Один из первых учеников Алексея Алексеевича
Кадочникова, который пришел в русский стиль уже имея значительный список достижений:
мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо, призёр и чемпион
Всероссийских и Всесоюзных соревнований.
Однако в 1990 ушел и организовал свое направление - РОСС.
До сих пор (в возрасте 58 лет) ведет активную тренерскую деятельность.
Ретюнских внес значительный вклад в пропаганду и развитие
русского стиля. Автор книг по истории русского боевого искусства, много лет оказывал поддержку журналу «Русский стиль». Благодаря ему, выпущен целый ряд
отечественных документальных фильмов «Сказание о русском боевом искусстве», «От
танца к бою», «От кулака до штыка». Снялся в качестве главного героя в
документальном американском фильме «Человек-оружие».
О технике работы РОСС и о манере работы Александра
Ивановича могу судить не понаслышке, так как знаком лично и бывал на его
семинарах. Техника сильно перекликается со спортивным самбо, но иногда становится
настолько тонкой и изысканной, что необходимость прикладывать усилия отпадает,
и противник падает сам.
Удары иногда напоминают медвежьи, а иногда фехтовальные
движения шашкой или саблей, и на первый взгляд неуклюжи, но великолепно
прорубают защиту противника и очень сильны. Кстати, РОСС уделяет огромное значение фехтованию -
палкой, шашкой, саблей, штыком.
Работа против ножа мне показалась знакомой –
великолепно проиллюстрированное армейское руководство по рукопашному бою. Захваты, замки
и жесткие блоки в комбинации с многочисленными ударами – старо как мир, просто,
эффективно.
В конце статьи я приведу несколько выдержек из книги
Александра Ивановича «Русский стиль рукопашного боя», по которым вы
сможете судить о познаниях и мировоззрении этого человека.
…
Вспомним, братья — во все времена мы одолевали в рукопашных схватках своих врагов,
откуда бы они не приходили — с Запада или Востока, Севера или Юга. И наши победы
имели под собой основу — русское воинское искусство, систему народной подготовки
мужчины — воина.
До
нынешних дней сохранились имена мастеров-кулачников. Причем упоминаются среди них
не только люди богатырского сложения, как, например, московский Семен Треща
(XVIII в.), кулаком вышибавший кирпичи из печки, но и небольшого роста, худощавые,
невзрачные с виду. Такими были приказной чиновник Батин и фабричный человек Соколик,
однако оба "обладали выдающейся силой и притом ловкостью и изворотливостью
в боях". Это обстоятельство особенно примечательно, ибо показывает — не просто
данная от природы медвежья сила определяла исход поединка. Были секреты, кстати,
и работа по точкам, и определенные типы дыхания (аналог Цигуна), и особое состояние
духа (модная ныне медитация).
Московский генерал-губернатор в Отечественную войну
1812 года граф Ф.В.Ростопчин, большой знаток английского бокса, говаривал:
"Битва на кулаках — такая же наука, как и бой на рапирах". Да и
знаменитая суворовская "наука побеждать" предусматривала как важный
компонент специальную подготовку солдат для ведения рукопашных схваток. А
потому у современного русского стиля, того самого, которым пользовался
"волкодав Таманцев" — герой книги В.Богомолова "В августе 44-го,
или Момент истины", корни глубокие. …
…Обычно
была в деревне мужская группировка, другие ее названия — партия, артель, ватага
или шайка (но не в смысле бандитская). Звали это порой и деревенской вольницей—
было в ней что-то от казачества и от новгородских ушкуйников. Артель выбирала себе
атамана (в некоторых местах произносят "утаман"). Он мог быть даже не
самым лучшим поединщиком, главное, что ценилось выше всего, — должен был хорошо разбираться в традициях и заслуживать
всеобщего уважения.
Много
с него спрашивалось, но много ему и доверялось, вплоть до чести и жизни каждого
артельшика. Все знали, что мог прийти и такой момент, когда атаман положит за собой
на землю шапку: это значило всем стоять на смерть. И припевка была:
Утаман снял серу шапку
И на землю положил,
Вынул ножик из кармана
И сказал не побежим.
Артельшики носили с собой ножи. Холодное оружие было
символом мужского достоинства. Использовалось оно только в случае смертельной опасности.
В стеношном бою или в драке из-за девки — упаси Бог даже вынуть его! Нарушая традицию,
человек отторгался обществом, становился изгоем, что имело для него драматические
последствия. Потому нарушений общественной этики практически не было. Как ты к людям,
так и они к тебе. …
… Помимо кулачного боя у славян культивировались и другие
не менее популярные виды единоборств: палочный бой (запрещен с XVI века), борьба
в схватку и не в схватку, борьба об одной руке, борьба на поясах... всех сейчас
мы и не знаем. …
… Техника русского стиля не требует ни каких-то суперфизических
возможностей, ни больших затрат энергии. Борьба позволяет рассчитывать на успех
при самых разнообразных условиях — в тесной комнате, на лесной поляне, в снегу по
пояс; на всех уровнях — стоя, на коленях, лежа. Соперник может быть вооружен чем
угодно: ножом, мечом, ломом, топором, пистолетом. Глядя со стороны на поединок,
создается впечатление, что соперник просто поддается, подыгрывает. Партнер, начав
атаковать, перестает принадлежать себе. Превращается как бы в марионетку, все нити
от которой в руках владеющего русским стилем. …