческой жизни, заведуя отделами задач журналов <<Шашки>> и
<<Dambrete>> в течение всего
периода их выхода в свет - с 1959 по 1992гг. За эти годы им была налажена
обширная переписка со
всеми составителями шашечных задач СССР и зарубежных стран, получены и
написаны многие сотни писем,
проанализированы тысячи задач, даны их точные и объективные характеристики,
приведены тщательные
анализы побочных решений, указаны идейные предшественники и совпадения, даны
советы, рекомендации и
разъяснения по самым разным вопросам теории и практики задачной композиции.
И все лучшее из
созданного проблемистами увидело свет на страницах указанных шашечных
изданий, а также в газете <<64
- Шахматное Обозрение>>, обретя таким образом подлинную -
общественно-значимую жизнь.
Органической составной частью редакторско-журналистской работы
Н.Н.Пустынникова была его историко- и
теоретико-публицистическая деятельность. Опубликованные им статьи,
написанные как им самим, так и
другими авторами по разным вопросам истории и теории задачной композиции,
сыграли важную роль в
деле привлечения к шашечному искусству талантливой молодежи и передачи ей
богатого духовного
наследия прошлого и ценного творческого багажа современных мастеров.
Однако, помимо просветительско-воспитательной роли, статьи Пустынникова
содержат в себе и более
глубокий смысл. Так, подлинно философской глубиной выделяется его статья
<<Шашечная задача -
создание народа>> (ж. <<Шашки>> No 7, 1967г.), в которой с удивительной
простотой и убедительностью
показана внутренняя логическая взаимосвязь закономерностей возникновения и
развития шашечной задачи
и одного из центральных философских понятий - борьбы противоположностей,
реализуемой в конкретном
задачно-композиционном преломлении в специфической форме ``борьбы за высшую
степень выигрыша''. Эта
глубокая лаконичная статья раскрыла в Пустынникове его яркий талант
мыслителя и философа шашек.
На глубинном понимании природы шашечной задачи основывалось еще одно
отличительное свойство таланта
Н.Н.Пустынникова - его обостренное чувство нового, умение за частным,
единичным, и, казалось бы,
случайным видеть общее, закономерное, определяющее. Так, поистине
провидческой оказалась его статья
<<Когда окончен конкурс>> (газ. <<64 - Шахматное Обозрение>>, No 50, 1973г.),
после которой ``полная
шашечной романтики тема запирания <<на весу>> в обоих вариантах'' привлекла к
себе внимание, помимо ее
первооткрывателей, также и других проблемистов и на многие годы стала одной
из приоритетнейших в
задачной композиции.
Широта взглядов и знаний, незаурядная композиторская культура, уникальный
аналитический дар и острое
чувство нового в сочетании с чувством высокой личной ответственности за
будущее шашечной задачи
предопределили и ту неординарную роль, которую сыграл Н.Н.Пустынников в
развитии задачной
композиции в качестве шашечного арбитра. За многие годы судейской практитки
Н.Н.Пустынников судил
соревнования всех рангов, уровней и видов - областные, республиканские,
всесоюзные и международные
конкурсы, олимпиады и конкурсы газет и журналов, чемпионаты республик и
СССР. С помощью своей
уникальной картотеки он устанавливал всю <<родословную>> каждой задачи, точно
указывал все совпадения
и идейных предшественников. Своим <<рентгеновским>> аналитическим зрением он
проникал в глубинную
суть композиции и находил побочные решения невероятной сложности и
оригинальности. И благодаря
своему богатому личному творческому опыту, широкой эрудиции и тонкому
эстетическому вкусу он не
просто ставил оценку произведению в данном конкретном соревновании, но и с
безошибочной точностью
определял его место в целостном художественном процессе, направленном в
будущее. И именно в этой
ответственности Пустынникова перед будущим и кроется секрет его подлинной
объективности и того
абсолютно непререкаемого авторитета, который он снискал всей практикой
судейства в таком непростом
и противоречивом мире шашечной композиции.
Говоря о шашечно-судейской практике Н.Н.Пустынникова, следует также отметить
и его плодотворную
организаторскую деятельность, т.к. целый ряд крупных соревнований был
проведен по его инициативе и
при его непосредственной организации. Так, возглавив в 1964г. Комиссию по
шашечной композиции
Российской Федерации, он сразу же организовал прошедший с большим творческим
успехом 2-ой
Всероссийский конкурс. Затем, находясь на этом высоком посту,
Н.Н.Пустынников организовал и провел
еще три Всероссийских конкурса, ставших заметной вехой в развитии задачной
композиции.
