1 сентября - день, когда дети и их
родители дружно идут в школы, держа в руках цветы, и лелея в душе
новые надежды.
Сегодня я в очередной раз посмотрел
на педагогический коллектив школы, куда ходит учиться мой ребенок, и
задумался.
Я с огромной благодарностью
вспоминаю некоторых своих учителей.
До 8-ого класса я был троечником. По
геометрии даже как-то двойка выходила за год.
Но когда я перешел в 8-ой класс, все
изменилось. У нас появились два новых учителя - по математике и по
физике. Оба мужчины.
Контраст учителей-женщин и
учителей-мужчин был очень разителен. И не в пользу женщин, которые
были в чем-то хорошими, в чем-то добрыми, но на фоне мужчин все-таки
очень крикливыми и истеричными.
Преподавание физики и математики
учителями-мужчинами сразу отразилось на успеваемости всего класса.
Лично я очень быстро стал отличником и по физике, и по математике, а
потом и по химии. В аттестате за 10-ый класс у меня остались только
те тройки, которые я заработал в более младших классах. А позже, в
институте за 5 лет учебы вообще не получил ни одной 3 или 4.
Позже заряд понимания предметов и
знаний, которые дали мне эти два учителя-мужчины, просто вынести
меня на прямую дорогу к кандидатской диссертации.
Вся моя жизнь могла бы стать другой,
если бы к нам не пришли эти два мужчины- преподавателя. Но они
пришли, после чего физика и математика - именно те науки которые мне
до этого совершенно были не интересны и никак не давались - стали
базой в моем будущем образовании.
На данный момент я искренне считаю,
что преподавать в школах должны только мужчины. И самой лучшей
школой является не та, у которой больше медалей и званий, а та, где
больше учителей-мужчин.
Причем я это говорю вовсе не потому,
что выступаю за половую дискриминацию. Просто есть мужские
профессии, например, сталевар, шофер, военнослужащий, грузчик и т.п.
Мужскими эти профессии стали вовсе не потому, что это ущемление прав
женщины, а только потому, что это забота о женщине и ее здоровье.
Профессия педагога - это тоже
мужская профессия. Именно по этой же причине - для женского здоровья
это слишком опасная профессия.
Профессия учителя связана с
жесточайшим психологическим давлением. Учитель находится в группе
риска по психическим заболеваниям, и подвергать женскую психику
таким нагрузкам просто бесчеловечно.
Давайте попробуем рассмотреть
профессию учителя с психологической точки зрения.
Во-первых, посмотрим на то, на каком
фундаменте учитель строит свою психологию.
А во-вторых, какие последствия эта
психология может иметь лично для учителя.
Начнем издалека.
Кажется естественным утверждение,
что ценности человека (его мировоззрение) влияют на его поведение.
Но так ли это на самом деле?
Большинство из нас считает, что добро - хорошо, а ложь - плохо. Но
разве это мешает нам совершать не очень красивые поступки или лгать?
К сожалению, люди обычно так и
поступают - думают одно, а делают другое. Ценности человека на самом
деле очень мало влияют на его поведение.
Но, зато в ходе различных
исследований выявлено, что поведение человека очень сильно влияет на
его ценности. Это происходит потому, что человек не только других
оценивает по их поступкам, но и себя он оценивает так же именно по
поступкам. А т.к. свое поведение человек всячески старается
оправдать, то поэтому может изменить свои ценности (мировоззрение).
Вот один из примеров, когда
поощрение к определенному поведению приводит к изменению
мировоззрения.
Во время Корейской войны
многие пленные американские солдаты
(ярые поборники демократии и противники коммунизма) оказались в
лагерях для военнопленных, созданных китайскими коммунистами.
Китай-цы обращались с
пленными не так, как их союзники, северные корейцы, они не
использовали суровые наказания и жестокое обращение для того, чтобы
достичь повиновения. Сознательно избегая видимости зверства, китайцы
использовали психологию, для того, чтобы сделать американских солдат
более послушными и лояльными.
Например, китайцы без
всякого принуждения сумели заставить американцев доносить друг на
друга и публично выступать с антиамериканскими заявлениями, что
поразительно контрастировало с поведением американских
воен-нопленных во время Второй мировой войны.
