Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 61
Сегодня, в 61 выпуске рассылки:
Серия статей "Cпециалистов БЕ и БИ"Фальстарт "Маленького дракона" публикуется в сокращении, полная версия доступна на нашем сайте Наверное, нет в современном мире любителей боевых искусств, которые бы не слыхали о "непобедимом бойце" Брюсе Ли и о созданной им "самой совершенной боевой системе", "стиле без стиля" - джиткундо. Однако среди людей, серьезно занимающихся боевыми искусствами, истинность этих утверждений всегда вызывала сомнение. Данная статья написана с целью внесения сомнений в умы верующих и подкрепления таковых в умах сомневающихся. Основой для данной статьи послужили материалы, собранные американским любителем боевых искусств Майклом Дорганом, информация, любезно предоставленная президентом аргентинской Jin Wan Kung Fu Association господином Клаудио ди'Ренцо, и ряд других источников, найденных с помощью всемирной компьютерной сети INTERNET. Для удобства сопоставления с другими источниками я вопреки своей традиции сохраняю кантонский вариант произношения китайских терминов. Обычно любая биография Брюса Ли рассказывается о том, что он обучался такому стилю китайских боевых искусств как Вин Чунь у известного гонконговского мастера Ип Мана, и не раз тестировал свое мастерство в уличных драках, и вообще был лучшим учеником и чуть ли не продолжателем дела мастера. Однако ни одна из существующих в настоящее время линий гонконговского винчунь, выводящих себя от Ип Мана (в том числе обе всемирные федерации) так не считают. Более подробное исследование позволило обнаружить интересные факты. Как известно, в гонконговском винчунь (версии, распространенные в китайских провинциях Фуцзянь и Гуандун, а также вьетнамский винчунь, известный ныне в России благодаря живущим в Москве вьетнамским мастерам, остаются за рамками данной статьи) имеется три комплекса, исполняемых без оружия, комплекс упражнений с деревянным манекеном, комплекс с парными ножами специального вида (т.н. "ножами-бабочками") и комплекс с длинным шестом. Три комплекса без оружия - это "сю ним" ("маленькая идея"), состоящий из самых базовых техник и исполняемый стоя на месте, "чум кю" ("построение моста"), содержащий более продвинутые техники, в том числе удары ногами, локтями и различные перемещения, и ``бил джи" ("нацеленные пальцы"), в котором прорабатываются удары пальцами по легко поражаемым местам. В промежутках между изучением этих комплексов традиционная программа содержит специальные системы упражнений в паре ("приклеивающиеся руки" и т.п.), предназначенные для выработки специальных навыков применения этих движений в реальном бою. Ип Ман прожил долгую жизнь, и ряд его учеников полностью перенял его науку - в качестве примера можно привести хотя бы знаменитого Юань Кайсаня - и встает естественный вопрос: входил ли Брюс Ли в их число? НЕТ! К моменту своего отъезда в США Брюс Ли знал первый комплекс и осваивал второй. Он не владел ни техниками обращения с оружием, ни третьим комплексом, ни комплексом на деревянном манекене (хотя он, естественно, наверняка не раз видел эти комплексы на тренировках и вполне мог знать отдельные входящие в них техники). Под сомнением также и его владение парными упражнениями типа "приклеивающихся рук". Ип Ман никак не выделял Брюса Ли из прочих учеников и не очень любил его, так как считал, что тот изучает боевое искусство только ради уличных драк (похоже, что именно это и было правдой). Известно, что будучи уже известным киноактером, но чувствуя недостаток владения боевым искусством Брюс просил Ип Мана об уроках и даже предлагал дом в подарок, но старый мастер прогнал Брюса Ли, сказав, что он не намерен обучать человека подобных моральных качеств. Итак, несовершеннолетний подросток, резкий от природы и немного поднатаскавшийся в боевых искусствах - правда у отличного мастера - отправился в США, где только-только открывают для себя само понятие боевых искусств. То, что случилось там в Сан-Францисском Чайнатауне, легло