Формула-1 становится всe: более секретной. Команды общаются кодами, и прячутся от
посторонних глаз. Но достаточно ли этого для защиты от спортивных шпионов?
Формула-1 - мир, полный секретов. Понаблюдайте за болидом McLaren,
остановившимся перед боксами. Немедленно закрываются его передние и задние антикрылья.
Несколько минут - и он больше похож на кресло, чем на гоночную машину.
Механики команды никогда не знают жесткости устанавливаемых пружин подвески.
Это номер 16 или 12? Он мягче или жестче? Никто не знает. Информация доступна только
в
пределах необходимости, даже среди доверенных сотрудников.
В Ferrari то же самое: ширмы закрывают F1-2000 в конце каждой сессии от жадных глаз
и линз. Команда механиков спешно прикрывает борта машин Marlboro при каждом, даже
самом
кратком, заезде в боксы. В контур радиосвязи боксов с машиной итальянской команды
встроены наисложнейшие схемы шифрования. И даже при этом обсуждения настроек ведутся
с
использованием кодовых обозначений.
Подобная практика секретности означает, что чемпионат Формулы-1 проходит в
условиях тотальной взаимной подозрительности. Пять лет назад команды вели простые
игры в
кошки-мышки. Теперь все гораздо более серьезно. Никто не прячет, пока не считает,
что кто-то
смотрит. А они смотрят...
Изучаются телезаписи, нанимаются фотографы для фиксации малейших секретов. При
разнице результатов команд, измеряемых в сотых долях секунды, это преимущество может
определяться конфигурацией закрылка антикрыла.
А еще они слушают. Четыре команды на прямой вопрос признали, что прослушивают
радио-переговоры соперников. На самом деле это делают большинство. Даже на дальнем
конце
паддока, команда BAR имеет закрытый контур микрофонов и наушников, подключаемый
напрямую к машине для реально приватных переговоров.
Если они и смотрят, и слушают, то что может быть еще? Шпионаж был одно время
миром Джона ле Карри, миром тихих переговоров, где случайно оброненные слова имели
большое значение. С развитием технологии подслушивающие устройства становились меньше
и
сложнее, а промышленный шпионаж - легче. И росло искушение его использовать. Всe:,
что
сейчас для этого нужно - деньги и желание. А в Формуле-1 определенно есть деньги.
А
желание...
При том, что шпионаж в коммерческом мире давно стал привычным явлением, не
наивно ли предполагать отсутствие желания <узнать тайны соседа> в самом дорогом виде
спорта? "Такова человеческая природа", - говорит Джоанн О'Нейл (JoAnn O'Neil), директор
лондонской Lorraine Electronics, которая уже 25 лет поставляет оборудование для наблюдения
крупным компаниям. "Люди жадны. Они хотят иметь то, что есть у кого-то другого, и
некоторые выбирают легкий путь подслушивания. Это привычно в коммерции, и я не могу
представить, что в Формуле-1 нет хотя бы простейших вариантов".
Имидж Гран-При даже при самой большой наглости никогда нельзя было назвать
кристально чистым. Но для бизнеса, в который вовлечены компании с доходом более 2
миллиардов фунтов в год, дела обстоят не так уж плохо. Не было скандалов с подкупом
(сравните с крикетом), не было сексуальных споров (посмотрите на футбол), и всего
одна
проблема с наркотиками за 50 лет (вспомните регби).
Пожалуй, не стоит удивляться, если еe: единственным пороком окажется шпионаж. Тем,
кто смеется над этим, предлагаю задуматься над следующим. Факт: известная команда
наняла
компанию контрразведки для защиты первых тестов нового болида. Факт: у некоторых
команд
есть штатный исследователь, в задачи которого входит наблюдение за соперниками. Факт:
один
из них признал, что обдумывал установку жучков у оппонентов. Факт: инженеры маскируются
под фанатов, чтобы обмануть противников. Факт: нанимаются фотографы для съемки новых
разработок.
Формула-1 процветает. Более, чем когда-либо. Быстрее, технологичнее, сложнее, и
самое главное - прибыльнее. Миллионы выигрываются и теряются каждый уик-энд со взмахом
клетчатого флага. В паддоках по крайней мере 30 миллионеров, и их состояние каждое
второе
воскресенье зависит от воли случая. Более того, существует замысловатая сеть миллиардных
компаний, зависящих от исхода гонок. Крупные карьеры могут быть созданы или разрушены
в
зависимости от финишного положения машины.