Вот как это
достигалось. Пленных часто просили делать антиамериканские и
прокоммунистические заяв-ления в настолько мягкой форме, что эти
заявления казались не имеющими значения ("Соединенные Штаты
несовершенны", "В социалистических странах нет безрабо-тицы").
Однако такие заявления имели большие последствия.
Человека, который
только что согласился с тем, что Соединенные Штаты не со-вершенны,
можно спросить, почему, по его мнению, это так.
После этого его можно
попросить составить список "проблем американского общества" и
подписаться под ним. Затем его можно попросить познакомить с этим
списком других пленных. Позд-нее этому человеку можно предложить
написать очерк на данную тему.
Китайцы затем могли
использовать имя и очерк такого солдата в антиамерикан-ских
радиопрограммах, которые транслировали не только на весь данный
лагерь, но и на другие лагеря для военнопленных в Северной Корее, а
также на захваченные аме-риканцами южнокорейские территории.
Внезапно ни в чем не повинный солдат ока-зывался "прокоммунистом" в
глазах других военнопленных - своих однополчан.
Но человек устроен
так, что он склонен оправдывать свои добровольные действия. Поэтому
этот солдат, зная, что он написал злополучный очерк без особого
принуждения, менял представление о самом себе, свои ценности и свое
мировоззрение. Он начинал думать о том, что коммунизм - это и на
самом деле не так уж и плохо.
Важно понимать, что
главной це-лью китайцев не было получение информации от пленных.
Китайцы стре-мились обработать американских солдат идеологически,
изменить их позиции, вос-приятие самих себя, взгляды на политическую
систему их страны, ее роль в войне, а также на коммунизм. И они
весьма в этом преуспели. Доктор Генри Сигал, руководитель
нейропсихиатрической экспертизы, отмечает, что связанные с войной
убеждения американских солдат, побывавших в плену у китайцев,
претерпели существенные изменения. Большинство этих людей вернулись
в Соединенные Штаты прокоммунистически настроенными, они говорили,
что "хотя коммунизм не сработает в Америке, это хорошая вещь для
Азии" (Segal,
1954).
Все это действие одного из законов
психики: наше поведение зачастую и формирует наши же установки: как
мы поступаем (внешне вроде бы совершено добровольно), так в итоге мы
и начинаем думать.
После такого вступления, вернемся к
учителям.
Профессия учителя накладывает
значимый отпечаток на психологию учителя.
Учитель не только несёт ученикам
знание по конкретным дисциплинам, он, прежде всего, является его
воспитателем, можно даже сказать, он является ещё и представителем
"власти", поскольку именно через него, через учителя, осуществляется
общественная техника подчинения.
Откладывает ли этот факт отпечаток
на личность учителя?
Да, несомненно.
Претворяя принцип подчинения в
жизнь, учитель развиваешь собственную способность к подчинению.
Давайте подумаем, как деформируется
психология человека, который с завидной регулярностью призывает
других к порядку (причём, должен делать это как можно искренне)?
Это человек и сам может начать
всегда и везде искать идеальный порядок.
Как изменится психика человека,
который по роду деятельности должен всегда знать, что такое "хорошо"
и что такое "плохо"?
Такой человек приобретает черты
мелкого диктатора и тирана.
Т.к. педагог учит ребёнка бояться
(не случайно же страх ребёнка перед учителями - страх почти
мистический, часто лишённый каких-либо объективных оснований), то
какое психическое состояние будет у самого педагога?
Он и сам будет склонен всего
бояться, ведь он именно этому и учит.
Все это и является причиной того,
что педагоги входят в группу риска по пограничным психическим
расстройствам.
Прав был наш величайший физиолог
Алексей Алексеевич Ухтомский, когда писал: "Мой мир таков, каковы
мои доминанты". Посмотрите на социолога - везде ему видятся
социальные процессы, посмотрим на врача - тот зрит болезни и даже
там, где его не просят. Но каков мир, если смотреть на него глазами
учителя? Преподаватель - человек, привыкший учить и выявлять
незнание. Таким, даже если он этого не осознаёт, весь мир он видит
необразованным и нуждающимся в экзаменации. Картина, предстающая его
взору, надо признать, печальная.