С деятельностью шашечного арбитра тесно была связана и еще одна значительная
сфера шашечной
деятельности Пустынникова - тренерская, фактически явившаяся следствием
также и его организаторской
и журналистско-редакторской деятельности и, конечно же, его
профессионально-творческого и
человеческого авторитета. Роль тренера необычайно сложна и ответственна,
т.к. от качества его труда
зависят спортивные успехи и спортивный рост проблемистов. И Николай
Николаевич выполнил свой
тренерский долг с честью. Почти все гроссмейстеры и мастера спорта по
задачной композиции,
победители и призеры крупнейших соревнований, чемпионы республик и СССР -
это его ученики. А
сколько за этим стояло напряженного труда, сколько было затрачено сил и
отдано души - не измерить и
не подсчитать, ибо такую самоотверженность, вобравшую в себя всю его
безмерную любовь к шашечному
искусству, всю его колоссальную ответственность за его дальнейшую судьбу и
за вверивших ему
творческие судьбы проблемистов, трудно себе даже и вообразить. И лучшей
наградой за этот
человеческий подвиг всегда служила ему искренняя благодарность его учеников.
Такое богатство общественно-просветительской деятельности Н.Н.Пустынникова
имело своим источником
многогранность и разносторонность его композиционно-игрового творчества. Ему
были подвластны все
жанры композиции. О задачах - разговор особый. Но он также и автор
интересных этюдов, которые мог
составить не просто профессиональный этюдист, а шашист с широким игровым
кругозором, постигший
законы и эстетику эндшпиля и шашечной игры в целом. Неспроста большинство
этюдов Пустынникова очень
естественны, а некоторые и вообще взяты из его богатой игровой практики. И
это еще одна
значительная область его общей шашечной культуры, которой он также уделял
немало времени и сил,
особенно игре по переписке, наиболее соответветствовавшей его
исследовательско-аналитическому
таланту, благодаря которому им и в практической игре были открыты новые пути
там, где их не видели
даже известные мастера. Его лучшие, имевшие теоретическую ценность партии
были опубликованы в
ежегодниках <<Шашки за 1955г.>> (ФиС, 1957г.) и <<Русские и стоклеточные шашки>>
(ФиС, 1959г.)
Н.Н.Пустынников - автор и нескольких проблем, идеи которых подчас также
почерпнуты из его игровой
практики и которые, как и его этюды, публиковались в отечественной и
зарубежной шашечной прессе.
Но, конечно же, основное в творчестве Пустынникова - это задачи. Именно
здесь его самобытный
художественный дар раскрылся в полной мере. Именно в этом жанре композиции -
его наивысшие
творческие и спортивные достижения.
Н.Н.Пустынникову в числе первых, в 1958г., было присвоено высшее на тот
момент звание <<Мастер спорта
СССР>>. Он завоевал множество призов и отличий на крупнейших соревнованиях.
Он дважды завоевывал
серебряные медали Чемпионатов СССР.
Диапазон задачного творчества Пустынникова необычайно широк - от миниатюр и
даже малюток до самых
сложных многовариантно-многофинальных задач, не говоря уже о задачах самых
разнообразных неосновных
жанров и о многообразии композиционно освоенных им шашечно-игровых систем
(русские, международные,
80-клеточные, бразильские, канадские шашки).
Задачное искусство Пустынникова покоится на <<трех китах>> - его незаурядном
аналитическом даре,
богатой творческой интуиции и тончайшем чувстве гармонии. Слитые воедино,
эти его природные
качества дали тот поразительной творческой силы сплав, который и стал
сердцевиной его
необыкновенного художественного дарования.
Стиль Пустынникова универсален. Он с равной виртуозностью творил и в
комбинационном, и в позиционном
ключе. Но, конечно же, наибольший вклад в развитие задачной композиции он
внес в сфере позиционной
динамики, где он достиг такой художественной высоты, которую превзойти не
дано было никому.
Его творческая лаборатория всегда была неисчерпаемым источником все новых и
новых идей. Сколько
вышло из нее оригинальных альтернативно-игровых тем, ставших основой его
красивейших
многовариантных задач! Сколько новых механизмов, среди которых особо
выделяется удивительный по
своей глубине и четкости механизм на запирание дамки с простой с финалом
<<с1.d2>>! И сколько его тем
стали впоследствии основой многовариантных задач других авторов!