в основу кучи теорий об устарении традиционных боевых искусств в современных условиях и о необходимости разаботки новых методов. Что же произошло? Брюс Ли, который вскоре стал соперничать с Мао Цзэдуном за звание самого известного в мире китайца, участвовал в бою, который радикально повлиял на всю его дальнейшую жизнь: бою против Вонг Джэк Мана. Вот как описывает это его жена Линда Ли в своей книге "Брюс Ли: единственный мужчина которого я знала". "Оба сошлись, формально поклонились, и бой начался. Вонг принял классическую стойку, в то время как Брюс, который в то время еще использовал свой винчунь, провел серию прямых ударов кулаками. Через минуту люди Вонга стали пытаться остановить бой, так как Брюс начал побеждать, но Джеймс Ли предостерег их, и бой продолжился. Минутой позже, в то время как Брюс продолжал свою серьезную атаку, Вонг начал пятиться с той скоростью, на которую был способен. Вскоре Вонг повернулся и побежал. Но Брюс напрыгнул на него подобно леопарду и опрокинув на пол продолжил мутузить кулаками, в то время как тот был уже полностью деморализован. "Достаточно?" - спросил Брюс. "Хватит!" - ответил Вонг. Еще один быстрый триумф человека, который заявил что может побить любого бойца в мире." Однако далее в книге следует, что этот бой был более чем кратким моментом триумфа. "Схватка с Вонг Джэк Маном изменила его собственное мнение о кунгфу. До этого боя Брюс улучшал и расширял свой винчунь, но теперь он неожиданно решил, что хоть он и выиграл сравнительно легко, однако его подготовка на самом деле оставляла желать лучшего. Бой, считал он, должен был кончиться через несколько секунд после первого удара - вместо этого он длился три минуты. Кроме того, к концу Брюс начал задыхаться, что показало ему что он далеко не в лучшей форме. Потому он стал анализировать бой, обдумывая, где он действовал неправильно и разыскивая пути по улучшению техники. Вскоре он пришел к выводу, что основа его боевого искусства - винчунь - неполна. Слишком много внимания техникам рук, очень мало ударов ногами, и вообще, очень многое отсутствует." Еще дальше в книге Линда Ли добавляет: "Бой против Вонг Джэк Мана также заставил Брюса Ли интенсифицировать свои тренировочные методы. С этого дня он стал делать их все более и более сложными и насыщенными... Брюс постоянно что-нибудь делал, поддерживая тонус различных частей тела." Приносил ли столь интенсивный тренинг пользу или вред - будет обсуждаться позже, а пока обратим внимание на тот факт, что пустяковая ПОБЕДА, одержанная мужем Линды, послужила причиной того, что он выбросил на помойку стиль, которому фанатично поклонялся более десяти лет. Вот как потвердил это сам Брюс в интервью журналу "Black Belt": "Я был вовлечен в поединок с одним типом в Сан-Франциско. После короткого вступления этот сукин сын начал убегать. Я догнал его и как дурак продолжал бить кулаками по голове и спине. Вскоре мои кулаки начали пухнуть, так как голова у него была довольно твердой. После этого я понял, что винчунь не является практичным стилем, и начал изменять свой способ боя." Если вам кажется маловероятным, что легкая победа над неискусным оппонентом послужила достаточной причиной для того, чтобы Ли отказался от стиля, который служил ему верой и правдой в бесчисленных гонконговских драках, то стоит, наверное, поискать более серьезные причины. Есть ли другие свидетельские описания этого боя? Есть, причем одно из них сделал сам Вонг Джэк Ман! Еще одно было сделано Вильямом Чэнем. Кроме участников боя, Вильяма Чэня, Линды Ли и Джеймса Ли там было еще человек 7-10, но имена остальных история не сохранила, как и их мнений о поединке. Вот как выглядит бой в описании Вонга. Вначале он поклонился и протянул руку Ли, приветствуя того в традиционной манере перед началом схватки. Ли изобразил ответное протягивание руки, тут же резко трансформировавшееся в тычок четырьмя пальцами в глаза Вонга. "Это начальное движение", - рассказывает Вонг, - "задало весь тон, в котором Ли вел