Итак, сегодня поговорим об Андреевских любках. Тема серьезная
и знаковая. Для людей находящихся в теме «русского стиля» псевдоним Андреев (реальная
фамилия Шевцов) значит не меньше чем Кадочников. А для меня лично, несравнимо
больше.
Александр Александрович Шевцов - этнограф, историк, философ,
психолог, боец. Это все про него. Человек изучавший русскую историю не переписывая
учебники и не раскапывая могилы. Он говорил с людьми, он собирал знания, все проверяя
сам, все примеряя на себя. Человек не только скрупулезно собиравший знания, но и
удивительно много оставивший после себя. Сотни часов видео бесед, десятки книг,
школа русского боя, заповедник народного быта и многое другое. Его теперь нет,
и откладываемая мною много лет встреча, уже не состоится…
Сейчас приемниками и продолжателями его работы можно назвать многих, но сегодня мы поговорим о школе русского воинского искусства «Любки»
под руководством Алексея Гудкова. Человек долго шедший рядом с Шевцовым и
внесший значительную лепту в возрождении русского рукопашного боя. Алексей возглавляет «Русскую Любошную Артель»,
которая уже объединяет артели и ватаги в различных регионах России.
Так что же такое Любки.
Кто-то из старшего поколения еще помнит, как еще подростками, двое уходили
померятся силами, чаще всего при свидетелях, и договаривались, кулак не утяжелять,
в пах не бить, упавшего не добивать – короче на Любки. Это слово еще долго
бродило в народе, хотя значение его было постепенно утрачено.
Прообраз боя на Любки - бой отца с сыном. Могут стукнуть,
так что синяк останется, ущипнуть, могут на палках побиться, могут многое, о
чем договорились. Могут нарушить оговоренные правила, могут вообще не
договариваться ни о чем главное и так понятно – нельзя покалечить соперника ни
как ни при каких условиях. Никто, в здравом уме и ясной памяти не покалечит свое
дитя нарошно, ну и сынку, даже если здоров вымахал, не прибьет отца ради забавы.
И никакие правила тут не нужны.
А попытка представить результат такой борьбы, вызовет улыбку
у любого отца. Ну вообразите, отец и сын раскрасневшиеся, напотевшие, один с
разодранной рубахой, другой с синяком на скуле обнявшись идут показывать
результаты мамке. Надо ли говорить, что подобные вещи жизненно необходимы при
воспитании мужчины.
У такого боя есть много достоинств, но самым важным мне
видится то, что в таких условиях можно много пробовать и ошибаться, экспериментировать
и импровизировать. Ведь ты же твердо знаешь, что даже если ошибешься, то никто
не заставит тебя выплевывать зубы на траву. В этот момент можно превратить
битву в восхитительный танец, в тончайшее искусство, которое будет
совершенствоваться всю жизнь.
Как это может выглядеть в исполнении Алексея Гудкова Вы можете увидеть на этом ролике.
И напоследок, я предоставлю слово Шевцову, лучше я все равно не скажу.
Выдержка из книги А.А. Шевцова "Русский бой на любки"
"...Собственно
любков, как некой самостоятельной школы, не было. Просто иногда мужики
предлагали друг другу: давай повозимся на любки. И каким-то образом понимали,
что есть любки, до какой границы этот бой идет ещё на любки, а где он уже вышел
за свои рамки. Иными словами, вроде бы никто не говорил об особом виде
единоборств, но при этом все имели очень точное понятие, что есть любки, и
прекрасно разграничивали их с другими видами боевых искусств.
Просто
любки шире всех остальных видов единоборств и вообще боевых искусств. На любки
можно биться на кулачки, можно бороться, даже в стенку можно ходить
любошно. В стенке или уличной драке могли не допускаться
удары ногами, но в любках ноги работают. Возможно, потому, что любки позволяли отрабатывать
и то, что нужно в бою на смерть. В обычном же бою удар ногой считался не просто
унизительным, а опускающим. Очевидно, не в
современном блатном смысле, а в смысле древнем - опускающим в нижние миры,
поскольку нога у человека - это его Мифологический Низ. Блатные лишь
заимствовали эти понятия из мифологического мировоззрения наших предков. И
сохранили просто как жесткое правило, которое не объясняется.
Ноги -
это Низ человека, ударить ногой, значит, отправить противника в те миры, из
которых нет возврата. Даже через возрождение. Это допустимо только со
смертельным врагом, с чужим, который, вероятней всего, нелюдь. Так считало
обычное мировоззрение. Так это сохранялось в народе.
Но в
любках работали и ногами. Просто потому, что на любки.
Правда,
ноги в любках никогда не подымались высоко. Конечно, возможны удары в любую
часть тела, но основная работа ведется не выше бедер. Я спросил Поханю, почему
так, и он ответил:
-
Чтобы я всегда мог оставаться собой. Даже в старости.
Действительно, … уже сейчас надо работать так, как позволит
тебе твое тело, постарев. И в этом есть какая-то потрясающая меня верность
самому себе. Даже мое тело не заставит меня изменить себе, я всегда такой,
каким решил быть. И никогда не предам себя. Значит, вообще, не предам…
Вот
чем отличается воин от бойца. Все бойцы воспитывают в себе хитрецов, и потому
предают. И все школы боевых искусств переполнены болью от предательств. Это
даже как-то стало привычным, что все такие школы вечно погружены в обиды и
разборки из-за предательств. И при этом почему-то не видят, что предательства
эти заложены в самые основы их мировоззрения, того мировоззрения, которое сами
они вкладывают в своих бойцов, воспитывая их готовыми отдать все за победу.
Почему
никто не видит эту странность?
Наверное,
собственное мировоззрение тех, кто возмущается предательствами своих бойцов, не
дает им видеть, что это их собственная слабина…
Но чтобы понять мировоззрение любошного боя надо
понять то, как видели мир люди, дравшиеся на любки. Надо понять своих предков. ..."