Лучше уж видеть болезни, и думать о
том, как их можно лечить; лучше уж наблюдать социальные процессы и
заниматься их описанием; но видеть мир необразованным, безнадежно
"серым" - это поистине ужасно!
Педагоги - это группа риска по
депрессивным расстройствам.
Кроме того, педагог всю свою жизнь
должен сдерживаться. И действительно, ну, раздражает тебя ребёнок,
ну, достал он тебя сверх всякой меры, ну, не лупить же его теперь!
Тем более, что он не твой, а тебе вверенный. Таким образом, учитель
вынужден изо дня в день тормозить внешний компонент своей эмоции
(своего раздражения).
Но русский физиолог Пётр Кузьмич
Анохин показал в многочисленных экспериментах, что торможение
внешнего компонента эмоции (т.е. сдерживание) приводит к усилению
двух её других компонентов - психологического и телесного. Иными
словами, сдерживая бушующие внутри эмоции, человек получает риск
развития психосоматических заболеваний - гипертонической и язвенной
болезни, нейродермитов и нейрогенной астмы, создает для себя
неблагоприятный психологический фон. Последствия налицо - чувство
неудовлетворённости своей жизнью и психосоматические заболевания.
Теперь прибавим к этому привычку
тревожиться. То, что у нас обществе называется чувством
ответственности - есть и есть хорошо натренированная тревога.
Чувства ответственности у педагогов не занимать, и эта
ответственность у них не надуманная, а физиологическая; так что
тут до тревожных расстройств - рукой подать.
Дети - это существа, которые ещё
необходимого уровня тревоги в себе не выработали, а потому учителя и
воспитатели - это люди, которые должны тревожиться, что называется,
за себя и за того парня (в количестве двух-трёх десятков!).
Испытывать ответственность, источая при этом бесконечные
ограничения, внедряя дисциплину (как общественную, так и
умственную), значить тренировать в себе тревогу.
Результат не заставляет себя ждать -
раздражительность, неурядицы в семье и личной жизни,
депрессия и следующая за ней апатия.
Подвергать психическое здоровье
женщины таким нагрузкам просто недопустимо.
Поэтому я снимаю шляпу перед теми
мужчинами-учителями, которые, не смотря на мизерную зарплату,
взваливают на себя эту ношу и идут в школы, разгружая женщин.
В целом я считаю, что наше общество
так или иначе придет к такому выводу - в школах должны работать
мужчины. Педагог - это тяжелая мужская профессия. И оплачиваться она
должна на уровне зарплаты спасателя МЧС.
Отзыв о первом
месяце курса "Похудение" (рост 160 см, 24 года):
Здравствуйте, Алексей!
...Для начала
похвастаюсь. По итогам прошедшего календарного месяца и трех недель
курса у меня появились следующие изменения:
Начало
1 месяц
Вес
56,7 - 57,8 кг.
54,0 - 54,6 кг.
Грудь
89 см.
83 см.
Бедра
98 см.
93 см.
Талия
72 см.
67 см.
Обхват бедра
59 см.
51 см.
Измерила, написала, а
самой не верится. Вроде и избавилась от какой-то пары килограммов, а
сантиметров-то столько куда делось? Только с грудью смешно - такими
темпами она у меня через пару месяцев совсем исчезнет :) ...
...Интересно, что же
будет после второго месяца, если первый такие результаты дает?...
До свидания, Даша
Ответ: Действительно, очень часто
килограммы уходят не очень быстро, зато объемы такое ощущение, что
сами испаряются. Например, в данном примере потеря килограммов всего
3кг за месяц, зато талия уменьшилась на 5 см, а бедра на 8 см.
Конечно, это очень хороший результат для одного месяца. Пожелаем
Даше продолжать в том же духе.
Вопросы по липовой
(осиновой) золе (средство для борьбы с паразитами в
печени - лямблиоз, описторхоз) можно задать по
адресу -
zola_lipa@mail.ru (Дмитрий Костылев)