схватку. Это были именно тычки пальцами из третьего комплекса винчунь, которые используются в смертельно опасной ситуации для убивания противника." Вонг добавляет, что были также и прямые удары кулаками, и пинки в пах, но наиболее опасными являлись именно эти кончики пальцев, старающиеся выколоть глаза или проткнуть горло. И то, что Вонг предполагал серьезным, но честным сравнением мастерства, превратилось в упражнение на спасение жизни. "Он действительно хотел убить меня", - говорит Вонг. Сам Вонг являлся крупным мастером Северного Шаолиня. Под этим понимается не стиль северного шаолиньского монастыря, а система, принесенная на юг Китая Гу Жучжаном. Вонг знал много приемов, но использовал против Ли только защитные. Он парировал пинки Ли своими ногами, в то же время используя руки для защиты головы и корпуса, лишь изредка нанося жалящие удары в голову или корпус Ли. Вонг объясняет, что действовал в защитной манере, так как боялся последствий серьезного ответа на действия Ли. В дореволюционном Китае закон позволял поединки на жизнь и смерть, но Вонг знал, что он находится в США, и убийство противника или серьезная травма - тем более при стольких свидетелях - приведут его самого за решетку. Именно поэтому он не использовал свою правую руку для завершающего удара в тех трех случаях, когда ему удавалось зажать голову Ли под своей левой рукой. Вместо этого Вонг каждый раз отпускал Брюса, но это лишь больше раззадоривало последнего, который считая противника слабаком лишь усиливал атаку. "Он бы никогда не признал, что проиграл, прежде чем вы убили бы его", - говорит Вонг. Но несмотря на страх перед законом Вонг утверждает, что начал рассматривать убийство Ли как один из возможных вариантов. "Я помню, что думал: `Если он травмирует меня - мне придется его убить'." Однако прежде чем такая необходимость действительно возникла, бой завершился из-за того, что Линда назвала "неожиданной одышкой Брюса". Никто не нанес решающего удара. "Все продолжалось", - говорит Вонг, - "не менее 20 минут, может быть и все 25". Хотя впечатления Вильяма Чэня гораздо менее определенны, чем мнения обоих участников, его версия ближе к версии Вонга, чем к версии Ли. К примеру на вопрос о длительности боя Вильям, как и Вонг, ответил: "минут 20-25". Также он не помнит, чтобы кого-либо отправляли в нокдаун. "Определенно", - говорит он, - "Вонг не был опрокинут на землю и забит кулаками до полной деморализации". Насчет утверждения Вонга о том, что он трижды зажимал голову Ли под рукой, Чэнь не мог сказать ничего - он помнил, что бойцы сходились вплотную несколько раз, но не мог ясно разглядеть, что при этом происходило. Исход битвы он описывает как "ничья". Однако он добавляет, что в то время как разъяренный Брюс Ли нападал "подобно взбесившемуся быку", явно намереваясь нанести серьезную травму, Вонг продемонстрировал экстраординарную выдержку и ни разу не применил своего самого разрушительного оружия - ударов ногами. Северошаолиньский стиль, который практиковал Вонг, уделял ударам ногами большое внимание, и Вонг был крупным мастером их нанесения. В его исполнении удары ногами были молниеносны и разрушительны. Однако перед боем, говорит Чэнь, "Вонг заявил, что не будет использовать удары ногами, так как они слишком опасны для жизни". И несмотря на все ужасные обстоятельства боя, Чэнь добавляет, что "Вонг свое слово сдержал". Минг Лум, ставший впоследствии промоутером боевых искусств в Сан-Франциско, говорит, что не присутствовал на схватке, так как был другом и Ли, и Вонга. Однако он видел Вонга на следующий день в Кафе Джэксона, где тот работал официантом (кстати, перед боем с Ли Вонг проработал целый день в переполненном народом ресторане Чайнатауна). И Лум утверждает, что единственным свидетельством боя, которое ему удалось увидеть, была царапина над глазом, полученная, когда Ли взмахнул кистью руки. "Некоторые люди говорят, что Брюс Ли жестоко избил Вонг Джэк Мана", - замечает Лум. - "Но в этом случае тот бы не мог работать весь следующий день". По мнению Лума, тот факт, что в бою без правил участники не получили серьезных травм, свидетельствовал, что оба очень хороши. Однако после боя Вонг почувствовал необходимость публично отстоять свою честь и доказать, что он был лучше. По его словам, причиной этого послужило то, что Ли нарушил ихнее соглашение не обсуждать бой. Согласно Вонгу, сразу же после боя Ли попросил, чтобы никто не делал заключения об исходе боя, ибо установить победителя было невозможно. Однако менее чем через пару недель Ли заявил в интервью, что победил неназванного противника, вызвавшего его на бой. Хотя Ли и не называл Вонга, всему Чайнатауну было ясно, кто имеется в виду, ибо о бое уже знало все местное китайское население. В ответ на интервью Ли Вонг детально описал ход боя и завершил его открытым приглашением Ли встретиться для публичной схватки, если Ли не согласен с мнением Вонга. Вонговская версия боя вместе с вызовом была опубликована на первой странице выходящем в Сан-Франциско на китайском языке еженедельнике "Chinese Pacific Weekly". Но Брюс Ли, несмотря на свою репутацию, предпочел "не заметить" вызова. Брюсовские фанаты могли бы сказать, что даже если все было и так, то несколькими годами позднее, когда Брюс развил свое джиткундо, он непременно выиграл бы. Однако не надо забывать, что Вонг тоже не стоял на месте в своих тренировках. Известно, что он позднее он занимался внутренними системами и цигуном. По словам его первого ученика Петера Ральстона (который был первым неазиатом, выигравшим Чемпионат мира по китайским боевым искусствам на Тайване), удар кулаком в любую часть тела Вонга не причинял последнему не просто никакого вреда, но даже дискомфорта. Его наступательные же возможности никто и не пытался тестировать. На вопрос о том, как вырос Ли как боец после этого боя, Вонг отвечал, что созданный Брюсом стиль принес тому больше вреда, чем пользы. Вонг утверждал даже, что, возможно, именно джиткундо и стало причиной смерти Брюса Ли. Многие специалисты боевых искусств согласны, что хотя серьезная тренировка по правильной системе может сильно улучшить здоровье, но долгая тренировка по неправильной системе здоровье разрушает. Неправильные дыхательные упражнения могут даже отразиться на мозге. Специальное использование дыхания признается многими специалистами в качестве ключевого элемента развития энергии, хотя различные стили и используют различные методы для этого. Не углубляясь в дебри, правильными методами можно назвать те, которые развивают мощь одновременно с улучшением здоровья, а неправильные - это те, которые не развивают мощи, либо развивают ее за счет разрушения здоровья. Хотя объяснение того, как происходит влияние на здоровье, зачастую звучит мистически, но тем не менее в результате отбора из поколения в поколение в традиционных боевых искусствах оставались именно правильные методы. К примеру система "Северный Шаолинь", которой занимался Вонг, может быть прослежена в прошлое вплоть до знаменитого шаолиньского монастыря на горе Суншань в уезде Дэнфэн северокитайской провинции Хэнань. Хотя винчунь, который изучал Ли, также имеет достаточно долгую историю (около двухсот лет), но стиль, созданный им после своего "победного" боя, был сборной солянкой из различных, часто конфликтующих один с другим элементов. Таким образом, в джиткундо отсутствовала присущая традиционным стилям гармония, что частично признавал и сам Ли, предпочитая называть свою систему "усложненной системой уличной драки", а не стилем. Однако более важной вещью с точки зрения Вонга было не установление, чье мастерство лучше, а прояснение истинной причины боя. По версии Линды Ли, растиражированной в многочисленных Брюсовских биографиях, именно Вонг спровоцировал всю ситуацию, приведшую к поединку. Она пишет, что Вонг требовал, чтобы ее муж прекратил обучать иностранцев. "Стало неписанным законом, что боевому искусству можно обучать только китайцев. Брюс считал это нелепостью, и когда ему говорили, что если обучать белых