Здравствуйте, Александр. Прочитал вашу статью - про самооборону на улице, для любителя :) С тем о чём вы пишите, я согласен по сути, но в практике возникает одна проблема. Все предложенные вами четыре способа, по средствам которых можно хорошо решить конфликтную ситуацию, уйти от конфликта, возможны только при достаточном опыте нахождения в подобных ситуациях.
Теоретически без практики невозможно сохранить спокойствие когда тебя припёрли гопстоповцы :) а без спокойной уравновешенной работы нервной системы, нельзя - ни воспользоваться коммуникационными способностями, ни поддержать заранее придуманный образ, да и шокирующий удар не то что в пах, а вообще куда-нибудь вряд ли совершишь :)
Отсюда вопрос или просьба - расскажите о методике, нет не шокирующих ударов, а создании стабильной психики без опыта попадания в такие экстремальные ситуации. Иными
словами, как в себе развить психологическую толлерантность к агрессии со стороны противника.
С уважением, Виктор.
Ответ:
Прежде чем ответить на вопрос - а как работает Ваша психика в условиях агрессии не на улице, а на работе, дома. Это и есть один из способов ее ежедневной тренировки. Тренировки толлерантности к нестандартной ситуации. Ведь по сути эти ситуации - суть одна, утрирую конечно, но в принципе есть общее начало и ответная реакция. Так что опыт попадания в нестандартные ситуации у Вас есть (остановил инспектор ГАИ, проверка налоговой, повысил голос начальник, встреча с чиновников и тд).
Продолжение переписки. Думаю тема которую вы подняли очень интересна многим читателям. Насчёт экстремальных ситуаций, я не представляю, как можно протянуть мостик от одного типа агрессии к другой. Если гопстоп, для меня не является шокирующей ситуацией и поэтом я веду себя спокойно, конечно не часто я попадаю в такие ситуации но всё же, так вот гопстоп для меня не есть проблемой и это чувствуют сами гопстопники, поэтому и ситуация решается легко без физвоздействия. Но опять
таки потому что у меня есть стереотип действий, когда же встреча с ГАИ меня всегда шокирует и бесит, наверное поэтому меня постоянно и стараются просто так остановить хоть и не штрафуют. Как видите две экстремальные ситуации, но если одна мной легко решается то другая до сих пор нет.
Значит тут нужна какая то хитрость, умение именно перекинуть мостик от одной ситуации к другой и выработать общую толлерантность к психоагрессии.
Очень хотелось бы в рассылке услышать ваше мнение, ваши методы, которые можно использовать в данной ситуации. С уважением, Виктор.
Устойчивость нервной системы, психологическая устойчивость.
«Ровно дышать» в любой ситуации – это цель. Но в то же время психоустойчивость может и не зависеть от сложности ситуации. Перепалка с близким человеком иногда выводит из себя больше, чем встреча сгопстопником.
Что же лежит в основе необходимой психологической устойчивости ?
Во первых, тип нервной системы - холерики, меланхолики, сангвиники по разному реагируют на одну и ту же ситуацию, это природа.
Во-вторых, навыки поведения в различных ситуациях. Чем больше опыт, тем лучше навык. Как правило, но не всегда.
В-третьих, тренировки. В том числе и аутогенные, как бы мы к ним не относились. Но формула «Я сохраняю спокойствие и уверенность в любой ситуации» работает.
В четвертых, внутренние установки. Степень уверенности, в свою очередь зависит от Ваших жизненных установок.
В конечном счете, не тактика определяет стабильность психики, а жизненная стратегия. Философское отношение к жизни, принятие ответственности за поступки, рассмотрение ситуаций как учителей, не привязанность к чему-либо и тд.
Учиться всему этому можно и в повседневной жизни. Каждый день – это поле для таких тренировок. Различные жизненные ситуации окружают нас каждый день – вот где есть возможность отрабатывать свою психологическую устойчивость и формировать отношение к жизни.
И несколько слов о Сознании мастера и ученика.
Что касается боевых искусств, то вопрос психологической устойчивости чаще применяется к ситуации боя. В то же время если поставить мастера –отшельника в реальные жизненные условия большого города, то возможно он также не сможет адекватно отреагировать, как в ситуации боевой схватки.
Участвуя в различных ситуациях, мы получаем обучающий эффект и формируем соответственно функциональный блок в сознании, т.е. алгоритм поведения для определенной входной информации (ситуации).
В течении жизни формируется набор таких функциональных блоков, и человек чувствует себя достаточно устойчиво.
Но в экстремальной ситуации, может отсутствовать соответствующий функциональный блок в сознании и человек просто не может оптимально действовать с таких условиях. Возникают при этом чувство оцепенения, «ватные ноги» и другие физические проявления. Самообладание при этом, разумеется теряется, т.к. у человека нет алгоритма поведения в подобной ситуации.
Если говорить о сознаниимастера и ученика, то отличие будет в том, что сознание ученика «окрашивает» входящую информацию, пропускает ее через серию внутренних функциональных блоков, что соответственно увеличивает и время задержки реакции на ситуацию.
В сознании мастера – входящая информация не окрашивается и исчезает задержка между изменением внешней ситуации и реакцией. Измененные состояния сознания – одно из проявлений действий мастера.
На сегодня предлагаю ограничиться этим, чтобы была возможность подумать и задать вопросы.