Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Формула-1. Русский Проект. Новости Шпионаж в Формуле-1. Часть II


Служба Рассылок Городского Кота

Формула-1. Новости

Шпионаж в Формуле-1.
Часть II

Перевод выполнен Константином Седовым



      Одним из сильнейших оружий 90-х годов были увеличивающие объективы. К сожалению или к счастью, стало привычным делом для лучших фотографов снимать отдельные болиды или весь стартовый ряд так, что мельчайшие подробности дизайна были доступны для изучения соперниками. Это не было незаконным, но все дальше уводило по скользкой тропинке.

      Так где же заканчивается оправданный интерес и начинается незаконный шпионаж? Увеличенные фотографии, радиоперехваты, запись переговоров, запись совещаний, подслушивание? Все средства, кроме последних двух, широко применяются в современной Формуле-1.

      "Все, что не противоречит закону - приемлемо", - говорит Филлипс. Симмондс согласен, хотя и с оговоркой: "Если просто копировать, вместо того чтобы попытаться развить идею, то это нечестно". Строгая охрана практически положила конец эпохе шпионов, проникающих в гараж на квалификации для получения всей возможной информации. Но даже сейчас большинство команд держат сотрудников, чьей задачей является обнаружение посторонних.

      Главный механик Майк Неглайн (Mike Negline) - зоркое око McLaren: "Быстро можно научиться отличать фанатов от тех, кому здесь быть не стоит". Команда послала двух специалистов по аэродинамике с группой туристов на Гран-При, что обеспечило им великолепную маскировку. Источники из команды Williams сообщают: "В прошлом пара команд протестовала против наших проектов, о которых они знать не должны были. О них даже не знали даже некоторые наши инженеры!"

      Филлипс полагает, что грубые методы шпионства прошлых лет уступили дорогу более изощренным вариантам: "Команды все еще делают что-то, просто они стали более аккуратно подходить к делу". Симмондс считает, что можно использовать сложное компьютерное оборудование для получения измерений по теле- и видеокартинке: "Много полезного можно получить с видеороликов, гоночных репортажей и кадров, снятых камерой на борту болида".

      Но уж точно не подслушивание - чистейший промышленный шпионаж? Хэдд: "Я бы не удивился, если бы кто-то зашел так далеко, но мне не понятно, чего бы они этим добились. Чтобы добиться толку, пришлось бы всю эту информацию в реальном времени слушать квалифицированному специалисту. Невозможно дать двухчасовую ленту секретарше и попросить ее определить, есть ли там что-то полезное. Неужели у кого-то вроде Эдриана Ньюи найдется время слушать запись часами? Мне так не кажется. Но когда идет борьба за чемпионат, как между McLaren и Ferrari, и борьба действительно плотная, неизбежно нарастает напряжение. Легко могу представить, как Рон (Дэннис, глава команды McLaren), проверяет свой гараж на наличие жучков. Наша радиоволна закодирована, но я знаю, что люди могут нас услышать. Достаточно посмотреть на магазины на Park Lane, чтобы понять, что технология есть и ждет нас".

      Деннис: "Если что-то подобное произойдет, я уверен, это будет не больше пары команд. Честность команд достаточно высока". Но он вспоминает случай, когда аэродинамик конкурента был пойман с поличным в одном из грузовиков McLaren за изучением болида. Команда заперла его. justify; margin: 0.8em 0pt; padding: 0pt"> Браун согласен, что это выходит за рамки правил игры. Он говорит о моральном аспекте темы: "Поскольку автогонки не означают ухода от мирских законов, я не считаю, что можно оправдать всe:, что не запрещено". Но он считает допустимым нанимать фотографов для съемки болидов противника на открытых выступлениях, изучать их по телевидению и делать замеры по таким фотографиям. На вопрос о существовании промышленного шпионажа в Формуле-1 он сказал: "Возможно. Но очень мало доказанных примеров".