В Формуле-1 есть постоянная, жгучая, неутолимая жажда информации. И она всегда
нужна срочно - изменения настроек не могут ждать. В свете заявления Макса Мосли о
том, что
одна из команд (а возможно, целых три) жульничала в прошлогоднем чемпионате, стоит
ли
удивляться, что явное неуважение к правилам на трассе распространяется и на организационные
правила вне трассы?
История спорта предполагает, что подобные меры и вопросы вполне могут иметь место.
В 1970-х, когда болиды хранились под брезентом, инженеры Brabham однажды вернулись
в
свои боксы после наступления темноты, и обнаружили там владельца команды-конкурента
и
нескольких его инженеров, изучающих при свете фонарика их машину. После серии подобных
инцидентов, команда Williams первой наняла французскую охранную компанию.
Когда Росс Браун еще был там младшим дизайнером, в дизайнерском офисе на их
фабрике была совершена кража со взломом. "На первый взгляд, все было на своих местах,
пока
мы не заметили пропажу большого количества фотокопировальной бумаги", - вспоминает
Браун. "Не нужно было быть гением, чтобы осознать происшедшее. Позже эти чертежи
были
выставлены на продажу. Это был явный промышленный шпионаж".
Два года назад у команды Williams были украдены 11 переносных компьютеров с
важнейшей информацией из дизайнерского отдела их завода в Гроув. "Возможно, это были
просто компьютерные воры", - говорит технический директор Патрик Хэдд - "а может
быть и
нет". Примерно в это же время были вскрыты ящики, принадлежавшие Mercedes, с целью
проникновения в секреты революционной системы переменных патрубков их двигателя V10.
Производители утверждают, что изученные узлы не могли найти иного применения, кроме
как в
автогонках.
В разгар топливной войны одна из команд взяла примерно наперсток топлива из
контейнера, оставленного одним из конкурентов на тестах. Проанализировав его, они
раскрыли
секрет смеси, который позволил им моментально отыграть почти секунду на круге. Элементы
этого экзотического коктейля необходимо было импортировать из трех стран по цене
1060
фунтов за литр, но они сочли это приемлемым. После этого стало обычной практикой
для
механиков испражняться в использованные топливные емкости для маскировки состава
топлива.
Несколько лет назад было традицией копаться в мусоре, оставленном после гонок и
тестов. Теперь большинство команд пользуются уничтожителями бумаг в комнатах для
совещаний. "Это сейчас обычное дело", - говорит технический директор Benetton Пэт
Симмондс. "Мы ничего за собой не оставляем. Ничего". Службы безопасности в Ferrari,
McLaren, Williams, Jordan, Prost и BAR не для того, чтобы отгонять бродячих торговцев.
Коммерческий директор Jordan Ян Филлипс поясняет: "Частично это для борьбы с воровством.
Но довольно большие деньги вложены в технологию, которую нужно охранять".
Обзор. Ferrari: работа над ошибками
Обзор. Повторный старт
Обзор. Интервью с Михаэлем Шумахером после ГП Венгрии
Баттон переходит в Benetton!
Оливье Панис в следующем году будет выступать за BAR
BAR впервые в Мюджелло
Джеки Стюарт о Гран-При США
Договор на проведение Гран-При Австралии продлен до 2010 года
На Гран-При Бельгии будут использовать промежуточный тип покрышек
Джанкуэйра ищет возможности для выступления в Формуле-1
Баттон оштрафован в Венгрии Шумахер целиком отдаe:тся гонкам
Шумахер: Мы еще не побеждены
Стюарт не дает информации о втором пилоте Jaguar на будущий год
Баттон во второй день тестов Williams
Баттон заключил двухгодичный контракт с Benetton
Трулли посетит Фестиваль скорости в Белфасте
Стюарт разочарован результатами Jaguar
Верстаппен заканчивает тесты в Сильверстоуне
Бадоер работает в Фиорано
Ирвайн и Херберт присоединились к Jaguar на второй день тестов
Первый день испытаний Ferrari в Мюджелло
Бернольди присоединился к Сало на второй день тестов в Мюджелло
Баттон будет отпущен на два года
Результаты второго дня тестов в Сильверстоуне, 16 августа
Результаты второго дня тестов в Мюджелло, 16 августа
Рон Деннис не поддерживает Premier 1 GP
Укороченные тесты Френтцена в Сильверстоуне
История Ф-1. Участники Гран-При - Джорж Абекасис
Хэд уверен в успехе Монтойи
Организаторы Гран-При Малайзии планируют провести лучший Гран-При чемпионата
Arrows: первые тесты с AMT назначены на октябрь
Ferrari уделяет повышенное внимание тренировке стартов
Тораносуке Такаги новый тест-пилот BAR?