боевым искусствам, то они могут использовать их против китайцев, то он указывал, что если белый действительно захочет причинить вред китайцу, он может найти для этого кучу методов. Однако вскоре Брюс обнаружил, что его взгляды не разделяются китайской общиной Сан-Франциско, по крайней мере теми, кто занимался боевыми искусствами. Несколько месяцев спустя, когда он и Джеймс Ли начали обучение, в зал Брюса пришел эксперт кунгфу по имени Вонг Джэк Ман. Вонг недавно прибыл в Сан-Франциско из Гонконга и хотел утвердиться на новом месте. Все его ученики были чистыми китайцами. Вместе с Вонгом пришли трое его знакомых. Сам он передал Брюсу документ, который был ультиматумом от представителей китайских боевых искусств в Сан-Франциско. В случае проигрыша боя Брюс должен был закрыть свою школу или по крайней мере прекратить учить некитайцев". Таким образом по версии Линды Ли ее муж неожиданно был вынужден выполнить героическую задачу - защитить, возможно, рискуя жизнью, свое право обучать иностранцев древним китайским секретам боя. Однако Вонг считает иначе. "Я пришел в тот день в школу Ли потому", - говорит Вонг, - "что мне передали бумагу от Ли с приглашением на бой. Приглашение было прислано после того, как я потребовал публичной схватки с Ли, ибо Ли хвастался во время показательного выступления в театре в Чайнатауне, что может побить любого занимающегося боевыми искусствами в Сан-Франциско, и объявил вызов на бой любому, кто считает, что может опровергнуть это утверждение". О присутствовавших Вонг говорит, что знал лишь нескольких, да и то шапочно. Определенно, никто не назначал Вонга формальным представителем кругов, связанных с преподаванием боевых искусств в Сан-Франциском Чайнатауне. Вонг характеризует как вызов Ли, так и свой ответ на него как надменность. "Сейчас я бы так не сделал", - говорит он. Но потверждая свое юношеское высокомерие, Вонг полностью отрицает утверждение Линды Ли, что он должен был остановить Брюса Ли, обучавшего некитайцев. "Это правда", - говорит Вонг, - "что многие - но не все - из моих учеников в первые годы моего преподавания были китайцами. Однако также является правдой, что лишь немногие американцы вне китайских кругов вообще что-либо слышали про кунгфу. Все, что было знакомо американцам из восточных боевых искусств - это дзюдо и каратэ. Про кунгфу они услышали несколькими годами позднее - благодаря фильмам Брюса Ли!" Вонг не пытался хранить секреты кунгфу, двери его школы были открыты для любого. Если какая школа и обучала за закрытыми дверями, то чаще всего это происходило потому, что инструктор боялся провокаций и вызовов на поединки, а не потому, что не хотел обучать некитайцев. Такие опасения не были беспочвенными. В 1995 году журнал "Inside Kung-fu" в сентябрьском номере в статье, посвященной возобновлению преподавания знаменитым мастером Буксамом Конгом, рассказал, что когда Буксам Конг впервые открыл школу в Лос-Анджелесе в начале 70-х, то помещение, в котором проходили тренировки, имело огромное стеклянное окно, выходившее на улицу, и иногда находились типы, пытавшиеся доказать свою "крутизну" путем нападения на занимающихся. Однажды одному из учеников пришлось выгонять одного из них с помощью меча. Таким образом обвинения Линды Ли не имеют под собой оснований. Более того, как только не китайцы стали интересоваться кунгфу, именно Вонг воспитал ряд отличных бойцов, в том числе Ральстона, которые сейчас сами ведут группы в городах западного побережья США. Причем стоили занятия у него гораздо дешевле, чем у Брюса Ли (который иногда требовал 500 долларов в час!). Итак, история, ставшая почти библейской для кучи "теоретиков" и "практиков" "реального боя", является, мягко говоря, сомнительной. Более того, она сильно смахивает на рекламный трюк, созданный с целью завоевания своего куска рынка. Так не лучше ли остановится и вернуться к традиционным системам, реально доказавшим свою боеспособность? Станислав Березнюк Последовательность опубликования статей
|
В избранное | ||