      Один из шпионов признает, что он прослушивал радиопереговоры противника несколько лет, и одновременно записывал переговоры еще двух команд для анализа позже вечером. От записи радиопереговоров - всего один маленький шаг до установки жучков в моторхоуме. Профессионал разведки утверждает, что паддок - просто подарок богов для нечестного игрока. Члены команд постоянно заходят в чужие моторхоумы, и обычные повседневные предметы - розетки, пачки сигарет, бумажники, кредитные карточки, калькуляторы - могут легко содержать передатчик.

      В деловом мире нелегко найти нужное здание и этаж для прослушивания, не говоря уже о конкретном помещении. По иронии правил Формулы-1, здесь главный конкурент является обычно ближайшим соседом по паддоку. Хэдд: "Я полагаю, было бы легко посетить встречу и оставить что-либо за собой. Мне однажды показывали, как человек с помощью направленного микрофона прослушивал личный разговор на расстоянии 100 метров. Я был поражен. Если возможно такое, то в этом мире ничего нельзя сохранить в тайне".

      Еще одна из ведущих фигур на вопрос о подслушивании в Формуле-1 была категорична: "Несомненно. Я полагаю, что все мои личные переговоры в паддоке прослушиваются другой командой. Я знаю, что они слушают". Почему он так уверен? "Поскольку мне передавали распечатки моих личных переговоров. И не однажды". Ах, вот как.

Шпионы, подобные ему

      Есть человек - возможно, их много - работой которого является шпионство за другими командами. И он делал это для нескольких заказчиков.

      "Первые люди, на которых я работал, очень активно изучали действия других. Мы опустошали мусорные корзины после тестов, проверяли топливные контейнеры, все, что могли найти. Но важнейшими областями тогда были радио и фотографы.

      Фотографы были незаменимы для проверки новинок на чужих машинах. Мы говорили им, что нам нужно, и они выполняли работу в кратчайшие сроки.

      Еще мы использовали радио. Команды общались свободно. Теперь они гораздо осторожнее. Некоторые кодируют свои сигналы, и достаточно глупы, чтобы полагать, что мы не в силах преодолеть код. Сейчас все знают, что все слушают.

      Можно многое определить, если подойти с умом. Если знать скорость машины на круге, объем дополнительного топлива и результирующую разницу во времени, то можно определить расход топлива. Это полезная информация для гонки.

      У нас всегда был человек на резиновой вахте, проверявший выбор других команд. Иногда мы приводили незнакомого технического специалиста в чужой гараж, чтобы он узнал всe:, что возможно. Он выглядел зевакой, но обладал достаточными знаниями, чтобы знать, что искать. Теперь все гораздо осторожнее. Но это игра, и команды жаждут еe: продолжить".

Что можно использовать

      По словам эксперта, в таком открытом месте, как паддок Формулы-1, легко разместить подслушивающее устройство. "Всe:, что нужно, это красивая девушка, заглянувшая в моторхоум и расположившая там одноразовый передатчик, который продержится два-три дня", - говорит он - "Простейшие, израильские, стоят несколько десятков фунтов, но качество звука не слишком хорошее и металлические стенки грузовика могут сократить дальность действия сигнала".

      Но это не важно в паддоке, где человек, якобы разговаривающий по сотовому телефону, опираясь на моторхоум, не вызовет подозрений.

      "Это довольно простое устройство. Если делать это профессионально, это стоит гораздо дороже - вплоть до тысяч. Мы бы проверили географию предполагаемого места использования, и предоставили что-либо специально изготовленное. Изучили бы официально используемые частоты, и использовали другую во избежание помех, подключили бы к шестиканальному приемнику.

      Размер устройства составлял бы не более половины коробка спичек, весом в пару грамм. Оно не было бы металлическим или магнитным, поскольку это сделало бы его слишком тяжелым. Двусторонней липкой лентой его можно закрепить к днищу полки или нижней поверхности столешницы - чем выше, тем лучше качество звука. Годами никто не наткнется на него. Если вообще когда-либо".