Одним из центральных свойств творческого почерка Пустынникова было его
необыкновенное чувство
композиционно-механизменной детали. Буквально в каждой его задаче содержится
эффектная пуанта,
вскрывающая тончайшие механизменно-игровые нюансы задачных схем. Подобно
волшебнику, ему достаточно
сдвинуть шашку лишь на одно поле - и перед нами новый игровой механизм и
даже новая
взаимотрансформационная тема! А то и вовсе ничего не переставляя, а лишь
сменив простую на дамку
или поменяв их местами, - он создает самые неожиданные задачи-близнецы,
ярчайшим образцом которых
является его фантастическая по красоте пара трехвариантных (и притом с тремя
(!) различающимися
финалами) задач, построенных на его <<фирменной>> двухвариантно-двухфинальной
основе.
Дедуктивно-аналитическое мастерство Пустынникова органично дополнялось его
захватывающим искусством
вариационно-механизменного экспериментирования по своей виртуозности
подобное полету абсолютной
импровизационной свободы. В каких только альтернативно-финальных
трансформациях он не развивает
свой остроумный механизм на запирание дамки с простой с финалом <<с1.d2>>,
упоминавшийся мной ранее.
А сколько у него механизменно-игровых вариаций, образующих целые серии, как
например, его
многообразно разработанная серия задач под названием <<Ниша>>.
Задачи Пустынникова трудны для решения, потому что они всегда оригинальны. И
по этой же причине
найденное их решение неизменно производит сильное эстетическое воздействие,
которое испытываешь
всякий раз, когда перед тобой не просто профессионально грамотная вещь, а
озаренное полетом
фантазии подлинное произведение искусства.
Оригинальность задач Пустынникова нередко достигает степени
парадоксальности. Так, в его
восхитительной малютке, где у белых всего лишь 5 (!) шашек, а у черных
свободная, открытая позиция,
где ни о каком запирании, казалось бы, и речи быть не может, воплощен
невероятный для миниатюры
замысел запирания одинокой дамки на полях а3 и с1. И недаром эта жемчужина
перепечатывалась
несчетное количество раз.
Вот этот шедевр:
Н.Н.Пустынников <<64>>, 1937г.
Запереть дамку
Решение: ab4 (d4 A), c5, h6, b2. c1# [a3]; A(c1), f8, b2, a3# [c1].
Творчество Пустынникова, создавшего неповторимый мир искрящейся
комбинационной лучезарности и
могучего механизменно-полифонического многоголосия, является одним из
вершинных созданий
человеческого духа! Приобщение к нему - это открытие новых путей
эстетического самопознания и
самосовершенствования. Оно всегда будет для всех истинных ценителей
искусства шашечной задачной
композиции неиссякающим источником самого прекрасного в мире - гармонии
Разума и Красоты!
Семен Беренштейн
г. Харьков (Украина) - г. Галле (Германия)
март - апрель 1999г. - 27 апреля 2007г.
Фото 1 - автора, 2 и 3 присланы Петром Шклудовым.
Комментарии
ссылка ALGIMANTAS
Apr 28, 2007 - 10:05 AM Памяти Николая Николаевича Пустынникова
Отличная, содержательная, обширная статъя о прекрасном человеке. Жаль, что с
Николаем Николаевичем
удалось встретиться только один раз. Людей, столько сделавших для шашечной
композиции (особенно для
одного из ее жанров) в разных аспектах, и столько ей преданных (постоянно, в
течении многих
десятилетии) - единицы.
Algimantas Kac<ius<ka
ссылка VskRoman
Apr 28, 2007 - 04:50 PM Памяти Николая Николаевича Пустынникова
Это замечательно, что статья о великом шашечном композиторе, родоначальнике
задачного направления,
написана удивительно талантливым, необыкновенно разносторонним
интеллектуалом, гроссмейстером по
задачной композиции Семеном Беренштейном.
Оценка коллег, как известно, дорогого стоит.
Тут и профессионализм, тут и мораль.
Спасибо, дорогой Семен Иосифович, за статью. Потрясающая! В очередной раз вы
доказали свое
журналистское мастерство. Поздравляю.
Роман Василевский, Нью-Джерси
alemo
Apr 28, 2007 - 05:40 PM За очень короткий срок ушли из жизни два титана
шашечной задачи - Г.
Далидович и Н. Пустынников. Невосполнимая потеря. Удастся ли когда-нибудь
вернуть этот потрясающий
жанр и вдохнуть в него новую жизнь ?
Кому достанется картотека Н. Пустынникова ?
АЛЕМО