Оборудование

  1. Ручка - детектор жучков. Полностью тайно. Вытащить встроенную в дно антенну, настроить чувствительность поворотом верха, и она покажет наличие радиопередач горящей красной верхушкой.
  2. Диктофон с минипленкой. Чрезвычайно компактный, цифровой магнитофон с длительным временем записи. Дистанционно управляемый, незаменим при сборе доказательств или в разведке.
  3. Увеличивающие камеры Располагаются в чем угодно, от папки для бумаг до пустой бутылки. Могут быть расположены на задней полке автомобиля. С увеличением до 72 раз и атофокусом, идеальны для секретных операций. Изготавливаются на заказ.
  4. Камера в часах CSS 1020. Невозможно обнаружить. Имеет линзу на лицевой стороне и дисковую пленку в механизме. Многократно доказывала свою применимость в полевых операциях.

Служить и обнаруживать

      Грэм Джонсон (Graham Johnson), управляющий директор одной из крупнейших шпионских компаний Британии, Metropolitan Investigations, говорит, что его компания выполняет функции контрразведки для одной из команд Формулы-1. "Пару лет назад, нас наняли для проведения закрытых тестов в Европе. Я не хочу называть команду, это секретная информация", - говорит он.

      Но это не была мелкая команда? "Нет"

      Крупное семейное имя? "Да"

      "Нас наняли сопровождать машину в Европу, обеспечить отсутствие сторонних наблюдателей, устройств наблюдения в гараже, и доставку машины в нетронутом виде. В конце концов, люди - рабы привычек. Они посещают те же места и пользуются теми же вещами. Достаточно легко разместить где-либо подслушивающее устройство. Мы обеспечивали безопасность здания, проверяли отсутствие лишних устройств. Ничего передающего, что не должно передавать".

      Легко быть скептиком при таком обсуждении. При всем уважении, а не может г. Джонсон быть просто фанатом гонок с буйным воображением, пытающимся навязать дорогие услуги?

      Однако сообщите об этой операции Россу Брауну, техническому директору Ferrari, и он совершенно не удивится. "Я об этом тоже слышал", - скажет он.


Читайте также на
WWW.F-1.RU
все новости о Формуле-1:

Обзор. Интервью с Михаэлем Шумахером после ГП Венгрии
Обзор. Кандидат в Ferrari
Обзор. Очередной "улов" Бриаторе
Обзор. Джеймс Аллен о Гран-при Венгрии. Тревожный сигнал для Ferrari
Тема дня. Через тернии - к звездам
Гран-При Венгрии. Лучшие круги пилотов
Продолжение истории с пешеходом
Шумахер тестирует новый двигатель 049
Ferrari на тестах в Мюджелло
Вильнев проясняет ситуацию с уходом Зонты из BAR
Зонта о своем будущем
Хосака комментирует контракт Паниса с BAR
Президент Швейцарии посещает Sauber
Мечта Физикеллы
Williams отпускает Баттона до 2002 года
Алези работает в Монце
Тяжелая работа в Фиорано
Ральф Шумахер на тестах Williams в Сильверстоуне Тесты BAR в Мюджелло
Ferrari - третий день тестов во Фиорано
Ferrari - второй день тестов в Мюджелло
Arrows на тестах - все идет по плану
Результаты тестов в Сильверстоуне по итогам трe:х дней
Результаты третьего дня тестов в Сильверстоуне, 17 августа
Результаты тестов в Мюджелло, 17 августа
Jordan продолжает подготовку в Сильверстоуне
Отчет Sauber о третьем дне тестов в Мюджелло
В Ferrari планируют переломить ситуацию
В BAR подтвердили контракт с Панисом
BAR впервые в Мюджелло
Джеки Стюарт о Гран-При США
Договор на проведение Гран-При Австралии продлен до 2010 года
На Гран-При Бельгии будут использовать промежуточный тип покрышек
Джанкуэйра ищет возможности для выступления в Формуле-1
Баттон оштрафован в Венгрии
Стюарт не дает информации о втором пилоте Jaguar на будущий год
Баттон во второй день тестов Williams
Баттон заключил двухгодичный контракт с Benetton
Трулли посетит Фестиваль скорости в Белфасте


Formula-1 Russian Project, http://www.f-1.ru/
   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное